На обороте данного рапорта Епископ Вятский и Слободской написал свое постановление: «Согласно выражаемому в представленном приговоре мнению прихожан, вновь открытый при церкви в д. Турек самостоятельный приход наименовать Русский Турек, о чем причту и прихожанам сего села объявить через благочинного, обязав их означенный приход по всяким документам и при всех сношениях показывать под сим наименованием. 1897 г. декабрь 5». Чтобы стать полностью самостоятельной, церковь должна иметь приход. Указом Вятской Духовной Консистории от 3 сентября 1898 года за 12888 в Свято-Духовской церкви открыто попечительство. Председателем попечительства состоял крестьянин Уржумского уезда Больше-Шурминской волости починка по речке Ту Андрей Васильев Крупин. Членов попечительства было 18 человек. Казначеем и секретарем постановлением собрания от 12 ноября 1898 года выбран псаломщик местной церкви Тарабукин Георгий. Церковным старостой состоял Яков Николаевич Лохтин. Священник в это время Стефан Тронин. Теперь все внимание уделено тому, чтобы окончательно оформился приход, выделенный еще 29 августа 1896 года. Свершилось торжество открытия самостоятельного прихода 25 сентября 1898 года. «В Богослужениях принимали участие Протоиерей Уржумского собора, местный благочинный наблюдатель церковных школ Уржумского уезда, противораскольнический миссионер и настоятель прихода. Всеми частниками были произнесены приличные торжеству поучения и речи. Торжество почтили своим присутствием многие интеллигентные мужи; немало было старообрядцев; стечение богомольцев сверх ожидания так было велико, что церковь не вмещала всех желавших помолиться. 28 сентября 1898 года. 597». Это рапорт Благочинного 1-го округа Уржумского уезда священника Павла Тронина в Вятскую Епархию. Решением Святого Синода Свято-Духовской церкви отвели приход и началась самостоятельная жизнь. Но на этом история церкви не заканчивается. Теперь много зависело от священника, попечительства и прихожан. С выделением прихода потребовалось место для захоронения прихожан. В «Ведомости о церкви» записано: «…для предания умерших тел земле отведено в 1897 году особое кладбище в расстоянии 11/2 версты от села». Землю выделили кизерские крестьяне.

http://sobory.ru/article/?object=59146

Рижское Братство сразу же начало сбор средств на восстановление храма теперь уже по всей России. Было задумано повторить формы сгоревшей церкви, но не в дереве, а в камне. В течение полугода собрали более 62 тысяч рублей, и 22 сентября 1885 года епископ Рижский и Митавский Донат заложил храм. В 1886 году Якобштадт и стройку храма посетили Великий князь Владимир Александрович и его супруга Великая княгиня Мария Павловна. К апрелю 1888 года здание в основном было окончено. В начале июня 1888 года были установлены дубовые иконостасы и киоты для храмовой и чудотворной икон, выполненые рижским столяром Бернгардтом. Иконы были заказаны в Ново-Девичьем монастыре Санкт-Петербурга. Роспись на «парусах» и барабане главы выполнил рижский художник П.А.Зыков. Он же в живописной манере написал полотно с копией чудотворной Якобштадтской иконы Божией Матери, изобразив ее вознесенной ангелами над городом и храмами обители. Торжественное освящение каменного храма состоялось 19 июня 1888 года, его совершил епископ Рижский и Митавский Арсений. На освящение съехались православные верующие из Санкт-Петербурга и Москвы, Риги, Таллина, Тарту, Пскова, Нарвы, Витебска, Полоцка, Тихвина – люди разных сословий, среди них 100 почетных гостей. Для Якобштадта эти торжества были незабываемыми по масштабу и молитвенному подъему. Крестным ходом из Покровского храма были перенесены антиминс и св. мощи, из Никольского храма – чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен 24 июня 1890 года, левый придел в честь св. Апостолов Петра и Павла – 20 сентября 1892 года. В Свято-Духовском храме в 1892-1895 годах начинал служение почитаемый рижскими верующими протоиерей Иоанн Журавский. Здесь он был рукоположен во диаконы. С 1901 года и вплоть до Первой мировой войны чудотворная икона Божией Матери ежегодно отбывала для поклонения в Ригу, Елгаву и в Спасо-Преображенскую пустынь. Весной 1915 года Якобштадтская святыня была эвакуирована в Россию и бесследно пропала в вихре революции и гражданской войны. Во времена Латвийской Республики Свято-Духовская церковь находилась в ведении латышского прихода. В годы Второй мировой войны и после нее богослужения не прерывались. В советское время церковь была сохранена силами прихода. Изображений древней первоначальной церкви у нас нет, но фотоснимки 1884 года дают представление о внешнем облике и интерьере восстановленной деревянной церкви. При сравнении ее с каменным храмом видно, что каменный храм полностью повторяет формы деревянного. Можно предположить, что вторая деревянная церковь была такой же точной копией первого храма, что позволяет представить себе и древний храм. Его формы, решенные в стиле «малороссийского барокко», свидетельствуют в пользу версии об основании монастыря иноками из Белой и Малой Руси.

