13 апр. 1840 г. Н. был возведен в сан архиепископа. Иркутская епархия простиралась на всю Вост. Сибирь. Архиерей вспоминал: «Пастырская забота моя касалась островов Северной Америки и прибрежьев Ледовитого Океана, Байкал и Лена многажды зрели путные шествия мои для Евангельской проповеди; пустыни Даурские и окрестности Саяна, Вотяк и Черемис, Монгол и Тунгус внимали глаголам уст моих… И там, где раздавался вопль шамана, где бряцали кимвалы буддиста, имел я утешение воздвигнуть олтари Богу живу и истинну» (Слова и речи. 1860. С. 202-203). За 16 лет на Иркутской кафедре Н. совершил ок. 20 поездок по епархии: в 1839 г. по Забайкальскому тракту и в Забайкальский край, в 1840 г. по Ленскому пути, в 1843 г. в Якутский край, в 1844 г. по Ангарскому тракту, в 1845 г. к предгориям Саянским, в 1846 г. по Забайкальскому тракту, в 1847 г. по Даурским степям, в 1850 г. по Московскому тракту, в 1851 г. по Ленскому тракту, в мае 1854 г. возвратился в Центр. Россию. Рукописи путевых записок и дневников Н., включая неопубликованные, хранятся в составе его личного рукописного собрания в Гос. архиве Ярославской обл. (ГАЯО. Колл. рукописей. Оп. 1. Д. 183; Правосл. духовные писатели. 2016. С. 29-31). Самая длительная поездка Н. (по берегам Лены до Якутска и обратно) состоялась 4 июня - 6 сент. 1843 г. С архиепископом ехала свита в составе 15 чел., в т. ч. и певчие. В «Путевых записках» помимо описания церквей, населенных пунктов, природы Н. привел много географических и геологических сведений (в частности, он описывал валуны разноцветных кварцев, яшмы и др., давал по 2-3 белых сухаря каждому, кто найдет «интересный» камешек), сообщил этнографические сведения о народах, жилищах, об обычаях и проч. Н. в «Путевых записках» нередко цитировал Сенеку, Диогена, Горация, Овидия ( Саймон. 2008. С. 77-92). С 1838 по 1850 г. число церквей возросло с 214 до 256, всего за время управления Н. в епархии было открыто 76 храмов. Устроены церкви в Аларских степях, в Балаганском и Тункинском округах, где проживали буряты; построены храмы в Ожогине (1844), в Тауйске, в Ямске, при Чаунской губе на Чукотке (заложен 1 июля 1848; в 1849 освящен во имя свт. Николая Чудотворца), в Якутской обл.- Батурский Преображенский, Оймяконский Вознесенский (освящен в 1846), Мамский Николаевский, Чурангинский Вознесенский, Ытык-Кюельский Преображенский, Алданский Воскресенский, Дюпсюнский Владимирский храмы (Путевые записки. 1874. Ч. 2. С. 338-339).

