Возлюбленные о Господе братья и сестры! Наше время во многом напоминает мрак язычества, предшествовавший Крещению Руси при святом равноапостольном князе Владимире. В нынешнем веке жизнь нескольких поколений прошла под гнетом безбожия, народ потерял и знание основ святой веры, и умение жить церковной жизнью. Сбудется ли вновь, как тысячу лет назад, для Отечества нашего чудо Богоявления? Радостно видеть множество людей, стремящихся ныне в храмы для восприятия Святого Крещения. Но радость эта смешивается с горечью при мысли о том, что лишь немногие из этих крестящихся становятся истинными членами Церкви, возрастают духовно под благодатной ее сенью. Тому, кто принял Крещение, но не проводит жизнь христианскую, не принесет пользы Божественная благодать. По образному слову святителя Игнатия Брянчанинова: «необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями, тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, соделаться алтарем, благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу». Только в объятиях Матери-Церкви, возрастая в любви христианской и подвизаясь в делах благочестия, сможем мы истинно послужить и своим душам, и нашим ближним, и всему нашему Отечеству. Пусть же памятует каждый из нас завет Христа Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ), Которому и подобает всякая слава вместе с Его Единородным Сыном и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово второе Неделю по Богоявлении На день Светов и о Просвещении истинном и ложном Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Мф.4:16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Крещение – Богоявление – Просвещение – вот три названия одного праздника, одного события земной жизни Иисуса Христа. Божественным Светом воссияло это торжество в мире, погруженном в смертоносную тень греха.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Воскресение Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью и открыло путь ко всеобщему воскресению. По словам апостола Павла, «если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим 8:11 ); «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» ( Рим 6:3–4; 8–10 ). Воскресшее тело Спасителя было прообразом состояния воскресших человеческих тел при Его Втором Пришествии: «Мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Флп 3:20–21 ). § 5. Искупление Земная жизнь Господа Иисуса Христа, Его страдания на Кресте, смерть, сошествие во ад, Воскресение и Вознесение на небеса — все эти события имели искупительный смысл. По словам Самого Господа, Сын Человеческий пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф 20:28 ). В Священном Писании слово «искупление» (греч. lytrosis) буквально означает «выкуп», то есть плату, вносимую за освобождение раба. В Ветхом Завете этим словом обозначено освобождение Богом израильского народа из египетского рабства, а также из вавилонского плена ( Пс 73:2 ; Мих 6:4 ). В Новом Завете словом «искупление» именуется спасение человечества, совершенное Иисусом Христом ( Мф 20:28 ; Мк 10:45 ; Рим 3:24 ; Гал 3:13 ; 4:5Еф 1:7; 1Тим 2:6 ; Евр 9:12,15 ; Откр 5:9 ). Сын Божий, вочеловечившись, принял на Себя страдания за грехи всего мира, умер за людей и тем самым избавил людей от неизбежности вечных мук за порогом Он вернул находившемуся в рабстве у диавола человечеству свободу и возможность вечной блаженной жизни с Богом, которую люди утратили по причине грехопадения. Заплаченная за спасение цена была велика: «Вы куплены дорогою ценою», — говорит апостол Павел ( 1Кор 6:20; 7:23 ), напоминая о том, что платой за искупление человека от власти диавола стала смерть Богочеловека. Имя «Искупитель» в церковной традиции стало одним из именований Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Все дела Божии богоцентричны, т. к. сказано, что «Все сделал Господь ради Себя...» ( Притч.16:4 ); поэтому веселится Творец о делах и о славе своей, слыша хваление всей твари – «да веселится