4 дек. 1917 г. деятели неканонической Всеукраинской Православной Церковной Рады отправили в К. м. послание за подписью архиеп. Алексия (Дородницына) с просьбой о выделении 1 тыс. р. 21 дек. 1917 г. после рапорта игум. Софии (Гринёвой) Киевская духовная консистория приказала настоятельнице одолжить из монастырских сумм 1 тыс. р. В апр. 1918 г. игум. София подписала договор об устройстве в Межигорье санатория, к-рый предназначался для 100 «слабогрудных, усталых, истощенных, хирургических и прочих больных» и должен был действовать 2 сезона. Мон-рь сдал врачам в аренду 79 комнат в 3-этажном здании, летнюю веранду, кухню, ряд хозяйственных помещений и выделил 20 послушниц в качестве младшего персонала. Санаторий принимал больных с 1 мая по 1 окт. с оплатой за полное содержание и лечение от 15 до 35 р. в сутки. В окт. 1918 г. здание монастырской лечебницы по постановлению межведомственной реквизиционной комиссии гетманского правительства было реквизировано для 1-й украинской гимназии им. Т. Г. Шевченко. После издания декрета 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» насельницы К. м. подали прошение в политический отдел по ликвидации имущества религиозных установлений при коллегии социального обеспечения Киевского исполкома о предоставлении храмов и имущества мон-ря в бесплатное богослужебное пользование. В том же году на территории К. м. была организована трудовая община. Фактически это была реорганизация мон-ря под новым названием, поскольку в состав общины вошли все оставшиеся сестры. Точная дата реорганизации общины неизвестна: она существовала уже 31 авг. 1919 г. и называлась Киево-Покровской жен. трудовой религиозной и садово-огородничной общиной и к 1920 г. насчитывала 703 члена. Согласно приказу, до 22 июня 1920 г. все трудовые общины должны были предоставить в кооперативный подотдел Губземотдела свои уставы для перерегистрации. 2 авг. 1920 г. отдел Губревкома Киева зарегистрировал устав Киево-Покровской трудовой общины. Согласно уставу, община ставила своей целью «применение женского труда... для удовлетворения материальных и духовно-культурных запросов» своих членов. В общину могли приниматься одинокие женщины не моложе 18 лет. По закону общине предоставлялось право иметь мастерские: белошвейную, чулочную, туфельную, ботиночную, рукодельную, портняжную, живописную, для изготовления искусственных цветов, игрушек, корзин и др. кустарных изделий. Сестры могли пользоваться усадьбой на территории мон-ря, развивать садоводство и огородничество, приобретать движимое имущество, ремесленный и технический инвентарь. Монастырская больница перешла в ведение Наркомздрава, однако члены общины могли в ней лечиться. Финансовое обеспечение общины состояло из добровольных взносов. Управлялась община общим собранием и советом. Известно, что мн. послушницы в те годы испрашивали благословение на постриг в мантию, а монахини - на принятие вел. схимы. 1923-2013 гг.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Скульптуры выполнены с большим мастерством, фигуры удлиненных пропорций изображены в самых разнообразных позах, – начиная со спокойных у пророков и заканчивая сильно проявленным движением у Вседержителя. Маленькие головы, изысканные позы фигур иконостаса стилистически связаны с рельефами на Евангелии, которое передал Калнышевский в храм его родного села Пустовойтовка. Хотя стиль орнаментов барочный, но элементы, из которых он состоит, не рокайлевый, они представляют собой стилизованный акант, что произрастает большими ветвями из нижнего картуша с донаторской надписью и, извиваясь, окутывает медальоны с евангелистами и распятием в центре. Мастер с большой любовью и усердием чеканит не только фигуры или орнаменты, но и архитектурный пейзаж внизу распятия. Там можно увидеть высокую стену, окружающую город с большими воротами и башней над ней. Из-за оборонительных стен виден дворец с галереей на втором этаже, небольшие дома, покрытые тесом, и несколько церквей с колокольнями. Они увенчаны двухъярусными барочными верхами. Даже гонту мастер не забывает отчеканить на их кровле. Итак, художника увлекал не религиозный сюжет, а декоративная красота, жизненные подробности, и он старался передать их как можно точнее. До Покровской церкви в 1769 г. была сделана... «гробница на средства жителем роменским Иваном Слипенченко с женой своей Екатериной». Она важна тем, что в художественных образах ее воплощены вкусы не только заказчиков или ювелиров - профессионалов, но и обычных жителей Ромен, что не имели титулов и званий. Сейчас эта дарохранительница хранится в Вознесенской церкви. Она решена как архитектурное сооружение, на ее рогах, во всех трех ярусах, помещены фигурки ангелов и избранных святых. В нижней части с четырех сторон размещены рельефы – «Моление о чаше», «Надругательство», «Снятие с креста» и «Воскресение» – главные моменты страстного цикла. Каждый из них решен как жанровая сцена свободной композиции. Техника чеканки свидетельствует о великом мастерстве ювелира. В дарохранительницу в орнаментах наряду с растительными элементами используются и рокайлевые. Мастер так полюбил их, что в отдельных сценах, вместо архитектурного или пейзажного фона, прихотливо компоновал рокайлевые завитки. Даже в «Молении о чаше» деревья и горы вырастают из завитков ракушек.

