19.04.2024 Сегодня, 18 апреля, Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской Четверг пятой седмицы (недели) Великого Поста, 18 апреля 2024 года, посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской. Накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершалась особая служба, которая в народе получила название «Мариино стояние». Это долгое вечернее богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают целиком ее житие и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, фактически на пятой седмице преподобная Мария Египетская вспоминается трижды – в среду вечером, в четверг и в воскресенье (в пятую Неделю Великого поста). Мария Египетская – святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула… 18.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Сегодня, 15 апреля, у православных началась пятая седмица Великого поста 2024 В понедельник 15 апреля у православных христиан началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. Эта седмица выделяется тем, что традиционно на утрени ее четверга (обычно в храмах – в среду вечером) совершается особая служба – «Стояние Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.). Эта женщина является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника. На утрени в субботу этой же недели в храмах совершается Суббота акафиста – особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу…. 15.04.2024 Сегодня, 14 апреля, в четвертую Неделю Великого поста Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника 14 апреля, в четвертую Неделю (воскресенье) Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.). Святой Иоанн посвятил всю свою жизнь монашескому подвигу, явив собой один из высших образцов этого служения. Главной его заслугой стал монументальный духовный труд – «Лествица» (лестница), в котором он сумел показать правильный путь восхождения человека от страстей к духовному совершенству. Степени «Лествицы» – это продвижение человека к совершенству, которое достигается не сразу, а постепенно, по слову Самого Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). В связи с этим, воспоминание Иоанна Лествичника Великим постом, помимо…

http://foma.ru/themes/velikij-post

Одна из особо дорогих сердцу молящихся святынь храма – ковчег с частицей мощей святой равноапостольной Марии Магдалины. Частица мощей была передана в семинарский храм попечением заведующего Регентской школой архимандрита Макария (Веретенникова) 22 августа 2004 г. из Серапионовой палаты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Для частицы был специально изготовлен ковчег с иконописным изображением святой равноапостольной Марии Магдалины. Ковчег с мощами равноапостольной Марии Магдалины находится перед правым клиросом. Рядом с ним находятся иконы святой великомученицы Варвары и святой Людмилы Чешской с частицами мощей и икона преподобного Романа Сладкопевца, особо почитаемого здесь как покровителя церковного пения. Имя святой великомученицы Варвары неразрывно связано с историей семинарского храма. В нижнем этаже Семинарского корпуса, раньше бывшего Лаврской больницей-богадельней, располагалась церковь святых великомучениц Варвары и Анастасии и мученицы Акилины, перенесенная сюда из старой лаврской больницы, находившейся в Варваринском корпусе (корпус этот и получил свое название от находившейся здесь ранее церкви). Сама икона была написана по заказу ризничего семинарского храма архимандрита Михаила (Борея) заведующим Иконописной школой МДА архимандритом Лукой (Головковым). Среди икон, украшающих храмовое пространство, особого внимания заслуживают две иконы, сохранившиеся от прежнего храма преподобного Иоанна Лествичника: икона преподобного Сергия Радонежского и икона преподобного Серафима Саровского. Иконы были найдены при ремонтно-восстановительных работах в бывшем больнично-богадельном корпусе. Они сохранились со своими окладами и кивотами, даже стекла от них не были повреждены. Икона преподобного Сергия Радонежского нуждалась в реставрации. Украшена икона окладом с эмалью. Дополняют оклад деревянные золоченые поля киота, по золотому фону проходит изящный орнамент. На обратной стороне иконы имеется на фиолетовом бархате небольшая серебряная табличка, проливающая свет на ее историю, на которой написано: «Сия икона пожертвована 1896 года 12 августа в храм преподобного Иоанна Лествичника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за исцеление болящих от Александра Павловича Бычкова».

