Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус. традиции тип «Воплощение - Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи,- Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения " Живоносного Источника " , известные с XIV века, представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал имп. Андроник II, подписное изображение Живоносного Источника встречается в росписи церкви Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне - небольшие фигурки двух ангелов; причем юж. парекклисион церкви св. Феодоров (роспись ок. 1400) того же монастыря имеет освящение в честь Божией Матери " Живоносный Источник " . Тогда же, в XIV веке, мастером византийской выучки была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап. стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI веке в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне). Для Руси изображение " Живоносного Источника " в росписи волотовской церкви XIV века осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII веке представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII-XIX веков). Распространение этого сюжета, главным образом в иконописи, приходится на середину XVII века, после того как в 1654 году, при патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери " Живоносный Источник " и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике  " Небо Новое "  (Львов, 1665) архим. Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе " Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи " (Л. 20-22 об.). Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты, создавшими развитую иконографическую схему , дополненную клеймами чудес на полях .

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы Интерьер кафоликона мон-ря Богородицы Пантанассы В истории М. как визант. культурного центра исследователи отчетливо выделяют 2 периода. Первый охватывает эпоху кон. XIII - 80-х гг. XIV в., когда город интенсивно развивался и находился преимущественно под управлением Кантакузинов. Уже в это время крупные монастыри М. Митрополия и Вронтохион сформировали большие б-ки, стали заметными центрами переписывания рукописей. Большую роль в этом процессе сыграл Никифор Мосхопул, занимавший кафедру митрополита Лакедемона между 1289 и 1316 гг. С началом исихастских споров М. превратилась на время в оплот исихастской партии; здесь большим влиянием пользовались взгляды Иоанна Кантакузина. В М. им была организована школа переписчиков, которая занималась изданием богословских и полемических сочинений Григория Паламы и его сторонников. Между 1362 и 1370 гг. школу возглавлял Мануил Цикандилис, пользовавшийся доверием Кантакузинов. Противники исихазма, к-рые иногда появлялись в М., подвергались здесь преследованиям. Так, по рассказу Филофея Коккина, мон. Филофей, в кон. 40-х гг. XIV в. привезший в М. сочинения Григория Акиндина, был вынужден уничтожить их и публично покаяться ( Philotheus, patr. Encomium Gregorii Palamae//PG. 151. Col. 608-609). Второй период начался с установлением в М. власти Палеологов в кон. XIV в., когда правящая фамилия уже не была столь же прочно связана с консервативным течением в визант. церковной культуре, как в 1-й период. При дворе в М. появились многочисленные риторы, писатели, знатоки древнегреческой и эллинистической культуры; гораздо шире, чем ранее, распространялись взгляды сторонников развития отношений Византии с Зап. Европой, прежде всего с Римом, планы заключения церковной унии; гораздо чаще устраивались династические браки с представителями итал. знати. Одновременно укреплялись связи М. с К-полем, а также росло значение М. в системе Византийского гос-ва. К 20-м гг. XV в., в условиях ускорявшегося переселения византийской знати из К-поля, М. превратилась в некое подобие 2-й столицы империи. С 1407 г. в М. жил высланный из К-поля Георгий Гемист Плифон , который стал наиболее крупным византийским ученым, чьи жизнь и творчество были тесно связаны с этим городом. Плифон прожил в М. долгие годы до смерти в 1452 г., занимал различные адм. посты, но большую часть времени посвящал лит. и философскому творчеству. Вокруг него сложился кружок интеллектуалов, близкий ко двору деспотов. Среди его участников в разное время были Виссарион (жил в М. между 1431 и 1437; впосл. митрополит Никейский), свт. Марк Евгеник , Иоанн Евгеник , Иоанн Аргиропул , Михаил Апостолис, Лаоник Халкокондил , библиофил Иоанн Докиан, Иоанн Мосх (преемник Плифона на посту главы его школы), Димитрий Рауль Кавакис (секретарь Плифона) и др.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

