В Иломанском погосте монастырю принадлежали д. Ковера, д. Гаммелакша и д. Косутярва, – в них 5 дворов, 10 человек и 10 луков. «А дохода монастырю четыре гривны и десять денег, семнадцать бел, а хлеба поспом пять коробей ржи» (XII, 179). В Соломянском погосте Валаамскому монастырю принадлежало 3 двора, 5 человек и 5 луков в д. Ряимола на р. Яне. «А дохода монастырю девять денег, а из хлеба треть» (XII, 188). В Сакульском погосте, в д. Вилокала у часовни «двор монастырской, а в нем ключник без пашни» (XII, 64); в Кирьяшском – в д. На Порошке – «двор монастырской и с мельницею» (XII, 140) и в д. Кимболе – «двор монастырской на приезд» (XII, 14); в Сердовольском п. – в д. Парролда «двор монастырской, а живет в нем ключник монастырской, не пашет» (XII, 167) и в д. Ососи Большой «в монастырском дворе ключник Савка не пашет» (XII, 169). Всего же Спасскому Валаамскому монастырю принадлежало: в Куйвошском погосте 1 челов. Сакульском погосте Ровдушском погосте Кирьяшском погосте 55 лук. Сердовольском погосте Иломанском погосте Соломянском погосте В пятине 151 двор 229 челов. 230 ½ об. 29 . Спасский из Копорья монастырь, не существующий, владел землею совместно с монастырями Пречистые и Рождественским из Копорьи же, в Каргальском погосте (III, 552). Здесь он ясно монастырем не назван, но на ст. 546 читаем «да с Спасским монастырем из Копорьи». Монастырь этот у Зверинского не называется. 30 . Спасский Хутынский монастырь, в 10 в. от Новгорода, с 1764 года первоклассный, основан в 1192 году (см. Зверинский, II, 1349). В Кречневском погосте монастырь владел д. Оникино, в которой было 2 двора, 2 человека, 1 ½ обжы. «А дохода манастырю одиннадцать денег, а из хлеба половье» (III, 11). В Коломенском погосте находилась главная волостка монастыря. На монастырской земле находился и погост, церковь которого «Спасская Футынского монастыря» (III, 455), т. е. принадлежала тоже Сп. Хутынскому монастырю. Монастырю принадлежали кроме погоста деревни Остров, Орефино, Бор Кирилово Сиденье, Шибеница, Пузино, Косиба, Борок, Полисть, Остров, Коляжка, Овинища, Трегубово, Глушица, – во всех 51 двор, 61 человек, 45 обеж. «А дохода денгами пол-третья рубля и две гривны с полу-денгою, 30 сыров, а с 37 обеж из хлеба треть, а с 8 обеж оброк денгами, и те денги писаны впереди. Да Хутынскому же монастырю с Воскресенскими ж черницами тоня на Волхове вопчая, Хутынская 2 жеребья, а Воскресенская треть» (III, 473).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Во втором погосте той же пятины, Сутоцком, было два монастыря, оба разоренные литовцами: Троицкий на Видогощи и Спасский на Веренде, в котором жили только два старца, а тринадцать келий были выжжены. Точно так же были разорены литовцами монастыри: Покровский девич на реке Луге в Передольском погосте с четырьмя кельями; Иоанно-Богословский на озере Черменце в Петровском погосте с 16 кельями; Введенский девич на Шелони в Скнятинском погосте с 20 кельями; Успенский «новыя печеры» на реке Черной в Хмерском погосте с 8 кельями; Троицкий на озере Черном в Щирском погосте; Спасский на озере Сябере в Бельском погосте с семью кельями; наконец, Христо-Рождественский на реке Демянке в Михайловском погосте, здесь жили только три старца . Известны еще монастыри Шелонской пятины: старорусские — Николаевский в урочище Кречеве (упоминается в 1572 г.) и Спасский в урочище Взваде; в городе Порхове — Спасо-Преображенский