Еще образ в человеке Святой Троицы – мыслящий ум, образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, Ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, – суть образ Духа Святого. Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго[ Ин. 20, 22 ]. Когда из сердца исходят злые помыслы... прелюбодеяния, любодеяния... хуления [ Мф. 15, 19 ], то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух, а когда добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе [ Лк. 6, 45 ], то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына, Человек – малый образ, цельный, нераздельный, живой образ Троицы. Велик человек! Он – малый бог. Не напрасно сказано: Я сказал: вы боги... Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (то есть что сказано, то сказано верно, не напрасно), – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? [ Ин. 10, 34 – 36 ]. О, достоинство, о, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на малого бога, как на сына Божия, и принимай его, как сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним, как с сыном Божиим во Христе Иисусе, Господе нашем. Воздыхание ко Господу. Сколько раз, о Владыко Господи Иисусе, обновлял ты растлеваемое легкомысленно грехами моими естество мое! Нет тому числа и меры! Сколько раз Ты изымал меня из пещи горящей у меня внутри, из пещи страстей многоразличных, из пропасти уныния и отчаяния! Сколько раз одним именем Твоим, с верою мною призванным, обновлял Ты мое растление сердечное! сколько раз чрез животворящие Тайны Тело и Кровь Свою! О Владыко, милостям Твоим ко мне, грешному, поистине нет числа и меры. Что же я принесу Тебе или что воздам Тебе за безмерные Твои ко мне благодеяния, Иисусе, живот мой, дыхание мое, покой мой, радость моя, простор мой и легкость моя? – Да буду я осмотрителен в путях моих по благодати Твоей, ибо Тебе приятны все осмотрительные в [пути], как Ты Духом Своим устами отца нашего Давида рекл еси. Постараюсь я быть верным Тебе, смиренным, кротким, нераздражительным, незлобивым, долготерпеливым, трудолюбивым, милостивым, щедрым, нелюбостяжательным, послушным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иногда мы бываем сами в бесчестии, подобно своему Учителю, ибо даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. На свой голод и жажду, наготу и побои Апостол указывает Корннфянам в обличение их пресыщения, обогащения, честолюбия, о чем он упомянул выше говоря: вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас ( 1Кор.4:8 ). Но отчего апостолы терпели голод, жажду и наготу? Разве не достоин делатель мзды своея ( Мф.10:10 )? Достоин, без всякого сомнения; но они терпели голод и жажду, во-первых, ради умерщвления и порабощения плоти своей духу, а во-вторых и потому, что при благовестнических трудах им часто и некогда было думать о пище; наготу терпели для того, что Господь не повелел им иметь no две ризы ( Лк.9:3 ), чтобы ничто их не прельщало, не привязывало к земле, не развлекало их апостольского внимания, которое долженствовало быть устремлено на спасение душ человеческих. Побои терпели они за то, что обличали человеческие пороки: идолопоклонство, гордость, суеверие, лицемерие и прочее; скитались потому, что им было нужно проносить Евангелие Царствия Божия; трудились, работая своими руками для того, чтобы не отяготить своими просьбами никого из верующих,, коих большая часть были люди бедные, и чтобы показать пример трудолюбия. Злословят нас, – говорит, – мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Как овцы, посланные Иисусом Христом в средину волков, чтобы всякое зверство волков претворить в овечью кротость. Апостолы, по наставлению и укреплению от Господа, были истинными агнцами кротости и незлобия среди злобного мира, и своею кротостью и незлобием победили мир, его злобу, которая не могла устоять пред божественной кротостью. Люди, видя их кротость, терпение, благосердную молитву за злословящих, гонящих, убеждались в истине и небесном происхождении Христовой веры, которая так могущественно, чудно претворяла людей из злых в добрых, которая вселяла в них такие небесные свойства – и сами обращались к вере Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать, посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:4-6 ). Мы, алкоголики, избравшие