Закрыть Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России 24.02.2014 2155 Время на чтение 7 минут Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (13141392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал. Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного. Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву. Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, - с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи. «Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами... Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» с. 115]. Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь. В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/25/...

Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Иоанна Предтечи , Никона Радонежского Год постройки:1604. Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, д. 1 Координаты: 55.770091, 48.660109 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев. Информация с сайта: Татарстанской митрополии РПЦ В 1990-е годы храм приобрел окончательный облик - надстроен четверик под четырехскатной кровлей, над ним и северо-восточным приделом возведены барабаны с главками, построена трёхъярусная колокольня с шатровым завершением, в 30-е гг. XIX в. шатер заменен купольным сводом с маленькой главкой. Официальной датой освещения храма считается 1604 г. Образец каменного зодчества XVI-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=07034

Преподобный дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». 30 ноября. ПРАВМИР. Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

Гороховец. Сретенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Сретенский монастырь (бывший женский) занимает юго-восточную часть центральной площади города. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона и первоначально был деревянным. Каменное строительство начинается с 1689 года и велось до середины XVIII века. Были построены Сретенский собор с куполами, украшенный глазурованным лемехом и ажурными крестами, церковь зимняя Сергия Радонежского и кельи. Отличаясь богатством и разнообразием композиционных, объёмно-планировочных и декоративных решений, Сретенский собор предстаёт как один из наиболее выдающихся памятников Гороховца XVII века.  http://www.goldenring.ru/gorohovets/index.asp Сретенский женский монастырь основан в 1658 по указу патриарха Никона. В 1678 г в монастыре были две деревянные церкви - Сретенская (холодная) и Сергиевская (теплая) и двадцать монашеских келий, где жили 44 сестры («питались милостыней и рукоделием»). В 1689 г. на средства гостинной сотни торгового человека Семена Ефимовича Ершова вместо деревянной Сретенской церкви построена существующая до сих пор каменная. Теплая Сергиевская церковь и колокольня были построены в конце 17 в. Стены вокруг монастыря возведены в начале 18 в. В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен, церкви обращены в приходские. Монахини были переведены в г. Арзамас. С 1870 г. Сретенская церковь была приписана к городскому Благовещенскому собору, прежде Сретенская церковь была самостоятельным приходом с собственными зданиями и землями. «Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона Видение преп. Сергием Божией Матери».  Монастырь возобновлен в 2001 г. В. Гриньков, Н. Землянская. Золотое кольцо. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008 Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Ч.5. Вып. 1898 г. По переписным книгам 1678 г. в Гороховце значится: «монастырь девич, в нем церковь холодная Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, другая церковь теплая Сергия Радонежского, в монастыре 20 келий, в них 44 сестры питаются милостыней и рукоделием». В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднен и к Благовещенскому собору с 1870 г. приписана была Сретенская церковь женского монастыря. Из переписных книг видно, что монастырь существовал уже в 1678 г., построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=01073

Москва. Мещанское подворье. Церковь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь на этом месте известна с 1632 г., каменная построена после пожара в 1696-1708 гг. Приделы — в честь Владимирской иконы Богоматери и преподобных Сергия и Никона Радонежских. Богослужение совершают лаврские монахи. Среди святынь храма — икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей, перед которой ежедневно совершается братский молебен; икона преподобных отцов Киево-Печерской Лавры; икона " Достойно есть " — список с афонской чудотворной иконы; мощевик с мощами всех Киево-Печерских святых, . Это один из значимых исторических и духовных центров столицы, постоянная резиденция московских митрополитов, где в свое время жил и нес служение автор катехизиса Русской православной Церкви святитель Филарет. Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние. В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья. Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=04015

