Те люди, которые приходят в храмы, обычно знают, в чемсостоит содержание церковной жизни и церковная миссия. Но все же для многихлюдей Церковь является малоизвестной, и жизнь церковная остается для нихнепознанной областью. Люди слышат колокольный звон, видят купола и иконы,слышат церковное пение — все это, конечно, привлекает их, но привлекает большекак элемент истории, как красивый обряд. При этом люди зачастую не знают, чтоскрывается за всем этим, какую миссию несет Церковь в современном мире. Поэтому есть различные формы, с помощью которых можнопоказать людям церковную жизнь, рассказать им о Церкви. Выставка-форум «Православная Русь» — это одна из тех форм, которая привлекает самых разных людей:верующих и неверующих, живущих церковной жизнью и только приближающихся кЦеркви. В этом году прошла уже седьмая выставка-форум «Православная Русь», первая прошла в 2003 году. Тогдаэто была просто выставка, правда, с довольно большой внутренней программой, врамках которой были и конференции, и круглые столы, и концертная программа.   Л. Б.: В этом годув рамках этой выставки прошли самые различные мероприятия. Какие бы Вы моглиотметить как самые важные и интересные? Еп. Марк: Нынешний форум впервые прошел в историческом центре —в Манеже. На нем была представлена практически вся жизнь нашей Церкви: епархий,монастырей, храмов; представлены формы взаимодействия Церкви и государства,Церкви и общественных организаций, участие гражданского общества впросветительской работе. Затем была достаточно большая программа, так,например, ежедневно проходила  программа «Задать вопрос священнику»,когда священнослужители, отвечая на вопросы слушателей, общались с народом всвободной обстановке, что, к сожалению, не всегда могут себе позволить люди вхрамах. Также состоялись различные презентации книг в рамкахИздательского совета Русской Православной Церкви, прошел конкурс «Просвещениечерез книгу», презентации журналов: «Фома», «Православный паломник» и других. Один из дней выставки был специально посвящендеятельности Синодальных отделов нашей Церкви. Другой день мы посвятили текущему «Году семьи». Хочется особо отметить, что в программу церемонииоткрытия выставки было включено поздравление многодетных семей города МосквыСвятейшим Патриархом при участии Правительства Москвы. Московское Правительствопредставило многодетные семьи от десяти префектур , и Святейший Патриархнаградил этих людей своими Патриаршими грамотами в присутствии супругиПрезидента, Светланы Владимировны Медведевой, которая организоваласпециальную экспозицию.

http://bogoslov.ru/article/362820

«Православная Русь» включала ряд научных иобщественных конференций, первой из которых стала конференция «Пастырство —традиции и современность», посвященная столетию преставления святого праведногоИоанна Кронштадтского. Эта конференция была посвящена и пастырству о. Иоанна, итому, какими должно быть пастыри, и тем особенностям, которые ставит передсовременным священником окружающий мир. Она началась в первый день пленарнымзаседанием при участии Святейшего Патриарха, а потом продолжилась в секциях. Поскольку в последние годы наша выставка-форум связанас «Днем народного единства», она стала называться церковно-общественнойвыставкой-форумом. Теперь перед ней стоят не только религиозные, но иобщественные задачи. Поэтому уже второй год проводятся конференции, посвященные«Дню народного единства». На них обсуждаются вопросы, связанные с периодомСмутного времени. На прошедшей встрече, в связи с 400-летием, говорилось об оборонеТроице-Сергиевой Лавры. Традиционно на выставке мы представляем какую-тосвятыню. В этот раз такой святыней стала Великолецкая икона святителя ичудотворца Николая, которая была специально привезена из Вятской епархии. И впервый день прошла конференция, посвященная этому святому образу. Отдельным мероприятием в рамках выставки сталхудожественный конкурс «От Древней Руси к новой России», где были представленыдовольно интересные работы. 4 ноября выступлением мужских хоров открылсяМузыкальный фестиваль, который завершился в день закрытия выставки-форума 12числа концертом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В программе форума вот уже второй год стоитзамечательный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Представленные на нем фильмывызвали живой интерес зрителей разных возрастов и социального положения.   Л. Б.: Владыко, какВы уже сказали, это седьмая по счету выставка «Православная Русь». Каковыперспективы ее развития? Возможны ли ее региональные  отделения? Еп. Марк: История выставки «Православная Русь» берет свое началов 1995 году.  По благословению СвятейшегоПатриарха Московского и всея Руси Алексия она впервые прошла вСанкт-Петербурге. Спустя восемь лет она из Петербурга пришла в столицу.