С т. зр. типологии, за редким исключением, архитектура XIII-XV вв. была консервативной, воспроизводившей известные структуры. 4-колонные храмы типа вписанного креста строились в Фессалонике (церкви вмч. Пантелеимона (1295-1314), св. Апостолов (1310-1314), вмц. Екатерины (датируется от 1280 до 2-й четв. XIV в.)) и в Мистре (церкви Св. Софии (ок. 1350), Богородицы Перивлепты (1348-1387), Богородицы Евангелистрии (XIV в.)). Крестово-октагональный тип храма лег в основу композиций церквей св. Феодоров мон-ря Вронтохион в Мистре (1290-1295) и Панагии Паригоритиссы в Арте (1282-1289), наиболее смелом по замыслу среди центричных храмов этого времени. Популярными оказались возродившиеся композиции однонефных церквей и базилик. Традиц. варианты представлены однонефными церквами св. Николая Орфаноса (нач. XIII в.) и св. Архангелов (XIV в.) в Фессалонике, св. Василия (ок. 1300) и 3-нефной базиликой св. Феодоры в Арте (нач. XIII в.), имевшей стропильное перекрытие. Но именно в пространственной переработке композиций этих архаичных типов фантазия зодчих проявилась в наибольшей мере. Развитие подобных структур шло в 2 направлениях. Первое привело к перекрытию однонефных залов т. н. структурой ставрепистегос (крестово-покрытая), в к-рой пространство словно пересечено в центре повышенным трансептом, а по сути перекрытие зала разделено на 3 зоны, 2 крайние имеют продольно направленные своды, а средняя - поперечный свод, приподнятый над ними (ц. св. Архангелов в Гераки (Ераки)). Подобным образом перекрывались и нек-рые простые крестообразные церкви этой эпохи (св. Елеусы на Имитосе, св. Георгия в Аликианосе на Крите), что является провинциальным упрощением купольной церкви типа свободного креста. Квадратная в плане ячейка, образованная на пересечении 3-нефной базилики сводчатым трансептом, перекрывалась повышенным, поперечно направленным сводом - т. н. купольным сводом (труллокамара; принципиально отличается от купольного свода). Такова церковь в мон-ре Като-Панагия близ Арты (1250-1270). В ц. Порта Панагия близ Трикалы (1283) цельный свод трансепта оказался выше свода центрального нефа. В обеих постройках нижняя пространственная зона ничем не отличается от базилики, разделенной 3 парами колонн. Поперечным сводом перекрывался и центральный купольный квадрат в нек-рых крестообразных храмах эпохи.

http://pravenc.ru/text/166461.html

В искусстве Византии и Др. Руси существовало изображение И. З., восходящее к иконографии евангелистов. Как правило, образ этого типа помещался в Гомилиях И. З. на Послания ап. Павла. Самый ранний пример - миниатюра из рукописи Гомилий И. З. (Ambros. 172 sup. Fol. 263v, XII в.): И. З. пишет, за его спиной стоит ап. Павел, сверху от образа Спасителя в небесном сегменте исходит луч, падающий на руку И. З. Его свиток продолжается изображением реки, из к-рой пьют молящиеся, в т. ч. изображены и святители. В подобной композиции И. З. воспринимался также как покровитель писателей и переписчиков эпохи средневековья: в нижней части листа - фигура коленопреклоненного средовека, протягивающего руки к И. З. Похожий извод помещен в сборнике, включающем Послания св. апостолов, Апокалипсис и др. сочинения (Paris. gr. 224. Fol. 7, ранний XII в.). На фреске ц. св. Феодоров мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1400) от престола святителя истекает источник. В росписи нартекса ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1347-1348), в парусах под куполом помещены 4 композиции, представляющие пишущих св. отцов, в т. ч. И. З., руководимых персонификацией Божественной Премудрости. Уникальными особенностями этой росписи являются надпись «нетварная река» близ водного источника и текст послания к живописцу на свитке И. З.: «О, мастер, следуй художественно созданной природе и умягчи ее через смешение [красок]»; фигуру одного из пьющих от источника Мюсселер отождествляет с автором росписей ( M ü sseler. 1994. Sp. 97). Эта композиция, в к-рой соединены образы 3 святителей, имеет разные названия: «Беседа трех святителей», «Источники премудрости», «Реки благочестия», «Благодатные плоды учения» (см. ст. Василий Великий , свт., разд. «Иконография»). В рус. искусстве композиция получила распространение в XVI-XVII вв. Отдельное изображение И. З. в этом изводе встречается в росписях Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтове (1502) на «лбу» зап. арки, напротив алтаря, где оно согласуется с изображениями святителей Василия Великого и Григория Богослова в подобном же изводе (на «лбах» юж. и сев. арок). Композиция с изображением поучения И. З. народов помещена на сев. стене диаконника (придела во имя свт. Василия Великого) в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551), а также в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (кон. XVI в.). Образ с подписью: «Беседа трех святителей» - известен по иконам, напр. приписываемым Никифору Савину (кон. XVI в., ГТГ) и Семену Хромому (нач. XVII в., ПГХГ). Иконы могут иметь разный формат, но И. З., как правило, изображен в правой части композиции, он облачен в саккос, перед святителем водоем, молящиеся поднимают кубки к его престолу.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

