Вот так и я переживая это, особенно в дни предпразднственные… А когда начнешь писать, то будто бы все остывает. Голова убеждена, а сердце молчит… Да! христианство есть не знание, а жизнь… И истинный философ – недавно прочитали мы в житиях святых – есть исполнитель закона, живущий по вере или, проще: благочестивый христианин, а тем более святой… Ну уж, если начал я, то нужно доканчивать. Для меня очевидно, что почти все в деле спасения принадлежит Самому Богу. Вот послушайте: «…на земли благоволение явися (явилось) спасти род наш» (царские часы, час 1-й, тропарь; [см. также:] час 6-й, тропарь). Слышите, уже явилось «благоволение»… То есть родился Сын по благоволению к людям… Правда, еще цель «спасти», но Спаситель уже явился… И уже бесспорно меньшее дело: «как» спасать. Важно: Спаситель есть, «явися». «…Спасти мир пришел еси» (21 декабря, стихира на стиховне на вечерне [службы святителю Московскому Петру]). Его «поют ангели… спасающаго род наш» декабря, 4-я стихира на стиховне на вечерне]. Человека «обновляет мудрый Содетель» (25 декабря, тропарь 1-й песни канона на утрене). И прямо говорится, что это дело «благодати». Сын «приводит» к Отцу, «…подая тамо неизреченную благодать, идеже множайший процвете (расцвел, произрос) грех» (там же, тропарь 5-й песни канона). «Приводит» – по-славянски – «приносит». Все Он Сам… А мы что? Мы лишь «множайший грех» сумели развести. Но довольно; если же вспомните самое главное содержание службы – сплошное благодарение и славословие за спасение, – то очевидно, что именно все дело в Том, Кого славословят. Одно, постоянно повторяемое: «слава в вышних Богу», – яснее ясного говорит, Кто Виновник спасения. Вышний Бог. Вот написал и думается: скажете (или кто иной скажет), что все это каждому известно… Да, но если известно глубоко, то должны быть и соответствующие следствия – в душе. Какие же: а) упование на Него Самого больше, чем на себя, неизмеримо; б) мир вследствие этой надежды на Него; в) благодарение опять Ему же. И уж – после всего – «наши дела», – да и то в особом их значении (о чем ниже речь будет).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Моск. Син. Типогр. «Последовании во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Свет. седм.». По Служебнику, «возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания» (сн. 6, 71 и 648 стр. печатного оригинала). В дни отдания указанных Господских праздников произносятся те же отпусты, что и в самые праздники, но к ним присоединяется воспоминание дневного святого; так, во вторник на отдание Пасхи на вечерне «обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых и святого дне поминает»; в день отдания Пятидесятницы на утрене «на отпусте поминает иерей святого, егоже есть день» (см. Уст.). Если дни попразднства и отдания праздников случатся в неделю (воскресенье), то отпусты обыкновенно произносятся воскресные, а не бывшего праздника. – «Конечным» или «совершенным» отпустом называется отпуст последней службы, когда они хотя и следуют одна за другой, но после каждой из них положен отпуст (см. Уст. 1, 2, 9 гл.). – При произнесении отпуста иерей, обыкновенно, благословляет народ рукою (см. 636, 637, 644, 647, 648 стр. печатного оригинала, на 851 стр. 50, 53, 56 прим., на 787 стр. 4 прим. и ниже, прим. к следующ. таблицам). 50) После многолетия (см. на 853 стр. 56 прим.) следует (без возгласа) 1-й час. V. Часы вседневные VI. Изобразительные Примечания к таблице вседневных часов 1) См. 761, 765, 767, а также 596 к 616 стр. печатного оригинала. – Возглас 9-го часа перед вечернею произносится пред царскими дверьми (Уст., 7, 8 гл., Служебн.). – Если 9-й час следует за 6-м (см. 596 и 616 стр. печатного оригинала), то он не предваряется возгласом священника, а прямо начинается с воззвания: «Приидите поклонимся». – Согласно указанию Устава (см. 23 гл.), во время чтения часов завеса не открывается и царские врата не отверзаются (за исключением царских часов и часов в первые 3 дня Страстной седмицы, когда положено чтение Евангелия). 2) От недели ап. Фомы до Вознесения (см. Уст., понед. Антипасхи) «на часех» «глаголем начало: Христос воскресе, трижды» (причем некоторые это указание Устава относят только к тем часам, которые начинаются возгласом священника, т.е., к 6-му и 9-му).