2:30). Пред лицем смерти все мирские блага теряют свою цену. Зачем мне здоровье, если рано или поздно я совсем лишусь его? К чему богатство: ведь его я не возьму с собою в могилу. Слава людская не освободит тела моего от разложения. Какой же смысл всех этих так неустойчивых и временных благ? – Тот, чтобы ими пользоваться на пользу ближних во славу Божию... Все, что сделал доброго им, люди здесь, на земле, – не погибнет, а пойдет с нами в жизнь вечную (Апос. 14:13): это то радостное, светлое настроение, исполненного долга во имя христианской любви, которое будет с нами в жизни вечной...    15    «Одни убеждались словами Его, а другие не верили» (Деян. 28:24). Если нашлись такие, что не убедились словами великого Апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не в святой истине и не в силд проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорно не хотят знать истину, как она не ясна по себе и разъяснена вестниками истины...    16    «Велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите Его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная» (Малах.1:2—12). Все, кто уклоняются от пастырского призвания, а между тем, к сему они подготовлены или по своему образованию, или как теперь, когда нет школ церковных, по своему положению (сын клирика) — и если основанием тут является для них материальная необеспеченность православного духовенства, такие являются насмешниками над делом Божиим, творят же богохульства: высокого сана пастырского они, конечно, недостойны. Православное пастырство есть выражение и дар нашей любви к Богу и Его наследиию: бедным, слабым, грешным людям, хотя мы и сами грешны (Иоан. 21:15), пастырство истинное есть мертвенность наша к людям, искупленным безценною кровию Христа Бога... (Деян. 20:28).    17    «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3, 1. О Предтече Господнем. «Вот Я послю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете». Ангел, приготовляющий путь Господу,– Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» ( Ис. 40 ). Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестница воли Триипостасного Бога. Это пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа приводится у евангелистов-синоптиков ( Мф. 11–10 ; Мк. 1, 2 ; Лк. 2, 27 ). Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работавших, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа. В 4, 5–6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного, И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием». Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11, 3–13 . Евангелисты-синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече ( Лк. 1, 17 ; Мф. 17, 10 ; Мк. 9, 11 ) отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям свв. Отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илии, где он называется вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе. Богослужебное употребление книги прор. Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

480 «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» ( 3Цар.19:18 ); «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» ( Рим.11:2–5 ). 482 Theod. Stud. PC. 126//NPB. P. 297 (ПСТСО. Т. 6. С. 227–228). В другом оглашении преподобный говорит о монашеском звании: «.будучи монахом, который распят для мира, который имеет плоть пригвожденной ко кресту» (Theod. Stud. PC. 45//NPB. P. 107 (ПСТСО. Т. 6 . С. 101). 485 Кратко и обстоятельно излагается у К. Шенборна – см. Кристоф Шенборн. Указ. соч. С. 206–222 (критику см. выше, в историографическом очерке) последовательно к Шенборну о богословии иконы, но на более современном уровне, пишет В. Лурье – см. Лурье В.И. Указ. соч. С. 483–485 (соотносительно с содержанием всей третьей главы данной книги). Обширная историография по данному вопросу прилагается к статье Баранов В.А. Иконоборчество//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2009. Т. 22. С. 42–43. 486 Так, к примеру, тенденциозный протестантский взгляд на иконоборческую реформу представлен в работе Петренко В.И. Богословие иконы. СПб., 2000. Настоящее исследование не ставит себе задачу полемизировать с подобными работами, однако отметим, что в вышеприведенном сочинении отсутствуют прямые ссылки на источники, а данное обстоятельство существенно снижает научную значимость исследования. Об актуальности современной дискуссии по богословию образа в православной среде см. Губарева О.В. Икона и образ//Церковный вестник. 3 (328) февраль 2006 (copied 08. 10. 2007). 487 На этот факт указывает то обстоятельство, что и патриарх Никифор и игумен Феодор и патриарх Мефодий неоднократно отклоняют обвинения в идолопоклонстве, хотя собор 815 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

