Как символ зеленых пальмовых ветвей праздничное облачение священников – зеленое. Вознесение Господне Празднуется в четверг, на 40-й день после Пасхи Само название праздника говорит о том событии, которое в этот день торжественно празднует Церковь . После Воскресения Христова прошло 40 дней, и в течение всего этого времени Иисус Христос являлся Своим ученикам и говорил им о Царствии Божием. Число 40 имеет у христиан сакральный, мистический смысл. 40 дней плавал в водах всемирного потопа на своем ковчеге праведный Ной; 40 дней постился в пустыне пророк Моисей; 40 дней провел в пустыне Иисус Христос перед выходом на проповедь; наконец, Церковь верит, что в течение 40 дней после смерти души усопших остаются с нами и не покидают еще окончательно земных пределов. В сороковой день Господь взошел на вершину Елеонской горы в окрестностях Иерусалима. Его сопровождали апостолы. Согласно церковному Преданию, среди них была и Богоматерь. Прощаясь, Господь дал ученикам завещание: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Так сказано в Евангелии от Марка ( Мк. 16, 15–16 ). И еще, перед тем как телесно вознестись на небо, Спаситель пообещал апостолам и всем нам, жившим, живущим и тем, кому только предстоит жить на земле: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Благословив учеников, Господь стал возноситься на небо, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 11 ). Как пишет евангелист Лука: Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью ( Лк. 24, 52 ). Теперь ученики окончательно убедились в Божестве Иисуса Христа. Цвет праздничного облачения духовенства – белый. Тропарь праздника: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Лев.16:4 .  священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; Традиция иудейская подробно говорит о приготовлении первосвященника ко входу во святое святых и совершению обрядов для очищения, как-то: 7-дневном отделении первосвященника от своей семьи и пребывании в особой комнате при храме, о назначении ему заместителя (sagan) на случай его осквернения или смерти, об упражнениях его в совершении обрядов дня, о бдении накануне его, о клятве его в точности совершения обрядов и пр. (упомянутый тр. Иома, см. русск. перев. Переферковича, Талмуд. Мишна и Тосефта, т. II, Спб. 1900, с 318–353). Большая часть этих подробностей – позднейшего происхождения, но некоторые особенности ритуала, сохранившиеся только в предании, древнего происхождения. Лев.16:3 .  Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; Называются жертвы (тельца за грехи и овна во всесожжение), только приносимые первосвященником за себя и священство из собственного достатка, о жертвах от народа не говорится. Лев.16:5 .  и от общества сынов Израилевых пусть возьмет [из стада коз] двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Традиция восполняет текст библ., свидетельствуя, что утром первосвященник обычную повседневную жертву совершал в своем обычном, золотом облачении; собственно же в день очищения назначенные жертвы первосвященник совершал в особых, белого цвета и льняных, одеждах, почти тождественных с священническими, исключая кидара. Что одежды были не золотые, как обычно, а льняные, это означало смирение и покаяние первосвящ. и народа. Белый цвет облачения мог выражать чистоту и непорочность, к какой призывался народ Божий по очищении его от грехов целого года. Пред облачением первосвященник в день очищения каждый раз (по традиции всего 5 раз) омывал водою все тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но ты красив видом, крепок силой, увенчан диадемой? Впрочем, не достиг меры царя Давида, который смиренномудренно говорил о себе: Я же – червь, а не человек ( Пс. 21, 7 ). Но ты имеешь ведение, и мудрость, и воздержание? Впрочем, не пришел еще в меру трех отроков и пророка Даниила, из которых один говорил: У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей ( Дан. 9, 7 ); другие же говорили: С сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты ( Дан. 3, 39 ). И если праведники показывали в себе столько смирения, то сколь смиренными должно быть нам, грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть плотское мудрование. И по слову апостола: Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плоские, то живы будете ( Рим. 8, 13 ). И невозможно преодолеть страстей, не преуспев в этой добродетели. Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие, а кто служит ближнему в смиренномудрии, тот прославится. Великое преспеяние и великая слава – смиренномудрие, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата так, как бы и сам ты принимал пособие. Кто хочет сдвинуть камень, тот не сверху, а снизу подложит рычаг и тогда легко повернет камень. Это – образец для смиренномудрия. Во всяком месте и во всяком деле, каким бы ты ни занимался, да будет с тобой смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одежде, – и когда тепло, и когда настает стужа, – так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием. Прекрасное и превосходное приобретение – смиренномудрие, об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным от смиренномудрия, потому что любящих его покрывает Сам Господь. Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покорность о Господе. Плод же послушания – долготерпение, а долготерпение – плод любви, любовь – союз совершенства, совершенство – соблюдение заповедей Божиих, а заповедь Господня светла: просвещает очи ( Пс. 18, 9 ), и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак, смиренномудрие да будет у тебя и основанием, и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна и приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5, 48 ). Из чего видимо происходит высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым, и большим. Кто приобрел его, о том уверен я, что с вечной жизнью получит он награду от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Об этом городе, великой блуднице, ангел говорит Иоанну: с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. Это все – о великом богоотступничестве, нечестии и тлетворном влиянии великого царствующего города на другие государства и народы (14,8). Пророк Иезекииль так об этом пишет: «И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили ее блудодейством своим, и она осквернила себя ими» ( Иез. 23:17 ). До сих пор были слова ангела. Теперь только начинается само видение. Иоанн описывает: И повел ангел меня в духе в пустыню. Словами в духе означено, что происходит это не в земной действительности, а в видении. Повел его ангел в пустыню , где и увидел тайнозритель великую блудницу. Пустыня здесь имеется в виду в нравственно-религиозном смысле. Великая блудница за свое любодейство совершенно оставлена Богом, лишила себя всякой связи с Церковью, находящейся также в пустыне (12,14), но совершенно иной. Великая блудница лишена источников, воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), и оказывается в духовной пустыне обреченной на нравственную гибель. Здесь жизнь без Бога, без Духа Святого, без живительной влаги Небес. К тому же пустыней в духовном смысле считается вообще всякий город или многочисленное и многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяния и другие подобные преступления. И вот в этой нравственно-духовной пустыне, пишет Иоанн, я увидел жену – блудницу, которая далее будет подробно описана. Но сначала показывается, в чем ее сила и сущность. Это означено тем, что Иоанн увидел ее сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Это – все тот же «зверь, выходящий из бездны» (11,7), «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами» (12,3), это – дракон, давший силу свою, престол свой и великую власть антихристу (13,2). То есть это – дьявол и сатана. На нем сидит жена-блудница, с ним она в самом теснейшем контакте. Сидит она на звере багряном . Сатана назван здесь зверем багряным как облаченный в царскую багряницу, как царь царей земных ( Мф. 4:8–9 ), как осуществляющий через семь земных царств свое царство на земле, Веельзевул, князь бесовский ( Мф. 12:24 ), князь, господствующий в воздухе, правитель «мироправителей тьмы века сего» ( Еф. 2:2; 6:12 ). С другой стороны, багряный цвет зверя означает и то, что он обагрен кровью святых и мучеников и вообще людей, ибо «он был человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ). Далее о звере сказано, как о преисполненном именами богохульными , ибо он – богохульник в собственном смысле слова. Он восстал на Бога и увлек за собой множество ангелов и людей, он научил их хулить Бога. Сам преисполненный именами богохульными, т. е. исполненный богохульством до предела и даже более, он и семи головам своим, т. е. своим семи царствам на земле, сообщил имена богохульные (13,1). Подробнее о семи царствах см. 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Притча о фарисее и мытаре Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:20 мин. Размер 9.