И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем. Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь. Фото: tatmitropolia.ru Отступление от Бога — вот причина всех бед Но почему же живущие не знают этих тайн, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало? Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней — Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета — Пресвятой Богоотроковицы — и явлением в нем Спасителя и Бога — Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему  «Новый Израиль » — Великая Россия, — в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте — многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри? Ответ на все наши горькие «почему?» опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями. Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней. Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего… И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: « за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом ?» И скажут: « за то, что они оставили Господа Бога своего… и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие » (3 Цар. 9:6—9).

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-bogor...

Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда. Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия. А организм – иное дело: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:24–27). Получается, что воцерковление – это процесс врастания в Церковь, через посильное осмысление и осуществление ее свойств: единства, святости, соборности и апостоличности . Причем не в рамках каких-то специфических мероприятий, а во всей своей жизни, начиная от внутренних помыслов и продолжая в межличностых, в частности семейных взаимоотношениях, на работе, в общественном транспорте – да где угодно и с кем угодно надо быть христианином, гражданином Небесного Отечества, сознавая себя здесь странником, не более. Странник не должен, конечно, свинячить в месте своего временного пребывания, обязан соблюдать гигиену и ПДД, но всякий раз, когда правила той или иной местности, которую он проходит, расходятся с законами его Небесного Отечества, он должен оставаться верен последним, чтобы, находясь «в земли чуждей» (Исх. 2:22), не утратить ориентиров и не сбиться с пути к Отчему дому. Т.е. все просто: требованиям начальствующих (церковных или мирских – в данном случае без разницы), законам государственным или обычаям людским следует повиноваться, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с буквой и духом Нового Завета, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Воцерковление охватывает целиком и человека, и все области, в которых он вращается, но не в том смысле, что он всюду свои правила навязывает и лезет со своими поучениями, придумывая какие-то искусственные квазицерковные модели производственных или, например, семейных отношений, а в том, что он пытается именно жить во Христе и по Христу , оставаясь христианином во всем и постоянно. И тут естественно, что в любой сфере жизни у него возникают вопросы: а как по-христиански? И так же естественно, если ответ на этот вопрос он пытается найти с помощью своего духовника, не полагаясь особо на свой пока еще неокрепший и неукорененный во Христе ум.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-presv...

Непорочное зачатие Марии Что касается непорочного зачатия Марии, то это учение было неизвестно в древней Церкви и присутствует исключительно у современных римо-католиков. Пытаясь очистить Марию (и оградить Христа) от пятна греха, догмат о непорочном зачатии утверждает, что Мария была зачата и рождена предохраненной от первородного греха. Данный догмат не имеет никаких оснований ни в Писании, ни в Символе веры Церкви. Отсутствие такого догмата нисколько не умаляет веру православных христиан в высочайшую, исключительную святость Марии. Какие бы перегибы ни допускались в истории, даже Римская Церковь никогда официально не веровала и не учила, что Мария в каком-либо отношении равна Троице. Такие обвинения иногда выдвигаются критиками Римской Церкви, но они безосновательны. Мария и спасение В конце православной вечерни священник восклицает: " Пресвятая Богородице, спаси нас! " Действительно ли Мария может спасти нас? Да, и вот почему. Несомненно, мы верим, что Мария чиста и свята, что она правит вместе со Христом, что она молится за нас. Мы знаем, что Мария всецело подчинила Свою волю воле Божией, таким образом в полной мере содействуя достижению Божественной цели. А мы знаем, что несомненной целью Бога является спасение верующих во Христа. Так что мы по меньшей мере можем сказать, что Мария озабочена нашим спасением и желает его. Это относится ко всем верующим. Поэтому первоначальный вопрос: " Может ли Мария спасти нас? " приводит к другому вопросу: " Можем ли мы спасти других? " И снова Священное Писание дает совершенно ясный ответ. Вот некоторые примеры: Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:16). Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (Иуд. 22 - 23). Спасает огонь (1 Кор. 3:15), спасает молитва (Иак. 5:15), спасают ангелы (Ис. 63:9), спасает крещение (1 Петр. 3:21), спасает проповедь (1 Кор. 1:21), спасает Апостол Павел (Рим. 11:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Ныне вспоминая историческое событие — восшествие на Московский Патриарший престол святителя Тихона — и воздавая должное его исповедническому служению, пришедшемуся на время богоборчества, полагаю справедливым выразить благодарность Церквам-Сестрам за неизменную солидарность с Русской Православной Церковью, претерпевшей в минувшем ХХ веке жесточайшие гонения. Одному Богу ведомо, сколько было сделано и пережито нашей Церковью за это время, исполненное многих скорбей и испытаний. Главным для Неё было и остается — служение Богу и людям. А это значит, что Она и впредь будет сохранять апостольское преемство и иерархический строй, безбоязненно возвещать евангельскую Истину, откликаться на вопрошания современников и давать на них пастырские ответы, сообразуясь с наставлением апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Окидывая ныне мысленным взором минувшее столетие, мы благодарим Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа за вся, яже о нас бывшее : за годы притеснений и духовного возрождения, за радость пребывания в лоне Святой Церкви и страданий за Имя Христово, за обретение для Царства Небесного ищущих спасения душ человеческих, за дар молитвенного общения и утверждения церковного единства.  Отрадно видеть сколь щедро Господь изливает Свои милости на Русскую Православную Церковь, на всех нас, ее смиренных служителей, вдохновляемых примером славных предшественников и с усердием исполняющих многоразличные послушания, прилагающих усилия к тому, чтобы слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7). Миссия Церкви нелегка и ответственная. Но на протяжении веков она, водительствуемая Святым Духом, неустанно возвещает даже до края земли (Деян.1:8) благую весть о Том, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6) – о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. За последние годы, Богу содействующу, в добром сотрудничестве клира и паствы, людей церковных и светских, при поддержке жертвователей и благотворителей немало было сделано для развития религиозной жизни на всем пространстве пастырской ответственности Московского Патриархата. Однако было бы большой ошибкой полагать, что этого уже достаточно. Мы сделали лишь только то, что, по слову Божиему, должны были сделать (Лк. 17:10).

