По этой же причине они не получили благословения и повеления размножаться, – то и другое уже ранее дано было той силе, которая животворит вещество в животном организме. Подобно первоначальным растениям и низшим животным организмам, животные суши были наделены чрезвычайной жизненностью, выразившейся в быстром размножении их и в величине некоторых из них, далеко превосходящей величину нынешних, родственных им животных. Ископаемые остатки мамонтов и мастодонтов показывают, что они были вдвое, и даже более чем вдвое, больше нынешних слонов. Такая же пропорция наблюдается и относительно многих других пород. В настоящее время самые большие животные держатся на довольно небольшом пространстве суши и сравнительно в ограниченном числе. В первобытное же время они жили на пространстве всей суши и в огромном количестве. Есть свидетельство, что остров Новая Сибирь представляет из себя громадный склад костей первобытных слонов и что море в этих местах при каждой буре выбрасывает на берега такие же кости 146 . Кости эти вероятно нанесены сюда могучими сибирскими реками, близ которых жили и погибли бесчисленные стада допотопных гигантов. – Вышеописанные создания шестого дня, каковы бы они ни были, во всяком случае, как и все предыдущие, отвечали намерению Создателя: «и увидел Бог, что это добро». Когда земля оживилась и украсилась разнообразными видами растительного и животного царства, когда она вообще устроением Божием достигла такого состояния, что стала способна воспринять на себя высшее воздействие Творческой силы в области материи, уже граничащей с областью духа, – Бог сказал: «сотворим (создадим) человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют (они) над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил (бара) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужа и жену». Здесь обращают на себя внимание некоторые особенности текста. В начале сказано: создадим (образуем) человека (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православной Церкви есть особые дни поминовения усопших . К таким дням относятся и заупокойные субботы. Одна из них — Димитриевская родительская суббота, которая в этом году приходится на 28 октября. Вашему вниманию — проповедь архимандрита Виктора (Мамонтова) в родительскую субботу. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и су, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. Ин 5:23–30 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Мы совершаем поминовение усопших в так называемую Вселенскую родительскую субботу. Церковь молится за всех, кто жил в этом мире временном, и кто его покинул, и эта молитва творится ради жизни, потому что у Бога мертвых нет, все живые, и Господь всех нас призвал к вечной жизни. В сегодняшнем Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о том, что, если человек не только слушает Слово Его, но и верит в Него, имеет жизнь вечную и переходит от смерти в жизнь. Что это означает? Иисус Христос говорит нам о вечной жизни и об отсутствии ее. Вечная жизнь отсутствует там, где нет Бога. И, если человек не принимает Бога и не идет к Нему, то он отказывается жить, потому что биологическая жизнь приводит к смерти, она имеет начало и конец. Все мы рождаемся и проживаем определенное количество лет, кому сколько дано, и ценность человеческой жизни не определяется количеством прожитых лет. Если бы была жизнь только биологическая, мы бы ценили долголетие, долгое житие. Но какая разница, сколько прожить — 10 лет, 15, 21 год, или 40, или 120? Многие мечтают о долголетии, о том, чтобы жить, и жить, и жить. Но это дурная бесконечность, и человек в итоге устает от биологической жизни.

http://blog.predanie.ru/article/nam-vsem...

