Распятие из конструктора LEGO: как относиться? Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. 22 июня, 2015 Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. Что можно и что нельзя назвать иконой? – поясняет митрополит Антоний (Паканич). — Можно ли считать любое изображение Христа, Богородицы, святых,  иконой? И, например, как относиться к Распятию, сделанному из деталей конструктора LEGO, который сегодня пользуется популярностью? — Сам термин «икона» в переводе с греческого языка означает «образ», «изображение». Однако понятие иконы нельзя просто свести к первичному значению этого слова. Православная икона – не просто образ-изображение кого-либо или чего-либо, это не просто «продукт художественного таланта». Икона имеет богословское содержание и литургическое употребление. Это не картина на религиозную тематику, это образ с очевидным богословским значением, настолько прозрачным для верующего воцерковленного человека, что в древности икону называли книгой для неграмотных. В ту эпоху, когда грамотность была уделом совсем незначительного количества людей, икона — наравне с проповедью и чтением священных текстов за богослужением — рассматривалась как источник обучения богословским истинам. И я уверен, что, несмотря на практически поголовную образованность людей в наше время, до сих пор существует проблема с богословской грамотностью, и иконы до сих пор выполняют свою древнюю функцию – говорят нам о Боге и о том, что Он сделал для нас. Есть немало людей, чей путь в Православие начался с того состояния восторга, который они пережили пред православной иконой. В свое время я был заведующим Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии, там собрано много уникальных православных икон. Не раз случалось, что люди, так сказать, искушенные в искусстве, придя на экскурсию в музей, были поражены глубиной православной иконы. Многие из них стали церковными людьми. И в Киевской духовной академии мы также общими усилиями занимаемся собиранием коллекции икон для нашего Церковно-археологического музея, в котором есть уникальные шедевры украинской иконописи.

http://pravmir.ru/raspyatie-iz-konstrukt...

Рецензия: Светильник’ъ. Церковное искусство и археология. Выпуск 1 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 29 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Издательский совет Русской Православной Церкви возобновил издание журнала начала прошлого века “Светильник’ъ”. Журнал сохраняет в оформлении художественный стиль своего прообраза, что само по себе свидетельствует о том, что его предметом далеко не в последнюю очередь является эстетика Православия. Такое стилистическое обещание не может не заинтересовать тех читателей, которым дороги традиции церковного искусства и которые со вниманием относятся к тенденциям развития искусства Православной Церкви, — ведь именно начало ХХ века ознаменовалось интенсивными творческими поисками в церковном искусстве, в том числе и плодотворными попытками применения в церковных художествах эстетических принципов l’art nouveau. В то же время основные иллюстрации номера — древние и особо чтимые иконы Спасителя и Божией Матери — обращают читателя к миру непреходящих ценностей Православия, которые наряду с высоким духовным содержанием предлагают нам и столь же высокие каноны церковного искусства. В своем обращении к читателям Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствует возобновление “Светильника” и, в частности, пишет о том, что произведения двухтысячелетней христианской культуры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства, “стали восприниматься современным сознанием исключительно как произведения искусства”, в то время как они созданы “как приношение Богу, предназначены для совершения литургический действий или домашней молитвы никогда не следует забывать, ради чего они созданы и какое место занимают в литургической жизни Церкви”. Обращение церковной и художественной общественности в Издательский совет Русской Православной Церкви выражает ту радость, с которой видные художники, архитекторы и искусствоведы, в том числе и облеченные священным саном, встречают возобновление “Светиль­ни­ка”, надеясь, что он сможет стать “глубоко продуманным периодическим изданием, по которому потомки наши смогут узнать о состоянии русской культуры в начале III тысячелетия от Рождества Христова”.

