Узорчатый декор вообще характерен как для архитектуры второй половины XVII - начала XVIII веков в целом (надо понимать, что смена архитектурных стилей в далёкой Вятке шла с некоторым опозданием относительно столиц), так и для разных форм провинциального барокко. Термин " вятское барокко " , которым иногда обозначается стиль храма, довольно условен, если нельзя назвать полностью устоявшимся. В Кирове этому стилю полностью соответствуют лишь два храма - Иоанно-Предтеченский и Трицкий; ещё несколько таких церквей сохранилось в городах и сёлах Кировской области. Все они имеют нечто их роднящее - богатый декор, завершение в виде двухъярусного восьмерикового фонаря с куполом, восьмериковую же колокольню. Их стиль близок и северному и сибирскому барокко, однако в полной мере не совпадает ни с одной из них. Из северной школы барокко, центром которой был Великий Устюг, в данном случае заимствована структура колокольни - невысокое квадратное основание, дальше глухой восьмериковый столб, ярус звона и глухой барабанчик со шпилем. В то же время в других барочных храмах вятской земли это заимствование проявляется не так ярко - отсюда можно сделать вывод, что именно Иоанно-Предтеченская колокольня послужила образцом для иных здешних колоколен, современных ей. Нечастый случай в каменном зодчестве - восьмерик, поднимающийся прямо от земли. Этот приём заимствован у деревянной архитектуры, что не удивительно - ведь ещё незадолго до строительства Иоанно-Предтеченского храма каменных зданий в Вятке не было вовсе. Богатые наличники были в ходу в различных школах русского барокко, в том числе и вятского. Впрочем, в этом контексте говорить можно не только о наличниках, но и о всех видах резного декора на фасаде. Среди прочего здесь имеется, например, собственная трактовка классической коринфской колонны. Стоит сказать и о знаменитых кокошниках над трапезной. Известный как " чарушинский кокошник " , ряды окон в верхней части трапезной появились в результате перестройки храма на рубеже XIX-XX веков. В каждом ряду - по восемь полукруглых окон, оформленных килевидными завершениями. Эта уникальная деталь - одна из самых узнаваемых черт храма. Алтарная апсида выполнена в форме пятигранника, что довольно характерно для эпохи, когда храмы лишаются закруглений и, соответственно, полукруглые апсиды становятся неуместными. Как и основной объём, апсида декорирована особой резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=03210

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:1791. Адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20, монастырь Координаты: 56.252474, 37.993861 Проезд:Электропоездом C Ярославского вокзала до станции «Хотьково» на электричке, идущей до Сергиева Посада или до Александрова. На станции «Хотьково» обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря, идти около 10 минут. Автотранспортом С Ярославского шоссе поворот на Радонеж или следующий поворот на Хотьково (перед разветвлением шоссе на Сергиев Посад). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Северные Святые ворота, обращенные в сторону Троице-Сергиевой Лавры, выстроены в середине XVIII века, а в 1791 году надстроены церковью Рождества Иоанна Предтечи. Трехчастные Святые ворота, обращенные в сторону Троицкой лавры - единственный в монастыре памятник архитектуры барокко. Сооружены из кирпича в середине XVIII в. в северной монастырской стене, в 1791 г. они надстроены церковью Рождества Иоанна Предтечи, служившей приходской для окрестных деревень. При этом внешний северный фасад в соответствии с архитектурой церкви переработан в суховатых формах классицизма. При сопоставлении частей здания особенно ощутима богатая пластика его изначального убранства с помощью крепованных пилястр, фигурных филенок, криволинейных сандриков. Характерны обилие и мелкий рисунок профилей. Архитектура церкви лапидарна. Двусветный пятиглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, перекрытия балочные. Прежнее убранство интерьера не сохранилось. Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. - М., Стройиздат, 1999 г., с.80 Церковь Рождества Иоанна Предтечи сооружена в 1791 г. в стиле раннего классицизма над северными Святыми воротами постройки 1742-1745 гг. В XIX в. служила приходской для окрестных деревень. В советское время были утрачены венчающий граненый деревянный купол и внутренняя отделка. Частично реставрировалась в 1982 г., после чего была передана Абрамцевскому музею. В 1999 г. была возвращена верующим. В ходе последующих реставрационных работ возрожден разобранный купол. Кирилл Аминов 09 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05847