http://sobory.ru/article/?object=35554

Что касается организационной стороны объединения, события наступившего столетия ясно показывают: все вопросы можно решить, если имеется доброе стремление обеих сторон к восстановлению единства, как это было, например, с воссоединением с Русской Зарубежной Церковью. — Ведутся ли со стороны Русской Православной Церкви попытки начать переговоры по поводу объединения со старообрядцами? — Если говорить именно об объединении, то таких попыток не было. Характер взаимоотношений к настоящему времени сводится не к переговорам об объединении, а к действиям по преодолению исторически возникшей отчужденности, взаимного недоверия. С обеих сторон еще немало предвзятости, искаженного представления друг о друге. Чтобы серьезно говорить об объединении, необходимо сначала уяснить в богословском и церковно-каноническом смысле, что же нас до сих пор разделяет. — Что препятствует объединению двух Церквей — только разногласия в церковных обрядах? — К сожалению, не только разногласия в обрядах. В практическом плане старообрядцы, например, более строго и прямолинейно подходят к применению церковных канонов и даже бытовых обычаев (ношение бороды и т.п.). Кроме того, есть старообрядческие согласия, где апокалиптические настроения настолько заострены, что приводят к решениям, которые нельзя признать православными (отказ от священства, некоторых Таинств и т.д.). — Возможно ли, на Ваш взгляд, преодолеть многовековые разногласия, и если да, то как? — Конечно, чем более длительное время имело место разъединение, тем труднее его преодолевать. А в случае со старообрядцами имелись не только разногласия, но и преследования со стороны властей, вплоть до самых страшных, унесших жизни тысяч людей или заставивших их спасаться бегством за пределами государства. Преодолеть историческую память непросто. Между тем, в Русской Православной Церкви имеется опыт такого преодоления. С 1800 года в ее лоне существуют так называемые единоверческие приходы (сейчас обычно их называют старообрядными), в которых воссоединившиеся с Церковью старообрядцы имеют возможность молиться по старому русскому церковному обряду и находиться при этом в каноническом общении с ее Священноначалием. Число таких приходов постепенно растет, а при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове даже учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, где издается литература для старообрядных приходов, проходит подготовка причетников и хористов, проводятся исследования по музыкальной медиевистике и исторической литургике.

http://patriarchia.ru/db/text/5833590.ht...