http://pravmir.ru/retsenziya-svetilnik-t...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Из истории изучения в начале XX в. «историко-археологического музея» профессора Н.Ф.Высоцкого Игорь Алексеев   00:10 13.10.2014 946 Время на чтение 22 минут Среди частных казанских коллекций древностей видное место занимало собрание профессора Императорского Казанского университета (ИКУ) Николая Фёдоровича Высоцкого (1843 - 1922) - выдающегося русского учёного-медика, общественного и политического деятеля, организатора борьбы с эпидемиями, проявившего себя в самых различных областях деятельности - от бактериологии и онкологии до организации избирательных кампаний в Государственную Думу. В разное время он возглавлял умеренно-монархический «Союз пастырей и церковных старост г. Казани», «группу правых профессоров» ИКУ, правое крыло «Казанского Союза 17 Октября», а затем - «Казанский Русский Избирательный Комитет» и «Казанский Русский Национальный Клуб».

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/13/...

А.Н. Наумов А. Н. Наумов. Автор первых научных раскопок в тульском крае 14 апреля 2001 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося тульского историка и археолога Николая Ивановича Троицкого . Научная деятельность Троицкого связана с периодом расцвета краеведческого движения в Тульской губернии в конце XIX – начале XX вв., когда появлялись и быстро развивались самые разные направления по изучению истории тульского края. Краеведческая деятельность Н. И. Троицкого носила многогранный характер. Его увлекали история отдельных сел и история тульской земли XVI–XVII вв., музейное и архивное дело, история православия и памятники церковного зодчества. Однако главное место в сфере научных интересов Троицкого занимали археологические и палеонтологические изыскания. На фоне громких открытий и широкомасштабных исследований археологических древностей по берегам р. Оки будущего светила русской археологии В. А. Городцова, петербургских археологов И. С. Полякова и Ю. Г. Гендуне, черниговского археолога С. А. Гатцука, калужских исследователей В. М. Кашкарова и Н. И. Булычова Троицкий первым среди тульских ученых обратил внимание российской научной общественности на богатейшее археологическое наследие всей тульской земли. Рост интереса к прошлому своей земли, развитие исторического краеведения, накопление и систематизация археологических материалов по Тульской губернии, с одной стороны, и общее развитие археологической науки в России, активное изучение древних памятников тульского края представителями центральных научных археологических учреждений и организаций России, с другой, объективно обусловили и создали почву для качественного скачка в изучении древнего прошлого тульской земли. Воплощением такого прогресса стали археологические труды Н. И. Троицкого . По достоинству оценивая всю важность и значение трудов Троицкого, надо отметить, что его деятельность основывалась на богатейших традициях тульской исторической науки, которые заложили С. Д. Нечаев, И. Ф. Афремов, В. А. Левшин, И. П. Сахаров, В. М. Борисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства Источник Древнейшим «знаком отличия» для заслуженнейших из иереев или протоиереев в греческой церкви служил, так называемый, епигонатий (πιγοντιον) или палица – ромбический платок, привешиваемый к поясу священника за один из углов. «Отличие» это, составляющее принадлежность епископского сана, давалось по заслугам почетным пресвитерам, по воле епископа. «Некоторые из старейших (вернее первых иереев) – т.е. ставрофоры(т.е. архонты Великой церкви, как напр., великий эконом, сакеллий, скевофилакс, хартофилаксидр.) и некоторые из архимандритов, по словам Симеона Солунского , имеют и епигонатий (палицу): это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме архиерея, не может носить крестов на фелони и на главе(ν τ φαιυολφ α π εφαλς) и (возлагать) епигонатий. Этим однако же лицам, ради рукоположения их на звание первых среди других, дается (право) носить крест только на голове и возлагать епигонатий при священнодействии. Поскольку вместе с священством одни получают хиротонию судии – некое важнейшее церковное служение, другие поставляются пастырями душ и экономами, почему и носят некоторые отличия первого пастыря, которому обязаны и подражать» 1 . В практике современной греческой церкви епигонатий получает и всякий иерей, имеющий достоинство или отличие перед остальными рядовыми пресвитерами. 