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  22 декабря 2008 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 13-21 декабря 2008 13 декабря, на девятый день после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил заупокойную Литургию и панихиду в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, где погребен Первосвятитель. По окончании заупокойной Литургии митрополит Кирилл совершил панихиду по почившему Патриарху у места его погребения. Затем Патриарший Местоблюститель обратился к собравшимся со словом, в котором отметил: «Мы собрались сегодня у могилы Предстоятеля, чтобы вознести молитву о упокоении его души. Чем дальше отдаляешься от дня его кончины, тем более значимым представляется образ Святейшего Патриарха. Сегодняшнее его девятидневное памятование совпадает с днем памяти святого апостола Андрея Первозванного, которому Господь судил придти на киевские холмы и своей молитвой утвердить основание нашей Церкви». В тот же день митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В крипте Успенского собора у гробниц почивших Предстоятелей Русской Православной Церкви патриарха Алексия I († 1970) и патриарха Пимена († 1990) митрополит Кирилл совершил литию. За поминальной службой пел хор Московских духовных школ. Затем в Троицком соборе Местоблюститель Патриаршего престола поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского, преподобного Никона Радонежского и другим святыням, находящимся в храме. Преподав богомольцам архипастырское благословение, митрополит Кирилл обратился к ним со словом: «С большим волнением преступил я черту Святых врат и вошел в обитель преподобного Сергия — великую, вселенскую святыню. В самых трудных обстоятельствах жизни в эту обитель приходили люди наши; здесь они черпали помощь, получали поддержку и утешение. Сейчас Церковь наша проходит очень сложный период своего исторического бытия: скончался Святейший Патриарх, который 18 лет мудро вел церковный корабль. И для того чтобы сохранить и умножить его наследие, нам следует в первую очередь сделать то, что делает каждый, приходя в эту в святую обитель, — просить Господа, преподобного Сергия, угодников Божиих, чтобы они не оставили Церковь Русскую, не оставили землю нашу. Просить, чтобы перст Божий указал того, кто во славу Церкви и Отечества продолжит дело Святейшего Патриарха Алексия. Ныне нам всем, быть может, более, чем прежде, подобает хранить мир, любовь и единомыслие, чувствовать духовно локоть друг друга. Да поможет нам в этом Господь молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всех русских святых».

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В.А. Долгоруков Путеводитель по Троицко-Сергиевой Лавре, Вифании, Гефсиманскому скиту и другим примечательным монастырям, а также селениям, близ Москвы лежащим Источник Сергиева Свято-Троицкая Лавра. (Сергиевский Посад) Лежит под 55° 5» Север. шир. и 56° 30» В. долг., от Санкт-Петербурга – 744 версты, от Москвы 70 верст. Свято-Троицкая Лавра основана преподобным Сергием – в мире Варфоломей, род. в Ростове, около 1314 г., при великом князе Юрие Даниловиче. Родители его, Кирилл и Мария, были из боярского рода – в начале были богаты и знатны, но впоследствии, чрез разные обстоятельства, пришли в упадок. Жили они с 1328 г. в селе Радонеже, принадлежавшем сыну вел. кн. Иоанна Даниловича, Андрею (см. Собр. госуд. грам. T. I. стр. 30, 31). Сергий, вместе со своим старшим братом Стефаном, приняли иночество, и желая предаться совершенному уединению, избрали место в глубокой пустыне, в лесу, на горе – верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая и была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. Вскоре к Сергию (принявшему пострижение на 24 году от роду) стали собираться различные люди, искавшие, как и он, уединенной жизни... Начались строиться келлии. Так было положено основание Троицко-Сергиевской Лавры, столь достопамятной в летописях отечественной истории. В настоящее время Троицко-Сергиева Лавра состоит из следующих зданий: 1. Соборный храм Пресвятой Троицы. Построен над гробом преп. Сергия, весь из белого камня (кроме трапезы). Верх собора вызолочен, глава и крест покрыты медью и позолочены через огонь царем Иоанном Васильевичем, в 1556 году. У южной стены, близ иконостаса, почивают мощи преп. Сергии. Рак – две: серебряная, позолоченная – устроена царем Иоанном Грозным; и другая – императрицею Анною Иоанновною, тоже серебряная; весом 25 пудов. В юго-западном углу храма находится медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иноках Саввы, удельного князя Радонежского. 2. Церковь преп. Никона. В юго-западном углу находятся мощи преп. Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. Карта и ближайшие объекты Село Медведково являлось родовой вотчиной князей Пожарских и название свое вероятно получило от прозвища первого владельца села - Василия Федоровича Пожарского - Медведь (Медведко). Осенью 1612 года в разоренном в Смутное Время селе отслужили войсковой молебен перед решающей битвой с поляками за Москву под предводительством Дмитрия Михайловича Пожарского и Кузьмы Минина. В память об этом событии в 1620 году на средства Пожарского была возведена первая деревянная шатровая церковь и для нее был отлит памятный колокол в честь освобождения Москвы. В 1634-1635 гг. в память о безвременно усопшем любимом сыне Федоре Пожарский распорядился заменить деревянную церковь на ныне существующий каменный шатровый храм, один из последних образцов этого стиля, поскольку вскоре церковной реформой Никона этот тип культовых построек был запрещен, как " не соответствующий чину " . В церкви сохранились иконы XVII–XVIII веков: " Покров Пресвятой Богородицы " , " Знамение " , " Девять мучеников кизических " . Есть два придела конца 17 века - Преподобного Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. В подклете располагается теплая церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " , которая не закрывалась и в годы Советской власти. Невысокая двухярусная колокольня пристроена в 19 веке. В 1620-е годы в Медведкове на средства Д.М. Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства был возведен существующий ныне каменный шатровый храм в 1635 г. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как " не соответствующих чину " . Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки. У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Храм не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=01824

