Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Административное устройство, формы богослужения, язык, богословская терминология — если бы христианин третьего века чудом попал в наше время, он вряд ли бы узнал Православную Церковь. Епископы носят царские митры, высятся крестово-купольные храмы. Незнакомый богослужебный устав, епархии размером в несколько Греций, церковные награды, синоды, отделы и епархиальные комиссии. Причем если кто-то и говорит о реформах, его слова вызывают отпор! Как же Церковь умудряется меняться? Об этом — протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, магистр богословия, настоятель Церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, священник в третьем поколении. — Изменения в Церкви происходят постоянно, начиная с самых первых десятилетий существования христианства и до наших дней. Но эти изменения обычно бывают естественными и органичными. Бывали, конечно, перемены, которые вызвали серьезные потрясения, как старообрядческий раскол в XVII веке. Но если вы спрашиваете, что лучше, резкие реформы или постепенное развитие, — на этот вопрос недавно ответил Патриарх Кирилл: никаких резких реформ в Церкви не должно быть. Почему? Потому что такие реформы ведут к совершенно непредсказуемым последствиям, к новым расколам и новым разделениям церковного единства, которое сейчас у нас пока еще сохраняется. Во всех конфликтах и спорах есть некоторая кажущаяся правота и у одной стороны, и у другой. И мудрые пастыри, архипастыри, такие как свт. Василий Великий, учитывая это, стараются не отталкивать тех людей, которые по каким-то причинам оказались прельщены неточной идеей. Терпением, молитвой, разъяснением и глубочайшим смирением они умеют выправить искажение и привести всех к церковному единству, не повреждая истины.

http://pravmir.ru/vechno-yunaya-i-vechno...

Архив Пн Разъяснение о совершении богослужения с пением «Аллилуия» в период малых постов 24 августа 2023 г. 20:45 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Типикон предписывает в будничные дни малых постов, в которые бывает память святого, не имеющего тропаря, совершать службы с пением «Аллилуия» и земными поклонами (если не случится пред- или попразднство). На практике в эти дни службы на приходах практически повсеместно совершаются по уставу с пением «Бог Господь». Возможно ли более широкое совершение служб по уставу с пением «Аллилуия» в будничные дни малых постов?  Устав с пением «Аллилуия» в будничные дни не предполагает совершение Божественной литургии. Отмена литургии вызывает непонимание у прихожан. Возможно ли решить данную проблему?  Ответ Совершение службы с пением «Аллилуия» в те будничные дни малых постов, когда у святого нет тропаря и не случается пред- или попразднства, прямо предписано действующими редакциями богослужебных книг. Следовательно, совершение службы по уставу с пением «Аллилуия» в такие дни, безусловно, является возможным. Более того, на Священном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 года было принято постановление о желательности восстановления этого «забытого требования устава».  Вместе с тем не следует создавать прихожанам неудобства, отменяя совершение Божественной литургии в тех многоштатных приходах и монастырях, где литургия во весь год служится ежедневно (за исключением известных дней Сырной седмицы и Великого поста). Поэтому, с учетом того, что в различных редакциях церковного устава упоминается возможность совершения Божественной литургии, в том числе, и в дни с пением «Аллилуия» (кроме периода Великого поста), допустимым является совершение вечерни и утрени по уставу с пением «Аллилуия» в малые посты без отмены Божественной литургии.  Разъяснение ответа  Действующая ныне в Русской Православной Церкви редакция богослужебного Устава предполагает, что в определенные будничные дни малых многодневных постов (Рождественского, Петрова и Успенского) богослужение совершается не с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря дневного святого, а с пением «Аллилуия» и троичнов Октоиха, а также с иными особенностями, свойственными постовому строю службы, — в частности, с завершением каждой из служб суточного круга молитвой преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Относительно литургии в дни малых постов при службе с пением «Аллилуия» устав замечает: «Ведомо буди: яко егда поем Аллилуиа, и часы с междочасием, творим же и поклоны, и пост: тогда литургиа не бывает на соборе, по типиком» (Типикон, гл. 9; гл. 48, 14 ноября, 3 августа; гл. 51). 

http://patriarchia.ru/db/text/6053282.ht...

