Под впечатлением тяжёлых событий и войн 1812–14 гг. государь и русское общество были настроены религиозно, на открывавшуюся академию и, следовательно, на поступивших в неё студентов возлагались добрые и большие надежды. Когда 1-го октября они после богослужения в Троицком соборе вступили в царские чертоги, отданные академии, и там началось торжество открытия, они должны были чувствовать, что на них смотрят, о них думают и на них надеются все верующие и образованные люди России. Это должно было сообщить им повышенное настроение, должно было сообщит в них подъём духа, стремление к усиленным занятиям. И мы имеем свидетельство, что это предполагаемое нами настроение у них было и оказалось не скоро преходящим. В марте 1816 г. студенты основали учёное общество под названием: учёные беседы. В записке Ф. А-ча говорится, что „к составлению сего общества подало случай приятное обыкновение, общее между всеми почти занимающимися науками, собеседовать между собою о предметах своих упражнений“. „Часто в часы досуга, говорится в записке далее, студенты любили с дружеской свободой и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учения; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о них. Находя удовольствие в сих собеседованиях, они впрочем заметили в них тот недостаток, что как время их, так иногда и предмет, не были определены, и для того и вознамерились назначить постоянные правила для того и другого; и размышление о сих правилах, а вместе взор на —441— многие общества, в разных Академиях и Университетах, между учащими и учащимися учреждённые, открыли в них мысль о образовании подобного общества. По взаимных совещаниях они начертали для такового общества постановления и представили оные тогдашнему инспектору академии архимандр. Филарету“ 2683 . Устав общества был утверждён и учёным секретарём его („производителем письменных дел“) был избран 18-летний Ф. А. Голубинский. Беседы и рефераты, в обществе велись богословско-философские. Так, за много лет до возникновения в Москве обществ любителей духовного просвещения и психологического в шестидесяти верстах от Москвы, в деревенской тиши уже существовало общество любителей богословских и философских наук.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С настоятелем миссии о. Николаем, ныне архиепископом, он переписывался до конца своей жизни. Интересно, что пр. Вениамин первый пришел к мысли о возведении начальника японской миссии в епископы, «с правом на самостоятельность» 26 . Мысль эта была отчасти осуществлена только в 1880 г., причем начальнику миссии был присвоен фиктивный титул ревельского епископа, викария рижской епархии... Учреждение пр. Вениамином в 1870 г. благовещенского комитета миссионерского общества тоже нужно поставить ему в заслугу 27 . Кроме инородцев, миссионерская попечительность пр. Вениамина простиралась на многочисленных сектантов и раскольников, на которых он действовал своими полными отеческой любви поучениями и беседами с их старцами у них на дому и устройством в местности за р. Зеей, где было много старообрядцев-поповцев, единоверческого храма. Беседы его с молоканами были напечатаны. Что касается православной паствы, то первой заботой пр. Вениамина по отношению к ней было развитие религиозно-нравственного воздействия духовенства. Так как приходов в епархии было немного и большинство селений не имело храмов, то он предписал духовенству совершать литургии не только в церквах, но и поочередно в деревенских часовнях, оставляя для приходского храма один воскресный день в каждом месяц, двунадесятые праздники, царские дни и страстную седмицу. Но чтобы и при отсутствии священника православные не были лишены общественной молитвы, духовенству было предложено научить церковному чтению хотя одного прихожанина в каждой деревне, чтобы он в воскресные и праздничные дни мог читать в часовне вечерни, утрени, часы. Пр. Вениамин поощрял такие молитвенные собрания и в частных домах, где не было часовен. Затем он пытался (в 1869 г.) ввести воскресные беседы, предметом которых имели служить пастырские наставления, чтение назидательных книг, пение и взаимные собеседования с прихожанами на религиозные темы. Но ни обязательность этих бесед, ни обещание владыки «сподоблять – по апостолу – сугубые чести труждающихся в слове и учении» не могли сделать их обычными в епархии, духовенство которой по умственному развитию и нравственному состоянию было довольно далеко от пастырского идеала.