Бывают новобрачные, из коих одно лицо до замужества или женитьбы было довольно благочестиво, но на беду сочеталось браком с лицом неблагочестивым, вольнодумным, развратным: развращается и благочестивое и делаются оба неверны Господу; забывают, пренебрегают дом Божий и молитву славословия и благодарения Богу; ни во что ставят и храм, и богослужения, и Таинства. Но неверные Богу могут ли быть верны, искренно, горячо преданы друг другу? Нет. И вот между новобрачными начинаются неудовольствия, ссоры, иногда драка. А затем нередко они и расходятся. Что причиною такого безобразия? Неверие, отчуждение от страха Божия! Было то же с потомками, например, Сифа и нечестивого Каина: когда племя благочестивое смешалось с нечестивым, тогда развратилось от этого смешения и благочестивое, и все люди сделались мерзки в очах Божиих, и нужен стал общий потоп для очищения оскверненной земли. Ныне очищение – кровь и огонь войны и разные бедствия. Родители должны всеми мерами стараться выдавать замуж дочерей или женить сыновей своих благоразумно, прежде всего имея в виду не то, благородный ли, богатый ли, образованный или ученый ли человек, которого они избирают другом жизни своему сыну или дочери, а благочестив ли, богобоязнен ли он, благоразумен ли, трудолюбив ли, добр ли, чувствителен ли сердцем, кроток ли и миролюбив? Если есть эти качества, то радуйся и благодари Бога: ты нашел человека, нашел друга своему чаду, потому что нашел христианина, а истинный христианин есть и хороший семьянин, и прекрасный гражданин. Благодарю Тебя, Бога, Спаса моего, спасшего меня от злого уныния бесовского, от горечи и угрюмости, по молитве моей. 15 июля. В простоте сердца дай мне жить посреди дому моего и прихожан моих и всех людей Твоих. 16 июля Аще и грешник, благодарю Господа за избавление от духов злобы пред совершением Таинства Крещения и за благопоспешное совершение самого Таинства. Господи! да не одолеет наша злоба и злоба бесовская в нас Твоей неизглаголанной благости и милосердия. Мы, яко человецы, согрешили, Ты же, яко Бог щедр, помилуй нас, видя немощи душ и телес наших и злое наше произволение, в котором умиленно каемся пред Тобою. Ты Сам ведаешь, елико 97 наущение, и насильство, и подстрекательство диавола к злобе, веси же и самолюбие, и всякое страстование наше, еже временем, яко река стремительная, налегает на нас и потопляет нас. Прости убо нас, Господи, ведый сердца наша, прости и неправд наших не помяни, но в любви взаимной всех нас утверди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Например, у нас был клиент, владелец банка, постоянно просивший секретарей «расписать день по минутам, распланировать более детально». Но встречи постоянно срывались, он всюду опаздывал, к концу дня был совершенно измотан... Применили простой прием — «зеленые зоны»: два часа распланированы, потом час свободный, и так далее. Это создало необходимый резерв реагирования на обстоятельства. Если встреча затягивалась или появлялись непредвиденные дела, удар принимала на себя «зеленая зона», и основные запланированные встречи не сдвигались. Рабочий день стал гораздо более комфортным и предсказуемым. — Но не ограничивает ли тайм-менеджмент человеческую свободу? Не загоняет ли себя такой человек в некие рамки, не начинает ли жить уже не для себя, а для «плана»? Да и можно ли вообще распланировать свои дела на длительный срок? Ведь жизнь непредсказуемо меняется, подкидывает всякие сюрпризы... — Как и любая развивающая человека методика, планирование времени и ограничивает свободу, и в то же время ее увеличивает. Как говорили отцы-аскеты, пока свобода воды двигаться по горизонтали не ограничена плотиной, у воды не появится новой свободы — двигаться вверх. Так, ограничив свою свободу в питании, мы становимся более здоровыми, бодрыми, активными, и значит, более свободными. Ограничив свободу своего тела тренажерным залом, определенным режимом тренировок, мы получаем новую свободу, которую дает