Псалом 97 Псалом Давиду. И этот псалом, по словам Евсевия, излагает учение о двух пришествиях Христовых, почему и имеет сходство с предъидущим псалмом, как и сей с предшествующим Слова Афанасия: Не без причины сей псалом приписан Давиду, но потому, что пророчествует о тайнах во Христе, ибо Он происходил от семени Давидова. Ст. 1. Воспойте Господеви песнь нову; яко дивна (дела) сотвори Господь . О словах: воспойте Господу новую песнь, мы сказали в начале 95-го псалма, где и смотри. Господь сотворил чудные дела; ибо что может быть удивительнее того, что Бог сделался человеком, сделав и другие чудные дела, между которыми и то, что Он пострадал, о каковых написано в святом Евангелии? Посему-то и говорит, что за сии новые и чудные дела требуется новой Слова Кирилла: Поистине удивительное дело уничтожение смерти и оживотворение по прежнему рода человеческого. Ибо не один избавлен, как при Моисее один Израиль; напротив того спасена вся земля. Спасе его десница Его и мышца святая Его . Божие, говорит, заступление возвратило Ему рабов Его, которые были в плену у диавола; и таковое заступление называет десницею (правою рукою), как способное, и мышцею, как могущественное. И в 43-м псалме сказано: но десница Твоя и мышца Твоя. В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас своими страданиями преступника и погибшего раба. У Феодорита, Кирилла, Афанасия, Евсевия и Евфимия пишется: спасла ему, а у других спасла его. Слова Божественного Кирилла: Возвратил и привел к своему Отцу поднебесную Христос, Который есть десница Отца, Творец всего и строитель. Тоже почти говорит Афанасий. Феодорита: Многократно мы говорили, что рукою называет действие: а десницею—доброе действие. Он говорит, что действие силы Его есть спасение людей. По безмерному своему человеколюбию своею корыстью почитает жизнь людей, почему и не сказал: спасла их десница Его, но спасла ему (или εαυτω); ибо, освободив их от заблуждения, состоящего в почитании идолов, и показав высоту царства своего, доставил спасение. И еще Кирилл: Всеукрепляющая десница Отца спасла для него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную. Евсевия: Итак, спасает ему—Богу десница Его ведомых ею к блаженству. Ибо не всякий спасаемый спасется для Господа Бога, но только тот, кто освобождается от зол и страстей здравым разумом и принимает познание истины с благочестием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Генеалогия же Зоровавеля 1 кн. Паралипоменон (3 глава), возводящая род Зоровавеля к Давиду, тенденциозна; как, по хронисту, первым строителем храма был собственно Давид, так, по его мысли, и строителем 2-го храма должен быть давидянин, отсюда Зоровавель – давидянин 172 . Эти возражения Костерса касательно места происхождения рода Зоровавеля стоят в тесной связи с основной гипотезой голландского ученого – о неисторичности факта возвращения при Кире и поэтому естественно должны потерять силу с разбором самой гипотезы. Ход суждений Костерса, безусловно, такой: факт возвращения иудеев из Вавилона не имел места до Ездры, имя же Зоровавеля указывает на вавилонское его происхождение, следовательно, последнее положение ложно; но Зоровавель называется давидянином, это также говорит за его рождение в плену, так как Иехония, дед Зоровавеля, был отведен в Вавилон, следовательно, и это неверно: генеалогия Зоровавеля в книге Паралипоменон тенденциозно искажена. Мы ограничимся лишь беглыми замечаниями относительно положений Костерса о Зоровавеле. Филология имени Зоровавеля, объясняющая значение имени Зоровавеля как рассеянного или рожденного в Вавилоне, вне всякого сомнения, корень здесь остается всегда одинаковым, ждать же указания на такое значение имени Зоровавеля со стороны пророков нет никаких оснований. Происхождение Зоровавеля от Давида констатируется пророками как несомненный факт не только в тех случаях, где он называется сыном Салафиила, но и во всех тех, где ему приписывается особенное значение в истории теократии, потому что в противном случае, как справедливо ставит вопрос Велльгаузен: «откуда священное полномочие Зоровавеля» 173 ? вопрос, на который у Костерса не находим ответа. Лучшей апологией происхождения Зоровавеля от Давида служат труды венского профессора Селлина – Serubbabel Leipzig 1898. S. 13–15 и Studien. Th. I и II. S. 58. Leipzig, 1901. Утверждение же Костерса об искажении генеалогии Зоровавеля хронистом не имеет за собой каких-либо веских оснований и покоится лишь на априорных соображениях самого Костерса, каково, например, мнение Костерса, приписываемое им хронисту, о построении 2-го храма обязательно давидянином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 всех вождей. Летописец перечисляет здесь тех вождей, о назначении которых говорилось в 27,1–34. Эти вожди олицетворяли весь народ (см. ком. к 11,1). 