Г. Александров Внизу слева листа помета: «В архив – Суханов. 4/V/46 г.» РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 235. Л. 84. Подлинник. 131. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову об издании постановления Совнаркома СССР о порядке освобождения священнослужителей от призыва в Красную Армию 10 августа 1944 г. Секретно 96/с Совет Народных Комиссаров Союза ССР товарищу В. М. Молотову Священнослужители русской православной церкви (священники и диаконы) по установившейся практике пользуются освобождением от военной службы при условии, если они зарегистрированы в установленном законом порядке и служат в церкви. Так как указанная практика не оформлена каким-либо правительственным распоряжением, то с мест поступают запросы как в Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР так и в Мобилизационное управление Главупраформа Красной Армии о порядке освобождения от призыва в Красную Армию служителей культа. Ввиду изложенного Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, считает целесообразным, чтобы Совнаркомом Союза ССР было издано постановление, устанавливающее порядок освобождения священнослужителей от призыва в Красную Армию. Проект постановления прилагается. Прошу Ваших указаний. Председатель Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов Помета слева посредине первого листа: «Указание т. Молотова т. Смородинову совместно с т. Карповым решить... (сообщил тт. Смородинову и Карпову) 262 11/V1II. " Приложение Секретно Проект Совет Народных Комиссаров Союза ССР Постановление 1944 г. Москва, Кремль Совет Народных Комиссаров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: Освободить от призыва в Красную Армию священнослужителей православной церкви, имеющих иерейский и диаконский сан, при условии, если они зарегистрированы в установленном порядке и служат в церкви. Освобождение священнослужителей от призыва в Красную Армию производится на основании справок об их регистрации, выдаваемых уполномоченными Совета по делам русской православной церкви при СНК республик, край(обл)исполкомах 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 12. Круг дел и обязанности помощника заведующего, секретаря, библиотекаря и заведующего хозяйственной частью определяются инструкциями Педагогического Совета и указаниями заведующего. § 13. Слушатели богословско-пастырских курсов посещают лекции, изучают все положенные предметы, участвуют в практических занятиях, исполняя распоряжения Совета и администрации курсов и подчиняясь всем их правилам. § 14. Обучение на богословско-пастырских курсах бесплатное; для материально необеспеченных слушателей могут учреждаться стипендии и общежитие. § 15. По окончании учебного года слушатели богословско-пастырских курсов подвергаются установленным испытаниям в знании пройденного, и успешно выдержавшие слушатели 1 курса переводятся на 2 курс, а слушатели 2 курса получают соответствующие удостоверения, нравственно обязуясь свою деятельность посвятить на служение Православной Церкви, являясь ближайшими кандидатами на пастырскую работу в епархии. § 16. Богословско-пастырские курсы имеют печать с надписью «Богословско-пастырские Курсы». АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 11. Л. 33–34. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 499. Л. 10–11. 98. Постановление СНК СССР «Об утверждении предложения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР о разрешении открытия Православного богословского института и богословско-пастырских курсов» 220 28 ноября 1943 г. Москва, Кремль 1324 Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: Утвердить предложения Совета по делам русской православной церкви при Совнаркоме СССР о разрешении открытия в г. Москве православного богословского института и их курсов. Зам. председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Я. Чадаев ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 221. Л. 1. Подлинник. 221 АП РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 11. Л. 35. Заверенная печатью Управления делами СНК СССР копия. 99. Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» 222 28 ноября 1943 г. Москва, Кремль 1325 Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также был затронут вопрос о созыве в Москве всецерковной конференции для обсуждения способов борьбы с агрессивной политикой Ватикана. Все патриархи высказали свое мнение о целесообразности созыва такой конференции, но не сейчас, «когда еще не изжиты окончательно последствия войны и нет еще прочной политической устойчивости во всех странах». Между патриархом Иерусалимским Тимофеем и патриархом Алексием была особая беседа о русских владениях в Иерусалиме и его окрестностях, именно о храмах, монастырях, школах, госпиталях и участках, принадлежавших быв[шему] Святейшему Синоду русской православной церкви, управлявшему этими владениями посредством своей миссии в Иерусалиме, и бывшему Императорскому Палестинскому Обществу. В настоящее время все эти владения находятся в руках местной гражданской власти – английских оккупантов и управляются вышеуказанным архимандритом Антонием. Патриарх