Увеличение масштаба декора и высоты здания потребовало нового принципа оформления его углов. Первоначальное решение угловых элементов Новой трапезной было задумано и выполнено точно таким же, как на Сушиле, выстроенном артелью Парфена Петрова: круглые угловые колонны на северном (парадном) и плоские пилястры па южном фасадах. Исследование кладки показало, что на месте выложенной трёхчетвертной колонны на северо-западном углу после ее стёсывания были установлены на приложенных пьедесталах мощные парные колонны: по паре, выходящей на каждый фасад. Пьедесталы колонн устанавливались, судя по всему, па забутовку сводов галереи, уже возведённой одновременно со всем зданием, так что позже, при её разборке, па северо-западном углу пришлось подводить кирпичный контрфорс. Аналогично решено было и оформление главного входа на северном фасаде трапезной. Первоначальные круглые кирпичные полуколонны, фланкировавшие вход, были стёсаны, а к плоскости стены приставлены белокаменные колонны, увязанные по высоте и декору с новым повышенным и укрупнённым карнизом. При исследовании стены были найдены и обозначены в обмазке кладки границы стёсанных полуколонн, а при вычинке постаментов под сдвоенными белокаменными колоннами найдены кирпичные профилированные основания первоначальных, сохранившиеся благодаря уцелевшей части свода галереи у главного крыльца. Восстановленные проёмы фасадов нижнего этажа трапезной относятся к первоначальному строительному периоду. Часть их в повреждённом виде сохранялась на восточном и северном фасаде (под остатком галереи у крыльца). Окна северо-западного угла, претерпевшие серьёзные перестройки, восстановлены по сохранившимся следам и конструкции, раскрытой в заложенном проёме. На южном фасаде, кроме простого дверного проёма в центральной части, на уровне первого этажа сохранился неповреждённый оконный проём в глубокой амбразуре, без обрамлений, по конструкции схожий со сдвоенными окнами на других постройках. Наиболее интересно на первом этаже выглядели проёмы северного фасада между крыльцом и пристроенным приделом. Несмотря на капитальную перелицовку степы после разборки галереи, под закладкой в совершенно нетронутом виде уцелели находящиеся рядом в широких заглубленных откосах дверные проёмы входов на верхний ярус подвалов (погребов), расположенных в уровне первого этажа. Один из входов был открыт еще в 1960-е годы, второй открылся в процессе исследования. Симметрично, справа и слева от входов на верхний ярус, располагались белокаменные лестницы и входы на нижний ярус подвалов. Дверные проёмы были основательно заложены в XIX веке при разборке объёма кладки потребовалась только вычинка поврежденных белокаменных блоков, все закладные металлические детали в кладке стояли на местах. Кроме четырёх больших дверных проёмов на северный фасад выходили два оконных проёма, восстановленных по найденным фрагментам.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Фасады сохранившейся части здания Р.А. Кацнельсон, изучавшая памятник в 1940-1950-е годы, предлагала свою версию его первоначального вида, который мог существовать до обрушения свода трапезного зала и привлечения, в связи с этой аварией, опытного зодчего Осипа Старцева, под руководством которого к 1685/86 постройка была закончена. Изучение кладки фасадов, раскрытых от штукатурки, частично опровергло или уточнило эту версию, поставив под сомнение достоверность чертежей графической реконструкции трапезной. Северный фасад Новой трапезной, ориентированный на Успенский собор, под руководством Осипа Старцева был перестроен почти полностью. В меньшей степени был перестроен восточный фасад. При рассмотрении кладки вокруг оконных проёмов основного этажа на фасадах отмечаются четкие следы внесённых изменений: были вставлены многосложные белокаменные обрамления, придавшие первоначальным окнам совершенно иной масштаб. На восточном фасаде одновременно со вставленными на мощных консолях белокаменными колонками были уложены накрывочные блоки поверх кирпичных профилей треугольных сандриков первоначального декора. На парадном северном фасаде кладка первоначальных окон со скромными кирпичными обрамлениями осталась нетронутой только вокруг проемов между встроенными колонками на консолях, а весь верх окон был кардинально переработан: многосложные фронтоны с фигурными вставками представляют собой наиболее развитый тип оконных завершений конца XVII - начала XVIII века. Традиционные «кубчатые» оконные решетки, крайние гнутые прутья которых были обнаружены только в раскрытых от закладок окнах северо-западной «государевой палаты», окрашивались свинцовым суриком. Окна трапезного зала с прямыми перемычками решеток не имели. Монументальность оконных обрамлений потребовала иного решения всех плоскостей фасадов. Если на восточном фасаде, выходившем па глухой участок монастырской ограды, верх окопных обрамлений почти не изменился по высоте, то и не было нужды сбивать первоначальный венчающий карниз, он в неизменном виде сохранился и только был надстроен при возведении приделов XIX века. На северном же фасаде был не только стёсан весь первоначальный карниз, но местами кладка заново переложена в плоскости стены, так что прежние формы не читаются вовсе.