С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским , с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели () - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей ( Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV , визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра ( . С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола ( . Т. 3. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/75558.html

«Прямо по сердцу ступай, прохожий!» О покаянном делании святого грузинского царя Давида Строителя Давид Таварткиладзе Памятник святому царю Давиду Строителю в Тбилиси 8 февраля (26 января ст. стиля) и Грузинская, и Русская Православная Церкви совершают память св. благоверного царя Давида IV Строителя (Восстановителя, ) (1089–1125). Он возвёл грузинское государство на небывалую высоту С точки зрения мирской, святой Давид уподобился своему небесному покровителю – царю и пророку Давиду – тем, что с Божией помощью освободил Родину от ига иноплеменников (как тюрок-сельджуков, так и арабов, с VIII столетия обосновавшихся в Тбилиси). Именно он возвёл грузинское государство на небывалую для него высоту: XII век, начало которого отметилось правлением царя Давида, считается золотым периодом в истории Грузии. Так, поистине удивительна победа грузинского войска под руководством святого Давида над многократно превосходящим по численности неприятелем в славной Дидгорской битве (1121) . Однако роднит святых царей не только это: будучи весьма начитанным и хорошо образованным, грузинский царь Давид, подобно своему святому предшественнику, оставил нам образец духовной поэзии. И если израильский царь сочинил, помимо многих других, удивительный по своей глубине 50-й псалом, исполненный покаянного чувства, то грузинский царь написал целый покаянный канон, наполненный возвышенными образами и глубокими смыслами. Текст канона свидетельствует о хорошем знании автором Священного Писания, что неудивительно: по словам жизнеописателя царя Давида, он очень любил и часто читал Библию, даже в своих многочисленных военных походах. При написании своего произведения грузинский царь вдохновлялся Великим покаянным каноном св. Андрея Критского. Помимо объема (канон св. Давида гораздо меньше), от сочинения св. Андрея его отличает и содержание: во-первых, царь Давид ссылается на те примеры из Священного Писания, которые не затронуты у св. Андрея; а во-вторых, если содержание канона св. Андрея, в целом, применимо к обычному человеку, то в каноне св. Давида описывается биография венценосца.

http://pravoslavie.ru/112454.html

8 февраля — день памяти святого благоверного царя Давида IV Строителя 8 февраля 2008 г. 12:33 Сегодня отмечается память блаженной кончины одного из наиболее почитаемых грузинских святых — святого благоверного царя Давида IV Строителя, крупного государственного деятеля, способствовавшего объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство. Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089-1125; по другим источникам 1084-1125; в современных изданиях Давид IV Строитель), — выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником  преподобным Арсением Икалтойским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+1127; память 6 февраля). Наименование «Возобновитель» дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви . Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния. Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на Святой Горе Афон. Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия, к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.

http://patriarchia.ru/db/text/361334.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ [Калипосский, Монах; груз. ] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя . Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре Икалто , там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала . Подвизался в сир. мон-ре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным рук. прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста , исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский мон-рь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в мон-рь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», в к-ром заметно влияние философских идей Аристотеля. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора : перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия ), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии , А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме , крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую ДА при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался.

