Оформление углов четверика храма гладкими пилястрами, венчающий карниз с поясом сухариков и нешироким фризом, а также скромные профилированные сандрики над перемычками окон первого и третьего света характерны для широкого временного диапазона классицистической эпохи. Индивидуальный облик храму придают небольшие круглые окна второго света. Барабаны венчающего храм пятиглавия (центральный световой) декорированы арочными нишами. На боковых фасадах трапезной пять окон со слабо выраженными лучковыми перемычками образуют симметричную композицию с тремя тесно двинутыми в центрах проемами, объединенными широким треугольным сандриком. Фланговые окна украшены над перемычками скромными сандриками-полочками. Верхние ярусы колокольни обработаны пилястрами, поддерживающими профилированные карнизы с поясами сухариков. Четверик храма перекрыт покоящимся на тромпах восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими скругленными диагональными гранями и световым кольцом в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта конхой. Трапезная и приделы представляют собой в интерьере единое пространство, перекрытое системой коробовых и полулотковых с распалубками сводов. Нижний ярус колокольни перекрыт взаимно пересекающимися коробовыми сводами. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи 1-й пол. 19 в. Свод разделен гризайльными орнаментальными лентами на восемь сегментов, в которых помещены иллюстрации к молитве «Отче наш»; в тромпах — поясные изображения евангелистов. В основании свода и над окнами первого света проходят развитые лепные карнизы, украшенные модульонами и сухариками. На боковых стенах в простенках между окнами второго и третьего света написаны сцены из земной жизни Христа. На южной стене в уровне окон первого света сохранилась композиция «Соломея с головой Иоанна Предтечи», на западной стене — «Вознесение», оформленное гризайльным коринфским портиком; по сторонам читаются «Вход в Иерусалим» и «Проповедь на водах». Ворота ограды, кирпичные, оштукатуренные и побеленные, — интересный пример архитектуры малых форм в стиле классицизма. Пилоны ворот с широким арочным проездом в центре обработаны с наружной стороны парными тосканскими колоннами, поддерживающими раскрепованный антаблемент с аттиком. Над аттиком и пилонами поставлены три главки на тонких шейках и деревянным трибунах. Арочная перемычка проезда ворот украшена тонкой кирпичной бровкой с замковым камнем.

http://sobory.ru/article/?object=31085

После Смуты рост поселений в Тульском уезде идет очень медленными темпами, но к концу 90-х гг. XVII столетия на погосте отстроено еще два дома и статистика упоминает 20 его жителей, в то время как соседнее ему сельцо пустует. Судя по количеству людей, на Глядешке стоял владельческий дом, однако подтвердить это невозможно, так как в переписях его не было принято указывать. Сложность поиска в документах имени заказчика Никольской каменной церкви и точной ее датировки обусловлена многочисленными переходами этой территории из одной епархии в другую. С 1622 г. до 1799 г., то есть на протяжении всего интересующего нас периода, отдельные области отходят к Рязанской, Воронежской, Московской и другим кафедрам, а спустя некоторое время вновь возвращаются в состав епархии. К концу XVIII в. Тульская губерния составлена из трех прежних епархий: Рязанской, Крутитской и Коломенской. Ситуация осложняется и тем фактом, что топоним «Руднево» появляется на карте губернии лишь в начале XIX в. Подобное положение дел затрудняет исследование. Пока не представляется возможным установить, в какой момент государев погост переходит в частные руки. Неизвестно и когда именно появляется здесь поселение. Однако, несомненно, что это происходит после появления нового владельца – Игнатьева. Один из представителей старшей ветви этого рода, Федор Васильевич, служил при Алексее Михайловиче и носил прозвание Рудный. От него берет свое начало дворянский род Рудных, который прерывается на пятом колене, но, вероятно, семья сохраняет память о старшем роде, чем и объясняется происхождение топонима. В Тульской области существует несколько деревень с таким названием, – владения семьи Игнатьевых были раздроблены и разбросаны по Тульской и Орловской губерниям. В конце XVII столетия раздача земель новому русскому дворянству ведется Петром воистину с царским размахом и, вероятнее всего, среди удостоенных высокой милости был и Степан Лукич Игнатьев (1688–1747), чей сын указан в поздних источниках как землевладелец и храмоздатель Никольской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02368

