«Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. XIII:8). Когда был болен Святейший Патриарх Тихон, некоторые говорили – вот умрет ваш патриарх и вся ваша Церковь рассыплется, он вас объединяет, и без него вы распылитесь. Умер Святейший Патриарх Тихон. Первоиерархом Церкви Российской стал патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Крутицкий. И что же? — Церковь поместная наша не только не распалась, а еще более укрепилась. Митрополита Петра заключили в тюрьму. Его место занял, в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя – Митрополит Сергий Нижегородский. Была тогда, кроме внешней – тяжелая скорбь внутренняя: помимо обновленческого раскола и других, – и помимо неверия. Это – раскол ВВЦС, во главе с Григорием, б. Екатеринбургским, а также ложное выступление М. Агафангела.    Господь помог мудрому святителю М. Сергию – разбить в корне эти происки против Церкви Божией. И вот М. Сергий – в узах. Его место занимает смиренный инок, даже без Академического образования, Архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Скромный, верный и мудрый святитель и этот. И сердце покойно за Церковь Божию: Господь выдвигает в нужное время – слуг Своих. Что Господь судит впереди – на то Его Святая воля.    Одно знаем, что Сам Христос Бог – Глава Церкви, ратует за Свою Церковь. Не люди, даже самые верные и мудрые, спасают Церковь Христову, а Сам Спаситель. Как в дни Апостолов, в период первых гонений за Церковь Божию – так и ныне, до скончания века Христос Бог сохраняет Церковь Свою. В этом – главнейшая наша радость и непоколебимая надежда, при всех, самых хитрых нападках на Церковь Божию.    «Мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, как благодеющая, а на всех, оставляющих Его — могущество и гнев Его!... Итак мы постились и просили Бога нашего и Он услышал нас» (2 Ездр. VIII:22—23)... Так рассуждал ветхозаветный мудрый книжник Ездра. В момент большой опасности для народа своего – Израиля, ученый книжник надеется не на человеческие силы, а на помощь Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Епископ Львовский и Галицкий Филарет: Церковь не может участвовать в политических процессах Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. 1 декабря, 2013 Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. Епископ Львовский и Галицкий Филарет выступил с обращением в связи с политической ситуацией во Львове и всей Украине. Текст обращения опубликован на сайте  Львовской епархии : Возлюбленные братья и сестры! С особым сожалением и страхом наблюдаю за ситуацией, сложившейся в последние дни в нашем государстве! Святая Церковь, конечно, не может принимать участия в политических процессах, поскольку Она Богом установленный организм, соединяющий этот мир с миром небесным. Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. В то же время, Церковь — единственный источник истины, которая всегда была и останется неотступной от Евангельского учения. Святая Православная Церковь объединяет верующих с различными политическими убеждениями, на которые они имеют право, как полноценные граждане своей Родины. Но невозможно спокойно наблюдать за тем, как насилие и ненависть набирают колоссальные масштабы и начинают владеть чадами одной Церкви разных социальных и должностных статусов!Голос Церкви сегодня звучит словами Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:11). Нельзя допустить, чтобы сегодня граждане одного государства утонули в реках собственной крови через свои убеждения! Поэтому мы молимся Вседержителю, чтобы Он наполнил наши сердца любовью, как об этом говорит Господь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­любил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любо­вь между собою» ( Иоанн. 13:34-35 ).

http://pravmir.ru/episkop-lvovskij-i-gal...