http://pravenc.ru/text/76286.html

[Евр.  ,   греч. Ναθν; лат. Nathan], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.). Впервые Н. предстает в тексте 2 Цар 7. 2-4 без к.-л. вводных слов или сведений о его происхождении. Он обращается к царю со словами, одобряющими его желание построить дом Богу. Однако это спонтанно данное согласие пророка, основанное на личном авторитете, было отклонено Самим Господом, Который явился Н. ночью и сообщил новое откровение (2 Цар 7. 4 сл.). Н. пересказывает его царю, начиная с классической формы пророческого речения - «Так говорит Господь» (2 Цар 7. 5). Отстраняя царя от строительства храма, Н. обещает, что дом Господень будет возведен его потомком. Отныне связь между Богом и потомком из рода Давида будет складываться подобно отношениям отца и сына. В случае нарушения этого принципа наказание будет осуществляться «жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2 Цар 7. 14). Также Н. передает Давиду важное обетование о вечном характере царской династии, происходящей из его рода: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7. 15-16; ср.: 1 Пар 17. 11-14). Это обетование вечного царства объясняется особым действием божественной милости и является закономерным итогом Божественного Промысла, проявляющегося в истории избранного народа со времен Исхода и до периода Судей (2 Цар 7. 6, 11). Представленная в пророчестве картина отличается от оценки монархии как божественного попущения и снисхождения к слабостям народа в служении прор. Самуила (1 Цар 8. 7 сл.). Др. вариант пророчества Н. представлен в 1 Пар 17. 1-15, его поэтическое переложение - в Пс 88. 19-37 (дискуссию о взаимосвязи всех 3 версий см., напр.: Anderson. 2002. P. 112-113). В пророчестве Н. представлена картина божественной легитимности правления Давида, которая легла в основу мессианских представлений главенствующей царской династии. В ответ на дарованные обетования Давид обратился к Богу с молитвой благодарения (2 Цар 7. 18-29). Причина появления пророчества о задержке строительства храма неясна, в рассказе Книги Царств она, очевидно, связана с поспешным личным решением пророка. В 1 Пар 22. 8 устами царя Давида в качестве причины его отстранения от постройки дома Господня сообщается о том, что он пролил «много крови», впосл. его сын Соломон объясняет этот факт войной «с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его» (3 Цар 5. 3).

http://pravenc.ru/text/2564764.html

В Тбилиси протестуют против решения мэрии перенести памятник святому царю Давиду из центра на западную окраину 27 октября 2005 г. 12:43 Несколько сот человек, в основном представители интеллигенции и члены общественной организации «Вперед, Грузия!», провели акцию протест в Тбилиси у памятника царю Давиду Строителю, который по решению мэрии должен быть перенесен на окраину города и поставлен так, чтобы смотреть лицом на запад. Как заявил журналистам один из лидеров движения «Вперед, Грузия!», бывший министр госбезопасности Ираклий Батиашвили, «людям приходится защищать памятник Давида Строителя от позора, который желают причинить ему нынешние руководители». Он подчеркнул, что у монумента будет организовано круглосуточное дежурство членов организации «Вперед, Грузия!», и если власти все же попытаются демонтировать памятник, то на улицы выйдут тысячи людей. В свою очередь коллега И. Батиашвили по движению Темур Шашиашвили заявил журналистам, что, по некоторым данным, на месте памятника Давиду нынешние власти намерены установить некую монументальную композицию, изображающую три руки, которые держат розы. Призыв общественности поддержала и Грузинская Церковь, подчеркнув, что памятники православных святых, к каковым относится и царь Давид, не могут быть обращены на Запад и должны смотреть только на Восток. Согласно различным социологическим опросам, против такого решения властей выступает большинство населения Тбилиси, однако мэрия уже соорудила громадный постамент на окраине западного въезда в город и установила леса для демонтажа памятника. Ранее мэр грузинской столицы Гиги Угулава заявил: «Давид Строитель был носителем западных ценностей, самым европейским царем Грузии, поэтому символично, что монумент будет стоять на аллее его имени, а его взор будет направлен на Запад». Кроме того, исполненный сугубого почтения к светочам инославного запада тбилисский градоначальник «эпохи Саакашвили» обнаружил, что памятник «не вписывается» в проект реконструкции тбилисской площади Республики, на которой он был установлен первоначально. Давид IV Строитель из рода Багратиони правил в Грузии в конце XI — начале XII веков. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство и впоследствии был причислен к лику святых. Инициативы Угулавы не в первый раз вызывают недоумение и широкой общественности. В начале сентября мэр Тбилиси задумал переименовать Мелаанскую улицу в улицу имени Джорджа Буша, и вскоре ему удалось получить на это одобрение законодательного собрания грузинской столицы. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54735.html

