Того же числа выдан указ из Синодального казенного приказа Большого Успенского собора протопопу велено: новопостроенную церковь Николая Чудотворца в селе Митрополье освятить, по новоисправному требнику, а антиминс выдать попу Алексею Васильеву». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. В Митрополье возрождается храм. На месте разрушенного в 30-е годы прошлого века храма началось строительство нового, но по сохранившимся описаниям прежнего. 20 декабря здесь прошла первая праздничная литургия. О том, что в деревне Митрополье, относящейся к г.п.Софрино, когда-то был храм, знали немногие – старожилы, немногочисленные краеведы. Помнил об этом и настоятель расположенного неподалеку храма в честь Новомучеников священник Михаил Штец. И задался целью возродить церковь Николая Чудотворца на прежнем месте. Так, первое упоминание о церкви Николая Чудотворца в селе Митрополье встречается в приходной окладной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1628 год: «церковь Николая Чудотворца в селе Митрополичье, дани 6 алт., по наказу гривна, апреля в 8 день, на нынешний 136 год (т.е. 7136 год от сотворения мира или 1628 год от Рождества Христова – прим.) те день взято». В 1724 году на том же месте была построена новая деревянная церковь Николая Чудотворца вместо старой, которая сгорела. Об этом свидетельствует дело Синодального Казённого Приказа от 23 ноября 1724 г.: «по указу и по благословенной грамоте повелено, вместо сгорелой церкви, построить на том же погосте вновь деревянную церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, да в приделе Николая Чудотворца и оная церковь Николая Чудотворца построена и ко освящению изготовлена, а церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, за скудостию приходских людей, не построена, и дабы указом повелено было оную церковь Божию Николая Чудотворца освятить на старом антиминсе и о том дать освященную грамоту».

http://sobory.ru/article/?object=36628

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая имела четыре придела: Пророка Ильи, Симеона Столпника, Успения Божьей Матери и Крестителя Иоанна. Причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая по ведомости за 1829 г. состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и пономарей. Дома священно- и церковнослужители имели собственные, деревянные на городской земле. На содержание священно- и церковнослужителей давалось жалование в размере 90 рублей. Зданий, принадлежащих церкви, не было. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая находилась на расстоянии 130 верст от консистории, от духовного правления - в 60 верстах, от местного благочинного округа - в 6 верстах. Ближайшими к Николаевской церкви были: Троицкая погоста Баранова, Преображенская погоста Вехно и Воскресенская села Сторожни. Домовой церкви в приходе не было. К церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая была приписана кладбищенская церковь во имя Рождества Христова с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и Великомученика Георгия. Кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была построена в 1797 г. новоржевским купцом Егором Чистовским и Иваном Кукиным Поросенковым. Здание церкви было деревянным и такая же колокольня. Причта у кладбищенской церкви не было, а службу отправляли городские священники. На основании ведомости о церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая за 1857 г., церковь состояла в III-м классе. В ведомости сообщалось, что по штату, Высочайше утвержденному 15 мая 1843 г., причт церкви состоял из двух священников, дьякона, дьячка, пономаря и просфорни. Сумма, получаемая церковью на содержание, составляла 496 рублей. Поскольку земли у церкви не было, то вместо нее с каждого женатого сельского прихожанина получали руги по одному четверику зернового хлеба. Церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая принадлежали две каменные часовни, одна из которых была выстроена с разрешения Синода в 1855 г. церковным старостой Петром Филимоновым на торговой площади. Другая часовня близ церкви неизвестно когда и кем была построена. С 1867 по 1877 гг. при церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовало приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=40214

