В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=819

На монархическом форуме выступил с речью делегат от Чернигова наблюдатель церковных школ протоиерей Федор Васютинский. Он обратил внимание собравшихся в Киеве русских людей на то обстоятельство, что открытие Съезда состоялось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка предложил отныне считать день Покрова праздником всех монархических союзов и устраивать в этот день годовые торжественные собрания по всей России с особыми молебнами. Делегаты с радостью приняли это предложение. В воодушевлении Съезд в едином порыве пропел «Взбранной Воеводе». В ответ на предложение протоиерея Васютинского лидер московских монархистов В.А.Грингмут высказал мысль соорудить особую монархическую икону Покрова Богородицы. После короткого обсуждения Съезд постановил: «День Покрова Пресвятой Богородицы признать днем праздника всех Монархических организаций; соорудить икону Покрова Пресвятой Богородицы, как покровительницы Монархических партий». Икона была вскоре исполнена иконописцем В.П.Гурьяновым под руководством великого русского художника и участника монархического движения В.М.Васнецова. Монархический образ был освящен 26 апреля 1907 г. в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия 4-го Всероссийского монархического съезда. С тех пор ежегодно 1 октября монархисты отмечали день Покрова Пресвятой Богородицы не только как православный, но и как свой особенный праздник. Уже в 1907 г. монархический праздник отмечался очень широко. В Петербурге состоялись молебствия в Союзе Русского Народа и в помещении Русского Собрания, где служил лично митрополит Антоний (Вадковский). В Киеве прошел молебен и торжественное собрание монархистов. Только в Москве торжеств не было в связи с трауром по случаю смерти В.А.Грингмута, скончавшегося в самый канун Покрова. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы как свой особенный праздник отмечает также и русское казачество. Тропарь Праздника (глас 4): Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/покрый нас честным Твоим Покровом/и избави нас от всякаго зла,/молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,//спасти души наша.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/14/de...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Алексино Рузского района - объект культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г. О существовавшей церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алексине. В начале XVII ст. село Алексино Звенигородского уезда - дворцовое; в 1627 г. оно принадлежало Киприяну, митрополиту Сарскому и Подонскому, и того же года 15 октября выдана жалованная грамота на их вотчину в Звенигородском уезде на дворцовое село Олексино и на церковное место Покрова Пресвятой Богородицы, а в нем пашни паханые церковные 2 дес., сена церковного 25 копен, да к селу пустоши, что были деревни Дровачи и Мордино. Когда и по какому случаю была уничтожена церковь в Алексине – неизвестно. В 1653 г. на то же село Алексино выдана жалованная грамота Серапиону, митрополиту Сарскому и Подонскому. В селе Алексине построена была вновь церковь Покрова Пресвятой Богородицы, но когда именно – неизвестно. Первое сведение о Покровской церкви, как «жилой», встречается запись в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1676 г. под Звенигородскою десятиною: «в 1676 г. марта в 3 день по указу святейшего патриарха, за пометою на выписке дьяка Перфилья Семеникова, прибыла вновь и обложена данью по поповой челобитной и сказке церковь Покрова Богородицы, в вотчине митрополита Сарского и Подонского в селе Алексине, а на тою церковь положено дани… 30 алтын, 5 денег, заезда гривна. А прежде всего та церковь была в епархии митрополита и для того данью была не обложена и впредь писать. Платил дань поп Василий». Покровская церковь в приходных книгах того же Казенного Приказа писалась под Звенигородскою десятиною с 1676 по 1740 гг.: «церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Крутицкого митрополита, в селе Алексине, дани 30 алтын, 5 денег, заезда гривна»… В 1678 г. «село Алексино, на Колодезе» с митрополичьим домом, 11 дворами крестьянскими находилось Звенигородского уезда Угожского стана и принадлежало преосвящ. Варсонофию, Крутицкому митрополиту.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Покровское Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 3 апреля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, на речке Озерне. Село Покровское в 1678 г. находилось Звенигородского уезда Тростенского стана в Вотчине стольника Сергея Аврамовича Лопухина. «В селе двор вотчинников, двор задворного человека, 2 двора крестьянских и 15 дворов бобыльских, а всего в них 63 человека». С. А. Лопухин построил в селе Покровском церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и по указу святейшего патриарха 17 марта 1677 г. она обложена данью, о чем записано в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа. По записным книгам патриаршего ризничего о выданных антиминсах за 1696 г. значится: «января 31 дня по грамоте дан антиминс на новый престол в Звенигородском уезде, в вотчину Сергея Аврамовича Лопухина ко освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы; а взял тот антиминс церкви Живоначальной Троицы, что на Хохловке, священник Иоанн Федоров и росписался». По какому случаю было освящение – была ли она исправлена по ветхости или вновь построена - неизвестно. Вотчина С. А. Лопухина – село Покровское перешло во владение к его вдове. В переписной книге за 1705 г. написано: «за вдовою Марьею Сергеевою, женою Аврамова сына Лопухина, село Покровское на речке Озерне; а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы… в том селе двор вотчинницы, двор скотный, 22 двора крестьянских, всего в них 110 человек». В 1715 г. при церкви находился поп Прокофий Еремеев. Селом Покровским владел в 1715 – 62 гг. Владимир Петрович Шереметев. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л. Ф. Снегирева, 1881 г . Село Покровское на реке Озерне известно с начала XVII века. В 1678 году оно было вотчиной боярина Сергея Абрамовича Лопухина, который в 1677 году построил деревянную церковь Покрова. В 1705 году селом управляла его вдова Марья, с 1715 по 1762 годы Покровским владел Владимир Петрович Шереметев. Нынешняя церковь, в честь «победы русского оружия в войне 1812 года», строилась с 1814 года и освящена в 1818 году.

