Размышляя о жизни райской и следствиях грехопадения, святой  Максим Исповедник  приходит к выводу, что Адам и Ева не имели столь грубовещественного тела, каковыми обладаем мы ныне. И лишь после их грехопадения Бог сшил им одежды «кожаные» ( Быт. 3:21 ) и материализовал вселенную, придав ей нынешний облик, дабы, проводя через болезни и страдания, вернуть человечество на спасительный путь покаяния. Если свидетели Иеговы только чают грядущего тысячелетнего царства, то истинные христиане уже пребывают в нем. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние среди людей, возглашал: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2 ). Господь Иисус Христос, благословляя Апостолов на проповедь, говорил: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10:7 ). Вот почему нет необходимости ожидать зримого царства Спасителя. Отвечая на вопрос Пилата -Царь ли Он, Христос отвечал: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Только истинным исповедникам Господа дано постичь, что царство Божие придет не приметным образом, ибо оно внутри нас есть ( Лк. 17:21 ). Царства земного и плотского со Христом во главе могли ожидать только фарисеи, книжники и непосвященные, чтобы потешить свою алкающую гордыную. Спаситель же принес на землю учение новое – «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ). Господь, устроив на земле Святую Церковь , соделал «нас царями и священниками» ( Откр. 1:6 ). Таким образом, Царство Божие уже достигло нас ( Мф. 12:28 ). Слова Писания «Царство Божие» ( Лк. 9, 11; 13, 18 ), «Царство Небесное» ( Мф. 3, 2; 23,13 ) обозначают сотворенную Господом Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Эта Церковь называется Царством Небесным, ибо ее основал сошедший с небес на землю Господь Иисус Христос. Умершие в праведности ее члены составляют на небе торжествующую ее часть, о чем свидетельствует Священное Писание: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

А где Царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство диавола, там, без сомнения, смерть и ад. Все заключается в святилище души. Когда диавол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас Цар­ство Божие, как говорится в Евангелии, «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк.17,20–21 ). А внутри вас не что иное может быть, как знание или неведение истины, и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце рабство или диаволу, или Христу. Качество этого Царства описывает и апостол, когда говорит: «Царствие Божие не пища и не питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14,17 ). Итак, если Царство Божие внутрь нас находится и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием и, напротив, кото­рые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти, этими признаками отмечается Царство Божие и царство диавола» 271 . В дальнейшем периоде Своего общественного служения Иисус Христос становится Сам предметом Своих поучений. Вначале Он не только не провозглашал о Своем Божественном происхождении и достоинстве, но и всякое слово об этом со стороны слушателей или исцеляемых старался воспретить. Те­перь Он объявляет Себя Владыкой и Господом, Единосущным и Равносущным Отцу, Сопребывающему в Нем («Аз во Отце и Отец во Мне»), объявляет Себя грядущим Судией мира в День Страшного и праведного Суда Божия и т.д. В начале служения Спаситель даже апостолам не говорил о предстоящих Своих страданиях и крестной смерти. Они не могли вместить этого, почему им и дано было только то, что они могли вместить и что служило наилучшим подготовлением к последующему. Затем, когда наступило время и возможность, когда апостолы уже исповедали Его Христом, Сыном Божиим, Спаситель прямо и точно сказал им о Своих страданиях и затем неоднократно повторял:«Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его» ( Мф.17, 22–23 ; Мк.8,31; 9, 31 ; Лк.9, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Господь Иисус, видя, что он опечалился, посмотрел вокруг и сказал ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Что такое Царство Божие, или Царство Небесное? Это то же самое, что и вечная жизнь, вечное блаженство. Конечно же, ученики в то время не совсем понимали, о чем идет речь. Они думали, что Спаситель подразумевал какое-то справедливое земное царство, в котором будут господствовать Божественные законы. Однако теперь мы знаем, что Господь имел в виду будущую жизнь. Ученики ужаснулись от слов Его. Ужаснулись не потому, что переживали за себя, ведь на самом деле к тому времени они уже оставили всё, что имели, и сами следовали за Господом, поэтому непосредственно к ним это обличение Спасителя не относилось, – но потому, что беспокоились за других учеников, у которых было имущество и которые еще могли испытывать к нему привязанность. Такое учение Господа для многих было неожиданным, потому что богатство, земное благополучие всегда считалось признаком Божиего благословения, а земные скорби (болезни, смерть родных, лишение имущества) воспринимались как Божие наказание. Мы имеем подобное суеверие и сейчас, живя в христианскую эпоху, несмотря на то что