на посаде с четырьмя иноками и Рождество-Богородицкий женский за посадом; в Опоцком погосте — Ильинский на Шелони с тремя иноками да два ружные — Успенский, иначе Феофилова пустынь, на реке Омуче в Порховском уезде и Покровский Пустошский на юго-западном берегу Ильменя, близ села Пустоши с 24 братиями . Вотская пятина, простиравшаяся на север и северо-запад от Новгорода между реками Лугою и Волховом и затем Ладожским озером, была втрое обширнее Шелонской пятины и почти настолько же Деревской и Бежецкой. Потому неудивительно, если превосходила каждую из них и числом своих монастырей. Два из этих монастырей находились близ самого Новгорода и оба пользовались ругою, именно: Сплавский во имя святого Симеона Богоприимца на реке Сплаве, или Плаве, и Сырков в честь Сретения чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской на реке Веряжи, основанный около 1548 г. новгородским боярином Феодором Дмитриевичем Сырковым, который, будучи отправлен пред тем в качестве дьяка при нашем посольстве в ливонский город Колывань (ныне Ревель), дал обет построить этот монастырь, если совершит путь свой благополучно, и действительно построил с дозволения самого государя Иоанна Васильевича IV. Другие монастыри лежали дальше от Новгорода, но в Новгородском же уезде: Никольский в деревне Клинске Тесовского погоста, Троицкий над озером Тесовым в том же погосте, Покровский в Городенском погосте, Троицкий над озером Верхутном в Бутновском погосте и Никольский на левом берегу Волхова в Полишском погосте. Два предпоследние монастыря назывались монастырьками .

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Сам проф. Сергеевич нашел церкви в погостах Посонском (сц. Погост), Бологовском (сц. Бологое) и Михайловском (сц. Тимофеевское). Но он склонен считать эти церкви не погостскими, а частными: они расположены-де при сельцах, бывших за помещиками. Однако, и в погосте Коротцком церковь находилась в сельце поыместном Короцке (I, 321), в погосте Влажинском церковь находилась в сц. Влажине, принадлежавшем частному лицу (I, 730), в погосте Чернчевичском церковь описана в поместном сельце Чернчевичи (II, 123), в погосте Теребуновском церковь находилась в поместном сельце Теребуново (II, 123), в погосте Туренском (I; 399), церковь погостская находилась в поместном сельце Парфееве. А во всех этих погостах церкви пр. Сергеевич погостские нашел. Что нибудь одно: или в Посонском, Бологовском и Михайловском не было погостских церквей: но тогда их не было и в перечисленных нами погостам; или же они были (т. е. погостские церкви) в погостах Коротцком, Влажинском, Чернчевичском, Теребуновском, Туренском, но тогда они были и в погостах Посонском, Бологовском и Михайловском. – Мы лично склоняемся к последнему положению. И склоняет нас к этому следующее соображение. В погосте Ясеновичском – церковь в волости сц. Хутынского монастыря – (I, 41), в погосте Коломенском – тоже (I, 93), в погосте Бельском церковь в волости Воскресенского монастыря (II, 422), в Бронничском – в сельце Антониева монастыря (II, 445). Как будто все эти монастыри – не погосты, а частные владельцы; и все же признает проф. Сергеевич церкви эти погостскими? Даже более: в Понедельском погосте – за погостскую церковь признал проф. Сергеевич монастырь Понедельский с игуменом и старцами (II, 469), и призвал – (правда безмолвно) справедливо. Почему же нам не признать за церкви погостскиецеркви на