Пропорционально плану сруба стен восьмерик центрального верха больше, чем у рукавов. Грани его дают четко выявленный наклон внутрь. Он освещен четырьмя окнами. Верх сруба узких граней восьмерика подчеркивают четыре резные ригели. Грани второго залома также дают лишь намек на сферически вогнутую поверхность и загнуты они под меньшим углом (56-61°). Завершает центральный верх восьмигранный фонарь с заметно обнаруженным наклоном сруба внутрь. Фонарь центрального участка освещен четырьмя окнами, что отличает его от верхов рукавов. Сверху сруба фонаря врублен (в направлении Юг–Север) сволок, по которому наслан плоский плафон. Алтарь в основных чертах повторяет формы бабинца. Просвет до центра у алтаря подобный просветов южного и северного рукавов, только в нем добавлено еще две горизонтальные стяжки. Приведенное описание памятника гласит, что мастер применил в своем здании некоторые элементы классической архитектуры. В более старых памятниках Левобережья грани заломов порой имели вогнутую форму, но не сферическую. Мастер Смелянской достопримечательности пытался придать граням заломов элементов сферичности. Формы памятника отмечаются смелостью, размахом. Черты архитектурно-художественного образа здания выразительны, сочны, а вместе с тем гармоничны и изящны. В основе построения плана лежит длина центрального квадрата (точнее: длина центра на толщину бруса больше ширины его). Полная длина плана здания равна удвоенной диагонали центрального квадрата. Ширина здания равна также удвоенной диагонали центрального участка. Итак, план церкви вписывается в квадрат (точнее: ширина на треть бруса больше длины). Все рукава в плане – одинаковые по размеру четырехугольники со срезанными внешними углами. У Бабинца ширина равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине Бабинца. Соответственно построены остальные три рукава. Вписывается план церкви и во второй квадрат, перерезает все короткие грани каждого рукава. В натуре схема в отдельных пунктах дает незначительные отклонения от указанных предписаний. Высотные размеры, размеры срубов стен, заломов, восьмериков и фонарей увязаны и зависят от размеров плана. Высота сруба стен центрального участка равна удвоенной длине плана участка.

http://sobory.ru/article/?object=38210

Однополые браки в законе: мнения священников Чем грозит США и миру в целом легализация однополых браков? Каким должен быть голос верующих в полемике по проблеме гомосексуализма? Может ли гомосексуалист быть христианином? 10 мая, 2012 Чем грозит США и миру в целом легализация однополых браков? Каким должен быть голос верующих в полемике по проблеме гомосексуализма? Может ли гомосексуалист быть христианином? Президент США Барак Обама на днях открыто высказался в поддержку однополых союзов, заявив, что однополые пары должны иметь возможность вступить в брак. А в 2011 году штат Нью-Йорк стал шестым и пока самым большим штатом, где легализованы однополые браки. Тогда Римско-католические епископы Нью-Йорка выступили против этого шага . Католики боятся, что в скором времени правительство может применить санкции против церквей, призывающих к традиционному браку. Как нам воспринимать мировую тенденцию либерализации отношения к представителям сексуальных меньшинств? Чем грозит США и миру в целом легализация однополых браков? Каким должен быть голос верующих в полемике по проблеме гомосексуализма? Портал «Правмир» проводит опрос среди российских и зарубежных священников. Священник Алексий Чумаков, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). Для одних — прогресс общества, для других — упадок Священник Алексий Чумаков В США уже довольно давно идет борьба за равные права для « людей нетрадиционной ориентации «, и легализация однополых отношений как формы брака в штате Нью Йорк — очередной результат такой кампании и следствие возрастающего вытеснения традиционных христианских представлений из государственной жизни. Трудно сказать, что означает это событие для американского общества «вообще»: для разных его слоев — по-разному. В целом, я бы сказал, что через некоторое время права лиц нетрадиционной ориентации действительно станут равным всем прочим, и они смогут повсюду в США навещать в больнице своих больных «супругов», пользоваться правом на медицинское страхование в качестве законных родственников, иметь те же самые условия налогообложения и права распоряжаться совместной собственностью.

http://pravmir.ru/odnopolye-braki-v-zako...