253 Б. М. С. Т. Архив XVIII в., книга 67, л. 152. Вследствие этого доношения Монастырским приказом велено было Поликарпову «те книги собрать на Печатной двор в Книгохранительную полату по-прежнему. А о присылке книг к колмогорскому архиерею послать великого государя грамоту; а на школном дворе учителем об отдаче тех книг сказать великого государя указ с запискою; а у Иосифа архимандрита книги взять из описной его рухледи и отдать ва Печатной двор. А впредь буде кому понадобятца такие книги, и те б книги с Печатного двора в архиерейской дом и учителем давать на время с росписками». – В 1744 г. по прошению ректора архим. Порфирия Св. Синодом подтверждено прежнее распоряжение о дозволении академии пользоваться книгами Типографской библиотки, кн. 499, 574. 254 Б. Μ. С. Т. Архив XVIII в., кн. 208, л. 132–134. – Архив М. С. Конторы 1733 г., д. 357. Книги возвращены были 23 ноября 1733 г. 256 См. каталог Патриаршей библиотеки, составленный в 1718 г., Памятники древней письменности CIII, Спб. 1894 г., стр. 59–60. Современный список см. в библиотеке Москов. Синод. типографии, Архив XVIII в., кн. 176, лл. 117–118; здесь указывается 31 рукопись: прибавлены – «синаксарий сиречь пролог с сентября по март, в десть» и «толкование на правила Иоанна Зонары, в десть», опущена: «Епифания святого о ересех, в полдесть». Здесь относительно некоторых указывается, откуда оне поступили. Именно: а) из «Верхней типографии»: Афанасия александрийского , Евангелие апракос, изложение о вере, послание патр. Фомы на армянскую ересь и толкование на правила Иоанна Зонары; б) из «Сильвестровых» (т.е. книг Сильвестра Медведева): маргарит, пролог, патерик и синаксарий. В предшествующих здесь этому перечню черновых выписках (о русских и греческих рукописях датированных) между прочим указываются еще следующие две рукописи: «Феогноста митрополита московского харатейная писана тому 380 лет» и «Соборное деяние на еретика Мартина, писана тому 560 лет». Здесь же читаем: «в книгохранилне на Печатном дворе обрелись книги: евангелие малое греческое харатейное, рукописное, писано прежде пятого собора в лето... Евангелие греческое харатейное, апракос, в начале тоя книги писано гречески ж: вдана сия книга вкладу поминок в обитель Богородицы Вронтохийскую критским митрополитом Никифором в лето миробытия 6820. Апостол греческий толковой, на полях толк, тут же сказуется писан быти за 500 лет. Правила святых апостол и вселенских соборов и поместных, греческая харатейная. Иоанна Зонара толк на правила апостольская и всех соборов, греческая харатейная, подписана: в лето мироздания 6676-е рукою Мануила Комнина царя греческого». Здесь же находится указатель всех датированных греческих рукописей Патриаршей библиотеки, причем делаются ссылки на рукописей по каталогу 1718 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛЕВИ [Греч. Παναγα Μαλεβ; Ιερ Μον Μαλεβς], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на высоте 920 м на сев. склоне горного массива Парнонас, близ городка Айос-Петрос, в 47 км от Триполи. Первый монастырь был построен в 717 г. на одной из вершин Парнонаса. Переселенные на Пелопоннес жители Афона (тогда еще не принадлежавшего монахам) привезли с собой чудотворную икону Успения Пресв. Богородицы. По преданию, она является одной из 70 икон, написанных ап. Лукой, и впосл. получила название «Панагия Малеви». Обитель находилась в труднодоступном месте и однажды снежной зимой она оказалась на неск. месяцев изолирована от внешнего мира. Все насельники умерли от голода, о чем последний из них оставил запись. После этого икона чудесным образом перенеслась на это место, где находится совр. монастырь. Она была найдена пастухом, к-рый видел по ночам свет в зарослях кустарника. Икону трижды переносили в старый мон-рь, но она каждый раз возвращалась на это место, пока жители не поняли изволения Богоматери основать здесь новую обитель. Традиционно считается, что существующий в наст. время мон-рь построен иером. Иосифом в 1116 г., хотя совр. исследователи предполагают, что это произошло в 1616 г. К этому времени относится сооружение крестово-купольного собора (иконостас 1876 г., иконы XIX в.). Свое наименование мон-рь получил от одного из названий Парнонаса - Малевос (Μαλεβς). В источниках М. (не известно старая или новая обитель) впервые упоминается в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога 1320 г., который был выдан монастырю Вронтохион в Мистре. В 1362 г. для чудотворной иконы изготовили серебряный оклад. В архиве М. хранилось 15 документов периода лат. владычества и 99 турецких документов, из них уцелело 103, они находятся в процессе изучения. В 1609 г. М. получил от тур. властей разрешение на строительство церкви в местности Села близ Платаноса. Здесь возникло подворье Успения Пресв. Богородицы. М. также имел подворья сщмч. Харалампия в Кораковуни и вмч. Георгия в Ксирокамби.