«Как это может быть?» – спрашивал в страхе Никодим Господа о духовном рождении. Да! Церковь есть «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ), тайна духовного рождения и жизни в истории непорочного тела Христова. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 32 ). Это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3, 9, 10 ). Церковь есть тайна благодати, столь же непостижимая и невероятная для рассудка, как и сердце этой тайны – вкушение Тела и Крови Господней. Так это и было – не только для современных кальвинистов, но и для иудеев 1930 лет тому назад: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» ( Ин. 6, 56, 60 ). Церковь слушала, и мы живем в этой вере Церкви так же, как в ней жили люди в любой другой век. На богословской конференции в Хельсинки в 1959 году один вполне ученый представитель Всемирного Совета Церквей сказал, что православие существует только с 1054 года, – со времени разделения церквей. С IV века мы храним определения Церкви как единой, святой, соборной и апостольской. Первый эпитет устанавливает единственность Церкви: «А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песне Песней, говоря от лица Христова: «едина есть голубица моя, совершенная моя» (святой Киприан Карфагенский ). Второй – ее святость: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5, 25–27 ). Третий – ее соборность, кафоличность, единство, или целостность, Церкви всех веков и всех народов: «Единство духа в союзе мира (так как. – С.Ф.) одно тело (Церкви. – С.Ф.) и один дух» ( Еф. 4, 3–4 ). Нам говорят, что наша Церковь началась с 1054 года, а нам кажется, что кто-то из нас стоял с мироносицами на Голгофе, что наша мысль воспитывалась в школах до-Никейских отцов. В Церкви нет прошлого, а все в бытии вне-временного нетления, все в божественной вечности, поэтому Церковь апостолов, мучеников и подвижников прошлых веков истинно живет в настоящее время в святых воздыханиях современных участников ее жизни, людей, хоть и оскудевшей, но все еще не умирающей веры. Это вне-временное и вне-пространственное единство Церкви только потому возможно, что она есть действительно не общество, не гуманитарно-моральная человеческая организация, а именно таинственный Организм единого Тела. Сущность всякого тела – единство. Соборность Церкви есть единство святого Тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Мысль Павла движется по замысловатой траектории, так что даже трудно предугадать окончательный ответ. Вначале апостол вроде бы соглашается с позицией этих самых знающих: в самом деле, «так называемых богов», конечно, бояться не стоит и «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем...» (стт. 5. 8). Но вывод совсем другой: «не буду есть мяса вовек!» (ст. 13), потому что от вышеупомянутого знания может погибнуть немощный брат, а за него умер Христос. Опять-таки уместно обратить внимание, как этим текстом распоряжается Церковь в литургическом плане. 1Кор. 8, 8 – 9, 2 читают на Литургии в один из дней накануне Великого поста (в Неделю мясопустную), тем самым заставляя посмотреть на пост не столько с индивидуально-аскетической, сколько с церковно-общественной точки зрения. Вечеря Господня Все той же теме – единства Церкви при появляющихся разделениях – апостол Павел посвящает и строки о самом главном церковном Таинстве, которое изначально было призвано быть реализацией указанного единства: Вечере Господней или Евхаристии. 1Кор. 11, 18–34 является одним из немногих текстов в Новом Завете подобного рода. Во-первых, это одно из четырех, наряду с Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24 и Лк. 22, 19–20 свидетельств о последней (Тайной) Вечере Иисуса с учениками, причем особенно ценно то, что Павел здесь пересказывает церковное Предание («...принял то, что и вам передал...», ст. 23). Во-вторых, это единственное новозаветное свидетельство о самих таких собраниях среди христиан первых поколений. Когда, как не в Великий Четверг – день историко-литургического сугубого воспоминания о Тайной Вечере Иисуса Христа с учениками –этот текст ( 1Кор. 11, 23–32 ) может быть Апостольским чтением?! 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Что значит собираться в церковь ? В нашем сознании сразу возникает церковь как храм с куполом и крестом, тогда как речь идет о схождении в церковь как в собрание вместе (таков изначальный смысл слова «церковь» – греч. e)kklhsi/a). Это лишнее напоминание нам о том, что значит «церковь» прежде всего – не здание, в которое можно прийти в любое время и сделать какое-то свое частное духовное дело, а собрание вместе, где дело общее (позднее появится греч. слово leitourgi/a – литургия, что и значит «общее дело»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и, конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, к народу своему , – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей, где уже были и те, которые предшествовали и самому Аврааму: Адам, Сиф, Енох, Ной, Сим и Евер. Есть Церковь Земная, Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая Мы, православные, учим, что Церковь – едина. Но в то же время мы видим, что есть как бы две Церкви: это Церковь Земная, Странствующая и Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая. И вот Ветхозаветная Церковь – она так и называется: «Ветхозаветная Церковь». Потом на смену ей приходит Новозаветная Церковь, и этот порядок сохраняется на земле, где странствия и борьба с грехом, а там, на Небесах,– торжество и радость отдохновения. И свидетельство того, что Измаил приложился к народу своему,– это свидетельство о том, что его религиозный статус был подтвержден и на Небесах в день его смерти. Ведь согласитесь: это очень тяжело – в день смерти вдруг пережить разочарование! Человек молится, кается, надеется, плачет, радуется – и вдруг в момент смерти он узнает, что он не будет принят в сообщество спасенных. Про Измаила сказано: и скончался он, и умер, и приложился к народу своему , и Господь Иисус Христос говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11). И далее: Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих (Быт. 25, 17–18). Вот опять подтверждается религиозный статус Измаила и его потомков: они поселились пред лицем всех братьев своих . А какие братья были у Измаила? У него, собственно, был один брат, Исаак, и изгнанные на Восток дети Хеттуры. Но были и другие верующие. И то, что они (потомки Измаила) поселились пред лицем всех братьев своих , надо понимать так: «братьев по вере в Единого Бога». Авраам не создал нацию. Вот это надо понять! Он создал, прежде всего, религиозную общину. И в этой общине все считали друг друга братьями и сестрами! Нация возникает при великом Исходе из Египта!