http://bogoslov.ru/article/362820

Я же сейчас немного о другом. Не об учебнике, а о том, что, скажем, получилось - в чем-то сознательно, в чем-то, быть может, даже интуитивно - у Патриаршего совета по культуре, организовавшего в 2014 году выставку-форум " Моя история. Рюриковичи " , продолжение прошлогодней выставки " Моя история. Романовы " (ежегодная выставка " Православная Русь " в московском Манеже - ред.). Ее, кстати, тоже называли учебником. Мне кажется, это не так. Учебник все же по самой своей природе дидактичен и достаточно сух, а выставка - это наглядное погружение в живую историю, создание той самой общей точки опоры для движения вперед. Найден, как мне кажется, язык, понятный и близкий людям разных поколений и разных взглядов. Наверное, кто-то с этим выводом не согласится, но мне данный опыт представляется серьезным шагом в верном направлении. Его надо осмыслить и развивать. Это вовсе не означает, что, говоря о примирении истории, церковь призывает закрыть глаза и забыть все плохое. Отнюдь. Но двигаться вперед нельзя только на основе признания исторических ошибок, хотя этот шаг абсолютно необходим. Развитие возможно лишь на основе всего положительного, что было в прошлом, и проектного дерзновения к лучшему будущему. Негативом общество не склеить. Зацикленность только на одном плохом ведет к политизации прошлого, которая мешает достичь общественного консенсуса как условия возвращения общества к нормальной жизни, то есть к жизни, в которой реально действуют нормы: нравственные, культурные, социальные. А это сейчас крайне важно. При этом, повторю, зло должно быть названо злом - и без этого движение вперед тоже невозможно. Жертвы и палачи не могут быть уравнены. Безусловно, ключевой для церкви да и для всего нашего общества здесь является тема подвига новомучеников и исповедников. - Вы считаете, что вопрос общественного консенсуса еще не снят с повестки дня? А как же тогда зашкаливающие рейтинги нашего президента? Да и либеральная оппозиция, казавшаяся такой сплоченной и массовой два-три года назад, сегодня совсем стушевалась и, похоже, не слишком влияет на настроение общества в целом.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-ria-interview...

В каждой из стран, которые посетят участники «Дней России в странах Латинской Америки», будет открыта выставка-форум «Православная Русь». В составе российской делегации – около 200 человек. Это государственные и общественные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты. В свою очередь председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил, что в Латинской Америке насчитывается немало наших соотечественников – это, в первую очередь, эмигранты всех трех «волн» русской эмиграции. Кроме того, в последнее время в латиноамериканские страны прибывают на временное или постоянное жительство наши сограждане, которые занимаются здесь бизнесом или вступают в смешанные браки. Таким образом, число православных в регионе все возрастает. В то же время Владыка Кирилл напомнил, что представители первой и второй «волн» эмиграции долгое время жили изолированно от России и, следовательно, им не всегда доступна адекватная информация о жизни страны. Под действием такой информации в их сознании и формировался образ России. Этим, по его мнению, можно объяснить то, что «непримирительная позиция по объединению Русской Православной Церкви возникла как раз в Латинской Америке». «Многие приходы не воссоединились с Московским Патриархатом именно из-за того, что либо было мало информации о России, о жизни Русской Церкви, либо она была настолько односторонней, что обусловила соответствующие негативные выводы местных жителей», – сказал архипастырь. «Совместное совершение богослужений, проведение выставки «Православная Русь» будет способствовать пониманию, что современная Россия – преемница Российской империи, – считает митрополит Кирилл. – В России положение Православной Церкви сегодня намного более независимо, чем во многих других странах, в том числе и тех, которые называют себя образцами демократии. При этом она является достаточно сильным участником общественной дискуссии, оказывает влияние на самочувствие, мироощущение, поведение людей».

