Освятил памятник митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, отметивший, что его открытие является символическим явлением возрождения Святой Руси, " ибо в наших воспоминаниях и молитвах соединяются все предки минувших веков, которые жили и служили великой России " . С сайта: www.foma.ru Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало боярам Бибиковым. В 1794-1798 г.г. при усадьбе Бибикова выстроена Свято-Духовская церковь - выдающийся памятник зодчества зрелого классицизма. Монументальное здание принадлежит к редкому типу двухколоколенных храмов. Здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - расположен в летнем храме, в теплой церкви - приделы во имя Архистратига Михаила и святого Николая. Богослужения в Духовской церкви прекратились в 1930-х г.г. Разорен храм был в 1960-х г.г., когда там устроили склад. В начале 1990-х г.г. храм стоял в запустении. В это время там отыскали икону с изображением преподобного Серафима Саровского. С этого момента началось возрождение церковной общины. В 2003 г. в дни празднования 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского первая Божественная литургия совершена в главном храме - Сошествия Святого Духа. План памятника относится к числу редко встречаемых в культовом зодчестве и характерен именно для последней четверти XVIII столетия. Это дальнейшее развитие четырехконхового с центральной ротондой сооружения. В данном случае для увеличения помещений и приделов западная конха заменена трехнефной базиликой трапезы с приделами в боковых нефах. Наружные обводы храма выделяют только одну конху - апсиду, окруженную колоннадой. Северная и южная с помощью небольших циркульных ниш вписаны в квадрат традиционного четверика с классическими портиками. Справа и слева к проходам жертвенника и дьяконника примыкают небольшие экседры ризниц. Западный портал выходит на крытую паперть. По обеим сторонам от портала в интерколумниях ниши с остатками живописи, изображающей, очевидно, патронов придельных храмов - Архангела Михаила и Святителя Николая. Пространственная структура церкви оригинальна. Особенно выразителен западный фасад здания. Две башни колоколен, сливаясь с силуэтом ротонды, образуют компактный объем, царящий над обоими берегами реки Северки. Украшающий западную паперть портик увенчан аттиком, на котором, судя по сохранившимся металлическим стержнями, стояли скульптуры или пинакли - обелиски. На куполе ротонды сохранилась белокаменная корона. В интерьер сохранились остатки первоначального лепного декора и живописи.

http://sobory.ru/article/?object=07341

Устюжна. Церковь Сошествия Святого Духа. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На левобережье реки Мологи, на низкой надпойменной террасе расположены еще два выдающихся архитектурных сооружения города: церкви - Свято-Духовская и Христорождественская. На месте Свято-Духовской церкви в XVI веке стояло два храма: холодный - в честь Успения Богородицы, и теплый - в честь Введения Богородицы. Оба они были деревянными, построенными " клетцки " , с папертями. Местность вокруг них называлась Успенским концом. Сколько простояли эти церкви, когда они возобновлялись, неизвестно. Во всяком случае,- не менее двух-трех раз. На их месте в 1781 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. При ней, в трапезной, устроили теплую церковь с приделами Успения Богородицы (в память прежнего храма) и Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Декор фасадов, архитектурные особенности и венчающее пятиглавие были традиционными для Устюжны. Позднее, в начале XIX столетия, к храму пристроили пятиярусную колокольню с колоколами в четвертом ярусе. Каждый ярус её был украшен колоннами, а в самом верхнем находились боевые часы с циферблатом. Необычным был венчающий колокольню многометровый шпиль. Своими пропорциями он напоминал шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Во второй половине XIX века выстроили каменную ограду с трехчастными воротами с западной стороны. По воспоминаниям старожилов-устюжан, с 1939 года церковь была занята пищепромом. Колокольня же, как вспоминают жители, была обрушена в 1939-1940 годах. Так и стоит Успенская церковь по сей день, лишенная колокольни, пятиглавия, с захламленной территорией, с дощатым забором вместо каменной ажурной ограды. Источник: Хрусталев М.Ю. Храмы Устюжны Железопольской. В кн.: Устюжна. Историко-литературный альманах. Вып. 2. Вологда, 1993. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09686