http://sobory.ru/article/?object=09296

В сентябре 1883 г. при храме начала действовать церковно-приходская школа, где обучалось до 120 мальчиков и девочек. Она стала первым подобным учебным заведением из открытых в городе в XIX веке. Всего церковно-приходских школ в Ярославле в предреволюционное время было пятнадцать (14 одноклассных и 1 двухклассная), большинство из них учреждены в 1890-х гг. Школа при церкви Святого Духа стала своего рода образцом в ходе открытия подобных образовательных учреждений в других городских приходах. В отчёте о её деятельности говорилось: " наказаний не существует, влияние школы заметно по прошествии первого года учения, так как ученики делаются благонравными и с охотой посещают храм Божий " . Попечителями школы в первые годы её существования стали представители известного купеческого ярославского рода - церковные старосты Яков Семёнович и Семён Яковлевич Лопатины. Они " всегда относились с искренним сочувствием ко всем нуждам школы и учеников, беднейшим из них, кроме книг и бумаги, выдавалась даже обувь и одежда " . Жители Ярославля имели " большую веру и особенное усердие " к некоторым иконам Духовской церкви - Богоматери " старинного письма " , Покрова и Богоматери Всех скорбящих Радость, перед ними еженедельно отправлялись молебны. В нижнем ярусе центрального иконостаса стояла " старинная " икона " Премудрость созда себе дом " - редкого извода, известная в ярославских стенописях под названием " София Ярославская (Крестная) " . В церкви также хранилась икона Знамение Богоматери, в середину которой был вставлен крест с частицами мощей. Закрыта церковь в 1932 г. Снесена в 1938 г. http://russian-church.ru/ Церковь Святого Духа находилась на Духовской (ныне - Республиканская) улице напротив Пастуховского училища. Приход состоял из двух отдельно стоящих каменных храмов с колокольней. Холодная пятиглавая церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была построена в 1690 г. на средства прихожан по благословенной грамоте Ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Ранее здесь существовала деревянная церковь, так что новый храм был сооружен «на старом церковном месте, подався немного на восток». Освящение храма состоялось в 1700 г. В 1709 г. к левой стороне алтаря был пристроен придел Иоанна Воина. В XIX в. храм был украшен стенной живописью.

http://sobory.ru/article/?object=37968

В 1858 г. возле Свято-Духовской церкви стояла только «черная ветхая изба для рабочих людей». Но в 1913 г. храму уже принадлежал двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, построенный для его служителей, а на самом кладбище находились деревянные часовня-усыпальница, сторожка и навес. Кладбищенская каменная церковь была построена на средства прихожан и глазовского купца, почетного гражданина города Иосифа Волкова в 1848 г. с двумя престолами: в холодном храме – во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов, в теплом храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Своего прихода церковь не имела, была приписной к Преображенскому собору. Церковь закрыта на основании постановления Президиума ЦИК УАССР от 20 января 1936 г. Здание передано под клуб. В ходатайстве Горсовета перед ЦИК УАССР, поданном в ноябре 1935 года, Кладбищенскую церковь предполагалось использовать «в культурно-просветительских целях (под клуб) с последующим предоставлением права сноса здания, когда это потребуется в процессе строительства  Льнокомбината с использованием всего стройматериала». Таким образом, можно утверждать, что снос здания церкви планировался властями еще до его окончательного изъятия у верующих. 20 января 1936 года ходатайство было удовлетворено властями республики, и здание храма, «ввиду того, что здание церкви с 1933 года бездействует и совершенно религиозных обрядовне производит», было передано «под клуб» Глазовскому райисполкому. Окончательно судьба храма была решена в 1936 году. 28 января Президиум Горсоветапостановил приступить «к слому кладбищенской ограды» и «возбудить мотивированное ходатайство» перед ЦИК УАССР «по вопросу сломки кладбищенской церкви». То, что это постановление Горсовета не осталось на бумаге, подтверждает «Заявление Приходского Совета Глазовской религиозной общины при Преображенском соборе», поданное в райисполком 8 декабря 1936 года. По словам верующих, в том году «для добычи стройматериалов в которых очень большая нужда разломали кладбищенскийхрам, вырыто основание его, даже вырыли основание (кирпичное) многих памятников надмогильных, оставив могилы незарытыми – в хаотическом состоянии, всюду валяются памятники, кресты, венки и проч.».

