Почти полное осуществление на деле эта мысль нашла себе в Полтавской епархии, где теперь имеется уже до двухсот специально женских церковных школ. «Девочка-домоседка, – как говорит один сельский священник, – грамотная девочка больше своего брата имеет возможность взяться за книжку и почитать ее своей матери, своим сестрам и братьям, которые жмутся возле нее. Она чаще брата берется и за перо для написания помянника, письма, списков с разных молитв и религиозного содержания стихов, распеваемых крестьянскими грамотницами. Она не так быстро сравнительно с братом сообразит счет денег, потому что у нее в руках почти никогда не бывает их, но она не хуже брата сведет теоретический счет, упражняясь в нем посредством таблицы умножения при счете ниток, разверстывая их в четьменки и пасма 66 » (свящ. И. Сурминский). Когда эта девочка станет матерью, то она не только не захочет оставить своих детей безграмотными, но она сможет и постарается обучить их: дети всегда при ней и она знает цену грамоты по личному опыту. Обученные в школах девушки, «эти будущие матери, – говорит один высокий друг женских церковных школ, – обучая в длинные зимние вечера детей своих грамоте, разливая в темных избах свет школьного учения, какую пользу могут принести родному просвещению, насколько облегчат труды учителей начальных школ!» (речь В. К. Саблера на педагогических курсах в г. Казани). Школьное обучение дочерей народа является поэтому надежнейшим средством для распространения всеобщей грамотности среди народа, о которой в настоящее время так много и с таким страстным увлечением говорят и пишут истинные и мнимые радетели народного просвещения. Этим путем, вероятно, скорее мы достигнем цели, чем посредством тех скороспелых сетей народных училищ, которые явил нам истекший учебный год. Уже в настоящее время можно наблюдать в деревнях отдельные случаи обучения детей грамоте матерями и сестрами среди крестьян. Для обучения дочерей народа обыкновенно служат школы смешанные, в которых вместе обучаются мальчики и девочки. Есть и специально женские школы, церковно-приходские, воскресные, ремесленные, санитарные, летние. Но в массе школ народных специально женские составляют как 6ы исключение, а между тем для надлежащего осуществления указанных религиозно-нравственных и просветительских целей нам необходимы именно нарочитые женские школыцерковноприходские и грамоты. Пресвятая Дева Мария, высший идеальный образец всех женщин, прошла специальную женскую школу при храме Иерусалимском у благочестивых стариц под руководством иереев благоговейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Имеют право на это и низшие правительственные и руководящие органы по церковным школам, как то: епархиальные училищные советы и их отделения; о. о. благочинные и наблюдатели. Имеют более всех на это прав немногие частные благотворители, устроители и жертвователи на церковные школы. Все эти учреждения и лица весьма деятельно участвуют в образовании и жизни церковных школ: кому же, как не им принадлежит и право ожидать благих плодов своих забот и своего делания? Но насколько велико это их право и чего они могут ожидать от своих забот и от своего делания? Они предписывают, руководят и изыскивают средства для существования своих предначертаний. Но, конечно, невозможно людям создать что-либо из ничего. Им нужны люди способные осуществить их предписания и предначертания, им нужны материальные сродства для того, чтобы эти способные люди могли делать то, что им предписывают и чем руководят. Есть ли всё сие на лицо? Недостатка в людях способных нет – можно сказать: взрослые дети духовенства, не успевшие по окончании курса средне-учебных заведений пристроиться к более или менее выгодным профессиям, – за самое ничтожное вознаграждение идут в учителя и учительницы церковноприходских школ; ну, а что касается школ грамоты – то туда идёт уже всякий – не мало отставных унтер-офицеров, не окончивших курс не только в средних, но даже и в низших учебных заведениях Что же касается материальных средств церковной школы, —160— то они – крайне скудны. Школы, имеющие постоянное обеспечение, – редкость: большая часть – подвержена в этом отношении случайности. Школ, имеющих собственные здания – весьма немного; большая часть – в нанятых зданиях: нередко – в сторожках церковных, в кухнях или свободных комнатах причтовых домов; учебные пособия – в самом ограниченном, а иногда в совершенно недостаточном количестве 746 . Чего же можно ожидать от таких учителей и так устроенных школ? К сожалению, нередко