Решётки на окна ковал Прокопий Петров, а ныне утраченные ворота – Даниил Борисов, крестьянин из Ереховых Дубяг. По-разному относятся к одним и тем же ценностям разные люди. Вот так описаны ворота в паспорте архитектурного памятника: «…Большой интерес вызывают кирпичные ворота, сделанные с большим мастерством. Это арка, перекинутая между двумя столбами… выложены из лекального кирпича… пластику дают многочисленные детали… дополняет картину изящно вставленная в тимпан кованая корона и двустворчатые ворота…» Современные же местные обыватели оценили изящную кузнечную работу в пару литров,  а искусно сделанную кирпичную арку и столбы попросту спихнули бульдозером… Но до этих событий было ещё далеко, а в те времена люди верили в вечные ценности, поэтому продолжали жить и строить. Интересен следующий документ: «1906 года мая 29 дня. Мы, нижеподписавшиеся прихожане Дубягской Введенской церкви С.-Петербургской губернии, Гдовского уезда, Тупицынской и Полновской волостей, дали настоящую подписку Товариществу Гатчинского завода А.С.Лаврова, имеющему собственный колокольный завод С.-Петербургской губернии в городе Гатчино, в том, что мы обязуемся приобрести от сказанного Товарищества принадлежащий ему церковный колокол весом около 80 пудов, со стальным языком к нему, отпущенный Товариществом в пользование Дубягской церкви в село Дубяги Гдовского уезда С.-Петербургской губернии сроком до 21 августа 1906 года. Для сего мы обязуемся в течение двух лет со дня получения колокола уплатить Товариществу, или кому оно прикажет в г. Гатчине, всего одну тысячу шестьсот восемьдесят рублей… В случае неуплаты суммы и процентов обязуемся возвратить колокол…» До какого-то времени существование при церкви этого колокола было спорно, люди о нём вспоминали противоречиво. Одни говорили о его существовании: «…Язык раскачивали ногой, на доску наступали. Что на верёвке положена была, а звон аж на станции Ямм слышно было…» – «…А как же! Был такой колокол! Дак всё во Псков увели… его как с колокольни скинули – стон по всей округе был…» А третьи же вовсе не помнили такого огромного колокола.

http://sobory.ru/article/?object=14678

С запада к трапезной примыкали одноэтажные палатки, фланкирующие колокольню. Видимо, в них располагались входы на второй этаж трапезной. Несомненно, проект перестройки церкви исполнялся профессиональным архитектором, сумевшим на основе ордера создать эффектную парадную композицию здания. Возможно, на этом этапе строительства в основном храме существовали хоры с выходом на второй этаж трапезной, но к 40-м – 50-м гг. 19 столетия, когда выполнялись настенные росписи в храме, они были уничтожены. В кон. 19 в. пространство второго этажа трапезной было расширено за счет галерей, сквозные арки в которых были заложены, а западные палатки были надстроены вторыми этажами. Вероятно в этот же период были растесаны окна в нижнем этаже трапезной. В советское время здание церкви было приспособлено под школу. Колокольня была уничтожена, заложены арки галерей храма (с устройством прямоугольных окон), переложены столбы в трапезной, а ее пространство в обоих этажах было разделено на ряд помещений для классов, соединенных продольным коридором. Здание получило единую кровлю, перед западным входом появился кирпичный тамбур с бревенчатым вторым этажом. В настоящее время междуэтажное перекрытие трапезной утрачено. Большая часть алтаря разобрана в кон. 20 в. Стены церкви сложены из кирпича и побелены по обмазке. Здание, прямоугольное в плане, имеет продольно-осевую композицию и завершено вальмовой кровлей с выносным окошком на северном скате. К восточному фасаду примыкают остатки стен пониженного алтаря, к западному – прямоугольный тамбур с бревенчатой надстройкой. Многопрофильные карнизы, междуэтажный и венчающий делят фасады церкви на два яруса, а поэтажные пилястры с профилированными постаментами и тосканскими капителями членят их на ряд прясел: три из них соответствуют храму, еще три – трапезной, и одно – западным палаткам. Углы объема и граница храма и трапезной подчеркнуты парными пилястрами. Арки галерей, в основании которых во втором ярусе проходит парапет ограждения, декорированный лежачими филенками с вынутыми по дуге углами, опираются на узкие короткие пилястры. Над нижними окнами трапезной уцелели профилированные бровки с лучковым подвышением в средней части. Внутри галерей на стенах храма с характерной для времени трехосевой композицией сохранились детали первоначального декора. Окна с лучковыми перемычками и кубоватыми металлическими решелками заключены в неглубокие прямоугольные ниши и во втором ярусе окружены рамочными наличниками с миниатюрными замками и маленькими ушами в верхних углах, а в венчающий карниз введен пояс из широкой четырехрядной пилы.

