Адрес: Россия, 241014, г. Брянск, Бежичи, ул. Каманина, 2 Проезд: автобусом 19, маршрутными такси 166, 99 Телефон: +7 (4832) 57-72-45 Подробнее... Храм преподобного Сергия Радонежского (Брянск) [ править править код ] Церковная община по инициативе местных жителей была создана в 2013 году. Поначалу богослужения совершались в вагончике. Но уже в 2014 году был освящен закладной камень в основание нового храма преподобного Сергия Радонежского. Новый деревянный храм располагается в самом центре поселка, имеет один престол. Деревянный высокий храм в Радице небольшой, но очень уютный. В нём установлен красивый трехъярусный иконостас зеленого цвета. В храме проведено газовое отопление (поначалу отапливался дровяной печью), огорожена территория, сделана детская площадка. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, п. Радица-Крыловка, ул. Комсомольская, 2 Телефон: +7 (4832) 74-14-07 Электронная почта: elvismeb@yandex.ru Подробнее... Храм святого мученика Иоанна Воина (Брянск) [ править править код ] Чин освящения закладного камня храма во имя Мученика Иоанна Воина в Центральном парке культуры и отдыха имени 1000-летия города Брянска (парк «Соловьи») был совершен Митрополитом Брянским и Севским Александром 30 июля 2013 года. Из-за недостатка финансирования строительство было заморожено на несколько лет, после его возобновления, в октябре 2016 года, был совершен Чин великого освящения храма, который по праву стал одним из достойных украшений города. Адрес: Россия, Брянск, Центральный парк культуры и отдыха имени 1000-летия г. Брянска Телефон: +7 (4832) 741407 Электронная почта: vladimirsafronov.grad@mail.ru Подробнее... Храм великомученика Георгия Победоносца (Брянск) [ править править код ] 27 августа 2014 года, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Чин освящения храма во имя Великомученика Георгия Победоносца в сквере Защитников Отечества микрорайона «Новостройка» города Брянска. Новопостроенный небольшой, но уютный благолепный храм едва вмещал всех желающих – несмотря на ненастную погоду десятки верующих пришли сюда, чтобы поучаствовать в общественной молитве по освящению храма – историческом для города Брянска событии, и помолиться вместе с Правящем Архиеерем на Божественной литургии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянск_(храмы)

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60; Попов В., свящ. Святыни г. Брянска//Орловские ЕВ. 1893. 19. С. 622-624; Тиханов П. Н. Преподобные князья Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Мат-лы для рус. агиологии. СПб., 1893; Брянский вестн.: Газ. 1894. 2, 11 февр.; Злотникова И. В. Брянские иконописцы//Из истории Брянского края: Мат-лы юбил. ист.-краевед. конф., посвящ. 50-летию образования Брянской обл. и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Брянск, 1995. С. 144-149; она же. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. ХХ в.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 99-108; она же. Воскресенская церковь г. Брянска. Брянск, 2005; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: Канд. дис. М., 2011. С. 90-92; она же. Преподобный блгв. кн. Олег Брянский//Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 98-101. Кат. 14; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; Коваленко З. П. Олег Брянский и Петропавловский мон-рь//Страницы истории г. Брянска: Мат-лы ист.-краевед. конф. Брянск, 1997. С. 37-38; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999. С. 45-46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 186; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма/Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 136; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Житие прп. блгв. кн. Олега Брянского с акафистом. Брянск, 2005; Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца/Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. Ил. 69; Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Антонова М. В., Комова М. А. Житийные образы блгв. князей Олега и Романа Брянских: Иконогр. коммент.//Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. 3(26). С. 182-185.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