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Яицкие (уральские) казаки, недовольные гражданским правительством за ограничение их вольностей, перенесли свое неудовольствие и на церковь православную и отпали от нее в раскол. В вспыхнувшем в 1773 году на Яике бунте, быстро охватившем весь юго-восток Европейской России и известном под названием пугачевщины, яицкие казаки-раскольники принимали самое деятельное участие, вымещая свою злобу государству и церкви. К счастью, правительственным войскам удалось в 1774 году подавить мятеж. Яицкие казаки со своими семьями сосланы были в Нерчинский округ Забайкалья. Поселившись здесь несколькими селеньями и обзаведшись хозяйством, пугачевцы составили второе гнездо раскола в Забайкалье. Количество Забайкальских раскольников в точности неизвестно. По консисторским ведомостям за 1875 и 1879 годы их значится более 31 тысячи; за другие годы показывается гораздо менее; вообще же можно положить круглым числом Забайкальских раскольников приблизительно 30 тысяч душ. Расположение раскола по округам можно видеть из следующей таблицы (за 1879 год): в Иркутском округе 297 душ обоего пола; в Балаганском 28; Нижнеудинском 6; в Верхоленском 9; в Киренском 2; в Читинском 301; в Селенгинском 136; в Верхнеудинском 27,789; в Троицкосавском 3213 и в Нерчинском 31. Из этой таблицы видно, что большинство раскольников сосредоточено в Верхнеудинском и Троицкосавском округах. Большинство Забайкальских раскольников – бегло-поповщинского толка; остальное меньшинство, около двух тысяч, беспоповщинского толка. Первая попытка борьбы с Забайкальским расколом сделана была в настоящем столетии при Иркутских Преосвященных Михаиле II-м (1814–1830 гг.) и Иринее (1830–1831 гг.). Сосланный в 1811 году в Забайкалье крестьянин Нижегородской губернии, Лукояновского уезда, села Маресева, Василий Феодотович Надежин (род. 1774 г.), в Чикойских горах, на границе Китайской Монголии, основал скит для собственных духовных подвигов. К Василию Феодотовичу стали собираться другие любители подвижничества. Жизнь в скиту была строго монашеская и пользовалась заслуженным уважением окрестного населения. Так как в соседстве с возникшим скитом много было язычников, а в прилежащей к Чикою Урлукской волости православное население перемешано было с раскольниками, то Преосвященный Михаил II пришел к мысли употребить Василия Феодотовича для миссионерской службы среди идолопоклонников и раскольников, и с этой целью Василий Феодотович пострижен был в монашество под именем Варлаама и затем 25 марта рукоположен в иеромонаха. Пользуясь уважением между соседними раскольниками за свое подвижничество и уставное Богослужение, он «спас многих из малых и взрослых детей суемудрых раскольников через совершение над ними крещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Аромашево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Аромашевское расположено по левому берегу реки Вагая, по тракту из Ишима в Тобольск. Церковь в селе каменная, одноэтажная, построена прихожанами в 1886-1889 гг., приход открыт в 1735 г. В церкви один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В приходе пять часовен в деревнях: Слободчиковой - во имя св. великомуч. Димитрия Солунского, Кирчинцевой - во имя св. великомуч. Екатерины, Юрминской - во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Балаганской - во имя св. великомуч. Георгия Победоносца, Волгиной - во имя св. великомуч. Параскевы. Часовни устроены на общественные средства. Слободчиковская часовня устроена в 1844 году, Волгинская в 1908 году. В приходе находятся деревни: Чигарева (1 вер.), Таловая (3 в.), Киргинцева (7 вер.), Юрминская (10 в.), Скаредная (4 в.), Волгина (7 в.), Слободчикова (8 в.). Всего в приходе 735 дворов, прихожан: муж. пола 2231, женск. пола 2302. Церковной земли имеется: пахотной 180 дес., сенокосной 18 дес., земля находится в расстоянии 2 вер. от церкви. Церковный капитал 2556 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Священник получает жалованья 140 руб., псаломщик 36 руб., просфорня получает от прихода 36 руб. и 8 саж. дров. Кружечных доходов получается в год до 900 руб. Для причта имеются три деревянных дома, построенных прихожанами на общественной земле. В приходе имеются: церковно-приходская школа с 1891 г. и двухклассное сельское училище с 1910 года. Ближайшая церковь в селе Кармацком (15 вер.). Расстояние от Консистории 236 вер., от благочинного 50 вер., уездного города Ишима 120 вер. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Указом Тобольской духовной консистории от 15 июля 1883 года вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви постройки 1830-х годов прихожанам села Арамашевского было разрешено строительство одноэтажного каменного храма с тем же посвящением. Возведение храма началось с открытием в начале 1886 года приходского попечительства, осуществлялось на средства прихожан, и было завершено в 1889 году.

