По сохранившимся описаниям, церковь подворья " вся была изящно отделана штукатуркой, пол составлен из метлахских плиток голубого и белого цветов разных оттенков " . Но главным украшением храма был трехярусный золоченый иконостас. Храм располагался на третьем этаже здания. Во втором размещались зал для приема гостей и кельи, а первый этаж отводился под хозяйственные помещения. Храм Сурского подворья был теплым, с калориферным отоплением. В 1913 году Сурское подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, а уже в 1920 году подворье было закрыто. Сегодня здание Сурского подворья в Архангельске занимает военная прокуратура. Ведутся переговоры о возвращении Сурского подворья Церкви. Источники: Бартенев И.А. Архитектурные памятники русского Севера/И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. - М.: Искусство, 1968.  Памятники архитектуры Русского Севера: сборник статей/сост. и отв. ред. Л.Д. Попова. - Архангельск: Издательство ПГУ, 1998.  Строительство величественного каменного трехэтажного здания подворья Иоанно-Богословского женского монастыря началось осенью 1905 г. 25 июня 1906 г. было совершено освящение закладки здания. 13 октября того же года на уже выстроенном храме здания состоялось поднятие крестов. 19 октября 1907 г. в здании подворья Сурского Иоанно-Богословского монастыря был торжественно освящен храм в честь Божьей Матери " Скоропослушницы " и преподобного Иоанна Рыльского. С этого времени началась история Сурского подворья в Архангельске. День для освящения храма был выбран не случайно - это день Иоанна Рыльского, то есть тезоименитство Иоанна Кронштадтского. Иоанн Кронштадский принял самое действенное участие в строительстве подворья и как организатор, и как меценат. Первоначальный проект здания, разработанный в 1904 г., значительно отличался от осуществленного в 1907 г. 1-й этаж существующего сейчас здания выполнен в одном стиле, а 2-й и 3-й уже в другом (русско-византийском). К тому же, при внимательном осмотре фасада здания по Троицкому проспекту видно, что первоначально подворье состояло из двух отдельно стоящих строений и уже позже они были объединены кирпичной вставкой. Здание покрывалось железной крышей, на которую вела лестница: в той части здания, которая была двухэтажной, лестница была внутренняя, а в трехэтажной части она выходила наружу (от балкона, на котором размещалась звонница). Звонница была устроена Над входом в здание и церковь, на балконе (лоджии) третьего этажа. Попасть на звонницу можно было через дверь, которая вела с верхней площадки ведущей в церковь лестницы. Здание отапливалось печами - голландскими и русскими, причем во втором этаже имелись и изразцовые печи (очевидно, в покоях настоятельницы). В церкви было устроено калориферное отопление.

http://sobory.ru/article/?object=18087

Монастырь связан и с именем св. Иоанна Кронштадтского. Он бывал в монастыре каждое лето, начиная с 1891 г.; последний раз он приехал в Леушино незадолго до смерти, в 1908 г. Отец Иоанн освящал закладку зимнего Троицкого собора, по его благословению устроены подворья Леушинского монастыря в Рыбинске и в Петербурге. Игумения Таисия глубоко почитала Иоанна, считала себя его духовной дочерью. После Октябрьского переворота Леушинский монастырь подвергался притеснениям со стороны властей, но все же некоторое время продолжал действовать. В 1931 г. он был закрыт. Монахини перебрались в Ленинград, на Леушинское подворье и там вскоре были арестованы. Игумения Агния, преемница Таисии была расстреляна в начале 1938 г. В 1941-1947 гг. здания монастыря были затоплены Рыбинским водохранилищем. На фотографии 1950-х гг. над водой еще видны колокольня и остатки соборов. Позже исчезли и они. С 1999 г. ежегодно в ночь на 7 июля - день Рождества Иоанна Предтечи - на берегу Рыбинского водохранилища, в селе Мякса, напротив места затопления проводятся молитвенные стояния, устраиваемые санкт-петербургским Леушинским подворьем. Леушинский монастырь был не только православной святыней, но и весьма интересным архитектурным ансамблем эклектики. Самым старым зданием на территории монастыря был деревянный дом - бывший усадебный дом Каргопольцевых, перенесенный на новое место, в юго-западный угол ограды и переделанный под келейный корпус. Следующими по времени постройки были три деревянных двухэтажных корпуса, построенные настоятельницей Леонтией (Ковровой) (между 1877 и 1881 г.). Один из них – настоятельский корпус, в котором была устроена церковь Спаса Нерукотворного Образа, долгое время остававшаяся единственным действующим храмом на территории общины, а затем монастыря. Леонтия (Коврова) начала также строительство каменной монастырской ограды, законченное уже Таисией в 1884 г. В 1887-1891 гг. был построен большой каменный храм – собор Похвалы Божией Матери (арх. М.А. Щурупов), ставший главным храмом монастыря. Вслед за ним построена колокольня с надвратной церковью Иоанна Рыльского, а в 1903 г. началось строительство зимнего Троицкого собора. Эти три монументальных здания играли главную роль в архитектурном ансамбле монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