Епископ Рязанский и Шацкий Симон (Лагов; 1778–1804) писал в 1789 году: «Текущего января 28 дня получили мы три письма из Москвы от ея сиятельства княгини Козловской и Бригадирши Александры Владимировны тысячу рублев ассигнациями на возобновление церкви бывшаго духова монастыря того ради определяем, первое: сумму оную консистории принять в збережение так, чтобы оная не токмо не могла пропасть от похищения, но и ни на что иное не была трачена». Еще 4 000 руб. были выделены княжной в виде вклада, проценты с которого шли на содержание церкви и притча. По просьбе Александры Козловской трапезная была расширена пристройкой придела, освященного в честь святой мученицы Александры. Были сделаны и другие переделки: изменены окна и двери, поправлены стены и главы, обновлен алтарь. Колокольня была восстановлена значительно позже. В 1861 году клировые ведомости сообщали о Свято-Духовской церкви: «Зданием каменная, крепка, покрыта железом, без колокольни, колокола висят на столбах». Возвели же новую звонницу в 1864 году, по проекту зарайского архитектора И. В. Стопычева стараниями старосты купца В. Е. Панова, с 1855 года и до самой своей смерти в 1902 году поддерживавшего и опекавшего храм. В церкви было три престола: главный — во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов, левый — во имя преподобного Сергия Радонежского, и правый — во имя святой мученицы Александры. К храму была приписана небольшая часовня, освященная в честь Иверской иконы Божией Матери и находящаяся на площади Нового базара (сейчас пл. Ленина). Рядом с храмом в 1910 году новым старостой церкви почетным гражданином Рязани купцом Дмитрием Панкратьевичем Морозовым был построен одноэтажный деревянный дом для проживания церковного причта. В 1930 году церковь была закрыта и частично разрушена. Сначала в ней было зернохранилище, а затем долгое время Клуб рабочих водного транспорта. В настоящее время здесь расположена научная библиотека историко-архитектурного музея-заповедника. Церковь во имя Сошествия Святого Духа бывшего Духова монастыря в Рязани (Переяславле-Рязанском): историческое и архитектурное описание

http://sobory.ru/article/?object=00865

В 1840-м году переделывался иконостас и сделана роспись храма в Феодоровской церкви. Работы были закончены в 1842-м году и церковь вновь освящена 17-го сентября в честь святителя Николая Мирликийского. На горнем месте изображено сказание 4-й главы Апокалипсиса. На потолке храма изображено всевидящее око, окруженное 4-я рядами херувимов. По стенам храма роспись из евангельских событий и изображение святых. В паперти изображения в лицах из Пролога 3997 . Над жертвевником икона моления о Чаше, писанная и пожертвованная Георгием Колтуновским. В этом храме размещены были иконы, писанные академиком Антонелли в 1820-м и 1821-м годах для иконостаса Духовской церкви: Сошествия Святого Духа, Рождества Христова, Рождества и Введения во храм Богородицы, Богоявления, Всех скорбящих Радости, святых Александра Невского и Феодора Новгородского, художника Веригина иконы архангелов Гавриила и Михаила, академика Бассани – Снятие со креста, из домовой церкви графа Григория Орлова. Тут-же помещена икона архангела Михаила, бывшая Южной дверью в Александро-Невской церкви 3998 . С 1840-го года стали переделывать иконостас и в Златоустовской церкви. Церковь вновь освящена была в 1842-м году уже в честь святого князя Феодора Новгородского 3999 . В алтаре икона Уверение Фомы, писанная Антонелли в 1821-м году для Духовской церкви, Да святится имя Твое и Да приидет царствие Твое, писанные художником Веригиным в 1842-м году 4000 . В 1823-м году Канцелярия Лавры вошла с докладом митрополиту о том, что «по случаю тесноты и недостатка от давнего времени находящегося при церкви святого праведного Лазаря лаврского кладбища, Канцелярия предполагает учредить таковое же кладбище против оного на другой стороне, в том самом месте, где состоит Духовная Консистория и лаврский огород, – с устроением вновь каменной ограды». Лаврским архитектором Петровым исчислена была смета на сумму до 10.000 рублей. Представление митрополитом было утверждено 4001 . В 1822-м году надстроен второй этаж в «прикосновенном к лаврскому кладбищу» каменном служительском корпус. Его местоположение определяется словами: «у Благовещенских ворот» и «подле часовни» 4002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Екатеринбурге начато восстановление самого высокого храма дореволюционного Урала 16 октября 2006 г. 18:21 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в центре Екатеринбурга — на перекрестке улиц Малышева (бывший Покровский проспект) и 8 Марта (бывшая улица Уктусская) — был заложен заново самый высокий дореволюционный храм Екатеринбурга — «Большой Златоуст» . Решение о воссоздании храма на его историческом месте было принято «Уральской горно-металлургической компанией» под руководством А.А. Козицына, «Русской медной компанией» под руководством И.А. Алтушкина, администрацией Екатеринбурга во главе с мэром А.М. Чернецким и Екатеринбургской епархией во главе с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием . Заложенный на старом фундаменте возрождаемый храм будет строиться в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов — в память стоявшей напротив него и также уничтоженной Свято-Духовской церкви, называемой «Малый Златоуст». Восстановить ее ныне невозможно, так как это место сейчас застроено. Новый храм будет пятипрестольным — его приделы будут названы в честь Покрова Божией Матери и во имя святителя Иоанна Златоуста (в память о приделах церкви «Малого Златоуста»), и в честь св. Максимилиана и свт. Николая Мирликийского (как было в церкви «Большого Златоуста»). После торжественной закладки первого камня, на которой присутствовали руководители области, города и большое число горожан, на вопросы журналистов ответили главные участники события. Мэр Екатеринбурга, в частности, разъяснил позицию городских властей по вопросу восстановления храмов,  уничтоженных большевиками: «Каждый такой объект — это очень серьезный проект. И мы раньше не брались за него не потому, что не понимали важность этого дела. Это — очень большие деньги. И до тех пор, пока у нас не было ясности, кто в состоянии взяться за восстановление этого храма, начинать такой проект было бы просто безответственным. Когда «Уральская горно-металлургическая компания» и «Русская медная компания» приняли решение выступить в качестве организаций, обеспечивающий финансирование этого проекта, естественно, что мы его поддержали». О перспективах восстановления старых и строительстве новых храмов говорил и архиепископ Викентий. Владыка отметил, что до революции в Екатеринбурге было более 40 храмов на 150 тысяч населения. «Сейчас у нас 26 типовых церквей и еще столько же размещено в различных приспособленных помещениях. Мы, конечно, хотели бы восстановить те, что были уничтожены в советское время, но не всегда это возможно. А есть и новые районы, где храмов никогда не было, но теперь они будут строиться», — отметил владыка. На чине закладки Свято-Духовской церкви также присутствовали профессор Московской Духовной Академии архимандрит Платон (Игумнов) и духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов. Патриархия.ru по материалам «Информационного агентства Екатеринбургской епархии» Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152090.htm...