http://pravoslavie.ru/110922.html

Спускаемся еще несколько ниже. Перед нами францисканская церковь Dominus flevit (Господь плачет). Воистину удивительны названия церквей во Святой Земле! У нас довольно однообразно все храмы именуются в честь святых или великих праздников: Воскресенская, Покровская, Никольская и т. д. А здесь все – по происшедшим на этих местах событиям: церковь Чуда, церковь Приумножения хлебов, церковь «Отче наш», церковь Плача Господня, церковь Бичевания и т. д. Церковь Dominus flevit находится на месте, где в Вербное воскресенье Господь, входя в Иерусалим при всеобщем ликовании, воззрел на город и заплакал. Мы подошли к этому храму довольно поздно. Время посещений только что кончилось, и монастырские врата были закрыты. Встав у ворот, мы стали читать Евангелие: И когда [Иисус] приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём, и сказал: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. ( Лк. 19: 41–42 ) И тут вдруг монастырские ворота открываются: это выходят последние посетители. Мы умоляем привратника впустить нас, объясняя, что мы из России, из Сибири (Russia! Siberia!). Услышав о Сибири, он впускает нас. Благодарение Богу! Как хорошо на этой горе! Везде христианские храмы смотрят на восток. А этот – прямо на запад. Алтарная стена его стеклянная, и отсюда открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору. Теперь там величественный золотой купол мечети Омара (или Купола Скалы). Вошедший в Церковь Dominus flevit видит через открытый алтарь то, что видел Иисус, когда, спускаясь с горы, Он здесь заплакал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф. 23: 37 ) Внемля плачу Иисуса, паломник видит на лицевой стороне открытого престола мозаичное изображение Птицы с нимбом вокруг главы, собирающей под Свои крылья разлетающихся птенцов. Как хочется собраться под этими Крыльями, сокрыться под ними! Но дерзки люди и безумны. Хотят собраться без Его Крыльев. А собирающего начала-то нет. Потому и нет собирания. Птенцы разлетаются кто куда. Пустеет гнездо. Здесь, на этом месте, глядя на Иерусалимский храм, и сказал Христос: Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф. 23: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Условия для вступления в Царство: «Покайтесь (дословно: перемените образ мыслей), ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Вход в это Царство возможен только через таинство Крещения , в котором человек рождается для духовной жизни: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Церковь в основе своей имеет искупительную жертву Христа, дающую нам возможность через веру, путем нового рождения стать причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Поэтому, хотя жизнь Церкви и протекает в естественных внешних условиях и имеет видимые внешние формы, но она по существу своему сверхъестественна. Это объясняет те странные для неверующих слова, которые сказал Спаситель о положении верующих в мирской жизни: «... мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин. 17:14 ). «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). Эти слова Спасителя показывают несовместимость праведной жизни с греховными и чуждыми Церкви обычаями светского мира. «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Таким образом Церковь – это благодатное, сверхъестественное, на основе голгофской жертвы самим Господом установленное на земле единство свыше рожденных людей, составляющих таинственное тело Христово, напоенное Духом Святым и имеющее главою своею самого Господа Иисуса Христа. Признаки истинной Церкви Все увеличивающееся количество церквей и всевозможных сект затрудняет ответ на вопрос, какая из них является истинной Церковью и существует ли вообще в наше время единая истинная Церковь . Может быть, думают некоторые, первоначальная апостольская Церковь постепенно раздробилась и существующие теперь церковные объединения являются лишь «осколками» ее, частично сохранившими те или другие крупицы ее бывшего духовного богатства – благодати и истины. При таком воззрении на Церковь некоторые полагают, что ее можно восстановить из существующих христианских деноминаций путем сговора и взаимных уступок. Такое воззрение лежит в основе современного экуменического движения, которое не признает ни одну церковь истинной. Может быть, думают другие, Церковь принципиально никогда ничего общего не имела с официальными церквями, но всегда состояла из отдельных верующих , принадлежащих к разным церковным группировкам. Это последнее мнение выразилось в учении о так называемой «невидимой церкви», выдвигаемом некоторыми протестантскими богословами. Наконец, для многих христиан неясно: нужна ли вообще Церковь , когда человек спасается своей верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Это было бы равносильно заявлению, будто Церковь «ошиблась» в своих твердых догматических определениях против ересей, и допущению — в духе уважения к чужому «верую» — что и у ариан была-де некоторая правильная устремленность к истине, но Церковь ее не увидела в свое время и потому осудила ариан на I Вселенском Соборе. Значит, Церковь должна пересмотреть вероопределения II