В этом мы убедимся, если точнее рассмотрим выражаемое нами здесь исповедание о Царстве, силе и славе нашего Небесного Отца. Прежде всего мы говорим в славословии: яко Твое есть Царство. Спрашивается теперь, какое Царство приписывается здесь Богу? В 102-м псалме говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». Значит, Царство Божие простирается на все, на небо и землю, одним словом, на всю вселенную. Бог владычествует ею, поскольку Он сотворил ее. Земные цари получают свои царства от Бога, почему и называют себя царями «Божиею милостью». Но Бог Сам создал Себе Царство и есть неограниченный Владыка вселенной. Земные цари смертны, и царство их после их смерти Бог передает другим царям. Но не таков Бог, Небесный Царь наш. «Он есть Бог живой и присносущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Но кроме царства природы Бог есть также Царь царства благодати и царства славы. Об этих царствах говорится во втором прошении молитвы Господней. Царство благодати составляют все верующие на земле. Царство это создано Сыном Божиим и управляется Духом Святым, наставляющим верных на всякую истину. На царство славы указывает апостол Павел в словах: «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Об этом же Царстве свидетельствует и евангелист Иоанн в Откровении своем: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его». Таким образом, если мы говорим в славословии: «яко Твое есть Царство», то при этом должны думать о том, что Небесный Отец наш есть высочайший Царь царства природы, царства благодати и царства славы, и что Ему покорно все. Кто же осмелится после этого сомневаться в том, что Бог может даровать нам просимое? Наверно никто, ибо как беспредельно владычество Его, так точно беспредельны также сила и могущество Его. Это приводит нас ко второму положению славословия: " яко Твоя есть сила». По силе и могуществу Своему Бог именуется Всемогущим, каковым именем означается, что для Бога все возможно, и нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

По-настоящему серьезным является второй аргумент. Не поддается никакому сомнению, что Христос ожидал скорого наступления мессианской эры. Основа Его проповеди – проповедь благой вести Царства Божия ( Лк. 4, 43; 8, 1; 16, 16 ). Ключевые слова здесь Царство Божие: Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелия ( Мк. 1, 15 ). Царство Божие, или, правильнее перевести царствование Божие, – это суд над миром ( Мф. 10, 15 пар.; 24, 37-44 пар.); это вмешательство Божие, которое отделит добрых от злых, правду от лжи; восстановит попранную справедливость; Царство это уже при дверях, оно настанет при жизни того поколения, к которому принадлежит Сам Иисус ( Мк. 9, 1; 13, 28-30 ; Мф. 10, 23 ). Читая новозаветный текст, видишь, что перед лицом этого Царства не должно быть никакого промедления; оно может застать, настичь ежесекундно. Более того, это Царство Божие уже некоторым образом осуществляется через Христово служение. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13, 16-17 ).   Это Царство еще не наступило, оно грядет, но некоторым образом оно уже и ныне присутствует среди слушателей Иисусовых. И несомненный знак вторжения этого Царствия в мир, которым правит сатана, – изгнание из мира демонических сил. Спаситель демонстративно изгоняет злых духов – если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Мф. 12, 28 ), а однажды возвещает, что победил сатану и владеет миром, которым тот прежде правил: Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, – и тогда расхитит дом его ( Мк. 3, 27 ). Слова Спасителя: Я видел сатану спадшего с неба, как молнию ( Лк. 10, 18 ) – убеждают нас, что победы Христа над бесами – не частные эпизоды, не случайности. Это начало последовательного освобождения мира от демонизма и зла. Посылая учеников на проповедь, Спаситель говорит им: Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное ( Мф. 10, 7 ). В греческом тексте оборот приблизилось Царство Небесное выражен глагольной формой engiken, означавшей совершенное и длящееся действие и, следовательно, убеждавшей, что Царство Божие не только близко, но фактически наступило и длится в настоящем времени.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Иисус Христос пришел на землю прежде всего как провозвестник этого Царства: исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:15 ). В противоположность господству земному, каким представляли себе книжники и фарисеи Царство Мессии, Иисус Христос указывал на неотмирный ( Ин. 18:36 ), духовный, сокровенный характер этого Царства. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:20–21 ). Уготованное от создания мира ( Мф. 25:43 ) и восстановленное искупительной кровью Сына Божия, оно ближайшее отношение имеет к человеку, к его внутреннему миру, к его личности. В зародыше Царство Божие заложено в нашем существовании от самого рождения и предназначено к органическому произрастанию под воздействием призывающей, просвещающей, возрождающей благодати Божией. Однако незримый процесс внутреннего созревания Царства Божия в человеке не может совершаться без его желания, без напряжения всех его духовных сил, ибо оно не в слове, а в силе ( 1Кор. 4:20 ) и только употребляющие усилия восхищают его ( Мф. 11:12 ). Усилия должны быть направлены прежде всего на то, с чего начинается духовная жизнь: с личной веры в Бога Живого, с установления постоянной молитвенно-благодатной связи с Ним, с борьбы за чистоту сердца и любви к людям. Царство Божие начинается с рождения свыше ( Ин. 3:3 ), ибо оно духовно и может быть усвоено, как говорит Симеон Новый Богослов († 1032), человеком, «рожденным благодатью Святого Духа, дарующего нам Царство Небесное внутрь нас». Христос уподобляет Царство Божие сокровищу, скрытому на поле, которое нужно искать ( Мф. 13:44 ), драгоценной жемчужине, для приобретения которой нужно продать все ( Мф. 13:45 ), неводу, закинутому в море, в который попадает множество рыб всякого рода, хороших и дурных ( Мф. 13:47 ), полю, на котором произрастают пшеница и плевелы ( Мф. 13:24–30 ), горчичному зерну, которое меньше всех семян, а когда вырастет, становится большим деревом ( Мф. 13:31–32 ), закваске, которую кладут в тесто ( Мф. 13:33 ), брачному пиру, на который призываются все ( Мф. 22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 27-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 86 зач., 17, 20–25 Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, – говорят фарисеи, – откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, – Он говорит нам. Прежде всего, Царство Мессии – духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», – говорит Христос. – Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, – говорит Христос, – его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник . Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно – не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции – только переворачивание гробов покрашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 86 зач., 17, 20—25 Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, — говорят фарисеи, — откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, — Он говорит нам. Прежде всего, Царство Мессии — духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», — говорит Христос. — Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, — говорит Христос, — его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник. Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно — не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции — только переворачивание гробов покрашенных.