28 имени. См. ком. к 13,6. 28:4.8 над всем Израилем... всего Израиля. См. ком. к 11,1. 28 Он избрал Соломона. Соломон стал наследником Давида в силу Божественного избрания, а не потому, что этого хотела та или иная партия. 28 тверд в исполнении заповедей Моих и уставов Моих. См. ком. к 16,40. 28 Если будешь искать Его... оставит тебя навсегда. Обетования, данные Давиду и его потомкам, делали для них непременным соблюдение определенных обязательств. Хотя династия Давида и не могла быть никогда отрешена от престола, отдельные цари и весь народ за отступничество могли понести Божию кару. Ср. . 28 чертеж... на душе. Хотя чертеж храма и был составлен Давидом, эта работа направлялась Святым Духом. 28 будь тверд и мужествен. Летописец снова вкладывает в уста Давида слова, перекликающиеся с обращением Господа к Иисусу Навину (см. ком. к 22,13). 28 для всякого дела... готовы на все твои приказания. Из этих слов явствует, что назначения священников, левитов и мастеровых Давид делал, имея в виду строительство храма Соломоном (см. ком. к 22,5). Глава 29 29:1–9 Призывая жертвовать на строительство храма, Давид следует примеру Моисея ( Исх. 25,1–8; 35,4–9.20–29 ). Летописец же, передавая слова Давида, предвидит, что его современники скоро забудут о необходимости щедрых пожертвований в новоотстроенный храм ( Агг. 1,2–11 ; Мал. 3,8–10 ; см. ком. к 2Пар. 24,10–12 и 29,31). 29 молод и малосилен. См. ком. к 22,5. 29:2–5 Давид сообщает народу о том, зачем он собирал свои богатства: все они предназначались для строительства храма, которое должен осуществить Соломон (см. ком. к 22,5 и 27,1–34). 29 есть у меня сокровище собственное... его я отдаю. В дополнение к добытому на войне Давид отдает на нужды строительства и свое собственное имущество. Щедрые пожертвования Давида должны были стать примером для членов восстановленной общины (см. ком. к 29,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

50 Такое именно представление дела имеет, по-видимому, опору в тексте Писания. Во-первых, ранее этого события не говорится в тексте о том, чтобы Давид считал своим преемником Соломона, а, тем более, давал клятву Вирсавии в этом смысле. Наследником его считался, как будто, Адония. Во-вторых, дееписатель ничего не говорит о преступных намерениях Адонии, при учреждении им жертвенного пиршества. О них знает, как будто, только Нафан. Но предполагать, что Вирсавия и Нафан внушили Давиду клятвенное обещание, которого он, на самом деле, не давал, можно только в том случае, если допустить, что Давид не только не стал нерешительным, но уже и потерял всякую память, и, почти, сознание. А между тем, последующие его действия при воцарении Соломона, и пред смертью, показывают, что, хотя он и был слаб физически, но обладал достаточной ясностью сознания и душевной энергией. Поэтому Вирсавия и Нафан могли ссылаться только на обещание царя, так или иначе, действительно, им прежде данное. О преступном же намерении Адонии провозгласить себя царем во время пиршества, дееписатель не говорит, в рассказе об учреждении этого пиршества, во избежание повторения, потому что оно открывалось из дальнейшего его рассказа о нем, именно из слов Вирсавии и Нафана. Поэтому нельзя говорить, что придворная интрига доставила престол Соломону. Нужно искать более глубоких причин. Кажется, Соломон, еще прежде своего рождения, указан был как наследник на престоле Давидовом. Когда Давид намеревался построить храм в Иерусалиме, ему открыто было чрез пророка Нафана, что не он, а сын, имеющий произойти от него, построит храм ( 2Цар. 7:12 ср. 3Цар. 8:19 ). Это откровение Давид понял, кажется так, что строителем храма будет не который-либо из родившихся сыновей, но тот, который имеет родиться. Когда, поэтому, скоро, после откровения, родился у него от Вирсавии второй сын, он стал считать его будущим строителем храма, а, следовательно, и своим наследником. Во внимание к этому откровению, он назвал его Соломоном, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