http://patriarchia.ru/db/text/5077630.ht...

Самое освящение храма было обставлено Соломоном с величественною торжественностью. К участию в торжестве этом Соломон пригласил «всех старцев израилевых» – представителей судебной и начальственной власти. Торжество освящения началось перенесением ковчега завета с Сиона в новопостроенный храм. Кивот завета, а также скинию и принадлежности ее несли в священных облачениях священники и левиты; впереди же шли представители народа во главе с царем, принося по пути многочисленные жертвы. Ковчег завета был поставлен под крыльями новоустроенных величественных херувимов. И когда торжество поставления кивота завета было закончено, густое облако, как знамение присутствия самого Господа и славы Его, наполнило храм, так что священники в благоговейном трепете приостановили приношение жертв. В событии торжественного освящения храма Соломонова Св. Церковь видит прообраз торжественного введения Пресв. Девы во святой храм Господень, так как Она трехлетней отроковицей введена в храм, чтобы приготовиться быть жилищем Сына Божия – Царя Небесного, каковым жилищем был в ветхом завете храм, а раньше скиния. Поэтому в церковных песнопениях Пресв. Дева называется именами принадлежностей храма и скинии. III. Иезекииля 43, 27; 44, 1–4 Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся. И никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог израилев пройдет ими, и будут заключена. Яко игумен сядет в них снести хлеб, по пути еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо дому, и видех, и се исполнь славы дом Господень. Так говорит Господь: в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог . И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом: войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти XIX века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: «никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует» (приводится по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий – для священнослужителей. Он заключал в себе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк 2:37 ). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк2:29 ). Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание ; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих ( Ин 2:13–22 ). Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы ( Лк 21:1–4 ). Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего ( Мф 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти Х I Х века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: “никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует” (приводит­ся по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий — для священнослужителей. Он заключал в се­бе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, пос­том и молитвою служа Богу день и ночь (Лк 2:37). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (Лк 2 : 29 ) . Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих (Ин 2 : 13–22 ) . Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы (Лк 21 : 1–4 ) . Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и по­ставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего (Мф 4:5–7).

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Здание окружено невысоким чуть выступающим цоколем. Его нижний ярус завершен трехчастным антаблементом и невысоким аттиком, раскрепованным над пилястрами, делящими фасады приделов и паперти на три прясла: в среднем находится прямоугольный входной проем, обрамленный порталом с массивным разорванным фронтоном, в остальных – по прямоугольному окну в аналогичном наличнике. Такие же окна на апсидах освещают пространство алтаря. На боковых стенах приделов и паперти – по ложному окну. Четверик храма также разделен на прясла двухуступчатыми лопатками, на углах огибающими, которые крепуют трехчастный антаблемент. Крупные килевидные кокошники, по три на фасад в нижнем ярусе и по два в верхнем, имеют профилированные обводы и украшены круглыми филенками в плоских обрамлениях. Цилиндрический барабан главы, прорезанный арочными окошками, украшен аркатурой, опирающейся на пилястры и трехчастным антаблементом в завершении. Внутри восьмигранное, с более узкими гранями пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом с барабаном световой главы в шелыге. Широкие арки соединяют основное пространство храма с алтарем, приделами и папертью. Алтарь перекрыт коробовым сводом, замкнутым на востоке тремя конхами, вытянутые с востока на запад приделы – поперечным коробовым сводом, с распалубками от подпружных арок, отделяющих скругленные торцовые части, перекрытые конхами, а паперть – крестовым сводом в центре и полулотковыми в торцовых частях, отделенных подпружными арками. Настенная масляная живопись в храме выполнена в позднеакадемических традициях на рубеже 19 – 20 вв. Восьмилотковый свод храма расчерчен вдоль ребер орнаментированными полосами. В угловых треугольных клеймах написаны образа Евангелистов с их крылатыми символами, в трех осевых клеймах размещены богородичные сюжеты, представляющие ее небесный образ. Это тезоименный храму «Покров», а также «Взятие Богородицы на небо» и «Богоматерь – Царица небесная». Тема продолжена на прилегающих к главной апсиде гранях восьмерика, где написаны «Благовещение» и «Введение во храм».