Попытку противостоять злу для того, чтобы оно не становилось беспредельным, а имело какие?то свои границы, делает и государство. Оно старается эти границы положить. Но в государстве имеется такой изъян: принцип подавления и принцип репрессий, которые лежат в основе государства, и принцип страха человека перед наказанием, перед смертью , не изменяют жизнь к лучшему. Эти принципы могут ограничивать зло, но не могут искоренить его. Мы знаем из истории, что государство с его механизмами борьбы со злом не раз само становилось воплощением зла. Иисус Христос, когда приходит в этот мир, принимает его. Он берет на Себя давление всего зла этого мира. Он соприкасается со злом во всех проявлениях, какие только возможны: непонимание, ненависть, предательство учеников, несправедливый приговор, мучения перед смертью и, в конце концов, позорная и как бы уничтожающая личность смерть на кресте. Нас удивляет отношение Иисуса ко злу: Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф 5:43–48 ). Прозрение, которое дает Христос на природу зла, таково: за всеми человеческими проявлениями зла стоит некая духовная сила, которую в Библии называют сатаной и дьяволом , то есть противником Бога, той силой, которая расчленяет, которая хочет разрушить, разделить, превратить в ничто дело Божие и сам Божий мир. Действие этой силы проявляется так, что она старается ранить человека и спровоцировать его на то, чтобы энергия зла возросла в этом мире. Зло имеет волевое и энергетическое начала. Волевое начало состоит в том, что человек может выбрать зло, но может и покаяться, и тем самым отвергнуть зло. Однако совершенное им зло уже выпущено в мир, энергия этого зла продолжает действовать в нем, и вопрос всякий раз в том, кто и как сможет остановить это зло.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Принимая себя и другого в этой ранимости, а не в здравии, в этой немощи, а не в силе, мы стоим друг перед другом, понимая, что сами не можем спасти друг друга. И тогда, как на крик ребенка откликается мать, так на нашу взаимную немощность отзывается Утешитель – Господь Иисус Христос, ибо сказано: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф 18:20 ). «Наше человеческое призвание, – писал митрополит Антоний, – не только знать Бога, не только поклоняться Ему, не только служить Ему, не только трепетать перед Ним, не только любить Его, но, в конечном итоге, стать причастниками Божественной природы ( 2Пет 1:4 ), то есть именно приобщиться Богу так, что Божественная природа нам прививается, и мы становимся подобными Христу в этом отношении. В конце времен, когда вся тварь дойдет до полноты своего существования, когда человек дойдет до своей полноты, все человечество в единении с Единородным Сыном Божьим силой Святого Духа станет единородным Сыном Божьим». Таково наше призвание в конечном итоге – полнота Божества, полнота человеческого естества. Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал 2:20 ). Я – весь в Нем, в Отце Его, в Духе Святом. Язык аскезы Духовная жизнь всегда аскетична. Существует мнение, что аскеза необходима прежде всего монахам, а миряне могут идти к Богу другим путем. Но в действительности узкий путь аскезы – один для всех: и для мирян, и для монашествующих. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь». Но всякий ли узкий путь есть путь, ведущий к Богу? Сама по себе узость аскетического пути – не гарантия нашего спасения. Возникает вопрос, волнующий всякого христианина: как отличить истинную аскетику от ложной? Вот перед нами человек, ведущий строгую подвижническую жизнь: посты, долгие молитвы, милостыня, воздержание, бдение и все то, о чем он прочел в Добротолюбии. Казалось бы, он вполне исправный христианин. У него есть ясная, высокая цель – спасение. У него есть необходимые для этого средства – аскетические упражнения. Они выбраны правильно, согласно Писанию: Сей род изгоняется только молитвою и постом ( Мф 17:21 ). Все хорошо, он становится с каждым днем сильнее, духовно богаче, ему кажется, что он все ближе и ближе к своей цели – спасению. Все добытое им аскетическими усилиями кажется ему тем сокровищем, на которое можно надеяться и опираться. Но можно ли? Это не мой вопрос, это вопрос Господа. Боюсь, этот вопрос опечалит его. Столько сил потрачено, и сокровище доброе, и цель близка. «Как же я могу расстаться со всем этим духовным богатством? Чем же мне жить? На что надеяться? Как же мне все это отдать? Если отдам свою душу, что же мне тогда спасать?» Страх этот ложный. Христос как бы говорит ему: «Я не хочу ничего у тебя отнять, Я всегда только даю, и сейчас Я стою пред тобою с даром, но Я не могу его вручить тебе, потому что твои руки заняты твоим богатством».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