Так и мы, слушатели, от того мало получаем успеха от трудов, что начинаем свои труды большей частью без благословения Божия. Без благословения Божия и богатство не обогатит, и насыщение не насытит, и полезные занятия мало принесут пользы; напротив, при благословении Божием и малое принесет большие выгоды; и там успеем, где вовсе нельзя бы ожидать успеха; и тем будем сыты, чем вовсе, по-видимому, нельзя бы насытиться. Да, благословение Божие – важное дело. Мы в церкви, служа Богу, ни одного дела не начинаем без благословения Божия: даже и кадило приносим с благословения, и воду льем с благословения – словом: все с благословения. Если же дела Божественные не иначе совершаются, как с благословения Божия; то какой пользы можем надеяться от мирских, домашних трудов, когда мы делаем их без благословения Божия? Наши предки знали цену Божия благословения, и потому без него не начинали никакого дела, и самого маловажного. Нынешний век считает себя просвещенным, и это обыкновение оставляет; но что?.. Хорошее оставил, а лучшего не нашел; за то при всех своих трудах и терпит нужды, которых предки наши вовсе не знали; тогда нуждались одни только ленивые и беспечные. Итак, слушатели, не оставляйте древнего, православной Церковью никогда не оставляемого, и часто Священным Писанием подтверждаемого обыкновения; начинайте всякое дело, важное и неважное, большое и малое с Божия благословения: иначе – я опять скажу – и богатство не обогатит, и насыщение не насытит, и полезные занятия мало принесут пользы. Аминь. 36. В день Покрова Пресвятой Богородицы Известно вам, слушатели, как некогда израильтяне странствовали по Аравийской пустыне: и пустыня та была непроходима, и солнце жгло там пламенно; и потому Бог дал им облачный столп, который, носясь в воздухе, показывал путь, куда идти, и вместе укрывал от солнечного зноя. Бог любил тогда свой народ и вел его в Землю обетованную; и потому дал ему такого чудного руководителя и защитника. Слушатели христиане! И нас Бог любит не меньше израильтян. И мы имеем подобный облачный столп, – Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Она – Руководительница и Заступница в жизни, в сем месте мрака и юдоли плача. Она нам – столп огненный, наставляющий во тьме, и покров миру, ширший облака. Она молния, души просвещающая, и гром, врагов устрашающий. Она райских дверей отверзение, и от всех бед избавление. Она невидимых врагов мучение и обуреваемых пристанище. Она человеков исправление и бесов ниспадение. Словом: Матерь Божия и от зноя несчастий нас укрывает, и в Землю обетованную – на Небо нас вводит, и вечное спасение нам доставляет, и от временных скорбей нас избавляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Высокий в целом залом возведен в очень энергичном темпе. С запада грань преломлена стремительно (60°), а с Востока, наоборот, очень наклонно (40°) с расчетом, чтобы просвет между фонарем бабинца и восьмериком центрального верха сделать как можно большим. В связи с этим формы каждой грани залома отличны и по размеру, и по контурам. В проекции на воображаемую плоскость грани залома образуют сложный звездчатый узор. В начальной стадии грани залома сужаются медленно. На середине высоты процесс сужения резко активизируется. В заключительном верхнем этапе грани приобретают тенденцию к как можно более активному сужению внутреннего объема верха. Более широкие плоскости посередине распространяются, а узкие, наоборот, сужаются, но в каждой грани это проведено в разной степени и не на одной высоте. Более крупные по размеру грани посередине немного провисают внутрь строения, а узкие – дают легкую изогнутость снаружи. Восточная грань залома посередине распространена и очень слабо провисает. Бока соседних узких граней имеют вид сегментов; одной стороной они будто обнимают Восточную грань, второй – врезаются в соседние Северную и Южную грани. В более слабой степени та же картина повторяется и в западной половине залома с той разницей, что западная грань, резко изогнута наружу. Завершает бабинец фонарь. Его легкая форма выглядит стройной в пропорциях срезанной пирамидой. Освещен фонарь четырьмя окнами, высокими и очень узкими. С центральным участком бабинец соединяет невысокий относительно к срубу стен просвет. В нижней половине он прямоугольный; выше, над стяжкой из трех брусьев, просвет уже, завершается он плавно, дугой в полукруг. Со стороны бабинца к брусьям стяжки пристроена часть хоров. Лестница на хоры – при северной грани. Перила лестницы украшены сочно резным геометрическим орнаментом, а перила хоров – балясинками. Мастер церкви мыслил и компоновал в строении каждый участок в определенной степени изолированно. Сруб центра от алтаря отделяют короткие заплечики. На границе с бабинцем заплечики длиннее. Просветы между участками невысокие, а глухая стена сруба между участками составляет половину, или и больше высоты грани.