http://sobory.ru/article/?object=25242

Однакож, Святейший Синод и еще предоставил времени дать новые уверения несомненности чудесного события. Не ранее, как чрез два года, по получении донесений от Епископов Иустина и Вениамина, приступил он к дальнейшему рассуждению о совершающемся в Иркутске, именно 5 Марта 110 1803 года, и признал нужным еще спросить Иркутского Епископа Вениамина: не было ли в течении сих последних двух лет каких-либо новых достопамятных происшествий, кои бы могли служить вящшим подтверждением прежде представленным? Какое ныне народное мнение о нетленном теле Святителя? И не примечено ли в нем какого изменения? К сим сведениям требовалось личное мнение самого Преосвященного Вениамина по долгу архипастырскому и по самой сущей справедливости, дабы можно было судить Святейшему Синоду с твердым основанием, яко о важнейшем обстоятельстве. Преосвященный Вениамин, от 28 Августа того 1803 года, донес Святейшему Синоду, что в нетленном теле Святителя Иннокентия никакой измены не усматривается, усердие здешних стран жителей к Угоднику не только не ослабевает, но все более увеличивается, чему служит доказательством частое требование видеть Его мощи и им воздавать поклонение, – исцеления и чудотворения продолжаются, и что сам он Епископ Вениамин, убеждаемый совестию, не может не почитать Святительского ходатайства Иннокентия у милосердия Божия уважаемым. К сему донесению Епископ Вениамин приложил выписку чудесных исцелений, последовавших от Угодника, и заявленных после произведенного над Ним свидетельства. Объявления были следующие: 77. Балаганского Священника Николая Преловского сын Константин, в первых числах Октября 1796 года, весь опух, лежал ничего не чувствуя и не говоря, и даже редко переводил дыхание. Все пособия оказывались бесполезными. Тогда отец его, призвав в помощь Святителя Иннокентия, имевшимся в доме от лампады Его елеем помазал тело больного, и потекла из тела гнойная жидкость, опухоль спала, и в недолгое время больной выздоровел; потом ездил с матерью в Вознесенский монастырь к Угоднику, и служил над ним панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. Филофей скоро понял, что одному архиерею невозможно править всей Сибирью при множестве епархиальных дел и при исключительном положении необъятной, разноплеменной и разноверной Тобольской епархии, хотя и небогатой церквами. В бытность в Москве в 1706 г., по делам управления и на погребении царевны Татьяны Михайловны, он лично исходатайствовал себе помощника или викария в лице архимандрита Варлаама (Коссовского), привезенного Филофеем в Сибирь из Киева, где он был наместником Пустынно-Николаевского монастыря. 15 декабря 1706 г. Варлаам был хиротонисан с титулом Иркутского и Нерчинского. Местом его жительства назначался г. Иркутск. 460 Для содержания и «в команду духовной власти», т. е. для управления, епископу Варлааму выделена была только часть восточно-сибирской территории Тобольской епархии, а именно: города Иркутск и Нерчинск, пригороды – Селенгинск и Верхнеудинск (Удинск) с их уездами, да монастыри: иркутские – мужской Вознесенский и женский Знаменский, Нерчинский Успенский и Посольский Преображенский. Города Якутск и Илимск с уездами, также Камчатка и монастыри Спасский Якутский, Троицкий Селенгинский и Киренский Троицкий, несмотря на то, что они находились в Иркутской провинции и стояли ближе к Иркутску, чем к Тобольску, «благословных ради вин» (вероятно были побогаче) остались, по-прежнему, в ведении Тобольского митрополита. Из всех сибирских церквей, которых к этому времени насчитывалось уже около 200, в непосредственное ведение еписк. Варлаама отошло только 42 соборные и приходские церкви, а именно: в Иркутском монастыре – церковь Вознесения Господня, в г. Иркутске – соборная Спасская, Богоявленская, Богородицкая, две Троицких, Прокопия и Иоанна Устюжских, в девичьем монастыре Богородицкая Знаменская и Богородицкая Владимирская; – в уездах: в Удинском – Троицкая, Спасская и Владимирская, в Балаганском остроге – Спасская, в Бельском остроге – Сретенская, в Кудинской слободе – Троицкая, в Уецкой (Оецкой) – свв. Афанасия и Кирилла Александрийских , в Бадаевской – Николаевская, в Усолье – погосте Спасская, на Урике (слоб.) – Спасская, на Китое (слоб.) – Христорождественская, в Верхоиркутском (Введенская слоб.) – Введенская, в Верхоленском остроге – Воскресенская, в Бирюльской слоб. – Покровская, в Майзюрском (Банзюрской слоб.) – Введенская, на Анге (село) – Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из приложенной от Слопцова табели видно, что в состав Иркутской Епархии вошли: В городе Иркутске 9 церквей, именно: Соборные Спасская и Богоявленская, обе камонные; и 5 приходских деревянных: Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская), Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев, Троицкая Духовская, Богородская Владимирская и Троицкая Сергиева (ныне Крестовоздвиженская), да два монастыря мужеский Вознесенский и женский Знаменский. В Иркутском дистрикте церкви: Идинская Троицкая, Балаганская Спасская, Бельская Сретенская, Кудинская Троицкая, Оецкая Афонасия и Кирилла, Бадайская Николаевская, Олонская Благовещенская, Усольская и Уриковская обе во имя Нерукотворенного Образа, Китойская Христорождественская, Вверх-Иркутская Введенская, Верхоленская Воскресенская, Бирюльская Покровская, Манзурская Введенская и Ангинская Ильинская. За Байкалом: Монастырь Посольский Преображенский; Церкви: Баргузинская Преображенская, Селенгинская Покровская, Селенгинская Спасская, Удинская Спасская, Удинская Владимирская, Ильинская Богоявленская, Кабанская Рождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Владимирская, Колесниковская Казанская, Тресковская Михаила Архангела, Кударинская Богородская и Чикойская Петропавловская. В Нерчинском заказе: в городе: Троицко-Воскресенская. В уезде: Городищенская Введенская, Ундинская Николаевская, Урульгинская Николаевская, Читинская Архангельская, в Аргунском Остроге Вознесенская, и в Нижнем Остроге Сретенская. Следовательно в управление Первосвятителя Иркутского отошло от Тобольской митрополии 43 церкви, из них Иркутские Спасская да Богоявленская, и в Нерчинске Троицко-Воскресенская именовались Соборными, – и 3 монастыря: Вознесенский, Знаменский и Посольский Преображенский. Однакож, как надзиратель Слопцов с представлением своим к Преосвященному Иннокентию об отчислении церквей и монастырей отнесся от 8 Сентября того 1727 года, а Преосвященный ранее 12 днями, именно от 27 Августа, на основании Высочайшего, полученного Им указа, Сделал уже распоряжение о причислении в среде прочих и Селенгинского Троицкого монастыря в свою зависимость, то, и после получения списка от Слопцова, Святитель не признал нужным изменить своего первого распоряжения, то есть, изъять от своей зависимости Селенгинский монастырь, и имел на это важные причины, которые увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не потому ли, что Норицын писал плохо, а почерк Образцова не нанес бы бесчестия каллиграфии и наших времен. И вообще все ученики основанной святителем школы писали очень хорошо – чисто и четко. 67 Иеромонах Лаврентий был сын духовника Преосвященного Иеромонаха Корнилия Бобровникова (после вдовства принявшего иноческий чин); служившего до монашества при Балаганской Спасской церкви под именем священника Козьмы Бобровникова. 70 Регулы сии утвержденные Петром I-м следующие: 31. Монахом во грады и веси кроме общей потребы, не исходити из Монастыря. Исходите же на сие определенным по общему избранию, и за нуждею не без подорожной от настоятеля данной. 32. А в другую епархию и в Царствующий град посылаемым монахом коей-либо нужды ради, не довольно имети от своего настоятеля подорожную, но должен имети и от своего Епископа подорожную. 74 Преосвященный Митрополит как-будто забыл, что монгольская в Иркутске школа была исключительное, на особых условиях, на которых и основал свои требования Преосвященный Иннокентий, учреждение, и никак не подходила под общую категорию с церковными школами при архиерейских домах. 76 В указе Св. Синода 31 Декабря 1727 года, последовавшем вследствие представления Митрополита Тобольского Антония между прочим и о том, чтоб Селенгинский Троицкий монастыре оставить за ним Митрополитом, ни слова не сказано ни в утверждение ни в отрицание этого пункта. На какое же он ссылается Синодальное повеление? 