http://sobory.ru/article/?object=04149

30.03.1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение. Пожертвованные с 1640 г. по 1655 г. деньги на возобновление храма преподобного Иоанна Лествичника (более 300 р.), дали возможность монастырю исправить и благоукрасить этот храм. В 1681 г. в храм пожертвована икона, которая с 1720-х годов была местною в иконостасе церкви Преподобного Ферапонта и находилась с левой стороны царских врат. Это Чудотворная " Страстная " икона Божией Матери. Она была пожертвована 30.06.1681 г. помещиками Рузского уезда Аксаковыми на вечное родовое их поминовение. На оборотной стороне иконы есть надпись: " (7189-1681) году июня в 30 день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Лужецкий монастырь. Рузского уезда Петр Иванов сын Аксаков с братом, образ Пречистыя Богородицы Страстныя, обложен серебром резным, позолочен, у образа Пречистыя Богородицы венец и корона и Пресвятаго Младенца венец серебряные, дано при архимандрите Антонии " . В описи же за 1692 г. о ней сказано, что образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми " ... Предание гласит про образ этот чудотворный образ, что пред ним в период мировых поветрий общенародно служились молебны о прекращении ужасной эпидемии и Небесная Милосердная Мать у Престола Всемогущего Бога молящаяся непрестанно и о всех нас, подавала чудесные знамения благодатной помощи, в этих случаях язва прекращалась. Переименование храма произошло при следующих обстоятельствах. В октябре 1717 г. в монастыре произошел " огненный пожог " . В церкви преподобного Иоанна Лествичника из-за него был разобран и вынесен иконостас, и произошло много повреждений. В 1718 г. " ...При необходимости возобновлять после пожара церковь Иоанна Лествичника, предположено было устроить при ней придел во имя преподобного Ферапонта, и для этого был сделан сбор по усердствующим чтителям сего чудотворца, но предположение это осталось без исполнения " . В 1723 г., на собранные ранее деньги, храм был исправлен и вместо пристройки к нему придела во имя преподобного Ферапонта самая церковь переименована во имя сего чудотворца так как придел в самой церкви по ее тесноте, устроить было невозможно, а на приложение особых стен для него не было средств, между тем. как исправление самой церкви довести до конца после пожара (в 1717 г.) было необходимо и на то были уже собраны деньги, хранившиеся на сей предмет в ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=00447