2 У нас в русской церкви епигонатий считался всегда также богослужебною принадлежностью архиерейского сана. Но под влиянием практики православного Востока, сначала на юге России в Киеве митрополиты киевские, как экзархи трона патриаршего константинопольского, стали награждать этим отличием подчиненных им архимандритов и, прежде всего, Киево-Печерского 3 , а потом в XVI столетии этот обычай проник и в северную московскую Русь. В 1561г. получил от митрополита московского Макария «вся священно-иноческая и архимандрическаядействовать в шапке с полицею 4 и двумя рипидами и во всем священно – иноческом и архимандрическом сану не возбранно архимандрит Троице-Сергиевой лавры Елевферий» 5 . Награда эта давалась в XVI и в XVII столетиях 6 и другим некоторым архимандритам знатнейших русских монастырей. Большинство архимандритов русских монастырей, игумены и протоиереи или протопопы награждались не палицею, а набедренником 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Николай Иванович (21.04.1839, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1903, С.-Петербург), богослов, церковный историк. Род. в семье священника. Окончил С.-Петербургскую ДС (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия (часть магист. дис. «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола» опубл. в ж. «Православное обозрение» в 1865 и отдельным оттиском в 1866). Был назначен бакалавром по гомилетике в МДА, но отказался от назначения, надеясь получить место в СПбДА. С 18 сент. 1863 г. преподаватель словесности в С.-Петербургской ДС, с 1864 г. одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской жен. гимназиях С.-Петербурга. Изучив методы преподавания словесности в светских учебных заведениях, составил подробную программу семинарского курса теории и истории словесности с объяснительной запиской (опубл. в ж. «Христианское чтение» в 1870, программа с изменениями была издана от имени С. С. Лебедева как руководство для семинарий). Сохранились литографированные издания лекций Б., прочитанных в семинарии,- «Очерки русской словесности и литературы» (1867), «Словесность» (1867?),- к-рые использовались как пособия учителями семинарии. В 1869 г. Б. стал доцентом СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике, в 1871 г. назначен экстраординарным профессором, в 1887 г.- ординарным профессором. С 1874 г. являлся членом учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода, был редактором 2, 6, 8-го томов ОДДС (1878-1891). В 1877 г. работал в комиссии по описанию рукописей б-к Кириллова Белозерского мон-ря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской б-ки. В 1884 г. участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских программ, в 1885 г. выпустил брошюру «О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу». В 1889 г. получил чин действительного статского советника, вышел в отставку. Являлся действительным членом РГО, почетным членом С.-Петербургского Археологического ин-та, Киевского церковно-археологического об-ва, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/77608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель. В. Л. Янин, сопоставив результаты близких по датировке новгородских археологических находок, сведения НПЛ и другие данные, отождествил неск. лиц, носивших имя Олисей и прозвище Гречин. Вероятно, О. Г. был сыном новгородского боярина Петра (Петрока) Михалковича, княжеского представителя в сместном (совместном - городском и княжеском) суде, усадьба к-рого была обнаружена в Людином конце на Троицком раскопе (усадьба Е); с ней соседствовала усадьба самого художника (усадьба А). В 80-90-х гг. XII в. О. Г. имел сан священника, был членом сместного суда, занимался иконописью. Выставлял свою кандидатуру на выборах архиепископа Новгорода и Пскова в 1193 г. (избран не был). После пожара 1209 г. переселился в Загородский конец, где в нач. 20-х гг. XIII в. был иереем ц. равноапостольных Константина и Елены на Росткине ул., для этой церкви переписал стихирарь (РНБ. Соф. 85). С 1226 г.- игумен Юрьева мон-ря (2 марта принял монашество с именем Савва, 8 марта был возведен во игумена). В 1229 г. повторно принимал участие в выборах архиепископа и снова не был избран. В 1230 г. был лишен игуменства. В том же году преставился после 6-недельной болезни. Гипотеза Янина вызывает сомнения у ряда исследователей, в первую очередь по причине разнообразия социальных ролей, приписываемых одному человеку ( Гиппиус. 2005). Во время археологических работ на Троицком раскопе в Новгороде в 1973-1977 гг. обнаружена усадьба, владелец к-рой держал мастерскую и занимался иконописью. С ней связаны 40 берестяных грамот, в 5 из них присутствует имя О. Г. В одной из грамот содержится именование вмч. Меркурия на греч. языке как св. воина - видимо, заготовка для иконной надписи; на др. грамоте сохранилась разметка композиции с изображением Христа с предстоящими; известна также грамота с просьбой дописать 2 иконы шестикрылых серафимов «на верх Деисусу» (выше деисусного ряда иконостаса в церкви).