С Израилем Тир имел тесные торгово–экономические связи. Хирам I, царь Тирский, прислал Давиду материалы для строительства дворца в Иерусалиме ( 2Цар. 5:11 ; 1Пар. 14:1 ). Он также доставил Соломону материалы на строительство Храма и заключил с ним союз. Столетие спустя царь Ахав взял в жены Иезавель, дочь царя тирского и сидонского ( 3Цар. 16:31 ). Именно через Иезавель в Израиле было введено поклонение тирскому богу Ваал–Мелкарту. Тир был процветающим государством вплоть до эпохи, в которую жил Иезекииль. Однако Иезекииль, Иеремия (25:22; 27:1–11) и Захария (9:2–7) предсказывали, что Тир попадет под владычество Вавилона. Длительная осада Тира Навуходоносором (примерно с 587 по 574 г. до н. э.), вероятно, была тяжелой военной кампанией ( Иез. 29:18 ), но в конце концов город пал под натиском вавилонских войск. Пророчества о судьбе Тира и Египта – суровое предостережение народам; они напоминают об опасности национализма и национального превозношения. Многие люди не видят ничего дурного в чувстве национальной исключительности и сознании превосходства своего народа над другими. На примере Тира показано, как достигнутое им процветание привело его к самодовольству и высокомерию: именно приобретенное богатство было для Тира знаком его превосходства над другими народами. Для удержания своего господства в регионе он не гнушался использовать подкуп в своей коммерческой деятельности. Судьба Израиля рассматривалась им лишь с позиции собственной выгоды. Тир был проклят за те отношения, которые стали превалирующими в современном обществе. Мы не должны позволять материальному успеху нашей страны стать единственным критерием в оценке ее достижений. 26:1–21 Обличение самодовольства В этом пророчестве Тир осуждается за свое торжество по поводу падения Иерусалима, в чем Тир видел немалую выгоду для себя. Вавилоняне под водительством Навуходоносора предприняли осаду Иерусалима и захватили город. Злорадство при виде неудач других – это то чувство, которое иногда, к сожалению, проникает в души христиан, но признаться в нем очень нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Но люди «посмеялись над ним». Затем автор переходит к строительству Вавилонского столпа и подробно описывает его духовно-исторические последствия. Относительно подробно описаны важнейшие события жизни праведного Авраама. Бегло, но точно сказано о рождении Исмаила от Агари, Исаака от Сарры, Иакова и его двенадцати сыновей – родоначальников «колен» Израиля. Затем, минуя историю Иосифа, автор говорит о вселении Иакова в Египет, о рождении Моисея и останавливается на истории изведения им, по Божию велению, евреев из египетского рабства. Вкратце упомянув о прообразовательных событиях в путешествии Израиля по пустыне (обращении горькой воды Мерры в сладкую, даровании манны), о получении Моисеем «закона на горе Синайской» и о том, как в это время израильтяне «отлили (из золота. – Авт.) голову тельца и поклонялись ей, как богу», повествователь сообщает о вступлении в «землю обетованную». Очень кратко сказано об эпохе Судей и подробней – о поставлении царя Саула и избрании затем на царство Давида, подчеркнуто, что «Давиду этому обещал Бог , что родится Бог от племени его». Далее автор трактата переходит к рассказу об отступлении Израиля от Бога в идолопоклонство и о начале проповеди пророков Божиих, которых стали убивать иудеи. «Разгневался Бог на Израиля и сказал: «Отвергну от Себя, призову иных людей, которые будут послушны Мне. Если и согрешат, не помяну беззакония их». И стал посылать пророков, говоря им: «Пророчествуйте об отвержении евреев и о призвании новых народов». Далее приведены многие выдержки из пророческих книг об отвержении Израиля и призвании новых народов, после чего логично и естественно сделан переход к пророчествам о явлении Бога «во плоти», искуплении Его страданиями греха Адама, т. е. о Мессии, об обстоятельствах Его земной жизни, крестных страданиях, Воскресении из мертвых. Это место особенно подтверждает авторство равноапостольного Кирилла. Проповедь о Христе в связи с отвержением евреев и избрании новых народов – его излюбленная тема, естественно вытекавшая из споров с представителями иудаизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 18 В конец псалом Давиду И этот псалом имеет надпись: «к концу». Потому что Давид сочинил его в старости, когда имел в виду конец жизни. Или сказано: «к концу», потому что пророчествует о том, что сбылось в конце времен. Ибо он заграждает здесь, по словам Афанасия, безбожие тех пустословов, которые смели говорить, что не Бог сотворил все, но само собою произошло. 