В 1773 г. И. и Соломон I возобновили договор о взаимной поддержке, заключенный еще в 1758 г. Теймуразом II, И. и Соломоном I. В 1778 г. И. одержал победу над владетелем Сев. Атрпатакана правителем Гянджи Пат Али-ханом (Фатали-ханом). В 1779-1780 гг. трижды покорил Ереванское ханство, к-рое стало вассалом Картли-Кахети. Заключение Георгиевского трактата (1783). В нач. 80-х гг. XVIII в. Российская империя укрепила свои позиции в Крыму и в Сев. Причерноморье. В 1782 г. Г. А. Потёмкин через комиссионера Якова Рейнегса известил И. о положительном решении вопроса о протекторате над Вост. Грузией, в случае если И. вновь обратится к императрице. 21 дек. того же года И. направил офиц. запрос. Договор (Георгиевский трактат) был подготовлен в течение нескольких месяцев (И. участвовал в разработке положений трактата) и подписан 24 июля 1783 г. в небольшой крепости Георгиевск на Сев. Кавказе с соблюдением всех норм международного права. По договору царство Картли-Кахети теряло часть суверенитета и добровольно вступало под покровительство России (артикул 1). Российская империя выступала как вечный гарант защиты неприкосновенности царства и обеспечения его безопасности во время нашествия внешних врагов (артикул 2). И. и его преемникам было гарантировано «беспеременное» царствование на картли-кахетинском престоле с правом полного самоуправления и с «запрещением» российским военным и гражданским властям «вступаться в какие-либо распоряжения» (артикул 6). Груз. войска в случае начала военных действий обязаны выступать на стороне России; внешняя политика Картли-Кахети должна быть ориентирована на российские интересы; Российская империя способствует возвращению Грузии отторгнутых Турцией и Ираном груз. исторических земель ( Пайчадзе. 1983. С. 17, 71, 73). В артикуле 8 было зафиксировано положение Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата. При обсуждении пунктов трактата представитель грузинской церковной стороны архим. Гаий (Гайоз) представил П. С. Потёмкину записку, в которой просил уточнить вопросы церковного характера, в т.

http://pravenc.ru/text/673857.html

С. Автор летописного извода «Жития святой Нины»// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 270-275; Он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 236-243). Анализ приписываемых Л. М. сочинений дает основание считать, что автор был знатоком истории, церковной и апокрифической письменности, владел греческим и персидским языками. «Житие св. Нины», включенное в «Обращение Картли св. Ниной» Л. М., является переработанным вариантом более раннего Жития святой, составленного неизвестным автором. В соч. «Жизнь грузинских царей» автор описывает историю грузин в общемировом контексте, ссылается на иностранные исторические и художественные произведения, сказания и апокрифы, демонстрирует высокую технику письма, благодаря чему историческая повесть приобретает черты художественного произведения. Л. М. принадлежат также неск. переводов на древнегруз. язык, наиболее известный из к-рых - апокриф «Сказание святого отца нашего Ефрема, перевод творения неба, земли и Адама», к-рый был использован в соч. «Жизнь грузинских царей». Соч.: Жизнь груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 1-71;То же [Жизнь картлийских царей]/Сост., пер. с древнегруз., предисл., коммент.: Г. В. Цулая. М., 1979; То же [Жизнь груз. царей]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43, 69-72; Мокцеваи Картлисай [Обращение Картли св. Ниной]//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; То же [Обращение Картли св. Нино]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-69, 72-73; Мученичество царя Картли Арчила//КЦ. 1955. Т. 1. С. 245-248;То же [Мученичество св. вмч. царя Грузии Арчила]/Пер. с древнегруз., коммент.: М. Д. Абашидзе//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43, 69-72, 135-142; Картлис цховреба: Леонти Мровели, Джуаншер/Пер. с древнегруз., коммент.: Н. Николозишвили. Тб., 2011 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Агиографические памятники по груз.