http://sobory.ru/article/?object=53379

Это все отдельные примеры к тому, как эти передачи каждого человека стараются как-то подправить, помочь ему в жизни. Это уже не говоря о том, что информация о всяких таких событиях, которые совершались и совершаются, свидетельствует о том, что все управляется Промыслом Божиим. Мой батюшка побывал на Соловках и в Кеми, был на одних нарах с выдающимися людьми, и пришел как-то к схиепископу Феодосию Коломенскому. И говорит: «Не знаю, как поступить…» А тот ему отвечает: «Положись на волю Божию!» - «Да я положился…» - «А чего ко мне пришел? В лучших руках дело!» И когда мы что-то начнем обсуждать (а он был уже старенький, 80 с лишним), он и скажет нам: «Ну да, а Бог-то?! Забыли, что ли про Бога-то?» Примерно так же отец Сергий Орлов, когда мы с одним батюшкой рассуждали о каких-то проблемах, даже канонического характера в Церкви, сказал: «Ну да, только про Бога забыли!» Ну, если этого не сказать, кто сам до этого дойдет? А это очень важно! Поэтому, конечно, важность радиопередач «Радонежа», важность живого слова – просто первостепенна! «Вначале было Слово…» Когда я еще был студентом, мой батюшка беседовал со мной о пастырском служении, и говорил о том, как важны исповедь и проповедь. Проповедь – вроде бы ясно, естественно. А исповедь?.. Потом только отец Тихон (Агриков), с которым Господь сподобил меня общаться в начале моего пастырского служения, сказал мне замечательные слова: «В наше время должна быть исповедь, как проповедь, а проповедь – как исповедь». То есть, то, что у нас называют общей исповедью – это не совсем то. Это проповедь на тему покаяния. Это тоже важно, потому что не знают, с чего начать, в чем заключается грех, даже этого не понимают. Вот, я как-то побывал в Японии и посмотрел буддийские монастыри, я их никогда раньше до этого не видел. И там у них их «авторитеты» изрекали: «человек должен совершенствоваться». Значит, человек не совершен? А не совершен – значит, по-нашему, грешен. Но у них-то понятия греха нет, значит: совершенствоваться. Хорошо, допустим. А как совершенствоваться? У нас-то все ясно: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть. Я и Отец – Одно». То есть, вот нам дан пример, дан и путь: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь». Вот, и совершенствуйся! А если это для кого-то очень высоко, то послушаем Апостола Павла: «Подобны мне бывайте, как я – Христу». Или вот наш недавний праведник, отец Алексий Мечев говорил: «Когда не знаешь, как поступить, загляни в Евангелие: как Господь поступал в таких случаях, - прими это, на то и равняйся!» То есть, эта линия, или ниточка: от совершенства – к нам, и от нас – к совершенству, она как раз и передается через проповедь, через слово проповеди. Поэтому, конечно, очень важно и очень назидательно – эти радиопередачи.