Вместе с тем в нашем мастере было живое острое ощущение национальных форм, складывавшихся на протяжении долгого ряда веков и выкристаллизовавшихся вследствие практики поколений народных архитекторов - его предшественников. Наш мастер органически неспособен был переключиться на позиции космополитической в своей сути теории псевдоклассической школы, являвшейся к тому же проявлением чуждой и враждебной ему классовой (барской) идеологии. Он был воспитан и прочно стоял на позициях эстетики, взращенной творческим гением народа. Предписания этой эстетики, ее принципиальные наставления оставались для него незыблемым законом. Именно предписания народной эстетики и определяли основу понимания мастером идеи монументализма в архитектуре. Сюда входило в первую очередь четкое выявление устремления вверх архитектурных масс. Поэтому сухая рассудочность и жестокость композиции проекта П. Ярославского были чужды нашему мастеру. Он не мог воспринять обнаженный геометризм проекта, а как раз это и определяло «лицо» проекта П. Ярославского. Попробуем теперь сравнить проект «фасада» П. Ярославского с натурными обмерными чертежами и фотографиями. На проекте вся масса строения, включая «стилобат» и фонарь, вписывается в квадрат. А мастер борется с принципом «кубичности»: высота сруба стен центрального участка в натуре в интерьере к началу восьмерика преобладает длина плана четверика. Общая внутренняя высота хоть и незначительно, но больше удвоенной стороны плана. Это - фактически, по чертежникам. Средства же иллюзионного увеличения высоты (а от них мастер и не думал отказываться) создают впечатление выразительно тянутой кверху композиции. Срубы стен имеют четко обнаруженный наклон внутрь. Всего этого в проекте и не могло быть. За отсутствием проекта разреза мы не можем провести сравнение его с нашими обмерными чертежниками. Анализ обмерных чертежей доказывает, что мастер руководствовался пропорциями, которые мы наблюдали в монументальных деревянных строениях народной архитектуры «доклассицистической» эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=59165

Село Чернещина было «экономическое», то есть крепостное. Проект церкви заказал и за воплощением его в жизнь надзирал господин. Поэтому инициатива мастера при строительстве церкви в Чернещине в значительной мере была ограничена волей и вкусом этого господина. Все это и сказалось на виде памятника. Начать надо с того, что архитектор в основу запроектированного им плана церкви положил схему, совпадавшую с традиционной, широко распространенной типовой народной, состоящей из трёх четырехугольников: двух меньших и одного (центрального) большего. П. Ярославский центральный участок плана запроектировал в виде точного квадрата, а алтарь и Бабинец – как равные между собой прямоугольники, имеющие длину равную половине длины центра, а ширина их равна 5/4 собственной длины (по Палладио). Теперь посмотрим, как этот проект реализовал народный мастер. Центральный участок он, как показано на проекте, заложил точно: по форме (квадрат) и по размеру (сторона равна 8,53 м или 12 арш.). Форму Бабинца и алтаря – прямоугольник, вытянутый в направлении Юг–Север, – и длину их (4,26 м, что равно 6 арш.) наш мастер также сохраняет в проекте. Но ширину алтаря и Бабинца он дает не 5,33 м, равную 7,5 арш., как требовал проект, а 5,2 м, равную 7 арш. 5 верш. Такая замена размера ширины алтаря и Бабинца была продиктована привычкой мастера к прямоугольникам, у которых ширина равна апофеме треугольника со стороной, равной длине этого же прямоугольника. Надо еще добавить, что мастер Чернещанской церкви построил Бабинец шире и длиннее алтаря на толщину одного венца, что не предусматривалось проектом. Вне плана П. Ярославский свой проект выполнил во всем вполне в духе, формах и пропорциях псевдоклассики. Мастер-строитель по проекту кое-что сохраняет, кое-что отбрасывает, кое-что меняет. Он не хочет быть «старомодным» и вводит в свое строение свои, принесенные псевдоклассической архитектурой - преимущественно внешние, декоративно-архитектурные элементы: портики с колоннами, фронтоны, полурозеточную форму окон и т.п., поскольку введение их в строение требовал заказчик-господин.