стройность и подтянутость. Ограничив свою свободу планом дня и другими инструментами тайм-менеджмента, мы обретаем свободу всегда находить время на главные дела и достигать более высоких целей. А насчет «жизни не для себя, а для плана», тут важно понимать, что планирование — не самоцель, а инструмент. Хороший план должен быть, во-первых, гибким, а во-вторых, пересматриваемым в зависимости от обстоятельств. Я Вам напомню в высшей степени организованного человека — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Плотности его рабочего дня подивится любой современный руководитель: сон 4-5 часов в сутки, ежедневное служение Литургии, огромное количество встреч, событий, преподавание в гимназии, основание нескольких монастырей, организация Дома Трудолюбия, дневники, письма... Ограничивал ли столь жесткий режим его свободу? Скорее, наоборот — только благодаря жесткому режиму, высочайшей самодисциплине и организованности он получил свободу успеть так много. Естественно, не организованность и не жесткий режим дня сделали его святым, но, несомненно, без них он достиг бы меньшего, помог бы меньшему количеству людей, написал бы меньше духовных сочинений...

http://foma.ru/u-vremeni-v-plenu.html

Без скорбей ты не познал бы гибельности житейских пристрастий и ни за что стал бы считать грехи свои, например чревоугодие, пьянство, сребролюбие, честолюбие, тщеславие, сластолюбие и сладострастие. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром [ 1Кор.11:32 ]. Владычицу Богородицу молил в десять часов вечера с верою, упованием и дерзновением помочь нашему горю – послать средства в изобилии на Дом трудолюбия и избавить нас от стыда бедности в средствах, да посрамятся враги доброго дела. Будет. Господи, рцы слово – и будет. Пришли рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянный 24 , к Тебе единому прибегаем в нужде нашей. Аминь. Упование не посрамит [ Рим.5:5 ]. Злоба на настоятеля была и есть чисто мечта вражия, злоба всесветного злодея; не надо ни на мгновение сочувствовать ей и разделять злобу врага на предстоятеля. Вчера во время обедни я и победил ее в державе крепости Господа Иисуса Христа, хотя враг был столь назойлив и мечтателен, что успел снова после обедни вложить в сердце мое всемучительную злобу. Но по видимому настоятель – незлобивый старец и истинно мерный, спокойный, ровный, терпеливый, невозмутимый. 11 февраля Благодарю Господа, явившего мне и ныне спасение Свое во время служения мною утрени и особенно литургии в избавлении меня от козней злых демонов и в даровании мне милости, очищения, освящения, обновления, мира, легкости души и тела, совершенного здравия. О, пребожественное, животворящее, чудное, страшное Таинство! Новым, новым человеком я делаюсь чрез него, я, ветшающий всякий день грехами, приводящий сам себя в ветхость, в немощь, слабость, худость чрез чревоугодие. 12 февраля Вчера поел я овсянки и каши ячменной, и мне крайне тяжело было от закрепления желудка и от мучнистой похлебки. Золотуха моя невзлюбила эту пищу и произвела крайнее во мне раздражение, не выразившееся, впрочем, в гневе на кого-либо. Сколько сегодня утром искушений, насилий, соблазнов от невидимых врагов (пред утреней, вследствие помысла и движения сердца сладострастного; я долго томился, утесняемый, насилуемый, палимый, связанный мрежами вражиими), наконец покаянием и милостью Божьею изгнал из себя врагов, впрочем, окончательно в церкви по прикосновении в покаянии к святому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Человек в падшем своем состоянии (греховном) представляет собой странную, часто до нелепости, смесь добра и зла, мудрости и глупости, веры и неверия, смелости и робости, правдивости и подобострастия, любви и ненависти, доброжелательства и недоброжелательства, сорадования и злорадства, прямоты и лукавства, простоты и хитрости, милосердия и жестокосердия, веселости и уныния, надежды и отчаяния, важности и легкомыслия, печали и смеха, щедрости