http://sobory.ru/article/?object=14861

Вот строки из жалобы 1643 г.: «Несмотря на то, что мы большими платежами налогов ежегодно выкупаем наше хозяйство, многие безжалостные люди приобретают наши участки и дома … и, получив нас от государства покупкой или иными способами в своё владение, совершенно не удовлетворяются тем, сколько должно получать от нас государство, а мучают и изнуряют нас сбором подарков и повседневной подёнщиной и всякими другими насилиями, вследствие чего мы вынуждены покидать свои насиженные места и отцовское наследство». Вдобавок ко всему начавшееся закрытие и уничтожение православных церквей и монастырей, только усилили отток карельского населения в Россию. Переселение карел проходило в два этапа, первый начался в 1617 и закончился в 1655 гг., во время Русско – Шведской войны начался второй этап переселения (1656 – 1658 гг.), который закончился почти полным переселением карел в Россию. Оставшаяся часть карел продолжала твёрдо хранить устои православной веры и связи с Россией. В переписной книге Ивана Колычева и Якова Фёдорова за 1646 г. значится значительное число карел, живущих на помещичьих землях. По переписной книге 1650 г. у 24 помещиков владели 78 карельскими деревнями (всего 333 двора). Но чаще земли на которые приходили карельские крестьяне были государевыми, или иначе - дворцовыми. Переселенцы получали льготы от государства, денежную и хлебную ссуду. В 1659 – 1662 гг. в дворцовые села переселились 1600 семей, в Осечинской волости – 1340 семей, в Егорьевском погосте – 122 семьи, в Никольском погосте 107 семей и т.д. Сохранившиеся записи и акты указывают на появление карел в слободе Толмачи в 1636 – 1665 гг. По данным переписи 1663, 1668 гг. в Бежецком, Новоторжском, Ярославском и Угличском уездах значилось 273 деревни с 1605 дворами карельских переселенцев. В 1669 г. в Бежецком уезде значилось 152 деревни с 900 дворами, в Новоторжском – 32 деревни с 241 двором. Карелы были приняты местным населением, русский народ всегда терпимо относился к любым соседям, и вскоре карелы и русские стали братьями не только по вере, но и по крови. Карелы нашли в Тверской губернии вторую родину. Такой землёю была и Козловская сторона, история которой с этих пор навсегда оказалась связанной с карельским народом.

http://sobory.ru/article/?object=10563

Окна нижних ярусов четверика, апсиды и трапезной имеют лучковые перемычки, наличники с нишками и фигурные бровки явно барочного происхождения. Поребрик в карнизе основных объемов, как и силуэт глав, восходит к 17 в. Вместе с тем общий четкий характер членений фасадов, тяжеловесные пропорции и упрощенная трактовка форм колокольни, а также полуциркульные окна с архивольтами в верхнем свете боковых фасадов четверика свидетельствуют о влиянии принципов классицизма. Наиболее ярко эта стилистика проявляется в убранстве колокольни. Ее нижний ярус с полуциркульными окнами второго света над основными арочными проемами выделен сдвоенными пилястрами на флангах. Арки звона верхних ярусов имеют в пятах импосты и отмечены легкой раскреповкой, имитирующей портики. Внутри четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом; алтарь - коробовым, переходящим в конху; двухстолпная трапезная (квадратные столбы по оси север-юг) - плоский подшивной потолок. Как и на фасадах, окна северной и южной стен четверика объединены вертикальными членениями в виде ниш с арочным верхом, идущих от пола. Клеевая живопись 1-й пол. 19 в. переписана маслом в кон. 19 в. с изменением стиля и колорита. Иконографический состав композиций на стенах остался прежним; на своде, на восточной стене апсиды и в трапезной роспись выполнена заново. Поновлялась в сер. 20 в. Первоначальная живопись проступает в некоторых сценах западной стены ( " Коронование Богоматери " , " Величит душа моя Господа " , " Притча о богатом и бедном Лазаре " ), в изображении ангела из композиции " Жены-мироносицы " на восточной стене храма и в росписи западной стены алтаря. Наиболее своеобразна классицистическая по манере композиция " Притча о богатом и бедном Лазаре " - выполненная с большим мастерством, она напоминает жанровые сцены. Поздняя живопись свода состоит из четырех евангельских сцен, разделенных широкими орнаментальными полосами подчеркнуто жесткого рисунка. На боковых стенах сюжеты расположены в три яруса: в верхнем по сторонам полуциркульного окна изображены евангелисты, в нижних (в простенках окон) - евангельские и библейские сцены, в оконных нишах - святые. На западной стене роспись выполнена в два яруса. Композиции дополняет псевдобарочный орнаментальный декор. На восточной стене вверху написаны две евангельские сцены, фланкировавшие, очевидно, " Распятие " иконостаса. Фрагменты поздней живописи сохранились и в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=07986

