Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич (3.12.1845, с. Верхосулье Бугульминского у. Самарской губ.- 11.09.1898, Стамбул), выдающийся рус. литургист, историк Церкви и археограф. Жизнь Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Род. в многодетной священнической семье. Начальное духовное образование получил в Бугульминском и Уфимском ДУ, среднее - в Уфимской ДС (1860-1866), где обучался наукам «богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим, апологетике против раскола, медицине, языкам греческому, латинскому и немецкому» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6427. Л. 88 об.). После окончания семинарии как лучший ее студент был отправлен для продолжения образования в КазДА, которую окончил в 1870 г. Во время обучения в академии получил основательную филологическую подготовку, освоил евр., франц., татар. и араб. языки (Там же). Особое влияние на К. во время обучения в академии оказал И. С. Бердников. 7 мая 1871 г. Синод утвердил К. в степени магистра богословия за выпускное соч. «Западные противомусульманские миссии» (Там же. Л. 90). В июне 1870 г., после успешного прочтения пробных лекций, К. был зачислен преподавателем на кафедру Общей церковной истории Уфимской ДС (Там же. Д. 6240. Л. 34; Д. 6238. Л. 8-9), а также в Самарскую ДС (Там же. Л. 49). В Самарской ДС К. преподавал Свящ. Писание и татарский язык. В 1871/72 уч. г. К. был зачислен штатным доцентом кафедры литургики и церковной археологии КазДА, где преподавал с марта 1871 г. (Протоколы... за 1871 г. С. 277). Преподавательская деятельность К. в КазДА (1871-1889) На протяжении 18 лет К. преподавал церковную археологию и литургику, а также в течение неск. семестров - историю рим. лит-ры. С первых дней в академии перед К. стояла ответственная задача: разработать 2 новых лекционных курса - литургики и церковной археологии. В начале преподавания в КазДА К. опирался на программу Бердникова, однако потом отказался от нее (см.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6324. Л. 82-90 об.; Красносельцев. 2013) и подготовил свой курс, состоявший из 3 частей. Введение было посвящено теме «Литургика как наука», отмечалась важность исторического метода для изучения истории христ. богослужения и давалась характеристика богослужения по новозаветным текстам и памятникам раннехрист. лит-ры; во 2-й части - т. н. общей литургике - рассматривались общие части правосл. богослужения: молитва, история пения, действия (стояние, коленопреклонение, поклоны, крестное знамение и проч.), дидактизм (чтение Свящ. Писания, проповедь), сакраментальные священнодействия; 3-я часть - частная литургика - была посвящена разбору истории Божественной литургии и чинопоследованию таинств (см.: Красносельцев. 2013). По курсу церковной археологии К. преподавал: введение в науку, археологию церковной архитектуры, иконографию (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8401. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80-х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы - московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря . Древнейшая история места по данным археологии и проблемы ее интерпретации Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Ранняя история участка мон-ря обогатилась благодаря масштабным археологическим работам, проведенным Ин-том археологии РАН при разборке руин и строительстве нового собора в центральной части З. м. (2002-2008; под рук. Л. А. Беляева, Н. А. Кренке). Данные археологии показали непрерывность развития со 2-й пол. XIV до кон. XVI в. на исследуемой территории церковного, очевидно монастырского, комплекса. Древнейшие экземпляры надгробных плит 1-й пол. XIV - 1-й пол. XVI в. (среди них плита с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]» 30-40-х гг. XVI в.) указывают на вероятность отождествления участка с первоначальным местом древнего Алексиевского мон-ря. Выводы, сделанные по материалам захоронений, поддерживают находки, свидетельствующие о быте и раннем строительстве. В юго-зап. части соборной площади мон-ря стояла деревянная церковь, разобранная или сгоревшая до 1-й пол. XVI в. (обозначена находками керамических плиток «с ковчегом» на обороте, типичных для настилки полов в храмах Москвы 2-й пол. XIV-1-й пол. XV в.). Исключительно редкие и дорогие предметы XIV в. (сосуд из кит. фарфора-селадона, полуфаянсовые чаши из Золотой Орды, северокавк. «сфероконус» - толстостенный сосуд с узким отверстием, использовавшийся для перевозки химических препаратов) имеют общие черты с древностями Московского Кремля и указывают на возможную связь с высшими церковными кругами, напр. со свт. Алексием, часто ездившим в Орду. Обширная (более 150 экз.) нумизматическая коллекция (рус. монеты эпохи великих князей Димитрия Донского и Василия Димитриевича, удельных княжеств XV в. и Москвы кон. XV - 1-й пол. XVI в.) не исключает экономической активности в мон-ре; монет ручной чеканки здесь больше, чем обычно встречается в центре Москвы.