Цари часто жаловали М. е. иммунитетные грамоты, освобождая церковных крестьян от разных гос. повинностей, за исключением лашкар-надироба (охотничьей и военной повинности), сататро (налога в пользу персид. завоевателей) и салеко (сбора для содержания лезгинских наемников). Однако и эти налоги ложились тяжелым бременем на крестьян, что разоряло и опустошало М. е. (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 30-31; Пурцеладзе. 1881. С. 7-10; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 154, 169). Частая смена Манглисских архиереев в эту эпоху объясняется внутренними раздорами феодальной Грузии ( Джандиери. 1971. С. 340-342). Так, вслед. интриг князей Абашишвили-Бараташвили, посягавших на владения М. е. и Манглиси, епископскую кафедру в 1721 г. был вынужден покинуть крупный церковный деятель свт. Иоанн (Саакадзе) ( Пурцеладзе. 1881. С. 7; Шаоршадзе. 2008. С. 186-187). До и после него кафедру занимал Арсений (Доленджишвили), о котором известно, что в 1724 г. он находился в свите прибывшего в Россию царя Картли Вахтанга VI. В 1723-1747 гг. политика турок и персов, набеги дагестанцев, не прекращавшиеся на протяжении XVIII в., разорили Квемо-Картли: церковные кафедры упразднялись одна за другой. Из манглели этого времени известен Иосиф (Абашишвили-Бараташвили). В документе от 1770 г., составленном для российских властей при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), сказано, что в это время М. е., а также Болнисская, Дманисская и др. кафедры вдовствовали (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1764 г. манглели еп. Николай (Иотамишвили) подписался под постановлением Церковного Собора, проходившего 2-18 окт. в Тбилиси (Там же. 1971. Т. 4. С. 508), после него кафедра пустовала на протяжении более 15 лет. К 1780 г. М. е. вновь стала действующей (Там же. 1981. Т. 7. С. 473). Еп. Николай также упоминается в 1785 г.; в 1790 г. он рукоположил во иерея Рафаила, иеродиакона мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи . 1 марта 1792 г. царь Ираклий II поставил на Манглисскую кафедру еп. Цилканского Амвросия (Микадзе) , 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

XIII в. в К. был воздвигнут храм во имя свт. Николая Мирликийского. На его стенах были изображены портреты ктиторов - царя Грузии Георгия III (1156-1184), его дочери царицы св. Тамары (1184-1207/13), ее сына царевича Георгия IV Лаши (царь Грузии в 1207/13-1222), а также мцигнобартухуцеси (первого везира) св. Тамары еп. Чкондидского Антона (Глонистависдзе) . Нек-рые ученые считают, что отсутствие фигуры католикоса-патриарха среди изображенных ктиторов указывает на стремление царского двора превратить юж. часть Шида-Картли в царский домен. На протяжении XIV-XV вв. этими землями, получившими название княжества Сацициано, владел княжеский род Панаскертели-Цицишвили. Основатель рода Заза также был изображен в ц. во имя свт. Николая. Монастырь стал усыпальницей князей Цицишвили (ПГП. 1970. Т. 3. С. 569). В центральной части ц. свт. Николая, около сев. столба, сохранилась могила Кайхосро Цицишвили († 1740) и надпись на надгробной плите ( Бочоридзе. 2011. С. 156). В XV в. в К. была выстроена малая зальная ц. во имя вмч. Георгия, в XVI-XVII вв. возведены крепостная стена и ворота с колокольней. В «Описании царства Грузинского» историка 1-й пол. XVIII в. Вахушти Багратиони К. упоминается как действующий мон-рь, его настоятель назван архимандритом (имя неизв.) (КЦ. 1973. Т. 4. С. 344). Во 2-й пол. XVIII в. княжество Сацициано сильно пострадало от набегов лезгинских племен. Российский путешественник нем. происхождения сер. XVIII в. И. А. Гюльденштедт писал, что в Сацициано «есть несколько сел, населенных грузинами, но это, скорее, разоренные села, и все это выглядит очень похоже на необитаемую пустыню» ( Гюльденштедт. 2002. С. 156). В документе 1770 г., составленном при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) для российских резидентов, среди монастырей Картли и Кахети назван также «архимандритский монастырь Кинцивиси Николая Чудотворца, разоренный» ( Мачарадзе. 1988. С. 551). Груз. историк нач. XX в. Ф. Жордания упоминает Кинцвисскую икону свт. Николая, «великолепно писанную на камне».

