Но даже после взрыва этого величественного памятника многие русские, находясь в Стамбуле, продолжали пользоваться некоторыми привилегиями, зафиксированными при подписании Сан-Стефанского мирного договора. Курьезно, но факт остается фактом, у русских после эвакуации армии Врангеля в 1920 г. из Крыма, сохранились преимущества перед войсками державапобедителей в Первой мировой войне. Сан-Стефановский договор 1878 года предоставлял русским некоторые сохранившиеся до сих пор, несмотря на давность событий, привилегии. Так, например русские военные, а также все русские, кто носил военную форму и сестры милосердия, даже скауты имели право бесплатного проезда в трамвае. Они также могли бесплатно проходить по мосту, который соединял Галату со Стамбулом, у входа на который турецкие полицейские обязывали всех проходящих, даже союзников, платить одну или две монеты пошлины, тогда как русским достаточно было сказать слово «рус» и их пропускали беспрепятственно. После Первой мировой войны русские победители и побеждённые турки оказались в равном положении. http://chatlanin.livejournal.com/387561.html В одном из пригородов Стамбула есть большой пустырь, который местные жители предпочитают суеверно обходить стороной, а старожилы называют его «гора, где стоял русский памятник». Когда-то здесь возвышался 46-метровый русский храм, построенный в память о погибших русских воинах. От храма остались лишь воспоминания и записи в документах. Но Императорское православное палестинское общество (ИППО) планирует восстановить этот храм в Сан-Стефано. Русско-турецкая война закончилась 3 марта 1878 года, когда русская армия подошла к самым воротам Стамбула, прорвав оборону Плевны. В этот день был подписан Сан-Стефанский мир, освободивший все славянские народы на Балканах. Но за эту победу и свободу братских народов Россия заплатила высокую цену. Как и в любой войне, в ходе русско-турецких сражений погибли тысячи солдат. И память о них Россия захотела увековечить на том месте, где состоялось подписание договора.

http://sobory.ru/article/?object=35188

25 октября 1937 г. был арестован настоятель храма в с. Мордыш Суздальского района Петров Сергей Акимович, в монашестве Софроний. Он, якобы, «будучи непримиримым врагом Советской власти и стоящий на позициях буржуазно-монархической системы государственного устройства, в период 1934-1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность. Из активных церковников, враждебно настроенных по отношению к Советской власти, организовал антисоветскую группу, практической контрреволюционной деятельностью которой и руководил. Среди активных церковников воспитывал и разжигал ненависть к Коммунистической партии и Советской власти, а так же террористические намерения и злобу по отношению к их руководителям. Среди населения с. Мордыш систематически вел контрреволюционную и повстанческую агитацию, заявляя о необходимости организации восстания и свержения Советской власти. Одновременно дискредитировал хозяйственные и политические мероприятия Советской власти, в частности систему колхозного строительства. Кроме того, как Петров, так и участники контрреволюционной группы, созданной им, среди населения распространяли провокационные слухи, добиваясь ослабления доверия колхозных масс к Советской власти и противопоставления их последней». «В марте 1937 г. поп Петров вел антисоветскую и антиколхозную агитацию в помещении сельского совета, в присутствии нескольких лиц, клеветнически заявляя, что политика Советской власти направлена на ухудшение жизни колхозного крестьянства. В апреле 1937 г. в доме церковника Парфенова Александра в присутствии нескольких лиц Петров высказывался за необходимость организации восстания против Советской власти, заявляя, что почва для этого в народе созрела и что Советская власть долго не продержится. Петрова поддерживала активная церковница Наумова Зиновия. Аналогичную антисоветскую агитацию в группе лиц также в доме Парфенова Петров вел и в мае 1937 г. В том же мае 1937 г., ведя антисоветские дения с церковником Князевым Степаном, Петров заявлял, что зажиточную жизнь народу, крестьянству может дать только буржуазно-монархическая власть. Тот же Петров систематически проводил нелегальные крещения детей, без разрешения и согласия их непосредственных родителей. Только по его собственному признанию, он произвел до 40 таких крещений. В предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным».