Богослужение в воскресные дни Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно: а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон. б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы , сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Все, что волнует человека, то волнует и Церковь Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. 4 июля, 2014 Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью сайту Синодального информационного отдела рассказал о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 2-5 февраля 2013 года. — Владыка, Архиерейский Собор 2013 года принял много документов, решений, положений, дал новый Устав, определил позицию Церкви по многим вопросам современной жизни. Можно сказать, он был поистине эпохальным событием. Как, на Ваш взгляд влияет регулярность таких Архиерейских Соборов на жизнь Церкви в целом и на то, что происходит в епархиях, в частности? — Архиерейские Соборы — это осмысление на самом высоком церковном уровне некоторых этапов развития и деятельности Церкви. Это попытка сформулировать и актуализировать те задачи, которые перед Церковью ставит мир. Потому что, по заповеди апостола, Церковь должна отвечать на вызовы этого мира (1Пет. 3:15). И Соборы — это реальный путь к тому, чтобы ответы на эти вызовы не остались просто красивыми словами на бумаге, а вошли в жизнь Церкви, в жизнь общества. — Скажите, а откуда берётся содержание вопросов, которые Собор рассматривает? — Конечно, тематика соборных документов не берется «из воздуха». Соборным решениям предшествует период осмысления того, что происходит с миром, с человеком, с Церковью. Поэтому Собор и принимает достаточно много очень серьёзных документов. Очень много вопросов касалось внутрицерковной деятельности. Это и Устав Церкви, т.е. вопрос внутреннего церковного управления, и положение об избрании Святейшего Патриарха, о созыве Поместного Собора. Много решений было принято с учетом появления новых епархий, прав викариев, церковных общин и т.д. Но кроме сугубо внутрицерковных тем, были также приняты документы и по актуальным проблемам современной жизни. Например, позиция Русской Православной Церкви по проблемам экологии.

http://pravmir.ru/vse-chto-volnuet-chelo...

Вселенский Патриарх ожидавшую церковной независимости Украину оставил не солоно хлебавши Священник Георгий (Размадзе) Источник: «Грузия и мир»      Начатая годы назад Вселенским Патриархом Варфоломеем под диктовку и указке «либеральных» сил Запада религиозная деструкция, которая. была направлена, якобы, на восстановление исторической справедливости (имеется в виду присвоение украинской церкви независимости), а на самом деле на большой раскол всего Православного христианского мира, достигла кульминации. «Объединяющий собор», состоявшийся 15 декабря в Киеве, в соборе Святой Софии, торжественно объявил о создании «единого церковного тела» Украины, утвердил устав нового управления и выбрал первого иерарха. Словом, собор, на котором председательствовал специальный представитель Варфоломея, оказался довольно продуктивным. Как заявил Порошенко после собора, Украина причастилась к более высокой степени духовной, а ее руководство — политической независимости. Что касается назначенного Варфоломеем настоятеля, «Митрополита Киевского и всея Украины» — так был определен титул кормчего новой «автокефальной» церкви, то эта честь выпала молодому священнослужителю, фавориту Филарета, 39-летнему Митрополиту Переяславска и Белоцерковска Епифану. По данным украинской медиа, 6 января именно он должен отправиться в Стамбул, где Вселенский Патриарх передаст ему томос автокефалии. Однако, пока этот процесс состоится, Патриархия России зря времени не теряет и уже с официальным заявлением призывает весь Православный мир, в соответствии с каноническими нормами, объединиться вокруг правильной и справедливой позиции… Как могут развиваться события в будущем вслед за передачей украинской церкви томоса, и какую позицию займет окончательно Патриархия Грузии, которая пока что молчит? С «Грузией и миром» беседует настоятель Авчальской церкви Святой Мученицы Кетеван, отец Георгий (Размадзе). — Несмотря на ряд противоречий, Вселенский Патриарх продолжает своевольничать. «Объединяющий собор», проведенный 15 декабря в Киеве, выбрал первого иерарха и утвердил новый устав управления. Что все это значит, прежде всего, для Русской Церкви, а затем для всего Православного мира?