Тимофей по этому вопросу высказал мнение о необходимости возвратить все русские владения в Палестине законному хозяину – Советскому Правительству. Патриархами Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским с большим удовлетворением было принято пожелание об обмене представителями этих патриархатов с представителями Московской Патриархии в качестве постоянной связи между патриархом Московским и тремя патриархами Востока. По наблюдениям патриарха Алексия, Иерусалимская, Александрийская и особенно Антиохийская патриархии сильно материально нуждаются и имеют большие надежды на помощь от русской церкви и Советского Правительства не только моральную, но и материальную. Эти патриархии нуждаются в средствах для своих православных школ, для ремонта храмов и содержания патриархатов. До 1927 г. в этих патриархатах были свои школы, в которых преподавался русский язык, и которые воспитывали своих учеников в духе привязанности к России, ко всему русскому. Эти школы широко субсидировались русским правительством. В настоящее время из-за недостатка средств школьное дело разваливается. Пользуясь этим, усиливают свой натиск на православие католики, которые, бросая надело пропаганды огромные средства, парализуют действия православных учреждений. Например, население в Палестине, в Сирии и Ливане вынуждено отдавать своих детей в латинские школы, более многочисленные, гораздо лучше обставленные и в отношении научном, и в отношении хозяйственном, чем православные местные школы. Там дети постепенно окатоличиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1945 г., по окончании второй Отечественной войны, Курский епископ обратился к настоятелям церквей и приходским советам с воззванием, чтобы настоятели церквей усилили патриотическую деятельность, призывали бы верующих на трудовые подвиги и вспомоществование инвалидам, вдовам и сиротам Отечественной войны, чтобы на эти цели помимо тарелочных сборов отчисляли бы средства из церковных сумм. Сам епископ внес на это дело 50 т[ыс] р[ублей] от Курского свечного завода. I Перед выпуском 3-го и 4-го военных государственных займов и 4-й вещевой лотереи епископ обращался к верующим с воззваниями откликнуться, возможно, щедро на призыв Советской власти. На основании постановления Святейшего Синода от 10/VII– 45 г. епископом спущено обращение к настоятелям церквей, совершать накануне дня Победы – 8 мая – поминовение павших воинов. Там, где есть возможность, узнать имена павших героев и внести их в церковный синодик на вечное поминовение. г На государственно-общественные цели церквам Курской области, начиная с 1943 г. по 1/1–45 г. собрано 4 613 257 р. деньгами и сдано облигаций на 20 т.р. и внесено 5 руб. золотой монетой. С 1/1–45 г. по 1/Х-45 г. собрано 821 828 руб. и сдано облигаций займов на 14 200 рублей, а также произведены были подписки на заем церковными советами и духовенством; в 1944 г. по городу Курску подписка на заем составила 221 180 руб. и 4-ю вещевую лотерею 165 275 руб. В 1945 г. подписались на 4-й государственный заем церкви и Духовенство г. Курска и области на 984 400 руб. ГАКО. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 5. Л. 13 и об. Копия. 182. Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах по областям и республикам СССР и об открытии новых церквей 363 31 октября 1945 г. Секретно 1) На октябрь месяц 1943 г. ко дню образования Совета по делам русской православной церкви действующих православных церквей на территории Союза было – 9 829. Из них открыто немцами в период оккупации нашей территории примерно 6500 церквей. 2) За гг. по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О богословско-пастырских курсах, преподавателях и слушателях. 3. О журнале «Епархиальные ведомости». 4. О воссоединении униатов с православием . 5. О конкретных нуждах епархии, требующих содействия уполномоченного Совета на месте и, в частности, моего. 6. О епархиальной свечной мастерской и лавке. По всем вопросам была установлена полная конкретная договорённость, и в частности: а) Поскольку определённого устава от патриархии по созданию «братства» нет, а устав бывшего Луцкого братства не подходит в I настоящих условиях, – остановиться на так называемом миссионерском комитете под председательством епископа (фактически уже созданном им до встречи со мной). Однако следует отметить, что до встречи со мной епископ Николай Чуфаровский определял задачу этого миссионерского комитета как борьбу, главным образом, с сектантством, которое по Волынско-Ровенской области имеет большое распространение. Я подсказал епископу, что положение в настоящее время диктует направить главный миссионерский удар по католицизму, т. е. Ватикану, его агентуре, его тенденциях. В связи с этим мы остановились на выпуске вместо журнала «Епархиальные ведомости» соответствующих листовок (миссионерского характера). Это и потому ещё, что для журнала в настоящее время нет на месте полиграфической базы. Главным образом, нет бумаги. б) В отношении открытия богословско-пастырских курсов у нас установлена полная договорённость. Во-первых, начатый ремонт необходимых помещений следует форсировать, чтобы с 1 сентября нормально начать работу на курсах. Во-вторых, констатировать, что местные условия в этом отношении благоприятны: в строительном материале недостатка не встречается; местные власти идут во всём навстречу. Подбор преподавательского состава и слушателей производится. Подано до пятидесяти заявлений желающих поступить на богословско-пастырские курсы, из которых отобрано тридцать человек (списки прилагаются). Епископ Николай Чуфаровский выдвинул предложение о создании при богословско-пастырских курсах краткосрочных курсов (на 7–8 месяцев) повышения квалификации псаломщиков).