трезвую жизнь в АА и выбравшиеся из настоящего ада, мы, дети хаоса, ставшие детьми Света — знаем на опыте, что 1й Шаг — это проход под аркой смирения в совершенно новый мир. Когда я первый раз вошел на собрание АА, собравшиеся представлялись по очереди: «Я — Маша-алкоголичка. Я — Михаил — и я алкоголик». Во мне поднялась буря возмущения: «Нет, я не алкоголик», — протестовала пьяная часть моего «я», «У меня проблемы с выпивкой, я не могу остановиться, но зачем же ставить на мне клеймо?» Другая часть меня шептала: «Как же ты не алкоголик?.. Вспомни пьяные твои безобразия. Вспомни похмельные ночи и беспросветное одиночество пьяного отчаянья! Как это еще назвать: безумец? сумасшедший?» В это время очередь дошла до меня: «Я — N, и я. алкоголик», — выдохнул я. Что-то сместилось в моей душе. В одночасье я стал един со всеми этими людьми, большинство из которых видел первый раз в жизни. Я испытывал легкое смущение, радость и надежду на перемены. Я еще не знал, что подошел к 1му Шагу — акту смирения. Признав себя безнадежно больным, я разорвал дружбу с пьяным и гордым «миром» и его пустыми ценностями — враньем, самообманом, эгоизмом, завистью, осуждением. Я начал постигать азы великой науки — программы «12 Шагов», ведущей к трезвой и полноценной жизни. Я вошел в реальность Первого Шага, перестав бороться с тем, что сильнее меня, с «хитрым, властным, сбивающим с толку» алкоголем, и ощутил облегчение. Сегодня святая Православная Церковь с любовью вспоминает замечательного пастыря — праведного Иоанна Кронштадтского. Он жил в XIX веке и своей любовью к Богу и бедным заслужил горячую любовь народа. Праведный о.Иоанн помогал пьяницам, устраивая «дома трудолюбия», а своим вдохновенным словом исцелял искалеченные души. За его пламенную любовь и чистоту жизни Господь даровал ему дар чудотворения. А еще св. Иоанн ежедневно служил Божественную литургию. «Нужно любить всякого человека и в грехе его и позоре его, — говорил отец Иоанн. — Не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем». Взирая на

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Мф.8:11 . «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;» Мф.8:12 . «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» " Плач и скрежет зубом. И теперь диавол так тебя огорчает, палит, теснит, омрачает, что хоть плачь и скрежещи зубами. Подумай, до какой степени истинны слова Господа: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф. 8:12 ) – и как велико милосердие Господа, спасающего нас от когтей духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 )!» 284]. «Важное сокровище – христианская вера: она из зверя делает ягненка, из гордеца – смиренника, из многоядцы и пьяницы – воздержника, из блудного – целомудренного, из сребролюбца – милостынолюбца, из себялюбца – боголюбца, из ленивого – трудолюбивого, из сонливого – бодренного, из робкого – мужественного, из лицемера – боговера, из роскошного – всеумеренного, из завистливого – доброжелательного, из обманщика и вора – правдивого и честного, из унылого – присно радостного, из бессильного – всесильного и всемогущего, из грешника – святого, из чада диавола – чаде Божие, из земного – небесного! Вот какая важная вещь христианская вера! Вот для чего мы стали христианами! Вот какими мы должны сделаться по сущей истине! Вот в чем истинное христианство ! Если же мы не изменяемся, не обновляемся духом, а остаемся равнодушными во грехах всяческих, то имя христианина, которое мы носим, пустой звук и горшей, сравнительно с язычниками, сподобимся мы муки. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5:17 ]. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» [ Мф. 8:12 ]. 24]. Мф.8:17 . «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» " Немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Часто придется тебе в жизни иметь столкновение с немощными и волею или неволею носить их немощи. Носи их волею и с терпением, без ропота, без неудовольствия и горьких выражений, имея в виду Христа, Мздовоздаятеля, Который Сам понес на Себе немощи всего мира. Той недуги наши прият и болезни понесе ( Ис. 53:4 ; Мф. 8:17 ). Должни есмы мы сильнии по сану, по власти, по уму и образованию, по имуществу, по положению в свете и по силе физической – немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим. 15:1, 3 ). Плотский, ветхий человек твой будет требовать настойчиво, чтобы ты угождал только себе и чтобы ты не носил немощи немощных, чтобы не беспокоился, не тратился для них, не терпел их при себе, но ты отнюдь не слушай его, а стремись с усердием исполнить закон Христов, твердо веруя, что за исполнение его тебя ожидает венец бессмертия» 568].