http://pravenc.ru/text/2463557.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Сознавая важность грузинского церковного единства, Карт- лийские католикосы активно боролись с церковной «раздробленностью». Они отлучали отступивших иерархов до принесения ими покаяния и, кроме того, ввели известную на Западе 674 практику приведения ставленников на пост епископа к клятве верности 675 . Правитель Самцхе-Саатабаго Мзечабуки (1500–1515), которому адресована грамота Антиохийского патриарха Дорофея, продолжал курс своих предшественников на максимальную независимость от Картли. Известно, что он противостал картлийскому царю Давиду X (1505–1525) 676 . Не были дружественными отношения Мзечабуки и с другими грузинскими правителями 677 . В этой связи следует сказать, что в обоих текстах нашей грамоты содержатся пожелания о даровании Мзечабуки победы над врагами (арабский текст грамоты (далее: АТ): строки 5–7 678 ; грузинский текст грамоты (далее: ГТ): 11–15, 17–18). Под ними могли подразумеваться персы: ведь известно, что правитель Саатабаго придерживался проосманской позиции 679 . Но это могли быть и грузинские правители 680 . С другой стороны, пожелания о победе над врагами могли объясняться лишь соблюдением риторических норм, принятых при подготовке подобных документов. Разногласия с картлийским царем привели Мзечабуки к решению об отделении епархий своих владений от Мцхетского католикосата 681 . Предпринять попытку к церковному обособлению Мзечабуки позволила первоначальная слабость власти картлийского царя Давида, а также то, что власть Картли была занята другими проблемами: на Картли нападали цари Кахети и Имерети 682 . Причина стремления самцхийских правителей к отделению от Картли заключалась в их амбициях. Амбициозность Мзечабуки может подтверждаться пышной титулатурой, которая употреблена по отношению к нему в грамоте Антиохийского патриарха. Во-первых, в ней он называется царем, как в арабском (, малик – АТ: Зв, 4, 10, 7з–8з), так и в грузинском (, мепе – ГТ: 15) текстах. Хотя арабское слово малик употреблялось и для обозначения мелких правителей 683 , но грузинское мепе обычно не имеет других значений, кроме царя 684 . Как уже отмечалось выше, царей (и соответственно царств) в Грузии того времени было три: картлийский, кахетинский и имеретинский. Все они были представителями древней династии Багратионов и поэтому имели основания именоваться царями. Правитель же Самцхе-Саатабаго не мог величаться царем, поскольку он не относился к царской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . 1958 . [Бердзенишвили H., Дондуа В., Думбадзе М. История Грузии. I. Тбилиси 1958]. 7 . 1961 . I. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз, переводом. Подг., прим. Гамкрелидзе Ал., Каухчишвили С.//Георгика. Тбилиси 1961. 1]. 8 . 1952 . IV (1–2). V. 1963. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз. переводом. Подг., прим. Каухчишвили С. Г.//Георгика. Тбилиси 1952. IV(1–2)]. Абрамидзе Ш. В.//ВВ 1956. 8. 373–374. 9 . 1963 . V. [Сведения византийских писателей о Грузии. Греч. тексты с груз. переводом. Подг., прим. Каухчишвили С. Г.//Георгика. Тбилиси 1963. V]. 10 . 1913 . 1–3. [Какабадзе С. Исторические документы. Тифлис 1913. 1–3]. 11 . 1905 . [Марр Н. Я. Нация грузин. Кутаиси 1905]. (Газ.). 1905. 65. 5. 12 . 1909 . [Грузинские древности. Под ред. Такайшвили Ε. II. Тифлис 1909]. 13 . 1955 . II. 1959. III-IV. 1973. [Картлис цховреба (Жизнь Картли). Собрание грузинских летописей. Текст установлен Каухчишвили С. по всем основным рукописям. I. Тбилиси 1955. II. 1959. III-IV. 1973.]. 14 . 1996 . 560. [Картлис цховреба (Жизнь Древней Картли). Подг. текста, предисл., разъяснение терминов Антелава И., Шошиашвили Н. Тбилиси 1996. 560]. 15 . 1986 . [Симфония-лексикон к «Картлис цховреба». I. Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. Мученичество Арчила. Сост. Квачадзе М., Натрадзе Н., Сарджвеладзе 3., Чхенкели М., Хажомиа Т. Тбилиси 1986]. 16 . 1986 . [Симфония-лексикон к «Картлис цховреба». II. Джуаншер. Жизнь Вахтанга Горгасали. Сост. Сарджвеладзе А., Сарджвеладзе 3., Хажомиа Т. Тбилиси 1986]. 17 . 1953 . [Древнеармянский перевод «Жизни Картли». Ред. Абуладзе И. Тбилиси 1953]. 18 . 1984 . [Корпус грузинских исторических документов. I. Грузинские исторические документы IX-XIII вв. Сост. и подготовка Энукидзе Т., Силогава И., Шошиашвили Н. Тбилиси 1984]. 19 . 1980 . [Жизнь Грузии (Парижская хроника). Подг. текста, предисл., прим., указатель Аласаниа Г. Тбилиси 1980.]. 20 . 1996 . 108. [Хоштариа-Броссе Э. Леонти Мровели и «Картлис цховреба». Тбилиси 1996. 108].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Повод был налицо, и шах двинулся к рубежам Картли. " И постиг страх великий Грузию, ибо никому не было в силах противостоять ему " . Кахетинский царь Теймураз отправил навстречу шаху мать и двух своих сыновей " с бесчисленными дарами и просил защиты и мира стране своей " . Шах пленил их, царевичей оскопил, а царицу-мать отправил в Шираз и подверг ее там мучительной смерти. Персы разорили Кахети. Цари Луарсаб и Теймураз бежали в Имерети. Шах вступил в Картли, но не стал ее разорять. Агиограф уверяет, что целью иранского правителя было пленение Луарсаба и поэтому он регулярно посылал к нему своих скороходов с призывом явиться к нему в стан, взамен же лживо обещал сделать его царем едва ли не всей Грузии, защитить от возможных опасностей, а также возвести в высокий сан в ряду своих придворных и т.д. Видя, что картлийский царь упорствует, шах пошел на хитрость: с целью натравить друг на друга Луарсаба и Теймураза он написал обоим провокационные письма. Но коварство не удалось: грузинские удельные цари обменялись адресованными им письмами шаха, и это еще больше сплотило преследуемых. Луарсаб и его придворные хорошо представляли себе то бедствие, которое могло навлечь ослушание. Чтобы не дать повода персам разорить Картли и истребить ее население, Луарсаб решил явиться к шаху, " добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром " . В стане шаха его встретили с лицемерным благожелательством. После долгих, но тщетных уговоров отречься от христианства и перейти в ислам он был задушен в темнице лучной тетивой. Католикос Виссарион строго и сознательно следовал общепринятым канонам богатой в Грузии агиографической традиции. Подчеркивается библейская генеалогия Багратида Луарсаба, восходящая (согласно легендам Грузии, Армении и Византии) к древнееврейским Пророкам и обусловившая особое предназначение грузинского царя на поприще борьбы за христанство; нравственное бессилие иноверных мучителей Луарсаба; идеально коррелирует житие с древне-грузинскими мартирологами и стилистически, что соответствовало требованию жанра. Посвященное реальным историческим событиям сравнительно недавнего прошлого, освещенным и в других источниках, " Мученичество царя Луарсаба " содержит сведения и о таких фактах, которые не попали в поле зрения современных Виссариону историков, писавших о тех же событиях.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

III в. до Р. Х. Картлийское (Иверийское) царство. Согласно им, Парнаваз, изгнав из Мцхеты правителя Азона, «не тронул» идолы божеств Гаци и Гайма, привнесенные Азоном из Ариан-Картли и установленные на Картлийской горе. Парнаваз «создал идола большого и нарек именем своим, и это есть Армази. Так как по-персидски Парнаваза звали Армаз... И учредил ежегодный великий праздник» ( Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. С. 25). Относительно происхождения Армази мнения ученых расходятся: часть исследователей (Г. Меликишвили, А. И. Болтунова, Г. Гиоргадзе) увязывает его с хеттско-дувийским