Обоим войскам утеснение было, потому за все биться приходилось: за воду и за дрова; и голод был великий, такой, что начали и лошадей есть. 154. О приходе к Вору донских казаков, которые привели вора же Федьку, что назвался царевичем. Пришли же к Вору казаки и привели с собою вора же, назвавшегося царевичем Федором, сыном царя Федора Ивановича, а ему [самозванцу] будто бы он] племянник. Тот же вор, который назвался царевичем Дмитрием, того вора Федьку, которого привезли казаки с Дона, под Брянском убил. 155. О посылке под Брянск боярина и воеводы князя Ивана Семеновича Куракина с ратными людьми. Царь же Василий, услышав, что Брянск от врагов в утеснении великом, послал из Москвы боярина своего князя Ивана Семеновича Куракина, а из Мещовска велел вперед идти воеводе князю Василию Мосальскому с ратными людьми. Князь Василий же пошел вперед под Брянск, не дождавшись князя Ивана Семеновича, и пришел под Брянск, к реке, именуемой Десна. Город же Брянск стоял на другой от них стороне реки. Литовские же люди стояли под стеной и по берегу [той] великой реки. Ратные люди смотрели на город Брянск и плакали горько, [думая], как бы им [брянчанам] помочь и ту великую реку перейти, была же в то время пора зимняя, за десять дней до Рождества Христова, а вода [стояла] великая, и шел по той реке лед. Невозможно изречь, каковы мужество и храбрость московских ратных людей, чтобы правдиво описать это. Невозможно никому того изречь, ибо и в книжном писании того не обрел, а было то выше существа человеческого. Видели [московские ратные люди] свою братию, ратных людей, погибающих и слышали из Брянска рыдание и плач великий и мольбы со слезами: «Помогите нам погибающим!» Они же возопили все единогласно: «Лучше нам всем погибнуть и помереть, нежели видеть свою братию в окончательной погибели; если и помрем за православную христианскую веру и за святые Божии церкви, и мы у Христа примем венец мученический». И, попросив друг и друга прощения, начали все в ту великую реку метаться единодушно. И поплыли через реку к городу, лед же великий их осиливал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439330/

Преступление века: Материалы следствия: Документально-архивная хронология событий, связанных с гибелью Российского императора Николая II, его семьи и их приближенных: в 3 т. — Т. 2. — М.: Следственный комитет РФ, 2021. Гл. 12, п.12. С. 504. Заключение 2670/05-1 от 27 августа 2019 г. (эксперты ФБУ Уральского РЦСЭ Минюста России). Уголовное дело 252/404516-15. Заключение 2671/05-1 от 16 сентября 2019 г. (эксперты ФБУ Уральского РЦСЭ Минюста России). Уголовное дело 252/404516-15 . 9. Еще один спорный дискуссионный момент в установлении истины: воздействие на останки такой химически агрессивной среды, как известь. Ставит ли это под сомнение точность проведенных исследований? Насколько правомерна такая точка зрения? В рамках расследования и проведения судебно-медицинских (антропологических) экспертиз с привлечением в качестве консультантов ученых-археологов Института археологии РАН, специализирующихся на древних захоронениях, установлено, что известь не способствует уничтожению тел в захоронениях, а, наоборот, создает вокруг тела своеобразный «кокон», в котором мягкие ткани и тела сохраняются лучше, чем при обычном захоронении без применения извести. Преступление века: Материалы следствия: Документально-архивная хронология событий, связанных с гибелью Российского императора Николая II, его семьи и их приближенных: в 3 т. — Т. 2. — М.: Следственный комитет РФ, 2021. Гл. 12, п. 13. С. 507-509 . 10. Следующий рассматриваемый вопрос: тела перед захоронением подвергались воздействию серной кислоты. Как она повлияла на сохранность останков? В рамках судебно-медицинской (антропологической) экспертизы проводились исследования и натурные эксперименты о действии серной кислоты на ткани человека. Они показали: обработанные кислотой биологические ткани человека, подвергшиеся потом сжиганию, сохраняют большую массу, чем не обработанные. Выплеснутая в костер серная кислота приводит к быстрому падению температуры в нем, при этом образуется большое облако испарений, что в сочетании со сжигаемой плотью создает отвратительный запах. Заметим, что в рамках эксперимента на базе научно-испытательной пожарной лаборатории МЧС РФ, выливание кислоты в костер проводилось со всеми мерами предосторожности, с применением защитных металлических щитов, длинного шеста, на котором была закреплена банка с кислотой. В условиях 1918 г. на Поросенковом логу такую безопасность обеспечить было невозможно.

http://patriarchia.ru/db/text/5892163.ht...