http://sobory.ru/article/?object=01425

Сатка Уральской обл. 4 (17) июля 1928 г.).  Чиноприем совершил архиепископ Никола 2-м чином через миропомазание в сослужении архимандрита Пансофия (духовного отца епископа Стефана) и в присутствии многочисленного духовенства и мирян. В этот же день в московском храме Николы Мирликийского состоялось заседание Главного церковного совета древлеправославных христиан-старообрядцев, на котором было решено выделить епископу Стефану следующие области: Бугурусланский округ, Уральскую обл., Уральский казачий район, с заведованием Иркутско-Забайкальской епархией и с наименованием его Бугурусланско-Уральским, на что ему был дан указ за 1239, а также решено просить архимандрита Пансофия Иевлева принять сан епископа и рукоположить его двумя архиереями. Третий древлеправославный епископ Пансофий был хиротонисан архиепископом Николой и епископом Стефаном на следующий же день 5 (18) сентября в московском храме Николы Мирликийского. Последняя литургия здесь совершалась в день недельный — 27 октября 1929 г. А уже в понедельник Никольский храм был закрыт на основании решения 14 Президиума Моссовета от 28 октября 1929 г. (дело 7972). В постановлении говорилось: «Вследствие острой необходимости у рабочих фабрики 4 Москвошвей в клубном помещении и возможности использования для этой цели культового здания старообрядцев беглопоповцев во владении 20/13 по Мал. Андроньевской ул., группа верующих которого немногочисленна и может быть переведена в здание культа старообрядцев белокриницкой общины во владении 18 по Факельному пер. и принимая во внимание, что в случае разногласий между этими общинами, группа верующих старообрядцев белокриницкой общины может объединиться с общиной того же толка, имеющего культовое здание на Рогожском кладбище, — руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. „О религиозных объединениях“ молитвенное домовладение 20/13 по Мал. Андроньевской ул. закрыть и здание его передать рабочим фабрики 4 Москвошвей под клуб». Данное решение было объявлено последнему председателю совета Никольско-Рогожской общины Коноплеву 1 ноября 1929 г.

http://sobory.ru/article/?object=25767

О чем донеся Вашему Превосходительству, имею честь покорнейше просить, согласно прежнему объясненному рапорту моему по сему предмету за 2, удостоить меня начальничьим разрешением, как поступать с теми домами раскольников, в коих открыто будет сборище их на Богомоление и куда обращать могущия оказаться там, принадлежащие в собственность раскольникам книги и иконы; а также и в настоящем случае, куда именно обратить найденные мною теперь монашеские вещи, церковную книгу, просфиры и запасные дары. При этом долгом считаю присовокупить, что о сносе выстроенного вблизи церковной ограды дома, я ныне же сделал распоряжение и что мещанка Кушнерева, в избе которой отыскана церковная книга, просфиры и запасные дары, оставлена мною в Огородне под строгим полицейским надзором " . Недоумение исправника о местах собраний для молитвы и арестованных вещах Епархиальная власть официально разрешила так: " всякое стечение народа в частные домы на богомоление немедленно должно быть рассеваемо, как самочинное и противозаконное; такие дома должны быть в постоянном наблюдении земской полиции, и если, несмотря на воспрещение, замечено будет несколько кратное стечение в них народа,-то самые дома должны быть или уничтожаемы, или приводимы в такое состояние. по которому бы не могли быть пристанищем самочинного Богомоления, а те иконы, которые по усмотрению единоверцев, будут снесены в дом для устроения в нем раскольниками моленной, не принадлежащие самому хозяину, следует отбирать и отдавать в православные храмы для хранения " . Само собою понятно, что старообрядцы не могли питать ни любви, ни уважения к такому деятелю единоверия, каким был Бобров, а это отражалось печально и на самом деле. Бобров в 1859 г. еще раз подал прошение о назначении в Огородню отдельного священника для единоверцев, но успеха не имел. Между тем в Огородне и окрестных слободах действовали уже Белокриницкие священники. В 1862 г. в Огородне многие единоверцы отпали в раскол. Консистория то и дело предписывала архимандриту Макарьевскаго монастыря Гедеону " продолжать чинить тщательное вразумление и увещание " отпавшим и в случае надобности-при содействии земской полиции; уклоняющихся от увещания позволено было требовать к увещателям через полицейское управление. Успеха в увещаниях не было. Сам Бобров продержался в единоверии до 1869 г. и также " совратился из единоверия в раскол " , о чем Консистория сообщила " на зависящее распоряжение Могилёвского губернатора " . С совращением Боброва единоверие в Огородне исчезло.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Таким образом, на пристани села Унежмы, расположившись с моим попутчиком в новом, хотя и более спокойном, но опасном экипаже, мы пустились в море уже при закате солнца. Сильный попутный ветер крепко схватил паруса карбаса и невольный страх овладел мною. Мы неслись в нескольких верстах от берегов и, разрезая бушующие волны, с каким-то самоотвержением шли вперед. Дружное пение гребцов, их полное спокойствие к окружающим волнам моря постепенно ободряли меня, и я скоро сам забыл о всех опасностях. Сквозь небольшой дождь и туман мы быстро прошли более 30-ти верст и, приближаясь к станции, готовы были вступить в устье реки Нюхчи, но начавшийся отлив и опасные пороги этой реки заставили нас идти в деревню пешком более 5-ти верст. Целой процессиею мы с багажом пробирались узкою тропою, лежащею в тундрах, и в продолжение только нескольких часов, изнемогая от усталости, едва достигли селения. Не найдя, однако, здесь ничего интересного для своих целей, мы выждали нового прилива – «полной воды»; быстро затем пронеслись в карбасе порогами реки и снова вступили в море. Тихая, ясная погода, несмолкаемые песни гребцов-«женок», отдых на попутных островах, все дышало на меня новизною и производило небывалое впечатление. Осмотревши на следующей станции мало сохранившиеся церкви в селе Колежемском, я направился в посад Сумы. По зимнему пути здесь считается 25 верст, между тем как морем, огибая берега, пришлось сделать до 50 верст. В подобных переездах невольно поражает неутомимый труд гребцов, которые зачастую проходят 25-30 верст без парусов и без всякого отдыха. Проезжая таким образом одну деревню за другою, между прочим, нельзя было не заметить в них некоторую безжизненность и почти полное отсутствие мужчин. Это объясняется тем, что последние, еще с ранней весны, расходятся одни на промыслы по далеким окраинам Мурмана, а другие уходят на торговых судах в Норвегию. «Женки» же иногда на несколько дней отправляются в страду (покосы), так что в деревнях остаются только женки-гребцы, старый и малый люд.