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Перед Литургией Преждеосвященных Даров всегда совершаются великопостные часы (третий, шестой и девятый) и изобразительны. Литургия Преждеосвященных Даров совершается на вечерне, которую положено в эти дни совершать в 3-4 часа пополудни. Поэтому, чтобы причаститься на этой литургии, необходимо почти весь день не вкушать пищи, соблюдать совершенный пост. В 1968 г. определением Священного Синода Московской Патриархии литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером в тех храмах Московского Патриархата, где правящий архиерей найдет это полезным (3, с. 217). Литургия начитается с обычного возгласа «Благословенно царство». После него совершается последование вечерни: звучит предначинательный 103-го псалом, перед Царскими вратами священник читает Светильничныя молитвы. После 103-го псалма произносится великая ектенья, первая ектенья каждой службы, и стихословится 18-ая кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми…» Во время чтения 18-й кафизмы совершается важной священнодействие: Преждеосвященный Агнец переносится с престола, где он хранился в дарохранительнице, на жертвенник. При начале первого антифона, священник вынимает из дарохранительницы Преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос. Во время второго антифона, священник кадит престол с Агнцем. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем и переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды покровцами. В этот момент уместно сделать земной поклон. По окончании кафизмы следует пение «Господи, воззвах» со стихирами. На литургии Преждеосвященных Даров всегда поется десять стихир. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается Вечерний вход. В тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие (в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы), вход совершается с Евангелием. После «Свете Тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Как уже говорилось, в дни св. Четыредесятницы первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его. Вторая паремия берется из книги Притчей, повествующей о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они действительно желают исправить свою греховную жизнь (2, с. 160).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь: Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе. Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22 ). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами. Великая пятница В Великую пятницу, в самый день смерти Спасителя, в знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня. Около трех часов после обеда совершается Вечерня с выносом плащаницы (изображение Спасителя, снятого с креста). В начале вечерни после 103-го псалма поются стихиры на «Господи воззвах:» Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основание сотрясахуся. Вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради потерпевый, Господи, слава Тебе. Все творение смутилось от страха, когда увидело Тебя висящим на кресте: солнце помрачилось, и основы земли затряслись. Все страдало вместе с Создателем. Добровольно пострадавший ради нас Господи, слава Тебе. Во время входа с кадилом хор поет: Страшное, и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается; вяжется Разрешаяй Адама от клятвы; Испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Ему же трепетом предстоит небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада. Сегодня мы созерцаем страшную и славную тайну: взят Неосязаемый; связан Тот, Кто освободил Адама от клятвы; Проникающий в сердца и мысли людей подвергается неправедному допросу; Сковавший бездну, повергается в темницу; Тот, Которыму с трепетом предстоят Ангелы, стоит перед Пилатом; Создатель ударяется рукой сотворенного. Имеющий судить живых и мертвых, осуждается на крест. Разоритель ад, заключается во гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Андроник скрыл ее за пазухой и не дал знать об ее содержании начальникам частей. Потом сказал горячую речь к войску, воодушевил его и одержал победу над уграми. Ему устроен был в Царе-граде блистательный триумф. Ясно из самого сопоставления фактов, что Никита не верит в астрологию. О царской же грамате он говорит таким образом: «запрещалось сражение в тот день, как неблагоприятный, потому что важнейшие и величайшие дела, получающие тот или другой исход от Бога, не знаю по каким соображениям, император ставил в зависимость от звезд, их положения и движения, и так верил предсказаниям астрологов, как изречениям божества» 199 . Перед смертью Мануил особенно доверился подобным людям 200 : «он был убежден ими, что проживет еще 14 лет, скоро пересиливши болезнь; что даже будет в состоянии пользоваться любовными наслаждениями, сокрушить иноплеменные города. А что всего страннее, они предсказывали сотрсяние всего мира, столкновение величайших тел небесных, появление страшных бурь и изменение всей вселенной. Они высчитывали не только периоды, месяцы и недели, но даже самые дни и часы дня, когда случится это несчастье, как бы ясно зная то, что отец положил в своей власти 201 . Император искал пещер и углублений, приготовляя себе безопасное помещение в них; царские слуги вынимали стекла во дворце, чтобы предохранить их от разрушительного действия ветров. Его родственники и приближенные, из угождения, казались также озабоченными: одни рылись в земле, подобно муравьям, другие приготовляли палатки, связывали толстыми веревками вбитые в землю колья, чтобы они не