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 13. Ученое Совещание составляют все наставники института, под председательством Ректора, который может, в случае нужды, приглашать в Совещание специалистов по богословским научно-учебным вопросам. § 14. Ректор назначается Святейшим Патриархом из лиц с высшим богословским образованием в священном сане; проректор назначается Святейшим Патриархом из наставников института. § 15. Профессора и преподаватели института приглашаются Советом института из лиц православного исповедания, имеющих (профессора) ученую степень доктора, магистра или (преподаватели) кандидата богословия и др. наук. § 16. Член правления от преподавателей избирается Советом института ежегодно. § 17. Заведующий хозяйственной частью и секретарь избираются Советом института; бухгалтер, делопроизводитель и библиотекарь приглашаются Правлением института. § 18. Круг и порядок ведения дел Совета, Правления, Ученого Совещания и должностных лиц института определяется особой инструкцией, издаваемой Советом в соответствии с настоящим «Положением». § 19. Образование в Православном Богословском институте, стоя на уровне современного научного знания, должно вводить Учащихся в истинный дух христианства и иметь в виду, как главную задачу, – укрепление в них православно-христианского мировоззрения, соответствующего настроения и церковно-практических навыков. § 20. Студенты Православного Богословского института посещают лекции, изучают все положенные предметы, участвуют в практических занятиях, исполняя распоряжения Совета и администрации института и подчиняясь всем установленным для них правилам. § 21. Обучение в Православном Богословском институте бесплатное: для содержания материально необеспеченных студентов учреждаются стипендии и общежитие. § 22. По окончании каждого учебного года студенты института подвергаются установленным испытаниям в знании пройденного и успешно выдержавшие переводятся на следующий курс. § 23. По окончании полного курса Православного Богословского института студенты получают соответствующие удостоверения, нравственно обязуясь свою деятельность посвятить на служение Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К счастью для всех нас, этот досадный разрыв (если не сказать, раскол) между светской и церковной культурой при поддержке православного церковноначалия, наших " умных сердцем " батюшек постепенно преодолевается. Последние годы принесли не виданные доселе формы представления/бытования народных традиций. На наших глазах свершается то, о чём трудно было помыслить ещё десяток лет назад: с благословения православного духовенства проводятся фольклорные праздники для прихожан, кружки народного пения в воскресных школах, фольклорные фестивали и праздники в Александро-Невской и Троице-Сергиевой лаврах, в рамках культурных программ Всероссийской выставки " Православная Русь " и мн. др. Неизменный интерес вызывают публикации материалов, связанных с народным православием. Достойную оценку получает, наконец, фольклор и фольклорное движение со стороны иерархов Церкви и священства. Как отметил докладчик на Историко-филологическом семинаре " Православие и фольклор " , состоявшемся в ноябре 2005 г. в МПГУ, " в современных условиях иногда через фольклорные представления и традиции люди открывают для себя забытый культурный мир, сформированный на православной основе " [ 14 ]. С одобрением отзывался о значении " кружковой работы " , в т. ч. фольклорной, в сфере религиозного образования Святейший Патриарх Алексий II (+ 2008) в докладе на Ежегодном епархиальном собрании города Москвы, проходившем в декабре 2004 года [ 15 ]. Нужно признать, что отношения, складывающиеся между РПЦ и фольклорным движением, не всеми воспринимаются однозначно позитивно. В среде православных христиан, в особенности " ревностных не по разуму " новообращённых, в отношении фольклора распространяется масса предрассудков, досужих вымыслов и " страшилок " , ведущих своё начало из нашего недавнего прошлого. Не готовыми к взвешенным, аргументированным оценкам часто оказываются и журналисты, авторы наших православных теле- и радиопередач [ 16 ]. Невежество в области народной культуры, вполне извинительное, не будучи навязываемым неподготовленному зрителю/слушателю, становится настоящим бедствием при попытке ориентировать его (а по сути - дезориентировать) в сложных и неоднозначных культурных явлениях, лишая последнего мужества для формирования собственного мнения.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/30/...