http://sobory.ru/article/?object=39847

Екатеринбург. Церковь Сошествия Святого Духа. Духосошественская, Свято-Духовская церковь, Малый Златоуст /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1755 и 1768. Год утраты:1928 Адрес: г. Екатеринбург, перекресток ул. Малышева и ул. 8-марта Координаты: 56.834072, 60.600534 Проезд:остановка: площадь Малышева, автобусы 2, 14, 25д, 25у, 61, 64 троллейбусы 3, 7, 17 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Сошествия Святого Духа (Духосошественская или Свято-Духовская церковь) была заложена 28 мая 1755 года и строилась на деньги, завещанные екатеринбургским купцом Филиппом Сокольниковым. Подрядчиком выступил Гордей Нечкин, который 3 года спустя участвовал в строительстве самого крупного храма города — Екатерининского собора. Церковь была заложена «за городом», т.е. за крепостным валом. Однако позднее в этом районе вырос широкий Покровский проспект (ныне ул. Малышева), а храм стал не только возрожденным духовным, но и географическим центром города. Свято-Духовская церковь была одноэтажной и имела три придела: срединный — в честь Сошествия Святого Духа, северный придел Иоанна Златоуста и южный – во имя иконы Покрова Божией Матери. Это был третий по счету православный храм Екатеринбурга и первый, построенный из камня. Ныне на месте Свято-Духовской церкви, взорванной советской властью в августе 1928 года, располагается сквер перед зданием Дома бытового комбината «Рубин». Свято-Духовская церковь и приход расположены в южной и западной частях города. Прихожане, коих за 1900 г. считалось 3114 душ обоего пола, занимаются главным образом торговлей и разными ремеслами. Приход образовался в 1760 г. и называется Златоустовским (по церкви придельной), каковое название удержалось и до настоящего времени. В конце декабря 1759 г. было отчислено от Богоявленского прихода к Златоустовскому 178 православных дворов и 30 раскольнических. Первый каменный в Екатеринбурге храм был Свято-Духовский. Заложен он протоиереем Кочневым 28 мая 1755 г. по благословенной грамоте Тобольского митрополита Сильвестра. Строился храм «на оставшийся по смерти Екатеринбургского купца Филиппа Сокольникова пожиток». Деньги подрядчикам за доставку материалов и за работу выдавала екатеринбургская ратуша и выдавала крайне не аккуратно, вследствие чего работы прекращались на весьма продолжительное время.

http://sobory.ru/article/?object=37413

Екабпилс. Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. Jkabpils Svt Gara vriešu klostera Svt Gara Nonkšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Первоначальный деревянный Свято-Духов храм был построен на средства купца Радкевича в 1670-1675 годах в память виденного им чудотворения Якобштадской иконы Божией Матери. После упразднения монастыря в 1817 году храмы обители стали приходскими. До 1866 года при храмах оставались доживать свой век престарелые иноки монастыря. Чудотворная икона Божией Матери находилась в Свято-Духовской церкви. Массовое движение перехода латышей в Православие в середине 19 века было причиной образования при храме латышского прихода. В течение 1845 – начала 1846 года в Якобштадтате священник Александр Мутовозов миропомазал в православие 381 латыша. К 1853 году Свято-Духовская церковь совсем обветшала и была закрыта. Приход перешел в Покровскую церковь (бывшую униатскую), где присоединился к бывшему там приходу. Храм стоял заброшенным 30 лет. Два события тех времен послужили знамениями, указавшими на необходимость восстановления храма. В 1878 году в Якобштадте случился страшный пожар у самых стен монастыря. Во время пожара чудотворная Якобштадтская икона была с молебным пением обнесена вокруг ограды, и ветер переменил направление, огонь не коснулся древнего храма. В 1881 году пожар случился на территории бывшего монастыря, сгорел дом настоятеля, был поврежден Никольский храм, а ветхая Свято-Духовская церковь уцелела. Восстановление церкви началось в 1882 году под руководством протоиерея Родиона Пойша. Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Богородицы объявило сбор средств на строительство храма. Уже летом 1883 года начались работы, и 1 ноября 1884 года состоялось торжественное освящение нового храма. При устройстве фундаментов были найдены многочисленные захоронения под полом старой церкви и вокруг нее. Церковь была возведена на прежнем месте и точно по образцу старой, повторяя ее формы и габариты: крестообразный в плане деревянный сруб, пять куполов, гульбище. Были установлены новые иконостасы, в которых разместили старые иконы «фряжского» письма, обновленные П.А.Зыковым. Освящение церкви совершил Киевский митрополит Платон с епископами Рижским Донатом и Ковенским Сергием. Строительные работы велись под руководством архитекторов Р.Пфлуга и А.Кизельбаша. Расходы составили 27 тысяч рублей без стоимости леса. Новый храм простоял всего лишь два с половиной месяца. 16 января 1885 года в результате поджога церковь сгорела дотла. Из огня удалось вынести только чудотворную икону Божией Матери и храмовый образ Сошествия Святого Духа на апостолов, их разместили в Никольской церкви. Случившееся потрясло верующих всей Прибалтики.

