Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРОНТОХИОН [Βροντχιον, Βροντοχου от греч. βροντ - гром], мон-рь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя вмч. Димитрия (т. н. Митрополией). Ансамбль мон-ря включает 2 храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем В. считается архим. Пахомий, вел. протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя ц. св. Феодоров. Однако известен его предшественник, игум. Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса ц. св. Феодоров (в наст. время хранится в музее Мистры). Возможно, строительство ц. св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (ок. 1310). Единственное упоминание В. как мон-ря во имя св. Феодоров - по посвящению первого храма обители - содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула визант. имп. Андроника II Палеолога, к-рый, как и последующие, скопирован на стене юго-зап. парекклисиона Афендико. В др. имп. хрисовулах (1313-1314, 1318, 1320 и 1322) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права мон-ря на крупные земельные приобретения. Предполагают, что ц. Афендико являлась кафоликоном мон-ря, а ц. св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во 2-й пол. XI - нач. XII в. (ГИМ. Син. греч. 225), к-рое было подарено во В. в 1312 г. Никифором, митр. Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. Церковь во имя св. Феодоров мон-ря Вронтохион. 1290–1295 гг. (1290-1295). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы ц. св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (ок. 1100),- церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на 8 устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счет сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

http://pravenc.ru/text/155448.html

Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 2-3-я четв. XIII в. Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 2-3-я четв. XIII в. Второе направление развития базилик разрабатывало варианты увенчания их куполом в самой простой форме, без поперечных рукавов, как это сделано над центральным нефом ц. Богородицы Влахернского мон-ря близ Арты (1-я пол. XIII в.) или над однонефным залом ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне в Фессалии (вероятно, ок. 1300), или с постановкой классической крестово-купольной структуры с 4 сводчатыми рукавами и даже угловыми куполами над нижним 3-нефным ярусом, боковые нефы к-рого завершались рядом купольных сводов. Этот вариант был разработан в Мистре: подобные храмы строились только в ее пределах (церкви Одигитрии мон-ря Вронтохион (ок. 1310), Пантанассы (освящена в 1428) и вмч. Димитрия (т. н. Митрополия) после перестройки из базилики в XIV в.). В рассматриваемую эпоху композиции церквей усложнялись примыкающими к их основному пространству помещениями - часовнями и соединяющими их галереями, отражая новые литургические особенности. В Фессалонике сформировался тип 1-ярусного 3-стороннего обхода - перистона, к-рый включал пространство нартекса и боковых галерей, завершавшихся алтарями. Церковь прор. Илии (1360-1370) - единственная из крупных храмов Фессалоники этой эпохи, не имевшая перистона, но снабженная глубоким 4-колонным лити (подобный лити нач. XIV в. построен перед кафоликоном мон-ря Хиландар на Афоне) и 4 почти изолированными крестообразными (в т. ч. в виде триконхов и тетраконха) часовнями, выявленными снаружи многогранными объемами. Простой тетраконх, представляющий композицию ц. Преображения Господня в Фессалонике (после 1340), имеет плоские экседры и вписан в кубовидный снаружи массив стен. Кубовидным внешним объемом обобщены и крестообразные композиции ц. св. Василия у мон-ря Хиландар, построенной серб. кралем Стефаном Дечанским ок. 1348 г., и ц. св. Архангелов во дворе Хиландара, приписываемой кор. Стефану Душану, посетившему мон-рь в 1347-1348 гг.

http://pravenc.ru/text/166461.html

От первоначальных фресок кон. XIII в. сохранились незначительные фрагменты, позволяющие тем не менее представить систему росписи в целом. Внизу вдоль стен шел живописный фриз, имитирующий мраморную облицовку. Над ним располагались изображения святых в рост (сохр. фигуры воинов). Живопись имеет сходство с фресками из ц. вмч. Димитрия в Мистре (1312). Выше располагались сюжеты протоевангельского цикла, от к-рого дошли фрагменты сцен «Рождество Богородицы», «Введение во храм» и «Благовещение». В 3-м ярусе были представлены 12 праздников и евангельские сюжеты. В алтаре юго-вост. парекклисиона находится изображение Богоматери «Живоносный Источник». На юж. стене - небесные покровители храма великомученики Феодор Стратилат и Феодор Тирон, предстоящие перед Богоматерью с Младенцем на троне. На сев. стене между величественными фигурами ангела и св. Иоанна Предтечи изображена маленькая фигурка в царских одеждах. На своде расположены сцены из жития Богоматери; в тимпане зап. части - «Успение». Фрески датируются ок. 1400 г. В сев.-вост. парекклисионе находится гробница. Высказывалось предположение, что это место захоронения имп. Мануила II Палеолога, к-рый представлен рядом коленопреклоненным перед образом Богоматери с Младенцем. Однако в надписи как дата смерти погребенного указан 1423 год, а император скончался в 1425 г. и был погребен не в Мистре. Церковь в честь Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг. Церковь во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) мон-ря Вронтохион. 1310–1322 гг. (от φντης - господин, властитель) начала строится ок. 1310 г. и завершена до кончины архим. Пахомия в 1322 г. Ее можно отнести к т. н. типу Мистры, к-рый соединяет в себе базилику и храм, имеющий вписанный в основание крест. Церковь 2-этажная, пространство нижнего этажа, как в базилике, делится 3 парами колонн на 3 нефа. 2-й ярус воспроизводит крестово-купольную композицию с куполом над средокрестием. Рукава креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. 4 угловых компартимента галереи завершаются куполом. Храм имеет нартекс с куполом и хоры. Вдоль сев. фасада идет открытая галерея с высоким цокольным этажом. С запада к объему храма примыкает колокольня.