http://sobory.ru/article/?object=59165

Такое редкое для приенисейских храмов решение вероятнее всего появилось вследствие замечаний духовных властей, высказанных еще в 1842 году при рассмотрении проекта Николаевской церкви. Следы фрагментов этой лестницы сохранялись до конца 1980-х годов и были зафиксированы в обмерном чертеже плана здания в учетном паспорте на памятник архитектуры. В интерьере Николаевской церкви пространство храмового объема через широкие арочные проемы соединяется с пространствами боковых приделов и трапезной. Арочный проем между храмом и алтарной апсидой имеет меньший размер. Помещения церкви по данным описи 1851 года отапливались тремя печами «на железных связях с железными дверцами и чугунными закрышками или вьюшками». Судя по сохранившемуся проектному плану Николаевской церкви в селе Конторском архитектора П.А.Шарова, одна из печей должна была находиться у северной стены в алтарной апсиде, две другие печи предполагались в трапезной, примыкая к восточным стенам помещений сторожевской и лестничного блока. В ходе натурных исследований здания Большекемчугской церкви были обнаружены следы печей в алтарной апсиде и в помещении трапезной у восточной стены сторожевской. Место размещения третьей печи необходимо установить дополнительными натурными исследованиями памятника. Опись имущества Николаевской церкви за 1851 год сообщает о портике с четырьмя колоннами, сложенными из кирпича, у западного фасада колокольни. Судя по ближайшим аналогам – Троицкой церкви в Красноярске, Николаевской церкви в Каменском винокуренном заводе, Николаевской церкви в селе Конторском, этот ныне утраченный портик завершался треугольным фронтоном. Кровля портика Большекемчугской церкви по данным указанной описи была выполнена из деревянного теса, крашенного в зеленый цвет. «Лицевая сторона» крыльца церкви в Большом Кемчуге была выкрашена в голубой цвет, карнизы портика в белый цвет. Размеры треугольного фронтона, завершавшего портик крыльца Николаевской церкви, могут быть восстановлены по сохранившимся на западном фасаде колокольни следам его примыкания (в том случае, если при перестройке колокольни в начале 1880-х годов, портик был сохранен в первоначальном виде).

http://sobory.ru/article/?object=12885

Значительная роль в оживлении внешнего вида церкви принадлежит окнам. Они облегчают архитектурные массы, образуя определенный ритмичный узор. Отмеченные нами характерные черты в оформлении внешнего вида церкви отразились в интерьере. Сруб стен бабинца (и последних трех рукавов) – невысокий (6 м) как действительным размером, так и отношением его к площади плана (4,5 × 4,5 м). Однако мастер верхний венец сруба стен Бабинца на удалении 0,5 м от западной грани связывает сволоком. Такой же сволок заложен и поверх сруба стен северного рукава, а в южном рукаве и алтари зарублено по 2 поперечные балки: один у торцевой грани, второй – с противоположного края. Это свидетельствует, что мастер был не совсем уверен в надежности, устойчивости сруба, его замков. Покрыты в интерьере все рукава одинаково: стяжковыми заломами, состоящими из трех (в алтаре – пяти), наклонных к середине плоских граней, заломленных их под углом 36°-45°. Заломы - невысокие (около 1 м). Сверху пристелены плоским потолком со сволочком поперек его. Окна прорезаны в каждой наружной грани в верхней половине сруба стен. Сруб стен центрального участка на границе со всеми 4-мя рукавами имеет заплечики, самые длинные от бабинца. Рукава соединяются с центром просветами 5-метровой высоты, завершенные полукругом. Каждый просвет имеет стяжку в один брус при пятке «арки». В алтаре просвет ниже, четырехгранный; верхний меньший просвет («голосник») имеет форму креста. Сруб стен центрального участка – высокий (10 м) и выглядит умеренно стройным, не тесным. Ригелей в срубе стен центра (как и в срубах рукавов) нет. Три грани сруба стен, кроме восточной, прорезаны парой окон каждая. Итак, освещение-верхнее. Короткими клиньями в углах сруб стен переходит в первый залом – низенький, короткий. Узкие грани его очень мало сужаются кверху, тогда как более широкие, наоборот, сокращаются резко. Скошенные резко, они преломлены под углами 50°-55°. Восьмерик в интерьере выглядит просторным, умеренной высоты. Его освещают четверо окон (узких, высоких). Сруб восьмерика вверху обозначен 4-мя резными ригелями, размещенными со значительным отступом от стен; они связывают Южную и Северную грани с восточной и Западной. При восточной грани восьмерика над ригелями заложен сволочек с блоком в нем для цепи, чтобы подымать люстру.