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Уместно будет также отметить, что при проведении летом 1988 года раскопок остатков северного участка галереи, изначально окружавшей Новую трапезную, были обнаружены две терракотовые плиты (одна в виде обломка её верхней части) с выраженным рельефом и следами побелок-покрасок на их лицевой поверхности. Размер уцелевшей плиты 26,5 х 22,0 см; включая высоту рельефа, плиты имеют толщину около 6 см. Точно такая же плита была найдена в 1990 году при раскопках фундаментов столбов галереи Сушила у северного фасада. В работе С.А. Маслиха «Русское изразцовое искусство...» приводится аналогичный рисунок красных терракотовых плит размерами 26 х 22 х 3,5-4,2 см из пояса церкви Ризположения в Московском Кремле (1484-1485 гг.). Плиты с подобным или иными рисунками рельефа, близкие по размерам, находились во фризовых поясах в нескольких известных нам памятниках конца XV - начала XVI века, в том числе и во фризе церкви Рождества в Старом Симонове (1510-1511 гг.). Хотелось бы думать, что найденные нами плиты принадлежат именно трапезной 1485 года, однако они могут относиться и к иной постройке, вплоть до своего разрушения сохранявшей частично декор конца XV века. Наличие в верхних слоях покрасок глухой сине-голубой масляной краски с нанесённой местами позолотой не исключает того, что в последние годы существования памятника декоративные плиты находились в интерьере. В любом случае, эти предположения могли быть уточнены обширными и планомерными археологическими раскопками территории, расположенной к северу от Сушила и к западу от Новой трапезной. Во всех дореволюционных изданиях, посвящённых Симонову монастырю, начиная с работы К. Тромонина (1841), время постройки существующего здания Новой трапезной определяется как «около 1677 года». Новая дата - 1680 год - впервые появляется в работах 1926-1927 годов, что свидетельствует о знакомстве авторов с архивными материалами. Публикации 1940-1950-х годов окончательно утвердили новую дату строительства трапезной. Однако оставался спорным вопрос о датировке подвалов (погребов) под трапезным залом. Р.А. Кацнельсон в обширной публикации 1956 года по этому поводу писала: «По-прежнему остается невыясненным, было ли здание построено па чистом месте, или же существующие под зданием подвалы были, как это указывалось в нашей статье (1948), выстроены значительно раньше. Об этом говорят результаты археологических раскопок, произведенных в связи с поисками столбов галереи... Однако, если подвалы и существовали до постройки трапезной палаты, то во всяком случае они не могли относиться к зданию старой трапезной палаты 1485 г., как это представлялось возможным до обнаружения документа. Документ подтверждает высказанное на основании натурных данных предположение о том, что подвалы эти были двухэтажными».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Исследования в натуре однозначно показали, что их первоначальные кирпичные своды, проломившиеся в результате обрушения свода трапезного зала, относятся к последней трети XVII века: в разломе одной из распалубок над проемом в северной стене чётко читается клеймо «Д», датируемое приблизительно 1670-1680-ми годами. Однако этот факт не означает полной отмены предположения, что подвалы, над которыми возводилось здание, к моменту заключения обнаруженной подрядной записи с артелью Парфена Петрова уже хотя бы частично существовали. Из текста архивного дела обращают на себя внимание следующие выдержки (выделение курсивом. - Л.Ш.У. «... а вышина в погребе 2 сажени косых, а стены класть каменем белым а пошва весть толщиною полторы сажени косых а ямы выкопаны и сваи набиты а от сводов погребных до взвод трапезных в нижних житьях 2 сажени без четверти а погреб переделать пополам стена перегородить а в выходе зделать двери в свету сколко надобно будет архимандриту...». «... а над кельею зделать верх и полуглавье тем обрасцом как у него архимандрита на чертеже а столбы крылечные тесать ис кирпичю по обрасцу как образец даст архимандрит... а на наперти ганачки тем же обрасцом каку него архимандрита на чертеже а ганачки крыть лещадми и зубцы поделать а у дверей в трапезе и в церкве и в сенях тремя обрасцы один образец что у Грановитой йодаты а те двери глаткие тем обрасцом как у святейшего патриарха крестовой...». Из приведённого текста ясно, что, во-первых, часть строительных работ была выполнена ещё до подрядной записи, оформленной только 10 июля 1680 года. Во-вторых, при заключении подряда у архимандрита кроме рекомендованных образцов имелся чертёж, которому необходимо было следовать. Учитывая большой объём работ, выполненных по отрытию котлована (ям) и забивке свай под фундаменты и, вероятно, по возведению части мощных стен погребов, так как предусматривалось погреб переделать, перегородив его стеной пополам, можно предположить, что заготовка материалов и строительство было начато в предыдущие годы. Если же принять к сведению, что возведение огромной и сложной по композиции трапезной велось по специальному чертежу, имевшемуся у архимандрита, то придётся признать, что условную датировку начала строительства «около 1677 года» отвергать полностью не стоит.