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

С именем И. Ш. связаны 2 известных произведения груз. средневек. лит-ры: поэма «Абдул-Мессия» («Раб Мессии») и гимнографический канон «Песнь Вардзийской иконе Пресв. Богородицы». Долгое время И. Ш. также считался автором т. н. «Сирийского хроникона» (также «Великий индиктион», «Пасхалия зрячая») (НЦРГ. A 85, 1233 г.). Однако, согласно с последними исследованиями Н. Гогуадзе, М. Кавтарии, Р. Чагунава, автором рукописи является св. Тбели Абусеридзе . И. Ш. в колофонах «Сирийского хроникона» назван «святым» и «блаженным», к-рый «сотворил ямбы Богоподобные, прекрасные» (Л. 307 об.). Из контекста колофонов рукописи становится понятно, что ко времени ее создания преподобный уже почил. Вокруг авторства И. Ш. в отношении «Абдул-Мессии» также ведется дискуссия. В последней строфе эпилога поэмы «Витязь в тигровой шкуре», созданной современником и последователем И. Ш. Шота Руставели, авторство приписывается И. Ш. Эту т. зр. разделяли Н. Я. Марр , Кекелидзе, И. Лолашвили, Е. Метревели . Однако поэма, сохранившаяся в поздних рукописях (XVIII-XIX вв.), претерпела значительные искажения. Ее текст был исправлен в XVII-XVIII вв. Иаковом (Якобом) (Думбадзе) из мон-ря Шемокмеди, посвятившим поэму св. царю мч. Арчилу . На рубеже XVIII-XIX вв. груз. лит. деятели пытались выявить первичный текст поэмы, особенные усилия к этому приложил Давид Ректор. На сегодняшний день авторский оригинал поэмы И. Ш. считается утерянным; Б. Дарчия и А. Хинтибидзе полагают, что «Абдул-Мессия» всецело принадлежит Иакову (Думбадзе). Первоначальное посвящение поэмы также вызывает споры. По мнению Кекелидзе, Ш. Нуцубидзе и др., «Абдул-Мессия» посвящен груз. царю св. Давиду IV Строителю и царице св. Тамаре; по мнению А. Барамидзе, чья т. зр. является наиболее приоритетной,- царице св. Тамаре и ее супругу Давиду Сослану. Лолашвили и Метревели считают, что И. Ш. написал поэму в связи с победой груз. войск в Басианской битве. Однако поэма - художественное произведение, и отсутствие в ней конкретных исторических деталей затрудняет окончательное разрешение вопросов посвящения, датировки и авторства текста.

http://pravenc.ru/text/471558.html

Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: « Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! » Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. « Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна » (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: « Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1 Кор 10:4). Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное. Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: « С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие ». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: « с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит » (Иер 21:12).

http://pravoslavie.ru/111939.html

назван уже Амбой (отцом) Алавердским ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 70-71). Сохранился др. документ, где Н. упоминается как Алавердский архиерей: это «Книга верности», переданная Н. католикосу-патриарху Иоанну X. В научной лит-ре ее долгое время датировали 1688-1700 гг., временем предстоятельства Иоанна X (НЦРГ. Ad 74; ПГП. 1970. Т. 3. С. 621). Однако Э. Качарава, основываясь на том, что новые источники позволили более точно определить период, когда Иоанн X занимал престол католикоса-патриарха (1688-1691, 1695-1700) (Католикосы-патриархи Грузии. 2000. С. 115), а также исходя из содержания «Книги верности» (в документе указывалось, что Н. после поставления его на Алавердскую кафедру прибыл, согласно установленному порядку, в Светицховели, чтобы получить благословение католикоса-патриарха и передать ему свою «Книгу верности»), изменила датировку ее создания на 1695 г. Из др. документа известно, что в 1696 г. Руставская кафедра уже вдовствовала и ее пытался занять Захария (Андроникашвили), сын кизикского моурави (Аннотированный словарь лиц. 1991. Т. 1. С. 1461). Эти источники позволяют точно определить время восшествия Н. на Алавердский престол. Н. заботится об обновлении и расширении собственности Алавердской епархии. В 1707 г. он передал на утверждение царю Давиду II грамоту пожертвований, данную Алаверди царем Кахети Александром II (1574-1601, 1602-1605) (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 437). В 1711 г. стараниями Н. кн. Автандил Амилахвари пожертвовал Алаверди 2 семьи (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 2599; Жордания. 1903. С. 41-42, 44-45; Документы соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 374, 381-382). Подпись Н. сохранилась во мн. документах 1700-1711 гг.: это постановления церковных Соборов, сделки, касавшиеся владения крепостными и землей, судебные дела и др. (НА Грузии. Ф. 1451. Д. 103; Жордания. 1903. С. 250-251; Климиашвили. 1964. С. 147-148; ПГП. 1965. Т. 2. С. 330). При Н. в мон-ре Алаверди были проведены значительные строительно-реставрационные работы. В 1698 г. еп. Руставский Захария (Андроникашвили) выстроил в мон-ре колокольню ( Жордания.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010