землях частных владельцев? А тогда не имеющими своих церквей будет лишь 10 погостов: Великопорожский, Боровицкий, Яжелбитцкий, Локотцкий, Островский, Оксочский, Кременичский, Морозовский, Холовский и Наволотцкий. Однако, – в Локотцком упоминается: «погост Новой: на погосте церковь Велики Никола, дв. поп Исак, дв. проскурница Улита, дв. церковной сторож Лучка» (II, 30). Почему бы не усмотреть здесь указания – на погост- церковь ? Нет церкви в Кременичском погосте, но все описание погоста заняло лишь 2 столбца; нет церкви в Морозовском, – но описание всего погоста заняло лишь 3 столбца. Полагаем, что для этих погостов мы не имеем полного описания их, и думаем, что в частях погостов неописанных указание на церкви мы нашли бы. А тогда нельзя ли этим объяснить молчание Писцовой Книги о церквах и в остальных 7 погостах? Дворцовые земли в Деревской пятине были (см. напр. II, 430), а из примера Водской пятины мы знаем, что в дворовых волостях часто упоминаются церкви погоста. Почему бы не предположить церквей погостских для 7 погостов тоже в дворцовых волостях (напр. Холовский погост – дворцовая волость II, 430)?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

«На погосте церковь Федор Святый. На погосте же нетяглых дворов дв. поп Федоровской Терентей, дв. дьяк церковной Ондреяшко, дв. сторож церковной Федко» (XI, 42). В погосте всей земли – 78 ½ обеж; в 68 дворах 108 человек. Есть земли а) оброчные; большая часть б) поместных; меньше – в) монастырских. Поместья в погосте имели: Семен и Федор Ивановы Овцыны (2 дв., 3 чел., 4 об.), Огафон Немиров Телешов (11 дв., 16 чел., 11 об.), Ондрейко Иванов Постельников, чел. Ивана Бор. Тучковского (17 дв., 22 чел., 17 ½ об.), Козел Дмитриев Шадрин, человек Вас. Бор. Тучковского (15 дв., 26 чел., 17 об.), Васюк – Стрига Константинов Скудин (5 дв., 11 чел., 7 ½ об.). Огаф. Телешов жил в д. на Песку, на погосте, Постельников – в д. Заречье на Кипуе, Козел Шадрин – в д. Кипуе на р. Кипуе. В Песотцком погосте имели свои деревни монастыри – Никольский с Гостина Поля из Обонежской пятины, Никольский из Ладоги и Пречистые из Ладоги. Всего же в погосте было земель оброчных 8 двор. 14 чел. 12 обеж для обеж 15,3% поместных монастырских Погост состоял из следующих деревень: Борок, Бышово, Вахоницы, Вевутай, Весь, Вкути, В конце Кипуя, Дуруево, Заклюдчичье, Заречье, Кипуя, Княж Остров, Кодашево, Коргово, Лигово, Лиднево, Ляхово, Малое Сельцо, Михайловское, Мониково, Мошино у часовни, Мошино, Муруево Микулкино, На Острову, На Песках (2), На Песку на погосте, На Ютеве, Острецово, Пепеское, Пикосарь, Питчино, Пуруево, Радуево, Селиверстово Конец, Селиверстово Левоновское, Селиверстово Середнее, Середнее в Кути, Турово, Угол, Фаустово Дмитроково, Финеево в Конце, Финеево, Черносар. Из них Весь – на Песотцкой реке, Заречье и Кипуя – на р. Кипуе, Лигово и Лиднево – у Ладожского озера (обе на территории Городенского погоста; жители – рыбаки). Погост Егорьевский Теребужский – западнее Песотцкого, к югу от Городенского погоста. Своею западною частью погост граничил с Ореховским уездом. «На погосте церковь Велики Егорей, на погосте ж нетяглых дв. поп Егорьевской Ондрей, дв. дьяк церковной Захарко, дв. проскурница Овдотка, дв. сторож церковной Осташко» XI, 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Здесь мы только для примера укажем на несколько погостов, которые обращают на себя внимание обилием