О. Зосима побывал в Москве на приёме у Михайлова Г.А. и получил моральную поддержку для решения этого вопроса. Подошла весна 1989 года, а вопрос все не решался. Районные депутаты под нажимом властей подписали решение о создании в храме музея. В то время в соборе находился склад общепита, в алтаре был устроен туалет; попираемая святыня в центре города Приволжска ожидала решения своей судьбы. И в день памяти святителя и чудотворца Николая епископ Ивановский и Кинешемский Амвросий приехал в с. Толпыгино и беседовал с о. Зосимой. Владыка говорил: “Как вы сможете отреставрировать этот храм? Он ведь находится в таком тяжелом состоянии, на колокольне даже нет креста " . На что иеромонах Зосима отвечал, что крест на колокольне есть. Внезапно началась сильная гроза, молния ударила между епископом Амвросием и о. Зосимой прямо в землю. Это был как бы знак: через несколько минут раздался звонок и испуганный голос сообщил, что только что на колокольне собора Николая Чудотворца в г. Приволжске сбит молнией крест... Епископ уехал в Иваново, а иеромонах Зосима поехал в Приволжск, посмотреть состояние колокольни. Колокольня, действительно, была несколько разрушена. Это произошло в день памяти Святителя Николая, в честь которого был освящен собор. И именно в этот день был подписан отказ местных властей о возвращении храма Церкви. А на следующий день при загадочных обстоятельствах колокольня обрушилась. Некоторые полагали, что вызванные саперы взорвали колокольню, но доказательств прямых тому не было. Власти ещё некоторое время не отдавали собора Церкви. Склад, который находился в соборе Николая Чудотворца, власти были вынуждены эвакуировать, а руины собора продолжали оставаться бесхозными. Верующие люди, написав плакаты: " Долой власть коммунистов”, " Долой безбожное правительство! " — вышли на площадь перед собором, появилось много антисоветских лозунгов. Народ был раздражен действием местных властей, налицо было настоящее противоборство народа и местной власти. Сломить народ не удалось. Совет по делам религий при Совмине СССР в одностороннем порядке зарегистрировал общину Собора Николая Чудотворца в г. Приволжске, лишив при этом регистрации храм с. Толпыгина. Приписным к собору Николая Чудотворца г. Приволжска оказался именно приход с. Толпыгина, то есть не удалось зарегистрировать новую общину Русской Православной Церкви с сохранением прежней. Религиозная община с. Толпыгина была ликвидирована, храм ее оказался приписным в нарушении действующего законодательства. Прошло совсем немного времени, и был принят новый закон о свободе совести в СССР, и в преддверии этого закона в сентябре 1989 года верующим был возвращен собор Николая Чудотворца в г. Приволжске.

http://sobory.ru/article/?object=01339

О существовании Никольской церкви в XVII столетии свидетельствуют патриаршие окладные книги, в которых под 136 (1628) годом отмечено: «церковь Великаго чудотворца Николая, на посаде, дани три алтына, две деньги, десятильничих гривна». В писцовых Переславских книгах 161 (1653) года при церкви Николая Чудотворца и благоверного князя Андрея Смоленского и Переславского Чудотворца значится: «2 двора поповых, в приходе 43 двора посадских, сена церковнаго 10 копен». В переписных книгах 1703 года у этой церкви священником записан Иван Петров, дьяконом Алексей Петров, приходских дворов 49. В конце XVII или в самом начале XVIII столетия построен при Никольской церкви девичий монастырь; в документах начала XVIII столетия он называется новопостроенным, но о времени его построения не имелось в 1734 году сведений даже в Духовной декастерии; о начале его не знал и местный священник Пётр Иванов, поступивший в Никольскую церковь в 1721 году. В 1729 году игуменьей этого монастыря была старица Есфирь, а сестёр было 34; в 1737 году, по просьбе наместницы Андреевского монастыря с сёстрами, в игуменьи была произведена некая Арсения Михайловна. В 1764 году этот монастырь был упразднён и Никольская церковь обращена в приходскую. В 1733 году, как заявлял в синодальный казённый приказ местный священник Пётр Иванов, церковь Николая Чудотворца деревянная обветшала и от ветхости обвалилась, поэтому предположено на том же месте построить каменную церковь также во имя Николая Чудотворца с приделом великомученика Димитрия; разрешение на постройку было дано, — но до 1737 года постройка не начиналась почему-то, а в этом году наместница монастыря с сёстрами просила разрешить им постройку каменной церкви в честь Воскресения Христова с приделом в честь Николая Чудотворца. Когда закончилась постройка каменной церкви, сведений о том не сохранилось, но совершена она была, очевидно, по первому плану, потому что в ведомости о переславских церквах 1799 года о церкви Николая Чудотворца сказано, что она каменного здания с приделом великомученика Димитрия, построена с давних лет.