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не бойся лишений телесных – бойся лишений душевных. Не бойся, не малодушествуй, не раздражайся, когда тебя лишают денег, пищи, пития, сладостей, одежды, жилища, даже самого тела, – бойся, когда враг лишает душу твою веры, упования, любви к Богу и ближнему, когда он всевает в твое сердце ненависть, вражду, пристрастие к земным вещам, гордость и прочие грехи. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить людей [ Мф. 10, 28 ]. Долготерпи ко всем, как к тебе долготерпелив Господь. Любовь долготерпит [ 1Кор. 13, 4 ]. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [ Евр. 12, 14 ]. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [ Ин. 14, 27 ]. Помни, что везде и во всем Господь. Всяческая и во всех Христос [ Кол. 3, 11 ]. Говори чаще: о Сый! Господи Иисусе, помилуй мя. Ты же тойжде ecu [ Пс. 101, 28 ]. Говорится о неизменяемости Божией. О! Если бы и ты, человек, был всегда тот же – сегодня, завтра и послезавтра и так далее – и не изменялся в тысячи видов, как калейдоскоп. О! Если бы и ты всегда был одинаково мирен, добр, прост, любезен, терпелив, трудолюбив, доброжелателен, щедр! А можешь быть таким, если сердечною верою и любовию соединяешься с Неизменяемым. Аз Господь Бог ваш, и не изменятся [ Мал. 3, 6 ]. Я не преклонными к хуждшему сохраняю слуг Моих, ибо Я – источник благости, благотворящей достойно Мне служащим. Канон Архангелам. Мир есть целость, здравие души; потеря мира – потеря здравия душевного. Славлю Тебя, Бога Спасителя моего, в Троице славимого Отца, Сына и Духа Святого, пребыстро меня спасшего чрез крестное троеперстное знамение от тесноты и уныния злобы диавольския. О Боже наш, Боже спасати! Слава Тебе, яко милуеши меня, грешника, и спасаеши неутомимо и недремлемо. Слава вере в Тебя, живота нашего! Слава крестному знамению, творящему столько чудес! Мая 1-го дня 1862 года. На кого ты можешь сердиться, против кого ты Можешь отворить рот, грешнейший паче всех человек? Не грешнее ли ты всех против Бога и против людей? Не за счастие ли ты должен считать только видеть [...] человека и говорить с ним? Не следовало ли тебя посадить вместе с бешеными собаками, потому что ты любишь наскакивать на людей и кусать их действием своих страстей, как зубами? с волками, потому что ты лют и ненасытен; с медведями, потому что ты кровожаден; с лисицами, потому что ты лукав; с кошками, потому что ты хитр и коварен; с петухами, потому что ты горд и склонен к обидам! С свиньями, потому что ты любишь валяться в грязи пороков, и так далее. И ты еще живешь в обществе человеческом, ты еще почтен у многих! Будьте же, брат или сестра, искренними любителями всякого человека. Отвечайте не только на любовь любовию, но и на ненависть других любовию. Будьте смиреннее всех, как вы грешнее всех, и любите унижение, как достойные всякого презрения. Если любите любящих вас... [ Лк. 6, 32 ]. Всякий возвышающий сам себя унижен будет... [ Лк. 14, 11,18, 14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие и награждающим себя усердно: они восприемлют мзду свою здесь [ Пс. 36, 1 ; Мф. 6, 5 ] и лишаются ее там. Возмездие Мое со Мною, говорит Господь, чтобы воздать каждому по делам его [ Откр. 22, 12 ]. (Какие кресты были у мучеников?) Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу [ 1 Пет. 2, 20]. Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [ 2Кор. 4, 17 – 18 ]. По христианскому смирению не награды достойным считать себя должно, а порицания, ибо всегда ли мы добросовестно служим Богу и обществу? – Недостойно служим Господу и заслуживаем гнев Его нашими грехами. Господь как молния – и душа наша должна быть такая же, простая, быстрая; и диавол как дух – адская молния. Будь мудр, как змия, и цел 62 , как голубь [ Мф. 10, 16 ], как Дух Святой. Для чего читаем акафисты Иисусу Христу и Божией Матери? Чтоб в дух Господа и Пречистой Его Матери войти, чтоб познать величие дара, явленного в воплощении Спасителя и искуплении нас и в даровании Тела и Крови Его, и достойно принять этот дар. Отыми от Мене, Господи, дух диавольский, дух чревоугодия, блуда, мерзости, хулы, гордости, злобы, раздражительности; зависти, любостяжания, скупости, маловерия, земнолюбия, уныния, боязни, лукавства, лености, хлада и нечувствия, и даждь мне дух воздержания, целомудрия, чистоты и святости, нелестного славословия, кротости и смирения; благости, терпения, доброжелательства, нелюбостяжания, щедрости, веры, любви к горнему; дух упования, мужества, простоты, трудолюбия и прочих добродетелей, да будет совершен Твой человек, ко всякому доброму делу приготовлен [ 2Тим. 3, 17 ]. Для чего я утучняю и услаждаю тебя, плоть моя злокозненная, многострастная, нечистая? Для того ли, чтоб ты произращала во множестве терние страстей? Поистине, чем более мы ее питаем, тем более она плодит плевелы грехов и тем более воюет на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но главное основание единства рода человеческого – происхождение их от одного Господа: все люди – дыхание Божие; цель жизни нашей – соединение с Господом, от Которого произошли. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня [ Ин. 17, 21 ]. После этого достойно и праведно любить всякого человека, как самого себя: возлюби ближнего твоего, как самого себя [ Мк. 12, 31 ], – ибо все люди от единого Бога и от единого человека и все в одном Боге, особенно же все спасаемые во Христе – едино суть по Главе своему Христу и по единому одушевляющему их Духу Божию. [...] Если воистину ты называешь Бога Отцом своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах. Надейся на Него касательно благ временной жизни, но особенно касательно дарования будущих благ во Христе Иисусе. Глубоко напечатлей на сердце слова: Бог – мой Отец. Отче наш, Иже ecu на небесех! Но как по любви Отца Небесного к тебе ты сам сделан некоторым образом богом, как от Него [...] имеющий разум и свободную волю, то ты должен непременно употреблять свои усилия к достижению блаженного и вечного наследия небесного; ты должен знать и всегда помнить, что ты – падшее существо, и как пал, имея разум и свободу, волею своею, то при том же разуме, просвещаемом светом слова Божия и озарениями Духа Святого, при той же свободной воле, подкрепляемой благодатию Святого Духа во Христе Иисусе, восставай от своего падения и иди безостановочно к небесному, бесконечному животу, презирая всё земное как тленное и скоропреходящее, особенно же не привязываясь к сребру и злату, к пище и питию, к этой яди, из-за которой в такую глубину зол пал весь род человеческий. Не верь безотчетно этому льстивому другу – плоти своей, ее позывам к пище и питию и телесному соитию. Она часто требует есть и пить, совокупляться, когда это не нужно, когда это не только не полезно, но даже весьма вредно для здоровья и противно закону Божию. Перетерпи – и убедишься в этом сам. Не говори мне о естественном побуждении, не говори мне, что [...] исполняешь будто бы веления природы, что ты член и вместе раб ее со всеми прочими животными, безотчетно повинующимися ее требованиям, [...] и тебе, как и им, необходимо во всем следует [подчиняться ее требованиям; а] вспомни, [что] твое существо падшее, [грешное], содружное с лживым естеством бесов. [...] Да не искушает вас, говорит апостол, сатана невоздержанием вашим [ 1Кор. 7, 5 ]. Итак, будь крайне умерен и благоразумен в употреблении пищи и пития и, если ты супруг, в допущении телесного соития, а если не супруг – вовсе не дозволяй его себе. Не бойся: целомудрие, соединенное с умеренностию в пище и питии и с трудолюбивою жизнию, никого еще не сделало больным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а эти дети – Божие нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите на нем каждый свои построения. И так каждый смотри, как строить, – говорит Апостол Павел. – Строители кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон ( 1Кор.3:12–15 ). Да, великое и многотрудное дело учить детей; потому что при обучении надо и вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяние по делам каждого, и вместе преподать им, хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время, познание светских наук – так, чтобы