http://sobory.ru/article/?object=03318

«18 марта 1930 г. в трапезной работала Архитектурная комиссия, которая решала следующие вопросы: 1) устройство кинобудки; 2) переустройство внутренней лестницы; 3) ремонт вышки; 4) снос барабана главки церкви над трапезной. Первые два вопроса были достаточно мирно проработаны с архитектором П.Д. Барановским. Третий же застопорился, причем Свирский (руководитель работ по переустройству трапезной палаты в кинозал) и другие настойчиво убеждали в том, что вышка будет угрожать общественной безопасности, что она является уже наполовину разрушенной. Барабан решено было снести». Архитектурная комиссия от 21 марта «пришла к заключению, поскольку оставшаяся часть парапета находится в состоянии малоудовлетворительном - таковой сломать до корпуса вышки. Самую вышку, поскольку таковая не представляет опасности с технической стороны, покрыть железной четырехскатной крышей... «... Только в начале 1931 г. киноклуб был, что называется, сдан в эксплуатацию. Есть сведения, что летом 1931 г. в клубе проводилась выставка проектов Дворца культуры Пролетарского района. А вот найти документы, подтверждающие, что трапезная использовалась как кинозал, не удалось. Похоже, что дело так и не довели до конца, хотя были истрачены большие средства/по сведениям П. Васильева, 25 000 рублей, а главное - серьезно пострадал очень ценный архитектурный памятник». Судя по фотографиям, сделанным П.В. Клепиковым в 1942-1943 годах, трапезная, как, вероятно, и другие уцелевшие монастырские здания, использовалась в эти тяжёлые годы в качестве жилья: перед её северным фасадом был разбит регулярный огород с грядками; на фотографии начала 1950-х годов у восточного фасада ещё видно развешенное бельё. К счастью, чудом сохранившийся памятник, фотографии которого входили во все издания до 1917 года, в дальнейшем не мог оставаться без внимания исследователей. Уже в 1943 году были проведены первые достаточно подробные обмеры трапезной. Как счастливое исключение среди немногочисленных археологических работ в послевоенные годы, «когда материалы реставрационных раскопок оставались неопубликованными», отмечает известный археолог Л.А. Беляев «раскопки 1945 г. на трапезной Симонова монастыря». Научные публикации Р.А. Кацнельсон и Е.В. Михайловского заставили обратить внимание на памятник, но его судьба от этого не стала счастливее.

http://sobory.ru/article/?object=03318

Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно 9 июля, 2021 Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно Тихвинская икона Божией Матери или, как её ещё называют, Северная Царица — чествуется в Русской Православной Церкви 9 июля. Подробнее в нашем материале! Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица С этой иконой связано множество чудес, прошлых и настоящих. Тихвинская – это символ несокрушимости веры и Православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Тихвинская – это звезда, сияющая у северных рубежей нашей родины. С ней связаны и пророчества о дне сегодняшнем. Тихвинская икона Божией Матери при снятом окладе «Передай ее своим детям» В конце 70-х годов одна глубоко верующая женщина, врач, прошедшая всю войну полевым хирургом, приехала в старинный Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу. В тот раз, благословляя ее на прощание, батюшка, старец Серафим (Розенберг), дал ей в руки небольшую потемневшую от времени «дощечку». Изображения на ней не было видно совсем, но о. Серафим сказал: «Запомни, это икона. Храни ее бережно и передай своим детям. Она проявится перед тем, как в Россию вернется Тихвинская». Женщина была поражена. Она знала, что древняя Тихвинская икона, «жемчужина» русской духовной сокровищницы, была вывезена из России в годы Великой отечественной войны , и с тех пор находится в Америке, в Чикаго. Для верующих – потеря великая, неизмеримая. Написанная по преданию самим апостолом и евангелистом Лукой, эта икона была олицетворением былой духовной и воинской славы Руси. И то, что Богоматерь допустила увезти ее, было наказанием за богоборчество, за отступление России от веры, за поругание церкви Христовой в первой половине XX века. И вдруг, эти уверенно сказанные слова о том, что в Россию еще вернется Тихвинская! Старец Серафим (Розенберг) Шли годы, и вот, в начале 90-х произошло то, во что недавно было трудно поверить: по всей стране вновь открылись православные храмы, стала возрождаться Церковь. А однажды дочь этой женщины вбежала в ее комнату с криком: «Мама, мама! Икона, посмотри!» На темной матовой поверхности дощечки проступила яркая, как первый луч, сияющая позолота орнамента. День за днем образ менялся: сначала проступил контур, затем – прояснился лик, все изображение стало ясным, как новое.