http://sobory.ru/article/?object=38363

Крупное ярусное здание обладает выразительным стройным силуэтом. Близкий к кубическому двусветный четверик служит основанием широкому и высокому восьмерику. Отступая от карнизов восьмерика над ним круто поднимается лотковый свод, завершенный вытянутым вверх кирпичным барабаном под главкой с перехватом (первоначально барабан имел другие пропорции). Равноширокий четверику пониженный сильно выступающий алтарь с востока завершен в плане тремя дугами. Гребень кровли над алтарем доходил до верхнего карниза четверика. Примыкающая к четверику с запада трапезная равновысока алтарю и несколько меньше храма по площади. Углы четверика усилены огибающими лопатками, боковые фасады разделены на два яруса карнизом, продолжающимся в завершении стен алтаря и трапезной. Карниз включает верхнюю полочку, большой полувал (четвертной вал ?) и нижний узкий трехчетвертной вал. Аналогичный карниз завершает стены четверика. На южной стене четверика внизу помещены три проема, средний — входной, боковые оконные; на северной асимметричной стене — два проема, средний входной и восточный оконный. В верхней части каждого бокового фасада четверика помещено по одному крупному восьмигранному горизонтально вытянутому окну (проемы заложены) в профилированной раме. Такое же ложное окно находится на восточной грани восьмерика. На южной стене трапезной помещены два окна, а в северной стене находится широкий арочный проем, ведший в северный придел. В алтаре боковые части имеют по два окна, а в средней дугообразной стене — ложное окно. Судя по обнажившейся из под облетевшей штукатурки первоначальной кладке, наличники всех окон здания (включая 6 окон восьмерика) имели эффектный рисунок с вогнутыми скатами разорванных фронтонов в завершении. В основной части окон сохранились старые кубоватые решетки, а в растесанных верхних арочных частях — ампирные веерные решетки с дугами между радиусов. Углы восьмерика отмечены огибающими лопатками, полученными после стески первоначальных украшавших ребра объема колонн с белокаменными капителями вверху и кронштейнами в основании (от них остались фрагменты камней). Такие же детали сохранились на восьмигранном барабане храма, где колонны чередовались с нишами.

http://sobory.ru/article/?object=10655

В начале 1914 г. в Европе начало чувствоваться приближение новой войны. Обстановка накалилась до предела, и после убийства в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, 28 июня 1914 г. Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. Османская империя заняла недальновидную позицию и позволила втянуть себя в очередную бойню. Правительство Османской империи подписывает 2 августа секретный союзный договор с Германией. По всей огромной территории империи объявляется всеобщая мобилизация. Широким фронтом разворачивается подготовка к началу военных действий. Параллельно с военными приготовлениями ведется идеологическая обработка населения. Во главу угла ставилась усиленная пропаганда османского превосходства, ключевым моментом в этом вопросе придавалось сносу Мемориала-усыпальницы в Сан-Стефано. В самой османской столице события развивались следующим образом. В одной из крупнейшей мечети Стамбула имени Султана Фатиха 11 ноября было объявлено о начале джихада - священной войны. Официально считается, что только после этого Османская империя вступила в Первую мировую войну. Спустя три дня после объявления войны, 14 ноября 1914 г. в 8 часов 30 минут, русский мемориал-усыпальница был взорван на глазах у многочисленной толпы. Так как взрыв планировался задолго до этого дня, было сделано все, чтобы придать этому как можно большую огласку. Исторический момент подготовки и взрыв было предложено заснять на кинопленку. В Вене, в столице союзного государства Австро-Венгрии, заранее был заключен договор с некой венской фирмой о киносъемке этого варварского акта. Но потом решили, что разрушение русского Мемориала является вопросом национальной гордости турок, и поручили снимать этот процесс турку. Выбор пал на молодого армейского офицера запаса по имени Фуат. Фуат немного разбирался в технике и по вечерам подрабатывал тем, что крутил в Стамбуле немое кино, но сам он никогда ничего не снимал. За несколько часов до взрыва Фуата, который уже поздней стал называться Узкынай, представители австрийской фирмы научили крутить ручку кинокамеры. До сегодняшнего дня на холме, где был сооружен мемориал, так и царит полное запустение. Турки побаиваются ходить туда, зная, что там покоятся кости тысяч русских солдат, они не посмели вести там какую-либо застройку. Местные старожилы называют это место «… Горой, где стоял русский памятник». На этом месте нет ни обелиска, ни памятной доски, но память человеческая и архивные документы кричат, взывая нас к должному почитанию памяти предков.