и скупости, воздержания и невоздержности (алчности), целомудрия и разврата, хвалы и злословия, трудолюбия и лености, усердия и косности (апатии), благоговения и кощунства, уважения и презрения: всё доброе, истинное, чистое, честное, святое он может извратить, от самой вожделенной, животворной правды отпасть и впасть в противоположности и наперекор совести и сердцу своему держаться противного, коснеть в нем и погибать. Какое безумие, своенравие и упрямство! Нужно непрестанно блюсти себя – ум и сердце и волю в добром направлении и также непрестанно противиться направлению злому, ибо это последнее силится постоянно одолеть нас и взять в плен. Противостаньте диаволу, и убежит от вас [ Иак.4:7 ]. 15 июля Служил раннюю обедню в соборе на бывших хорах по причине окраски собора с предварительной очисткой. После двухдневного неслужения, развлечения прогулкой по Петергофу и особенно чревоугодия с ночным искушением я сделался крайне слаб духом и подвержен в высшей степени искушениям невидимых борцов, зла и собственных страстей. Прежде всего я побежден был от злых демонов тайным презорством к настоятелю за его по видимому холодное, бесчувственное, без сознания важности и святости дела совершение богослужения (но это была клевета супостата диавола и смертоносный яд змия), в чем я раскаялся, то есть в своей неприязни, клевете, неуважении к настоятелю, подозрительности, лукавстве, и Господь помиловал меня, даровав мир; в другой раз я искусился чрез воспоминание о предании гласности в печати о награде от своих прихожан священником (протоиереем) Михайловским и пожелал себе такой же огласки, что меня смутило и умертвило, и я раскаялся в искательстве ложной, суетной, земной славы и в нерадении о снискании славы небесной, вечной, нетленной, и Господь по усердном покаянии опять помиловал меня. Вообще враги бесплотные ужасно склоняли меня к греху малодушия и отчаяния, немоты в произношении, но Господь одолел его чрез веру мою и призывание имени Его. Потом я искусился на молебне у Василия Федоровича Никитина от блазни и страха бесовского, не дочитав Евангелия: Аз есмь дверь... [ Ин.10:7 ], но оправился потом и мирно докончил молебен, но не Евангелие... На военном судне «Красная горка» я служил молебен благодатью Божией с величайшим одушевлением и непреткновенно. Благодарю Господа, Помощника и Избавителя, за всё сие. Благодарю Господа, отразившего мертвящие козни супостата во время обеда на военном судне «Красная горка» чрез усердное призывание святого имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Его кампания по рассылке писем в защиту иоаннитов была столь масштабной, что затронула почти каждого губернатора и министра 754 . Жеденов утверждал, что отстаивает право родителей помещать своих детей, куда им заблагорассудится, и право православных христиан жить в соответствии со своими убеждениями, а не нормами, которые самовольно навязывают иностранная бюрократия и враждебная пресса. Он проводил различие между тремя разновидностями так называемых «иоаннитов»: «хулиганы», угрожающие о. Иоанну беспорядками во время богослужения; те, кто познал на себе его чудотворный дар и теперь превозносит его до небес (он сравнивал их с оперной и балетной «клакой»), и трудолюбивые, честные русские, предпочитающие жить общиной по экономическим соображениям. К каждой группе необходим особый подход. Он утверждал, что иоанниты были не сектой, а православными христианами, и преследовались не Церковью, а светскими властями, которые сами по себе были далеки от православия 755 . Наконец, он замечал, что производство иоаннитами венков называют «никчемной, паразитической» деятельностью, однако если исходить из такого представления, то пора пресечь и многие другие центры русского народного творчества, например закрыть Суздальскую школу иконографии 756 . Кампания, полностью игнорировавшая роль, которую сыграл в преследовании иоаннитов догматически настроенный Синод, имела определенный успех. В