28 Пс.18:2 .  Небеса поведают славу Божию Неодушевленные, говорит, небеса, вместо голоса употребляя прекрасный и величественный свой вид, проповедуют всегда и всем славу и величие сотворившего их Бога. Ибо и Соломон сказал: «из величия и красоты творений по соответствию созерцается зиждитель бытия их» ( Прем.13:5 ). И кто взирает на такое величие, состав, красоту, положение и другие естественные свойства неба, должен верить творческой силе Бога, хотя бы был у него один учитель – вид неба. (3) Небесами он называет первое небо, находящееся выше тверди; а употребил оные во множественном вместо единственного, как говорят Златоуст и Феодорит, по обыкновению еврейского языка, который иногда во множественном, а иногда в единственном именует небо. Потому что хотя первое небо и невидимо для нас, однако из видимой тверди мы можем чрез умствование заключить о бытии и оного. (4) Или под именем небес разумеет одну только твердь, так как она одна только подлежит зрению: и тогда следующий, второй, стих будет изъяснением первого сего стиха. (5) (3) Почему и Феодорит пишет: Одной видимой красоты и величия небес достаточно для того, чтобы возвестить о силе Творца. Ибо, если рассматривающий величайшее и прекрасное здание, удивляется строителю, и видящий хорошо и красиво устроенное судно, составляет понятие о строителе корабля; и при виде изображения приходить на память живописец: то не гораздо ли более видимое творение ведет зрителей к Творцу. (4) Тот же Феодорит: Небо неба для Господа. Ибо видимое небо как некий покров устроено для земли; а высшее есть то для сего, что сие для земли. Почему и называется оно небом неба и небесами небес. И города у нас иные имеют двойное наименование. Так мы называем Тарс и Тарсы, и это один город; и Фива и Фивы – один и тот же город. Так древние Микину называли Микинами – во множественном числе, а разумели один город.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Устное предание гласит, что, придя в школу, Давид и Самуил уединились и до рассвета учили Тору — Пятикнижие Моисеево. Причем с присущей для фольклора гиперболизацией добавляет, что за одну эту ночь Самуил открыл Давиду такие скрытые в Торе тайны мироздания, для постижения которых другим, обычным людям понадобилось бы сто лет непрерывной учебы. Великий комментатор Торы Абарбанель , основываясь на сборнике мидрашей «Ялкут Шимони», рисует более развернутую картину этой ночной беседы между будущим царем и пророком. Давид, говорит Абарбанель, начал изливать перед пророком сердце, поведал, как тяготит его тайна его помазания и ненависть к нему Саула, и затем вопросил, для чего посланы ему все эти испытания; может ли он отказаться от своей миссии и если не может, то в чем, собственно, эта миссия заключается? В ответ на это Самуил и развернул перед ним свиток Торы и прочел отрывок, предписывающий каждому еврею три раза в год на праздники Песах, Суккот и Шавуот являться «пред лицом Господа Бога вашего, в месте, которое Тот изберет» ( Втор. 16:16-17 ). Сейчас, сказал Самуил, таким местом считается Ваал Иудин (Баалей-Иегуда), потому что там стоит Ковчег Завета, до этого Ковчег стоял в Шило, и народ на праздники являлся туда. Однако настанет день, когда евреи окончательно утвердятся в обетованной им Богом земле, и тогда Ковчег будет перенесен в величественный Храм, сооруженный действительно в избранном Богом месте. Таким местом, продолжил Самуил, является гора Мория, на которой некогда Авраам хотел принести в жертву Исаака, а затем на этой же горе бежавшему от своего брата Исава Иакову открылась во сне чудесная лестница и было повторено данное Аврааму и Исааку обетование сделать еврейский народ не только многочисленным, но и народом вечным. Гора эта находится в принадлежащем иевусеям Иерусалиме, и одним из важнейших деяний Давида должно стать завоевание этого города, а также точное определение места, где должен стоять Храм, и его строительство. Или по меньшей мере подготовка к этому строительству.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