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Время, братие, время обратиться на истинный путь; явилась заря дня покаяния; пора душе нашей восстать, пора разбудить ее; она вся погружена в пагубный сон греховный. Уже время ей сказать: душе моя душе моя востани, что спиши? Застанет тебя Судия в сей греховной, гибельной дремоте, тогда смутишься, – не придумаешь, что тебе и делать; воспряни убо –пробудись, обратись, раскайся, – да пощадит тя Христос Бог, пришедый в мир грешных спасти. Аминь. Беседа в первый воскресный день великого поста к сельским слушателям Земная жизнь наша сравнивается с морем; а мы, по нашим действиям, поступкам и делам подобны бываем мореплавателям. Как корабль, принимая с одного берега пассажиров, переправляет их на другой: так корабль жизни нашей, с берега нашего рождения чрез земную здешнюю жизнь нашу, подобно как чрез глубину морскую, переносит нас на другой берег вечности; каждого вратами смерти чрез гроб, как чрез некую ладно, переправляет в страну жизни будущей. В погоду хорошую, ясную, но время тихое, корабль идет плавно и спокойно,– спокойны и веселы в то время мореплаватели. Бывают и у нас такие времена года, в которые всё идет плавно, тихо и спокойно, – даже, в частности, – в жизни каждого бывают дни и часы, в которые человек всем доволен и совершено спокоен; но бывают ветры, поднимается буря, море волнуется, бушует, – и корабль, носимый в беспорядке волнами, терпит кораблекрушение, разбивается и гибнет: так и в жизни нашей, в целых иногда обществах, поднимаются часто ветры легкомыслия, своеволия и не постоянства, бушуют взрывы страстей человеческих, и люди, кружащиеся в вихрях житейской суеты, погрязшие в тине страстей и пороков, иногда гибнут безвозвратно, сраженные смертью часто неожиданно, иногда скоропостижно, неготовые попадают на дно адово. Такие мысли породились во мне, Православные, от представления того в мире непостоянства, от размышления о тех превратностях, какие постоянно видны в обществах человеческих и в малых кружках среди нашего житья-бытья. Этими мыслями, при начале сего великого поста, – когда все так поутихло на наших улицах, когда так поулеглось и в наших домах, я счел благовременным поделиться с вами, благочестивые слушатели!

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

И вот, нет уже листка перед глазами, а вижу уходящий Царский поезд, и не надо за ним бежать, если ты стоишь на чаше правды, ибо Он тоже всегда на ней, и слышу сзади с чаши прыгать начали, чтоб туда, в пропасть, в туман серый, к радующимся освобожденным… А у меня внутри голос Государев: «Не оборачивайся…» Эх, дяденьки, и как только Он это сказал, так мне захотелось обернуться на этих прыгающих посмотреть! И страх вдруг взял: что ж все прыгают, значит, может оно не зря, одна останешься… Чуть губу себе не откусила, за голову себя схватила, криком закричала: «Не обернусь!» Эх, дяденьки, какие ж мы слабаки! Вмиг все забыто, один страх подлый и желание обернуться! Ну как же! Сзади же, из чаши правды прыгают, куда всю вселенную, зараза, только что сама звала!! Разревелась я тогда… И тут слышу родной голос, слышу то, что на листке у меня записано: «Держись и помни. Николай.» Вот такое вот я видела и слышала. Полковник Свеженцев глядел перед собой в ту же точку на столе, и видел Царские часы: секундная стрелка – тюк, тюк, тюк, и встала: 15 часов 05 минут. А его полк РГК ведет интенсивный огонь по противнику снарядами, приготовленными и присланными Царем. Штакельберг смотрел туда же и видел уходящий навсегда Царский поезд и бегущую за ним сестру Александру, которая пытается ухватиться за поручни последнего вагона. А отрыдавшие свое Георгиевские кавалеры и он сам остекленело смотрят ему вслед. Штабс-капитану Видову тоже некуда было больше смотреть, кроме как туда же, и он видел проступающий портрет и заслоняющий его пепел от кострища. – Сестрица, а дай листок посмотреть, – сказал Штакельберг. Листок лег туда же, где недавно лежала ладонь с рубцом. Полковник глядел на него и вновь слышал тюканье секундной стрелки. И когда она встала, слушал тишину, ею созданную, и в первые в жизни понял, что означает «мертвая тишина»… Барон Штакельберг слышал стук колес уходящего навсегда Царского поезда и слова, начертанные на листке, произносимые голосом, который он, было, слушал каждый день… Штабс-капитан Видов слышал голос поручика Злынского, снимающего портрет: «Царствовал – виси, отрекся – уноси», гнал этот голос, а он не уходил. Хоть по ушам бей… Глава 17