В Иоанно-Предтеченской церкви находилась плащаница на кумаче с изображением св. прав. Христа ради юродивого Георгия, Шенкурского Чудотворца, мощи которого находились в церквях Велико-Николаевского прихода. Здесь хранился и пятичный образ святого и рукописная служба ему с кратким житием. Мощи святого были обретены нетленными в начале 16-го века при стольнике князе Михаиле Васильевиче Хворостине (ум. 22.3.1514), устроившем часовню и каменную гробницу над телом св. Георгия и написавшем упомянутую плащаницу, которая лежала долгое время на гробнице угодника, а затем перенесена была в Георгиевскую церковь. 13 апреля 1716 г. архиепископ Варнава дал грамоту на розыски мощей игумену Иоанно-Богословского монастыря Евфимию и протопопу Шенкурского Благовещенского собора Иову. Церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, устроенном при помощи св. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего 400 руб., и при особенном старании диакона Петра Корелина. Приписная церковь: в бывшей Квалгозерской пустыни, в 10-ти верстах от приходских храмов, деревянная, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Пустынь на Квал горах при озере Юмзе учреждена по грамоте митрополита Никона, потомками Своеземцевых (из рода преп. Варлаама Важеского) или Едемских, давшими землю для пустыни. В 1652 г. старец Феодор построил церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь сгорела через 34 года. Вместо нее жители Едемских деревень построили новую, освященную 14 февраля 1688 г. В этой пустыни братии почти не было, жили в ней один или два монаха, например, в 1675 г. - старец Пахомий, в 1728-1732 г.г. - Никифор. За неимением настоятеля и братии, ею заведовали с 1728 по 1732 г.г. священник Шенкурского Троицкого женского монастыря Феодот Едемский, с 1733 г. - настоятели Иоанно-Богословского монастыря, в 1764-1779 г.г. - строитель Макарьевской пустыни. В 1780-1789 г.г. пустынь с церковью были приписаны к Райбальскому приходу, в 1790-1880 г.г. - к Шенкурскому собору, с 1881 г. - к Велико-Николаевскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=12485

Особое заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих чувствовали не только мама с детьми, но и все, кто бывал в их доме: все они выжили в страшные дни блокады. Образ Пресвятой Богородицы, так чудно названный «Хлебным», до самого недавнего времени бережно хранился в доме Нины Михайловны Федоровой. Град Китеж Русская Православная Церковь всегда разделяла с Россией ее тяжелую судьбу. Тысячи новомучеников, разоренные храмы и монастыри – таков итог совсем недавнего прошлого… Многие обители – большие и малые, богатые и бедные – так и не смогли восстановиться после семи десятилетий строительства коммунизма. Особая история у Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Основана обитель в 1875 году недалеко от реки Шексны между городами Череповцом и Рыбинском. Расцвел монастырь благодаря мудрому настоятельству игумении Таисии (Солоповой) и молитвенному покровительству отца Иоанна Кронштадтского. Обитель даже называли одной из трех крупнейших «женских лавр» России (наряду с Дивеево и Шамордино). Накануне 1917 года в обители проживало около 700 насельниц. Леушинский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский Матушка Таисия, сподобившаяся явления Божией Матери, во всех делах обители видела благую и промыслительную помощь Царицы Небесной. В конце 1880-х годов один богомолец принес из Соловецкой обители в Леушинский монастырь список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Сестры торжественно встретили святую икону и, пройдя с ней крестным ходом, поместили в пекарню. Заступничеством Царицы Небесной монастырь, знавший разные времена, никогда не оставался без хлеба. В Леушинской обители был уникальный обычай – чтение Неусыпающего акафиста перед иконами Богородицы Позже по благословению игумении Таисии для «Хлебной» иконы была устроена особая келья, куда стали собирать и списки других явленных икон Божией Матери. Перед образами Пресвятой Богородицы сестры читали Неусыпающий акафист. Так матушкой Таисией был учрежден уникальный обычай – «Чин чтения Неусыпающего акафиста». Подобной традиции не знал ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне.