http://pravenc.ru/text/1684674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Между 957 и 967 гг. [груз. ], жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на левом берегу р. Проне, близ Гори (Вост. Грузия). Из строений архитектурного комплекса сохранились ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольня, руины архиерейского дома и марани (винного погреба), фрагменты окружной стены и крепости позднего средневековья. Церковь была построена между 957 и 967 гг., на что указывают строительные надписи вост. фасада, высеченные на асомтаврули и нусхури . В них упоминаются имена абх. (западногрузинского) царя Леона III (957-967), эристава Картли Иоанна (2-я пол. X в.), настоятеля храма Авраама и жертвователей Отинисдзе, Тевдоре, Гурама (X в.). Первые известия о мон-ре относятся к XVI в. Новаторский для груз. искусства подход к заказу росписей церкви Д. и высокое мастерство исполнения, отражающее связь с культурными центрами Византии, говорят о влиятельном и просвещенном ктиторе Д. в XIV в. Изображения ктиторов не сохранились - возможно, они располагались на зап. стене или на месте поздней арки юж. стены. Согласно грамотам царей Картли Симона I (1556-1569, 1578-1600) (грамота 1583 г.), Ростома (1632-1658) (грамота 1653 г.) и Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) (грамота 1785 г.), «обязательству» (1798) настоятеля Крестового мон-ря в Иерусалиме Афанасия, а также сведениям груз. историка XVIII в. Вахушти Багратиони , церковь Д. в XVI-XVIII вв. одновременно принадлежала Крестовому мон-рю и Гробу Господню в Иерусалиме, которыми в тот период владели грузины. Известно, что храм Д. выплачивал налоги Крестовому мон-рю до нач. XX в., когда мон-рем владели греки ( Макалатия. 1963. С. 27-29). Однако характерные особенности иконографической программы росписи храма и некоторые косвенные источники XIV в. (напр., сведения араб. историка Фадлаллаха аль-Умари, использовавшего рассказы груз. монахов Крестового мон-ря - Джапаридзе. 1985. С. 183-185) указывают на то, что уже в этот период Крестовый мон-рь владел имуществом в Грузии, и позволяют предполагать существование связей Д. со Св. землей в XIV в.

http://pravenc.ru/text/178533.html

С. 568). По утверждению алавердских законников, с 1466 г. алавердели получили право окормлять земли, лежащие восточнее р. Штори до Хидискури (около Греми): Напареули, Енисели и Греми (Прошение Николая Алавердели от 1 марта, 1784 г.//ПГП. 1981. Т. 7. С. 614; Постановление Ираклия II от 1784 г. о пастве алавердели и некресели//ПГП. 1974. Т. 5. С. 262-263). В греч. фресковой надписи 1577 г. на зап. стене ц. Архангелов в Греми правящим архиереем также назван еп. Алавердский Николай ( Каухчишвили. 2004. С. 322). Однако Некресские епископы, ссылаясь на древние документы, в к-рых в качестве зап. границы Н. е. была указана р. Штори, отстаивали свои права; царь Картли-Кахети Ираклий II (1762-1798) неоднократно предписывал архиереям Вост. Грузии разрешить спор о границах Алавердской епархии и Н. е. (ПГП. 1977. Т. 6. С. 709), но из-за недостатка документов окончательное решение так и не было вынесено. К кон. XVIII в. спорные территории, в т. ч. с. Напареули, окормлял некресели (ПГП. 1974. Т. 5. С. 263). Ок. 1800 г. Греми вышел из юрисдикции Некресских архиереев. Грамотой от 5 дек. 1800 г. царь Картли-Кахети Георгий XII объявил Греми и принадлежавших городу крестьян царскими и предписал еп. Некресскому Амвросию «вернуть» паству гремскому свящ. Павлу (ПГП. Т. 8. С. 698-699). С др. стороны, не все земли, находившиеся на территории Н. е., окормлял некресели. Согласно дарственной грамоте XIII-XIV вв., некий Адвас-дзе пожертвовал с. Варцана (селение на территории совр. с. Шилда) мон-рю Додос-Рка в Гареджи (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 12-13). Поскольку мон-ри пуст. Гареджи в основном имели статус ставропигиальных, их территории и имущество находились в ведении католикоса-патриарха Грузии (позже - католикоса-патриарха Вост. Грузии): мон-рь Варцанской Богоматери в с. Шилда; сел. Ведзис-хеви «вниз до Белой скалы»; сел. Пашаани; «виноградники и семь дымов крестьян» в Гавази; крестьяне и торговцы в Греми, Гвердисдзири, с. Думасубани, Шеноантубани, Тогаани, Кахисубани, Гиоргицминда, Гогани, Гелисубани, Корети, Сепорис-геле, Бицкинтелисгеле, Пашаани, селище Джвара (Дарственная грамота царя Кахети Левана мцхетскому Светицховели, 1535 г.// Какабадзе.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