профессор Иоанн Корнаракис Попробуйте прочесть книгу Иоанна Крестьянкина „Слово о малом доброделании„. А также очень советую Вам арх. Виктора Мамонтова и его труды. Вот ещё по теме вашего вопроса о тяжести Христианства писал Иоанн Шаховской в Гимне малому добру. Общий совет: всегда выбирайте посильные для себя труды и не увлекайтесь монашеской литературой и терминологией. Чаще среди прихожан эти формулировки превращаются в игрушки для игры в благочестие: Как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Евангелие от Марка, 7 глава Мишура из непонятных слов, без понимания их реального смысла способна разве что втоптать в невроз от переоценки своих сил. „Вкусная еда — грех„. Мнение Флоренского на этот счёт: Идея святого тела… Ей служат посты; и по той самой внутренней причине, по которой отвергаются посты, интеллигенция стыдится еды. Это искренне, – в том-то и ужас, что искренне. Ни есть, ни, тем более, вкушать интеллигент не умеет, – не знает даже, что значит вкушать, что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, ни даже «едят» пищу, а «лопают» химические вещества. Совершается лишь животная, голая «физиологическая функция», – мучительно-стыдная; и «функциею» этою брезгают, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему, интеллигент цинично ест, бранится цинично, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой. Нет на душе спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: – первый признак безблагодатной души, неблагодарной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему. Ну и напоследок: Неси другим свое стихийное веселье, свое радостное настроение, свое смеющееся сердце. архимандрит Киприан Керн . Письма к Марине Феннелл, 17.9.43

http://azbyka.ru/vopros/hristianstvo-jet...