http://pravoslavie.ru/3809.html

Имя Божие обладает святостью само по себе: человеческая молитва не может прибавить ему святость. Григорий Нисский задает риторический вопрос: «Если не будет это мною сказано, неужели возможно имени Божию не быть святым?» 23 . Ответ обычно дается следующий: выражение «да святится» нужно понимать в том смысле, что имя Божие должно святиться, или прославляться в людях, в христианской общине. По словам Киприана Карфагенского , «мы просим у Него, чтобы Его имя святилось в нас» 24 . Иоанн Златоуст говорит: «Да святится – значит «да прославится». Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашей жизнью» 25 . Имя Божие в самом себе обладает благодатной силой. Хотя прошение «да святится имя Твое» изложено в безличной форме, оно подразумевает конкретных лиц: произнося это прошение, христианская община молится о том, чтобы сила имени Божия распространилась на всех ее членов, наполнила их жизнь ощущением присутствия Божия, придала им необходимые силы для того, чтобы идти по пути к святости и совершенству, начертанному Иисусом в Евангелии. 3. «Да приидет Царствие Твое» Тема Царства Божия, или Царствия Небесного, занимает центральное место во всем Евангелии. В устах Иисуса это словосочетание имеет многообразный смысл. Царством Божиим Он называет посмертное бытие человека, который за свои добрые дела удостоился пребывания с Богом: в этом смысле Царство Божие синонимично «жизни вечной» в ее противопоставлении «муке вечной». Но Царство Божие – это не только реальность загробного бытия. Это и то новое измерение жизни, которое становится доступно человеку, живущему на земле, когда он открывает для себя Бога через Иисуса Христа. Евангелие от Луки содержит краткий диалог Иисуса с фарисеями о Царствии Божием: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ). Эти слова указывают на то, что Царство Божие не может быть привязано ни к какому-либо месту в пространстве, ни к какой-либо точке во времени. Кроме того, Царство Божие не придет «приметным образом», а это значит, что его нельзя отождествлять со вторым пришествием Христа, о котором апостол Петр говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 1Пет.3:10 ). Второе пришествие будет заметным событием: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). Напротив, Царство Божие приходит без шума, без огня, без блеска молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Священие Бога есть наше совершенство... да открывается святость Твоя в нашей духовной жизни» (Св. Кассиан). «Устрой нашу жизнь так, чтобы она была во славу Твою» (Св. Злат.); «да распространится во всем человеческом роде истинное познание Бога, чтобы из всех людей составилось одно семейство Божие» (Еп. Феоф. Затв.). «Так да свитит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небеснаго» ( Mф.V, 16 ). 88. Что заключается в прошении: да приидет царствие Твое? Царство Божиецарство всех веков. Бог всегда облечен царственной властью. Вознося прошение о пришествии царства, «просим, чтобы нам, послужившим в сем веке Христу, царствовать потом с Ним» (Св. Киприан), но чтобы царство будущого века наступило бы для нас по слову: «приидите благословенные Отца Моего» ( Mф. XXV, 34 ). «Но что пользы, если окажемся тогда по левую сторону? Почему, молясь так, выражаем желание, чтобы царство то пришло для нас, чтобы мы обрелись в нем, а не вне его. Да принадлежим к царству Твоему, которое придет для Твоих Святых» (Бл. Августин). Надо молиться, чтобы не случилось, что царство не для нас придет. После прошения первого о даровании Богопознания, теперь человек просит, чтобы царство Божие сошло в его душу. «Второе прошение очищенного ума – да приидет царствие Отца его, или то, коим Христос царствует во святых, когда, по отятии власти над ними диавола и изгнании из сердец их страстей, Бог начинает господствовать в нас чрез благоухание добродетелей» (Св. Кассиан). «И так да не царствует грех в смертном вашем тиле, чтобы вам повиноваться в похотях его... но предоставьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Puм. VI, 12, 13 ). Нужно, чтобы царство Божие заранее сошло в наше сердце, по слову Христову: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лyk. XVII, 21 ). Послание же Его апостола говорить, что царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Puм. XIV, 17 ). 89. Что значит: да будет воля Твоя яко на небеси и на земли?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский ). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть « праведность и мир и радость во Святом Духе » ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. « Подвизайтесь , – говорит св. Симеон Новый Богослов , – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа », « Царствие Божие есть Святой Дух », – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский . Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг , обнаруживающий решимость человека жить в Боге. Спаситель уподобляет Царство Небесное: Цитаты о Царстве Божьем «Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.