http://pravenc.ru/text/2578341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид Московского Кремля архитектурно-исторический комплекс в центре Москвы . На территории Кремля располагаются: резиденция Президента Российской Федерации, Музеи Московского Кремля, театрально-концертный центр - Государственный Кремлевский дворец. На протяжении веков М. К. являлся средоточием политической власти России, ее духовным центром, ядром рус. Православия. После 70-летнего перерыва в Кремле возродилась церковная жизнь, были вновь освящены соборы и др. кремлевские храмы, где по престольным праздникам и иным праздничным дням совершается богослужение, как правило, при участии Патриарха Московского и всея Руси. Исторический очерк (до 3-й четв. XV в.) Ранний период (до XIV в.) в развитии Москвы, а соответственно и ее Кремля (что было равнозначным вплоть до нач. XVI в.), очень слабо отражен в письменных источниках. Анализ археологических находок на территории Кремля помогает несколько прояснить картину его развития в то время. Данные археологии свидетельствуют об освоении человеком Боровицкого холма с глубокой древности. Первые следы пребывания здесь людей относятся к бронзовому веку. Возле Спасских ворот и рядом с Архангельским собором найдены каменные топоры фатьяновской культуры (II тыс. до Р. Х.). С наступлением железного века связано появление на Боровицком холме укрепленного поселения. Археологами обнаружены остатки городища дьяковской культуры, существовавшего в VIII-III вв. до Р. Х. на месте Архангельского собора и вокруг него. Были найдены окружавшие городище валы и рвы, а также фрагменты керамических изделий. Второе подобное городище, возможно, находилось на склоне холма, близ Боровицких ворот. К моменту появления Москвы эти городища давно уже были заброшены. Новый город возник на территории, освоенной слав. племенем вятичей, известным летописцам еще с кон. IX в. Точное время появления поселения вятичей на Боровицком холме, а также конфигурацию последнего установить сложно. По мнению большинства исследователей, его укрепленная часть находилась у юго-зап. оконечности Боровицкого холма. На этой территории археологами были обнаружены осколки поливной керамики, височные кольца, гривны, перстень-печатка, отходы ремесленного производства, в т. ч. ювелирного, свинцовая печать, некогда скреплявшая грамоту Киевского митрополита, жившего на рубеже XI и XII вв. В этой части совр. Кремля размещалась, согласно преданию, относящемуся к XVII в., «первая на Москве» ц. Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором. На месте Успенского собора находилось кладбище, где, вероятно, стояла деревянная церковь, предположительно освященная во имя вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Нижний Новгород. Церковь Космы и Дамиана. Козьмо-Дамианская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История, связанная с сохранением и реставрацией в XIX веке церкви Козьмы (Космы) и Дамиана (речь идет о храме XVII столетия), находившейся на углу Рождественской улицы и Софроновской площади (ныне площадь Маркина) в Нижнем Новгороде, до сих пор практически не была освещена в литературе. Лишь протоиерей М.В. Добровольский в своем путеводителе по нижегородским святыням кратко сообщал в свое время, что «церковь эта с постройкой нынешнего благолепного храма [имеется ввиду новое здание церкви, построенное в 1872-1890 годах] была разобрана, а колокольня, будучи реставрирована ко времени Всероссийской выставки в Н. Новгороде в 1896 году, и ныне сохраняется как памятник церковной архитектуры XVII века; вместе с колокольней оставлена и трапеза, в коей ныне устроена библиотека-читальня епархиального ведомства». Поэтому имеет смысл остановиться на данном вопросе, тем более что это один из немногих примеров дореволюционной архитектурной реставрации в Нижнем Новгороде. Прежде всего, охарактеризуем сам памятник. Точное время возведения каменного храма во имя Козьмы и Дамиана не установлено. Приведенная И.А. Бондаренко и С.