Рождественское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Рождества Иоанна Предтечи Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:1724. Адрес: Кировская обл., Яранский р-н, с. Шошма (Рождественское) Координаты: 57.387856, 47.852134 Проезд:Выезд из г. Яранска (от Троицкого собора) по трассе Р-176 на Котельнич. Через 12 км левый поворот по указателю на Рождественское (напротив поворота на Опытное Поле), от поворота 3,5км. Остатки церкви и колокольня находятся по ул. Ваганова. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце мая 1998 года произошло печальное событие в селе Рождественском. Обрушилась старая церковь. Случилось все внезапно, белым днем. Вот что рассказал один из жителей села: — За три часа до этого мои внуки ходили посмотреть на храм. Дети есть дети: им все интересно. Я в последние годы ребятишек из стен старого здания частенько гонял: разве, мол, не видите, что кирпичи падают? А вдруг — на голову? Спаси Боже! Ну, а что церковь вся разом обрушится, и не думал. Слава Создателю, обошлось без жертв. Удар, да такой силы, что в ближайших домах посуда подпрыгнула. Не все сразу сообразили, в чем тут дело, а вышли на улицу: мать честная... И что собой сегодня представляет Рождественское? Село, в котором церкви нет, уже и не село вовсе — деревня. В 14 километрах от Яранска стоял один из самых выразительных художественных памятников древнерусского зодчества на территории современной Кировской области — церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шошма (Рождественском). Церковь видна уже издалека. Это, с его сложным построением, замечательный памятник прошлого. Над огромным восьмериком, венчающим центральную часть храма, высоко вознесен прекрасный венец причудливых фронтонов. Каждый из них обрамлен по наружному контуру лепестками. Церковь Рождества Богородицы построена по одним источникам в 1646 году, по другим — в 1674 году, по третьим — в 1690 году. По штату церкви было положено: 2 священника, 1 дьяк, 2 псалмопевца.

http://sobory.ru/article/?object=03680

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Рождественский погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Рождества Богородицы на Жданке Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Варвары великомученицы Год постройки:Между 1685 и 1686. Ссылки:     Адрес: Московская обл., Раменский р-н, с. Плетениха (церковь расположена вне села, в бывш. селе Рождественно, или Рождественский погост). Координаты: 55.452076, 37.957324 Проезд: С Павелецкого вокзала до ст. " Космос " , далее 5 км в восточном направлении. По трассе М5 (Новорязанское шоссе) до пос, Чулково, в Чулково съехать направо на дублёр. По дублёру ехать 3 км до правого поворота на пос. Володарского. Через 6 км - левый поворот на Константиново. Проехать через Конста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С Павелецкого вокзала до ст. " Космос " , далее 5 км в восточном направлении. По трассе М5 (Новорязанское шоссе) до пос, Чулково, в Чулково съехать направо на дублёр. По дублёру ехать 3 км до правого поворота на пос. Володарского. Через 6 км - левый поворот на Константиново. Проехать через Константиново до дер. Ждановское. Перед указателем " Ждановское " справа будет въезд на свалку со знаком " Stop " . Свернуть туда, двигаться прямо через свалку до выезда на грунтовку (Внимание! Дорога изобилует торчащей из земли арматурой и прочим мусором, способным причинить вред автомашине!). Поле за свалкой покрыто сетью грунтовых дорог, за неимением ориентиров двигаться нужно на северо-запад придерживаясь самой накатанной колеи. Сразу после 2-го перелеска - левый поворот и вперёд ещё около 200 м. Справа в леске будет кладбище, церковь стоит в его глубине (издалека не видна). Проезд сезонный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Рождества Богородицы села Плетениха построен в 1686 году. Храм находится в лесу и поблизости нет населенных пунктов. До революции в этом месте было село Рождествено, которое в 30-х годах было упразднено, до села Плетениха не менее 2-х километров. В то же время был закрыт и храм. В настоящее время храм находится в запустении, дороги туда нет, только грунтовая проселочная колея. Производится оформлением земельного участка под здание церкви, создание церковной общины. Все работы начинаются с абсолютного нуля. Богослужения на данном этапе не проводятся. 