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАНСКИЙ Александр Львович (19.11.1836, г. Н. Новгород - 27.02 (12.03?).1919, Гатчина), проф. СПбДА, богослов, литургист, историк Церкви. Род. в семье диакона впосл. протоиерея († 1889), нижегородского Георгиевского храма и духовника городского клира. Дядя К. библеист Федор Герасимович Елеонский и двоюродный брат А. И. Садов были его коллегами, профессорами СПбДА. Двоюродными братьями К. были магистр СПбДА и преподаватель Нижегородской ДС Ф. П. Елеонский и кандидат богословия и преподаватель Харьковской семинарии Ф. И. Садов. В 1847-1852 гг. К. обучался в Нижегородском ДУ, в 1852-1858 гг.- в Нижегородской ДС. Как лучший выпускник семинарии был рекомендован для поступления на казенный счет в КазДА. По состоянию здоровья он отказался, но через год поступил в состав XXV курса СПбДА, которую окончил в 1863 г. 2-м магистром (после Т. В. Барсова ). На последнем курсе написал кандидатское сочинение на тему, предложенную проф. И. Т. Осининым : «Обозрение предприятий и попыток к соединению Церквей восточной и западной с пол. XI в. до нач. XV в.». Профессор И. В. Чельцов высоко оценил первый серьезный научный труд выпускника академии: «12 лет я уже профессорствую, но в первый раз пришлось мне читать такое солидное сочинение» ( Катанский. Воспоминания. 1914. Вып. 1. С. 160.). Чельцов и ряд др. профессоров ходатайствовали перед ректором СПбДА еп. Иоанникием (Рудневым) об оставлении К. в академии на должности преподавателя. Однако сам преосвященный был настроен в пользу др. кандидата на преподавание - Барсова. По просьбе митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) К. был направлен в МДА для замещения кафедры церковной словесности и церковной археологии. В преподавательской деятельности К. больше внимания уделял церковной археологии и меньше гомилетике - «не более одной четверти всего двухгодичного курса» (Там же. С. 185). Он занимал также должность помощника инспектора (1866). А. Л. Катанский. Фотография. Кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/1681361.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Находки и утраты Монашеское облачение XVI века и останки 40 монахов 04.08.2021 604 Время на чтение 5 минут Фото: regnum.ru Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский). Антирелигиозная кампания 1918−1920-х годов привела к уничтожению практически всех захоронений святых. Если их мощи хранились в раках, шансов уцелеть не было — только если священник и прихожане прятали их. Но следы спрятанных останков святых всегда терялись. Мощи святых имели шансы, если находились под землей, как святой преподобный Антоний Сийский. После 1991 года возрождение православия подняло волну поиска святых останков. Их искали по чердакам, копали без археологов и с ними. В единичных случаях святые открывались, в большинстве раскопки заканчивались ничем — что не снижало желания священников и прихожан продолжать поиски. Многолетний опыт георадарных исследований, сотрудничества с археологами Института археологии РАН имеет Архангельская митрополия, и на вопросы ИА REGNUM ответил благочинный монастырей Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский). Владимир Станулевич: Что значат мощи святого мощи для православного человека? Игумен Варлаам (Дульский): Почитание мощей — древнейшая церковная традиция, живая по сей день. Как и почитание икон, это важная часть православной культуры. Можно привести примеры особо любимых нашим народом святых, к мощам которых всегда стоят очереди. Наверное, самый известный русский угодник Божий — преподобный Сергий Радонежский. Со всей страны люди едут в Сергиев Посад, чтобы приложиться к его мощам. Есть множество свидетельств о чудесах, происходящих по молитвам к преподобному Сергию и к другим святым. Самые разные люди почитают святые мощи, и многие получают от Бога исцеление от недугов и утешение. Владимир Станулевич: Церковная археология — в основном это исследования захоронений подвижников Церкви, поиск мощей святых. Светские люди говорят — пусть святые лежат в могилах, зачем их тревожить?