божеством луны Арма, другие (И. Сургуладзе) считают его синкретическим божеством, совмещающим в себе функции высшего божества. В. Н. Топоров возводит этимологию 1-й части имени картлийского царя (парна) к лучезарному солнцу, божественному огню и его вещественной эманации. Его данные с учетом сделанного Мровели этимологического анализа позволяют предположить, что Парнаваз в качестве общегос. религии узаконил культ солнца, что может быть подтверждено наличием тесных взаимоотношений между Картли и селевкидской Антиохией, где почитался солярный культ Аполлона (Феба): Мровели указывает, что Антиох прислал Парнавазу корону и объявил его своим сыном, приказав арм. эриставам оказывать ему содействие (Там же. С. 23). В груз. историографии распространено мнение, согласно к-рому в основу узаконенной Парнавазом религии легли прежде всего религ. представления и верования восточногруз. племени месхов, а под Армази, Гаци и Гаймом следует понимать идентичную хеттской модели высшую триаду божеств ( Лорткипанидзе. Наследие. С. 326; Гиоргадзе. Хеттско-армазские «триады». С. 154-157). Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии на территории Картли. Так, распространенный в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе) способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще более - в I-IV вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

народов, в т. ч. пракартвельские племена. В неолит заселялись вост. области Закавказья (шулавери-шомутенская культура), в эпоху ранней бронзы (2-я пол. 6-го тыс. до Р. Х.) распространялась куро-аракская культура, сформированная, вероятно, хурритскими или картвельскими племенами (центральные и зап. районы Юж. Кавказа). В эпоху бронзы (2-я пол. 3-го тыс. до Р. Х.) с севера на Юж. Кавказ проникла часть индоевроп. племен. Сложилась курганная культура, осваивались горные районы Кавказа, развивалась металлургия, появлялись изделия из драгоценных металлов, произошло разделение картвельского этноязыкового единства. Первым выделился сванский язык, носители к-рого переместились на запад; занские племена обосновались в Колхиде, картвельские - в Вост. Грузии, где зародилась триалетская культура (1-я пол. 2-го тыс. до Р. Х.): возникли контакты с хеттско-хурритским миром, значительно повысился жизненный уровень общества. В эпоху поздней бронзы - раннего железа (XV-VI вв. до Р. Х.) культура Вост. Грузии (Картли) благодаря выгодному геополитическому расположению (по ущелью р. Куры осуществлялись связи Востока с зап. миром, по ущельям рек Терек и Арагви кочевники с севера проникали на Юж. Кавказ и в Переднюю Азию) стремительно развивалась, о чем свидетельствуют самтаврские археологические находки: поселения, некрополи, святилища, предметы керамического и литейного производства (керамика с зооморфными ручками, украшенная богатым геометрическим орнаментом, бронзовые и золотые подвески-украшения в виде птиц и животных, гравированные пояса с геометрическим орнаментом и сложными сюжетными композициями, парадные и боевые топоры восточнозакавк. типа, цельнолитые и с составной рукоятью мечи и кинжалы и др.). Развивались земледелие и виноградарство. В XIV-XI вв. до Р. Х. производство железа распространялось в сев.-вост. Анатолии и в Квемо-Картли (Н. Картли). О. Джапаридзе Древнейшие государственные объединения В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в юго-зап. регионе исторической Г. сложились 2 крупных объединения - Диаохи и Колха.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Особенно часто встречаются резные камни с изображением Тихе-Фортуны - греко-рим. богини судьбы, случая, счастливого и злого рока. В евр. погребениях превалируют бальзамарии для ароматных масел и благовоний. Христианский период Существование раннехрист. общин в Великой М. до Крещения Картли доказывают предметы, найденные в погребальных комплексах 2-й пол. III в., расположенных на общегородском могильнике и близ Светицховели: якорь между 2 рыбами, рыбы, дельфины и т. д. ( Бибилури. 