В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии. Поэтому, признавая неоспоримую ценность «Ареопагитиков», Церковь учит о том, что ангельский мир таинственен и непостижим. Святой Архангел Михаил Небесный Архистратиг Архангел Михаил – высший в ангельской иерархии. Имя Михаил на еврейском означает «кто, как Бог», в значении «никто не равен Богу». Православное Предание почитает Архангела Михаила, как Архистратига – верховного военачальника Небесных Сил. В Священном Писании он именуется вождем воинства Господня (см. Нав. 5: 14–15), так как под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12: 7–9). Кроме того, Архангел Михаил почитается и как борец против всякого беззакония среди людей и помощник верным. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли (см. Нав. 5: 13–15). Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» ( Дан.12:1 ). Последнее гонение во времена Антихриста будет самым тяжелым временем жизни на Земле. Но в это время народу Божию будет помогать архангел Михаил – князь небесных сил. Он является великим князем, потому что руководит всеми ангелами Божьими, и его заступничество спасет народ Божий. Здесь нужно понимать, что народ Божий это не только Церковь , но и еврейский народ. Почему здесь указано вмешательство архангела Михаила? Дело в том, что архангел Михаил является ангелом-хранителем еврейского народа, и его особое вмешательство будет именно во время последнего великого гонения Антихриста. Это проявится в том, что еврейский народ тогда примет Господа Иисуса Христа, в том, что он покается, и, по словам апостола Павла, Израиль спасется таким образом ( Рим.11:26 ), он войдет в народ Божий. Благодаря вмешательству ангела-хранителя этого народа – архангела Михаила, люди из еврейского народа войдут в царство Божие. «Стоящий за сынов народа твоего», т.е. он будет защищать евреев от совращения. Во время власти последнего врага архангел Михаил будет оказывать людям особое покровительство. И его мощная защита – огненное пламя, будет покрывать от козней врага. Антихрист никого против воли не сможет ни к чему принуждать. Нам известно, что когда умножается зло, то начинает преизобиловать и благодать – чем сильнее тьма, тем ярче Свет. Здесь мы должны помнить, что во время власти последнего противника Бога будет особое вмешательство ангельских сил. Даже в прошедшие века известно, что чудес больше всего было в эпоху мучеников, в эпоху гонений. Но для всей Вселенной «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени», сам Господь эти слова прямо относил к самым последним временам конца мира. Вот как об этом сказано в 24-й главе Евангелия от Матфея: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф.24:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

И Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ). Но при этом доступ на небо сатана имел, это видно из Писания: когда сыны Божии пришли поклониться Богу, пришел с ними и сатана. Он же приходил клеветать Богу на праведного Иова; у пророка Михея описывается, как сатана был возле Господа и подтверждал, что станет духом лжи в устах у лжепророков. Так что диавол имел доступ в небо и клеветал на людей Божиих день и ночь. А когда появляется Церковь Божия, Господь свергает с небес сатану. Он посылает Архангела Михаила, чтобы вновь воевать с диаволом. Между прочим, слово «Михаил» означает в переводе с еврейского «кто как Бог» в значении «никто не равен Богу». Так возгласил Архангел Михаил во время первой битвы с Люцифером: «Никто не равен Богу, и никто не может быть подобным Ему». Михаил стал первым Ангелом после падения Люцифера и Ангелом Хранителем еврейского народа. Об этом прямо говорит Книга пророка Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан. 12:1 ). Здесь речь идет именно об Архангеле Михаиле, который вступится в конце времен за христиан. И сказано, что на небеса доступ диаволу и его демонам закрывается, они свергаются Михаилом и его Ангелами с небес в поднебесье и уже там стараются губить людей. Причем, обратите внимание, демоны не устояли против Архангела Михаила, потому что зло не всесильно. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:9 ). Дракон, змей – это нечто извивающееся. Почему извивающийся? Потому что в нем нет правоты, он ползучий, он обманщик. Дракон поэтому и называется змеем древним. Таким образом, Библия прямо объясняет, что именно древний дракон, Люцифер, соблазнил Еву и Адама, войдя в рептилию – змея физического. Поэтому и сказано, что он древний змей, древний лжец, обманщик, древний изначальный враг людей. «Диавол» переводится с греческого как «клеветник» – тот, кто клевещет на людей, желая их погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как говорит Писание, «смерть грешника люта» ( Пс.33:22 ). И Господь, помните, говорил про безумного богача: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Дословно — вытащат с пытками. «Кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Действительно, к людям реально приходит некий дух в том виде, в котором его изображают: в виде смерти с косой, с другими орудиями. Это некий дух — ангел смерти, который губит людей, лишает их жизни. Зачем нужны эти вещи? Чтобы отрезать привязанность к земле. Если человек не привязан к земле, если он верит в Христа Спасителя, то он смерти не увидит в прямом смысле этого слова. Когда Господь сказал, что «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ), Он сказал прямую вещь, не косвенную, не аллегорическую. Понимаете? Поэтому и те люди, которые праведно умирают, смерти не видят. Они видят Ангелов Божьих, а то и самого Христа Спасителя. Вот знаете, знаменитая история, когда пришел человек в Александрию, и там умирал один схимник, которого люди считали подвижником. И пришли к нему демоны и вытащили его душу из тела с муками, и голос Бога сказал, что этот человек не давал Ему упокоиться в себе ни на минуту. Хотя его считали внешне праведником. А в это время рядом умирал бомж. Он лежал в канаве, и Бог послал Архангела Михаила, чтобы он забрал его душу. Архангел Михаил приходит, а бомж говорит: «Я не хочу». Тогда Архангел идет к Богу и говорит: «Господи, он не хочет». Господь отвечает: «Хорошо», — и зовет Давида: «Иди ты спой, и пускай он выйдет». И Давид начинает петь настолько ангельскую песню, что душа от восторга выходит из тела и возносится к Небесам. Собственно, об этом мы молимся и просим. Об этом сказал Господь. Помните? Он сказал, «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). Войдет куда? В Церковь . И выйдет Христом из этого мира, и найдет вечное пастбище в Раю, в том самом месте, которое называется местом злачным.

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

Но Божия Матерь ждет и надеется, когда сербский народ, ужаснувшись содеянному, очнется, придет в себя и возопит велиим гласом: — Прости нас, Царица Небесная! Согрешили против Неба и пред Тобою. Покрый нас Своим омофором и не лиши Своих милостей. И хочется надеяться, что монастырь, открывшийся на том месте, где было явление Божией Матери, приблизит сей вожделенный час. Дар Сремски Карловцы — город, который вошел в историю русского зарубежья и который упоминается в каждой книге, посвященной этой теме. Тут мы посетили духовную семинарию. После теплой встречи с ее воспитанниками и их наставниками у нас выдалось немного свободного времени. Был чудесный солнечный осенний день, и я вышел на улицу. Под деревом стояла скамеечка, я присел отдохнуть. Через несколько минут ко мне подошел семинарист. — Не помешаю? — Нет, нисколько. — Меня зовут Александр, — заговорил он, усевшись. — Мы, сербы, очень любим русских. Эта любовь настоящая, она проверена веками. Я часто вспоминаю слова апостола Павла: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:38 и 39). Так вот, перефразируя Апостола, я могу сказать, что ничто, решительно ничто не может нас отлучить от любви к нашим русским братьям. — Эта любовь взаимная… — Она поможет нам выстоять и одолеть нашего исконного врага здесь, на земле, и достичь вожделенного Небесного Отечества. И там, в Райских обителях, она, наша взаимная любовь, расцветет как весенний сад и достигнет своей наибольшей полноты. — Спаси Вас Господи. — Можно, я сделаю вам маленький подарок? Я кивнул. Семинарист встал и, перепрыгивая через несколько ступенек, скрылся в доме. Вскоре он вернулся и протянул мне выполненный карандашом рисунок. — Это Ваша работа? — Да. — А на каком курсе Вы учитесь? — На пятом. — У Вас уже уверенная рука… — А знаете, почему я Вам подарил изображение Архангела Михаила? — спросил мой собеседник и, не дожидаясь ответа, быстро, взволнованно заговорил: — Мы, люди, относимся к Церкви воинствующей, которая каждую минуту, каждую секунду ведет брань с мироправителями века сего. Архангел Михаил и прочие Небесные Силы Бесплотные относятся к Церкви торжествующей. И они, и мы — это единое целое, это одна Церковь Христова. Архангел Михаил и все Небесные Силы — наши самые первые помощники и покровители, они помогают нам — Сербии и России — в борьбе с врагами как видимыми, так и невидимыми. «Кто как Бог» — вот что означает имя Михаил. И если он за нас, то кто против нас?! Все хитросплетенные сети мировой «закулисы» превращаются в прах от одного дыхания Архангела Михаила; все козни диавола и его клевретов превращаются в дым от одного взгляда Небесных Сил Бесплотных…