приходится слышать, что всё это – пустяки; важно одно – были бы открыты повсеместно школы, а там дело пойдёт само собою и принесёт благие плоды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается школ Общества, то следует заметить, что с новым преобразованием Общества они, будучи переименованы в церковно-приходские, весь порядок своей внутренней жизни и обучения должны были изменить соответственно правилам, высочайше утвержденным 13 июня 1884 года и программам, утвержденным Святейшим Синодом для церковноприходских школ Грузинского экзархата. Благодаря этому, школы тоже начали обновляться и улучшаться, как в учебно-воспитательном отношении, так и с экономической стороны, что зависело отчасти и от обстоятельной и подробной ревизии их чрез особо назначенного инспектора. В этих же видах, в помощь инспекции, для ближайшего наблюдения за внутренним порядком, нравственностью учителей и воспитанников и надлежащим ходом обучения, назначены были вполне благонадежные лица, преимущественно из священников с семинарским образованием. Начиная с 1887 года и в последующее время, Общество неусыпно трудилось все в том же направлении, указанном в высочайше утвержденном уставе его. Из отрадных фактов, очерчивающих плодотворную деятельность Общества в 1887 году, нельзя не упомянуть: 1) об открытии 11 октября в селе Ардоне, Терской области, Александровского осетинского духовного училища, впоследствии преобразованного в миссионерскую семинарию, предназначенного для подготовки священнослужителей и учителей из среды осетинского населения, на каковое училище на первое время было израсходовано 4699 руб. и 2) об открытии женской двухклассной церковно-приходской школы в Салугарданском осетинском селении, лежащем в центре Осетии, с целью религиозного просвещения осетинских женщин, на что Советом Общества положено к ежегодному отпуску по 2 тысячи рублей. В тоже время было возобновлено и отремонтировано церквей 6, вновь выстроено 3 храма, открыто новых приходов 2, а именно Корнисский и Джавиставский, в южной Осетии, принято на полное содержание приходов 2. На издание богослужебных книг на туземных языках израсходовано 881 р. 30 к. и на содержание школ Общества 22412 р. 68 к. На снабжение церквей богослужебными книгами, ризницею и утварью – 4630 р., свечами и ладаном 1095 р. 78 к. В указанном 1887 году, в ведении Общества состояло всего 27 школ, из них в северной Осетии 15, южной – 5, Абхазии – 2, в Самурзакани – 2, в Тионетском у. – 2 и Ардонское Александровское училище, в Терской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каковы же первые результаты проекта по включению церковноприходских школ в систему дополнительного образования Тамбовской области? Во-первых, повысился не на словах, а на деле статус церковноприходской школы как социального института. Впервые государство через лицензирование официально признало деятельность церковноприходской школы социально значимой, полезной для развития личности, семьи и общества. Во-вторых, созданы условия для непосредственного диалога религиозной и светской систем образования, включения преподавателей церковноприходских школ в педагогическое сообщество области, обеспечения социальной защищенности педагогов, повышения их квалификации. В частности, во втором квартале текущего года запланировано проведение управлением образования и науки Тамбовской области совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии курсов повышения квалификации для директоров и преподавателей церковноприходских школ. Курсы для директоров церковноприходских школ будут включать педагогический менеджмент (организацию образовательного процесса), ознакомление с уставами Русской Православной Церкви, епархии и церковноприходской школы, а также методиками преподавания, а для преподавателей — психолого-педагогический минимум и мастер-классы по их видам деятельности в соответствии с христианской направленностью программ дополнительного образования. Курсы бесплатные, средства на их проведение выделены из областного бюджета. В-третьих, ценна сама по себе разработка Устава церковноприходской школы как самостоятельного юридического лица. Это и структура образовательного учреждения, и программа деятельности, и план работы. В-четвертых, разработан учебно-методический комплект, созданы образовательные программы, которые одобрены как епархиальными, так и светскими органами образования. Прошли рецензирование 22 программы, 14 из них реализуются в школах, получивших лицензии. Это означает, что содержание обучения детей будет: — соответствовать канонам Православной Церкви;