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

И Той, зане озлоблен бысть, и не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим Его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся, род же Его кто исповесть? Яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть. И дам лукавыя вместо погребения Его и богатыя вместо смерти Его: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его. И Господь хощет очистити Его от язвы: аще дастся о гресе, душа ваша узрит семя долгоживотное. И хощет Господь рукою Своею отъяти болезнь от души Его, явити Ему свет и создати разумом, оправдати праведнаго благо служаща многим, и грехи их Той понесет. Сего ради Той наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть. Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущая мужа ( Ис.52:13–54:1 ). Наступает время апостольского чтения. Оно вновь даёт нам уразуметь смысл великого происходящего — Голгофской Жертвой мы обретаем родство с Богом и — никакого нет страха верным, разве: да не оскорбим Любовь Его: Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола… во еже очистити грехи людския. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи ( Евр 2:14,17–18 ). И далее — совсем коротко — Евангелие Луки о покаянии благоразумного, и эхом отдаётся в разбойничьей твоей душе: “Помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем”… Час девятый… Господь умирает на Кресте, сходит телом во гроб, душой — во ад. Полное каждение храма… Слушаем псалмы. Они — о совершающейся в преисподних глубинах страшной и таинственной Божией победе: Спаси Мя, Боже, яко внидоша воды до души Моея… приидох во глубины морския… яко Тебе ради претерпех поношение… не отврати Лица Твоего от Отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши Мя. Вонми души Моей, и избави ю… спасение Твое, Боже, да приимет Мя… Бог спасет Сиона… и любящии имя Твое вселятся в нем ( Пс.68 ).

http://azbyka.ru/velikie-oni-zhe-carskie...

Во время пения седальнов совершается каждение. Далее следует чтение 6-го Евангелия. После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения с возгласом «Яко Тя хвалят...» и поется прокимен «Разделиша ризы Моя...» Потом читается 7-е Евангелие, непосредственно за 7-м Евангелием читается 50-й псалом; «От зде диакон перестает кадити, и ектении седальнов не глаголются, токмо: «И о сподобитися нам...», глаголем ко всем Евангелиям. После 50-го псалма читается 8-е Евангелие и поется трипеснец св. Косьмы Маюмского; канон приличнее читать самому священнику пред Евангелием. Эксапостиларий «Разбойника благоразумнаго...», трижды (2-й раз на «Слава», а 3-й на «И ныне»), после которого читается 9-е Евангелие. После 9-го Евангелия следует (см. Устав) «Всякое дыхание...» на глас 3, хвалитные псалмы и стихиры «на хвалитных», после которых положено 10-е Евангелие, после 10-го Евангелия читается «Тебе слава подобает...» Вседневное славословие. Затем произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву...» и прочее по обычаю, возглас: «Яко Бог милости...», «Аминь» (и далее «Мир всем», «И духови твоему», «Главы ваша...», «Тебе, Господи», «Твое бо есть...», «Аминь»), после этого читается 11-е Евангелие и поются стихиры «на стиховне», а после них, наконец, читается 12-е Евангелие, пред которым «диакон кадит, якоже и в начале, храм весь». Окончание чтения Евангелий сопровождается кратким звоном во все колокола. Евангелие (если оно читается среди храма) по прочтении вносится в алтарь. Священнослужители во все время с 1-го Евангелия, кончая 12-м, остаются пред аналоем. После 12-го Евангелия: «Благо есть...», «Трисвятое», тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя...», и произносится сугубая ектения; затем диакон: «Премудрость», лик: «Благослови»; священник: «Сый благословен...» Отпуст. Час первый к утрени не присоединяется. Вместо литургии совершаются царские часы 1, 3, 6 и 9 и чин изобразительных. На каждом часе после Богородична поются три особых тропаря и прокимен и читаются паремия, Апостол и Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В сем единении Сына Божия с человечеством и заключается главный смысл, или цель, воплощения. Вифлеем путь к Голгофе Но что же? Может быть, и довольно было одного воплощения? Один