имевшихся в них торговых помещений. Так, в Шелонской пятине, в погосте Пажеревицком значилось 17 амбаров на церковной земле, в Обонежской пятине (Заонеж. полов.) в погосте Егорьевском на Толвуе – 44 амбара, в погосте Спасском на реке Шале – 11 амбаров и, кроме того, 2 амбара принадлежало священнику. В Деревской пятине, в погосте Полоновском находились две лавки калачные, товарные и амбары; в Бежецкой пятине, в погосте Прокопьевском было 24 лавки, 5 амбаров, в погосте Спасском на Мошне – 7 лавок, с обозначением что оброк с них шел церкви; в погосте на Вышнем-Волочке было много лавок и амбаров и с этих торговых помещений оброк тоже шел на церковь ; наконец, упомянем о пог. Егорьевском и Спасском в Млеве где лавок общим счетом числилось 96. Выше было указано что на церковной погостской земле имелись дворы рядович, т. е. людей торговых; так в Деревской пятине, в погосте Михайловском, в конце XV века, находился рядок с 10 дворами и доход с рядовичей шел попу и дьяку; такие рядки замечались еще в погосте Белском, а в Бежецкой пятине – в погостах Богородицком, Прокопьевском и других. 38 Здесь мы сделаем одно общее замечание что церковные земли (также и монастырские) обыкновенно были нетяглые и по тогдашнему выражению о них значилось что эти земли «в обжи не положены». 39 Особенно важно отметить что на церковной земле, около церквей, расположены были нищенские кельи, т. е. сельские богадельни в которых проживали нищие старцы и старицы и питались «о приходе и церкви Божией». 40 При церквах погостских обыкновенно устроялись, по свидетельству писцовых книга, трапезы. Они для погощан были местом собрания не только по церковным, но и по гражданским делам. В писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, 1615–1617 годов, о церквах Мегорского погоста замечается: «да у тех же церквей на церковных землях две избы большия за трапезы мест, где сходятца по воскресеньям крестьяне». При описании церкви Шимозерской волости замечается: «да на погосте ж изба схожая, а сходятца в ней крестьяне по воскресеньям». 41 В этих трапезах, как усматривается из актов Холмогорской и Устюжской епархий, по всему северу России прихожане устраивали в храмовые праздники складочные пиры («питие молебных пив») и поминание усопших в родительские дни. Сюда же собирались на сходы «приходские люди» для обсуждения своих земских и мирских дел и для производства выборов на разные мирские должности. В трапезе читались государевы и владычные указы и грамоты и, по установившемуся исстари обычаю, сюда спешил всякий обиженный для публичного оглашения о тех насилиях, притеснениях и несправедливостях которые он претерпел. Эти словесные жалобы заносились в особого рода акты носившие название «трапезных явок». 42

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В Дм. Городенском погосте монастырю принадлежала в д. Крюкове 1 двор, 1 человек, земли – на 1 обжу. «А дохода шло семь денег, три горсти лну, а из хлеба четверть» (III, 205). В Куйвошском погосте находилась монастырская волость, состоявшая из деревень: Телкота, Городшино, Парфеево, Москотово-Кокорино, Замошье, Куйвоша – Кузмино, Бородулино, Онтоново, Кокорино, Костянтиново, Килбина Лука, Колчанова, Микулино Седенье, Лядина (5), На Лядинах; по всех было 27 дворов, 40 человек, 37 обеж. «А дохода шло с них денег полтретья рубля без пяти денег, двадцать и пять бочек пива, три коробьи солоду, шесть блюд масла, шесть