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой апостол Иоанн Богослов, обращаясь к христианам всех времен, пишет: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы… Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сл ова Его нет в нас» (1 Ин 1: 5, 9–10). В этих святых словах содержится истина о Боге и истина о человеке и его спасении, которая есть стремление к своему Спасителю, стремление к Свету. Так сложилось, что в сегодняшний воскресный день два события отмечает Церковь. Этот день именуется Неделей о мытаре и фарисее, и с него начинается наша духовная подготовка через покаянные недели Великого поста к празднованию светлого Воскресения Христова. И этот же день – память мучеников и исповедников Церкви Русской. Святые новомученики и исповедники вошли в Небесную Церковь через попущенные нашему земному Отечеству скорби и страдания и своей кровью утвердили и свою веру, и саму Церковь земную, усвоив дню их торжества пасхальный, красный цвет облачений. Нет числа новым святым, и время еще не открыло полностью всех их имен. Имена некоторых скрыты от нас неведением, имена других – покрыты изощренной ложью, клеветой и нашим превратным, грешным о них представлением. Эта ложь, бескрайне разливаясь по просторам Отечества в годы гонений на Церковь и народ Божий, хотела очернить Свет Самой Божественной Истины, обратив в слуг этой тьмы бывших единоверцев и братьев. А отец и хозяин этой лжи был диавол. Но «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». И теперь там, где терпели мученики страдания за правду Божию и где проливалась их кровь, – здесь, на Лубянке, на полигоне в Бутово, на Соловецких островах, на месте гибели царской семьи и в других местах – прославляется подвиг их нравственного торжества над князем века сего – нравственного торжества, обновляющего вечной юностью жизнь Церкви земной в мире греха и отступления от креста Христова.

http://pravoslavie.ru/68282.html

Церковная архитектура, гимнография, иконопись, пение, облачения – всё это возвещает о Красоте Самого Бога Мы сказали о том, что красота – это одна из форм миссии. Не стоит забывать о том, что в храм во время службы могут зайти «случайные» люди, и, наверное, у них будет более яркое впечатление, если они увидят там людей в «брачных одеждах» с красивыми ликами, в которых отражается мужественность и женственность – дарованные Богом качества представителям обоих полов. Нельзя в этой связи не упомянуть о женской красоте в Церкви. В порыве неофитства многим прихожанкам хочется надеть черную юбку в пол, замотать платком голову, иметь потухший взгляд, сутулую фигуру, и всё это – ради стяжания целомудрия и отчужденности от мира. Не так все-таки умирают для мира. По крайней мере, обычные миряне. Борьба с красотой часто становится у наших сестер видом особого духовного делания, плоды которого видны сразу: не только собственная внешняя неопрятность, но и осуждение тех, кто всё же заботится о собственной внешности перед посещением храма. У наших барышень-монахинь есть на это «железный» аргумент – знаменитое изречение апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3: 3–4). Но если внимательно прочитать контекст этой фразы и святоотеческое толкование, то можно увидеть, что ученик Христа всего-навсего расставил приоритеты, но не упразднил внешнее проявление женской красоты. Уж если можно просто есть во славу Божию, как заявил другой ученик Спасителя, («Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1 Кор. 10: 31)), то почему нельзя выглядеть красиво во славу Божию? Автору этих строк приходилось видеть во времена своей ранней церковной юности поистине красивое зрелище в храмах – во время больших церковных праздников девушки и юноши одевались под цвет облачений священнослужителей. Зеленые рубашки и платья – на Троицу, голубые и синие – на богородичные праздники, все в красном – на Пасху. А сейчас этого практически нет… К сожалению…

http://pravoslavie.ru/159906.html

Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» ( Откр. 4, 3 ). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» ( Откр. 10, 1 ). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» ( Мк. 9, 3 ). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы. Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет – не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» – Церковь . Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь – «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию Крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в Таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные облачения – 1) совокупность утвержденных Церковью применительно к разным случаям предметов одеяния и принадлежностей архиерея , священника , диакона , монаха; 2) действие, связанное с надеванием этих предметов и принадлежностей; 3) ризы; 4) одеяние, одежда. По своему значению облачение делится на: Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением  диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник , ряса , мантия , клобук , наперсный крест и панагия . Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения  скуфьи , набедренника , камилавки , креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. См. цвет облачения . Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом Спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон , параман , ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав , ряса, мантия, куколь. Почему священники носят необычную одежду? Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/oblachenie