До 1995 г. в соборе не было колокольни. Все большие и малые колокола прежней колокольни были уничтожены, и вместо них использовались маленькие колокольчики в количестве 8 штук, которые размещались на паперти. Площадь, занимаемая собором составляет 1441 кв.м, внутри храма – 762,51 кв.м. Высота стен верхнего храма - 9,7 м. Высота купола – 19,7 м. Купол восьмиугольный. Расстояние между противоположными гранями – 10,9 м. По решению Священного Синода УПЦ от 11 февраля 1991 г., в результате деления Одесской епархии, была образована Херсонская епархия. Первым Правящим Архиереем ее стал митрополит Леонтий (Гудимов), который похоронен у алтарной стены собора напротив придела Священномучеников Херсонесских. Стараниями следующего управляющего Херсонской епархией Епископа Иллариона (Шукало) был расширен, отреставрирован и 12.08.96 г. освящен Преображенский нижний придел Свято-Духовского кафедрального собора, а также построена новая колокольня. В это же время были начаты реставрационные работы в кафедральном соборе, которые продолжились при последующих херсонских архиереях - Епископе Иове (Смакоуз), Архиепископе Ионафане (Елецких) и Архиепископе Иоанне (Сиопко). Главными святынями Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона являются почитаемый на Юге Украины чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу херсонским духовенством торжественно служится акафист; Нерукотворный Образ Спасителя над Царскими вратами, который ежегодно 29 августа и в Неделю Торжества Православия опускается для поклонения верующих; Феодоровская икона Божией Матери,перед которой каждую субботу служится молебен; Почаевская икона Божией Матери, приплывшая в Херсон по Днепру; икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, обновившаяся в конце 1990-х гг.; иконы святого праведного Иоанна Русского и преподобномученицы Параскевы Римской с частицами их мощей, перед которыми каждую пятницу служатся водосвятные молебны с особыми прошениями; два мощевика с мощами Преподобных Киево-Печерских и многих других святых угодников Божиих; мощи преподобного Варсонофия Херсонского, исповедника.