http://sobory.ru/article/?object=09296

Старая Русса. Церковь Сошествия Святого Духа. Свято-Духовская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1791 и 1797. новая колокольня 1884-1885, в 1891-1894 перестроен купол, расширена в 1915-1916. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, ул. Поперечная, рядом с корпусом химзавода Координаты: 58.000215, 31.355583 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Духовская церковь – была построена в Старой Руссе в 1797 году на деньги влиятельного купца Епифания Бычатина. Изначально это была четырехугольная продолговатая церковь высотой 25 метров. Рядом с церковью была пристроена колокольня. В 1882 году возле церкви была выстроена одноэтажная школа. Особой реликвией церкви являлось серебряное блюдо, на котором, императору Николаю Первому, жители Старой Руссы подносили хлеб-соль. В 1930 году церковь закрыли и преобразовали в школу. Во время Отечественной войны здания церкви, колокольни и подсобные помещения были полностью разрушены. Восстановление их не производилось. Сегодня на этом месте расположена проходная «Химмаш». http://rusnardom.ru/staraya-russa-drevniy-gorod/ Церковь св. Духа.   История храма и прихода. Архитектура храма. Внутренняя распланировка его. Память о Государе Императоре Hukoлae I u военных начальниках. Колокольня и школа.  На небольшой площади, образовавшейся между Духовскою и Бычатинскою улицами при соединении их с Поперечною, скромно возвышается церковь. Кругом ее казармы, небольшие домики, а с юго-востока — фабрики и заводы. Недавно населились эти места... Громадные сады и тенистые парки уступили место небольшим домикам, а на месте лучшего, громаднейшего парка Сомровых, бывшего последнее время городским достоянием, появилась большая фабрика. Погибли столетние липы, да дубы красавцы, помнившие Екатерининские времена. Зато шумнее забилась здесь жизнь, а церковка, как стояла, так и стоит по-прежнему. Правда, и она недавно появилась — еще не прошло и полутора сот лет... Но и за это время много перемен было в судьбах ее 1).

http://sobory.ru/article/?object=48496

Озёры. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь Святого Духа Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 25 ноября 1864 г. были утверждены государственными и церковными властями проект и смета каменной церкви на 450 человек с колокольней в местечке Озёры Гродненского уезда, составленные архитектором Михаэлисом и проверенные губернским архитектором Коленкевичем. Вышеупомянутые документы в свою очередь были согласованы и с гродненским губернским инженером В.С. Дженеевым. Согласно смете, отпечатанной в губернской типографии на всё строительство, включая материалы, а также все виды работ, необходимо было затратить 8513 руб. 9 коп. На возведение церкви было отведено два года, из государственной казны было выделено 6000 руб., на железную крышу – 700 руб. содействовать постройке своими личными трудами и средствами изъявили желание и прихожане. В начале 1865 г., благодаря активности прихожан, было заготовлено 54 куб. сажен булыжного камня, 54 штуки кирпича, 92 бочки извести. Церковно-приходское попечительство за строительством возглавил священник – Адам Михалевич. 26 апреля 1865 г. была освящена закладка церкви в сослужении 8 священников. 30 апреля того же года гродненский губернатор И.Н. Скворцов лично осмотрел площадку приготовленную под строительство. Общей совокупностью сил был вырыт котлован под фундамент. Силами 3-й стрелковой роты князя Меньшикова полка 4 мая начались каменные работы, которые производились под пристальным наблюдением архитектора Михаэлиса и священника Михалевича. Нельзя обойти стороной неиссякаемую активность прихожан. Ежедневно приход направлял на нужды строительства церкви 15-25 человек. Всего пеших рабочих прихода за 11 месяцев строительства было задействовано 5500 человек, подвод – 4870. Следует отметить и тот факт, что все эти повинности прихожане исполняли добровольно, безвозмездно и без всякого понуждения. Резюмируя, надо сказать, что всё вышеперечисленное даёт основания считать, что возведение Свято-Духовской церкви в Озёрах – это прежде всего итог хлопот и трудов священника Адама Михалевича, но при значительной как материальной так и физической помощи прихожан местечка.