ответ последовал всплеск национализма. Такие издания, как «Земщина», играли на ненависти к бюрократии, особо подчеркивая, что детей увезли из приютов силой потому, что у них были не в порядке документы 757 . Умеренные «Санкт-Петербургские ведомости» комментируют: «Давайте назовем иоаннитов фанатиками, давайте признаем их еретиками, но давайте смотреть правде в глаза: дети не хотят покидать их – они плачут и отбиваются… Вспомним Достоевского: стоят ли все добрые намерения одной слезы ребенка?» «Ведомости» язвительно подмечали также, что на свете много голодающих детей, которым могло бы помогать Общество по предотвращению жестокости, а не хватать иоаннитских детей, которые не хотели уезжать из приютов, где их хорошо кормили и содержали в хороших условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В тогдашних условиях, когда детей нередко отдавали родственникам (а то и вовсе оставляли у дверей сиротских приютов), предложение иоаннитов выглядело разумным, а иногда оказывалось и вовсе ниспосланной свыше возможностью. Так казалось на первый взгляд. А затем, осенью 1907 г., газеты одна за другой начали публиковать сенсационные разоблачительные материалы об условиях жизни в иоаннитских приютах. Детей держали в голоде, эксплуатировали, перегружали работой и заставляли соблюдать такой молитвенный режим, которого не выдержали бы даже монахи. В некоторых статьях присутствовали и неясные намеки на то, что девочки подвергались сексуальным домогательствам. После яростной кампании, проведенной в прессе, в приютах были проведены полицейские проверки, и в 1909 г. их ликвидировали. Однако все было не так просто. Раздавались голоса, что на самом деле дети жили в чистоте и сытости и были довольны; что они были помещены в иоаннитские приюты с согласия родителей, что их травмировал насильственный и внезапный переезд оттуда и что теперь над их религиозными убеждениями насмехаются в «еврейских» детских домах, в которые их перевезли силой. В пылу борьбы многие газеты, от «Биржевых ведомостей» до «Копейки», упивались смакованием того, что они называли «чудовищными подробностями» и «неприкрытой правдой». Другие газеты называли такие публикации ложью и даже клеветой. В возникшей неразберихе начались ожесточенные споры о православных традициях и нормах питания, о свободе вероисповедания, свободе собраний и правах родителей и государства на детей. Полемика приняла особую остроту, поскольку скандал с приютами иоаннитов представлял удобную возможность как для выражения общественного недовольства, так и для нападок на религиозность. Первоначальными стимулами для создания приютов послужили как благочестивость о. Иоанна, так и успехи Дома Трудолюбия, постояльцы которого приобретали полезные навыки в различных ремеслах. Поэтому неудивительно, что предприимчивые люди захотели воспроизвести эту модель и извлечь выгоду из обеих ее составляющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вознесение на небо святого пророка Илии – образ деятельного восхождения на небеса добродетелями, как колесницею огненною и конями огненными (верою горящею, надеждою и любовью пламенною). Нам надо противиться дьяволу, а мы противимся друг другу по обольщению дьявольскому и по своему самолюбию. Надо отвергнутые себя, и, когда враг подстрекает противиться ближнему или озлобляться на него, гордиться, величаться пред ним, завидовать ему, мы дунем и плюнем на дьявола и скажем ему: отрицаюсь тебя, сатано, и всех дел твоих, и всех аггел твоих (аггела злобы, скупости, пьянства, лакомства, одеждобесия, плотского веселия различного), и всего служения твоего, и всей гордыни твоей, а друг друга возлюбим, паче же Господа Бога. Не будем на гордость отвечать гордостью, а смирением, на злобу – ласкою, кротостью, незлобием, на зависть – доброжелательством, на подстрекание к зависти – доброжелательностью, на скупость – щедростью (на подстрекание к скупости – щедростью), на подстрекание к противлению – покорностью, на