В дек. 1762 г. И. созвал Собор, на к-ром были приняты постановления, направленные на упорядочение церковной жизни Вост. Грузии: разработаны и зафиксированы права и обязанности архиереев и иереев; устранены различия и нарушения в проведении богослужения; приведены в порядок храмы и осуществлена опись церковного имущества и утвари; отстранены от совершения богослужений малограмотные священнослужители; архиереям было предписано обратить внимание на уровень образования священников и мирян в епархиях (ПГП. 1970. Т. 3. С. 848-849). В 1756 г. Антоний I направил ходатайство об амнистии в Святейший Синод РПЦ, 16 марта 1757 г. он был оправдан, 23 нояб. указом имп. Елизаветы Петровны назначен архиепископом на Владимирскую и Яропольскую кафедру РПЦ. После восхождения на престол Картли Ираклия II Антоний I 20 марта 1763 г. по приглашению царя вернулся в Грузию и на Соборе ГПЦ (2-8 окт. 1764) был провозглашен католикосом-патриархом ( Кавтария. 1977. С. 18-40). И. был переведен на Харчашнийскую кафедру, затем уволен за штат и отправлен в дер. Метехи. И. был причислен к лику святых при католикосе-патриархе Восточной Грузии Антонии II (Багратиони) (1788-1811). Ист.: Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 211 (на груз. яз.); Папуна Орбелиани. История Картли/Ред., коммент., словарь: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981. С. 244 (на груз. яз.). Лит.: Жордания Ф. Антоний I Католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Иеропольский//ДВГЭ. 1891. 14. С. 28-29; 15. С. 20-24; 16. С. 19-25; 19. С. 17-21; Кавтария М. Из истории груз. обществ. мысли XVIII в.: Эпистолярное наследие Антония Багратиони. Тбилиси, 1977. С. 18-40 (на груз. яз.); Надирадзе К. Иосеби//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 129-130 (на груз. яз.). К. Надирадзе Рубрики: Ключевые слова: ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/text/578463.html

С. 798-805), к-рые было предписано выполнять во всех церквах Мцхетского (Восточногруз.) Католикосата. Документы затрагивали внутреннее устройство Церкви: регламентировали количество необходимой богослужебной утвари, порядок облачения священно-церковнослужителей, правила бракосочетания и т. д. Собором запрещены 4-е и 5-е бракосочетания, в то время как, согласно церковной законодательной практике, 2-й и 3-й браки были возможными только после определенной епитимии. Документ подписан Ираклием II, Антонием I, архиеп. Алавердским Николаем, архиеп. Самтавройским и Горийским Арсением, митр. Тбилисским Анастасием, еп. Хорнабуджским Онуфрием, митр. Кизикским Саввой Ниноцминдели, еп. Иоанном Некресским и Гремским и др. Следующие решения 2 Церковных Соборов (1755 и 1756) касаются католикоса-патриарха Антония I (Кекел. Н 1334. Л. 201). В 1762 г. царь объединенной Грузии Ираклий II и католикос-патриарх Вост. Грузии Иосиф после Церковного Собора разослали отдельным епархиям Мцхетского Католикосата принятые Собором постановления (Кекел. Ad. 856 - ПГП. Т. 3. С. 848-850) - 11 правил, касавшихся повседневной жизни приходов: напр., обязательное причащение всех верующих, посещение церкви в праздничные и воскресные дни, реставрация обветшавших строений, запрещение употреблять за богослужением деревянные или неисправные предметы и т. д. Царь Картли Вахтанг VI. Гравюра (ЛМГ) Царь Картли Вахтанг VI. Гравюра (ЛМГ) Энциклика «К епископам» представляет собой послание 1768 г. католикоса-патриарха Антония I и груз. царя Ираклия II епископам всех епархий Вост. Грузии. В документе (Кекел. А 317. Л. 180-186 - ПГП. Т. 3. С. 871-877) сформулированы 35 правил обучения епископом иерея или диакона богослужебной практике и ведению прихода. В 1777 г. католикос-патриарх Зап. Грузии Максим II (Абашидзе) издал послание для «своих духовных сыновей» - настоятелей мон-ря Удабно (Иова) и мон-ря Эркети (Архив Патриархии ГПЦ. Ф. 1448. Ед. хр. 1446 - ПГП. Т. 3. С. 914-916). Издатель разделил текст на 10 правил регламентировавших монастырскую и приходскую жизнь: напр., о лишении сана священнослужителей за недостойное поведение, об обучении либо устранении от совершения богослужений не знающего богослужебного устава, об обязательном посещении церквей семьями с детьми в воскресенье и т.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