5–354). Итак, и в свой период увлечения православием Толстой не признавал догмата Троицы, догмата Воскресения Христова и отвергал таинство евхаристии. О каком православии может идти речь? Скорее, можно упрекать Толстого за то, что он, не веря в евхаристию, дерзнул подойти к Святой Чаше. Искусственность этой попытки Толстого приблизиться к церкви, не разделяя ее верований, очень тонко подметил Святейший Патриарх Сергий (тогда епископ Ямбургский), опубликовавший в 1901 г. в «Церковном Вестнике» статью «Мысли православного епископа по прочтении новой исповеди графа Л. Толстого». Святейший Патриарх (тогда епископ Ямбургский) сравнивает Толстого с умирающим Николаем Левиным, когда «этот давнишний невер, живший вдали от церкви, перед смертью вдруг решает служить молебен, думая, что у него вдруг появится в душе вера, которая исцелит его от чахотки. Он тупо и бессмысленно смотрит на икону, усиленно крестится, старается разгорячить себя, но, конечно, ничего из этого не получается, после молебна он со злостью велит убрать икону, разочаровавшись в ее чудодейственности». (Цитирую по книге архимандрита, ныне архиепископа, Иоанна «Толстой и церковь», Берлин, 1939 г., стр. 145) . Итак, можно говорить лишь о попытке Толстого приблизиться к православию. Следовательно, Толстой не отступник от православной церкви, к которой он никогда не принадлежал, а неверующий человек, ищущий истину и идущий к Христу. В этом и есть коренное недоразумение, порожденное обстановкой официального православия: церковникам казалось, что он уходит от Христа, а он, наоборот, шел к Нему от неверия и остановился на полпути. Каков путь Толстого к Христу? «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из — начальников иудейских, он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, как Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». ( Ин. 3:2 ). «Я естественно обратился прежде всего к верующим людям моего круга, к людям ученым, к православным богословам, к монахам-старцам, к православным богословам нового оттенка и даже к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верой в искупление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

5). Итак возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов. Слушайте же самое правило св. Отец: «Любостяжание и присвоение чуждого ради гнусного прибытка оглашается, яко дело отвратительное и страшное, и всяк, виновный в том, подлежит отчуждению от церкви Божией. Посему справедливым признается всех таковых отлучить от церкви, да не како приидет гнев на весь народ. Боюся бо, как глаголет писание, да не купно с собою погубит нечестивый праведного (Григ. 3). Видите, свв. Отцы и Вселенские Соборы не только повелевают отлучать от Церкви грабителей, но грозят гневом Божиим всему народу, который терпит их среди себя. – Спешите же, спешите возвратить заграбленное и всегда держите в уме своем заповедь Божию: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ. Гнев Божий уже открылся над страною нашей, меч его занесен над нашим народом: война, разорение и голод угнетают жителей городов и сел. Поспешим принести покаяние в наших грехах, в нашем нерадении, развращении и в тех позорных грабежах, которыми осквернена священная земля русская в настоящем году. Воззовем к Богу словами Пророка: «Господи Вседержителю Боже Израилев! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе. Услыши, Господи, и помилуй, ибо мы согрешили пред Тобой». ( Вар. 3, 1, 2 ). Но не словами только и даже не слезами только, но самым делом явите, братие, свое покаяние пред Господом, и Он снова обратит к нам лице Свое и избавить страну нашу от уничижения и по прежнему явит в ней Свою славу. Опубликовано: Церковный вестник. 1917. 18 ноября. 43–45 С. 399–401. Священный Собор всем чадам Православной Российской Церкви Благодать вам и мир от Бога и Отца и Господа нашего Иисуса ( Галат. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 Ср.: myst. 3. 4. В римско-католическом дореформенном чине Крещения этот обряд совершался похоже, но священник при этом касался пальцем, омоченным в собственной слюне, произнося разные формулы для ушей и ноздрей (см.: Rituale Romanum. Tit. 1 , cap. 2). В современном чинопоследовании «Еффафа» слюна не употребляется, священник касается ушей и уст оглашаемого, произнося формулу (см.: Ordo Initiationis Christianae, 202). 7 Речь идет о помазании всего тела. (См. Алмазов А. История чинопоследований Крещения и миропомазания. (См.: Казань, 1884. С. 267–271. Ср.: Cyr. Hieros. catech. 2. 3. trad. apost. 21.) По мнению Б. Ботта, в миланском обряде совершительная формула таинства помазания больных (Елеосвящение) сохранила следы формулы древнего предкрещального помазания: Undo te oleo sanctificato ut more militis unctus et praeparatus ad luctam aeris possis superare cateruas (см.: Botte. B. Introduction. P. 62, n. 2). 10 Синод. перевод: «…се, Я посылаю Ангела Моего пред Лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». – Ред. 11 Синод. перевод: «…уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». – Ред. 12 Ср.: myst. 5–6. 8. «Источником» (fons) церковные писатели называли и крещальную купель, и само Таинство Крещения (Алмазов. С. 5). Исидор Севильский , символически толкуя ступени крещальной купели, называет ее источником всех радостей (Isid. Hisp. eccl. offic. 2. 25. 4. PL 83:821). 13 Синод. перевод: «…когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». – Ред. 14 Transitus eius («переход его»), т.е., вероятно, прохождения ангела-губителя мимо дверей иудеев в Египте (см.: Исх.12:11–14,22–27 ) или переход иудеями Чермного моря (слав. Красное море) ( Исх.14 ). Первое более правильно с историко-филологической точки зрения, второе более соответствует мысли свт. Амвросия. – Ред. 15 Ср.: exam. 1. 14: Eo tempore Domini quotannis Iesu Christi Pascha celebratur, hoc est, animarum transitus a uitiis ad uirtutem, a passionibus carnis ad gratiam sobrietatemque mentis, a malitiae nequitiaeque fermento ad ueritatem et sinceritatem.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

884. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. (от 11 марта 1741 г.). С. 493. 885. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 245. (Требник XIV века). 886. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 144. (Требник XV века). 887. Вера Гриневич. Письмо В. Розанову. Публ. в: Розанов В. В. Голос из провинции о миссиионерстве//Около церковных стен. M., 1995. С. 119. 888. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 889. Тело же не из одного члена, но из многих… Если все тело глаз; то где слух? Если все слух, то где обоняние?… А если бы все были один член, то где было бы тело? Ho теперь членов много, а тело одно… Ивы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? (1 Kop 12:14–29). 890. Епископ Чукотский Диомид. Интервью «Порталу Кредо» 9 окт. 2007 г. 891. Замечания протоиерея А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова//Богословский вестник. M., 1900. Ноябрь. Т. 3. С. 540. 892. Иеромонах Симон (Кохановский) в 1720 году свидетельствовал в своей благовещенской проповеди: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (суевериями) весь мир наполнился: уже бо неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки. А молитву Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай… Сказки бездельные, бабьи песни и продолженные срамотныя песни и малые дети наизусть умеют.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

—88— рархии, как завершение последней, есть неудачное обобщение частных исторических явлений. Отдельные епископы – монархи и даже прямо деспоты и тираны могли быть и в III-м, как и последующих веках, но это – единичные явления, – уклонения от апостольской нормы, а не ее развитие. Они также противны духу апостольской иерархии, как и «непогрешимый папа». Таково содержание и значение иерархического принципа в церковной организации по данным первохристианства. Он непосредственно проистекает из сущности, или природы церкви. Без него нет церкви. Но не противоречит ли этот принцип апостольскому учению о всеобщем священстве церкви ( 1Пет.2:9 ) и об отменении ветхозаветного священства и закона о нем, ясно выраженном в послании к Евр.7:12–18 ? Мы не будем рассматривать во всей подробности этого старого вопроса, тщательно исчерпанного догматическими исследованиями разных вероисповеданий. Самый смысл этого вопроса стоит в тесной связи с другим – должна ли в церкви совершаться общественная молитва и в частности общественное бескровное жертвоприношение, или же допустима только индивидуальная, чисто духовная и тайная – «в клети своей?» Раз – признается в принципе первая, то необходимо и особенное значение в ней иерархии. Наглядным доказательством этого положения служат опыты сектантов всякого рода, допускающих общественные молитвенные собрания: ратуя против церковного священства, эти сектанты изощряются в изобретении разнообразных суррогатов его, разнообразных пародий на иерархию. Но общественная церковная молитва и общественная духовная жертва, как необходимая сторона жизни церковной и даже главная ее задача, заповедуются апостолами именно в тех местах их посланий, на которые опираются так называемые «духовные» христиане, отрицающие церковную иерархию. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному и сами, как живые камни, устрояйте из сябя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, бла- —89— гоприятные Богу Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» ( 1Пет.2:4, 5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010