V. Церковное пение и церковные вещи К оглавлению О церковном пении того времени не сохранилось в летописях почти никаких известий. Упоминается только мимоходом в одном месте о демественном пении (1440), в другом — о демественнике новгородского Софийского собора (1387), в третьем — о «словутьном певце Митусе» Перемышльского владыки (1241) . Отсюда можем догадываться, что у нас, вероятно, поддерживалось тогда по местам демественное, или гармоническое, пение, введенное еще со времен великого князя Ярослава, и что, по крайней мере при кафедрах архиереев, продолжали существовать хоры певчих под управлением доместиков. В житии святого Петра, Ордынского царевича, сказано, что когда он прибыл из Орды в Ростов вместе с Ростовским епископом Кириллом († 1262) и вошел в ростовскую кафедральную церковь, то услышал в ней «пения доброгласная, якоже ангельская», и что тогда в ней «левый крилос греческии пояху, а правый рускыи» . Бывало ли это последнее и в других кафедральных церквах наших и продолжалось ли в самой ростовской при следующих Ростовских владыках, неизвестно. Во многих рукописных Стихирарях наших встречаются напевы и ноты Киевского митрополита Григория Самвлака, который, следовательно, был и любителем и даже знатоком церковного пения . Мы уже упоминали о серебряных и золотых сосудах и вообще церковной утвари, которыми наделил некоторые храмы своей области галицкий князь Владимир Василькович. Теперь прибавим, что такие же серебряные и золотые сосуды, иногда украшенные драгоценными камнями, серебряные оклады на иконах и Евангелиях, серебряные кадила и подобное находились и в других церквах наших, например в ростовском и владимирском соборах, в новгородском Софийском, в московских церквах, в старорусском Преображенском монастыре . Но были церкви, может быть большая часть сельских, были и монастыри, в которых употреблялись еще деревянные священные сосуды, как свидетельствуют сохранившиеся доселе сосуды преподобного Сергия Радонежского, преемника его преподобного Никона и деревянный потир преподобного Мефодия Песношского († 1392).

http://sedmitza.ru/lib/text/435912/

В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (II) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Лавра Преподобного Сергия, а вместе с нею и вся наша Христианская Церковь , в торжественной обстановке молитвенно воспоминает преставление ближайшего и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника и наставника монашествующих, преподобного и богоносного отца нашего Никона. Преподобный Никон был преемником и продолжателем Преподобного Сергия в деле нравственного руководства и воспитания братий, а также и в устроении обители. Прославляя сегодня преподобного Никона, мы одновременно прославляем и Преподобного Сергия, который воспитал и взрастил такого святого ученика, и радуемся с вами, просвещаясь духовным озарением, исходящим от воспоминания их святого жития. Преподобный Никон родился в городе Юрьеве-Польском от благочестивых родителей. С юных лет, пламенея любовью к Богу и наслышавшись о подвигах и святой жизни Преподобного Сергия, он возымел сильнейшее желание посвятить себя иноческой жизни под руководством этого дивного мужа. Поэтому он, еще будучи юношею, оставляет отеческий дом и идет в обитель к Преподобному. Преподобный Сергий полюбил его, однако, провидя благоразумие и чистоту его души, а также то, что он сам впоследствии станет наставником монашествующих, не сразу принял его к себе. Поскольку ему предстояло стать нравственным руководителем и игуменом братии, он и сам должен был пройти школу испытания, поэтому-то мудрый Сергий и отсылает его от себя к своему ученику, преподобному Афанасию, в Высоцкий монастырь, где он облекся в иноческую одежду, а затем принял и духовный сан, предаваясь с прилежанием подвигам благочестивой монашеской жизни. Побыв некоторое время в Высоцком монастыре, Никон снова идет в обитель к Преподобному. И на этот раз Преподобный Сергий не только с любовью принял его, но и поселил жить вместе с собою в одну келью. Так исполнились заветные мечты и желания Никона: он оказался вблизи от Преподобного. Любвеобильное сердце великого Радонежского чудотворца было открыто для Никона, и оттуда исходил на него благодатный мир и духовный свет отеческой любви; также и сердце Никона было открыто для его духовного отца, ибо он исповедовал и открывал своему наставнику все помышления и намерения свои. И так, подобно дереву, насажденному при водном источнике, Никон в своих монашеских трудах и подвигах показывал обильные плоды добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010