все эти познания, верование и чаяние дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других. А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и, по временам, трудности ученической жизни. Корень учение горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными в заведении познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, – и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами надзирателям наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Таким образом, единодержавие и самодержавие в государстве есть самая естественная и Богом указанная и узаконенная форма правления, всего более споспешествующая благоденствию и успехам государства и благу подданных, да и благу мира прочих государств. Одно державное слово могущественного монарха может остановить военное кровопролитие и установить мир между воюющими державами, как и совершалось это ныне по слову нашего Государя между воюющими греками и турками, – чего республике какого-либо государства едва ли было бы можно  достигнуть. Вспомним междуусобную рознь наших древних Русских князей, воевавших друг с другом и ослаблявших Россию. К чему она, эта рознь, привела? К татарскому порабощению. А объединение одним самодержавным царем Иоанном III Руси к чему привело? – К совершенному освобождению от татарского ига. А следующею затем политикою и монархическою властью царей и императоров России она приведена к нынешнему величию и славе. Итак, будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух православия и стремления к возвеличению веры и Церкви православной и Государства Российского. Аминь Дома трудолюбия Слово в день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков, и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. ( Мф.13:31–32 ) Природа ныне в полной силе весенней жизни: все сады, леса, поля, луга оделись зеленью, все живет, цветет, поет, играет, веселится и славит Творца – ибо всякое дыхание и все живое приносит Ему хвалу 440 . В такое-то радостное, полное жизни, время, произник на свете, хотя не у нас в России, но к нам волею Творца пересаженный, прекрасный цвет – наша юная Государыня Императрица Александра Феодоровна, рождение которой мы ныне торжественно празднуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чтоб оценить христианина по духу Евангелия, я спрошу его: земное у тебя сердце или небесное? Если земное, то он сомнительный христианин, еще не усвоил себе духа Христова; а если небесное, это значит, что он истинный христианин. Имеющий небесное сердце ни к чему земному не имеет пристрастия: ни к земной славе, ни к богатству, ни к сластям земным; все помыслы, желания, стремления, цели его – горние; он кроток, незлобив, ревнитель чистоты душевной и телесной, нелицеприятен, нелицемерен, правдив, трудолюбив, доволен, во всем воздержен, терпелив, послушлив, благонадежен. Не блестящий крест на персях, а светлость лица, просвещенного благодатию Христовою, нужна мне; светлое, или святое житие по заповедям Христовым. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [ Мф. 5, 16 ]. Если златой крест буду носить на персях, а в сердце буду кипеть страстию бесчестия, не обличением ли будет моего жития этот крест? Если златой крест буду носить, а душу полагать за ближних не буду, самоотвержению обучаться не стану – не обличением ли непрестанным будет для меня крест? Желающим отличий пред братиею своею надо напоминать слова Спасителя апостолам Иакову и Иоанну, которые требовали от Него, да сядут един одесную, а другой – ошуюю 145 во славе Его: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? [ Мф. 20, 22 ]. Вот слава христианина – страдание за Христа; вот знак отличия христианина, вот наперсный крест – креститься за Христа, огнем страданий распинать во плоти или в страстном сердце своем все страсти. Еще им надо напомнить слова псалмопевца: Вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, внутрь [ Пс. 44, 14 ]. Добродетели христианские возрастают часто в бедности, незнатности, при напастях, скорбях, бесчестии, гонении. Сколько мне пакости наделало желание наперсного креста, сколько душевного вреда, отриновения сердечного от Бога. Распяться надо миру и всем прелестям и благам его – вот истинный крест. Мнение людское презирать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010