Вселенского Собора о Божественном достоинстве Св. Духа, которым от Православия отсечены еретики-духоборцы! Ради всеобщего сближения она должна капитулировать и перед несторианами, несогласными с постановлениями III Вселенского Собора, «каяться» перед ними и просить прощения за то, что объявила еретиком Нестория. «Покаянно обвиняя себя, Церкви пришлось бы оправдать дохалкидонцев и монофизитов в их упорном отрицании догматического вероисповедания IV Вселенского Собора относительно способа единения двух естеств в Едином Лице Господа Иисуса Христа и реабилитировать — в опровержение самой себя — еретиков Евтихия, Диоскора, Секира, и пр. ( см. 1е и 95е правила VI Вселенского Собора ). Следуй Церковь подобной экуменической логике, то она должна была бы так обойтись и со всеми прочими еретиками, осужденными соответствующими Вселенскими и Поместными Соборами. Лишь в этом случае она исполнила бы экуменические требования ВСЦ глубоких преобразований, передвижки церковных структур и окончательного уничтожения разделительных стен. Но это означало бы конец истинной Христовой Церкви! Только отдавая себе ясный отчет, что Церковь не есть человеческое учреждение, можно понять, почему Церковь не может и не должна каяться. Хотя она на земле состоит из людей, и в большинстве своем из грешных людей, она есть Богочеловеческий организм, в который входят, кроме земных обитателей, еще и отошедшие в вечность праведники, а также несогрешившие небесные Ангелы. Об этом пишет св. ап. Павел уверовавшим во Христа евреям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев (т. е. уверовавших во Христа) 419 , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисуса» (Евр. 12, 22—24). Таков, согласно слову Божию, состав новозаветной Церкви. Она составлена из земных людей, правильно уверовавших во Христа и на основании этой веры достигших духовно-нравственного усовершенствования по подобию «Начальника их спасения» (Евр. 2, 10) — Христа, сшедшего с небес, чтобы вселить земных обитателей в небесное селение Ангелов. Так мыслит себя св. Православная Церковь. В каноне на праздник св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8 ноября) в первом тропаре 9й песни читаем: «Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершившаго Ангелов и человеков, непрестанно величаем»!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать” Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5). С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога» . – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий» .

http://pravoslavie.ru/110108.html

— Богохульствуешь! — гневно воскликнул о. Никодим. — Кто дал тебе власть грехи прощать? Христос повернулся к нему: — «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», говорю ему: встань и иди домой! И на глазах у изумлённой толпы расслабленный, как здоровый, поднялся с полу, в ноги поклонился Христу и благоговейно поцеловал край Его одежды. Тихо, опустив голову, о. Никодим пошёл в алтарь.  V Была ночь. Старичок Сила, ночной сторож, приютил Христа у себя на ночлег. — Всё равно каморка пустая ночью, спи себе на здоровье. Христос не спал, сидел у открытого окна. В дверь постучали. — Эго ты, Сила? — окликнул Христос. — Можно? — произнёс за дверью дрожащий голос. Дверь отворилась. В темноте нельзя было разобрать лица вошедшего. — Кто это? — Это я, о. Никодим... Я пришёл к Тебе поговорить. Ты сегодня свершил чудо. Я знаю, что ты учитель, посланный от Бога... Но в то же время слова твои так странны... — О каких словах говоришь ты? — О нерукотворённом храме. О Боге, которому нужно поклоняться в духе и истине. — «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». — Да, но не учил ли Христос две тысячи лет тому назад, что Он созиждет церковь, и врата адовы не одолеют её. — Не про вашу церковь сказаны эти слова. — Но про какую? Где же другая церковь? — «Дух дышит, где хочет». — Послушай, кто бы ты ни был, я вижу, что тебе открыто многое. Скажи, ведь церковь должна была развиваться, крепнуть, изменяться. Не могли же при Христе так же молиться, как в наше время. Не могло быть архиереев, митр, таких облачений, колоколов. Не могло быть всего того, чем богата православная церковь. Но пойми, это доказывает рост церкви. Церковь созидается воистину. Её изменения есть переход юности в возраст мужа. Церковь не отменяет Евангелие, но она толкует его. Её толкование есть раскрытие, уразумение тех истин, которые заключены в Евангелии. — Так говорили книжники и фарисеи две тысячи лет назад, — тихо сказал Христос. — Они извратили закон Моисеев. Они завесили уши народа, и он перестал слушать глас Божий; заповеди Его они умертвили толкованиями своими. И всё это во имя торжества Божьего дела на земле. Рост не в колокольнях, не в архиереях, не в клиросе, не в ваших торгашах свечами — рост Церкви в духе и истине сынов Божиих. Когда Мои апостолы шли на проповедь без серебра и золота, ужели это было ниже, чем выезды ваших архипастырей! Ужели рост Церкви — золото и серебро храмов ваших, когда братья ваши умирают от голода и нищеты!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2344...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010