профессор, Ф., сказал мне, что Спаситель спас нас тем, что, воплотившись, Он, как бы взяв нас за руку, как Своих, привел к Отцу и тем примирил… Это верно, но только не вполне… Воплощением Он «растворил» все врата к Богу; но спасение людей было лишь еще в возможности. Возьму сравнение: виноватому пред Отцом сыну растворили двери для входа в дом; Отец «решил» впустить его к Себе… Но и сын сам чувствует за собою вину; и Отец в правосудном «гневе» ищет исхода быть справедливым, чтобы не без оснований отменить Свой гнев, Свою Божественную «правду»… Нужно выстрадать свой грех… Подробно не буду останавливаться: это относится уже больше к страстям и кресту Христовым. Однако начинается на Голгофе. Вы, вероятно, знаете, что в предпразднственные к Рождеству дни в службах есть полная параллель (одни и те же ирмосы, подобные каноны; свое есть «Волною морскою» и так далее). Почему это? Потому, что Рождение было лишь началом, а Голгофа – завершением креста, или жертвы Христовой. Христос родился, чтобы пострадать; пострадал, чтобы воскреснуть и вознестись, исходатайствовать Духа Святого. Но этого мало. Самое Рождение Его было уже страданием, или, как говорит апостол Павел, – «истощанием», то есть уничижением Божества ( Флп. 2:6–11 ). Это уже было смирение, самоотвержение, крест. Поэтому и проводится параллель. Ради «безмерной пучины благоутробия» (21 декабря, тропарь 8-й песни канона на утрене). Ради «множества, ради милости» (23 декабря, стихира на «Господи, воззвах»), «видев Зиждитель (Творец) гиблема человека, руками егоже созда (которого создал Своими руками)…» (25 декабря, тропарь 1-й песни канона на утрене), Сын Божий входит в человечество, чтобы принять на Себя и вину его и за нее пострадать. И эта нищета есть «Божественное схождение». Уже таким «смотрением (изысканием, усмотрением пути спасения) уведено бысть милосердие Твое, Христе» (царские часы, час 3-й, тропарь). Но это лишь начало крестной любви… Конец – Голгофа: «Избавление за мир истощити ныне Свою кровь Христа грядуща, Ирод свирепствует убити прежде времене…» (22 декабря, тропарь 3-й песни канона на повечерии). Ясно, что Вифлеем кончится Голгофой. И именно на эту очистительную жертву Его Сам Отец послал, чрез воплощение – ко кресту: «…Единороднаго бо… (Сына) очищение… в мир посла еси» (там же, тропарь 4-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Игумен Иоанникий впоследствии имел всегда свободный вход в царские покои. Память кроткого Монарха священна Валааму. На следующее утро за раннею обеднею увидел при мощах Преподобных изнуренного инока, который, казалось, с трудом мог стоять. Мне сказали, что он молчальник и уже восемь лет как наложил на себя обет безмолвия, беседуя только на исповеди с духовником. Но неизвестна причина столь тяжкого искуса, превышающего строгий устав, оставленный игуменом Назарием своим инокам. Было их числом до шестидесяти, кроме послушников. Я посетил между тем еще двух весьма занимательных: Вениамина, искусного механика, которого хитроустроенные часы едва ли не будут загадкою для опытнейшего художника, и Гавриила, бывшего начальником судна в американской компании. Сей последний рассказывал мне много любопытного о духовной миссии нашей в американских колониях, которая вся состояла из Валаамских монахов. Их настоятель Иоасаф в конце прошлого столетия был даже посвящен в Иркутске, Викарным Епископом для просвещения христианством сего дикого края. Но возвращаясь в свою новую епархию, на Кодьяк, он потонул со всем кораблем на берегах неизвестного острова. С его смертию уничтожился викариат, и из всех его спутников один только престарелый инок Герман долго жил на малом уединенном островке близ колоний, который назвал он новым Валаамом. Я также слышал от Гавриила, повесть об одном из сих миссионеров, Иакове, который, проповедуя Евангелие американцам, пропал без вести. Несколько матросов занесены были бурею на незнакомый им берег материка, к северу от островов Кодьяка. Дикие сбежались к их лодке и хотели умертвить, но они, подражая испанцам Колумба, объявили себя бессмертными. Тогда испуганные американцы отпустили их с честию, сказав им: «Вы, верно, братья тому странному человеку, которого еще недавно мы никак не могли уморить. Он обращал нас к своему Богу, а мы не хотели для него оставить многих жен и привязали к дереву пришельца, чтобы избить стрелами. Но уже совсем мертвый, он