http://ruskline.ru/opp/2021/08/04/nahodk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святыни возрожденной обители 20.05.2020 451 Время на чтение 5 минут В июне 2020 года Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит 500-летие. За свою историю обитель переживала времена расцвета, когда она была настоящим духовным и культурным центром Подвинья, и времена упадка, когда у нее изъяли все церковные земли. Молодая советская власть и вовсе в 1920 году закрыла монастырь, храмы и корпуса использовались в разные периоды под детскую колонию, дом престарелых и пионерский лагерь. Возрождение святой обители началось в 1992 году. Когда в Сию вернулись монахи, их ждали лишь полуразрушенные храмы, по которым словно смерчем прошлись последние 70 лет. Не осталось ни старинных икон, ни книг, ни богослужебных предметов, ничего, что долгие столетия хранилось в ризнице обители. Многое было утрачено, часть собрания разошлась по музеям и архивам. При восстановлении церковных построек и на хозяйственных работах братия стала находить предметы старины, в возрождающуюся обитель потянулись паломники и понесли туда старинные иконы и книги, которые хранились в их семьях в годы лихолетья. Так в Сие начал формироваться фонд церковно-археологического кабинета. За свою 28-летнюю историю его коллекция насчитывает более 2500 единиц хранения. После окончания всех карантинных мер в архангельском Доме Плотниковой откроется выставка «Церковные древности Антониево-Сийского монастыря». О том, какие ценности можно будет на ней увидеть, «Вестнику митрополии» рассказала Татьяна Кольцова — заслуженный работник культуры России, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств. Совсем не та коллекция — Название выставки подразумевает те древности, которые были собраны монастырем за последние 28 лет, то есть с момента его возрождения. Надо понимать, что это совсем не та коллекция, которая была в древней обители в XVI–XVIII веках. Руководитель церковно-археологического кабинета Сийского монастыря — Александр Юрьевич Карушев — один из руководителей этого проекта, ему помогают наместник монастыря игумен Феодосий (Нестеров) и иеромонах Феофил (Волик).

http://ruskline.ru/opp/2020/05/20/svyaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Тихонов Борис Дмитриевич; 22.05.1889, г. Троицк Оренбургской губ.- 11.1937, Винница), архиеп. Винницкий. Из мещан. После окончания Томского реального уч-ща и Томской ДС (1911) поступил в СПбДА. Во время учебы в 1913 г. принял монашество с именем Иннокентий, в том же году был рукоположен во диакона, в 1914 г.- во иерея. Летом 1914 г., с началом первой мировой войны, прервал обучение. И. стал духовником раненых в подвозном автомобильном перевязочным отряде, затем духовником 2-го Серафимовского лазарета, полковым священником на Кавказском фронте. В нач. 1915 г. вернулся в Петроград. В 1916 г. окончил Петроградскую ДА кандидатом богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и христ. искусства. Специализировался по литургике и церковной археологии, был знатоком устава и старинных знаменных распевов, изучал древнерус. церковные облачения; посещал занятия в Петроградском археологическом ин-те. Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский. Фотография. 20-е гг. XX в. Иннокентий (Тихонов), еп. Ладожский. Фотография. 20-е гг. XX в. В июне 1917 г. поступил в братию Александро-Невской лавры . В 1918 г. исполнял обязанности правителя дел Духовного Собора лавры, в январе 1919 г. в связи с избранием ученым секретарем Гос. археологической комиссии по секции церковных древностей освобожден от этой должности; продолжал заведовать древлехранилищем лавры. Преподавал Ветхий и Новый Завет в Петроградском Богословско-пастырском училище. В связи с прекращением преподавания в школах Закона Божия И. вместе с братьями иеромонахами Львом и Гурием (Егоровыми; Гурий, впосл. митрополит) создал в марте 1918 г. при лавре кружок из молодых монахов и мирян с целью воспитания детей и молодежи в духе Православия. В февр. 1919 г. на основе кружка было образовано Александро-Невское братство. И. руководил одним из братских хоров, в мае 1920 г. возглавил братский Кружок любителей правосл. богослужения, позднее был руководителем епархиального «Кружка образованных иноков и стремящихся к монашеству». В мае 1920 г. был товарищем председателя 1-й конференции братств Петроградской епархии, по причине болезни председателя свящ. А. И. Введенского (впосл. один из лидеров обновленчества ) фактически исполнял его обязанности; руководил на конференции работой секции по просветительской и миссионерской работе; вошел в совет общебратского союза. В сент. 1920 г. Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) назначен настоятелем крестовой церкви лавры. В 1921 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/468761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (6.12.1863, погост Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ.- 18.03.1937, София), д-р богословия, чл.-кор. Императорской АН (1909), Болгарской АН (1929), заслуженный проф. СПбДА, историк Церкви, библеист. Почетный член КДА, КазДА и МДА, Московского и Петроградского археологических ин-тов, Об-ва любителей духовного просвещения, московского Братства св. Петра, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва, действительный член Имп. Православного Палестинского об-ва, Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Об-ва прп. Нестора-летописца при ун-те св. Владимира в Киеве, Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА и ряда др. научных и церковно-археологических об-в и правосл. братств. Род. в семье свящ. Никанора Петровича Глубоковского (1819-1866). В 2 года лишившись отца, воспитывался в семье старшей сестры Анны (1845-1922), вышедшей замуж за свящ. погоста Кобыльское-Ильинское (в 20 верстах от Кичменгского Городка) Василия Попова. По окончании местной церковноприходской школы обучался в Никольском ДУ (1874-1878), Вологодской ДС (1878-1884) и МДА (1884-1889). В МДА учился на год дольше (5 лет) - вслед. конфликта с руководством академии был уволен с 4-го курса, но в следующем году восстановлен ( Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву. СПб., 1914). В 1889-1890 гг. оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории под рук. проф. А. П. Лебедева для подготовки к занятию кафедры истории зап. исповеданий. Специализировался на изучении института папства и церковной истории V-VI вв. (см. отчет Г.: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157). С нояб. 1890 по май 1891 г. преподавал Свящ. Писание НЗ в Воронежской ДС. Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) 5 мая 1891 г. в МДА защитил магист.