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Старорусском уезде Новгородской губернии в числе приходских школ оказались две образцовые двухклассные, содержимые целиком на средства казны; одно училище показано дважды, включено 5 училищ уже закрытых и 6 хотя и действующих, но не включенных в школьную сеть. По объяснениям представителя Училищного Совета при Святейшем Синоде, несоответствие объяснялось тем, что ведомости составлялись на основании непроверенных данных: на местах-де плохо понимали, что такое школьная сеть, и включали в списки все школы, заинтересованные в пособии (в том числе школы грамоты). Расхождение было и в такой близкой к центру и хорошо информированной губернии, как Московская, где в уездах Дмитровском, Звенигородском и Коломенском вместо 76 школ с 86 учителями было показано 108 школ и 130 учителей. Несмотря на то, что в списках оказались и школы официально не включенные в школьную сеть, Дума постановила увеличить кредит до 2 000 000 рублей при непременном условии распределения его только между школами, включенными в школьную сеть. Требовалось, кроме того, чтобы 1) учителя имели достаточный образовательный ценз, 2) обучение было бесплатным и 3) ведомство ставило Думе сведения о школах, получивших пособие. Кредит в 1 550 000 рублей на учителей церковно-приходских школ Бюджетная комиссия предложила, не проводя в сметном порядке, оставить условным, чтобы отклонить ассигновки на церковноприходские школы, если принцип единства школы будет отвергнут. Ввиду этого духовенство внесло новый законопроект об отпуске средств на церковно-приходские школы, без этого условия. Представление его стояло на повестке последних заседаний Думы. 7 июня Дума подошла к его рассмотрению, а 8 числа состоялось представление депутатов Николаю II, который, между прочим, сказал им: «Нахожу желательным в ближайшую очередь обратить внимание на мое наследие от горячо любимого родителя – церковно-приходскую школу». 8-го вечером огласили повестку следующего дня: вопроса о церковно-приходских школах в ней не было, когда же правые во главе с архиепископом Евлогием стали настаивать на его включении, октябристы и оппозиция оставили зал заседаний, вследствие чего голосование не могло состояться и законопроект Думой не обсуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Можно сказать утвердительно, что духовенство в эту пору ни в ком не встретило себе ни поддержки материальной, ни сочувствия. Оно одно должно было поднять на свои плечи всю тяжесть трудов и издержек на столь важное дело. Помещики от него сторонились, а иногда и ногу ему подставляли; народ не понимал ни пользы грамотности, ни цели народного образования, и не хотели ни детей своих отдавать в школы, ни сами школы открывать, ни какое-либо пособие оказывать духовенству. Пришлось духовенству, так сказать, калачом заманивать детей в школу, открывать эти школы в своих же собственных домах и снабжать детей своими же книгами, перьями, карандашами, тетрадями и прочими учебными принадлежностями. И всё это было сделано: школы действительно были открыты, и учение в них началось в том же 1861 году и пошло успешно, и притом так успешно, как даже сами открыватели этих школ вовсе того не ожидали на первых порах. И дети вскоре узрели свет грамотности, и отцы их вскоре поняли, что значит эта грамотность и что значат эти церковноприходские школы, об открытии которых они так еще недавно и слышать не хотели. Дети их вскоре явились чтецами и певцами в церкви на клиросе. Какая радость для детей самих и их родителей, и какое удивление для всего народа, и какая это была честь и слава для духовенства, а вместе и какой был срам для тех, кто в пору открытия этих школ предрекал им полный неуспех и самому духовенству подставлял ногу! Духовенство сразу теперь выросло на целую голову и еще энергичнее взялось за продолжение столь славного дела, надеясь на одну только помощь Божию. Герои наши, молодые батюшки Когносцендов и Златоустинский со своими матушками, не только не отстали в эту пору от людей, но даже шли впереди общего движения в своем уезде. Указы Святейшего Синода и местной консистории о повсеместном открытии народных школ в епархии застали их как раз в ту пору, когда они только что рассуждали о том, как бы им приступить к открытию домашних школ в виде первого опыта в этом деле. Это было 26 августа 1861 года, когда отец Когносцендов с женой приехал в Пятницкое на именины к своей матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Духовно-нравственный