77 Действительно, с первого взгляда кажется странным, что Святитель Иннокентий настойчиво удерживал за собою Селенгинский монастырь, не смотря на уступчивость свою в других отношениях. По 1.) как выше замечено, в указе Синода о разделе Епархий не было буквального упоминания, чтоб Селенгинский монастырь оставался в распоряжении Тобольского Митрополита, и это не без причины. Оставлением Селенгинского монастыря, находившегося в центре Иркутской Епархии за Митрополитом Другой Епархии, Св. Синод знал бы в противоречие с определением собора, бывшего при патриархе Иоакиме в 1676 году, где сказано, чтобы никто из архиереев не имел в чужой Епархии подвластных себе церквей и монастырей (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серебряная и золотая руда обратили на эту местность внимание Русского Правительства в половине 17 столетия, и озаботилось Правительство населить ее охотниками и по наряду. Число переселенцев скоро оказалось значительным. Святый Иннокентий, будучи еще странником и пришельцем за Байкалом, посвятил для заводских крестьян священника из их же среды Петр Масюкова. Теперь была готова церковь . Коммисар заводов, называвшихся от реки Аргуни вообще Аргунскими, Бурцов, памятный учреждением здесь перого во всей Сибири народного Училища, ходатайствовал об освящении. Но скудость была в Антиминсах. Преосвященный взял излишний из Селенгинского Монастыря, и как антиминс этот надписан был во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, то грамотою 1728 года в Феврале благословил освятить в Заводе Церковь , ничтоже сомнящеся, не в память Рождества Христова, а во имя Первоверховных Петра и Павла. Грамота получена на месте 5 Июля (и теперь там хранится) и невозданный Храм Петропавловский освящен Читинским Протопопом Маркианом 11 Июня 1728 года. В настоящее время Соборная Церковь в Большом, Нерчинском Заводе во имя Богоявления Господня, и при ней во имя Первоверховных Апостолов Придел. В том же Феврале месяце 1728 года Святитель разрешил указом построение новой Церкви в Олонском селении, на место сгоревшей Благовещенской, и дал прихожанам сборную книгу, а до отстроения храма приказал отправлять Богослужение в имевшиейся в селении Часовне с тем, чтоб эта часовня по выстроении храма была упразднена. В Балаганском остроге была давняя церковь , во имя Нерукотворенного Спасова Образа. Но за теснотою и обветшанием этого храма, в 1710 году был построен другой во имя Рождества Христова за острогом, ниже первого в 150 саженях. Но этот храм сгорел еще в 1722 году. Прихожане просили Преосвященного Иннокентия благословить строение новой Церкви, предоставляя Ему указать, где строить близ ли первой Спасской церкви или на погорелом месте? Преосвященный грамотою от 25 Сентября 1728 года указал строить близ первоначальной ветхой церкви в самом остроге во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа, a по выстроении ветхую церковь упразднить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Игумен Алексий (Муляр), избранный епископом Саянским и Нижнеудинским, возведен в сан архимандрита 10 октября 2013 г. 18:43 6 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Магаданский и Синегорский Иоанн за Божественной литургией возвел игумена Алексия (Муляра) , избранного епископом Саянским и Нижнеудинским, в сан архимандрита, сообщает сайт Магаданской епархии . Саянская епархия была образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 106 ) путем выделения из состава Иркутской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Саянский и Нижнеудинский». Объединяет приходы в административных границах Балаганского, Зиминского, Куйтунского, Нижнеудинского, Тайшетского, Тулунского и Чунского районов Иркутской области. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал 107 ) епископом Саянским и Нижнеудинским избран игумен Алексий (Муляр), клирик Магаданской епархии . Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

О выставке Экспозиции СМИ Саянская епархия Входит в состав Иркутской митрополии Образована решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. путем выделения из состава Иркутской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Саянский и Нижнеудинский. Также Синод постановил включить Саянскую епархию в состав Иркутской митрополии. Объединяет приходы в административных границах Балаганского, Зиминского, Куйтунского, Нижнеудинского, Тайшетского, Тулунского и Чунского районов Иркутской области Саянский и Нижнеудинский. О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010