Господь о делах Своих!» ( Пс.103:31 ). Это веселение устроит радость во всяческом – «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» ( Пс.91:5 ). Радости человеческой о делах Божиих сопутствует благоговейный страх перед величием и непостижимостью этих дел – «Как страшен Ты в делах Твоих!.. Приидите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими» ( Пс.65:3,5 ). В 144-м псалме прославляется ряд дел Божиих, среди них – щедрость и милосердие, помощь и воскрешение, отзывчивость и сострадание, окормление алчущих, хранение любящих Его и истребление нечестивых. «Нет дел» как дела Божии ( Пс.85:8 ). Как бы щедр ни был всяк живущий, но щедрости Божией ему не превзойти; как бы ни был сострадателен живущий, но сострадания Божьего ему не превзойти, и так во всяком деле. С пришествием на Землю Спасителя мы получили чудное обетование. Верующему во Христа Иисуса доступны дела Его ( Ин.14:12 ), такой человек может и больше совершить, потому что Спаситель идет ко Отцу и пошлет Духа Утешителя, Который наставит нас на всякую истину ( Ин.16:13 ), т. е. научит творить дела Божии. Свет и тьма, мир и бедствие – все в руках Божиих – «Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). Дело Божие никогда не прекращается, более того, мир вечно обновляется по замыслу Творца – «Вот, Я делаю новое...» ( Ис.43:19 ) и «се, творю все новое» ( Откр.21:5 ). Действительное же обновление является во Иисусе Христе – «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). В целом Ветхий Завет , повествуя о делах Божиих, выделяет их чудесность, славность, величие – все то, что относится к высшему благу, к спасению в Боге. В Псалтири практически не употребляются понятия «дела человеческие», все это появится в дальнейшем – в книгах пророческих, когда основной темой станет обличение Израиля за измену делам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Первый молодежный медиафорум состоялся в Якутской епархии 20.10.2016 Первый медиафорум Якутской епархии состоялся 16-18 октября 2016 года в городе Алдане Республики Саха ( Якутия ). Мероприятие, рассчитанное на учащуюся молодежь, начинающих и опытных журналистов, блогеров, пользователей социальных сетей, проводилось по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа (Лукина) . Медиафорум начался с Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алдане в воскресенье, 16 октября, а завершился молебным пением святителю Иннокентию Московскому 18 октября, в день памяти святителей Московских. Богослужения возглавил архиепископ Роман. Торжественное открытие медиафорума состоялось 17 октября. Участники форума — молодые журналисты Якутии, студенчество, учащаяся молодёжь, преподаватели и студенты Якутской духовной семинарии. Приветствуя гостей и участников встречи, архиепископ Роман отметил: «Православный журналист — это тот, кто проповедует Христа, как будто не занимаясь церковной проповедью. И вместе с тем, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, православный церковный журналист — это тот же проповедник, который работает в более широком формате. У нас есть такие люди, которые способны помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия и в соответствии с этой красотой выстраивать свою жизнь. И поэтому церковные новости — это, во-первых, сама Благая весть. Наша главная книга называется Новый Завет — Евангелие, которое является новостью не только для каждого последующего поколения, но даже для очень многих хорошо знающих Евангелие людей. " Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними " (Лк.6:31) — вечно новая, вечно живая истина! В центре христианской журналистики — обновленное пониманию самих себя и своих отношений с окружающим миром... Сегодня журналистом становится каждый участник интернет-дискуссии, где бы она не происходила — на форумах, в социальных сетях, в комментариях. Но будем помнить слова Христа: " Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься " (Мф.12:37)».