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Сортировать по Исключить новости Распятие из конструктора LEGO: как относиться? Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. 22 июня, 2015 Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. Что можно и что нельзя назвать иконой? – поясняет митрополит Антоний (Паканич). — Можно ли считать любое изображение Христа, Богородицы, святых,  иконой? И, например, как относиться к Распятию, сделанному из деталей конструктора LEGO, который сегодня пользуется популярностью? — Сам термин «икона» в переводе с греческого языка означает «образ», «изображение». Однако понятие иконы нельзя просто свести к первичному значению этого слова. Православная икона – не просто образ-изображение кого-либо или чего-либо, это не просто «продукт художественного таланта». Икона имеет богословское содержание и литургическое употребление. Это не картина на религиозную тематику, это образ с очевидным богословским значением, настолько прозрачным для верующего воцерковленного человека, что в древности икону называли книгой для неграмотных. В ту эпоху, когда грамотность была уделом совсем незначительного количества людей, икона — наравне с проповедью и чтением священных текстов за богослужением — рассматривалась как источник обучения богословским истинам. И я уверен, что, несмотря на практически поголовную образованность людей в наше время, до сих пор существует проблема с богословской грамотностью, и иконы до сих пор выполняют свою древнюю функцию – говорят нам о Боге и о том, что Он сделал для нас. Есть немало людей, чей путь в Православие начался с того состояния восторга, который они пережили пред православной иконой. В свое время я был заведующим Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии, там собрано много уникальных православных икон. Не раз случалось, что люди, так сказать, искушенные в искусстве, придя на экскурсию в музей, были поражены глубиной православной иконы. Многие из них стали церковными людьми. И в Киевской духовной академии мы также общими усилиями занимаемся собиранием коллекции икон для нашего Церковно-археологического музея, в котором есть уникальные шедевры украинской иконописи.

http://pravmir.ru/raspyatie-iz-konstrukt...

Сортировать по Исключить новости Рецензия: Светильник’ъ. Церковное искусство и археология. Выпуск 1 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 29 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Издательский совет Русской Православной Церкви возобновил издание журнала начала прошлого века “Светильник’ъ”. Журнал сохраняет в оформлении художественный стиль своего прообраза, что само по себе свидетельствует о том, что его предметом далеко не в последнюю очередь является эстетика Православия. Такое стилистическое обещание не может не заинтересовать тех читателей, которым дороги традиции церковного искусства и которые со вниманием относятся к тенденциям развития искусства Православной Церкви, — ведь именно начало ХХ века ознаменовалось интенсивными творческими поисками в церковном искусстве, в том числе и плодотворными попытками применения в церковных художествах эстетических принципов l’art nouveau. В то же время основные иллюстрации номера — древние и особо чтимые иконы Спасителя и Божией Матери — обращают читателя к миру непреходящих ценностей Православия, которые наряду с высоким духовным содержанием предлагают нам и столь же высокие каноны церковного искусства. В своем обращении к читателям Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приветствует возобновление “Светильника” и, в частности, пишет о том, что произведения двухтысячелетней христианской культуры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства, “стали восприниматься современным сознанием исключительно как произведения искусства”, в то время как они созданы “как приношение Богу, предназначены для совершения литургический действий или домашней молитвы никогда не следует забывать, ради чего они созданы и какое место занимают в литургической жизни Церкви”. Обращение церковной и художественной общественности в Издательский совет Русской Православной Церкви выражает ту радость, с которой видные художники, архитекторы и искусствоведы, в том числе и облеченные священным саном, встречают возобновление “Светиль­ни­ка”, надеясь, что он сможет стать “глубоко продуманным периодическим изданием, по которому потомки наши смогут узнать о состоянии русской культуры в начале III тысячелетия от Рождества Христова”.

http://pravmir.ru/retsenziya-svetilnik-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010