http://sobory.ru/article/?object=00384

За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нём народу, и рассказ его произвёл сильное впечатление. В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися. Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской – пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестёр милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царём Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошёл приступ, и русские овладели городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

По материалам сайта " Храмы России " и справочника " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . М, УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. В 2003 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы вместе с оградой по адресу: Шатурский район, с. Власово, был поставлен на государственную охрану в статусе выявленного объекта культурного наследия (Приказ Министерства культуры МО от 26.08.2003 г. 516). Современный адрес: г/п Мишеронский, с. Власово. Кирилл Аминов. 18 мая 2015 г. Село Власовское (Власово) находится в 70 верстах от Владимира и в 60 верстах от уездного города Покрова, почти на границе Покровского уезда с Егорьевским уездом Рязанской губернии. Власовский приход образовался в 1776 г., когда была построена церковь в деревне Власовской. В 1776-77 гг. помещик князь Петр Михайлович Голицын построил в своей вотчине в дер. Власовской деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот деревянный храм с иконостасом и многими иконами в 1866 г. был пожертвован в новооткрытый Марковский приход Покровского уезда. В 1865 г. на средства братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых в Власовском был построен обширный и богато украшенный каменный храм с такою же колокольнею. Престолов в храме три: главный в холодном – во имя Живоначальной Троицы (освящен в 1875 г.), в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая чудотв. (освящены в 1866 г.); этот новый храм украшен весьма богато особенно для сельской церкви. На престоле и жертвеннике главного храма одеяния медные, вызолоченные, с вычеканенными изображениями из жизни Спасителя, стоимость одеяний 925 руб.; паникадило медное посеребренное 880 руб.; ковчег для св. даров серебряный вызолоченный 340 руб.; сосуды серебряные вызолоченные 300 руб.; напрестольный крест серебряный вызолоченный 300 руб. Иконы Божией Матери «Млекопитательницы», Покрова Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в серебряных вызолоченных ризах. Остальные украшения церковные, утварь, ризница также весьма богаты. Своим благолепием храм обязан по преимуществу семейству купцов Костеревых и из них главным образом Никифору Андреевичу Костереву, которым на украшение и устройство храма пожертвовано 88 683 руб. Церковь владеет капиталом в 17 764 руб., составившимся из разных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Мы разумеем внесение в службу этого праздника особого величания и припевов на девятой песни 9 . Но тот же XVII век едва не изгладил совершенно из наших богослужебных памятников рассматриваемую нами службу. Когда был поднят вопрос об исправлении нашего церковного Устава при патриархе Иоакиме и приступлено было к печатанию Типикона 1682 года, то книжные справщики московского печатного двора, при своих работах, следуя, «по указу Святейшего патриарха с архиереей, по всем греческим Уставам и Минеям и славенским правленным Часословам и Трефолою львовскому и славенским Уставам харатейным и Филаретову во именах и тропарях и кондаках неизменно 10 » пришли к такому убеждению, что эта служба лишняя и сделали на полях «кавычного» Устава (Моск. Тип. библ.) пометы: «Покрова ж служба в греческих книгах несть» или: «службы Покрова Богородицы в греческих ни в каких несть“ (л. 188). Оставалось таким образом нашим справщикам грекофилам стереть и эту службу с лица нашего славяно-русского Типикона, как это они сделали по отношению к другим службам в честь русских святых, канонизированных на местно-русских соборах 11 , но но отношению к этой службе они не отважились поступить подобным образом. Причиною этого, очевидно, было то обстоятельство, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы праздновался в русской Церкви с глубокой древности и пользовался особенным уважением у русского народа. Поэтому, ограничившись вышеприведенными замечаниями относительно отсутствия службы в честь Покрова Пресвятой Богородицы во всех греческих книгах, наши справщики 1682 года прибавили относительно нее следующее замечание: «В той же день (т. е. 1-го октября) аще восхощет настоятель праздновати Покрову Богородицы с апостолом Ананием и апостолом Романом и после сице» 12 . Очевидно из этого замечания, что справщики Типикона 1682 года празднику Покрова Пресвятой Богородицы не придавали особенно важного значения, и совершение службы, а равно и само празднество было предоставлено ими всецело под настоятеля, который мог и не совершать этой службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Первое известное нам упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском, «Городня тож» Московской округи Ратуева стана Пехрянской десятины относится к 1627-1628 годам. Церковь тогда была «...древяна клецки, строение монастырское». Село считалось вотчиной московского Новоспасского монастыря, который в течение трех веков пользовался покровительством царствующего дома Романовых. В его соборной усыпальнице была похоронена знаменитая старица Марфа, мать царя Михаила Романова. Село постепенно разрасталось, и согласно Переписным книгам 1646 г. в нем числился уже 21 двор крестьян и монастырских бобылей. В Окладной книге Патриаршего приказа 1648-1649 годов (7157 г.) имеется запись: «Прибыла вновь церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в вотчине Спаса Новаго монастыря в селе Покровском, у речки Городенки». Точное время строительства каменной церкви не установлено. По мнению М.И. Александровского, известного знатока истории московских храмов, церковь Покрова на Городне могла быть построена после 1704 года, но до 1722 год , потому что по книгам Первой ревизии 1722 года церковь уже числилась каменной. Обмерные чертежи и опись 1885 года позволяют представить общий вид этого храма: «восьмерик на четверике», одноглавый, с невысокой трапезной, равной по ширине собственно церкви, с примыкающей к церкви шатровой колокольней с одним ярусом звона. Композиция храма, как и оформление фасадов, связана с традициями так называемого «московского барокко», но с более скромным для приходского сельского храма решением. Архитектурной особенностью церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Городне стали вдавленные, разорванные завершения оконных наличников. «Над храмом две главы: над алтарем и на куполе храма, крыт железом и окрашен медянкою, крест восьмиконечный, обит железом и окрашен желтою краскою», — так описан внешний вид церкви в метрике 1885 года. Известно, что у главного престола церкви Покрова Пресвятой Богородицы был возведен иконостас высотой в 17 аршин (около 12 м). Иконостас имел четыре яруса с четырьмя чинами икон и вызолоченные резные царские врата. Над иконостасом возвышалось Распятие с предстоящими.

http://sobory.ru/article/?object=03323

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010