http://pravoslavie.ru/27924.html

Конференция Палестинского общества Научно-церковная конференция " " Ради Иерусалима не успокоюсь " . Русские люди в Святой Земле " , посвященная 125-летию Императорского православного Палестинского общества (ИППО), состоялась 1 ноября в рамках выставки " Русь Православная " . В этом году ИППО отмечает два юбилея: 125 лет со дня основания в 1882 году и 190-летие со дня рождения великого подвижника Русской Палестины архимандрита Антония (Капустина). История паломничества россиян к Святым местам была главной темой выступлений на конференции. С докладом на тему " Русское присутствие в Святой Земле " выступил заместитель председателя ИППО историк Николай Лисовой. Он рассказал о почти 1000-летней истории " хождений " русских паломников в Палестину. Особое внимание он уделил значению деятельности ИППО с момента образования и до революции. Говоря о современном положении дел с российским присутствием в Святой Земле и о защите святынь Православия, Николай Лисовой отметил, что " реальная общественность представлена только Палестинским обществом " . При этом историк высказал сожаление о том, что ИППО представляет собой некую третью силу по отношению к государству и Церкви, и " в результате этого ни та, ни другая сторона не заинтересованы в том, чтобы создавать Палестинскому обществу рекламу или возможность развития " . Коснувшись актуального вопроса о собственности на храмы и паломнические центры в Святой Земле, Николай Лисовой сказал, что " сейчас Русской Православной Церкви принадлежит то, что не было продано советским МИДом государству Израиль в результате хрущевской " апельсиновой сделки " в 1964 году " . Непроданными остались участки архимандрита Антонина (Капустина), который оформил их в 1889 году " по шариатскому законодательству, благодаря чему их признавали и Турция, и Великобритания с 1918 по 1948 годы, и государство Израиль до нынешнего времени " . А вся российская государственная или национализированная частная собственность оказалась распродана. " Что касается возвращения отдельных объектов, в частности Сергиевского подворья в Иерусалиме, борьба за них продолжается " , – подчеркнул заместитель председателя ИППО.

http://religare.ru/2_47413.html

Форум – это открытое общение. Церковь открыта не только для тех, кто уже обрел пристанище в ее спасительной ограде, но и для людей, только ищущих дорогу к храму. Да, еще ощутимо тяжкое наследие безбожных десятилетий. Но здесь, на выставке «Православная Русь», мы видим, что по всему лицу земли нашей происходит новое обращение людей ко Христу, к отеческому благочестию. Это великое чудо Божией любви, проникающей в сердца и врачующей душевные недуги. Ибо, по слову Священного Писания, «милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притч. 16. 6). Стояние в вере, заповеданная Богом деятельная любовь возвращает человека к богоподобному достоинству и изменяет к лучшему его жизнь. Нельзя не порадоваться тем плодам церковных трудов, которые здесь представлены. Это и свидетельства о монастырской и приходской жизни, о миссионерских, просветительских, церковно-общественных усилиях наших архипастырей, пастырей, мирян. Это и множество православных книг, периодических изданий, образцов аудио-, видео- и электронной продукции. Это и изделия мастеров церковного искусства. Это и стенды, рассказывающие о соработничестве Церкви с государственными, общественными и предпринимательскими структурами. Одной из центральных тем выставки-форума в этом году стала тема социального служения. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «всякое доброе дело, сделанное искренне, радует наше сердце, составляет отраду нашей жизни при сознании, что... мы по образу Божию сотворены, и в нас есть искра Божественного света и любви». Традиция жертвенного служения ближним сегодня возрождается, и многообразные свидетельства об этом представлены в особом разделе выставки. О силе духовной традиции Православия, много веков служащей источником вдохновения для чад нашего Отечества, напоминает выставка-конкурс художественных работ «От древней Руси – к новой России». Проходящий в рамках форума музыкальный фестиваль, на котором звучат произведения самых разных направлений, в том числе работы наших современников, – свидетельствует, что верующее сердце не может не славить Господа. Глубина и духовная сила христианского искусства призывают помнить, что человек должен быть соработником Бога, преображая мир. Это особенно важно для молодых людей, размышляющих о смысле бытия и стоящих перед выбором жизненного пути.