могли покачнуться. Но болезнь царя продолжала усиливаться; прнияв ванну, он еще более убедился, что его надежды на выздоровление пропадают, как слова, начертанные на воде»... Никита не имеет веры и к дару пророчества, который предполагали его современники в некоторых людях. Мы приведем его суждение об одном из таких предсказателей – Васильюшке 202 . Это был человек странного образа жизни, приобретший у всех славу прорицателя, вследствие чего к нему приходили толпы народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ж Жагра Жагра – железная или деревянная палка с железными ушками или щипцами на конце для вкладывания фитиля, которым при стрельбе из пищалей поджигался порох; пальник. По Писцовой книге г. Сольвычегодска 7133 (1625) г. значится в казенном погребе зелейного двора «58 пищалей затинных, а у всех пищалей у запалу полки приделаны с змейки, а запаливают жагрою. В том же погребе 46 пищалей ручных, а у всех ручных пищалей замков нету, а у запалов полки змейки, запаливают сжагрою» 212 . Жезл Жезлы царские употреблялись государями применительно к нарядам при выходах. У царя Алексея Михайловича были жезлы: золотой с разными финифты; Греческий, украшенный драгоценными камнями и золотым крестом на верху; костяной рыбой с золотой насечкой и оправой, с драгоценными камнями и с орлом на верху; костяной единороговой, оправленный серебром, с двуглавым орлом на цепочке; серебряный гладкий; с яблоком на верху; Индейский деревянный с серебряной оправой и орлом воронеными; деревянный, оклеенный черепахой и раковинами (перламутром), с хрусталем и яхонтовыми искрами на верху; костяной резной, с серебряными ободками; костяной резной, без оправы; деревянный, оклеенный цветным стеклом 213 . – У царицы Евдокии Лукьяновны был «жезл, немецкое дело, дерево черное глаткое; в рукоять врезываны травы серебрены; меж рукояди в дву шурупех серебреных золоченых шурупцы костяные, в шурупцах составы араматные; да тут же костяной ставок с кровлею, а в нем зуботычки костяные; да в том же жезле трубка зрителная; да поверх жезла, к рукояди, в шурупе серебреном золоченом часы солнечные с маточником; кровля серебрена золочена, на кровле деретца лев з змеем; подковец у жезла серебрен золочен» 214 . – Были жезлы и комнатные 215 . Желобчатый. См. Ложчатый. Жемчуг Жемчуг – был самым обыкновенным и любимым украшением разных частей и принадлежностей одежд и утварей. В описях беспрестанно встречаются жемчуги: Бурмыжский 216 , Кафимский, окатный или скатный, то есть круглый, половинчатый, угольчатый или уродивый и зерна жемчужныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Спешишь окончить поминовение ещё до того, как соберётся народ. Люди заходят в храм, а вместе с ними врывается и гул голосов, шорох шагов, шуршание пакетов с приношением на канон и ещё множество звуков. Всё это напоминает шум вокзала. Словно люди в ожидании экспресса зашли погреться и поговорить. Он скоро придёт, ещё не время, ты знаешь когда его ждать, но только экспрессы в наших местах не останавливаются. Они весточки из далёкого радостного мира, о котором нам остаётся только мечтать. Там, в том мире, очень хорошо, только берут туда далеко не всех. Поминутно смотришь на часы, чтобы вовремя выйти на платформу. Не факт, что он остановится, экспрессы не останавливаются на полустанках. А вдруг на этот раз повезёт? Ведь этот поезд единственная возможность попасть туда, где все счастливы, где нет ни зла, ни насилия, ни болезней, ни страданий. Во время третьего часа исповедуешь детей, стариков и больных, то есть тех, кто не смог придти накануне вечером. Вот уже и шестой час начинают читать, идёшь кадить. Наступает время прибытия экспресса, вот-вот услышишь знакомый пронзительный гудок, а на светофоре загорится зелёный сигнал. И, наконец, торжественное: – Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа! Состав показался из-за ближайшего поворота, и вот ты уже стоишь на платформе, рядом с которой на бешеной скорости проносятся вагоны. Мелькают окна, и ты видишь силуэты людей, и даже различаешь их лица. Они точно так же всматриваются в тебя и приветственно машут руками. Литургия продолжается, а мимо с грохотом, закладывающим уши, продолжают лететь вагоны. Ты мечтаешь, чтобы поезд остановился, тебе тоже хочется войти и ехать среди этих счастливых людей, но вагоны не сбавляют хода. Наконец наступает время принятия Святых Даров, потом все подходят к кресту. Закрываются царские врата. В храме снова почти никого, кроме тех, кто вытирает подсвечники и подметает пол. Тишина. Поезд промчался и исчез, а ты остался стоять на перроне. Приводишь в порядок алтарь, покрываешь жертвенник и престол. В душе покой, удовлетворение от принятых Даров, и сожаление оттого, что литургия окончилась. Тебя не взяли. Грустно, хотя понимаешь, чтобы состав остановился, и ты вошёл в радость тех, кто в нём, нужно быть совсем не таким, какой ты сейчас.