http://pravoslavie.ru/89895.html

В 1920 году власти приняли решение передать здание Сурского подворья под Дворец труда - профсоюзную организацию. Площадь перед подворьем получила название площади Профсоюзов. 4 июля в здание подворья прибыла комиссия, которая не смотря на противостояние со стороны прихожан церкви, арестовала насельниц и реквизировала имущество. В помещении церкви был устроен актовый зал. С этого события началась кампания по закрытию храмов в Архангельске. Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестер и часовня. Это описание относится к 1904 г. Его автор Н. Большаков сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. По приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме. В июне 1906 г. Батюшка Иоанн совершил закладку нового каменного здания Сурского подворья, где должен был быть свой храм. При этом присутствовали также Архангельский епископ Иоанникий и протоиерей Архангельского кафедрального собора отец Михаил Сибирцев (в прошлом наставник Праведного Иоанна по Архангельской семинарии). Строительство подворья было завершено к середине октября следующего года. Подворье Иоанно-Богословского женского монастыря - одно из самых красивых зданий в Архангельске. Оно было построено в 1907 г. и просуществовало до 1920 г., т.е. деятельность его приходилась на наиболее трудный период в истории России - эпоху войн и революций. 13 октября 1899 г. в селе Сура Пинежского уезда сенатским указом была учреждена женская община " во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова " , преобразованная в 1900 г. в женский Иоанно-Богословский монастырь. Учредителем общины явился уроженец села Сура Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей Андреевского собора в Кронштадте (Иоанн Кронштадтский). В ходатайстве об учреждении общины он писал: " Опытом дознано, что иноческие обители весьма много способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта - наглядным примером трудолюбия " . Штат монастыря к 1903 г. состоял из настоятельницы и 120 сестер. В 1914 г. сестер было уже 150; еще около 50-ти проживало в Сурском подворье в Архангельске, построенном отцом Иоанном в помощь обители. Монастырь содержался исключительно на средства Иоанна Кронштадтского, а после его смерти рассчитывал на помощь благодетелей, однако тщетно. Для изыскания средств на содержание монастыря еще Иоанном было устроено подворье в Архангельске.

http://sobory.ru/article/?object=18087

Их было тогда около тридцати пяти. Две монахини - начальница мать Варвара и монахиня Ангелина, прошедшие иноческий искус в Леушинсном монастыре. Остальные - послушницы. Самым младшим - Марии Громовой и Агриппине Коляпиной было 13 лет. Самой старшей - Александре Степановской - 41 год. А в среднем возраст первых сурских послушниц составлял немногим старше двадцати лет. В основном они были крестьянского происхождения, по двое - из духовного и мещанского сословий, и лишь одна единственная Евдокия Толбузнна - из новгородских дворян. В основном первые насельницы Сурской общины были приезжими: семеро - из Новгородской губернии, пятеро - из Тверской... И лишь одна, дочь псаломщика Аполлинария Видякина, происходила из Шенкурского уезда Архангельской губернии. За исключением двоих, все первые насельницы Сурской общины были грамотными. Подготовкой послушниц для Сурского монастыря руководил сам Иоанн Кронштадтский. И первые из них были приняты им самим и отданы под духовное руководство Леушинской игумений Таисии. В книге Н.И. Большакова об отце Иоанне Кронштадтском " Источник живой воды " , впервые вышедшей в 1910 г. и переизданной в 1995 г., приводится несколько писем Праведного Иоанна к м. Таисии с просьбами принять в Леушинский монастырь для подготовки в Сурскую общину ту или иную девушку. " Постройка монастыря, - сообщает " Летопись " , - подвигалась очень быстро, так что к лету 1900 г. был окончен уже постройкою деревянный корпус с келиями для сестер и в связи с ним деревянная однопрестольная церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова " . Разумеется, в этом немалая заслуга принадлежала первым монахиням и послушницам Сурской общины. 20 июня 1900 года во время приезда отца Иоанна Кронштадтского на родину состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской Духовной Консистории вместо Сурской женской общины был учрежден Иоанно-Богословский монастырь. Забота отца Иоанна о Сурском монастыре проявилась и в том, что он принимал деятельнейшее участие в разработке его Устава.