http://sobory.ru/article/?object=60850

Исторически это место оказалось связанным с именем благоверного князя Димитрия Донского, при котором началось возвышение Москвы. Князь Димитрий известен своей победой в Куликовской битве, на которую его благословил преподобный Сергий Радонежский. Перед битвой в знак ободрения благоверному князю Димитрию Донскому явилась икона святителя Николая Чудотворца. В XV веке Софья Витовтовна, жена Василия I, сына князя Димитрия Донского, оценив по достоинству местонахождение Ваганькова, купила себе участок и построила загородный дворец. Впоследствии внук князя Димитрия Донского подарил небольшой участок этой земли монастырю святителя Николая, который находился на месте нынешнего храма. Царское пребывание служило основанием для украшения Ваганькова. В Ваганькове был сооружён Государев двор, на месте которого впоследствии был поставлен новый Государев Двор. В 1531 году князь Василий III построил в Ваганькове каменный храм святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Для чего пригласил в Москву итальянского мастера Алевиза Фрязина. Сначала этот храм именовался храмом святителя Николая у Государева двора, потом святителя Николая у нового Государева двора, а в более позднее время храмом святителя Николая на Старом Ваганькове. В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольный и имел два придела. C правой стороны во имя преподобного Сергия, с левой - во имя Сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, которые пострадали за христианскую веру в 320 году. В XVIII веке Николаевский храм на Старом Ваганькове, простояв более двух столетий, обветшал. В 1745 году прихожане просили разрешения разобрать обветшалое церковное здание и соорудить его вновь во имя тех же святых: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Разрешение последовало, и в 1755 году был выстроен и освящён придел преподобного Сергия, а в 1759 году закончен и главный храм. Здание храма сооружено было каменное, стоящее на белокаменном подклете XVI века, с деревянной крышей, чешуйчатой на куполе. Белокаменный подклет сохранился, и храм стоит на нём в настоящее время. В 1782 году была сооружена каменная колокольня близ западных дверей главного храма.