Председатель: Лихачев Димитрий, протоиерей, настоятель Введенского храма в с. Козлово Бежецкой и Весьегонской епархии. Куратор: Тузов Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, руководитель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Время проведения: 26 января 2021 г. 13:00–14:00. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26, Структурное подразделение 6; 1-й этаж, конференц-зал; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Пленарное заседание Начало: 13:00. 1. Лихачев Димитрий, протоиерей, настоятель Введенского храма в с. Козлово Бежецкой и Весьегонской епархии. Напутственное слово. 2. Печеная Анна Сергеевна, директор Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Приветственное слово. 3. Тузов Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, руководитель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Вступительное слово. Программа заседания уточняется. 4.9.2. Выставка работ студентов отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26 Время проведения: 26 января 2021 г. 13:00–18:00. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26, Структурное подразделение 6; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Выставка Открытие: 13:00. 4.9.3. Круглый стол «Роль образа Александра Невского в формировании активной жизненной позиции молодежи» Ведущая: Остертаг Юлия Игоревна, преподаватель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26. Место проведения: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26; 1-й этаж, конференц-зал; ул. Трофимова, д. 27, корп. 2. Проезд: м. «Кожуховская». Круглый стол Начало: 14:30. 4.9.4. Круглый стол «Архитектурное наследие Руси: проблемы сохранности» Ведущий: Тузов Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, руководитель отделения реставрации и деревообработки Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга 26.

http://pravoslavie.ru/135816.html

Циркуляры, издаваемые Миссией, затрагивали не столько церковную, сколько политическую сторону жизни военного времени, поэтому говорить, что священнослужители были только молитвенниками, не приходится. Священники Псковской миссии, выполняя свои церковные обязанности, попадали не только в материальную, но и в полную духовную, нравственную, политическую и идеологическую зависимость от немецких властей. Псковская миссия декларировала религиозные цели, но фактически выполняла и разведывательные, пропагандистские задачи: изучала политическое настроение народа, информировала об урожаях, проводила агитацию среди русского населения оккупированных областей за помощь нацистской армии, пропагандировала вступление в армию генерала Власова. Жизни и благополучию священников, служащих молебны фюреру, ничего не угрожало, в отличие от пастырей, служивших в 30-е гг. в СССР. Поэтому сравнивать их служение с подвигом духовенства, пронесшего свой крест до конца, нельзя, это противоречит исторической правде. Необходимо также отметить, что приступать к данной теме нельзя, не решив для себя главного вопроса: что такое идеология фашизма и идеология «большевизма». Можно себе представить, чем бы закончилась для русских людей борьба с большевиками, осуществляемая руками фашистов. А теперь внимательно прочтите, уважаемый читатель, текст Великой ектении, которая звучала на литургии в храмах Псковской миссии: « О Державе Германской и Верховном Правителе ея, Господу помолимся! » Это что, борьба с большевизмом? Ведь уже не для кого не секрет, что такую точку зрения разделяют многие ведущие историки нашей страны. Упорное стремление Запада к пересмотру итогов Второй мировой войны к уравниванию И.В. Сталина и Гитлера, к осквернению и забвению подвига народа и величия нашей Победы уже привело к созданию на Украине фашистского государства, к появлению предпосылок для появления таких государств в Прибалтике. Взгляните в лицо фашизма в новостях о событиях на Украине. Не страшно? Светлана Николаевна Романова, кандидат исторических наук, сотрудник фонда « Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви » Лидия Ивановна Соколова, секретарь Комиссии по канонизации святых СПб епархии и заведующая Музеем Александро-Невской Лавры Коллаборационизм в Советском Союзе 1941-1945.

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/...

Проекты будут поддерживать с помощью бюджетного и внебюджетного финансирования 25 июля. ПРАВМИР. Минкультуры РФ и Патриарший совет по культуре поддержат молодых режиссеров региональных театров с постановками русской классики в рамках проекта «Пушкинский союз». «Мы думаем о сохранении культурного наследия, традиций русской классики, литературы, классического театра, кинематографа и давно говорим о том, что пора объединить усилия организаций, ведомств. Наша задача в том, чтобы сделать наше наследие понятным, близким, доступным современному поколению. Сделать так, чтобы герои наших классических произведений заговорили с молодым поколением на понятном языке», – цитирует Интерфакс министра культуры РФ Владимира Мединского. Министр принял участие в подписании плана совместных мероприятий в рамках проекта «Пушкинский союз». Мединский пояснил, что проекты будут поддерживать с помощью бюджетного и внебюджетного финансирования. По словам министра, одна из программных задач – совместно с Минобразования попробовать синхронизировать курсы школьной литературы и истории. По словам ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона, к проекту «Пушкинский союз» уже присоединились творческие организации, союзы, и отметил, что приобщать молодёжь к классике, прививать вкус «нельзя административными методами». В рамках проекта запланировано проведение комплекса мероприятий на Александровой горе, приуроченных к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 февраля, 2021 24 апреля, 2020 22 февраля, 2017 24 марта, 2017 21 апреля, 2017 15 марта, 2024 11 января, 2024 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 7 февраля, 2021 24 апреля, 2020 22 февраля, 2017

http://pravmir.ru/minkulturyi-i-tserkov-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010