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

Священник Алексий Чумаков: Поддержка Обамой гомосексуалистов — часть предвыборной кампании Недавнее заявление Барака Обамы по поводу гомосексуалистов вызвано, скорее всего, избирательной кампанией. Накануне с таким же заявлением выступил вице-президент Байден. 11 мая, 2012 Недавнее заявление Барака Обамы по поводу гомосексуалистов вызвано, скорее всего, избирательной кампанией. Накануне с таким же заявлением выступил вице-президент Байден. Президент США Барак Обама на днях открыто высказался в поддержку однополых союзов, заявив, что однополые пары должны иметь возможность вступить в брак. Чем вызвано заявление Обамы? Насколько для для православных в США актуальна эта проблема? Что будет делать священник, если к нему обратится гомосексуальная пара с просьбой о венчании? А если попросят ребенка крестить? Комментирует священник Алексий Чумаков , настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). Священник Алексий Чумаков Недавнее заявление Барака Обамы по поводу гомосексуалистов вызвано, скорее всего, избирательной кампанией. Накануне с таким же заявлением выступил вице-президент Байден. Вероятно, оба заявления преследуют цели консолидации и повышения энтузиазма либеральных сторонников демократов в президентских выборах. Различные комментаторы, которых я слушал по радио, соглашаются в том, что эффект от такого заявления будет вряд ли велик, позиции противостоящих республиканцев по социальным вопросам давно известны. Отмечают также рискованность такого заявления президента Обамы, он может лишиться части голосов чернокожих американцев и испаноязычных — обе группы придерживаются существенно более консервативных взглядов по социальным вопросам, чем белые. Прихожане время от времени спрашивают меня: как реагировать на происходящее? Как относиться в однополым бракам? У нас раз в неделю бывают беседы о Писании и о христианской вере вообще, и вопросы отношения к разным социальным течениям и браку задаются регулярно. За последнее столетие произошли столь драматические изменения в устройстве общества, экономики и наук, социальные перемены такого масштаба нуждаются в рассмотрении в свете Евангелия.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksij-c...

При поддержке фонда «Соработничество» в Забайкалье стартовал грантовый конкурс «В добром крае — добрые дела» 7 августа 2015 г. 12:27 В период с 7 августа по 7 октября 2015 года в  Забайкальской митрополии реализуется уникальный проект фонда «Соработничество». Впервые по решению Координационого комитета по поощрению социальных, культурных, образовательных, информационных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви проводится региональный грантовый конкурс «В добром крае — добрые дела». В специальном разделе интернет-площадки «Начинание» в пяти номинациях размещаются проекты, созданные в Забайкалье. Победители будут объявлены в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2015 года. Ими станут те проекты, которые за два месяца смогут привлечь на свою сторону максимальное количество сторонников и самостоятельно изыскать не менее 50% от необходимой суммы. На портале  Приходы.ru  опубликован комментарий митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира  относительно идей конкурса и его специфики: «Сегодня в церковной среде развиваются собственные грантовые программы. Во многом старт им дал общецерковный конкурс " Православная инициатива " , курируемый лично Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приходы, монастыри, епархиальные отделы многих епархий имеют возможность получить дополнительное финансирование для осуществления своих идей не только из средств частных благотворителей, но и по итогам участия в светских конкурсах федерального и регионального уровней. Церковные грантовые проекты позволяют многим православным объединениям и структурам вносить свой посильный вклад в улучшение социального климата в нашей стране, утверждение мира и гражданского согласия. По опыту знаю, как через реализацию проектов в образовательной, социальной, культурной, информационной сферах, в рамках " Православной инициативы " , у церковных служителей появляется возможность выстроить сотрудничество со светскими коллегами, начать работу в тех сферах общественной жизни, где люди мало знакомы с Православием. В Забайкалье в период советского лихолетья были во многом уничтожены православные традиции. Весь край был духовно обескровлен, исковерканы души местных жителей в целых поколениях. Со временем это отразилось и на всем укладе жизни региона, изменился климат в забайкальском обществе. Сегодня всем очевидно, что необходимо вернутся к своим духовным корням, вспомнить свои истоки. Это невозможно осуществить только строительством новых храмов и возрождением порушенных святынь. Важно научить забайкальцев использовать, в том числе, и современные технологии, находить необходимые ресурсы для воплощения социально полезных инициатив, направленных на созидание своей малой родины. Для этого по моей просьбе фонд " Соработничество " организует в Забайкальской митрополии при поддержке Правительства Забайкальского края региональный грантовый конкурс.

http://patriarchia.ru/db/text/4191675.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010