http://pravenc.ru/text/155448.html

В сохраненных после 1204 г. и отвоеванных городах империи сосредоточились духовные силы византийцев. Вслед за экономическим укреплением независимых гос-в с центрами в Никее, Трапезунде, Арте началось возрождение архитектуры, ее дальнейшему развитию способствовало церковное строительство в Сербии и Втором Болгарском царстве, а также в К-поле после 1261 г. Архитектура поздней Византии обычно рассматривается в рамках 2 периодов - раннего (посл. треть XIII в.) и высокого палеологовского, связанного с новым стилистическим направлением, зародившимся ок. 1300 г. и развивавшимся во всех областях В. и. и Балканских странах в 1340-1440 гг. Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 1282 - 1289 гг. Аксонометрия Церковь Панагии Паригоритиссы в Арте. 1282 - 1289 гг. Аксонометрия Наиболее значительным образцом допалеологовской архитектуры является собор Св. Софии в Трапезунде (между 1238 и 1263). Наряду с очевидным воспроизведением традиц. структуры плана вписанного креста на круглых колоннах и пространства с нартексом постройка содержит ряд черт, заимствованных с Востока: удлиненный зап. рукав, формы объемной композиции, кладка из гладко отесанных камней, оконные бровки напоминают арм. и груз. памятники предшествующих эпох. Глубокие портики с 3 арками сходны с собором в Кутаиси (1003). Орнаментальные мотивы, капители в портиках имеют сельджукское происхождение и были восприняты, возможно, из арм. зодчества. Этот храм, самый крупный на востоке империи, остался в стороне от основного пути эволюции визант. архитектуры, центрами возрождения к-рой стали К-поль, Никея, Арта, Мистра, Фессалоника. Церковь Панагии Паригористиссы в Арте 1282 - 1289 гг. Вид с юго-востока Церковь Панагии Паригористиссы в Арте 1282 - 1289 гг. Вид с юго-востока Раннепалеологовская архитектура повторяла традиц. решения: тип вписанного креста с амбулаторием в ц. св. Иоанна Предтечи (юж. церковь мон-ря Липса в К-поле, 1282-1304), молельни в виде триконха или тетраконха. Строилось множество зальных сводчатых церквей и часовен, простых крестообразных купольных залов с 3-частным алтарем и нартексом, как ц. Архангелов в Месемврии (кон. XIII в.); создаются структуры, сочетающие базиликальную и центрическую идеи, как ц. Панагии во Вриони близ Арты (1238); возрождается тип VIII-IX вв. купольной базилики с галереями, напр. ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (после 1300); подобные явления имеют параллели в визант. живописи кон. XIII в., обращавшейся к раннемакедонским моделям ( Krautheimer. 1986. P. 417).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Памятники Мистры непосредственно отражали основные тенденции к-польского искусства. Заказчиками здесь выступали в основном члены семей Палеологов и Кантакузинов. Древнейшими росписями Мистры является декорация ц. вмч. Димитрия (Митрополия), где сохранились слои 1270-1285 и 1291/92-1315 гг. В этом памятнике воспроизведено неск. иконографических циклов, в т. ч. жизнь Христа, житие вмч. Димитрия, «Страшный Суд». В древнейшем слое проявляется смешение тенденций посл. трети XIII в.: сочетание иконописных черт и традиц. иконографии с пластичностью и портретностью образов, а также свободой композиционных решений и живописных приемов. Стиль отличает аристократичность и интерес к антикизирующим стилизациям. К тому же периоду рубежа XIII и XIV вв. относятся сохранившиеся фрагментарно (неск. образов святых и ангела из Благовещения) росписи ц. св. Феодоров мон-ря Вронтохион. В широкой и свежей живописи очевидна имитация стиля предыдущего памятника. В ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) того же мон-ря росписи были созданы после 1312 г. В иконографической программе этого памятника раннего периода Мистры есть неск. специфичных черт: «Служба св. отцов» расположена в 2 регистра, каждая фигура представлена в нише; на хорах галереи завершаются приделами, в наосе на сводах - праздничные сцены. В нартексе расположен цикл из жизни Христа и представлен ряд образов святых. Стиль росписей близок к стилю к-польских ансамблей палеологовского ренессанса: изысканные рельефные композиции, утонченные фигуры, воздушный, мягкий колорит и сложнейшая система пробелов с прозрачными светами и крупными белильными движками. Др. группа росписей Мистры связана с периодом от 2-й пол. XIV до XV в. К сер. XIV в. относятся фрагментированные росписи ц. Св. Софии (первоначально Христа Жизнедателя) со следующими особенностями иконографической программы: в конхе апсиды - Христос Пантократор на троне, в юго-вост. капелле на сев. и юж. стенах - 2 огромных образа - Христа и Богоматери на тронах, в куполе вокруг образа Богоматери представлена Божественная литургия.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Самые ранние сохранившиеся изображения «Ж. И.», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение «Ж. И.» встречается в росписи ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки 2 ангелов; причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери «Ж. И.». Тогда же, в XIV в., мастером визант. выучки была создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св. Павла на Афоне). Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Живоносный Источник». 1675 г. (ЦМиАР) Для Руси изображение «Ж. И.» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654 г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сб. «Небо Новое» (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи» (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон.