аспект образования рабочих наряду с вопросами их общего образования, а также страхового и пенсионного обеспечения явился предметом общественных обсуждений в конце XIX – начале XX в. Так, на страницах консервативного «Гражданина» в 1901 г. отмечалось: «Для духовной, собственно, потребы народа нужны не земские училища, не профессиональные и общеобразовательные вертограды и, тем паче, не народные, выдуманные досужими ораторами да всяческими борзописцами университеты, а самим же народом еще исстари облюбованный институт церковноприходских школ с их нравственным воздействием духовенства» 398 . Очевидная необходимость развития рабочего образования обсуждалась и в рамках изданий либеральной направленности, например «Русской мысли»: «Кто теперь не видит, кто не знает, что в настоящее время в массе трудящегося народа, как деревенского, так и фабричного, идет глубокая, знаменательная и напряженная умственная работа, которая, как в этом вряд ли можно сомневаться, приведет в конце концов и, быть может, в недалеком будущем к крайне важным переменам в области умственного и общественного развития нашей родины» 399 . Официальные издания Русской Православной Церкви не обходили стороной проблему школьного обучения простого народа, поднимая вопрос участия в таких инициативах священнослужителей 400 , взявших на себя организационную ответственность за образовательный процесс в воскресных и церковноприходских школах 401 . Основная программа правительства по подъему уровня народного образования была сформулирована в официальной записке 1905 г. товарища министра внутренних дел Д. Ф. Трепова, поданной на имя министра финансов В. Н. Коковцова: «Если принять во внимание все увеличивающийся промышленный рост страны и с каждым днем только увеличивающееся стремление рабочих к расширению своего умственного кругозора, то нельзя не признать делом величайшей, можно сказать, государственной важности – дать удовлетворение этой законной и назревшей потребности и в то же время сохранить основные типические черты православно-русского человека, верного и преданного слуги государя и отечества» 402 . Укрепление благонадежности работников предприятий рассматривалось как результат повышения общего нравственного и образовательного уровня, что создавало все условия для привлечения к просветительским инициативам в рабочей среде православного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате реформы церковнослав. язык вошел в число основных предметов в церковноприходских школах. И. критически относился к деятельности С. А. Рачинского , считая, что намеренно заниженные требования к содержанию образования в церковноприходских школах и курс на привлечение к преподаванию причетников и поверхностно подготовленных учителей вредят делу миссии и народного просвещения. Им были составлены пособия для разных типов школ, он опубликовал их в 2 выпусках - для учителей и для учащихся. Пособия для учащихся содержат традиц. разделы (алфавит, титла, молитвы и библейские тексты), в пособиях для учителей описан архаизированный вариант церковнослав. языка. К 1917 г. эти пособия выдержали более 20 изданий. А. Г. Кравецкий Арх.: РГБ ОР. Ф. 424; НАРТ. Ф. 968. Соч.: Татар. надписи из времен Казанского царства в Лаишевском у.//ЗРАО. 1851. Т. 3. Отд. 2. С. 114-118; Выписки из Ибн-эль Атира о 1-м нашествии татар на кавказские и черноморские страны с 1220 по 1224 г.//УЗ АН по 1-му и 3-му отд-ниям. СПб., 1854. Т. 2. Вып. 4. С. 636-668; Мат-лы к изучению киргиз. наречия//УЗ Казанского ун-та. 1860. Кн. 3. С. 107-159; Кн. 4. С. 53-165; 1861. Кн. 1. С. 130-162; Вступительное чтение в курс турецко-татар. яз.//Там же. Кн. 3. С. 1-59; Древний обычай распределения кусков мяса, сохранившийся у киргизов: (Письмо к П. С. Савельеву)//ИИАО. 1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 164-175; Самоучитель рус. грамоты для киргизов. Каз., 1861; Учащательная форма татар. глагола//УЗ Казанского ун-та. 1865. Вып. 1. С. 15-18; Восп. об А. А. Бобровникове//Там же. С. 417-450; Мат-лы для джагатайского спряжения из Бабер-Намэ//Там же. Вып. 2. С. 382-401; О фонетических отношениях между чувашским и тюрк. языками: (Письмо к В. В. Григорьеву)//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 2. Стб. 80-84; О переводе правосл. христ. книг на инородческие языки: Практ. замечания. Каз., 1875; Духовенство из инородцев в Казанской епархии//Изв. по Казанской епархии. 1878. 11. С. 307; Предварительное сообщение о тур. переводе «Изложения веры» патриарха Геннадия Схолария.