Скачать epub pdf II. Таинства жизни Иисус Христос – Исполнитель Закона и пророков Тема моего выступления – Христос – Исполнитель Закона и пророков. Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон. Не нарушить пришел Я, но исполнить». То, что Он приносит, – конечно, ново, однако не нарушает прежнего. В чем же заключается исполнение Закона, которое Иисус приносит на землю? Закон свят и духовен, но сам по себе он не может спасти плотского человека, который предан греху, ибо закон дает лишь знание добра, но не силу уклониться от греха. Как детоводитель и опекун народа Божьего во время его младенчества, Закон вызывал в народе желание невозможной праведности – с тем, чтобы дать ему лучше понять абсолютную для него необходимость в единственном Спасителе. Когда же Спаситель пришел, народ Божий перестал быть в подчинении детоводителю. Христос Своей жизнью исполнил Закон, который стал Законом Христовым. Закон уже не является внешним по отношению к человеку. Дух Божий запечатлевает его в наших сердцах, вызывая в них любовь. Христос – конец Закона. Закон не мог достигнуть поставленной ему цели, то есть освящения людей. Закон ничего не довел до совершенства. В нем была только тень будущих благ. Был только несовершенный образ жертвы Христа. Новое же домостроительство содержит реальность этих благ, ставшую нам доступной в образе, передающем их в ощутимом выражении. Его вершина – царственный закон любви. Только Христу присуще единение с Богом и со всеми людьми. В Нем обитает вся полнота Божества телесно. Вся Библия свидетельствует об исполнении Христом Своих замыслов. «Исполнить» означает больше, чем сделать. Слово это выражает идею полноты. Весь Ветхий Завет был обращен к откровению Иисуса. Исполнения, указанные там, были лишь долгой подготовкой к полному осуществлению замыслов Божьих в земной жизни Иисуса. Смерть Иисуса на Кресте исполнила все об Иисусе до самого конца. Итак, все исполнения Священной истории обращены к пришествию Христа, а в жизни Христа сосредоточиваются в Его жертве. Так во Иисусе Христе исполняются обетования Божьи – в Нем «Да» и в Нем «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Скудость нашей молитвы – в том, что она является только частью жизни, а не всей жизнью. Выход виден в известной молитве во время богослужения: «И всю жизнь нашу Христу Богу предадим». «Надо переменить жизнь, – говорит митрополит Антоний Сурожский , – надо переменить содержание своего сердца, надо стать достойными тех молитвенных слов, которые мы произносим. И тогда мы сможем говорить правдиво, и тогда молитва будет радостью живой Встречи». Когда вся наша жизнь становится молитвой, становится благодарностью, Евхаристией, жертвой Богу, даром Богу, тогда у нас уже нет внутреннего конфликта, разлада, тогда мы целостны. Конечно, есть препятствия на этом пути молитвы, но к совершенству ведет только этот путь – путь любви. Любовь дарует истинное самоотречение, истинную нищету духовную, потому что она изгоняет из души все ненужное и оставляет место только Богу. Нужно, чтобы из фрагмента нашей жизни, где говорятся просто некие слова, молитва превратилась в нашу жизнь, в наше дыхание. Истинная молитва – это дыхание Духа в нас. Освященный дух человека молится, в этом освящении он становится богоподобным. Во мне живет Христос. Если я имею Дух Христов, то могу обратиться только к Тому, Кого знаю. Через Иисуса Христа я могу обращаться к Его Отцу, и Он становится моим Отцом. По мере того, как мы освобождаемся от всех препон, греховных узлов нашей души, мы обретаем чувство пространства, легкости, внутренней свободы. Писание сохранило несколько молитв Авраама, отца веры. В молитве о Содоме и Гоморре, где Авраам требует ясного ответа от Бога, он ходатайствует за жизнь этих городов; потом он просит о сыне, затем о жене для сына. Все остальное время своей жизни он доверяет себя провидению Божьему. Он живет в сознании того, что Господь всегда с ним, любит его, и что эту любовь ничто не может поколебать. Господь сказал ему: ходи предо Мною и будь непорочен ( Быт 17:1 ). Мы видим, что Господь в основном всегда первый обращается к Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе ( Быт 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Так может быть для более успешной «миссии» игумену Феогносту стоило бы отказаться не только от намоленного в течение тысячелетия церковнославянского языка, что горе-миссионер о. Феогност в своём приходе уже осуществил, но и от икон, которые представляют собой не менее реальную преграду на пути обращения иеговистов? Владимир Стрелов 07 октября 2010г. 03:38 Рустик, добрый день! Прочел Ваш постинг, и не могу не отозваться. Не могу ничего посоветовать - просто поделюсь опытом. Мне посчастливилось воцерковляться в очень хорошем традиционном приходе. Мне было кое-что непонятно, но было важно видеть, как искренне молится батюшка, какие проповеди говорит. Чтобы понять, что происходит, я, как и Вы, читал - Керна, Скабаллановича, Шмемана. Потом Бог дал много бывать в разных местах - в том числе, и там, где служба на русском, и Евхаристический канон гласно читают. Последний опыт такого рода - у архим. Виктора Мамонтова, где строго уставная монастырская служба, без сокращений, но в богослужении участвуют все, и кое-что, например, кафизмы - по-русски (об этом хорошо рассказывается в его книге " Господь - Пастырь мой " ). Мне помогает молиться сейчас даже не язык, а опыт молитвы таких людей, хотя и язык тоже :) Если что-то Вам пожелать - то пожелаю тоже встретить тех, молиться с кем будет в радость, чтобы искренне благодарить и славословить нашего Господа. И прошу тех молитв, которыми молитесь.   Владимир Стрелов 07 октября 2010г. 04:30 О. диакон, спасибо за то, что написали мне ответ! Мне самому не столь принципиально, как молиться - главное, чтобы молиться. Но если мы ставим вопрос все-таки на богословском форуме, то должны заботиться об истине, и для этого руководствоваться в первую очередь Священным Писанием, и только потом мнениями (разве не так учит нас Митрополит Московский Макарий в своей Догматике?) И вот в Писании мы находим ясное свидетельство у ап. Павла, что молитва должна быть понятной (1 Кор. 14 гл.). 6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? 7 И бездушные [вещи], издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? 8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? 9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