Из допросов ученых-археологов Института истории и археологии Уральского отделения РАН и Института археологии РАН следует, что при захоронениях в торфяных болотистых местах происходит как бы мумификация мягких тканей, и они очень хорошо сохраняются. Даже через несколько десятилетий и более длительный период времени мягкие ткани сохраняются очень хорошо, что порой делает возможным исследование даже внутренних органов человека, например желудка. В рассматриваемом нами случае все останки были почти полностью скелетированы. В захоронении останков девяти человек оставалось лишь небольшое количество мягких тканей в состоянии жировоска. Преступление века: Материалы следствия: Документально-архивная хронология событий, связанных с гибелью Российского императора Николая II, его семьи и их приближенных: в 3 т. — Т. 2. — М.: Следственный комитет РФ, 2021. Гл. 12, п.12. С. 498-507 . 8. Что говорят результаты почвоведческой экспертизы Поросенкова лога о специфике разложения трупов в такого рода почвах? Проведены две почвоведческие экспертизы образцов почвы от обоих захоронений в Поросенковом логу. Образцы отбирались на разном удалении от захоронений и на разной глубине 20 см, 40 см и 80 см. В ходе отбора участвовали эксперты-почвоведы экспертной лаборатории Минюста России по Свердловской области, а также представители администрации области. Выводы экспертов категоричны: земля в месте захоронений представлена суглинками. Заключения экспертов переданы судебным медикам и антропологам. Из заключения 2670/05-1 от 27 августа 2019 г. (эксперты ФБУ Уральского РЦСЭ Минюста России) следует, что представленные на исследование почвенные образцы, а именно, пробы из шурфов 1-18, изъятые с глубины 20 см, 40 см и 80 см (всего в количестве 54 образцов) в месте обнаружения костных останков девяти лиц по периметру мемориала, представленного квадратом из девяти железнодорожных шпал, являются легкими и средними песчанистыми суглинками, имеющими различную степень каменистости. Из заключения 2671/05-1 от 16 сентября 2019 г. (эксперты ФБУ Уральского РЦСЭ Минюста России) следует, что представленные на исследование почвенные образцы, а именно, пробы из шурфов 1-8, изъятые с глубины 20 см, 40 см и 80 см (всего в количестве 24 образцов) в месте обнаружения костных останков двух лиц ‹…›, являются средними и тяжелыми пылеватыми суглинками, имеющими различную степень каменистости.

http://patriarchia.ru/db/text/5892163.ht...

черниговский кн. Роман Михайлович переселился из разоренного татарами Чернигова в Брянск. По-видимому, в то же время в Брянск переехал и Черниговский епископ, с 1256 г. архиереи Черниговско-Брянской кафедры носили титул «Брянские и Черниговские» или «Черниговские и Брянские». В 1356 г. Брянск был присоединен к Великому княжеству Литовскому , с 1458 г. Черниговско-Брянская епархия входила в Западнорусскую митрополию . В 1500 г. Брянск отошел к России, значительная часть территории совр. Б. о. воссоединилась с Московской митрополией и вошла в Смоленскую епархию , в 1625 г. была включена в Патриаршую область (после упразднения Патриаршества именовалась Синодальной). В 1764-1788 гг. Брянщина являлась частью Московской епархии, в 1788-1920 гг.- Орловской и Севской епархии. После создания Брянской губ., в кон. 1920 или нач. 1921 г., была учреждена Брянская епархия. Ее территория в 1945 г. вошла в состав Орловской епархии, в 1994 г. епархия была воссоздана с названием «Брянская и Севская». До Октябрьской революции 1917 г. на территории совр. Б. о. действовало ок. 1 тыс. правосл. храмов и 14 мон-рей, в нач. 1941 г.- 11 храмов, все мон-ри были закрыты, в кон. 1945 г.- 99 храмов, в 1962 г.- 54, в 1986 г.- 40, в 2003 г.- 130 храмов, 7 мон-рей. В 1956 г. в Б. о. служили 81 священник и 10 диаконов, в 1963 г.- 49 священнослужителей, в 1989 г.- 61 священник и 4 диакона, в 2003 г.- 184 священника и 26 диаконов. Старообрядчество . В кон. XVII в. на брянских землях, граничивших с Речью Посполитой, начали создаваться поселения и слободы старообрядцев, бежавших из центра: в 1682 г. возник старообрядческий скит Злынка (ныне город), в 1701 г.- слобода Зыбкая, положившая начало г. Новозыбкову. Крупным центром старообрядчества в нач. XVIII в. стали окрестности Стародуба: на земли Стародубского казачьего полка переселилось большое число старообрядцев с Ветки (совр. Гомельская обл.), после того как в 1735-1736 и 1763-1764 гг. власти разгромили их поселения. Ведущая роль на Брянщине среди старообрядцев принадлежала беглопоповцам , во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/153531.html