подстрекание к блуду – любовью и целомудрием, на подстрекание к невоздержанию – воздержанием и постом, на подстрекательство к унынию – бодростью, на подстрекание к лености – трудолюбием и проч. Будем непрестанно учениками Господа и Спасителя нашего (на подстрекание к раздражительности – терпением, на подстрекание к страху – мужеством, к гордости – смирением, к злобе – благостью). Сестра Аннушка служит для нас звеном мира: она прекрасно противится моему самолюбию, раздражительному, обидливому характеру, держит себя с сознанием своего достоинства и во благо мне же и ей и жене моей не дает себе наступить на ногу. Когда ты презришь чрево? Столько из-за него злобы, гордости, самолюбия, зависти, обид, скупости, дикости, смущения. Надо помнить общую немощь и снисходить, долготерпеть ко всем, служить с любовью всем, помнить величие человека как образа Божия и ради образа Божия, бессмертной души уважать его неотменно; если впадет в прегрешение, исправлять его духом кротости. Земное всё за сор считать. Разжженным стрелам лукавого противиться крепко в державе крепости Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иуда под предлогом подачи милостыни нищим пожалел по сребролюбию и скупости драгоценного мира для Господа; да и мы поступаем часто не лучше Иуды, когда под предлогом подаяния бедным жалеем сладостной пищи и сладостного пития для ближайших своих родственников и благодетелей, которые имеют больше, чем бедные, права на наше драгоценное миро, на наши сладости пищи и пития. Если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного [ 1Тим. 5, 8 ]. Не надо от привычки, по низости, непостоянству и изменчивости характера зазнаваться с часто приходящими к нам братиями и вообще ближними и ставить их на одну ступень с пищею, питием и деньгами. Это богохульство, ибо брат – образ Божий, и кощунство, ибо особа ближнего всегда священна, как духовного храма Божия. Надо иметь к нему всегда одинаковое уважение, ибо он всегда есть образ Божий, чадо Божие, искупленное драгоценною кровию Сына Божия. Вы куплены дорогою ценою [ 1Кор. 6, 20 ]. О! Как мало нужно для насыщения брата, для принесения ему жертвы любви! Каким бесконечно малым, ничтожным даром вещественным можно приобресть расположение и любовь такого бесконечно высокого существа, каков человек! И мы, скупые любовию и расположением к брату, скупы к нему и вещественными дарами! Ибо вещественные дары служат выражением душевного расположения, душевной щедрости или скупости. О, окаянство! О, бедность! О, нищета и слепота нашего жалкого, греховного существа! О! Поистине, Владыко Святый, мы – бездна зла. Итак, в бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываем бездну: от тли, Боже, нас возведи! 130 Да омерзеют в очах наших все прелести пищи, пития, одежды, жилища, денег и всего мирского; да будет же мне драгоценен един Господь и потом – ближний мой, брат мой, друг мой. Мы часто совсем не то, чем сами себе кажемся и чем как другие об нас думают. Мы часто горды тогда, как думаем, что мы смиренны; скупы тогда, как мы и другие об нас думают, что мы щедры; злы, когда другие думают, что мы добры; недеятельны и ленивы, тогда как другие думают, что мы трудолюбивы; лицемерны, когда и мы и другие думают, что мы истинно благочестивы. Имя имаши (славу стяжал) яко жив, а мертв ecu [ Откр. 3,1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13 февраля. Благодарю Господа, уврачевавшего мою лютую головную боль, бывшею ночью от засорения желудка. Сильным движением на свежем воздухе я поправил себя Божиею милостию. 