http://sobory.ru/article/?object=02249

Согласно письму великого князя Гедимина к Папе римскому, в 1323 году на месте церкви Святого Николая Мирликийского Чудотворца уже существовал монастырь старейшего на территории Беларуси ордена францисканцев. В 1434 году строится деревянный храм этого ордена на пожертвования княгини Елены Радзивилл (урождённая Пшездецкая). Место было выбрано не случайно - именно тут издавна располагалась рыночная площадь, куда каждый день приходили горожане, часто бывали здесь купцы и другие важные особы. В 1780 году на месте ветхого деревянного храма строится каменный костёл св. Антония при том же монастыре францисканцев. Православным храм стал в 1846 году (монастырь не действовал уже с 1831 г.). Костёл закрыли в 1839 году, а потом, как и большинство католических храмов Беларуси, переоборудовали в православную церковь Святого Николая - покровителя российского императора Николая I. После пожара 1852 года храм переоборудовали, барочный фронтон был заменён на колокольню, куда ведут две винтовые лестницы. Кроме звонницы, изменения коснулись и треугольной формы щипцового аттика главного фасада, которая была заменена на трёхлопастную арочную форму. Над притвором, где находился вход на звонницу с тремя колоколами, были расположены хоры. Благодаря благотворительному участию цесаревичей Николая и Александра, в церкви появилась икона Св. Николая и дарохранительница. Так, на образе Св. Николая Мирликийского в серебряной ризе была надпись: " В оную соборную церковь во имя Св. Николая Чудотворца Мирликийского, от Его Императорского высочества Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича 6 дня декабря 1863 года " . Тогда же на престоле была размещена суженная к верху серебряно-позолоченная дарохранительница с четырьмя гранями и четырьмя ярусами. На ней была надпись: " Вклад Благоверного Государя наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича в соборный храм города Новогрудка на вечное поминовение за упокой души... 12 августа 1865 года " . К соборному Никольскому храму в то время относились приписные новогрудские Борисоглебская и деревянная Воскресенская церкви. Принадлежали храму 78 десятин пахотной, сенокосной и выгонной земли. Прихожан в 1864 году насчитывалось 4050 человек: 2035 мужчин и 2015 женщин. В 1902 году в приходе числилось уже 5600 человек. После Октябрьской революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 году Западной Белоруссии с БССР, Новогрудок вошёл в состав Пинско-Новогрудской епархии. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистких захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии. Новогрудская епархия была возрождена в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Кафедральным Никольский собор стал в том же году, когда была возрождена Новогрудская епархия.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Так сложилось исторически, что обычно в селе был один храм. Со временем в нём могли устраивать новые приделы. История Иванькова интересна тем, что в этом селе до 1849 года существовало две церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое упоминание о церкви Святителя и Чудотворца Николая находим в писцовой книге 1588/89 г/г.: «Село Иванково на речке на Регодовше. А в селе церков Николы чюдотворца древеная клетцки – значит построенная как изба. А в церкви оброзы и колаколы и все церковная строенье тово ж храму попа Якова Иванова…» Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Уже к 16 веку в Иваньковскую волость входило 3 деревни (Сидоровская, Пилюгино и Восьма). Значит церковь в селе существовала уже значительное время. Далее об этом храме находим информацию в Государственном архиве Тульской области, фонд 3, опись 17, д. 552, с.96: Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящён 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тёсом». В ней имелся один холодный, то есть неотапливаемый, престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Прихожанами церкви были жители 3 деревень (Сидоровского, Пилюгина, Восемской) помещицы генеральши Марьи Васильевны Талызиной и раскольники перекрещенной секты. При церкви состояло кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте находился храм, так как кладбище в селе всегда было одно. Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Первую информацию о церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла находим в уже упоминавшемся деле 552 фонда 3, описи 17 ГАТО на странице 86 читаем: «Построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею». В храме было 2 придела: холодный (главный) – во имя Св. Петра и Павла и тоже холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (данные за 1829 г.). Прихожанами церкви были крестьяне надворной советницы Настасьи Васильевны Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы.

http://sobory.ru/article/?object=06213

Для построения соборной, «вместо ветхой Николаевской», по челобитью гор. Рузы церкви Николая чудотворца попа Петра Саввина, 1713 г. 27 марта выдан указ из Духовного Приказа «сбирать в новую каменную церковь на Москве и в городах без образа и записывать в сборную книгу…». Соборная церковь построена в 1721 г., а придел во имя Николая чудотворца при соборной церкви построен и освящен в 1717 г. В 1722 г. на пропитание к собору протопопу с братией написано издревле протопоповские, поповские, протодиаконские и диаконские места и сторожевые огороды, 6 отхожих пустошей, в них 141 четверть в поле, да сена 95 копен, а к приходской церкви Николая чудотворца по переписным книгам 1678 г. посадских приходских 64 двора, уездных 36 дворов, а всего 100 дворов, и кормится протопоп с диаконами и с церковниками вышеуказанной огородною землею и пустошами. Служба в соборной церкви Воскресения Христова и в приделе Николая чудотворца бывает временная для того, что протопоп у того собора и приходской церкви Николая чудотворца один. В 1734 г. протопоп Петр Саввин умер, и 1736 г. 16 июля был выдан «указ из Московского Синодального Правления канцелярии новопроизведенному гор. Рузы соборной Воскресенской церкви протопопу Ивану Федорову, который 19 июня по прошению гор. Рузы показанного собора прихожан и вкладчиков майора Тимофея Суходольского с товарищи посвящен в протопопы, велено ему, будучи в том соборе, содержать себя благочинно и в соборной церкви всякую утварь хранить в целости; к продовольствию иметь земли и угодья и всякий доход получать так, как прежний протопоп имел и получал…». В. Холмогоров, диакон Г. Холмогоров «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии», выпуск 1. Типография Л.О. Снегирева, Москва, 1881 г. В материалах церковного историка В. И. Холмогорова значится, что собор Воскресения Христова существовал в Рузе издревле, но был разрушен, как и многие другие храмы, в Смутное время. «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто», – отмечалось в писцовых книгах 1628 г. Фраза «внутри города» означала, что первый собор находился не там, где стоит нынешний храм, а внутри городской крепости на валу. В то же время на посаде, на месте нынешнего Воскресенского собора, в начале XVII века существовала другая церковьНиколая Чудотворца, которая и стала числиться соборной вместо исчезнувшей на «городке».