архим. Германа, подвизавшегося в Л. с детства, предприняли постройку новой ц. во имя вмч. Феодора на старом фундаменте; Давид (III) также пожертвовал новой церкви икону Пресв. Богородицы, написанную неким Иоанном ( Brosset. 1851. P. 74-75), и обновил Ларгвисское Четвероевангелие ( Джанашвили. 1900. 173. С. 4). За «великие труды» по строительству архим. Герману было пожаловано право иметь усыпальницу в юж. приделе ц. вмч. Феодора, посвященном св. Иоанну Предтече. Последующих настоятелей хоронили у сев. столбов храма вмч. Феодора ( Хаханов. 1891. С. 27). Давид (III) пожертвовал новой ц. во имя вмч. Феодора крест вмч. Георгия ( Хаханов. 1898. С. 51). В приписке от 1764 г. к пергаменной рукописи перечислена утварь Л.: 60 книг, 60 чеканных икон и Четвероевангелий в чеканных переплетах, 12 облачений, митра, 3 серебряные чаши и 3 дискоса, 3 серебряные лампады, 2 золотые крышки. Ответственность за них лежала на протоиерее, к-рый служил в ц. во имя вмч. Феодора (Там же). В 1777 г. было упразднено Ксанское эриставство; княжеские земли отошли наследнику престола царевичу Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII). Приказом от 1778 г. он подтвердил иммунитет Л., запретил придворным отчуждать от монастыря принадлежавшие ему в бывш. эриставстве земли и крестьян; из 5 лососей, выловленных в р. Ксани, одного жертвовали мон-рю (ПГП. 1965. Т. 2. С. 447-448). Сохранились Четвероевангелия, преподнесенные царевичем Л. ( Хаханов. 1898. С. 51). Бывш. владетели также не оставили попечения о мон-ре. В 1781 г. кнг. Мариам Эристави подарила Л. Цветную Триодь, пропавшую из мон-ря и долгое время считавшуюся утраченной ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 370). В грузинских источниках 2-й пол. XVIII в. Л. именуется как ставропигиальный мон-рь, настоятель имел сан архимандрита («Список разоренных монастырей Картли и Кахети», 1770; грамота Давида (III) архим. Герману, 1761; надпись на иконе Божией Матери, 1762 - Мачарадзе. 1988. С. 551; Хаханов. 1891. С. 27; Brosset. 1851. P. 74-75), однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах Л.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