13 февраля. Воскресение. Благодарю Господа, дивного в милости и щедротах Своих, избавившего меня от скорбей и теснот моих пред литургиею и во время литургии и даровавшего благодать совершить литургию с умилением и слезами и причаститься животворно Святых Таин и сказать слово к людям. Согрешил пред Господом, возненавидев туне племянника моего во время обеда и презрев его за поспешную еду и многоядение, когда и сам, окаянный, то же делаю; свою природу, свою плоть и кровь ненавижу, непотребный, туне – кого же я буду любить? О Господи! Избави от неприязни и даруй любить любовию Твоею. Господи! Избави мя от крамолы змия. Любя ближнего, я люблю себя, люблю и Бога, по образу Коего он сотворен, люблю Христа Бога, Коего он член. Убогого же и лишенного члена еще более должен я любить как несчастного, как пренебрегаемого многими, да и мною самим нередко, и тем более, что он кроток, незлобив, послушен, терпелив, трудолюбив и вообще имеет все черты образа Божия и восходящего к подобию Божию. Мне у него учиться должно. Благодарю Тебя, Господи, яко по молитве моей избавил еси мя от власти и мучительства духа злобы. О, сколь поспешна, прилипчива, настойчива и мучительна злоба! Не скоро выгонишь, когда заберется в сердце, особенно после сна днем. На всяко время надо молиться духом, да не внидем в напасть. «Бдите и молитеся», вещает Подвигоположник Господь Иисус, «да не внидете в напасть» [ Мф.26:41 ]. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [ 1Пет.5:8 ]. Прогневал я Господа моего тем, что со злорадством и лукавством указал свояченице моей Анне К. на нецеломудренную статью в газете «Сын отечества», в которой говорится, что султана турецкого испортил гарем и прислуживающие ему в бане черкешенки. Она справедливо сказала мне с негодованием, что тут нет ничего интересного, как я выразился лукаво в начале. Мне надо было не указывать на эту статью и только самому сердечно пожалеть о нескладе турецкой жизни и лживости и погибельности их веры магометанской и помолиться, да обратит их Господь к вере Своей. Сотвори сие, Господи, судьбами Твоими, ибо и они Твое создание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Пятница Светлой недели. Благодарю Господа, яко сподобил меня, непотребного, совершить Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Его Таин и причастить с умилением младенцев, душ до пятидесяти. Славлю крайнюю Его благость и снисхождение и долготерпение ко мне. Согрешил пред Богом и пред людьми, дома после дневного сна озлобившись на жену за то, что она до крайней мелочности бережлива относительно детей и боится страха там, где нет страха; согрешил своенравием, упрямством, самолюбием, злою ревностию, недоброжелательством и желанием выгнать вон мать с детями. Даждь мне, Господи, уважение и любовь к домашним моим. Прости меня, Господи, что я из-за каприза ребенка Руфины рассердился на жену мою, избаловавшую, испортившую характер его и всё более и более потворствующую ему. Прости мне, что я в нетерпении и раздражении высказал, что только до лета буду держать вдову мать с детьми ее; не надо было пить кофе и чай после обеда, столь сытного, а я пил и пресытился. Согрешил ко Господу и пред собою! Доколе это невоздержание? Для того ли был пост, для того ли покаяние, чтобы опять продолжать старые грехи? Кроме того, пресыщение отталкивает меня от добрых людей. Будучи сыт, я не иду ни к кому, зная, что там в гостях будут угощать, кормить-поить по русскому обычаю. Я во образе Христове как священник. Какого же нрава я должен быть всегда, неизменно? Я должен быть кроток, смирен, незлобив, снисходителен, исполнен любви, сострадателен, милостив, воздержан, свят, терпелив и долготерпелив, послушлив, великодушен, ревностен в хранении словесного стада, в поучении и назидании его, трудолюбив. Я часто прославляю на словах Святую Троицу: Отца и Сына и Духа Святого, Бога нашего, создавшего, хранящего и спасающего нас. Я должен не на словах только, но паче делами славить Его верою, любовию, чистотою, милосердием и прочими добродетелями. А то и обо мне будет сказано: устами чтит Мя, сердце же его далече отстоит от Мене [ Ис. 39, 13 ]. Я предал Богу свояченицу мою Анну К. и детей ее: да вразумит ее Господь вовремя, как воспитывать богоугодно детей своих, и да воспитает ее саму в вере и благочестии, ибо весьма чужда его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010