http://sobory.ru/article/?object=11313

В 1907 г. к крестовидной Свято-Духовской церкви была пристроена трапезная часть, вследствие чего церковь значительно удлинилась. Под трапезной частью было оборудовано подвальное помещение, где проводились воскресные беседы и чтения, а также проводились спевки церковного хора. Строителями трапезной части местные жители-старожилы называют купцов Ирликовых. Свято-Духовская церковь считалась самой богатой и красивой в городе. Иконостас, киоты, иконы, церковная утварь сияли позолотой. В безбожные времена Свято-Духовский храм постигло великое несчастье: в марте 1922 г. из него были изъяты церковные ценности, а с 1 мая 1926 г. храм городскими властями был передан обновленцам, у которых он находился до 27-го сентября 1937 г. Затем из храма было все унесено и уничтожено. С 1937 по 1944 гг. в храме не проводились богослужения, и он использовался как хранилище муки. В конце 1941 г. под трапезной частью Свято-Духовской церкви был оборудован храм в честь Преображения Господня, вместо сожженного Преображенского храма и в нем стали совершаться церковные службы. В августе 1944 г. Свято-Духовский храм, находившийся в очень плачевном состоянии, был возвращен верующим, которые начали его восстановление. Был сооружен новый иконостас главного придела, храм был приведен в надлежащий порядок, и началось регулярное совершение богослужений. В последующие, 1944-1953 г. были отреставрированы и освящены северный и южный приделы. Бывшая на стенах Свято-Духовского храма старинная живопись не сохранилась. До 1945 г. кафедральным собором города Херсона был Успенский собор, построенный в 1798 г. В 1945 г. кафедра была перенесена в Екатерининский собор, построенный в 1791 г. И лишь при Преосвященном Никоне (Петине), с 1947 г. кафедральным собором стала Свято-Духовская церковь, которая до этого была приходским храмом города. С 1953 по 1960 г.г. настоятелем Свято-Духовского храма был протоиерей Борис Георгиевич Старк, одновременно являвшийся секретарем Епархиального управления. Служа в Херсоне, он проявил яркий талант не только мудрого пастыря, являя личным примером неуклонное стремление к служению Господу, но и церковного администратора. Его неустанными трудами Свято-Духовский собор был более благоукрашен. В частности, были сооружены новые иконостасы для северного и южного приделов. В 1955-1956 гг. одесскими художниками были написаны иконы Святителей, Мучеников и Преподобных и размещены по стенам собора.