Евангелие проповедуется уже почти две тысячи лет. Тем более странным казалось людям учение Спасителя в то время, когда такой взгляд на вещи был привычным. Как это неожиданно: человеку богатому, то есть, с общепринятой точки зрения, имеющему благословение от Бога, оказывается, очень трудно войти в Царство Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Господь Иисус, ответствуя на сие, опять сказал им: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! В этих словах Господь уточняет Свою мысль: войти в Царствие Божие трудно не просто богатым, а именно надеющимся на богатство. Если человек богат, но надеется на Бога и использует свое богатство для служения Ему и ближним, то оно является не препятствием, а скорее даже средством для стяжания вечной блаженной жизни. Тем более это верно, если человек не имеет к своему богатству привязанности, связанные с ним скорби воспринимает как нечто само собой разумеющееся, считает их происходящими по воле Божией и поэтому пребывает спокойным, невозмутимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Итак, формула христианства такова: божественное в любви до смерти для вечной жизни в воскресении. Эсхатология существенно входит в христианское миропонимание. Господь Христос учил о вечной божественной жизни и о царствии Божием, или небесном. То, что в евангелии Иоанна преимущественно говорится о жизни, а царствие упоминается редко ( Ин.3:35;13:38 ), напротив у первых трех евангелистов преимущественно речь идет о царствии и реже о жизни, – это обстоятельство достаточно уже говорит за то, что по существу учение о царствии Божьем совпадает с учением о вечной жизни. То же с очевидностью следует из того, что выражения «вечная жизнь» и «царствие Божие» во многих случаях заменяют одно другое: так «лучше тебе увечному войти в жизнь " ( Мк. 9:43. 45 ; Мф. 18:8 )=«лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие» ( Мк. 9:47 )=«лучше тебе с одним глазом войти в жизнь " ( Мф. 18:9 ); также «иметь жизнь вечную», «войти в жизнь» ( Мф. 19:1617 пар.)=«войти в царство небесное», «войти в царство Божие» ( Мф. 19:2324 пар.). На проповедь царства Божия можно смотреть частью как на форму учения о вечной жизни, наиболее приспособленную к иудейским политическим чаяниям. По существу же, царство Божие, обнимая вечную жизнь как самое высшее из благ, составляющих его, дополняет ее, как обществом дополняется личность. Вечная жизнь есть достояние индивидуума; царство Божие есть царство сынов воскресения. В царстве Божием вечная жизнь открывается под законом органической связи людей между собою. В силу этого закона, кто удостаивается вечной жизни и воскресения из мертвых, тот становится необходимо членом царствия Божия, – и обратно, чтобы достигнуть вечной жизни, необходимо стать членом царства Божия ( 1Ин. 4:12.20 ). В проповеди Христа о царстве Божием внимание наше невольно останавливается на том, что оно представляется то наступившим вместе с благовестием Христа (напр. Мк. 1:15 ; Лк. 4:21 и мн. др.), то имеющим осуществиться вполне, «придти в силе», только в будущем ( Мк. 9:1 и мн. др.). Как в существе царство Божие совпадает с вечною жизнью, так и эсхатологический характер его образуется воскресением из мертвых его членов. Различие между царством Божиим, которое уже открылось с проповедью Христа, и его грядущим пришествием в силе вполне исчерпывается различием между усвоением вечной божественной жизни верующими до смерти и ее полным откровением по смерти в воскресении. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин. 5:25 ). Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собою, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности, воскресение будет всеобщим, равным образом объективно-всеобщим будет суд над ними, объективною будет парусия Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Когда фарисеи, в земном смысле понимавшие царство Мессии, спросили однажды Спасителя: «Когда придет Царствие Божие» , Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом», под видом внешнего, мирского царства, с внешним блеском и славой, «и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 20–21 ), т.е. в душе человека, в таких ее расположениях, которые показывают, что она проникнута верностью Господу, готовностью служить Ему, исполнять Его заповеди, распространять Его учение, могущее пленять «всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор. 10, 5 ). Духовный характер Царства Божия виден из слов ап. Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Царственная власть Господа Иисуса Христа проявляется в действиях, направленных к приведению искупленного человечества чрез нравственное исправление, возрождение и освящение, в Царство Божие, к распространению и утверждению этого Царства и к победе над грехом, диаволом и смертью. Эти действия совершаются и в Церкви, и отчасти в мире, где дух учения Христова действует подобно закваске или дрожжам, сквашивающим все тесто. Сам Господь говорил, что «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф. 13, 33 ). Свою царственную власть Господь обнаружил и во дни Своей земной жизни, но преимущественно она открылась в состоянии прославления Иисуса Христа, после Его крестной смерти, о которой Он Сам говорил как о средстве привлечения людей в Свое Царство: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин. 12, 31–33 ). В земной жизни Спасителя Его царственное величие и служение открывалось преимущественно в чудесных действиях, после же крестной смерти оно проявилось в победе над адом и смертью – чрез сошествие во ад и воскресение из мертвых, и в восприятии власти над всем миром небесным и земным – чрез вознесение на небо и седение одесную Бога Отца. Совершеннейшее же и полнейшее откровение царственного величия и власти Богочеловека произойдет тогда, когда закончится рост и развитие Царства Божия на земле, когда «проповедано будет ... Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф. 24, 14 ), и созреет все, что окажется пригодным и достойным для вступления в это Царство. Со вторым пришествием Христовым будут окончательно побеждены все враги Его Царства: грех , диавол и смерть. Тогда Царство Божие откроется в полной силе и славе Понятие о благодати как об освящяющей силе Святаго Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Как читается первое прошение молитвы Господней? Что есть имя Божие? Имя Божие не есть ли свято? Как оно может еще святиться и каким образом? Когда имя Божие не святится в нас? 7. Второе прошение Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Мк.1:15 . Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк.17:20 –21. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Рим.14:17 . Ис.53:11 . Флп.3:8 –9. Рим.5:1 . Фил.4:4 . Имею желание разрешиться и быть со Христом. Флп.1:23 . В предыдущем уроке мы изъяснили первое прошение молитвы Господней. Прошение это можно назвать святейшим, ибо оно имеет своим предметом святейшее имя Божие. Святить это имя есть самое святое дело и желать этого освящения есть самое святое желание. Но имя Божие может святиться только там, где его знают и где имеют благодатные силы для этого освящения. А это возможно только в том царстве, о котором говорится во втором прошении молитвы Господней, ибо только в этом царстве Бог изливает благодать Свою, и люди достойно почитают Его. Вот почему и второе прошение есть прошение в высшей степени необходимое для нас. Правда, по словам оно кратко и может быть названо одним из самых коротких в ряду последующих прошений, но по содержанию оно столь же обширно, как и остальные прошения. В этом убедимся из предлагаемого ныне изъяснения его. Прежде всего нам нужно здесь решить вопрос, о каком Царстве Божием мы молимся во втором прошении и как Царство это приходит к нам? «Да приидет Царствие Твое», – так читается второе прошение. Слово Твое относится к Богу и потому мы молимся здесь о Царстве Божием. Но, спрашивается, о каком же собственно Царстве Божием говорится здесь? В псалме 102, стихе 19 говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». В этих словах под Царством Божиим разумеется вся вселенная, призванная к бытию всемогущею силою Божиею и управляемая Богом. Ясно, что это царство не имеется в виду во втором прошении молитвы Господней, ибо царство это с самого сотворения своего существует, и молиться о пришествии или явлении его нет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу. О необходимости усилий над собой для вступление в царство Мессии Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14, 15) Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии. Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой — покупкою волов, а третий — женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места. Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

О том, как это произошло, говорится буквально в следующих стихах, в начале 17 главы от Матфея: « По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте » (Мф 17:1-5). «Царство Божие» в Библии имеет значение «владычество Божие» — это реальность, имеющая несколько измерений. Во-первых, Царство — это уже присутствующая реальность владычества Бога для верующих в Него. Например, Господь говорит о Царстве, которое уже присутствовало в жизни ветхозаветного Израиля: « Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его » (Мф 21:43). Это Царство невидимо для внешних, но уже реально присутствует в мире среди верующих в Иисуса: « Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк 17:20,21). Царство постепенно созревает в мире, подобно закваске (Мф 13:33), урожаю в поле (Мф 13:24), дереву, которое незаметно вырастет из зерна (Мф 13:31). Развитие Царства — длительный процесс, в ходе которого все успевают «задремать и уснуть», см. притчу о неразумных девах (Мф 25:5). Таким образом, Царство Божие, уже установленное Иисусом, присутствует в мире как Церковь. А процесс окончатеьного собирания этого Царства заканчивается в конце истории его явным торжеством, которое в Евангелии часто описывается как свадебный пир (например, Мф 22:2). Свершается последний суд. Те, кто ее во время своей земной жизни захотели войти в Царство, навсегда водворяются в нем, те, кто отказался — навсегда остаются снаружи.