http://pravenc.ru/text/182259.html

П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия). Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян). В византийском искусстве изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью ( Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия)//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153). Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

http://pravenc.ru/text/168061.html

Живоносный источник — под заступничеством Богородицы (+mp3) Мы помним слова апостола, что Христос пришел как Спаситель всех, наипаче же верных. Да будем верным христианами, чтобы нас эти слова апостола касались напрямую! 28 апреля, 2011 Мы помним слова апостола, что Христос пришел как Спаситель всех, наипаче же верных. Да будем верным христианами, чтобы нас эти слова апостола касались напрямую! В V веке, будущему императору было открыто место, где Пресвятая Богородица при источнике, которой ныне именуется Живоносным, совершала множество и множество исцелений . Исцелялись там слепые, начинали ходить парализованные, слышать глухие. Множество, множество других чудес происходило в то время в Царьграде — в Константинополе. И вот прошло время, сейчас множество гонений терпят православные в турецкой стране, в городе, некогда славном христианскими своими традициями, а ныне мусульманском Стамбуле, но с V века и до нынешних времен Святая Церковь воспоминает это событие и, почитая дивный источник пресвятой Богородицы, освящает воду, веруя, что каждая вода, благословленная Господом через погружение в него Честнаго Креста Христова, по молитвам Пресвятой Богородицы становится, как говорится в молитве, скачущей в жизнь вечную. Вечная жизнь — вот стремление каждого христианина, вот стремление каждого из нас. Почему? Да потому, что только в вечной жизни, а жизнь может быть только во Христе, мы можем обрести покой. Господь, обращаясь к нам, к немощным, грешным, говорит: «Придите ко Мне труждающиеся и обремененные, Я дам вам покой». Он дает нам этот покой в Себе Самом и видимым знаком Его благодати является, в том числе, и освящаемая ныне вода. «Живоностный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. Праздник этот совершается на Светлой Седмице , в то время, когда мы радуемся о воскресшем Христе, когда еще служится праздничное богослужение — богослужение Пасхи и Пасхальный канон соединяется с молитвами водосвятного молебна.