В Артемовской церкви структура срубов, их пропорциональные взаимосвязи и, как следствие, художественный язык и художественный образ памятника раскрываются во внешнем виде и в интерьере неодинаково. Тонкую изысканность, собранность и стройность, нежную гармоничность, музыкальность художественно-архитектурного образа строения особенно выразительно и эффектно проявил мастер во внешнем виде Артемовской церкви. Присмотревшись к объему сгруппированных срубов стен пяти участков, можно заметить обильное и ритмичное сопоставление различных по величине и стройностью граней: больших (у которых высота лишь на 1/3 больше ширины), меньших (у них высота уже вдвое превосходит ширину) и совсем узеньких (основа у них составляет лишь 1/5 высоты). Грани срубов четко, но не резко намечают плановое расчленение строения. Разница в освещении и различие ракурсов, в которых зритель воспринимает архитектурные формы строения, убеждают в том, что мастер снаружи, в формах срубов, ценил и подчеркивал их живописный элемент. Энергично расчлененные массы стройных верхов усиливают элементы живописной трактовки форм. Таким образом, элементы живописного подхода характерны для выявления мастером архитектурно-художественного образа строения в его внешнем виде. Высота первых заломов рукавов незначительно меньше высоты первого залома центрального участка. Но заломы рукавов резко уменьшают массы срубов каждого участка, тогда как центральный участок в первом заломе незначительно уменьшает объем. Восьмерики рукавов, их длина и ширина вдвое меньше длины плана участков. Восьмерик центрального верха уменьшает объем лишь на треть. Размеры и весомость формы восьмерика центрального участка выделяют его как композиционное ядро целого строения. Во внешнем виде заломы (кроме первых заломов всех участков и второго залома центрального верха) короткие, низкие; их роль очень скромная - сопрягать объемы восьмериков. Что же касается масс восьмериков, то их характерными чертами во внешнем виде будут такие: их высота составляет не более 2/3 длины; уменьшаются их массы медленно, постепенно, коэффициент отношения высоты к длине уменьшается в спокойном темпе. Верх центрального участка (при значительной его относительной высоте) составляет 3/2 высоты сруба стен, что не нарушает оптической стабильности строения. Все верхи выглядят стройными. Они легко и уверенно разворачивают движение масс.

http://sobory.ru/article/?object=52151

На четверике храма основными архитек­турно-декоративными акцентами, тяготею­щими к барочным традициям, являются боль­шие полукруглые люкарны в центре каждого фасада, оформленные треугольными полуфронтонами. По-барочному выглядит также плоская рустовка углов четверика. Боковые фасады храма, получившие трехосевые ком­позиции с дверными проемами в центрах, от­мечены четырехпилястровыми портиками, несущими широкие антаблементы, по кото­рым раскрепован кирпичный венчающий кар­низ упрощенного рисунка, дополненный маленькими ступенчатыми кронштейнами. В простенках между пилястрами нижние окна, значительно превышающие по высоте окна второго света, заглублены в арочные ниши. На апсиде, венчающему карнизу вторит тонкий профиль, отделяющий верхнюю часть стены, обработанную над окнами лежачими филен­ками. Восточное окно апсиды выделено полу­круглой нишей. Боковые фасады трапезной равномерно расчленены крепованными пиля­страми на три прясла с двумя большими ароч­ными окнами в каждом. На боковых и запад­ных фасадах палаток по сторонам колоколь­ни расположено по одному окну в плоских гладких наличниках с подоконниками из портландского цемента. Широкий многообломный венчающий карниз, проходящий по верху стен трапезной и боковых палаток, обладает суховатым рисунком, характерным для 2-й пол. 19 в. Западный фасад нижнего яруса ко­локольни с большим арочным проемом в центре оформлен пилястрами, несущими плоский щипец. Внутри четверик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими диагональными гранями и люкарнами, проре­занными по странам света. Конструктивный переход от четверика к перекрытию осуще­ствлен при помощи тромпов. С апсидой, пе­рекрытой конхой, и трапезной, храм объеди­нен широкими арочными проходами. Трехнефное пространство трапезной, перекрытой системой коробовых сводов с распалубками, организуют шесть крещатых столбов с подпружными арками, перекинутыми к пристен­ным пилонам. В толще кладки восточной стены по сторонам прохода в храм устроено два небольших компартимента: в северном была сложена печка, в южном устроен сейф. Ниж­ний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом, боковые палатки - коробовыми сво­дами с переломами. В южной стене нижнего яруса колокольни проложена кирпичная ле­стница с забежными ступенями, выходившая на площадку звона. Южная палатка связана дверным проемом с трапезной, северная име­ет выход в нижний ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=57550