http://pravenc.ru/text/2561718.html

Трапезные Т-образной в плане формы или в виде сводчатого зала располагаются вблизи или напротив собора. Однонефная трапезная мон-ря Вронтохион в Мистре имела с одной стороны полукруглую экседру, а с противоположной - проход в квадратное купольное помещение кухни. Своеобразный тип укрепленного мон-ря сложился на Патмосе, в мон-ре ап. Иоанна Богослова. Жилая застройка в мон-рях своими формами, строительными материалами близка к городской, складывавшейся в тесном контакте с тур. культурой. Но в консервативную архитектуру монастырских церквей вост. влияние почти не проникло. Новые вкусы привели к развитию в ряде храмов Сев. Греции нового типа внешнего оформления экседр - с пересечением на их поверхности частых пилястр и горизонтальных тяг, с ажурным завершением ниш в верхнем ярусе этой декорации. На венецианских территориях при сохранении простейших традиц. композиций новый, как правило западный, тип отделки фасадов принципиально поменял художественный образ церквей Крита, нек-рых др. островов и городов Пелопоннеса. Одна группа построек восприняла готические мотивы (ц. свт. Николая в Монемвасии), памятники др. группы, возведенные из камня чистой тески, имеют порталы и целые фасады в барочном стиле (ц. Панагии «стус Ронгус» на Кефалинии, ц. свт. Николая и св. Параскевы на о-ве Закинф и др.). Торжественно выглядит зап. фасад 2-зального кафоликона мон-ря Аркадиу на Крите (1587), представляющий богато декорированную композицию из 2 симметричных частей, объединенных высокой арочной структурой звонницы. Неотъемлемой частью ландшафта Эгейских о-вов являются компактные, оштукатуренные, побеленные церкви и крохотные часовни, в к-рых привычные визант. формы сочетаются с утилитарным подходом и народной фантазией. Почти полное отсутствие окон, толстые стены сказались на облике их интерьера, но внешне они являются оригинальными произведениями греч. зодчества. Асимметрия, сочетание широкого глухого барабана с пристроенной к нему 2-арочной звонницей свойственны ц. Феотокаки в Пиргосе - одной из 250 церквей о-ва Тира, возведенных между 1700 и 1830 гг. Монументально и живописно выглядит высокая, словно высеченная из беломраморной скалы, ц. Панагии Парапортиани на о-ве Миконос (XVI-XVIII вв.).

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001   002