Брянск. Церковь Спаса Преображения ( " Спасо-Гробовская " ). Карта и ближайшие объекты Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 гг. И у этой истории есть своя биография. Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 г. в сказании о начале Брянского Свенского монастыря. Олег Романович оставил княжеский престол и постригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий. Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск. В церковной летописи написано, что она построена в 1778 г. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике. В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, " что на владычных гробах " . Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 г. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А. Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых. Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 г. с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 г. церковь была закрыта для богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00660

Николая Чудотворца (мужской, совр. с. Каташин Новозыбковского р-на, основан в 1689, упразднен в 1799), Печеникский Успенский (женский, совр. с. Печеники Стародубского р-на, основан в 1693, упразднен в 1786), Суражицкий (Волосовичский) Благовещенский (мужской, между дер. Суражичи, ныне г. Сураж, и дер. Волосовичи, ныне дер. Красная Слобода, Суражского р-на, основан в 1719, упразднен в 1786), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (женский, близ совр. пос. Вышков Злынковского р-на, основан как старообрядческий муж. мон-рь в 1768, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в женский, закрыт в 1926), злынковский Троицкий Никодимов (женский, совр. г. Злынка, основан в 70-х гг. XVIII в. как муж. старообрядческий скит, в 1784 присоединен к правосл. Церкви, с 1791 являлся единоверческим, был преобразован в женский в 1803, упразднен в 1830), Климовский Казанский (женский, близ совр. пос. Климово Климовского р-на, основан ранее 1787 как старообрядческий, в 1850 перешел в единоверие, вскоре упразднен), Клетневская (Клетнянская) Троицкая пуст. (мужская, близ совр. дер. Новотроицкое Клетнянского р-на, основана в 1851 как скит - архиерейское подворье Орловской епархии, с 1907 пустынь, в 1918 упразднена), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (женский, совр. с. Разрытое Мглинского р-на, основан как община в 1900, с 1904 мон-рь, закрыт в 1921). Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Брянский православный календарь за 2008 г. [Брянск], 2007; То же, 2011 г. [Брянск], 2010; Краткая история Брянской епархии. Брянск, 2009. Иером. Диомид (Кузьмин) Старообрядчество на территории К. и Т. е. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Злынковский, Климовский, Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский р-ны составляют основную территорию старообрядческого центра Стародубье .

http://pravenc.ru/text/1841431.html

Имя К. стало нарицательным в публицистике и литературе XIX-XX вв. «Фигура архиерея Флиоринского обречена бессмертью»,- с горькой иронией писал И. С. Тургенев П. В. Анненкову 7 окт. 1871 г. Литератор В. Б. Шкловский, использовав «Истинное повествование....» келейника Добрынина, написал повесть «Житие архиерейского служки» (1958). Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. 435. Л. 30. Ист.: Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная, 1752-1827. СПб., 1872; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2. С. 239; Тургенев И. С. Полное собр. сочинений и писем в 28 т. М.; Л., 1965. Т. 9. С. 146. Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1861. С. 167; Рачинский А. В. Кирилл Флоринский, еп. Севский, 1773 г.//РС. 1876. Т. 15. 2. С. 454-458; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042; Мальцев А. П. Правосл. церкви и рус. учреждения за границей: Справ. СПб., 1906; Чудотворная икона Рождества Пресв. Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Од., 19072; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994. С. 90-91; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. Брянск. 1999; akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст.: Енцикл. вид. К., 2001. С. 561-562; Ист. описание церквей и приходов Брянского у. Белые Берега, 2008. С. 17, 29, 33; Ист. описание церквей и приходов Севского у. Брянск, 2010. С. 25-26, 68-69, 90-91; Пясецкий Г. М. История Брянской епархии с древнейших времен до 1820 г. Брянск, 2011. С. 231-236, 256-304; Крашенинников В. В. История Севска и окрестных мест. Брянск, 2013. Т. 2. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1840353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010