http://foma.ru/predskazyival-li-iisus-sk...

2 без содействия рук. Т.е. под действием сверхъестественной силы. ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его. Частью железные, частью глиняные ноги истукана являются образом разнородного четвертого царства, отличного от предшествующего («железного»). 2:37–40 Ты царь... другое царство... третье царство... четвертое царство. Исследователи полагают, что эти четыре царства суть царства Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Кульминация сна относится к последнему из них (см. Введение: Трудности истолкования). 2 они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим. Четвертое царство будет смешанным, и усилия объединить разнородные его части окажутся безуспешными. Смешанная природа четвертого царства может быть истолкована по-разному. Исследователи предполагают, что железу уподоблен имперский дух римской государственности, в то время как глина символ римских провинций с их разнородными национальными, политическими и культурными традициями. 2 во дни тех царств. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на преемственность четырех царств, т.е. не следует думать, что все они были разрушены одновременно. царство, которое вовеки не разрушится. Полагают, что здесь подразумевается Царство Божие, установленное Христом. Другое мнение, что в данном случае имеется в виду тысячелетнее царство Христово, которое последует за Его Вторым пришествием (ср. Откр. 19,11 20,6). См. статью «Царство Божие». 2 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу. Примечательно, что Навуходоносор и Даниил как бы меняются местами. В жесте царя предчувствие грядущего Царства Божиего, пророк же, с помощью Господа, оказался вознесенным на вершину земной славы и почета. 2 Бог ваш есть Бог богов. Эти слова не означают, что Навуходоносор принял Бога иудеев как единственного истинного Бога, но очевидно, что царь считает Его могущественнее вавилонских богов. Владыка царей. Сквозной темой 1–6 является положение, высказанное в данном случае Навуходоносором, что Богу Израиля подвластны все земные цари и царств (см. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Церковь – это не только училище нравственности, но и то духовное пространство, которое дает нам возможность соединиться с Богом. Господь Иисус Христос своей проповедью призывал людей к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 4, 17). При чтении Евангелия вам много раз будет встречаться фраза «Царство Небесное» или «Царство Божие». Иисус Христос никогда не объяснял, что такое «Царство Божие», но Он говорил о нем как о той Небесной реалии, которая будет во всей полноте открыта людям только после Его второго пришествия. Господь говорит, что Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31, 32); оно подобно закваске, «которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). Спаситель приводит и много других сравнений, для того, чтобы показать, что такое Царство Небесное, но никогда не дает ему конкретного определения. Царство Небесное – это Церковь Христова. Это та Церковь, которая здесь на земле соединяет людей с Богом, ведет их от рождения и вплоть до порога самой смерти. Но она же соединяет людей с Богом и после смерти, потому что Царство Небесное – это реальность одновременно нашей земной жизни и жизни будущего века; это особое внутреннее духовное измерение, которое Бог дает каждому человеку, пришедшему в Церковь и соединяющемуся с Ним через церковные Таинства. Вы все в свое время присоединись к Церкви через Таинства святого Крещения и Миропомазания. Потом произошли в вашей жизни события, которые отлучили вас от Церкви, но сегодня вы снова здесь. Через возложение архиерейских рук, через печать дара Святого Духа вы присоединились к Церкви, и вновь имеете возможность причащаться Святых Христовых Таин – принимать внутрь себя Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Самого Бога, Который стал человеком. Отныне вы будете соединяться с Господом и духовно, и телесно всякий раз, как только этого захотите. И Сам Господь будет пребывать в вас.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tse...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010