Грани крыш всех заломов - плоские, прямолинейные в контурах, они, возможно, сохранили облик первоначальных деревянных крыш. Срубы стен и восьмерика обрисованы сторч. Все грани стен на середине их высоты опоясывает поясок. На нем лежат подлокотники окон. Центры круглых окон восьмерика, размещенные в южной и северной гранях, лежат на высоте, равной половине длины строения. Исходный размер для построения плана - ширина центра. План центральной части – восьмигранник, вписанный в прямоугольник, у которого длина – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине участка. Половина диагонали этого прямоугольника дает длину плана бабинца. Половина диагонали квадрата со стороной, равной длине центральной части, дает длину и ширину алтаря и ширину бабинца. Высота срубов стен всех частей одинакова, она равна полусумме длины плана центра и алтаря. Высота залома вместе со срубом стен – полной длине плана центра. У восьмерика длина равна высоте стен сруба, ширина – в лиофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине восьмерика. Следовательно, пропорциональное отношение длины к ширине у восьмерика такое же, как и у плана участка. Высота восьмерика составляет 1/2 высоты стен сруба, а вместе с высотой первого залома равна длине южной грани плана участка. Внутренняя высота центральной части равна полной длине плана центра и алтаря, вместе взятых, плюс толщина одного бруса, то есть значительно меньше длины здания. Внутренняя высота алтаря равна ширине плана центра. Внутренняя высота бабинца равна длине плана бабинца плюс половина длины плана центра. Внутренняя высота алтаря – катет прямоугольного треугольника, внутренняя высота бабинца – второй катет и высота центральной части – гипотенуза того же треугольника. Срубы стен алтаря и бабинца начинают переходить в восьмигранник на высоте, равной длине плана бабинца. Окна в срубах стен заложены на высоте половины полной длины плана Бабинца. Центр круглого окна в восьмерике лежит от пола на высоте, составляющей половину длины здания.

http://sobory.ru/article/?object=03973

Скупое убранство фасадов включает широкие лопатки на углах объемов и простые пояса с валиком и поребриком (над цоколем и в венчающих карнизах). Нижние прямоугольные проемы растесаны и лишь на придельной апсиде сохранили барочные наличники с фартуками. Два верхних арочных окна четверика, сдвинутые с осей нижних, обведены полувалом с поясками-перехватами. Нарядный декор колокольни состоит из широких пилястр (в первом ярусе рустованных) с выпуском углов и карнизов в нижнем четверике, переходящих в архивольты проемов. У западного входа сохранились ажурные детали козырька и кованые двери. Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом, алтарь – полулотковым, трапезная – системой коробовых сводов, опирающихся на столб и подпружные арки между ним и стенами. У придела – коробовый свод с лотками над апсидой. Масляная живопись в духе позднего академизма, характерная для 2-й пол. 19 в., сохранилась фрагментарно на своде и стенах храма. Лотки свода занимали четыре композиции: «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» (не сохр.) и «Горний Иерусалим». В последнем изображены различной формы храмы русской архитектуры 18 в. На западной стене над проемом в трапезную написаны сцены, связанные с посвящением храма Богоматери – «Благовещение», «Рождество Богоматери» и «Введение во храм», что редко встречается в данный период. На боковых стенах в два яруса расположены изображения святых: крупные в рост между верхними окнами и в овальных медальонах – под ними (на северной стене утр.). До недавнего времени сохранялись фрагменты верхнего яруса иконостаса 2-й пол. 18 в. в стиле барокко с резными колонками. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, с.155; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897, т.3, с.114, 1824; ИАК, 1909, с.227, 551; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 557-558. http://svodokn.ru/object/111065920?open=true