http://sobory.ru/article/?object=10603

В.Березин, В.Добронравов Четвертый благочиннический округ В состав означенного округа входят церкви следующих сел: Алексина, Быкова, Воскресенского 1-го, Воскресенского 2-го, Всегодич Большних, Всегодич Малых, Дубакина, Егория за Вазалью, Зименок, Лучкина, Милюкова, Михайловой пустыни (погост), Михалева, Ряполова, Спас-Юрцева, Хватачева, Хотимля, Шапкина, Шижегды (погост) и Щербова. Алексино Село Алексино, при прудах, находится от уездного города в 30 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Село было вотчиной Троице-Сергиевского монастыря; по упразднении же населенных монастырских вотчин в 1764 году, оно перешло в казенное ведомство. До начала XIX столетия в селе существовали три деревянные, имевшие при себе отдельные приходы и причты, церкви: Предтеченская, Богородице-рождественская и Иоакимовская. О Предтеченской церкви находятся известия в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 164 (1656) годом записано: « церковь Усекновения честныя главы Иоанна Предотечи да в пределе Сергия чюдотворца в вотчине Троицкаго Сергиева монастыря в селе Алексине дани два рубли семнатцать алтын полторы денги заезда гривна»; а под 180 (1672) годом о сей церкви показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». Церковь Иоанна Предтечи в 1802 году, вместе с церковию Рождества Пресвятые Богородицы, сгорела; после пожара она уже не возобновлялась; приход и причт, по распоряжению Епархиального Начальства, причислены к церкви Рождества Пресвятые Богородицы, вскоре построенной после пожара. В настоящее время в селе существуют две церкви, с самостоятельными приходами: Богородице-рождественская и Иоакимовская. Богородице-рождественская церковь . Из истории этой церкви известно немногое, а именно: в 1802 году она, вместе с Предтеченскою церковию, как сказано выше, сгорела; вместо сгоревшей деревянной церкви, прихожане своими средствами, по благословению Владимирского епископа Ксенофонта, построили в 1818 году ныне существующую пятиглавую каменную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

(Упраздненный) Содержание I. Местность II. Основатель монастыря III. Храм IV. Колокольня V. Достопамятности VII. Кладбище VIII. Синодик О. В. Недоброго. Настоятели IX. Вкладная книга X. Летопись XI. Синодик М. П. Колупаева XII.Ynpabлehue XIII. XIV.     Одоевский Анастасов мужской монастырь, от которого сохранился доселе древний каменный храм во имя Рождества Пр. Богородицы, интересной архитектуры, со многими достопамятностями, давно уже обращал на себя внимание любителей отечественной истории u местных древностей. А потому и о монастыре и об отдельных его памятниках есть уже своя библиография. Таковы именно статьи: 1 . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. Составил Оптинной Пустыни иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры). Москва. 1863 г. Стр. 104–170-я. Лихвинский Анастасов монастырь. 2 . Анастасов Богородице-Рождественский монастырь. Вас. Ив. Шумова (преподавателя Тульской Духовной Семинарии). В Тульских Епархиальных Ведомостях. 1864 г. 2-й. Января 15-го. Стр. 58–69-я. 3 . Богородице-Рождественский Анастасовский мужской монастырь, близ Одоева, теперь, приходская церковь . П. Мартынов. В Тульских Губернских Ведомостях. 1870 г. 2 декабря. Среда. 62-й. Стр. 813–816. 4 . Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. 1895 г. Стр. 582–587. Село Анастасово. Кроме того, – Древний Синодик Анастасова монастыря бывал неоднократно на «рассмотрении» нескольких лиц, о чем есть записи в самом синодике. В конце его читается: а) „Для собрания исторических сведений об Анастасове монастыре и городе Одоеве книгу сию рассматривал по поручению начальства штатный смотритель Одоевского уездного училища титулярный советник Петр Алексеев сын Покровский. Августа 2 дня 1835 года“. – Было ли что Покровским издано в печати, – неизвестно. б) „По предписанию г. Военного Губернатора города Тулы и Тульского Гражданского Губернатора, на имя г. Одоевского зем- ского исправника последовавшего, книга сия для извлечения из ней достойных примечания редкостей (?) рассматривалась. в Одоевском земском суде февраля 26 дня 1838 года. Столоначальник Худяков“. Те «извлечения», какие были сделаны г. исправником, если сделаны были, – где и когда изданы в печати, – точно не известно. Но известно, что в Калужских Губернских Ведомостях за 1848 год была помещена любопытная статья под заглавием: „Синодик Лихвинского Анастасова монастыря“, которую, для сохранения этого единственного сведения о бывшей обители, приводит вполне, с замечаниями на некоторые места оной, о. иером. Леонид в своем „Описании Анастасова монастыря“ (стр. 155 и сл.) 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Рождественский цикл Празднование Рождества Христова (25 декабря по старому и 7 января по новому стилю) начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост , очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Время поста не представляет собой особого литургического периода, подобно Великому посту; Рождественский пост имеет скорее «аскетическую», чем «литургическую» природу. Однако, период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник. Тема приближающегося Рождества в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста — 15 ноября — ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» С этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир! Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством, Церковь вспоминает Праотцев и Отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 20 декабря Церковь начинает предпразднство Рождества, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой — потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве. Навечерие