http://pravmir.ru/severnaya-carica/

Меглецы. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь. Не действует.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2004. Адрес: Новгородская область Мошенской район д.Меглецы Координаты: 58.42496, 34.55993 Проезд:По трассе Боровичи - Пестово около 1 км после поворота на Мошенское Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Сохранилась легенда, что во время шведской войны в 17 веке один отряд разорил богатое село Меглицы, где на реке Уверь, стояла деревянная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Шведы столкнули ее в реку. Вскорости этот отряд погиб у погоста Платаново, где шведы напились воды из источника Аграфены Купальницы. В настоящее время заложено основание церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На берегах реки Уверь живописно расположена большая деревня Меглецы. В начале 17 века это было богатое село с церковью в честь иконы Божией Матери «Тихвинской». Село в Смутное время разграбили польско-шведские интервенты, а деревянная церковь, по народным преданиям, была уничтожена. Впоследствии на месте Тихвинской церкви построили часовню, в которой находилась чудотворная икона мучеников Флора и Лавра. Эта часть деревни получила название Большие Меглецы, другая часть называлась Малыми Меглецами. Рядом с часовней находился святой родник. Через д. Меглецы проходил Устюженский тракт, ямщики традиционно останавливались у часовни, чтобы помолиться у чтимой иконы и испить воды из святого источника. В 30-е годы прошлого века утратилась икона, не сохранилась и часовня. Верующие, желая возродить былую красоту и духовность родного села, решили построить новый храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинской». Большим сподвижником и воплотителем в жизнь этой идеи является житель деревни Сергей Васильевияч Налетов. Многие годы большую благотворительную помощь оказывал не только Меглецам, но и другим храмам района, меценат Николай Яковлевич Павлов. 8 июля 2000 года Высокопреосвященнейший Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский, в сослужении с архимандритом Ефремом освятили в д.Меглецы закладной камень будущего храма. И началось восстановление храма. К настоящему времени сооружены фундаменты, на которых поставлена малая временная часовня. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08649