http://pravoslavie.ru/17573.html

– Говорилось о том, что коммунисты должны покаяться за ужасы 1917 года и Гражданской войны! – От Церкви тоже требуют покаяния за сотрудничество с советской властью! Не считаю справедливым мнение о том, что сегодняшние коммунисты должны принести покаяние за то, что началось в 1917 г. Требование массового покаяния, особенно от организаций, за действия предшественников очень сомнительно. Скорее можно говорить о необходимости осмысления советского периода истории. Трезвый анализ того, что происходило во времена СССР, – это то, что сейчас гораздо более важно. И то, чего так не хватает в нашем обществе. " Оттянуть " внимание с 7 ноября – В этом году к 4 ноября приурочены очень разные мероприятия: шествие с Патриархом, панихида по жертвам Гражданской войны, выставка-форум. Странно: Церковь и государство не объединены, а государственный праздник отмечают по-православному... – Установление Дня народного единства – попытка " оттянуть " привычку народа праздновать что-то в первую ноябрьскую неделю с годовщины революции на церковно-историческое событие. Церковь с древности занималась христианизацией языческих праздников, и ситуацию с 4 ноября вполне можно рассматривать как современное продолжение этой традиции. Как государственный, а не церковный праздник День 4 ноября еще очень молод и традиция его празднования еще недостаточно укоренилась. Что будет в будущем – покажет время. Серьезную ошибку допустили наши власти, когда установили новый праздник, но не определили, каким образом он должен отмечаться. Из-за этого в первые годы инициатива празднования оказалась в руках шовинистов, проводились националистические русские марши... Сегодня одна из задач Церкви – осуждать любые шовинистические настроения. Лучше общественное шествие во главе с Патриархом, чем русский марш! СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Выставка " Православная Русь – 2009 " ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_69851.html

Вниманию посетителей также будет представлен макет скульптурной композиции Ржевского мемориала советскому солдату. В настоящее время мемориальный комплекс в память о солдатах Великой Отечественной войны возводится на месте кровопролитных боев подо Ржевом 1942-1943 гг. Он создается по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны. 25-метровая фигура солдата на высоком насыпном холме будет стоять близ трассы М9. Имена павших будут увековечены на стальных плитах и в мультимедийной экспозиции музейного павильона, который станет филиалом Музея Победы. Мемориальный комплекс будет открыт к 75-летию Великой Победы. Верующие смогут поклониться иконе святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии блокады. Часто эти богослужения возглавлял  митрополит Алексий (Симанский)  — будущий Патриарх Московский и всея Руси, в те годы занимавший Ленинградскую кафедру. «Память поколений» станет продолжением экспозиции  «Сокровища музеев России» , в 2018 году с успехом проходившей в Манеже и в восьми региональных центрах страны. Эта выставка оказалась чрезвычайно востребованной: за три недели в Москве ее посетили свыше 250 тысяч человек, а в регионах увидели более миллиона посетителей. В кураторскую группу под руководством директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой вошли искусствоведы Третьяковской галереи и Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В рамках выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» запланирована насыщенная культурная программа, подготовленная Министерством культуры, Государственной Третьяковской галереей, историческим парком «Россия — Моя история» и ГМВЗ «РОСИЗО». В преддверии выставки, 31 октября, в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция с участием председателя Патриаршего совета по культуре  митрополита Псковского и Порховского Тихона,  директора Департамента музеев Министерства культуры Владислава Кононова, директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, советника председателя Российского военно-исторического общества Андрея Назарова и других.

http://patriarchia.ru/db/text/5523145.ht...