С. 43-44). 4 марта 1761 г. царь скрепил печатью гуджар «О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления»: часть штрафов и нотариальных сборов также жертвовалась монастырю Бодбе (Там же. С. 44-45). По инициативе И. 20 дек. 1762 г. в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете был созван церковный Собор, рассмотревший вопросы внутренней жизни Мцхетского Католикосата. Были разработаны и приняты каноны, исполнение к-рых должно было привести к упорядочению церковной жизни и искоренению нарушений в чинопоследовании совершения богослужений. Епископам было предписано строго соблюдать церковные правила, следить за службой священников, не допускать малограмотных иереев к совершению богослужений, соблюдать в храмах чистоту и порядок, обновлять храмы, церковную утварь и т. д. Постановления Собора подписал католикос-патриарх Иосиф, утвердил И. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 848-849). Сразу после смерти отца И. вызвал опального католикоса-патриарха Антония I из России, 20 марта 1763 г. он прибыл на родину. На Соборе 2-8 окт. 1764 г. Антоний I был восстановлен на Патриаршем престоле Вост. Грузии. И. решал вместе с ним важнейшие политические и церковные вопросы. Поскольку постановления Собора 1762 г. не имели достаточной силы, И. и католикос-патриарх Антоний I в 1768 г. приняли Нормативный акт (Мцнебай мгуделтатвис) по восстановлению церковного порядка и искоренению нарушений и заблуждений верующих. В Акт были включены 2 части: «Обращение к архиереям» и «Приложение», составленное И. В документе рассматривались вопросы грамотности и образованности священнослужителей; точного совершения служб и треб; обучения паствы; неприкосновенности церковного имущества; содержания в чистоте храмов, утвари и церковного облачения (Там же. С. 874-875). Акт строго запрещал поклонение нехрист. культам и занятия колдовством. В «Приложении» также было сказано: «Мы, царь Ираклий, владетель Картли и Кахети, выражая волю всех тавадов, азнауров (дворян.- Авт.), купцов и крестьян нашего государства, будучи уверены, что такой скверны и таких гадких дел нет в нашем царстве, все же считаем нужным предупредить весь народ, что если появится кто, осмелившийся совершать ворожбу, или гадание, или будет готовить и давать кому-либо средства любви или ненависти, или будет заниматься ясновидением, или же впадет в самое большое и гадкое, непростительное зло - в мужеложство, то будут наказаны самым суровым образом - преданы смерти после страшных пыток» (Там же. С. 877). Акт было предписано прочесть епископам во всех церквах епархий; исследователи считают, что для мягкого средневек. груз. права этот закон был слишком суров.

http://pravenc.ru/text/673857.html

Артикул 6. Е.И.В-во, приемля с благоволением признание Ее верховной власти и покровительства над царст­вами Карталинским и Грузинским, обещает именем своим и преемников своих: 1. Народы тех царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с Империей Ее и, следовательно, неприятелей их признавать за своих неприятелей; 2. Светлейшего Царя Ираклия Теймуразовича (Ираклий II (1720-1798 гг.) - грузинский царь, объединивший в 1762 г. Кахетию и Картлию) и его дому наследников и потомков сохранять беспременно на царстве Карталинском и Кахетинском. Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей представить Его Светлости Царю в полную его волю и пользу, запрещая своему военному и гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения... Абхазия вступила в состав Россий­ской империи в 1810 году. Это позже, чем Картли-Кахетинское царство. Но тоже, договорившись между собой, присягали соответственно светлейший князь Шерваши-Абхазский, а также князья и беки абхазские. Причем в документе ритуал не описан, но подписи выделены: отдельно - христиане, отдельно - мусульмане. Наверняка так было потому, что христианские князья присягали на Евангелии, а мусульманские - на Коране. Пусть торжествует историческая правда - и будет шесть Грузий... Соответственно, если Советский Союз распался, то Грузинская ССР должна была распасться на шесть составных частей. Это если по совести и по доброй воле. Но сегодняшняя Грузия претендует даже на негрузинскую часть. Такова ситуация. А историческая правда говорит о другом. Даже то, что грузинские цари, в частности Давид Великий, владели Абхазией, не доказывает ровным счетом ничего. Нынешний грузинский ­президент ­Саакашвили, слава богу, пока не претендует на Армению. А вот Давид-Строитель владел очень большим куском турецкой Армении. Что же касается Батума (это к вопросу законности владения современной Грузии Аджарией и правильностью поведения Кремля в этом вопросе), то Батумское ханство присоединено к России в результате русско-турецкой войны Николая I в (1828-1829 гг.). Аджария действительно населена грузинами, но уже очень давно " омусульманенными " . Так что она, в общем-то, тоже может претендовать на некоторое обособление. И, невзирая на подавляющее число мусульман, аджарцы, тем не менее, как и русины в Закарпатье, всегда тяготели более к Москве, нежели к Тбилиси. Что касается абхазов, то их тяготение к Москве и вовсе бесспорно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010