http://pravoslavie.ru/42138.html

3. Начнём со “Сказания Часов Святаго и Великаго Пятка”. К отмеченному о богослужебном “днесь” в данном чинопоследовании можно прибавить ещё и наблюдение 1 о всяком тексте Писания, читаемом в Великие дни. Имеется в виду звучание этих текстов от Первого Лица, то есть, от Самого Господа. Псалмы Царских часов в таком восприятии — на особом месте. Это не столько свидетельство Превечного Бога о событиях, Им предвиденных и через пророков объявленных пред миром, — сколько личные молитвы Христа Отцу. Это, во-первых, молитвы пред судом мира, а по сути — над миром, когда князь мира сего изгнан будет вон ( Ин.12:31 ). В соответствии с порядком богослужебного времени тема эта раскрывается в псалмах первого часа (понятно, с чем связано здесь и в дальнейшем совсем не произвольное введение в священный текст дополнительных заглавных букв): заутра услыши глас Мой… враг Моих ради исправи пред Тобою путь Мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих ( Пс.5:4,9–11 ), — и ещё: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его ( Пс.2:1–2 ). И далее, в последнем псалме первого часа, где уже важнейшее место занимают слова о страшно приблизившихся крестных страданиях Спасителя, о муках богооставленности, слышится всё ещё тема приуготовления Превечного Судии к суду, имеющему изгнать вон князя мира сего: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси… Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей… Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя. Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй… Исчетоша вся кости Моя… Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене, на заступление Мое вонми. Избави от оружия душу Мою ( Пс.21:1–20 ). Далее — стихиры. Центральная из них по смыслу — на “Слава и ныне” — также сосредотачивает наше внимание на событиях, предваряющих Крест и смерть, и здесь — тот же суд над слугами миродержителя тьмы: “Емшим Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси, Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец, ученики Моя, можах вящши, нежели дванадесяте легеонов представити Ангелов.

http://azbyka.ru/velikie-oni-zhe-carskie...

Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею. Протодиакон после возглашения диаконом: “Господу помолимся,” говорит велегласно Евангельские слова: “Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже еси на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.” Певчие поют: “Тон дэспотин…” Архиерей осеняет на четыре стороны (на восток, запад, юг и север) народ и отдаёт трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: “Ис полла…” Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем – архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы . Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью, священник, совершавший проскомидию. Северной – чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону – священник, по левую – чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: “Ис полла…” священник возглашает: “Благословен Бог наш…” чтец: “Аминь”; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: “Молитвами святых отец наших…” священник говорит: “Молитвами святаго Владыки нашего Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.” Чтец же говорит: “Именем Господним, Владыко, благослови,” вместо: “Именем Господним благослови отче.” При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем – иконостас, праздничную икону. A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Теперь, все так же ненавидя торжественные встречи и всякого рода пышность и блеск, он уже нигде не бегал от народа, желавшего его видеть, и занимался не изделиями ремесленников, как прежде, а произведениями изящных искусств: он ездил в любое место, где было что-нибудь редкое и любопытное, и если можно было купить эту редкость, то царские деньги сыпались щедрой рукой, и покупка отправлялась в Петербург. Так, он купил кабинет редкостей знаменитого профессора Рюйша за 40 000 гульденов , натуральный кабинет аптекаря Себы за 15 000 гульденов и за 5000 рейхсталеров выкупил заложенный Евреями Лидерский минц-кабинет . Вместе с этими редкостями было отправлено в Петербург множество картин, купленных в Голландии, где Петр часто проводил целые часы перед чудесными произведениями кисти Ван и Сило. Особенно он любил картины последнего, с изображением морских видов, берегов и кораблей. Эти картины вскоре составили украшение государевых дворцов — Петергофского и Летнего Петербургского, который и теперь находится в Летнем саду. В Париже, где так много любопытного, Петр с восхищением провел более шести недель. Каждый день видел он там что-нибудь новое, каждый день и Парижане смотрели с новым удовольствием на необыкновенного государя, слава которого была так блистательна и велика. Уважение и радушие встречали его на каждом шагу: для его жилища был определен один из лучших королевских дворцов — Лувр; на другой день после приезда его посетил регент , управлявший королевством во время малолетства короля Людовика XV, и сам этот маленький король, двор, родственники государя и знатнейшие вельможи попеременно давали для него пиры и праздники; знаменитые Парижские академии избрали его в свои члены; на монетном дворе за короткое время его присутствия там была выбита золотая медаль, на которой с одной стороны был представлен Петр, увенчанный лаврами, а с другой — летящая слава и восходящее солнце с надписью: crescit eundo, то есть возрастает в пути. Одним словом, Парижане делали все, чем можно было показать, как высоко ценили они и как глубоко уважали великого их посетителя.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010