http://pravoslavie.ru/118270.html

Глава 20. Иоанн Цимисхий. Внешние войны. Первый Афонский устав Хотя новое царствование началось без всяких внутренних потрясений, тем не менее Иоанну Цимисхию на первых же порах предстояло считаться с немалыми затруднениями. Ближайшие его приверженцы, участвовавшие в перевороте, в ту же ночь известили население Константинополя, разослав по улицам глашатаев, о вступлении его на царство вместе с сыновьями Романа II, Василием и Константином. В высших классах, можно догадываться, были приготовлены к восшествию на престол Цимисхия, так как в заговоре одно из главных мест занимала сама царица Феофано, а евнух Василий, самое влиятельное при дворе лицо, уже в ночь произведенного Цимисхием переворота приветствовал новое царствование и тем оказал большую услугу преемнику убитого императора. Ранним утром 11 числа декабря Иоанн Цимисхий объявил себя в Большом дворце византийским царем и поручил ведение текущих дел паракимомену Василию, человеку большого административного опыта, искушенному в интриге. Чтобы обеспечить себе спокойствие и сделать безопасными родственников и приверженцев прежнего царя, был принят ряд энергичных мер. Запрещены были сходки с целью обсуждения политических дел 480 ; под страхом уголовной ответственности предупреждалась возможность уличных беспорядков и грабежей. Но главное, предстояло предупредить возможность каких-либо действий со стороны брата убитого царя, куропалата Льва и его сыновей. Лев был послан в заточение на остров Лесбос, сыновья его, Никифор и Варда, также подверглись изгнанию. Кроме того, большинство прежних административных чинов было сменено, и на освободившиеся места поставлены приверженцы Цимисхия. Но так как не было предпринято никаких насильственных актов, то можно догадываться, что новый царь имел для себя прочную опору и не простирал далее необходимого меры предосторожности. Некоторые затруднения ожидали Цимисхия с церковным венчанием. Патриарх Полиевкт, примиряясь с совершившимся фактом, требовал, однако, чтобы до венчания на царство, которое должно было иметь место в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Глава IV. Благотворительная деятельность братств Благословенны рабы Божии, которые не только станут оказывать помощь просящим, но сами будут исходить на отыскание нуждающихся» (слово митрополита Платона при учреждении Кинешемского благотворительного братства. Из числа существующих братств почти половина посвящает свою деятельность благотворительности в тесном смысле этого слова. Сначала мы выделим в особую группу те братства, которые поставили себе целью иметь попечение о нуждах детей, обучающихся в духовных училищах, в том числе и семинариях. 1 .Во главе такого рода благотворительных братств надлежит поставить братство святого Николая в г. Москве. По почину покойной великой княгини Елены Павловны, с благословения митрополита Филарета и при ревностном участии нынешнего Обер-Прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева (тогда еще профессора Московского университета), Η. П. Гилярова-Платонова, архимандрита Иакова (впоследствии епископа) и протоиерея Ключерева (ныне Харьковский архиепископ Амвросий) возник в 1865 году в Москве комитет для обсуждения и принятия мер к поддержанию недостаточных членов духовенства в содержании их детей в духовных училищах, ибо материальный быт нашего сельского духовенства находился (да и по сю пору находится) в плачевном состоянии. Плодом комитетских занятий явился устав нового братства, названного в память в Бозе почившего Наследника Цесаревича Николая Александровича – Николаевским. Устав был утвержден 29 сентября 1865 года митрополитом Филаретом. Согласно § 7 устава средства братства были употребляемы на вспомоществование беднейшим ученикам духовно-учебных заведений Московской епархии. В 1890 году братство справило свой 25-ти летний юбилей и из отчета видно, что всего на содержание и вспомоществование 2 809 ученикам было затрачено братством 104 530 руб.; не оставляло братство без помощи и недостаточных воспитанников семинарии. Всех же воспитанников духовно-учебных заведений Московской епархии, которые пользовались пособием от братства за 25 лет его существования было 3.770 человек – на что было израсходовано 149 843 руб.) 88 . С 1892 года журнал «Детская помощь», орган общества попечения о неимущих нуждающихся в защите детях в Москве стал также органом братства святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Глава XII. Раскол и монашество И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Исправление книг до Патриарха Никона Меры Никона по исправлению церковных книг и изменению некоторых богослужебных обрядов, в сущности, не содержали в себе ничего нового, они явились лишь последним звеном в длинной цепи подобных мероприятий, которые либо уже были проведены до него, либо должны были проводиться в будущем. Никон действовал слишком грубо и круто, что объяснялось не острой необходимостью, а скорее свойствами его характера, он вообще плохо понимал религиозную душу своей паствы, потому-то его «реформы» и привели к катастрофе, которая нанесла Русской Церкви неисцелимую рану и отколола от нее часть ее членов . Пребывание отколовшейся части («староверов», как они называли себя, или «раскольников», как очень долго называла их официальная Церковь) вне Матери Церкви не могло не оказать влияния и на основную часть Русской Церкви, ибо ее духовные силы в значительной мере были отвлечены от исполнения своих прямых обязанностей и направлены на борьбу с расколом. После обращения Руси в христианство книги, необходимые для совершения богослужений, и сами литургические обряды были заимствованы у греков или южных славян. От долгого употребления