«Скиния свидения» – η σκην το μαρτυρου – «сень свидения», т.е. такая скиния, в которой Бог по преимуществу свидетельствовал о Себе, открывал Себя, как истинного Бога, – скиния откровений Божиих (срв. Числ. 7:89 ; Исх.25:8, 22 ). «По образу им виденному» ( Исх.25:9, 40 ; описание скинии Исх.25–37 ). Указание на преимущественную святость этой скинии, в противоположность Молоховой. Деян.7:45 .  Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владе­ния народов, изгнан­ных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. «Взяв оную», διαδεξμενοι, " приемше», т.е. приняв ее в наследие от предыдущего поколения отцов. «Внесли во владения народов..». (языческих) – разумеется, после их покорения и овладения землею Обетованною. «Изгнанных Богом», а не собственною силою народа. Под этим «изгнанием» (ср. Исх.34:24 ; Втор.11:23 ) разумеется вообще покорение этой земли, при чем жители ее частью были истреблены, частью порабощены, частью выселились в другие страны. «До дней Давида», ως τν μερν Δαυδ, «даже до дний Давида..». Предыдущих слов русского перевода – «так было» – нет ни в греческом, ни в славянском текстах, хотя по смыслу они не излишни. Деян.7:46 .  Сей обрел бла­го­дать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. «Сей обрел благодать пред Богом и молил найти», точнее и лучше (во второй половине) славянский текст: «испроси обрести», т.е.: «Давид пользовался особенною милостью Божиею, и сие сказалось особенно в том, что, по его желанию, Бог соизволил на созидание храма, и назначил для сего место в Иерусалиме» (Митр. Филарет, слово по освящ. хр. в г. Коломне). Самая молитва , коею Давид молился Богу о соизволении на построение храма, содержится в 130 псалме ( Пс.130:2–5 ). Ее, очевидно, имеет в виду и Стефан, употребив из нее наименование храма " селением Бога Иаковля». Особое откровение Давиду чрез пр. Нафана отложило исполнение его намерения до времен Соломона, которого Бог и удостоил быть строителем Ему храма ( 2Цар.7 и дал.). Деян.7:48 .  Но Всевышний не в рукотворен­ных храмах живет, как говорит про­рок:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рельеф фасада ц. Сурб Саркис в Ереване. 1976 г. В 1923 г. создается Комитет по охране памятников (под рук. акад. А. И. Таманяна), начавший исследование и реставрацию средневек. построек. Результатом заботы о сохранении и изучении рукописного наследия явилось строительство Ин-та древних рукописей Матенадаран, перед зданием к-рого установлены скульптуры Месропа Маштоца (скульптор Г. Чубарян), Мовсеса Хоренаци (скульптор Е. Варданян), Анании Ширакаци (скульптор Г. Бадалян) и др. деятелей арм. культуры. Ц. Сурб Саркис в Ереване (архит. Р. Исраелян, 1976) сочетает в своей архитектуре монументальность облика и изящество форм; фасады ее украшены стилизованными рельефами. С мемориальным церковным искусством связаны произведения, созданные в память о жертвах геноцида 1915 г., принявших мученическую смерть за отказ от перехода в ислам. Мемориал на холме Цицернакаберд (архитекторы А. Тарханян, С. Калашян, скульптор О. Хачатрян, 1967), состоящий из круглого мартирия, со склоненными к центру 12 базальтовыми пилонами и 40-метрового обелиска, символизирующего духовное возрождение арм. народа. Связь со средневек. традицией для мн. художников осуществлялась благодаря обращению к народному эпосу, гл. обр. «Давиду Сасунскому», прославляющему борьбу армян за независимость и освобождение от ига иноверцев. Одним из символов Еревана стал монументальный, динамически напряженный образ скульптуры Давида Сасунского работы Е. Кочара (чеканная медь, 1959). С кон. 50-х гг. в монументальном изобразительном искусстве все чаще обращаются к образам деятелей культуры и героическим персонажам средневек. истории, прославленным Армянской церковью в лике святых (Месроп Маштоц, католикос Саак Партев, Вардан Мамиконян и др.). Примерами служат скульптуры перед Матенадараном и мозаика «Аварайрское сражение» в его вестибюле (худож. В. Хачатур), роспись на туфовой стене в вестибюле здания президиума НАН Армении (худож. О. Хачатрян), гобелены «Армянский алфавит» и «Вардананк», выполненные по заказу католикоса Вазгена I (худож. Г. Ханджян). Кризис общественной жизни последних десятилетий XX в. привел к развитию религ. мистицизма, свойственного целому ряду произведений живописи на христ. сюжеты (работы А. Акопяна, В. Подпомогова, Минаса Аветисяна и др.). Средневек. традиции и формы в новых интерпретациях ожили в произведениях прикладного искусства, в частности керамики. Среди образцов ювелирного искусства - композиции из золота на тему арм. алфавита и хачкара, выполненные по заказу католикоса Вазгена I (мастер Ж. Чулоян, Патриаршая ризница в Эчмиадзине).

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010