М. Шумилкиным дата его появления – 1531 год, не выдерживает критики. Доподлинно известно, что в 1620-е годы на Нижнем посаде существовала еще деревянная клетская «церковь святых чюдотворец Козмы и Дамьяна». Нижегородский историк XIX века Н.И. Храмцовский, писал, что «холодный храм Козьмодемьянский построен в начале XVII столетия», но вместе с тем указывал на его сходство с более поздней Сергиевской церковью. Известный исследователь нижегородских древностей архимандрит Макарий считал, что каменная Козьмодемьянская церковь появилась в конце XVII века, а М.В. Добровольский, как уже сказано выше, относил памятник просто к XVII столетию без каких-либо уточнений. Н.Ф. Филатов датировал каменную церковь Козьмы и Дамиана 1630-1640 годами, считал ее памятником Нижегородскому ополчению 1612 года, а инициатором возведения называл протопопа Спасо-Преображенского собора Савву Ефимьева. Откуда взята сия информация – неизвестно, поскольку какие-либо ссылки на источники по данному вопросу у автора отсутствуют. Поэтому всё это выглядит весьма сомнительным и, скорее всего, является домыслом Н.Ф. Филатова. Такой вывод подкрепляется еще и тем, что члены Нижегородской епархиальной церковно-археологической и Нижегородской губернской ученой археологической комиссий, осматривавшие храм в 1895 году, указали в составленном ими акте, что «особливых исторических воспоминаний, связанных с этой церковью… не сохранилось». Сами же они считали, что «каменная… Космо-Дамианская церковь появляется лишь во второй половине XVII века». Видимо, с этим надо согласиться.

http://sobory.ru/article/?object=33400

Отдел первый. Торжественное поминовение Святителя Иоанна Златоуста в Казани и Казанской епархии 14 сентября – день кончины Святителя Иоанна Златоуста Речь, произнесенная Высокопреосвященным Архиепископом Димитрием в годичном собрании Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии 14 сентября 1907 г. Святой Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский. Краткие сведения о почитании его в России. (По распоряжению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Димитрия статья эта разослана была по Казанской епархии пред днем празднования памяти св. Иоанна Златоуста 13 ноября). Ныне мы собрались здесь для выслушания первого отчета о деятельности Церковного Историко-Археологического Общества. Слава Богу, деятельность этого юного в Казани учреждения была не бесплодна, что вы услышите из отчета, который будет предложен вашему вниманию. Я считаю нужным привести одну церковно-историческую справку: 14 сентября 407 г. в пределах нашего отечества скончался великий учитель вселенской церкви св. Иоанн Златоуст . Со дня его кончины протекло 1500 лет, но слава его не только не умалилась, не померкла, но все более и более распространяется и увеличивается; его почитают не только на православном восток, как своего иерарха, но и на западе – в католическом мире. Подробное изложение его жизни и славной деятельности потребовало бы много времени; ограничусь только указанием на то уважение, благоговение, какое питали к св. И. Златоусту в древности, в его отечеств, на православном восток, какими чудными легендами украшена его проповедническая деятельность, его труды по толкованию Св. Писания. По дивной силе своего ораторского, проповеднического таланта св. И. Златоуст выше всех ораторов и проповедников во всей христианской вселенной; подобного ему церковного учителя не было, да и будет ли?.. Много было церковных проповедников, которых в свое время считали Златоустыми, но их слава меркнет пред св. Иоанном. Он в течение 1500 лет достойно носит это почетное наименование и есть из всех знаменитых ораторов и церковных проповедников – единственный Златоуст. Еще современники его были убеждены, что дивный дар учительства св. Златоуст получил от Самого Бога, подобно величайшему из пророков Ветхого Завета – Исаии и новозаветному глубочайшему созерцателю Божественных тайн – св. Иоанну Богослову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010