http://sobory.ru/article/?object=16023

В главном иконостасе находится особо чтимая Казанская икона Божией Матери, взятая из Кронштадтской молельной отца Иоанна. В среднем этаже находятся покои основателя монастыря отца Иоанна, в коих останавливался он во время своих частых посещений обители, как было при жизни почившего. Таковых покоев 3: зала для приема почетных посетителей, кабинет с письменным столом отца Иоанна и молельная его. В этом же этаже помещаются кельи настоятельницы, сестер и трапеза. В нижнем находится церковь преподобного Иоанна Рыльского, а под ней маленькая церковь во имя святых пророков Илии и царицы Федоры, соименных родителям отца Иоанна. Церковь эта служит усыпальницей молитвенника и печальника православной России, всенародно чтимого пастыря, отца Иоанна, скончавшегося 20 декабря 1908 года. Над могилой его устроена художественная из белого мрамора гробница с изображением на ней креста. На нее возложен тот самый белый парчевый покров, которым покрыто было тело отца Иоанна в гробу. Ежегодно 30 июня, в день монастырского храмового праздника, после литургии совершается вокруг монастыря крестный ход, разрешенный Священным Синодом в 1911 году (см. о Вауловском ските Ярославской епархии). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Петроградская сторона Санкт-Петербурга с конца XIX века становится самой быстро растущей частью города. Особенно интенсивное строительство развернулось, главным образом, на Каменноостровском проспекте, Песочной улице и набережной Карповки. В XX веке, в послевоенные годы на фоне пострадавшей архитектуры города после Ленинградской блокады, загадочно и, в некотором роде мистически, выглядело обособленно стоящее и при этом величественное здание на набережной Карповки. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (наб. р. Карповки, 45; ул. Профессора Попова, 36) расположен настолько удачно на берегу реки Карповки, что он виден со многих ближних и удаленных от монастыря видовых точек, прилегающих к нему кварталов и улиц. Монастырь был задуман как подворье Иоанно-Богоявленской женской монашеской общины, созданной Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) в 1899 году в своем родном селе Сура на берегу реки Пинеги.

http://sobory.ru/article/?object=00751

Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. От заключенных Ивановской тюрьмы в Политический Красный Крест приходило множество писем-ходатайств от дворян, царских офицеров, томящихся в тюрьме, а также привезенных сюда «кронштадтцев» — участников кронштадтского восстания. Жизнь этих людей по большей части закончилась трагически. 23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Прошло всего полтора месяца, как опять встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.В 1919 году по соседству с концлагерем было совершено патриаршее богослужение. Святитель Патриарх Тихон возглавил Божественную литургию в многострадальном Иоанно-Предтеченском монастыре. Монастырь жил на средства от шитья военного обмундирования и небольшими поставками продуктов с хутора Чернецово близ станции Марк. С прекращением Гражданской войны окончилась работа ивановских сестер по пошиву белья и военного обмундирования. Теперь они существовали только на доход, приносимый двумя действующими храмами, да стеганьем одеял частным лицам. К этому времени из прежних насельниц осталось 110 человек. В 1926 году Иоанно-Предтеченский собор передается губернскому архиву, а Елисаветинская церковь — под клуб Ивановскому исправдому. 1 марта 1927 года община обращается к городским властям с просьбой о перезахоронения гроба с останками схимонахини Марфы. На перезахоронение было дано разрешение. Община прихожан бывшего Ивановского монастыря перешла в храм Святой Троицы в Серебряниках, взяв с собой местный храмовый образ св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч из монастырской часовни. Большинство ивановских монахинь переселились в еще не закрывшиеся монастыри. Некоторые разъехались по родным, другие устроились в Москве на частных квартирах или при храмах, неподалеку от своего монастыря, в котором они прожили по 20-30 и более лет. Часть ивановских монахинь переселилась на монастырский хутор. Хутор Чернецово подчинялся монастырю и его настоятельнице игумении Епифании, но она всегда находилась в Москве и приезжала лишь на время проверить дела управления хуторским хозяйством. Но в 1929 году хуторское хозяйство было «национализировано», земля перешла в пользование местного колхоза. 12 января 1931 года умерла последняя настоятельница Ивановского монастыря игумения Епифания, руководившая им с 1907 года. Ее похоронили ее на монастырском кладбище вблизи хутора, схоронив игуменский посох вместе с игуменией.