http://sobory.ru/article/?object=30437

В сведениях, собранных А.В. Кудрявцевым, мы впервые встречаемся с информацией о построении кирпичного молитвенного дома в Васютине. Здание этого молитвенного дома сохранилось до наших дней. Это квадратное в плане кирпичное строение с двухскатной кровлей, сделанной уже в советское время. Здание не оштукатурено, с запада имеет входной тамбур, с севера и юга прямоугольные окна. Но даже с первого взгляда понятно, что оно имело некогда религиозное назначение, хотя алтарной апсиды в здании нет. Свет на историю и самого здания молитвенного дома и его общины проливают документы, которые старожилы Васютина ещё в 1990-х гг. передали священнику церкви с. Алексейково Михаилу Ивлеву. Сейчас они хранятся в рабочем архиве автора и мы их впервые опубликуем. Первый документ из этой небольшой папки «Проект старообрядческого молитвенного дома при д. Васютино Весьегонского уезда». К сожалению, на проекте нет даты, но все размеры указаны в дореволюционной метрической мере. Ещё один документ «Протокол собрания Учредителей Никольского религиозного старообрядческого общества в селениях Заболотье и Васютино Заручьёвской волости Бежецкого уезда Тверской губернии» датирован 16 января 1926 г. В особой графе «Время присоединения к данному культу» напротив подписей всех собравшихся значилось – 1925 г. Стоит предположить, что активное движение за официальную регистрацию общины началось тогда же в 1925 г. и особое активное участие в этом приняла дочь М.П. Цветова Мария Михайловна. Как мы увидим позже, она стала не только первым председателем общины, но и в здании церкви было много вещей, переданных ею лично. Разрешение на созыв собрания дал председатель Дымцевского районного сельсовета А. Чуркин 16 января 1926 г. Председателем собрания выбрали Матвея Семеновича Орлова, товарищем председателя Дмитрия Емельяновича Смирнова, а секретарём Марию Михайловну Цветову. Всего рассматривали три вопроса: 1) устав Никольского старообрядческого общества, 2) избрание уполномоченного от общества, 3) текущие дела. По первому вопросу выступила Мария Цветова, «которая указала, что религиозное общество имеет чисто религиозные задачи, и мы старообрядцы должны идти по пути указанному нам Христом». Прозвучало предложение «Обществу именоваться Никольским религиозным старообрядческим обществом приемлющим священство Белокриницкой иерархии». «Выслушав доклад, мы старообрядцы единогласно принимаем наименование общества Никольким старообрядческим религиозным обществом», – записано в графе постановлений.