сыров, тридцать и пять пятков и три горсти лну, а из хлеба четверть; а посельничи пошлины девять денег, и три горсти лну» (XI, 145–148). В Корбосельском погосте, в д. На Сарке монастырю принадлежал 1 двор, 1 человек, ½ обжы. «А дохода с них шло денег гривна, а из хлеба четверть; а ключнику полторы денги, сыр, горсть лну, бочка пива, пяток лну, овчина» (XI, 209). В Келтушском погосте Лиситцкому монастырю принадлежали д. На Кобылицах, д. Гашутино и д. Угол в Кяхкоме, – в них 3 двора, 7 человек, 6 обеж. «А старого дохода денег девять гривен, девять пятков лну, бочка пива, а из хлеба четверть» (XI, 237). Всего же Лиситцкому монастырю принадлежало: в Дм. Городенском погосте Куйвошском погосте Корбосельском погосте Келтушском погосте В пятине 49 чел. 44 ½ обжи 25 . Пречистые Михалитцкий монастырь, ныне церковь на Молоткове, в Новгороде. Об основании монастыря говорится под 1199 годом. Упразднен в 1764 году, обращен в приход в 1787 году (ср. Зверинский I, Деревни монастырские находились в трех погостах» Копорского и в одном – Ямбургского уездов. В Ил. Замозском погосте монастырю принадлежало в селе Бегуницах 7 дворов, 8 человек, 9 обеж. «А дохода шло хлеба поспом пол-одиннадцаты коробьи ржы, пол-одиннадцаты коробьи овса, 7 коробей ячмени; а ключнику коробья с четкою ржи, коробья с четкою овса, 5 лопаток бораньих, 5 сыров» (III, 578). В Кипенском погосте, в селце Новая Весь, на Монастырской части было 5 дворов, 5 человек, 3 обжы. «А дохода с них шло гривна и 6 денег, а хлеба поспом пол-осмы коробьи ржы, пол-осмы коробьи овса, пол-четверты коробьи ячмени; а ключнику 3 лопатки бораньи, 3 сыры» (III, 644).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Остальные деревянные церкви той же вотчины, построенные на мирские средства («мирского строения»), принадлежали к двум главным типам, обычным на нашем севере. Одни были устроены «клетцки», т. е. имели продолговатый или равносторонний четырехъстенный прямоугольник в окладе (ср. сообщение В. Е. Румянцева на VII археологическом съезде, Труды седьмого археол. съезда, М. 1892, Протоколы, стр. 91–92) и состояли из одного придела каждая. Некоторые были с трапезою, другие – без нее. В 1616 году к церквам этого типа принадлежали: в Кивуе – теплая церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы и церковь св. Николая чюдотворца (Рукоп. Кир. библ. 76–1315, л. 8); в Мегре – церковь Успения Пресв. Богородицы (там же, л. 37); в Куности (Заозерского стану)–церковь Покрова Пресв. Богородицы (там же, л. 43 об.); в погосте Карголомской волости Надпорожского стану – церковь Благовещенская и церковь во имя св. Николая (последняя – с трапезою; см. там же, л. 46 и об.); на Лозском озере, на острову – церковь Рождества Пресв. Богородицы и церковь (с трапезою) св. архангела Михаила (там же, л. 49); в Вашкие – церковь (теплая) Рождества Преч. Богородицы (там же, л. 2); в Елизарове Раменье – церковь св. Димитрия Солунского (там же, л. 58); в Романове Слободке, на реке Кономе, в селе Васильевском – церковь св. мученика Георгия, с трапезою (там же, л. 75 об.); в Романове же Слободке, на речке Челмосоре, в погостецерковь Рождества Христова и церковь св. мученик Фрола и Лавра, с трапезою (там же, л. 77 об.); в Яргомже, в погостецерковь Благовещения, с трапезою (там же, л. 92); на Ерге, в селе Воскресенском – церковь Воскресения Христова и церковь св. Николая чюдотворца с трапезою (там же, л. 98); в селе Ильинском Большом Дворе, на Суходоле, в Чаромском ключе – церковь св. Илии и церковь св. Андрея Первозванного, с трапезою (там же, л. 109); в Запогостье, на речке Чюровке – церковь Рождества Богородицы и церковь Рождества Христова с трапезою (там же, л. 117); на погосте в Коленце, по Шексне – церковь св. Кирилла чюдотворца (там же, л. 119 об.