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-bogosl...

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей. Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Христова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней). Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года " усердием " царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских. В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Щёлково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в с. Хомутово Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Также известна как Покровская церковь. На доске при входе в качестве года постройки указан 1800 г. На второй мемориальной доске надпись: " В церкви с 1933 г. по 1938 г. совершал служения священномученик Александр Крутицкий. Расстрелян 1.08.1938. Причислен к лику святых на Архиерейском соборе 2000 г. " . Покровская церковь в Хомутово строилась на средства прихожан с 1800 по 1856 г. Длительный период строительства сказался на архитектуре здания, отразившей различные фазы развития классицизма. Двусветная ротонда храма с округлым алтарем и боковыми колоннадами тосканского ордера создана в 1800 г. в строгих и изысканных формах зрелого классицизма. Трапезная 1832 г. имеет ампирную обработку. Для нее характерен мотив трехчастного окна, вписанного в арочную нишу. В 1856 г. трапезная увеличена в длину, к ней пристроена массивная трехъярусная колокольня с весьма лаконичным убранством, характерным для позднего ампира. В советское время церковь не закрывалась. В интерьере сохранились современные церкви росписи и иконостас XIX в. В 2004 году общиной храма была издана книга " Сказание о церкви Пресвятой Богородицы с.Хомутово Щелковского благочиния Московской епархии " . В книге рассказывается о истории храма, о истории села Хомутово, о подвижниках благочестия, чья жизнь связана с Покровским храмом. Все материалы этой книги размещены на сайте храма . Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутове. Село Хомутово на реке Клязьме по писцовым книгам 1623-24 гг. Московского уезда, Бохова стана, «вотчина Рождественского девичьего монастыря, а в селе церковь во имя Покров Святой Богородицы, древянна, клетцки, стоит пуста, без пения; в селе крестьян 2 двора, в них 2 чел.»; в 1646 г. «у церкви двор попа пуст, в селе крестьянских и бобыльских дворов 7, в них 14 чел.». Церковная Покровская земля отдавалась в оброк. В приходных книгах Патриаршего казенного приказа оброчных земель за 1638 г. написано: «с церковной земли Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутове, вотчина Рождественского девичьего монастыря, что на Москве, патриарша села Покровского, что на Пехорке, на крестьянах Гришке Спиридонове с товарищи оброку 5 алтын». За 1647 г. под этою статьею отмечено: «построена церковь и дань взята, впредь той церковной земли в оброчной книге не писать».

http://sobory.ru/article/?object=03039

Ольшаны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1764 и 1767. Год утраты:1942 (разобрана немцами для мощения дороги) Адрес: Украина, Харьковская обл., Дергачёвский район, пгт. Ольшаны, ул. Центральная, д. 2А. На церковном месте ресторан «Тандем». На месте церковной часовни - автозаправка «Brent Oil» (на северо-запад от храма, через дорогу). Координаты: 50.053573, 35.882091 Проезд:до остановки «Центр», далее до ресторана «Тандем» (храмовое место). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ольшаны - бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего - полка лежат примерно в 29 км к северо-западу от г. Харькова. Как писал Филарет Гумилевский, «население Ольшаной началось не позже 1650 г. и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. Каменный Рождественский храм встал на месте более раннего деревянного, 1736 г. постройки, в 1764-1767 гг. В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь 1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших в начале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С.А. Таранушенко, вместе с обмерами. Несохранившийся Рождественский храм в 1792 г. был переосвящен в Покровский, когда располагавшаяся по соседству церковь XVII ст. обветшала. Ктитором тогда был Иван Яковлевич Ковалевский. По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки.

http://sobory.ru/article/?object=56833

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010