http://bogoslov.ru/article/1140324

Учитель и режиссер Лариса Щукина: Увидеть каждого... Я не знаю, с чего начать свой рассказ… Отец Виктор (Мамонтов) – это человек, который научил меня смотреть на мир другими глазами. Научил, наверное, – не совсем подходящее слово. Он сам смотрел на мир с любовью и радостью. Его окружала Божья Благодать, и если человек попадал в это благодатное пространство, то просто уже не мог смотреть на мир иначе. Первый раз я увидела отца Виктора в 2001 году в Карсаве. Сразу же поразили его заботливое отношение к каждому человеку, необыкновенное сияние глаз, и ровный, тихий голос. До встречи с ним я считала себя атеисткой. Первый раз приехала в карсавский храм вместе со своими коллегами, как говорят, «за компанию». В это время мы собирались на заработки в Испанию – к отцу Виктору обратились за благословением («на всякий случай»). Я не относилась к этому серьезно, но до сих пор помню каждое слово в тот день – его слова имели силу. Позже, работая в Испании (было трудно), ничего не зная о Боге и о молитве, в мыслях неоднократно обращалась за помощью к отцу Виктору. После четырех месяцев скитания по Испании я возвращалась домой в состоянии «блудного сына»: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим…» (Лк 15:18) На чужбине произошла переоценка ценностей. А далее фундамент веры стал закладываться в карсавском храме святой Евфросинии Полоцкой. Святая Евфросиния Полоцкая – великая просветительница. И батюшка неоднократно говорил нам, что нужно учиться, просвещаться, оглашаться, катехезироваться. Он создавал все условия для учебы: на службах рекомендовалось следить по тексту по служебным книгам, пели все вместе, читали; устраивались просветительские беседы с приезжающими из Москвы и других городов богословами. Летом организовывался выездной богословский колледж. После каждой службы батюшка устраивал встречи с интересными людьми. Нужно сказать, что для отца Виктора всякий человек был интересен, он умел раскрыть потенциал каждого, – люди рядом с ним расцветают как цветы.

http://pravmir.ru/creative/otets-viktor-...

Христианство всегда сознавало опасность гигантизма. «И всякий раз, когда человеком овладевает воля к могуществу в этом мире, – писал Николай Бердяев , – он вступает на путь охлаждения и иссякания духа, на путь рабства этому миру». Церковь предлагает нам такое величественное задание, такое великое предназначение, о котором мир не может даже помыслить. Она предлагает человеку стать Богом. «Ты – подобие нетленной красоты, – говорит святитель Григорий Нисский , – оттиск истинного Божества, восприемник блаженства. Когда ты обращаешься к Нему, то становишься то же, что и Он… Нет ничего среди сущего, что могло бы сравниться с твоим величием. Ты способен заключить Его в себе. Он живет в тебе и не испытывает стеснения, пребывая в твоем существе». Святые отцы прославляли величие человека, его глубину как местопребывание Бога. «Когда Бог смотрит на человека, – говорит митрополит Антоний Сурожский , – Он в нем не видит ни успехов, ни добродетелей, которых в нем нет. Он видит сияние Своего Образа, которое ничто не может разрушить в нем». Христианский путь жизни поражает мир своей беззащитностью и пугает тем, что он будто бы дает несравненно меньше, чем реалистические схемы здравого смысла. Поэтому многие люди не принимают христианства. Им кажется, что Бог у них что-то отнимает. Христиане кажутся бедными, нелепыми и странными со своим желанием занимать последние места в жизни, в сравнении с теми, кто хочет первых мест, успехов и богатства. И Церковь не оспаривает этого впечатления странности и неполноценности: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:26–29 ). Сам Господь Иисус Христос избрал путь слабости, умаления. И заслуга XX века, как кто-то отметил, в том, что в христианстве началось возвращение к тайне умаления, к Младенцу в яслях, путем создания духовных братств. «Надо согласиться всегда быть маленькими, – говорила одна игумения своим духовным дочерям. – Вы все еще слишком большие… Все ваши недостатки чаще всего происходят от того, что вы слишком большие… Будьте маленькими, маленькими, маленькими».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010