http://drevo-info.ru/news/21407.html

Второй практический аспект поста, вытесненный еще дальше на периферию современного церковного сознания – миссионерский. Пост может, а иногда и должен быть источником миссии. Пост предварял благовестническое служение Иисуса Христа, когда Он, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни (Лк. 4. 1 – 2). Совершив пост, возвратился Иисус в силе духа в Галилею (Лк. 4. 14) и начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4. 17). В евангельских повествованиях Матфея и Луки о сорокадневном посте Господа мы привыкли видеть обоснование практики сорокадневного пощения, а также учение о посте как времени борьбы с искушениями. Но от нашего внимания ускользает вполне очевидное учение Слова Божьего о том, что пост Иисуса в пустыне был миссионерским постом, предшествующим Его благовестническому служению. Пост в данном случае выражает полное посвящение себя на служение Богу и является свидетельством самоотвержения и непреклонной верности Ему. Подтверждение такого понимания смысла и функции поста в новозаветной Церкви мы находим в Книге Деяний святых апостолов. В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители… Когда они служили Господу (λειτουργοντων) и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13. 1, 2 – 3). Благодать апостольского служения подается  Церкви Святым Духом в ответ на соборное усилие по взысканию воли Божьей. Выражением этого усилия и является пост как напряженное и продолжительное молитвенное стояние Церкви. Миссионерство – это один из даров Духа, и потому стяжанию этого дара должен предшествовать пост и как усилие очищения сердца и укрепления воли, и как выражение ожидания и надежды на Бога. В этом вопросе наша литургическая практика обнаруживает печальное несоответствие Слову Божьему и изначальной церковной традиции. Богослужения Апостольского поста, завершающегося торжественным празднованием в честь свв. апостолов Петра и Павла, не содержат в себе никаких молитвословий и песнопений, в которых Церковь молила бы Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9. 38). Духовный смысл этого поста как времени обновления благодати апостольства, данной Христовой Церки, и как необходимого приготовления к служению благовестия и свидетельства о Божьей истине, к сожалению не востребован сегодня в полноте церковным сознанием.

http://bogoslov.ru/article/1245492

Господи Боже наш! страшное имя Твое призвано и почивает здесь! Да будет на месте сем благословение горницы, где Ты благоволил совершить с возлюбленными учениками Твоими тайную вечерю, благословение горницы, в которой ты на святых Твоих Апостолов излил Духа Святого! Буди благословенно отныне и до века имя Твое, – Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь. Воззвание 9. К костромским гражданам о вспомоществовании к обновлению молитвенного дома и устроению храма Христолюбивые Граждане! Бог и Отец светов, от Негоже всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше нисходит ( Иак.1:17 ), для того дарует нам блага временные, дабы мы, пользуясь оными, согласно с Его святою волею, соделывались наследниками вечных благ на небеси, верою в Сына Его Господа нашего Иисуса Христа. Благодарение Ему Всемилосердому! Но чем ознаменуем пред Ним благодарность нашего сердца, если не теми же благами, которые от Него получаем? Он дает нам жизнь, дыхание и все ( Деян.17:25 ), и у нас нет ничего своего, кроме грехов; но и грехи наши взял на себя Агнец Божий ( Ин.1:29 ), даруя нам вместо их невинность и праведность Свою ( 2Кор.5:21 ). Благодарение Ему Всемилосердому, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Своею кровию! Но где сретить сего Благодетеля нашего, дабы засвидетельствовать пред Ним благодарность сердечную? Он всегда и везде с нами, но для телесных очей наших невидим. Он невидимо для нас является Своим избранным в брачном чертоге небесном; но сей чертог, украшенный великолепием Божественной славы Его, ни золота, ни серебра земного не требует и не приемлет; притом и дверь в оный чертог есть гроб, дверница – смерть, которая совлечет с нас все земное и тленное, и за нами ничего не последует в вечность, кроме деяний наших. Паки и паки благодарение Ему Всемилосердому! Благотворя, Он дарует нам и возможность и случай засвидетельствовать пред Ним благодарение. Сокровенно пребывал в членах таинственного тела Своего, которое есть Церковь , Он алчет и жаждет в лице Своих братий меньших, которые суть и наши братия, с которыми