http://sobory.ru/article/?object=37299

Основной кубический объем в два света возвышается над прямоугольными, почти одинаковыми по размеру трапезной и алтарем. С запада к трапезной примыкает слегка расширенная паперть с расположенными над ее центральной частью высоким четвериком колокольни со срезанными углами, завершенным небольшим восьмериком. В оформлении фасадов хорошо заметно подражание стилю барокко. На углах объемов (кроме трапезной) поставлены оригинальные пилястры с филенками. Гладкие стены прорезаны прямоугольными окнами с рамочными штукатурными наличниками, завершенными полуциркульными фронтонами. Небольшие квадратные окна второго света основного объема заключены в простые наличники. Западный входной проем и проемы звона колокольни арочные, с аналогичными штукатурными обрамлениями. В интерьере доминирует центральная часть храма, перекрытая коробовым сводом. Тремя проемами она связана с алтарем, имеющим плоское перекрытие. Коробовые своды с распалубками над проемами имеют также трапезная (с приделом Флора и Лавра) и центральная часть паперти, по сторонам которой находятся небольшие помещения. В 1862 году была построена сторожка, пригодная для размещения приходской школы. Освящена 22 октября 1862 г. В первый год обучалось 5 мальчиков, во второй - 34 мальчика. Расстояние от Калужской духовной консистории 178 вёрст, от местного благочинного 28 вёрст. Ближайшие церкви: в селе Улемль в 8 верстах, в селе Пупково в 10 верстах, в селе Дятьково Орловской губернии в 6 верстах. Приход в 1895 г. состоял из следующих селений: в селе Любышь крестьян (169 дв. - 692-1130) при церкви, в д. Романовка крестьян (53 дв. - 220-251) в 2 верстах, в д. Жукова (Большая) крестьян (57 дв. - 247-248) в 3 вер., в д. Жуково (Жуковка, Малая) крестьян (26 дв. - 134-145) в 3 вер., в д.Хизовка крестьян (27 дв. - 195-114) в 7 вер., в д. Псурь крестьян (71 дв. - 310-318) в 10 вер., в д. Псурский хутор крестьян (22 дв. - 101-90) в … верстах, в д. Ольшаницы (84 дв. - 320-322) в 17 вер. Итого в 509 дворах проживало 2135 душ мужского и 2218 женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=07355

В настоящее время по общему сознанию мы - священноцерковнослужители и церковный староста решили возобновить позолоту, нисколько не изменяя живописи икон(...). Стоимость ея простирается до 250 р. " Возобновление позолоты иконостаса в Казанском приделе летней церкви на пожертвования прихожан было разрешено 31 марта 1894 г. 15 июня и. д. благочинного 3-его округа Вышневолоцкого уезда священник погоста Георгиевско - Чудинского Антоний Яковлевич Зосимовский писал в Духовную Консисторию: " При сем, имею честь препроводить рапорт причта и старосты церкви с. Козлова(...). Работа сия и расход по производству ея мною свидетельствован, о чём мною удостоверено их рапортом " . Ниже приложен был и рапорт от 14 июня: " Обновление иконостаса в настоящем храме при селе Козлове, разрешённое сим указом, и именно: окраска онаго вновь и позолота, произведена. За употреблённое на сей предмет золото, краски и работу по условию с Вышневолоцким мастером позолоты Кузнецовым уплачено всего 435 руб. в т.ч. 250 руб. из кошельковой суммы - разрешения о чём мы и просили, и 185 руб. пожертвованы особо и нарочито на сей предмет прихожанами " . На обороте рапорта о. Антоний Зосимовский свидетельствует: " работа произведена отчётливо и по цене сравнительно умеренной " . В архиве Консистории хранилось когда то и ещё одно дело, касающеееся строительных работ: 1900 г. " Дело об устройстве в летней церкви духовой печи " . Печь была устроена. Владимиро-Сназинское училище и завод на «церковной земле» Владимирских училища в Козловском приходе было два. Первое располагалось в д. Городок, а второе - в самом сельце Владимирском, неподалёку от имения И.Т. Сназина (близ д. Овсяники). Согласно «Статистической ведомости» за 1917 г. городецкое Владимиро – Сназинское училище располагалось в одноэтажном деревянном строении, учеников насчитывало на 1917 г. 51 мальчика и 45 девочек. Училище было основано на средства помещика Сназина в 1904 г. Высшее, начальное Владимирское училище с. Владимирского основано в 1913 г. так же на средства помещика Сназина.

http://sobory.ru/article/?object=10563

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010