http://sobory.ru/article/?object=58457

Следующий интересующий нас документ относится уже к 1901 г., когда ИАК, отчаявшись заполучить фотографии и обмеры из Духовной консистории, сама поручила их изготовление архитектору и художнику С.В. Беляеву, заплатив за работу 150 рублей. Беляев произвел технический осмотр Никольской церкви, сделал фотосъемку и обмеры. В июне 1901 г. он представил отчет на имя председателя ИАК графа А.А. Бобринского. Предварив свой текст уже известными сведениями о постройке храма в 1781 г. генерал-поручиком А.Д. Ланским «по преданию по рисункам архитектора Растрелли», далее Беляев впервые указывает на его сходство с Чесменской церковью в Петербурге: «За исключением колокольни храм представляет точную, до мелких деталей, копию (по композиции и размерам) с храма Чесменской богадельни близ Петербурга». Беляев замечает, что «строились оба храма почти одновременно», ссылаясь на надпись на колокольне посадниковской церкви о том, что она была построена в 1781 г. Отчет, имевший важное значение как экспертное заключение профессионала, содержит немало подробностей, особенно ценных сейчас, когда памятника нет, а фотосъемка по нему недостаточна и довольно плохого качества. «Сходство таких работ, как кованые решетки и резьба иконостаса, заставляет предполагать, что обе церкви построены одними и теми же мастерами. Колокольня в Чесменской церкви отсутствует, колокола помещены в башенках на кровле. Высокая же колокольня в Посадникове вызвана, быть может, лесистой местностью. Мелкие отличия (в форме конических венчаний, в штукатурных деталях и в размещении водосточных труб) надо приписать капитальному ремонту Чесменской церкви, произведенному в 1897 году…надо, впрочем, заметить, что детали старой штукатурки в Посадникове нарисованы более художественно, чем возобновленные детали Чесменской церкви». Беляев подробно описывает Никольский храм: «Фонарь образует центральную башню храма, окруженную в основании парапетом с зубцами (в ремонтированной Чесменской церкви этот парапет отсутствует) … колокольня стоит отдельно от храма на расстоянии 2 и ½ сажени… несколько пострадала от пожара, бывшего от неосторожного обжига извести по соседству. Венчание ее и крест переделаны после пожара». Исходя из особенностей решения колокольни, проемов входов, уровня полов, Беляев предполагал, что изначально колокольню и храм планировали соединить между собой и сделать открытую лестницу перед колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=34096

Все эти сведения, полученные о памятнике, его переделках, первоначальных формах и деталях, а также обмерные чертежи послужили основой для разработки проекта реставрации и рабочих чертежей к нему. Особенность работы над ним заключалась в том, что он делался параллельно со сборкой и реставрацией перевезенной церкви, правда, с некоторым опережением. Разборка и перевозка осуществлялись уже четко отработанным методом: освобождение постройки от поздней дощатой обшивки и штукатурки, разметка металлическими бирками и фиксация схем в журнале, разборка по элементам и аккуратный спуск их на землю, группировка бревен и вязка пакетов из них, погрузки автокраном на машины, перевозка до площадки сборки, разгрузка. Работы начаты 12 октября и закончены в основном 18 ноября 1972 г. с небольшим перерывом. Для Никольской церкви отведено место недалеко от шоссе Новгород-Юрьево и поблизости от поперечной дорожки с березовой аллеей. Рядом (к югу от него) расширенный и углубленный прудик - открытый пожарный водоем. Вокруг старые и молодые деревья, кустарник. По генплану рядом с церковью ничего не запроектировано, кроме шатровой колокольни, если такая будет найдена. Сборка и реставрация Никольской церкви велась в соответствии с эскизным проектом, 1959 г., рассмотренным на Ученом совете музея, затем на научно-реставрационном Совете мастерской 23 ноября 1971 г. и согласованным Госинспекцией МК РСФСР 22 марта 1972 г. Опережая строительные работы, на объект поступали общие и рабочие чертежи проекта реставрации. Сборка сопровождалась постоянным надзором и научно-техническим руководством автора проекта. Под памятник заложены столбчатые фундаменты с валунной забиркой между ними. Утраченные и погнившие бревна нижних венцов восполнялись новой, почти свежей древесиной. Реставрация всех частей и элементов сопутствовала сборке. Испорченные грубой протеской и насечкой под штукатурку бревна в интерьере церкви и трапезной протесывались и простругивались еще раз. В северо-западном углу на северной стене оставлен для экспозиции нетронутый фрагмент ее, испытавшей основательные искажения в XIX столетии.