Он разделяет страдания, открывая в них силу Своих страданий спасительных, и страдания их со Своими соединяя, и всякую помощь любви и милосердия, им оказанную, Себе самому усвояя. Блажен человек, который узнает Иисуса Христа под сим покровом уничижения и бедности! Узнает его и Сын человеческий, когда приидет во славе своей с тысящами святых Ангелов Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Господь Иисус Христос благоволил принять принесенные Ему от волхвов дары ( Мф. 2:11 ). Сам платил определенную дань на храм Иерусалимский, когда повелел ап. Петру отдать статир ( Мф. 17:27 ). И похвалил усердие вдовицы, принесшей последние две лепты ( Лк. 21:2–4 ). Чудодейственно насыщавший тысячи людей. Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц, каковы: Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим ( Лк. 8:2–3 ). 31. О почитании праздников Праздники не человеками измышлены, а Богом установлены. Первоначальное установление праздников явилось еще в раю, – по сотворении мира Бог благословил седьмой день и освятил его ( Быт. 2:1–3 ). Позднее, когда Господь освободил евреев из земли египетской, то Сам установил праздник Пасхи, в память выхода их из страны рабства ( Исх. 12:14–17, 24; 13:3–10 ; Лев. 23:2–5, 28 ). Во время путешествия евреев из Египта преподаны были через Моисея на горе Синайской заповеди Божии, в одной из которых (4-ой) приказано помнить день отдыха – субботний, чтобы святить его еженедельно. Затем установлены были для народа еврейского и многие другие праздники, например Пятидесятницы, праздник Кущей и подобные им: Лев. 23:2 . «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания.» Лев. 23:25 . «Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу.» Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы – в память Синайского законодательства ( Исх. 19 гл.); Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Есф. 9:20–22, 24–28 ); обновления храма при Иуде Маккавее, оскверненного Антиохом Епифаном ( 1Мак. 4:36–59 и пр) – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк. 4:16 . «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Д. Приходько, г. Санкт-Петербург Ваш вопрос только подтверждает то, что написано у меня в ответе Вашему батюшке, иерею И. Ни лишение сана, ни ссылки, ни смерть не могли заставить этих людей не подчиниться Церкви и тем более уйти из нее. Они приняли великую несправедливость со святым послушанием, предавая все в руки Божии. И Бог показал им и нам, что Он действительно силен зло обратить в добро, поставив их на свещнице истины, да светят всем до скончания века в доме Божием. Еще раз скажем, искушения могут быть действительно очень серьезными. Как сказал иеромонах Сампсон (Сиверс), когда его несправедливо запретили в священническом служении: «Если бы не благодать Божия, можно сойти с ума». Одно дело — претерпеть несправедливость со стороны врагов Церкви, а другое — со стороны самой Церкви. Господь попускает эти искушения, чтобы испытать нас, послушны ли мы Богу и Его благодати и есть ли в нас подлинное смирение. Благочестие без смирения хуже, чем порок, говорят святые отцы, потому что благодать легко может превратить злого человека в смиренного, а диавол легко может превратить тщеславного человека в злого. Свидетели тому — иудеи и язычники. Ничто так не противно вере, как гордость. Вот почему Бог говорит: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25). «Сие», согласно разуму Церкви, — это «тайна Царства Божия». Апостол Иуда в своем Соборном Послании, говоря о нечестии непослушания, приводит пример трех знаменитых грешников: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». Грех Корея заключался в том, что он восстал против водительства Моисея, когда сыновья Аарона и род Левия стали священниками богоизбранного народа. Самолюбие Корея было уязвлено, и он ни за что не желал это принять. Он сам желал исполнить служение, на которое ему не было дано власти. И когда он сделал это, то погиб страшной смертью, так же как и те, кто участвовал с ним в его нечестии. Корей — образ человека, который не хочет подчиниться церковной власти и дерзает совершать то, на что не имеет права. Так было с Лютером, протестантами, сектантами, раскольниками, обновленцами. Не то же ли самое происходит, когда кто-то самовольно отказывается от служения в Церкви, имеющей благодать? Слово Божие самым решительным образом обличает тех, кто покушается на законную власть в Церкви и предпочитает собственный путь пути Божию.