http://sobory.ru/article/?object=35188

5. Причта положено издавно и по штату 1837 года быть при оной церкви одному клиру с диаконом. 6. Земля при оной церкви обмежевана 1837 года, а сколько десятин всех вообще неизвестно, потому что на оную ни плана ни межевой книги не выдано. В сем 1851 году выгод с огородной земли священно- и церковнослужителями получено луку 2 четверика, редьки 1, картофеля 3, всего на 1 руб.35 коп. серебром. На пашенную землю высевается у всех священно- и церковнослужителей ржи 4 четверти и 4 четверика, пшеницы 2 четверика, ячменя 3 четверти, овса 9 четвертей, гороху 3 пуда, льна 1 четверик. В приполоне за сей 1851 год оказалось у всех священно- и церковнослужителей ржи 22 четверти, пшеницы 2, ячменя 15, овса 25. гороху 1, льна 1 1/2 четверика. Всего на 149 руб. 40 коп. серебром, за исключением 30 руб. серебром употребленных на обрабатывание священнической земли, а диаконом 16 руб серебром; получено выгод от хлеба священником на 44 руб.70 коп., диаконом на 21 руб. 35 коп. серебром, а причетниками как они сами занимались обрабатыванием земли дьячком 18 руб. 67 1/2 коп. серебром и пономарем столько же. С сенокосной земли всеми священно- и церковнослужителями снято сена 8 возов, которое сено равно и солома в настоящую зиму употреблены будут на прокормление 4 лошадей, 11 коров и 7 овец. Сверх сего для прокормления сего скота прикуплено сена всеми священно- и церковнослужителями на 45 руб. серебром. От скотоводства в сем году выгод не было. пустошей с лесом строевым и дровяным не имеется, а дрова священно- и церковнослужители рубят на крестьянских дачах. Рыбных ловель и других угодий, приносящих доходы священно- и церковнослужителям не имеется, сею землею владеют сами священно- и церковнослужители. 7. Дома у священника, дьячка и пономаря собственные, а у диакона казенный, у всех деревянные, на церковной земле. 8. На содержание священно- и церковнослужителей постоянного жалования получается из Устюгского градского банка на весь клир 5 руб.60 коп. серебром и в пользу церкви таковое же количество. В течении сего года в учрежденную при церкви кружку на всех священно- и церковнослужителей денежных доходов за исправление мирских треб, молебствий и поминовений получено 102 руб. серебром. От одного усердия прихожан собрано всеми священно- и церковнослужителями: скоромного масла 2 1/2 пуда, крупы 3 пуда, яиц 700, льна 4 пуда, печеного хлеба 10 пудов, ячменя(?) полпуда, всего на 22 руб. 70 коп.серебром. Итак всех вообще выгод от земли, добровольного подаяния и денежных доходов получено в сем году на весь причт 190 руб. 5 коп. серебром. Содержание священно- и церковнослужителей средственное.

http://sobory.ru/article/?object=10282

29 мая 1898 года Техническо-совещательное присутствие строительного отделения Тамбовского губернского управления утвердила проект на строительство каменной церкви в сельце Устье. Окончательное разрешение на строительство церкви в Устье было получено 13 июня 1898 год, что можно считать началом строительства. Оформлением всех юридических бумаг, наймом техника и строителей, закупкой материалов, ведением всей финансовой отчетности и прочими организационными работами занимались Ермолаев В.И., Макаров Н.Ф. и Тарунин Г.И. Они были инициаторами строительства церкви, поэтому сельский сход доверил им вести всю эту работу. Хлопотать по этим делам в тамбовских учреждениях, в условиях той бюрократической системы, в которой Россия находилась в конце 19 века, было ох, каким нелегким делом. Приходилось обивать пороги многих канцелярий и ведомств, днями просиживать в приемных у мелких и крупных начальников, чтобы получить нужную подпись, просить, унижаться, поступаться совестью. Строительство Никольской церкви шло очень медленно, сказывался недостаток средств. На строительство храма часть проектной суммы денег была собрана, остальные деньги предполагалось собирать в процессе строительства, для чего хозяева дворов обязались вносить ежегодно по 2 рубля с каждой души мужского пола. Всего предполагалось собирать с крестьян около 1270 руб. в год. Этого было мало. Значительные суммы денег жертвовали помещики. В связи с изменением проекта храма - с деревянного на каменный, стоимость материалов и работ резко возросла, денег не хватало. Решили организовать сбор пожертвований по всему уезду, для чего послали по сёлам прошаков. На это дело сельским сходом были избраны Никита и Амплей Филипповичи Коноваловы. Ходили они с сборной книгой не один год. С большим трудом, ценой существенных усилий и денежных пожертвований, строительство церкви, продолжавшееся 10 лет, в 1907 году было, наконец, частично закончено. Не хватило средств на осуществление задуманного проекта, строительство не было завершено наполовину, - не построили трапезную и колокольню. Полное завершение строительства церкви было отложено до лучших времён, слишком накладным обернулось для крестьян ее финансирование. Строительство совпало с неблагоприятными экономическими условиями в стране: Русско-Японская война, революция 1905-1907 годов, неурожай 1906 года.

http://sobory.ru/article/?object=45180

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010