http://sobory.ru/article/?object=60663

Потолка галерея не имела. Этих данных было уже много. Найденный при разборке большой фрагмент брусовой обвязки с врубками (гнездами) для стоек с разным их " шагом " дополнил картину и в общих чертах задал все условия для реставрации галереи. Количество окон определялось " шагом " стоек. Они располагались в малых пролетах и диктовались своей функцией - освещать наиболее ответственные части помещения. Чего еще недоставало? Формы и размеров самих окон. Но они типичны для многих культовых построек и при воспроизведении их могли быть лишь незначительные отклонения в деталях, которых очень мало. Натурных данных для крыльца гораздо меньше - только порожная каменная плита, отшлифованная с поверхности обувью. Но она условно определяла ширину марша и довольно точно низ его. Все стены церкви старые и все, кроме трапезной и нижнего четверика, вверху оканчивались слабо выраженными повалами. Стены, точнее углы, нижнего четверика опираются на углы средокрестия в основном срубе, другими словами - там, где срубы алтаря, трапезной и боковых частей смыкаются. Торцовые стены верхнего четверика придвинуты друг к другу по отношению к нижним, боковые служат продолжением нижних стен. Почти все волоковые окна сохранились, от старых косящатых уцелели значительные их части. В алтаре ко времени обмеров и исследованию было 4 окна. Два больших и поздних в боковых стенах прорублены вновь, ранее там окон не было или существовало одно волоковое в южной стене. Косящатое окно в восточной стене сделано, возможно, в XVIII в., на месте волокового, от которого уцелела лишь часть кожуха для задвижки. Волоковое окно в северо-восточной уцелело, но без задвижки и шпонки, скрывалось под штукатуркой и обшивкой. В алтаре же после снятия штукатурки открылись врубки для столика в углу жертвенника и врубки для скамей. А в уцелевших старых половицах - врубки для ножек престола. В южной стене собственно церкви в XIX в. прорубили огромное окно на месте старого косящатого, уцелевший верх которого заделали. Этому центральному окну фланкируют, но гораздо ниже, два волоковых.

http://sobory.ru/article/?object=60663

Кузнецов, преподаватели училища во главе с директором Н.В. Глоба. От середины двора был устроен покрытый темно-голубым ковром помост до шатра, красиво задрапированного снаружи и внутри коврами и материями национальных цветов и увенчанного двуглавым орлом. В два часа дня прибыла Августейшая покровительница училища великая княгиня Елисавета Феодоровна. Встреченная директором училища Н.В. Глоба и другими лицами, Ее Императорское Высочество проследовала в шатер, где приходским духовенством при пении хора певчих было совершено молебствие с провозглашением установленных многолетий. Закладка состоялась перед окончанием молебствия. Диакон прочитал текст, выгравированный на доске, которая была заложена в основание кирпичной колонны. Первый кирпич изволила положить Елисавета Феодоровна. По старому обычаю положены были также золотые и серебряные монеты. По завершении торжества Н.В. Глоба дал Высокой посетительнице объяснения по поводу сооружаемого здания и поднес ей икону Спасителя, усыпанную драгоценными камнями. Строительство планировалось завершить к 1 августа того же года. К сожалению, училищу не довелось воспользоваться новыми помещениями. С началом войны возникла мысль об устройстве в них приюта для семей призванных воинов с тем, чтобы старшие дети могли приобретать навык в ремеслах, однако вскоре здание было передано под госпиталь Кредитного общества. В течение месяца обширное здание мастерских было переоборудовано, и к 29 сентября 1914 года было закончено обустройство помещений на 500 кроватей. 6 октября 1914 года в присутствии Елисаветы Феодоровны госпиталь Московского городского Кредитного общества был освящен. Ввиду большой нужды в койках для раненых в Москве, госпиталь в дальнейшем был развернут до штата в 1000 кроватей. Заботясь о духовных потребностях раненых воинов, Кредитное общество еще на первом году существования госпиталя трудами члена исполнительного комитета директора Строгановского училища Н.В. Глоба обратило одну из зал первого этажа в молитвенное помещение наподобие церкви древнего убранства.

http://sobory.ru/article/?object=26782

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010