http://pravenc.ru/text/389465.html

Без сомнения и в нашем христианском обществе св. Руси находится не мало продающих „сёла и домы свои“, только цену их полагающих к ногам не Апостолов, а к ногам кабатчиков и т. п. рода благодетелей человечества. Да, если бы крупица некая, напр. 1%, даже ½ % выпадала на долю церковных училищ из тех безумно прокучиваемых миллионов, скапливающихся теперь только в карманах кабатчиков, трактирщиков и проч., которые составляют цену продаваемых „сёл“ и „домов“, прожигаемых современными состоятельными христианами во имя начала: „уж мы пить будем и гулять будем, а смерть придёт – умирать будем“: церковные училища в один год получили бы не только приличный, но и праздничный вид. Но... свойство блудных сынов таково, что они „приходят в себя“ лишь дойдя сами до беспомощного свинства, а потому, конечно, и напрасно „поющим и ноющим“ во имя Христа ждать каких-либо крупиц от роскошных блудничих трапез… В своих заботах и мероприятиях по изысканию средств для устройства и содержания церковных училищ —167— высшее церковное управление не находит, по-видимому, возможным куда-либо иначе обратиться в сем случае как к самому же сельскому православному населению и представителю и печаловнику об интересах его – земству и, конечно, это – путь хотя и медленный, но верный. Так, Г. Обер-прокурор святейшего Синода обратился к начальникам губерний и областей циркулярным письмом от 12 сентября 1892 г., в котором выразив сожаление о том, что и ныне более половины детей школьного возраста остаётся без школьного образования, и особенное сожаление о ничтожном процессе учащихся девочек, и указав на полную невозможность удовлетворить общенародную потребность в грамотности посредством недёшево стоящих земских и церковных школ, обращает внимание на вверенные духовенству школы, повсеместное устройство которых, при полном единении земства и православного духовенства является легко осуществимым. В виду этой великой цели Г. Обер-прокуроре Св. Синода выражает желание, чтобы „были представлены на рассмотрение Земских собраний и городских учреждений следующие меры, необходимые для скорейшего достижения указанной цели: 1) учреждение в каждом уезде двух или более двухклассных церковноприходских школ с учительскими курсами и курсами сельского хозяйства для приготовления учителей в школы грамоты. 2) Постройка в отдалённых от церквей деревнях школьных изб для школ грамоты по планам и сметам, составленным по соглашению местных епархиальных советов с земскими управами. 3) Ассигнование ежегодного земского пособия школам грамоты от 25 до 100 руб. (кажется очень скромное требование!) 4) Снабжение означенных школ руководствами от Училищного при Св. Синоде Совета“ 752 . Нельзя не приветствовать от души этого обращения к земству со стороны лица, давно уже радеющего о церковном воспитании и не пожелать сочувственно дружного отклика на призыв его со стороны всего Русского земства. Нельзя не признать этого обращения весьма свое-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Convention), 900 ее членов представляли в основном В. ш. Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей В. ш. Сев. Америки было 54 клирика. В 1907 г. название конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World " s Sunday School Association); в 1947 г.- на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Основной задачей совета, объединившего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971 г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом образования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC). Лит.: Knopf G. F. The World Sunday School Movement: The Story of Broadening Mission. N. Y., 1979; Papper C. A New Vision for the Sunday School//Church Growth Magazine. 1985. Oct.-Dec. P. 4-8; Evangelical Dictionary of Christian Education. Grand Rapids, 2001. P. 336-338; 671-674; Willis W. R. 200 Years-and Still Counting. И. Р. Леоненкова В России XIX - нач. XX в. История В. ш. в России тесно связана как с европ. традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в к-рых иногда проводилось дополнительное воскресное обучение. В сер. XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились В. ш. в качестве самостоятельных учебных заведений. В. ш. учреждались церковными приходами, мон-рями, а также общественными орг-циями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского у. Пермской губ. стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апр. 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых В. ш. были организованы в Киеве - 11 и 25 окт. 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен проф. П. В. Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде (совр. Кировоград). К 1 янв. 1861 г. в С.-Петербурге существовало 20 В. ш., всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

http://pravenc.ru/text/155346.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010