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

В поучении о «дворе овчем» Господь именует Себя добрым пастырем, Который входит дверью к овцам, «и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» ( Ин 10:3–4 ). В отличие от наемника, «которому овцы не свои» ( Ин 10:12 ), Господь Иисус Христос есть истинный пастырь: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин 10:14–15 ). С этим поучением Господь обращался к Своим ученикам, которые принадлежали к Израильскому народу, но Церковь Христова объединяет представителей разных народов. Поэтому Господь говорит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин 10:16 ). Церковь на земле пребывает в духовном единстве с Церковью на небесах. В Церкви, по слову апостола, все небесное и земное соединилось под Главою Христом ( Еф 1:10 ). Земная Церковь, состоящая из ныне живущих православных христиан, соединяется в молитве с небесной, которую составляют ангелы и усопшие православные христиане, завершившие свою земную жизнь в вере и покаянии. Они постоянно пребывают в общении с Богом и являются небесными ходатаями перед Ним о земной Церкви. В православном храме это духовное единство наглядно представлено в иконостасе, где помещены образы архангелов и ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков и праведников, а также христианских святых, прославленных Церковью. В службе в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Церковь воспевает: «Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем. [Непрестанно величаем Тебя, Христе, невыразимо соединившего земное с небесным и создавшего единую Церковь ангелов и О ветхозаветных праведниках, ожидавших пришествия Мессии-Христа, апостол Павел говорит: «Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр 11:39–40 ). По слову блаженного Августина , «к Церкви принадлежат и все святые, какие только когда-либо

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Всякое давление на Церковь с целью скорейшего признания исследуемых останков царскими, следует считать косвенным доказательством неподлинности этих останков, непринадлежности их к святым благодатным мощам. А намерения тех, кто оказывает такое давление - антицерковными и провокационными. У Церкви нет цели непременно и поскорее признать эти останки святыми мощами. Церковь уже прославила Святых Царственных Страстотерпцев и молится им во всяких нуждах. Конечно, великое утешение для Церкви иметь мощи святых. Но есть множество примеров святых, мощи которых Бог не изволил явить Церкви. Пожалуй, первым таким примером можно считать сокрытие Богом места погребения пророка Моисея, для того, чтобы тело его не стало предметом суеверного обожествления и идолопоклонства израильского народа. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6). Церковь воспевает в акафисте Святого Архистратига Божия Михаила за то, что он «провидя козни духа тьмы, воспретил еси ему именем Божиим, да не дерзнет сокровенное тело почившаго вождя Израилева Моисеа явити ко обожению чувственным сыновом Израилевым» (Икос 11). О возможном соблазне суеверия в отношении тела пророка Моисея говорит и Священное Писание: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: " да запретит тебе Господь " » (Иуд. 1, 9). В нашем народе сегодня встречаются настроения, которые принято называть «ересью царебожия» . Не для того ли сокрыл Бог от нас останки Святых Царственных Страстотерпцев, чтобы избавить нас от соблазна неправильного к ним отношения? Может быть, для того, чтобы они нам были явлены, нужно потрудиться над тем, чтобы в народе нашем воспитано было правильное отношение к Царю-Страстотерпцу и, вообще, к помазанникам Божиим? Многие в нашем нынешнем обществе придерживаются крайних точек зрения в отношении Николая II. С одной стороны - хула и клевета, с другой стороны - попытки заменить Христа Царственной особой. И то, и другое - недолжное отношение к Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