–120); в Троицком погосте, на Суходоле – церковь св. Троицы (там же, л. 131); в Колкаче, на меньшой Сиземке, в Старом Селе – церковь св. апостолов Петра и Павла (там же, л. 133 и об.); в погосте на Милобудовском озерке (в Городском стану, на Словинском Волоку) – церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь св. Николая чюдотворца (там же, л. 140); в погосте на «Усть-Порозобицы», на Словинском Волоку – церковь Благовещения (там же, л. 161 об.); в погосте на устье реки Словенки – церковь Вознесения (там же, л. 176 об–177); на погосте, что на усть-реки Копытовки (на Словинском Волоку) – церковь с трапезою св. Димитрия Солунского (там же, л. 179 об.); итого 28 церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Бежецкая пятина, простиравшаяся на восток, северо-восток и юго-восток от Новгорода между реками Мдою и Мстою, заключала в себе, судя по описанию ее 1581–1583 гг., тринадцать монастырей. Но все эти монастыри были крайне незначительны и малолюдны. Так, в Никольском погосте в Шереховичах (в нынешнем Боровицком уезде) стоял на Черном лесу «монастырь царев и великаго князя», называвшийся Никандровою пустынью, здесь было только одиннадцать келий, из которых семь оставались пусты. В Богородицком погосте в Сопинах (в том же уезде) Никольский монастырь на реке Фадрице имел только три кельи: для игумена, дьячка и пономаря. В Козмодемьянском погосте в Кушевере (того же уезда) Никольский «царев и великаго князя монастырь на Чорном лесу» имел также три кельи. В Петровском и Борисоглебском погосте в Боровичах Рождество-Богородицкий монастырь в Передках имел четыре кельи, но получал руги на двенадцать старцев кроме игумена. В том же погосте в Боровичах на реке Мсте Свято-Духовский монастырь, вновь устроенный (прежде 1572 г.) по случаю явления мощей святого Иакова Боровицкого, заключал в себе одиннадцать келий и четырнадцать братий. В Никольском погосте в Морткиничах на реке Мсте был Никольский монастырь с двумя только кельями, получавший руги на десять человек. В Никольском погосте Вышнего Волочка у Столпа на реке Тверце Никольский монастырь имел восемь келий и старцев. В Воскресенском погосте в Осечне (Вышневолоцкого уезда) Троицкий монастырь на реке Илемне имел двенадцать келий. В Никольском Подлубском погосте у села Еванова (того же уезда) вновь устроен в 1582 г. каким-то Клементием Милюковым монастырек Никитский с тремя кельями. В Троицком монастыре на озере Удомле было девять келий, из которых шесть оставались незанятыми, а в четырех кельях при монастыре жили нищие. В монастыре святой Параскевы у озера Песвы находилось пять келий для стариц-инокинь да две для нищих. В монастырьке святой мученицы Евфимии у озера Кремони жил один иеромонах, а три кельи заняты были нищими. В Спасском монастыре на реке Мологе жили два старца в двух кельях, а при монастыре в четырех кельях жили нищие . К этим 13 монастырям Бежецкой пятины надобно присовокупить еще два, упоминаемые в послании Новгородского владыки Феодосия (1545) в Железноборскую Устюжну, именно: Пречистенский и Ильинский .