книги приходили в негодное состояние, новые книги появлялись путем переписывания старых, что при недостатке образования у переписчиков, в основном монахов, приводило к появлению описок и ошибок. Исправления книг, предпринимавшиеся по почину отдельных переписчиков, умножали число дефектов. Даже разные списки Священного Писания, относящиеся к той эпохе, часто весьма сильно отличаются друг от друга. Еще хуже обстояло дело с богослужебными книгами — Служебником, Типиконом (Уставом), Триодью, Часословом, Октоихом и другими , ибо ошибки и разночтения обнаруживались и в самих чинопоследованиях, и в объяснениях к ним. Тут имело значение и то обстоятельство, что не всегда употреблялся один и тот же устав, но, как мы уже отмечали (глава VIII), применявшийся в первое время Студийский устав был заменен Иерусалимским . В богослужебной практике греков и славян, к которой можно было бы обратиться за справкой, тоже не было единообразия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436636/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Папство выглядит гораздо приличнее и адекватнее стамбульской пародии» Устав «порошенковской церкви», разработанный Фанаром, не предполагает создания автокефалии 05.12.2018 712 Время на чтение 3 минуты После Синода Константинопольской Церкви, завершившегося 29 ноября, осталось немало вопросов. Де-факто, Фанар (район Стамбула, где находится резиденция Вселенского Патриарха Варфоломея) не дал томоса и не показал его содержания, ограничившись лишь созданием устава для новосоздаваемой церкви. Его содержания также не показал: в пресс-релизе, розданном журналистам по окончании Синода, говорилось лишь, что «в ожидании выдачи Патриаршего и Синодального Томоса, священный Синод подготовил устав Украинс кой церкви». Из своих источников украинский портал « Вести » узнал основные 9 пунктов этого устава, из которых следует: говорить о независимости (автокефалии) новой структуры не приходится - скорее, речь о полном подчинении Константинополю (а это уже иной статус, «митрополии»). Основные пункты документа, который Константинополь прописал для новой православной церкви, таковы: 1. Украинская церковь «неразрывно связана» с Константинопольским Патриархатом, а через него - со всеми остальными Церквями (т.е., это никак не отличается от ситуации с нынешним положением УПЦ, которая связана с православным миром через РПЦ). 2. Особый акцент на том, что автокефалию дарует именно Константинопольский престол. (Получается, что тот, кто дал статус, может его и забрать, как в случае с упразднением «русского экзархата» в Западной Европе , принятом на том же Синоде Константинополем). 3. Главой православной церкви на Украине может быть только митрополит, а не патриарх. («Т.е. руководитель одной из наибольших православных церквей мира будет ниже по статусу, чем, например, Патриарх Кирилл», - комментируют «Вести»). 4. Архиерейскому Собору церкви предписано по всем глобальным вопросам связываться с Вселенским Патриархом, а тот, реагируя на обращение, сообщит Собору «необходимое». (Т.е. орган наивысшей церковной власти должен координироваться с Фанаром, ожидая указаний). Также в пункте есть оговорка о том, что Константинополь не должен пояснять свои решения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Евгений Соколов: «Плоды тщеславия и гордыни взошли и расцвели во всей красе» Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии об общине о.Иоанна Привалова 16.01.2013 1298 Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов высказал свое мнение о сегодняшней ситуации в Заостровском храме, сообщает ИА «Православие на Северной земле». «Почти 15 лет мне пришлось наблюдать со стороны за общиной храма в Заостровье. Сейчас, когда прошел Церковный Совет и, казалось бы, все расставлено по местам , начинается непонятная, простите, " истерика " людей из общины о.Иоанна Привалова. На Церковном Совете о.Иоанн признал, что и епископ Пантелеимон и епископ Тихон неоднократно призывали его прекратить самочиние и служить по Церковному уставу. О.Иоанн сказал, что он давал слово и даже (его слова) перешел на какое-то время на ЦСЯ, но потом все вернулось на круги своя. Аргумент – " Я люблю русский язык " . На Престоле заостровского храма лежало Евангелие в переводе на русский язык академиком Аверинцевым, которое читалось на Литургии. На вопрос: " Кто благословил? Кто дал право так служить? Ответа не последовало. На мой вопрос: " Но если вам о.Иоанн, можно так изменять устав, то почему другим нельзя? Как будет сохраняться единство Церкви, если любой священнослужитель может изменять устав по своему " хотению " ? " Ответа не последовало», - рассказал отец Евгений. «Странно, эти люди рассуждают о любви, - отмечает пастырь. – Сколько боли все эти годы они причиняли нам и нашим прихожанам. Но, как становится ясным из их ответов: они видят ТОЛЬКО СВОЮ боль, боль других должна быть принесена в жертву их инаковости, их своеобразию. " Нам хорошо! Зачем вы разрушаете то место, где нам хорошо?! " - вот их главный лозунг. То что единогласно весь церковный совет (20 священников, в том числе возрастных, которые служат у Престола Божия более 25 лет) осудил нарушения устава, которые практиковались о.Иоанном Приваловым – их мало интересует. Они требуют выслушать их мнения, совершенно не интересуясь единогласным мнением Церковного Совета. Можно же было попросить о встрече со священниками и попробовать рассмотреть их взгляды, понять, что побудило священнослужителей к единогласному принятию такого решения?! Нет! Это их совсем не интересует!!! Выслушивать, по их мнению, можно только их и все!»

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/16/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010