Власушка со приятели думает замануть назад золотое старое времячко шампанским и добрыми пожеланиями. Да разве так потерянной любви добиваются? Камни надо ворочать для этого, горы двигать, землю рыть! 4 Галузина уже не раз доходила до привоза, торговой площади Крестовоздвиженска. Отсюда в дом к ней было налево. Но каждый раз она передумывала, поворачивала назад и опять углублялась в прилегавшие к монастырю закоулки. Привозная площадь была величиной с большое поле. В прежнее время по базарным дням крестьяне уставляли её всю своими телегами. Одним концом она упиралась в конец Еленинской. Другая сторона по кривой дуге была застроена небольшими домами в один этаж или два. Все они были заняты амбарами, конторами, торговыми помещениями, мастерскими ремесленников. Здесь, в спокойные времена, бывало, за чтением газеты-копейки восседал на стуле у порога своей широченной, на четыре железных раствора раскидывавшейся двери, грубиян-медведь в очках и длиннополом сюртуке, женоненавистник Брюханов, торговавший кожами, дегтем, колесами, конской сбруей, овсом и сеном. Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. За оконцем в пустой комнатке без мебели и почти без признаков товара, если не считать нескольких наложенных один на другой вощаных кругов, совершались тысячные сделки на мастику, воск и свечи неведомыми доверенными неведомо где проживавшего свечного миллионера. Здесь в середине уличного ряда находилась большая в три окна колониальная лавка Галузиных. В ней три раза в день подметали щепяшийся некрашеный пол спитым чаем, который пили без меры весь день приказчики и хозяин. Здесь молодая хозяйка охотно и часто сиживала за кассой. Любимый её цвет был лиловый, фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного её платья, цвет её столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюционного девичества России казался ей тоже светлосиреневым. И она любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахмалом, сахаром и темнолиловой черносмородинной карамелью в стеклянной банке фиолетовый сумрак помещения подходил под её излюбленный цвет.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Галузина уже не раз доходила до привоза, торговой площади Крестовоздвиженска. Отсюда в дом к ней было налево. Но каждый раз она передумывала, поворачивала назад и опять углублялась в прилегавшие к монастырю закоулки. Привозная площадь была величиной с большое поле. В прежнее время по базарным дням крестьяне уставляли ее всю своими телегами. Одним концом она упиралась в конец Еленинской. Другая сторона по кривой дуге была застроена небольшими домами в один этаж или два. Все они были заняты амбарами, конторами, торговыми помещениями, мастерскими ремесленников. Здесь в спокойные времена, бывало, за чтением газеты-копейки восседал на стуле у порога своей широченной, на четыре железных раствора раскидывавшейся двери, грубиян, медведь в очках и длиннополом сюртуке, женоненавистник Брюханов, торговавший кожами, дегтем, колесами, конской сбруей, овсом и сеном. Здесь на выставке маленького тусклого оконца годами пылилось несколько картонных коробок с парными, убранными лентами и букетиками, свадебными свечами. За оконцем в пустой комнатке без мебели и почти без признаков товара, если не считать нескольких наложенных один на другой вощаных кругов, совершались тысячные сделки на мастику, воск и свечи неведомыми доверенными неведомо где проживавшего свечного миллионера. Здесь в середине уличного ряда находилась большая, в три окна, колониальная лавка Галузиных. В ней три раза в день подметали щепящийся некрашеный пол спитым чаем, который пили без меры весь день приказчики и хозяин. Здесь молодая хозяйка охотно и часто сиживала за кассой. Любимый ее цвет был лиловый, фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного ее платья, цвет ее столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюционного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым. И она любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахмалом, сахаром и темно-лиловой черносмородинной карамелью в стеклянной банке фиолетовый сумрак помещения подходил под ее излюбленный цвет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010