В 1719 г. была освящена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1730 г. церковь эта сгорела, а 22 февраля 1731 г. была перенесена и освящена церковь с Охтинских заводов во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя св. Николая чудотворца, освященным в 1733 г. В 1749 г. 24 июня был освящен главный алтарь новой холодной каменной церкви во имя Воздвижения Креста Господня, 23 июня 1751 г. – придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, а 25 июня того же года – во имя св. Николая чудотворца. 14 декабря 1768 г. был освящен главный алтарь теплой каменной церкви во имя Тихвинской Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Златоустого. Около 1812 г. была построена каменная колокольня. В 1842-44 гг. происходила перестройка Тихвинской церкви, чтобы в ней можно было служить, пока будет разобрана и вновь перестроена холодная церковь. В 1844 г. 24 июня переделанная церковь была освящена. Главный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери остался без изменений, придел во имя св. Иоанна Златоуста упразднен, а из холодной церкви перенесены приделы: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотворца. Между тем холодная церковь не была разобрана, а лишь перестроена. В 1851 г. 2 декабря освящен главный алтарь во имя Воздвижения Креста Господня; 1 июня 1852 г. придел во имя Рождества Иоанна Предтечи и 8 июня 1852 г. – во имя св. Николая чудотворца. В церкви Тихвинской Божией Матери возобновлен правый придел во имя Иоанна Златоустого, а левый придел посвящен св. Благоверному Князю Александру Невскому. В настоящее время в Крестовоздвиженской церкви главный алтарь – во имя Воздвижения Честного Креста Господня, правый (рядом) придел – во имя Рождества Иоанна Предтечи, левый – во имя св. Николая чудотворца; у южной стены – придел во имя св. царей Константина и Елены, а у северной – во имя Сергия, Радонежского чудотворца. Под сводами колокольни иждивением купца Шигалева в 1872 г. устроена церковь во имя св. Кирилла и Мефодия. Н. А. Тихомиров «Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей». - С.-Петербург, 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=01671

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Иоанна Предтечи — один из древнейших православных храмов Нижнего Новгорода, упоминаемый с XV века. Каменный храм освящён в 1683 году, повторно 4 ноября 2005 года. По имени храма близлежащая башня Кремля называется Ивановской. Церковь располагается на площади Народного единства. Содержание История [ править править код ] Деревянная клетская церковь Рождества Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торге известна с XV века. В начале XVII века церковь имела трапезную и паперть. В 1676 году купец Гавриил Степанович Дранишников, вернувшийся после многолетней службы из Астрахани, испросил благословение митрополита Филарета на строительство каменного храма «своею казною». Строительство храма должно было подтвердить приверженность Дранишникова православию, так как за время отсутствия его жена Анна и сын стали старообрядцами и бежали в Керженские скиты. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скончался, но храм был достроен его братом Лаврентием, как завещал Дранишников, с южным приделом в честь мученицы Анны в память «ушедшей в раскол» жены. Середина 1930-х, фото М. Дмитриева Храм типа «корабль» был поставлен на высоком кирпичном подхрамье, в котором размещались лавки, сдаваемые причтом купцам в наем. В 1814 году к северной стороне трапезной пристроили духовской придел. В ходе градостроительных преобразований 1834 — 1839 годов, было указано очистить прилегающие к Кремлю земли от всевозможных строений, «а теплой придел Предтечинской на Нижнем Посаде церкви и все имеющиеся под оной лавки сломить», что нарушило древнюю дренажную систему, и подземные родники стали постепенно размывать фундаменты. Ремонтные работы в храме в 1830—1840-х годах выполнялись архитекторами А. Л. Леером, И. Е. Ефимовым, Г. И. Кизеветтером. В 1855 году к церкви пристроили шатровую часовню Александра Невского и сторожку. В 1870 году была перестроена колокольня. В 1881 — 1885 годах вновь потребовались крупные восстановительные работы. В 1899 году после разрыва внутри храма железной связи переложен алтарь. Храм Рождества Иоанна Предтечи во времена Советского Союза