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Новой слободе в Сущёве — православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры. Содержание История [ править править код ] В XVII -XVIII веках Сущевская улица была основной трассой Сущевской слободы, а церковь - главным храмом этой слободы. Главенство храма подтверждается и гравюрой голландского путешественника К. де Брюона. На гравюре путешественник изобразил Москву 1702 года, где отчетливо виден храм с колокольнею в Сущеве. (По рекомендации Петра I К. де Брюон рисовал Москву с Воробьевых гор). В 1710 году с северной стороны храма был пристроен придел в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. С конца XVIII века огромные владения между Банковским переулком и Камер-Коллежским валом (ныне Сущевский) принадлежали вдове Действительной Тайной Советнице Надежде Васильевне Шепелевой. На территории имения, находившегося по соседству с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, был огромный тенистый парк, состоящий из различных пород деревьев. Там же находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться и этом парке. Являясь прихожанкой храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, Н. В. Шепелева «Щедро наделяла богатыми вкладами свою приходскую Тихвинскую церковь». До 1812 года владения Н. В. Шепелевой и прилегающая местность именовалась Новым Сущевым и состояла из загородных домов родовитых фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова, Толстого и др. Во время Отечественной войны 1812 года пожаром было уничтожено две трети построек города. «Император Наполеон, приказав сжечь Москву, совершил варварский поступок...». Во время пребывания неприятеля церкви Москвы были разграблены, разорены и поруганы. Бедствия войны не прошли и мимо Тихвинской в Сущеве церкви: «Означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Главный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери был поврежден очень сильно и к отправлению священнослужения была приготовлена только придельная церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, «но как пособили прихожане и доброхотные датели придельная церковь возобновлена, иже к отправлению священнослужения нужное приготовлено». 5 декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново, о чем в своем «Рапорте» сообщал «церкви Тихвинской Пресвятыя Богородицы, что в Сущеве», священник Тимофей Иоаннов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Вийниярви. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Jumalanäidin Tihvinän ikonin kirkko on Taipaleen ortodoksisen seurakunnan pääkirkko Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1906. Адрес: Финляндия, агентство регионального управления Восточной Финляндии, область Северная Карелия, община Липери, деревня Вийниярви, Вийниярвенти 8 Viinijärventie 8, Viinijärvi, kunta Liperi, maakunta Pohjois-Karjala, Finland Координаты: 62.648482, 29.224191 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Главная приходская церковь Тихвинской иконы Божией Матери находится в Вииниярви. Церковь построена в 1906 году по проекту сердобольского архитектора Оски Леандера (фин. Oski Leander). Крестообразная в плане церковь с элементами архитектурного декора в стиле «модерн» несколько напоминает православную церковь Николая Чудотворца в г.Сердоболь (совр. Сортавала). Крупную сумму (10.000 руб.) пожертвовала на строительство храма вдова купца Ивана Александровича Стрецкова из Санкт-Петербурга. Освящение нового храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери, способного вместить до 300 прихожан, состоялось 9 ноября 1906 года. Освящение провел Высокопреосвященный Сергий (Страгородский), архиепископ Выборгский и Финляндский. Иконостас церкви был изготовлен в Санкт-Петербурге. Часть икон перенесена из разобранной старой церкви Святителя Николая, другая часть икон и церковные принадлежности являются вкладами в церковь разного времени. В храме находится четыре иконы Тихвинской Божией Матери. Одна из четырёх храмовых икон Тихвинской Божией Матери имеет серебряный оклад. Она находится на аналое в передней правой части храма. В нижней части иконы имеется надпись, рассказывающая о том, что она была найдена Павлом Яковлевичем Леонтьевым, возвращавшимся домой после литургии и причастия в Великий четверг 11 апреля 1883 года, на льдине, плывшей по Малой Невке. Икона была в плохом состоянии и нуждалась в реставрации, которая была проведена в 1883 году. Духовным сокровищем церкви является икона святого праведного Иоанна Русского с частицей мощей святого, полученная в дар от Высокопреосвященного Хризостома, митрополита Халкидии и Истии в июле 2015 года. http://www.ort.fi/ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=32769

Епифаново. Молитвенный дом Тихвинской иконы Божией Матери. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2006 и 2008. Адрес: Нижегородская область, Вачский район, село Епифаново Координаты: 55.82099, 42.895069 Проезд:Трасса. Вача - Н. Новгород Указатель направо: с. Епифаново Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Епифаново, церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Приняв во внимание самые ранние архивные документы, следует отметить, что при Петре Алексеевиче (Петре 1. 1694-1725гг.), царе русском, в селе Епифаново Нижегородской губернии Горбатовского уезда Елизаровской волости был деревянный храм. Один из престолов ветхой церкви был посвящён святому великомученику Георгии Победоносцу. Поэтому приход и селение назывались Георгиевскими. В Епифанове Егорьев день ежегодно отмечается 9 декабря.  Однажды в середине XVIII века (по народному преданию  в 1750 году) в селе Георгиевское на церковной земле около родника  пастух, выгоняя утром стадо, заметил чудо: на дикой яблоньке среди ветвей стояла икона Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в местный храм и стали люди замечать, как только помолятся они иконе, окатятся из источника водой, сразу отступают болезни. В холерные годы не раз прихожане совершали крестные ходы с чудотворной иконой и носили её по домам. Случаев смертности не было. И разнеслась тогда в народе молва о чудотворной  иконе. Видя, как почитается эта святыня, решено было построить новый деревянный храм, Главной иконой, которой стала икона Тихвинской Божией Матери. Церковь была построена помещиком Антоном Ивановым Аламикиным в 1761 году. Храм состоял из двух пределов: главный холодный был посвящён Тихвинской иконе Божией Матери, а второй – Георгию Победоносцу. Колокольня имела круглую форму (данные Государственного архива Нижегородской области). В летописи упоминается, что до XYIII века при селе Георгиевском в приходе числились  селения:  Сергеево, Берёзино поле и Бересениха.

http://sobory.ru/article/?object=22145

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010