http://sobory.ru/article/?object=01806

Архим. Макарий (Миролюбов) , ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Л. м. сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская ц., но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Л. м. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой ц. (АИ. Т. 5. С. 367-368). Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная ц. во имя Св. Троицы с приделом прп. Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах кон. XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма прп. Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Л. м. получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Св. Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Л. м.: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются 2 фруктовых сада при обители (Новгородская епархия. 1896. С. 823-824). Опись мон-ря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную 2-престольную ц. во имя Св. Троицы и прп. Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Мон-рю принадлежало сельцо Печерки (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 699. 1749. Л. 1-6). При Никольской ц. имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый 4-ярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», свт. Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ свт. Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ свт. Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ свт. Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. мон-рем управлял строитель иером. Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая ц. с приделом прп. Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2110524.html

В 1716 году прихожане данной церкви в прошении в Патриарший казенный приказ, писали: «…в г.Алексине приходская наша церковь во имя Николая чудотворца стала быть ветха и за ветхостью в ней служить невозможно, а ныне обещание у нас есть, чтобы вместо той ветхой церкви построить вновь церковь во имя Николая чудотворца холодную, да в приделе Космы и Домиана теплую с трапезою, а без указа и без благословения… строить не смеем и просим на то церковное строение повелеть лес ронить…и церковь строить…» Любопытно, что построив новую церковь во имя Николая чудотворца, старое здание церкви было продано приходу Архангела Михаила на речке Лазенке: «…в нынешнем 1718 г. церковь во имя арх. Михаила, да придел чуд. Николая, что на погосте на речке Лазенке, волею Божией погорели, а св. иконы и антиминсы вынесены в целости и ныне я с прихожаны купил старую готовую церковь Божию деревянную в Алексине на посаде во имя Николая чудотворца, а без указу перевесть и построить не смею…» В отличие от сегодняшнего местоположения Свято-Никольской церкви на пересечении улиц Советская и Кузнечная, прежняя, деревянная, вплоть до конца XVIII века располагалась в начале современной Тульской улицы. http://www.aleksin-city.info/history/001/ Никольская церковь стоящая на Первой Перспективной (ныне Советской) улице, но уже на периферии старого города, появилась вскоре после возведения другого алексинского храма - храма Иоанна Предтечи. Её построил в 1787 году " с помощью прихожан и доброхотнодателей " алексинский второй гильдии купец Иван Савостин с братьями. Сам тип здания восходит к хорошо знакомым и широко распространённым в XVIII столетии образцам. Это четверик с боковыми притворами, открывающимися в центральное пространство с помощью высоких арок, и восьмерик, перекрытый высоким куполом с люкарнами, световым барабаном и главкой. С запада - небольшая трапезная, в которую встроен первый ярус колокольни (при советской власти, в 1937-м году колокольня была разобрана, сейчас - восстановлена). Как будто ничего необычного нет. Но как свежо и захватывающе выразительно обыграна в архитектуре Никольской церкви привычная схема! Неизвестного мастера во всём не покидало чувство меры и истинного вкуса. В облике церкви есть композиционная сложность, но нет перегруженности, есть цельность, но нет однообразия. Чувствуется внимание зодчего к выразительности крупных масс, ведущих членений и силуэта. И вместе с тем - скрупулёзная проработанность деталей. Треугольные фронтоны и карнизы с сухариками, портики с двумя филенчатыми пилястрами по сторонам и боковые порталы с лучковыми сандриками исполнены по-столичному уверенно и профессионально. Они придают традиционно барочной композиции церкви мелодичное и стройное классицистическое звучание.

http://sobory.ru/article/?object=08730

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010