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. (в Сокольническом отделении работного дома) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был заложен в 1915 году, освящение главного престола в честь Рождества Иоанна Предтечи состоялось 15 января 1917 года. Нижний придел апостола Матфея был освящен 10 июня 1917 года. В целом генеральный план местности с постройками во владении Сокольнического отделения Работного дома и детского приюта им. доктора Ф.П.Гааза сформировался в 1915 году в виде круга, храм распологался в центре всего комплекса. В 1918 году производилась опись имущества храма, в дальнейшем, вплоть до 1922 года осуществлялись попытки его закрытия. Что и прозошло 30 января 1923 года, когда было принято постановление о закрытии храма Иоанна Предтечи в Работном доме. Были вывезены богослужебные сосуды и другие предметы из драгоценных металлов. Иконостасы и хоругви были переданы в храм Пресвятой Богородицы, который впоследствии был уничтожен. Церковь была обезглавлена, уничтожена фреска над входом, сняты колокола. С 50-х годов ХХ-ого века на данной территории находился электромеханический завод. В помещениях храма был размещен термогальванический цех, здание было доведено до крайне тяжелого состояния. Со стороны алтаря в храм была встроена котельная, с трех сторон были сделаны пристройки. С момента постройки храма ни разу не проводились ремонтные работы. Во многих местах отсутствовала кровля, имелись пробоины. Постройка северной линии также находилась в аварийном состоянии. Со 2-ого октября 1998 года храм и все относящиеся к нему здания были переданы Русской Православной Церкви и получили статус Подворья Патриарха Московского и всея Руси. С 2000 года встроенная в храм котельная и все имущество бывшего завода, после его банкротства, стали частной собственностью другого предприятия. И на данный момент храм находится на его территории. В настоящее время ведется упорная и последовательная работа по возрождению Патриршего подворья храма Рождества Иоанна Крестителя.

http://sobory.ru/article/?object=03914

Чушевская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1440 - 1462. Год утраты:приблизительно 1876 (Разобрана по ветхости) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.301902, 42.940462 Проезд:От Шенкурска автобусом на Шеговары до х. Черепаха, далее идти по кусту деревень до моста на юго-восток, затем - на юго-запад, ок. 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ледский приход расположен по обоим берегам нижнего течения реки Леды, левого притока Ваги (бассейн Северной Двины). До 1917 года деревни этого прихода находились в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках эти земли принадлежали роду Своеземцевых. Около 1426 года новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, всего в 10 верстах от деревень будущего Ледского прихода, был построен Пинежский городок, а в конце 1440-х - начале 1450-х годов возле него он основал Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. В 1456 году В.С. Своеземцев в своём монастыре на Ваге принял постриг с именем Варлаам, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных. Имеются исторические сведения, что первую церковь на Ледском погосте во вт. четв. XV века построил В.С. Своеземцев. Это был шатровый храм " восьмериком от пошвы " , с востока и с запада имевший прирубы, крытые бочками, причём трапезная была опоясана галереей. Храм имел один престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Погост получил название Ледский благодаря реки, на правом берегу которой он находился. Издавна на погосте стояла и Георгиевская церковь, когда построенная - остаётся неизвестно. Взамен неё вторая Георгиевская церковь на Ледском погосте была выстроена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 года, данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " . Эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=59331

Ширково. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (каменная). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Иоанна Предтечи (каменная) Ширков погост В конце XIX века Ширков погост стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Вокруг на несколько десятков километров не было церквей. Древняя деревянная церковь оказалась слишком маленькой, к тому же она не отапливалась, и «молящимся зимой приходилось присутствовать при богослужении не иначе, как в тулупах и рукавицах». Поэтому местные жители, чтобы не поступить «по установленному обычаю, т. е. продать ее на снос, дабы на выручеииые деньги улучшить новый храм... (это было бы непростительным грехом по отношению к такому памятнику старины), начали строить более просторную каменную церковь с большими окнами и отоплением. Строительство велось очень просто - «прихожане... назначили подушный сбор и таким образом в продолжение 6-7 лет собрали около 27 тысяч рублей, на каковую сумму каменный храм в погосте Ширково вчерне построен». (1912 год, «Дело о пособии на ремонт деревянного храма в селе Ширкове Осташковского уезда Тверской губернии», лист 3 ЦГИАЛ). Разрешение на строительство каменной церкви было дано в 1903 году. К 1911 году храм вчерне был закончен. Нужно было выполнить внутренние работы. Но на эти работы денег не было. Председатель строительного комитета церкви, земский начальник, потомственный дворянин Варажин Алексей Николаевич обратился с письмом в Священный Синод о выделение средств на завершение строительства храма. Священный Синод выделил необходимую сумму денег на внутреннюю отделку церкви. Создатель проекта (Тверской губернский архитектор А. П. Федоров), вероятно, хотел, чтобы архитектура храма напоминала о былом великолепии древнерусских святынь и несла отпечаток преемственности традиций. Он выстроен в псевдорусском стиле, со сложным набором деталей и фрагментов убранства, связующий материал - цементный раствор, система кладки - цепная, швы обработаны «валиком». Размер кирпича 27 х 13 х б,5 см. Цоколь облицован гранитными блоками». Полы в церкви были выстланы чугунными плитами. Образцом для его композиции послужили церкви XVI века. Храм трехпрестольный. Главный, центральный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи, южный - Рождества Христова, а северный - Богоявления (Крещения). Храм был рассчитан на 1400 человек. Отопление храма осуществлялось двумя калориферами, расположенными в подвальном этаже.