17. Сотрудник Братства св. Гурия. 27 марта 1910 года Неделя 4-ая, память св. Иоанна Лествичника Во имя Отца и Сына и Св. Духа. В 4-ое воскресенье великого поста, братия мои возлюбленные, св. Церковь вспоминает угодника Божия Иоанна Лествичника , оставившего нам свои поучения, свою Лествицу – сочинение, как лестница, указывающее путь, который может привести нас к вечной жизни. И сегодня-же, другими словами, и Евангелие (о заповедях блаженства Мф. 5:1–12 ), читанное в честь Иоанна Лествичника , тоже указывает нам на лестницу спасения. Память угодника Божия и это св. Евангелие одинаково указывают, что в наших руках заключается всё, что для нашего спасения нужно. Раньше, до пришествия Господа Спасителя, род человеческий искал пути спасения, искал средства душевного обновления, мучился и не находил себе ещё утешения в своих страданиях; он жаждал истины, и жажда его ещё не была удовлетворена. Ныне же, в наших руках само Царствие Небесное – вечное блаженство, которое Господь принёс на землю; в наших руках всё, что даровано нам Спасителем, через Его – воплощение, крест, воскресение и, наконец, вознесение на небо; нам принадлежит само блаженство жизни с возлюбленным Спасителем Иисусом Христом... В какой же степени мы можем блаженствовать в любви к Господу Спасителю? Ап. Павел говорит: „Я закону законом умрох, да Богови жив буду. Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос“. ( Гал. 2:19–20 .) Т. е. – я умер для закона и умер для жизни земной и теперь уже не я живу, но живёт во мне Христос. Я сораспялся Христу, чтобы Он во мне был. – Вот до какой степени может достигнуть близость наша со Спасителем, что уже не мы живём, а в нашей плоти грешной живёт Господь! Какая это тайна, братия, и какая простая истина: с нами может жить и живёт Сам Христос! Но вот этот вопрос вы себе и поставьте, живёт ли Он с нами? Имеем ли мы терпение, кротость, мир – всё, что дарует Спаситель? Если имеем мы это, значит живёт в нас Христос, а если нет, то и Христос не в нашем сердце. Кто живёт со Христом, тот имеет „плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание“ ( Гал. 5:22 ) – великие добродетели, которые отличают истинного христианина от нечестивого. Имеем ли мы в себе христианский мир и радость? Если да, то мы – на пути блаженства, а если не имеем, то мы очень далеки от Христа и своей внутренней тьмой можем вокруг себя сеять только зло и горе и ближним своим служить не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в неделю 4-ю Великого поста в Храме Христа Спасителя 3 апреля 2011 г. 18:58 3 апреля 2011 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с 4-м воскресеньем Великого поста, когда мы празднуем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, много потрудившегося для того, чтобы открыть нам тайны духовной жизни. Преподобный учит, что духовное возрастание — это не одномоментный акт. Невозможно сразу набраться духовных сил, невозможно сразу обрести духовную мудрость. Для того чтобы стяжать дары Духа, нужно двигаться постепенно, от простого к сложному, словно восходя по ступеням лестницы, ведущей от земли к небу. Во время Великого поста всем нам дается возможность подумать об этом восхождении — в первую очередь оценить свое собственное положение на этой лестнице. Где мы? В начале, в середине или, может быть, мы двигаемся к совершенству и видим, что многое удалось сделать? А, может быть, мы в самом низу и даже не вступили еще на эту лестницу? А иногда бывает так: когда мы начинаем думать о том, что достигаем заветной высоты, мы оказываемся вдруг в самом низу, и в какой-то момент нам открывается, что мы не вступили даже на первую ступень этой лестницы. Восхождение к Богу невозможно без сильной веры. И потому неслучайно сегодня, в день памяти Иоанна Лествичника, когда Церковь предлагает задуматься о путях духовного восхождении, мы слышали Евангелие от Марка, где говорится о вере как непременном условии совершения чуда (см. Мк. 9:17-31). Господь обращается к отцу несчастного, пораженного злым духом юноши, который был нем, часто впадал в беспамятство, падал на землю, бился в судорогах — в общем, был человеком нежизнеспособным. Господь говорит отцу больного юноши, просившему об исцелении: «Если сколько-нибудь можешь верить, то все возможно для верующего» — удивительные слова, исполненные Божественной мудрости.

http://patriarchia.ru/db/text/1444240.ht...

Но пришла к нему мысль – «оставлю я себе нечто на черный день», и накопил он тридцать золотых монет. И вот настал для него черный день – у него заболела и стала гнить нога. Он обращался к разным врачам. На свое лечение истратил почти все, что накопил. Наконец, врачи сказали, что они бессильны помочь ему, необходимо отрезать ногу. И вот перед тем, как должна была состояться операция, он со слезами молился Богу и говорил: «Господи! Прости меня, в чем я согрешил перед Тобой. Господи! Открой мне, за что послана эта кара?» И Господь открыл ему через видение: за то, что он надеялся на деньги, а не на Него! Но за прежние добрые дела свои садовник получил исцеление, и на следующий день, когда врачи пришли к нему, принесли для операции ножи и другие инструменты (на них страшно было даже смотреть) и обнажили его ногу, они увидели, что все раны и язвы зажили, и изумились этому чуду, происшедшему на их глазах. Братия и сестры, я сказал о четырех главных страстях, а всего их восемь. Я ограничен во времени, и потому, если Господь благословит, в следующий воскресный день расскажу о прочих язвах нашей души. Братия и сестры! Книга Иоанна Лествичника – это великое сокровище. Когда мы читаем ее, то мы как бы мысленно беседуем с ним. Пусть этой бессмертной книгой и своими святыми молитвами он будет нам, грешным, путеводителем в вечную жизнь. Аминь. Память преп. Иоанна Лествичника Церковь совершает в 4-ую Неделю Великого поста и 30 марта/12 апреля. – Ред. О восьми страстях (продолжение) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, в прошлый раз, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, я начал рассказывать вам о восьми главных грехах, о восьми гнойных язвах, которые разъедают и обезображивают красоту образа Божиего – человека. О восьми змеях, которые, сцепившись, сплетясь в единый клубок, лежат в глубине человеческого сердца; о восьми ступенях, по которым демон входит, как в свой дом, в человеческую душу и по которым душа человека нисходит в глубины ада. Я говорил о страстях чревоугодия, блуда, гнева и сребролюбия; я хочу добавить, что не только жизнь сребролюбца скорбна, ибо он раб жестокого господина, но и смерть его – воздаяние за тайное идолопоклонство, за служение богатству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов,  — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста 6 мин., 24.03.2023 В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. Нет мощей, но есть память Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины . Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения.