Я же сейчас немного о другом. Не об учебнике, а о том, что, скажем, получилось — в чем-то сознательно, в чем-то, быть может, даже интуитивно — у Патриаршего совета по культуре, организовавшего в 2014 году выставку-форум «Моя история. Рюриковичи», продолжение прошлогодней выставки «Моя история. Романовы» (ежегодная выставка «Православная Русь» в московском Манеже — ред.). Ее, кстати, тоже называли учебником. Мне кажется, это не так. Учебник все же по самой своей природе дидактичен и достаточно сух, а выставка — это наглядное погружение в живую историю, создание той самой общей точки опоры для движения вперед. Найден, как мне кажется, язык, понятный и близкий людям разных поколений и разных взглядов. Наверное, кто-то с этим выводом не согласится, но мне данный опыт представляется серьезным шагом в верном направлении. Его надо осмыслить и развивать. Это вовсе не означает, что, говоря о примирении истории, церковь призывает закрыть глаза и забыть все плохое. Отнюдь. Но двигаться вперед нельзя только на основе признания исторических ошибок, хотя этот шаг абсолютно необходим. Развитие возможно лишь на основе всего положительного, что было в прошлом, и проектного дерзновения к лучшему будущему. Негативом общество не склеить. Зацикленность только на одном плохом ведет к политизации прошлого, которая мешает достичь общественного консенсуса как условия возвращения общества к нормальной жизни, то есть к жизни, в которой реально действуют нормы: нравственные, культурные, социальные. А это сейчас крайне важно. При этом, повторю, зло должно быть названо злом – и без этого движение вперед тоже невозможно. Жертвы и палачи не могут быть уравнены. Безусловно, ключевой для церкви да и для всего нашего общества здесь является тема подвига новомучеников и исповедников. — Вы считаете, что вопрос общественного консенсуса еще не снят с повестки дня? А как же тогда зашкаливающие рейтинги нашего президента? Да и либеральная оппозиция, казавшаяся такой сплоченной и массовой два-три года назад, сегодня совсем стушевалась и, похоже, не слишком влияет на настроение общества в целом.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-nam-n...

– Оппоненты УПЦ указывают на то, что Собор был созван якобы очень поспешно. Чем Вы это объясняете? – Решение о проведении Собора было принято еще три года тому назад, поэтому говорить о какой-то поспешности просто неправильно. Другой вопрос, что какое-то время заняла подготовка, и когда она подошла к концу, было объявлено о проведении Собора в плановом режиме. Этот Собор еще называется Юбилейным. В прошлом году мы праздновали 20 лет независимости и самостоятельности в управлении УПЦ; в этом году отмечаем 20 лет независимости Украины, в следующем – 20 лет Предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира. То есть, прошел некий период, достаточный для того, чтобы подвести итоги. Кстати, в Москве происходят похожие процессы. Святейший Патриарх Кирилл также объявил этот год юбилейным – речь идет о 20-летии бытия Церкви, этому посвящена юбилейная Х церковно-общественная выставка-форум " Православная Русь " , к участию в которой и мы приглашены. Ну и наконец, самое главное: 9 июля мы отмечаем дату – 45 лет архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Владимира. Что может быть бóльшим подарком нашей Церкви нашему Предстоятелю, как не соборная молитва в юбилей нашего ангела Церкви? – Были ли возражения о созыве Собора? Например, со стороны Одесской или Донецкой епархий? – Нет, возражений ни от кого не поступало. Речь идет лишь о подведении итогов и об утверждении уже принятых ранее решений. Поэтому никаких возражений и не может быть. – Кроме Собора планируются ли еще какие-то мероприятия? – Да. В этот день также пройдет собрание наместников монастырей под руководством главы Синодального отдела по вопросам монастырей УПЦ митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. А 9 июля, в день памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, мы планируем совершить Божественную литургию на площади перед Успенским собором в Лавре, чем засвидетельствуем соборность и евхаристическое единство нашей Церкви вокруг единой Чаши Христовой. – Будут ли на Соборе подниматься вопросы, касающиеся приходской жизни и отношения Церкви к тем или иным процессам в обществе?

http://religare.ru/2_87098_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010