http://sobory.ru/article/?object=11313

на с. 104–105] местоположение между Троицким собором и Духовскою церковию не может быть определено с точностию. Палицын в «Описании осады монастыря Поляками» говорит, что осажденные держали стражу для наблюдения за Поляками на церкви Святаго Духа (гл. 41 нач.); если он разумеет именно колокольню, то слова его надлежит понимать так, что колокольня вплотную примыкала к Духовской церкви, составляя с нею одно целое. В списке надгробий лавры, составленном в половине XVII века, говорится об одной могиле: «против западных дверей церкви Сошествия св. Духа у колокольницы». По этому указанию места колокольня как будто не вплотную к западной стороне церкви. То обстоятельство, что на Духовской церкви были свои колокола, как видно из приводимой в тексте выдержки из описи монастыря 1641 года, заставляет считать более вероятным предположение, что колокольня была не вплотную к церкви (хотя, с другой стороны, колокола на церкви могли составлять как бы дополнение к колоколам, находившимся на прилегавшей вплотную к ней колокольне). 280 На восточной стороне монастыря в 1628 году были поставлены две палаты (каменные) по обе стороны Святых ворот, а в следующем, 1629 году две палаты по правую сторону Святых ворот (Краткий летописец монастыря). Это не кельи для жилья, а здания с каким-либо служебным назначением (как показывает название, ибо кельи называются именно кельями, а не палатами). Когда в 1640 году были ставлены кельи, палаты, вероятно, были разобраны или вошли в состав келей. Во всяком случае, не имеем о них никаких дальнейших сведений. 282 Речи Павла Алеппского о деревянной келии преп. Сергия см. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 35). 283 Отзывы Павла Алеппского о погребах с напитками и о самых напитках см. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. (1898, кн. IV, с. 2527, 37). 287 Павел Алеппский считает всего 3 пруда (Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1898. Кн. IV. С. 35). 288 Симон Азарьин в житии преподобного Дионисия говорит: «Егда же во гроб положено было тело его, тогда вси со услаждением на него взирали: ибо лице его было благолепно, очи и уста веселы, яко (аки) смеющиеся; сего ради многие от иконописец (монастырских) любве ради благолепие лица его списали, дабы таковый блаженный муж у всех в памяти вечно пребывал».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Свято-Духовская церковь сохранилась до наших дней без перестроек. Ее план решен в виде креста. Над средокрестием возвышается барабан с большой главой. Три «рукава» креста имеют граненую форму, четвертый – прямоугольный (трапезная часть церкви). Все «рукава», в том числе и алтарная граненая апсида, одинаковой высоты, увенчаны невысокими шатрами и главами. Малые приделы по бокам центрального алтаря тоже граненые, но невысокие, как видно, формой повторяют низкие прирубы деревянной церкви. Четыре малых главы – ложные, в интерьер открыт только большой купол. Малые главы расположены по осям север-юг и запад-восток, имеют характерную барочную форму. Храм построен из кирпича, его «полосатые» фасады облицованы желтым кирпичем с глазуроваными вставками и орнаментальными фризами. Окна украшены богатыми по форме бетонными наличниками. Крыльцо храма решено в виде просторного гульбища, перекрытого деревянной стропильной крышей на резных столбах. Интерьер храма украшают дубовые иконостасы, киоты и серебряное паникадило со свечами. Свет мягко струится из купола, а во время литургии через царские врата прорываются мощные пучки солнечных лучей. Над западной частью храма размещены П-образные хоры. Внутреннее пространство храма очень уютное, соразмерное масштабу провинциального города. Источник информации: Бескровных С. «Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь», Е. 2004. Роскошный подносной альбом с десятью великолепными фотографиями наружного вида и внутреннего убранства Свято-Духовской церкви в г.Якобштадте Курляндской губ. (ныне г.Екабпилс) находится в Российском Государственном Историческом Архиве(РГИА), ф.835, оп.2, д.322. Все фотографии были сделаны в 1888 г. рижским фотографом Э.Ф. Эггертом. На альбоме тиснение - " Его превосходительсву Михаилу Николаевичу Галкину-Врасскому отъ строителя А. Кизельбаша " . Кроме того, развернутая глава о Свято-Духовской церкви, с большим количеством иллюстраций храма, его внутреннего убранства и портретами членов Прибалтийского Православного Братства, была опубликована в книге " Лавры, монастыри и храмы ны Св. Руси. Санктъ-Петербургская enapxiя " , выпускъ VI, СПб, 1909, сс.53-56.

http://sobory.ru/article/?object=09296

23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей на всей территории страны, что было началом разорения и осквернения многочисленных православных святынь. Не избежал этой участи и Свято-Духовской храм Шкини, в результате изъятия для передачи в ГОХРАН в фонд помощи голодающим, из церкви было изъято чистого серебра шестнадцать фунтов тридцать шесть золотников (7 кг 394 г). Службы в Свято-Духовском храме в 1920-х годах продолжились. Последним священником перед закрытием был отец Василий (Воинов). Сам храм был закрыт в 1930-е годы и впоследствии разграблен. 23 августа 1959 года архитектором Г. К. Игнатьевым был произведён технический осмотр здания под складское помещение совхоза " Индустрия " . Вскоре на обмеренной площади - 470 кв. м - стали хранить удобрения, а немногим позже были растёсаны внутренние проёмы для проезда сельхозтехники. В " Паспорте памятника культыры, Свято-Духовской церкви с. Шкинь. А114 1362 " сказано о произведённой в 1966 году консервации строения архитектором М. Б. Чернышовым. Указано также, что церковь была принята под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года, Видимо, именно это дало возможность говорить о " незаурядном храме эпохи классицизма " в советских путеводителях по Московской области, а также породило легенду об " оригинальном облике, близком к собору Александро-Невской лавры в Ленинграде " . В 1975 году был разработан проект реставрации под руководством архитектора С. П. Орловского, сопровождавшийся фотосъёмкой. Она зафиксировала не столько повреждения здания, сколько проступающие за ними остатки былой красоты храма. В конце 1987 года появилось известие, что ВООПИиК выделило 500 тысяч рублей на реставрацию церкви в Шкини, но судьба этих денег так и осталась неизвестной. Настоящее восстановление храма и возрождение в его стенах духовной жизни началось лишь в начале 1990-х годов. 7 сентября 1991 года была образована община верующих из 24 человек, принявшая Гражданский устав. С 1993 года богослужения в Шкини совершал настоятель Знаменского храма села Непецино Димитрий Киреев.

http://sobory.ru/article/?object=07341

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010