1983. С. 78-85). Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, связанные с переносом столицы Картли из М. в Тбилиси, в М. по-прежнему наблюдался высокий уровень строительного мастерства и сохранялся статус центра зодчества. Так, в IV и последующие века в М. функционировал институт главного художника и зодчего Картли (греч. ρχιζγραφος κα ρχιτεκτν). Об уровне строительного дела свидетельствует городская оборонительная система V-VII вв., отдельные участки к-рой были раскопаны в 50-х, 60-х и 90-х гг. XX в. Изучены остатки жилых домов и кварталы М. IV-VII вв., к-рые показывают жизнь полиэтнического города. К югу и западу от Светицховели был раскопан плотно населенный и довольно благоустроенный квартал (дома, покрытые черепицей, погреба, водопровод, канализационный коллектор, мощеные булыжником улицы и т. д.), в 1 км к югу от собора был открыт Еврейский квартал. Помимо жилых кварталов, о численности и плотности населения свидетельствуют могильники, раскопанные в разных районах города, в первую очередь общегородской некрополь на Самтаврском поле. Найденный здесь материал показывает, что в М. на высоком уровне сохранялись такие ремесла, как гончарное дело, златокузнечество, художественная обработка минералов, серебра и бронзы, производство стеклянных изделий. Существенную роль играли как внутренняя, так и внешняя торговля. Лит.: Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Церетели Г. Армазская билингва: Двуязычная надпись, найденная при археол. раскопках в Мцхета-Армази.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

II в.); железный кинжал со вставленными в золотую рукоятку камнями (красный альмандин) и зеленой пастой из погребения питиахша Берсуми (2-я пол. III в.) и т. д. Здесь же были обнаружены греческие и арам. надписи, которые помогли по-новому представить устройство Картли, значительно расширили ономастикон (перечень личных имен) царского двора и высших чиновников. Было установлено, что институт питиахшей появился в Картли не позже II-III вв., а не в V в., как считалось ранее. Кроме обилия высокохудожественных и исторически значимых изделий, раскопки Армазисхеви выявили неск. памятников, не лишенных эмоциональной окраски. Напр., в обнаруженном в усыпальнице молодой аристократки золотом кулоне с крышкой, украшенной драгоценными камнями, лежал молочный зуб младенца. В 2-язычной греко-арам. эпитафии, высеченной на надгробном камне и написанной от лица Серафиты, дочери Зеваха, младшего питиахша царя Парсмана, жены Иодмангана, содержатся слова: «Горе, горе тебе... красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла на 21-м году» ( Церетели. 1941). На гемме-инталии с портретными (профиль) изображениями молодой женщины и мужчины сохранилась греческая надпись: «Зевах, моя жизнь, Карпак» (перевод проф. Т. Каухчишвили: Древнегреч. источники... 1976. С. 250). В 1975-1977 гг. у северо-вост. подножия горы Армази (Картли) были исследованы поселение и могильник ремесленников Карснисхеви: жилые здания, гончарные мастерские, в к-рых зафиксированы длинные подчетырехугольные печи для обжига разного рода керамических изделий - от столовой посуды до черепицы; винодельня с винодавильней и погребом. В плане 4-угольные, с каменными стенами на глиняном растворе и с глинобитным полом, жилые здания состояли из 2 отсеков: собственно жилья с очагом в центре и пристройки хозяйственного назначения, также имевшей очаг. Часть зданий была перекрыта плоской желобчатой черепицей. На могильнике, за исключением одного плинфового ящика, раскопаны только погребения, сконструированные плоской желобчатой черепицей.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010