http://pravmir.ru/zhivonosnyj-istochnik/

В центре тимпана центрального нефа расположено двойное окно, по его сторонам в стену вставлены 2 плиты. На одной представлен рельеф с животным и растительным орнаментом (X-XI вв.), другая, современная храму, содержит мозаичный круг. На стенах над боковыми апсидами находятся 2 белые 4-угольные плиты, на каждой также расположен мозаичный красный круг. Фрески, отличающиеся разнообразием технических и художественных приемов, датируются посл. десятилетиями XIII и 1-й пол. XIV в.; есть фрагменты росписей XVII-XIX вв. В конхе апсиды представлен образ Божией Матери в полный рост с Младенцем (тип «Кириотисса, или Никопея»). Ниже расположены образы святителей. В алтаре начинается цикл основных евангельских событий (Благовещение, Рождество Христово, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Целование Иуды), к-рый занимал также сев. и юж. стены центрального нефа. Верхняя часть композиций утрачена в XV в., во время перестройки храма. Росписи диаконника посвящены святым Косме и Дамиану. В его конхе находятся образ Христа во Славе, изображения евангельских чудес, цикл к-рых продолжен в юж. нефе. В жертвеннике сев. нефа представлены сцены из Житий вмч. Димитрия Солунского и мч. Нестора. Рядом с ними неск. сцен из жизни Пресв. Богородицы. На сев. стене внизу расположены образы святых в рост и в медальонах. В нарфике находится изображение Страшного Суда. По художественному стилю исследователи делят фрески на 2 группы. Первая включает все композиции апсиды и свода вимы, фрески жертвенника, диаконника и боковых нефов, а 2-я - часть фресок центрального нефа, юж. нефа и фрески нарфика. В росписях 1-й группы на массивных архитектурных фонах представлены фигуры приземистые, плоскостные, с угловатыми движениями. Изображения отличаются общей тяжеловесностью. В композициях 2-й группы этот архаический стиль уступает место более изящному: правильные пропорции фигур, сложные пространство и движения, свобода изображения. В этих новшествах проявляются черты к-польского стиля живописи 1-й пол. XIV в. Церковь Св. Софии. 1351–1365 гг. См. ст. Вронтохион (храмы святых Феодоров, 1290-1296 гг. (2), и Богородицы Одигитрии (Афендико), между 1310 и 1322 гг. (3)). Церковь Святой Софии (4; греч. Αγα Σοφα) возведена между 1351 и 1365 гг. деспотом Мореи Мануилом Кантакузином у входа в верхний город. На капители одной из колонн находится монограмма Мануила. У входа в храм некогда были расположены портреты Мануила, о чем известно из описания франц. любителя древностей XVIII в. К. Л. Фурмона. В 1365 г. указом патриарха храм был преобразован в кафоликон мон-ря. Церковь стала местом захоронения 2 членов имп. семьи: 1-й жены Константина XI Палеолога Феодоры Токко († 1429) и жены деспота М. Феодора II Палеолога Клеофы Малатесты († 1433).

http://pravenc.ru/text/2563378.html

В 1863 г., когда из храма были взяты колонны для др. постройки, купол и своды здания обрушились. Храм восстановлен в 1934 г. Живописный декор внутри сочетался с мраморной облицовкой, ныне почти полностью утраченной. В центральной апсиде внизу изображены святители, выше - «Евхаристия», в конхе апсиды - Богоматерь с Младенцем на троне. На своде располагается «Вознесение». Вдоль стен в арках представлены святые. На галерее находятся изображения евангельских сцен. Цикл начинается на юж. стене алтаря, где расположено «Рождество Христово». «Крещение» и «Преображение» помещены на юж. своде, на зап. и сев.- «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», сюжеты Страстного цикла и «Воскресение Христово». На стенах галереи изображены апостолы от 70-ти. В 4 боковых куполах помещены образы ветхозаветных патриархов и пророков в окружении херувимов и серафимов. Во фресках в соответствии с характерными для палеологовского искусства тенденциями действие разворачивается на фоне сложных архитектурных кулис, пространство наполнено многочисленными фигурами небольших размеров, представленными в сложных разворотах. Этой живописи присущи изысканность и богатство цветовой гаммы. Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) Мученики. Роспись ц. во имя Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Афендико) В нартексе сохранились композиции на евангельские сюжеты, в т. ч. исцеление слепого, исцеление тещи Петра, беседа с самарянкой, чудо в Кане Галилейской и др. В тимпане над входом в церковь - поясное изображение Богоматери «Знамение», с Иоакимом и Анной по сторонам. По мнению М. Хадзидакиса, сцены чудес в нартексе, а также святые на зап. галерее и роспись сев. парекклисиона нартекса были выполнены др. мастером, для к-рого характерна сдержанность движений, фигуры святых написаны так, словно образуют ритмичный фриз. В сев. парекклисионе нартекса находятся 2 захоронения: архим. Пахомия (в аркосолии фрагментарно сохр. его коленопреклоненная фигура перед Богоматерью) и деспота Федора I Палеолога (мон. Феодорит, † 1407). Он дважды изображен в парекклисионе: как деспот и как монах. На стенах парекклисиона в неск. регистрах - образы патриархов, пророков, апостолов и др. святых.

http://pravenc.ru/text/155448.html

  001     002