http://foma.ru/svyatoy-ioann-lestvichnik...

В том-то все и дело, уважаемый отец Михаил, что осторожность и тактичность в обращении с душой другого человека - качество конечно полезное но редкое, и самое гланое то, что оно, само по себе, не говорит о безстрастном рассмотрении человека. Это как раз и есть то дружеское отношение о котором говорится в статье. Т.е. совет друга, но никак не послушание старцу. Иноческое же послушание - дисциплина, не имеющая никакого отношения к подобному " руководству " . Зачастую такие духовники, не имея духовного дарования, и сами страдая от страстей, дают весьма не полезные советы своим пасомым, слепо испольнять которые - верная погибель. По истине хорошее сравнение у Иоанна Лествичника " чтобы не попасть нам вместо ... врача на больного ... " священник Михаил Капчиц, Байонн, США 27 марта 2009г. 11:59 Димитрию из Владивостока. Уважаемый Димитрий! Когда фразу вырывают из контекста, то ей легко придать порой смысл, вовсе в ней не содержащийся. Такт и осторожность являются свойствами безстрастия, а не его определяющей характеристикой: из безстрастия, а, правильнее, из смирения и любви вытекает такт и осторожность в обращении с духовным чадом, а не наоборот. Поэтому непонятно откуда Вы делаете последующий вывод: " это и есть то дружеское общение,... т.е. совет друга, а не послушание старцу " . Для совета друга можно пойти с другом на ужин или на рыбалку - вовсе не обязательно для этого идти в церковь. Но то, что Вы меня грешного цитируете и превратно толкуете, - небольшая беда. Гораздо хуже то, как Вы упоенно вослед А.И. Осипову повторяете слова преподобного Иоанна Лествичника, не подозревая, по-видимому, что смысл их прямо противоположен Вашему. Он говорит об испытании старца " ПРЕЖДЕ вступления нашего на сей путь " , т.е. прежде обращения к духовному руководству. Продолжение же того же самого параграфа у преподобного звучит так: " Но по вступлении на поприще благочестия и повиновения, уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судью, хотя, может быть, в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то, сделавшись сами судиями, не получим никакой пользы от повиновения " . Так что " по истине хорошее сравнение у Иоанна Лествичника " - это точно, но смысл его вовсе не в том, что Вы и профессор А.И. Осипов пытаетесь нам навязать.