http://sobory.ru/article/?object=04846

От иеромонаха Тихона в Суру в июне 1938 г. для совершения богослужений приезжал игумен Антоний (Пупов). Он беседовал с монахинями, призывая их «вести борьбу с безбожием, не отступать от веры, не поддаваться искушениям антихристовой власти» 54 . Кто-либо из сурских монахинь время от времени выезжал в Архангельск, где архангелогородцы-иосифляне тайно собирали деньги и передавали их проживавшей в Архангельске бывшей игуменье Сурского Иоанно-Богословского монастыря Серафиме (Ефимовой), а та затем – своим бывшим насельницам 55 . Разгром тайной церкви в доме Антоновых и связанных с ней архангельской и сурской общин произошел в ноябре 1941 – январе 1942 г. Тогда, как сообщают материалы следственного дела, были арестованы 18 человек «монашествующего элемента бывших Соловецкого и Сурского монастырей и тем самым вскрыт и ликвидирован в Архангельске и Карпогорском районе филиал контрреволюционной церковной организации «Истинно-православная церковь » 56 . При обыске у Антонова 8 января 1942 г. изъяли 31 «церковную» книгу 57 . В одной из комнат в доме Антонова жили монахини Анна и Прасковья Плаксины, в ней и размещалась тайная церковь . Здесь при обыске были обнаружены деревянный аналой, кадильница с углями, несколько крестов большого размера, 31 икона, 12 картин с изображением святых, Евангелие, монашеские облачения, портреты иеромонаха Тихона и Иоанна Кронштадтского , многие богослужебные предметы. Степан Антонов был арестован 30 января 1942 года 58 . По окончании следствия ему было предъявлено обвинение в том, что «являясь активным участником антисоветской монархической организации, он возглавлял контрреволюционную группу, входившую в состав Архангельского филиала организации «ИПЦ», а также в том, что «на его квартире была создана нелегальная «катакомбная» церковь , являющаяся местом контрреволюционных сборищ и местом сборищ и явок руководителей антисоветских групп» 59 . 27 мая того же года по постановлению Особого Совещания НКВД СССР Антонов был заключен в ИТЛ на 10 лет 60 . Наказание он отбывал в Карлаге (г. Караганда, Казахстан). 27 сентября 1942 г. Степан Маркелович Антонов умер в местах лишения свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летовская Роща, урочище. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком скиту Сурского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной в Троицком скиту Сурского монастыря Деревянная церковь, построенная в 1910-1911 гг. вместо сгоревшей, но по ее же проекту. Оригинальная постройка с элементами модерна, перекрытая шатровой кровлей, со звонницей, с примыкающим к ней корпусом келий. Сгорела в 1950-х гг., на месте церкви поставлен памятный крест. http://pinega.blagochin.ru/ 17 июля 1900 г. по просьбе о. Иоанна Кронштадтского Указом Государя во владение Иоанно-Богословской женской общины была передана корабельная казенная роща на Летовских холмах в 18 км от Суры. Впервые отец Иоанн посетил Рощу в 1901 г. Прибыв пешком на самый высокий холм, Батюшка любовался открывшимся видом на окрестности. В своем письме он писал: «Место – чарующее своим местоположением и громадными корабельными лесами. Большая часть — гористая, покрытая лесом; на самой вершине горы вырублено несколько лесу и опорожнено место для постройки малой церкви, вроде скитской. Село Сурское видно с горы превосходно, и горизонт чрезвычайно обширный; взором окинуть можно пространство в 40 верст – такая высота…» 14 июня 1902 г. в Летовской роще был освящен храм в честь Живоначальной Троицы. Позднее в своем дневнике Батюшка напишет: «Дивное место, как Сион Святый; на горе воздвигнут новый храм, оттуда видно далеко кругом, а особенно по направлению к селу Суре. Вот они Летовские холмы, бывшие пяти или шести тысяч лет тому назад берегами великой тогда реки Суры. О сколь дивны дела Твои в природе, Боже наш, и в действии водной стихии Твоей!» Храм сгорел в 1902 году и в 1911 году был отстроен заново. Новый храм был выстроен в точности как старый на средства благотворителя Михаила Ивановича Петрова. В храме был трехъярусный иконостас, насчитывалось 60 икон, в основном выполненных масляными красками на досках. К храму примыкала колокольня с 6 колоколами. Помимо храма в скиту были выстроены скотный двор деревянный с жилым помещением для сестер, мезонин, казарма для рабочих, баня, сторожка, рига, амбар, конюшня, 2 погреба. В хозяйстве у сестер было несколько коров и телушек, лошади, козы, овцы и куры. Выращивали овощи, жито. Вокруг богатые сенокосные пастбища. В 1960-е годы храм был сожжен. И только в 2003-2005 гг. инициативой вновь образованной женской общины был сделан новый сруб для Троицкого скита и в 2006 г. перевезен в Рощу. Но вскоре строительство было прекращено, и храм на долгое время остался без должного покрытия, сруб стал прогнивать от дождей и непогоды. С образованием монастыря в ноябре 2012 года на Троицком скиту возобновились работы.

http://sobory.ru/article/?object=36314

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010