три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Андроник скрыл ее за пазухой и не дал знать об ее содержании начальникам частей. Потом сказал горячую речь к войску, воодушевил его и одержал победу над уграми. Ему устроен был в Царе-граде блистательный триумф. Ясно из самого сопоставления фактов, что Никита не верит в астрологию. О царской же грамате он говорит таким образом: «запрещалось сражение в тот день, как неблагоприятный, потому что важнейшие и величайшие дела, получающие тот или другой исход от Бога, не знаю по каким соображениям, император ставил в зависимость от звезд, их положения и движения, и так верил предсказаниям астрологов, как изречениям божества» 199 . Перед смертью Мануил особенно доверился подобным людям 200 : «он был убежден ими, что проживет еще 14 лет, скоро пересиливши болезнь; что даже будет в состоянии пользоваться любовными наслаждениями, сокрушить иноплеменные города. А что всего страннее, они предсказывали сотрсяние всего мира, столкновение величайших тел небесных, появление страшных бурь и изменение всей вселенной. Они высчитывали не только периоды, месяцы и недели, но даже самые дни и часы дня, когда случится это несчастье, как бы ясно зная то, что отец положил в своей власти 201 . Император искал пещер и углублений, приготовляя себе безопасное помещение в них; царские слуги вынимали стекла во дворце, чтобы предохранить их от разрушительного действия ветров. Его родственники и приближенные, из угождения, казались также озабоченными: одни рылись в земле, подобно муравьям, другие приготовляли палатки, связывали толстыми веревками вбитые в землю колья, чтобы они не могли покачнуться. Но болезнь царя продолжала усиливаться; прнияв ванну, он еще более убедился, что его надежды на выздоровление пропадают, как слова, начертанные на воде»... Никита не имеет веры и к дару пророчества, который предполагали его современники в некоторых людях. Мы приведем его суждение об одном из таких предсказателей – Васильюшке 202 . Это был человек странного образа жизни, приобретший у всех славу прорицателя, вследствие чего к нему приходили толпы народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На Симферопольской и Астраханской кафедрах В 1910 году заботами Царского Семейства Владыка из Петербурга был переведен в Крым, на Симферопольскую кафедру, так как его слабому здоровью не подходил климат Северной столицы, с дождями и туманами. Он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Августейшее Семейство бывало здесь часто. Пребывание владыки Феофана в Крыму было наивысшим выражением непосредственной близости к Августейшему Семейству. Так, например, он рассказывал, как Царские Дети приносили ему собранную ими лесную ягоду, «такую душистую», и как маленький Наследник передавал ее ему из рук в руки. Он говорил о том, что из царских виноградников получал виноград на специальный курс лечения. Владыка часто пользовался царским автомобилем, чтобы побывать в горах, подивиться красотам природы Божьей и подышать чистым, упоительным горным воздухом. Он жил в непосредственной близости от них, и они окружали его заботой. Часто владыка Феофан вспоминал, как он служил Божественные литургии во дворце. Как Государыня с Царственными Дочерьми пела на клиросе. Пение это было всегда молитвенное, сосредоточенное. Владыка говорил: «С каким возвышенным, святым благоговением они пели и как читали во время этой службы! Во всем этом был подлинный, высокий, чисто монастырский дух. А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они ко Святой Чаше!..» Вспоминал владыка Феофан благочестие, веру самого Государя: «Каждый будний день Государь всегда начинал с молитвы в храме. Точно в восемь часов утра он входил во дворцовый храм. К этому моменту служащий священник уже предварительно совершал проскомидию и прочитывал часы. Со входом Царя священник делал возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». И точно в девять часов Литургия кончалась. При этом надо заметить, что не было каких-либо пропусков, сокращений. И не было впечатления, что священник или хор торопились. Секрет был в том, что совершенно не было никаких пауз. Это и давало возможность за один час окончить Обедню. Для священника это было непременным условием. Государь всегда молился очень усердно. Каждое прошение ектеньи, каждая молитва находили живой отклик в его душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010