http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe

– В том правда Божия, что нельзя служить Богу и мамоне. Так Христос сказал: не зависит жизнь человека от изобилия его имения; и какая польза человеку весь мир приобрести, а душе своей повредить! И еще сказал: где сокровища ваши, там и сердце ваше. И еще сказал: легче верблюду пройти через игольное ухо, нежели богатому войти в царствие Божие. Уничтожением жизни служат богатство и прелести мирские, людьми суетными установляемые, и первой стеной, отделяющей человека от царства Божьего. 93 . А сколько стен, отделяющих человека от царства Божьего? – Три: первая стена – плоти угождение, богатству служение; вторая стена – власти искушение, а третья стена – к славе, гордыне стремление. 94 . Кто же воздвиг эти стены? – Грех прародительский. 95 . Что есть грех прародительский? – Наследственная сила искушений, живущая в человеке, которую Иисус победил в Себе в сороковой день поста. 96 . Как выражается в человеке наследственная сила искушений? – Тремя немощами. И первая немощь есть та, что служит человек своим прихотям, а оправдывается, что исполняет необходимые потребности; а вторая немощь есть та, что становится человек ближних теснителем, а выставляет себя их благодетелем; и третья немощь есть та, что для суетного прославления своего житейского имени направлена вся жизнедеятельность человека. 97 . А на что же должна быть направлена вся жизнедеятельность человека? – А на водворение Царства и правды Его. 98 . Где же должно быть водворено Царство Божие и правда Его? – Внутри человека. 99 . Что же есть Царство Божие? – От немощей освобождение, удовлетворение совести, соединение с Богом и людьми душой и сердцем, и приобщенье к жизни вечной есть Царство Божье. Так Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 100 . А на земле может ли быть водворено Царство Божие? – Будет внутри человека, будет и на земле, а не будет внутри человека, не будет и на земле. Через водворение в себе наступает Царство Божие на земле. Кто в себе Царство Божие водворит, для того и наступает Царство Божие на земле; и на суд тот не приходит, но перешел от смерти к жизни; так Христос сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

земное, а «новое». Второе слово – гораздо непостижимее: почему это Царство называется – Царством Отца? Господь Иисус Христос говорил с учениками как Человек, а все Божественное, Небесное Он относил к Отцу Своему; для евреев это было приемлемее – в противоположность земному. Следовательно, это «Отца Моего» – то же, что «Царство Божие», не земное, а Божественное, присносущное, сверхъестественное. А таковое всё исходит – от Бога Отца: от Него рождается и Сам Сын и исходит Святой Дух. Тем более – для человека: всё изливается от Него же. Под Богом, конечно, разумевается вся Троица, но прежде всего – Бог Отец: источник, корень Божества и всего бытия. Поэтому Господь Иисус Христос всё, в конце концов, относил к Отцу Своему. Но и это не уясняет нам содержания понятия «Царства Божия». Пока мы негативным (отрицательным) путём пришли к тому, что не есть Царство Божие. Царствие Божие, говорит св. Григорий Палама, не создано. Тварь вся создана, есть сотворена, а Царство Божие – не создано, присносущно, как сущее в Боге, как неотъемлемое от Него, как свет и тепло – неотъемлемы от солнца. Но если мы пожелаем конкретнее понять теперь, что же оно есть, то вот какие мысли приходят мне и какие открыты нам святыми отцами. А. Прежде всего условимся в мыслях, что это Царство действительно есть, истинно существует. Бог есть. И следовательно, Его Царство с Ним существует. После Страшного суда Господь скажет праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Б. В чём же оно состоит? На этот вопрос мы должны ответить себе, что оно – никак не просто, не скудно, не бледно, как можем мы воображать себе его, живя на земле и не зная его. Наоборот, оно необычайно сложно, так сказать, – чрезвычайно богато, непостижимо разнообразно. И не может быть иначе: если Бог сотворил мир таким разнообразным, то тем более должно быть многообразным Царство Божие. В. В чём же состоит это многообразие, мы не вполне можем сказать – это нам неизвестно, – но лишь отчасти. Апостол Павел говорит: «Мы отчасти знаем, и

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010