http://sobory.ru/article/?object=30263

Ярославль. Церковь Сошествия Святого Духа Свято-Духовского прихода. Духовская церковь, Святодуховская церковь, Духосошественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 1688 и 1700. Год утраты:1938 (снесена) Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, Республиканская улица, 23 Координаты: 57.632587, 39.880706 Проезд:На месте церкви здание УВД Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о церкви Сошествия Святого Духа на апостолов встречается в Перечневой описи Ярославля 1630 г., а в Переписной книге 1646 г. указаны имена её священнослужителей - попа Матвея и диакона Евфимия. Позднее диаконами в Духовском храме были и сын Евфимия Иван, и его внук Никита Иванов. Сыновья Евфимия - Стефан и Иван Духовские (Дьяконовы) - вошли в русскую духовную культуру как выдающиеся иконописцы. Строительство на средства прихожан каменной холодной пятиглавой церкви Сошествия Святого Духа началось в 1688 г. по грамоте ростовского митрополита Ионы, данной священнику Максиму и диакону Ивану (Евфимиеву) в ответ на их челобитную. В митрополичьей грамоте было велено строить новый храм " на старом месте, подався от прежней каменной церкви немного на восток " . Эта грамота - единственное свидетельство того, что и предыдущая летняя церковь прихода была каменной. Вновь построенный храм по размеру был больше - он удлинился " на восток " , но не изменил своего местоположения, что явствовало из надписи на доске в юго-западном углу его центрального объема над захоронением, сохранившимся от прежней постройки: " 1669 августа 26 дня преставися раб Божий Михаил Иовлев сын Лиственников, с женами и детми лежит здесь во внутри храма сего в угле правом " . Время освящения церкви указывала надпись на храмоздательном кресте: " По благословению Преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, и по грамотам, заложена на посады церковь Святого Духа, священа бысть в 1700 честные обители Пантократоровы Архимандритом Иосифом Коломнятином " . В 1709 г. к алтарной части летнего храма Духовского прихода был пристроен придел во имя Иоанна Воина, иконостас в нём сооружён за 150 рублей в 1798 г. мастером Андреем Михайловичем Пономарёвым из Кашинского уезда. Золочение осуществлял крестьянин деревни Теляково Ярославского уезда Леонтий Осипов. В 1852 г. художником Николаем Позднеевым на средства Павла Ивановича Лопатина в холодной церкви выполнена стенная живопись (ранее был расписан только алтарь).

http://sobory.ru/article/?object=37968

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Минский Кафедральный Петро-Павловский Собор расположен в центре города, в северо-западной стороне от соборной площади. В XVII – XVIII ст. в этой местности существовали два униатских Свято-Духовских монастыря: мужской и женский, и здание настоящего Кафедрального Собора составляло общую монастырскую церковь или, вернее, церковь собственно мужского монастыря, в которой имелся особый придел, с особым ходом, принадлежащий смежному женскому монастырю. Можно с полною вероятностью предположить, что церковь сия построена была около 1616 г., так как в исследовании о минских монастырях Архимандрита Николая в его книге «Историко-статистическое описание Минской епархии» указывается на построение около этого времени каменной церкви при мужском Свято-Духовском монастыре, следов же другой какой-либо каменной церкви в сей местности не сохранилось. В 1795 г., по закрытии обоих минских униатских Свято-Духовских монастырей и учреждением в зданиях, принадлежавших сим монастырям, православного Духовско-Петро-Павловского монастыря, и самая церковь обращена была в православную монастырскую, а когда через 4 года после сего новоучрежденный Духовско-Петро-Павловский монастырь переведен был в город Пинск под именем Богоявленского, то церковь сия в 1799 г. обращена была в кафедральную минских архипастырей под именем Петро-Павловского собора; здания же, принадлежавшие бывшему монастырю, предоставлены были для помещения архиерейского штата, a впоследствии переданы в гражданское ведомство, за исключением дома соборного духовенства. В период времени от учреждения в сем храме архиерейской кафедры до настоящего, оный был несколько раз значительно ремонтирован и перестроен применительно нуждам и значению оного. Самые капитальные перестройки и внутренние переделки и исправления совершались на средства казны два раза: около 1850 и 1870 гг. Первая из переделок обошлась в 43 671 руб. 87 коп., а вторая в 19 256 руб. 83 коп. В промежуток сего времени устроена вокруг собора железная, решетчатая, утвержденная на фундаменте из тесанного камня ограда, стоившая казне 4 000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=08772

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010