http://sobory.ru/article/?object=03517

Байкалово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1779 г. Левый придел в честь Рождества Христова, освящен 24 июня 1797 г. Переименован в честь рождества прор. Иоанна Предтечи 14 декабря 1882 г. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 1 октября 1800 г. Вновь освящен 30 мая 1883 г. Правый придел во имя прор. Илии, освящен 30 сентября 1880 г. Байкаловский приход возник в начале XVII-ro века. Первая церковь в селе была во имя Рождества Христова. Её история не известна, но упоминания о ней относятся к 1710 году. В начале XVIII-ro века построена деревянная во имя пророка Илии, которая во время одного из пожаров сгорела. Вместо нее байкаловцы вновь построили деревянную Ильинскую же церковь. Но уже в 1779 г. недалеко от нее был заложен каменный храм с двумя приделами – главным в честь Покрова Божией Матери (освящен в 1800г) и северным Рождества Христова (освящен в 1797г.) В 1819 г.  был освящен еще один придел в колокольне в честь Рождества Иоанна Крестителя. В 1860г. деревянная церковь пророка Илии была разобрана. Но прежде был построен и в 1858г. освящен новый придел храма в честь пророка Илии. С 1879г. по 1882г. была  предпринята перестройка храма.  Он  был  перестроен почти  полностью, значительно  расширен и поднят,  упразднен придел в колокольне,  а  северный  придел переименован в честь Рождества Иоанна  Предтечи.  От перестройки  сильно изменился и внешний вид храма. После перестройки приделы были заново освящены. Главный из них был освящен в 1800 году. Высота колокольни со шпилем достигала 51 метр, главный колокол по воспоминаниям старожилов было слышно за 7 верст в д. Малковой. К этому времени храм строился уже не только на пожертвования прихожан. У церкви были магазины и лавки, выручка которых употреблялась на благоустройство храма. Священники  же получали жалование из государственной казны. К революции 1917г. в Байкалово служили уже три священника, которым помогали диакон и три псаломщика.  Сложились прочные традиции проводить ярмарки: трёхдневную к Празднику Крещения (19 января), недельные к Покрову  (14 октября) и Рождеству Иоанна Предтечи (7июля) 

http://sobory.ru/article/?object=12667

Вонданка. Церковь Иоанна Предтечи. Церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Космы и Дамиана Римских Год постройки:Между 1836 и 1841. Архитектор:А.Е. Тимофеев Адрес: Россия, Кировская область, Даровской район, село Вонданка Координаты: 59.090138, 47.832874 Проезд:Дорога Котельнич-Даровской-Опарино. От Даровского примерно 37км. Далее левый поворот по указателю на Вонданку. От поворота 1,5км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Расположена в историческом центре села у пересечения двух главных улиц. Храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи «на удобнейшем и пристойнейшем месте» была выдана в марте 1831 года преосвященным Кириллом, епископом Вятским и Слободским. В 1835 году на производство работ был заключен контракт с «каменных дел мастером Нижегородской губернии Балахнинского уезда господским человеком Иваном Павловичем Смирновым». План и фасад будущей церкви был выдан вятским губернским архитектором А.Е. Тимофеевым. Строительство велось с 1836 по 1841 годы. Храм был построен в один апартамент «в связи с каменною же над притвором колокольнею». Престолов в церкви было устроено три: в холодном храме во имя Рождества Иоанна Предтечи (освящен после 1848 года), в теплом южном приделе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в северном – во имя Козьмы и Дамиана. Перестройка храма, вызванная увеличением прихода, производилась в конце XIX века. Была полностью разобрана западная часть церкви вместе с колокольней, продлены стены трапезной, возведена новая звонница с вместительными палатками по её сторонам. В результате реконструкции площадь теплого храма увеличилась в 2 раза, но приобретенный при этом внешний стилевой диссонанс отразился на художественном единстве памятника. К настоящему времени верхние ярусы колокольни разобраны, полностью утрачены отделка и убранство интерьера, а новые пристройки, вызванные современным использованием церкви, значительно исказили ее архитектурный облик. Снаружи кирпичные стены были затерты известью, изнутри оштукатурены. Следы внешней отделки в отдельных местах ещё сохранились. Интересный памятник в формах позднего классицизма с привнесенными чертами эклектики.

http://sobory.ru/article/?object=13061

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010