http://bogoslov.ru/article/370130

У подножия лестницы в небо Как связаны песня группы «Лед Зепеллин» и неделя преподобного Иоанна Лествичника? 25 марта, 2012 Как связаны песня группы «Лед Зепеллин» и неделя преподобного Иоанна Лествичника? 5 марта была еще одна дата, прошедшая  не особо замеченной  православным сообществом (что неудивительно: в дни Великого поста у нас и так забот хватает), но тем не менее не совсем маловажная. В этот день в 1971 году, в дни, когда Северная Ирландия сотрясалась беспорядками и военными действиями, в Белфасте  группой «Лед Зеппелин» впервые была исполнена песня «Лестница в небо», песня, ставшая не только их визитной карточкой, но и гимном поколений  молодежи, песня,  которую  очень  любил Пейдж, считая, что в ней наиболее воплотился дух группы,  а Плант, напротив,  воротил нос и называл «свадебной», песня, по аккордам которой учились играть на гитаре тысячи подростков по всему миру (в США даже есть байка, что во многих американских гитарных магазинах запрещено исполнять эту песню, пробуя гитару, ибо  абсолютно все начинают именно с неё,  это сильно раздражает продавцов, и в  таких магазинах даже висят таблички : NO STAIRWAY), песня, которую ходящие по рукам в православной церковной среде  брошюрки, перепечатанные в 90-е годы со статьи какого-то канадского пастора-ригориста, обвиняли в сатанизме, песня, которая была гимном свободы для многих людей в удушливой идеологической атмосфере СССР. Песня, о которой я сам вспомнил, перелистывая церковный календарь в преддверии Недели четвертой Великого поста, когда чествуется память преподобного Иоанна Лествичника, написавшего книгу «Лествица» — пособие по , скажем так, христианской антропологии и восхождению в Царство Небесное. Классика рок-музыки – и классика святоотеческой аскетической литературы, что, казалось бы, может быть  между ними общего?.. Конечно, музыкантов «Лед Зеппелин»  пропагандистами церковного христианства никак не назовешь. Но их творчество  впитало   в себя  старинные кельтские мелодии, легенды и сказания (Ирландия и  Британия  – древняя христианская земля, земля св.Патрика. св. Брендана и св. Беды Достопочтенного, земля короля Артура и Святой чаши Грааль. Местные монахи были миссионерами по всей Европе и северной Руси-Гардарике. И местная Церковь, одна из просвещеннейших, имевшая Св.Писание в переводе на местные языки,  не уничтожала старое язычество, объявляя его бесовством, но пыталась просветить и воцерковить, делая иных  друидов – епископами, реализуя Фаворский посыл о том, что все создание Божье – добро зело, и его надо не уничтожать, а очистить именем и кровью Христа от греха, исцелить и возвести в Царство Божие).

http://pravmir.ru/u-podnozhiya-lestnicy-...

Фабрициус М.П. Кремль в Москве, очерки и картины прошлого и настоящего. Москва, издание Т.И. Гаген, 1883. http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page85.html Известный философ и публицист, князь Евгений Николаевич Трубецкой в своих работах писал о Кремлёвской колокольне: " При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлёвские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники " . Колокольня Ивана Великого известна под разными названиями - от основного храма Иоанна Лествичника, до своего мужского имени собственного. " Иван Великий " звучал поистине по-царски, и для того были веские причины, а прежде всего - рекордные размеры колокольни. Когда в 1600 году зодчий Фёдор Конь выложил её третий ярус с толщиной всего в три кирпича, это здание достигло 81 метра, став наиболее высокой постройкой во всей Москве. Она строилась с 1501 по 1508 год на замену белокаменному храму Иоанна Лествичника " иже под колоколы " , и поначалу, благодаря итальянскому зодчему Бону Фрязину, представляла собой систему " восьмерик на восьмерике " - более полусотни метров высотой, с церковным престолом внутри первого яруса. Нарастить здание велел на исходе XVI столетия Борис Годунов, вознамерившись поставить на Москве поистине Вселенский храм. За счёт барабана под крестом и увеличилась протяжённость вверх этого каменного колосса, ставшего два века высочайшей из российских построек. Не забыл монарх и себя, приказав украсить самый верх колокольного барабана золочёной надписью, возвещающей о воцарении Годунова. Очень скоро колокольня стала точкой отсчёта не только в академических учебниках, но и в фольклоре. Именно ей отныне высокие люди на Руси обязаны были прозвищем " детина с Ивана Великого " , а праздничные перезвоны в честь августейших рождений, венчаний и воинских побед для народа отныне означало " звонить во всю Ивановскую " . Во время нахождения наполеоновской армии в Москве в 1812 году, по преданию, даже московские вороны храбро атаковали французов, намеревавшихся лишить " Ивана Великого " креста. При отступлении же Наполеона из Первопрестольной колокольня устояла перед попытками взорвать её " просвещенными и культурными " европейцами. На Руси категорически запрещалось строить храмы и колокольни выше Московской колокольни " Иван Великий " . Стремление построить Меншикову башню в 84,3 метра также не увенчалось успехом: в 1723 году ударом в шпиль молния сшибла верх этого здания. Забрал у " Ивана Великого " пальму высотного первенства уже только храм Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=03382

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010