11. И сказал Самуил Иессею: се ли дети здесь? И отвечал ессей: есть ещё меньший; он пасёт овец . И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. 12. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. Пастушеское ремесло было хорошо знакомо многим Святым Отцам – таким как святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Сергий Радонежский и другие. «Святые братья-коневоды Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп». Фрагмент иконы «Собор архангела Михаила, с избранными святыми». Палех. Середина XIX в. ФААП Мученики Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (16 января) были коневодами, и, по традиции, изображаются на православных иконах скачущими на лошадях в окружении своих табунов. Многие считали пастырство четвероногих скотов лучшей подготовкой к пастырству словесных овец стада Христова. Сам Господь в Евангелии применяет к Себе этот образ: Аз есмь Пастырь Добрый, пастырь добрый полагает душу свою за овцы ( Ин.10:11 ). Последним евангельским наставлением апостола Петра были троекратно повторенные слова воскресшего Спасителя: Паси агнцы Моя ( Ин.21:15 ), Паси овцы Моя ( Ин.21:16 и 21:17). Святые, занимаясь пастушеским ремеслом, подражали Христу: в терпении и в трудах они раскрывали свои духовные дарования, обретая навык благодатной подвижнической жизни и пастырский опыт. «Преподобный Симеон Столпник пасет стада своего отца». Фрагмент иконы «Св. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII – начало XVIII в. ЦМиАР Преподобный Симеон Столпник (1 сентября) «Когда ему исполнилось тринадцать лет, пас он как-то раз овец отца своего и увидел он церковь , и, оставив скотину пастись, вошел в нее и услышал, как там читали Апостол» 19 . Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Когда он удалялся на молитву, то осенял свое стадо крестным знамением, и стадо его никуда не расходилось, его не расхищали ни звери, ни воры, и блаженный отрок, возвращаясь к вечеру из своего уединения, пригонял стадо домой» с. 54].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5,9). Тем не менее, налицо и другое толкование, которое видит в старцах ангелов, однако находящихся в особливо близком отношении к 24 священническим чредам, — ангелов, если можно так выразиться, особенно человечных. При таком толковании ангелы–животные соответственно выражают природные стихии (четыре стороны света, четыре знака Зодиака, расположенные по перпендикулярным диаметрам, совокупность жизненных сил природы). И тогда мы имеем в ангельском мире полноту земного мира, как человеческого, так и природного. И к их славословию присоединяются все ангелы и «всякое создает». Т. е. ангелологически и антропологически, точнее, ангело–антропологический смысл этой картины при разных толкованиях частностей, в общем, остается один и тот же. 266 Возможно разное понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12–го стиха, или, по крайней мере, с 16–го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 267 Здесь мы имеем случай, обратный обычному, когда в явлении ангелов говорит Сам Бог. 268 Св. Церковь косвенно и подтверждает это, развертывая краткие слова Евангелия Благовещения в целую беседу Марии с архангелом — в каноне и стихирах праздника (служба Благовещения). 269 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» (Дан. 10, 20–21–11,4). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» (Откр. 10,1), ισχυρς, евр. гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010