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Прихожане усердно посещают церковь ; но многие по отдаленности охотнее отправляются в село Скамью, где, кроме церкви, есть лавки и производится, по праздникам, торговля. В обыкновенные праздники бывает в церкви до 300 человек, а в большие до 600 и более. В пятницу, пред 24 июня, в погосте бывает 2-х дневная ярмарка. Кладбищ, кроме общего, при погосте, два: одно в Козловщине, другое – в Орле. На обоих кладбищах есть каменные, вросшие в землю кресты, без надписей. Кресты эти, по мнению народа, стоят над могилами воинов, убитых в сражении. Впрочем, старожилы помнят, что здесь хоронили и крестьян. Часовни существуют во имя Великомученика Георгия – в Богдановщине и Вяжище; Св. Троицы – в Орле, Параскевы – в Куземкине, Илии – в Симонове, Успения – в Веретии, Воздвижения – в Сиккове, Михаила – в Мелговщине. Попечительство существует с 1872 г. Сборы его незначительны. В 5-ти верстах отсюда, в верховьях Наровы, у Чудского озера, есть каменная церковь во имя св. Николая, построенная мастером Андреем Евфимиевым и освященная в 1882 году. 15. Церковь Прибужского погоста Погост «Прибужа» или Прибуж находится в 25 верстах от Гдова, в 220 верстах от Петербурга, в 1-й версте от Плюсы, при озере «Прибужи», на большой дороге из Луги в Гдов, в местности гористой и живописной. Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. читаем: „Погост Прибуж на реке на Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего И. Хр. деревянная клецки (?) 26 , а в церкви образа, и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское приходских людей, да на погосте – двор попа Якова Мартынова, двор дьяка Пимена Семенова, во дворе пономарь грешна Семен, во дворе проскурница Марьеца Ильина, пашни церковной четверти в поле, а в двух (?) по тому же; сена двадцать копен; состоит та земля не положена, а дали тое землю и сенные покосы крестьяне Прибужского погоста из своих деревень после писцов; да на погосте было место дворовое Гостиное, и то место отдано до государева указу попу с соборяны под огород». В 1753 году, июня 28, копорского полка полковник Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуже, весьма древнею, построенною родителем его, просит дозволения построить каменную церковь . Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь, существующую доныне. Надпись на деревянном кресте, сохранившемся доныне, свидетельствует, что церковь освящена „при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 года, октября 7 дня, индикта 3-го, Череменецкого монастыря игуменом Иоилем». А почему храм с 1753 по 1755 год не был освящен, на это есть ответ в том же деле. Стефан, управлявший епархиею новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храма на том основании, что причт прибужский не имел на церковную землю выписи из писцовых книг. Дело это было при священнике Андрее Щелкалове.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Так, во 2 т. 703 мы читаем: «Волость великого князя Морева. На погосте церковь Успения Пречистые да другая церковь велики Никола. А на погосте-ж, на волостной земле, Жабеньского десятка: дв. Успленьской поп Евсевей др.Николской поп Иван. А Крековского десятка: дв. Успленьской дьяк Николской Ивашко, дв. пономарь Стешко, дв. Успленьской пономарь Смешко, пашни не пашут. А на погосте-ж люди пашонные Крековского десятка… Жабенского десятка… Семеновского десятка… Погостьского десятка…Одоевского десятка… А на погосте-ж люди непашонные»… (2. 703–4). Церкви стоят на земле церковной; на ней же живут дьяк и два пономаря. Но кроме церковной есть «волостная земля», принадлежащая разным десяткам волости. На этом, волостном участке погоста два попа, дьяк, староста, люди пашенные и непашенные. Как будто – земля прямо называется волостною? Люди пашенные и непашенные и князю Федору платили доход, и великому князю несут оброк… Другой случай: «погост Холмской. На погосте церковь Спас Преображенье; на погосте-ж (дворы причта). На погосте-ж…(помещик с людьми). А христиан на погосте…(9 дворов, не пашут). Д.Миронежкая Лука…села на лготе на нове на погостьской земле…десяток Замошской «тянут к погосту» (2. 826–7). Итак, – погост пункт стоит на погостской земле. На нем были уже церковь , помещик с людьми, крестьяне. А теперь – «села» деревня в 2 двора. Земля погостская, принадлежавшая погосту – общине, – не подлежит сомнению. Сознаем, что эти два случая слишком исключительны и не говорят об общинном владении, как факте обычном. Но в интересах исторической точности отмечаем и освещаем и эти «исключения» 38 . Другим, и последним, вопросом, по которому у исследователей находим разногласие, является вопрос о торговом характере погостов-пунктов. Папков торговый характер погостов отмечает, указывая в подтверждение своей мысли на дворы рядовичей (т.е. торговых людей), амбары и лавки, сельские ярмарки 39 . К сожалению, ссылки на документы у него не очень «систематичны», но опровергнуть его положения трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010