http://moral.ru/o_shargunov/

Да благословит Вас Господь Бог и сохранит Многомилостивый Вашу драгоценную жизнь для Отечества и Церкви на многая, многая лета!» Речь высокопреосвященного оратора, сказанная с большим ораторским подъемом и искренностью, произвела большое впечатление на присутствующих. В единодушном порыве все, как один человек, встали, и своды храма огласились торжественным многолетием великому патриоту наших скорбных дней – ген[ералу] Деникину. После многолетия от Донского войскового круга с приветствием выступил П. С. Якушев. Он говорит о том, что на Дону с детства все воспитываются в глубоком уважении к Православной Церкви. В нашу многомятежную эпоху, оторванные от Патриарха, мы пережили много ужасов, и, когда начались гонения на архипастырей, явилось опасение о судьбе Церкви Православной. Теперь же опасения отпали. Мы приветствуем вас, как неиссякающий источник милости. На нашем знамени, продолжает он, поставлена Единая Россия, и мы приветствуем начинающееся единение. Необходимо в наше время тесное единение соседей. Идея Юго-Восточного союза уже осуществляется в церковном мире. Да поможет вам Бог, архипастыри, отцы и братие, в вашей работе. Закончил оратор свою речь уверенностью, что труды Собора будут иметь громадное значение. От донского атамана приветствовал собор ген[ерал]-майор Павлов. От Кубанского краевого правительства с приветствием выступает полковник Гаденко, который, высказывая приветствие, просит молитв Собора не только о Кубани, родной для него, но и о Родине всей, дорогой для них. От имени г. Ставрополя выступает городской голова Глиндзич. «От имени Ставропольского городского общественного управления, – говорит голова, – с великою радостью приветствую вас, собравшихся с самыми возвышенными и, я сказал бы, едва ли не с самыми важными задачами в настоящий момент русской истории. Россия неоднократно подвергалась тягчайшим испытаниям, она выходила из них обновленной и снова могучей, но всякий раз только сплотившись около своей Церкви во имя любви под знаменем Христа. То же происходит и теперь на Юге, где мощными усилиями Добровольческой армии, потоками пролитой крови верных сынов Родины началось возрождение русской государственности. Организована мощная армия, от которой враг бежит. Доблестная Добровольческая армия ведет нас от победы к победе, ее гражданская власть налаживает жизнь, водворяет порядок и право. Но сильнее силы военной и властнее власти гражданской есть сила и власть любви христианской. Сила ее так велика, что нельзя выразить иначе, как повторив дословно: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, [а] любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, я ничто».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДА НЕ БУДЕТ! Ваше Святейшество! Не только о бедственном положении Русской Церкви хотим мы свидетельствовать перед Вами в этом письме, пришло ныне время свидетельствовать и о том, что милостью Божьей есть и в Русской Церкви тысячи мужей, «которые не преклонили колена свои перед Ваалом» ( Рим.11:4 ) и которые ныне являют собой внутреннюю ограду Церкви, духовно противостоящую беззаконию. «И на стенах твоих Иерусалиме приставих стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа» ( Ис.62:6 ). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Следуя за Христом трагическими путями человеческой истории, Св. Церковь постоянно вникает в таинственные глубины данного Ей Божественного Откровения, находя в Нём неоскудевающий источник своего духовного обновления и учительского слова, обращенного к многомятежному миру: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Содержание хранимого Церковью Божественного Откровения существенно неизменно, всегда самому себе равно и торжественно неподвижно. Оно ни в чём не сообразуется веку сему, но, как «Столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ) непоколебимо возвышается над бушующим морем природной и социальной жизни. Но те формы, в которые Церковь , умудряемая Духом Святым, облекает вечное содержание Божественного Откровения, дабы сделать его всемерно доступным человеческому роду, подлежат постоянным изменениям. Церковь всегда стремится к тому, чтобы быть понятой всеми, поэтому Она всегда старалась говорить на том языке, выражать Своё учение в тех образах, понятиях и категориях, которые наиболее доступны тем, к кому непосредственно обращено Её учительское слово. Подобно великому Апостолу языков, Она для всех сделалась всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Богословское стремление находить наиболее точные формы для выражения неисследимых глубин Божественного Откровения, с одной стороны, и пастырское стремление сделать эти формы наиболее доступными для восприятия и наиболее действенными для Христианского преображения жизни, с другой – вот два основных мотива постоянного обновления многообразных форм Церковного Учительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010