http://sobory.ru/article/?object=10782

От церкви Введения колокольня отделена узким арочным проходом. Вход богато декорирован резными белокаменными спаренными балясинами на консолях. Карниз, завершающий первый ярус четверика, раскрепован над пилястрами. Опорные части арки представляют собой очень глубокие ниши, образованные большим количеством тяг в виде полочек и полукружий. Верхняя часть завершается сильно выступающим карнизом. Над входной аркой устроена довольно глубокая ниша, обрамленная тягами на консолях и завершенная фронтоном с вогнутыми сторонами. Подобные декоративные ниши имеются и на обоих фронтонах основного объема. Композиция церкви отличается простотой и ясностью. Она напоминает деревянные церкви, состоявшие, как правило, из трех клетей, отличающихся друг от друга размерами и высотой. Декоративная обработка входа, расположенного под колокольней, очень близка к обработке входа надвратной церкви Стефания Благовещенского монастыря, но благодаря тому, что четверик колокольни Воскресенской церкви состоит из двух ярусов, восьмигранный шатер имеет более приземистые формы. У колокольни менее изящные пропорции и она уступает по красоте колокольням Троицкого и Благовещенского монастыря выстроенными, по всей видимости, одновременно с колокольней Воскресенского монастыря. Как и у колокольни Благовещенского монастыря, углы четверика выделены широкими лопатками, идущими на оба яруса. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с двумя щелевидными проемами обрамленными наличниками с тремя полуколонками на общей консоли, перекрытыми двумя кокошниками килевидной формы; наличник очень близок по рисунку к наличнику второго яруса колокольни Благовещенского монастыря, и, несмотря на то, что в настоящее время это окно растесано и наличник сбит, возможно его восстановление в первоначальных формах. Нижняя часть восьмерка так же, как и у колокольни Благовещенского монастыря, декорирована спаренными ширинками. На восемь столбов опираются пологие арки с тремя плоскими тягами, верхняя из которых имеет килевидную форму.

http://sobory.ru/article/?object=05786

В ходе строительных работ было принято решение о надстройке колокольни еще одним ярусом. Верхние ярусы в виде четвериков, уменьшаясь в размерах, точно повторяют друг друга. В 1871 году инженер Тульской губернии Савич в акте об освидетельствовании надстройки колокольни писал: «Хотя кирпичная кладка этой надстройки несколько и тонка, но что таковая скреплена большим количеством железных связей, расположенных на высоте всей надстройки чрез каждые полтора аршина в три ряда, и потому, принимая в соображение как это обстоятельство, так и то, что таковая надстройка стоит уже несколько лет непокрытой, без малейших существенных повреждений в перемычках и устоях оной, полагаю, что сомневаться в прочности и устойчивости названной надстройки нет никаких оснований. Затем для устранения и на будущее время всяких опасений в устойчивости этой надстройки, я нахожу, что вешание колоколов в Введенской колокольне может быть допущено только в ея первоначальном корпусе; что же касается вновь произведенной надстройки, то обременять таковую вешанием в оной колоколов не следует. Наконец, что касается покрытия колокольни кровлей, то, так как оно не только ни в каком случае не может принести ущерб прочности постройки, а напротив, должно предохранять таковую от порчи, то покрытие это должно быть произведено, по моему мнению, безотлагательно». В сентябре 1872 годы работы по надстройке колокольни были завершены. Церковный староста Введенской церкви и городской голова И. П. Казаков сообщал благочинному г. Каширы, соборному протоиерею Н. М. Успенскому в ноябре 1872 года: «Имею честь уведомить, что кровля колокольни при Введенской церкви, как-то: купол, крест, шпиль, яблоко и кругом купола бардюр, покрыты красною английскою медью вызлощенного чрез огонь червонным золотом; работы эти кончаны в сентябре месяце сего года и 14 числа того же сентября поставлен крест, стоимость покрытия этой колокольни с разными на ней украшениями простиралась до дватцати четырех тысяч рублей серебром». В 1899 году колокольня приобрела современный вид.

http://sobory.ru/article/?object=01458

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010