Мысль выходца из иудеев, протоирея Александра Меня подтвердил и русский идеолог, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: " Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, га­рантированного им самим фактом рождения, на господствующее по­ложение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной " (Мит­рополит Иоанн. Самодержавие духа. СПБ, 1995.) На распятье Спасителя мира завершилась иудейская богоизбранность, а возродится ли в грядущих веках, о том лишь Бог ведает... О какой богоизбранности можно было говорить, ежели иудеи, избравшие шалом, даже храмы Божии обратили в базары: «...и вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (МФ. 21:12-13) Разочарование в Иисусе из Назарета Галилейского породило в иудеях ненависть к Сыну Божию, и чернь, вдохновленная первосвященниками, книжниками и фарисеями, безумно вопила римскому прокуратору Понтию Пилату: «...Да будет распят!.. Кровь Его на нас и на детях наших!..». (Мф.27:23, 25) Иудеи, пославшие Христа на распятье, не пожалели и грядущих потомков, обагрив их кровью Царя Небесного... Увы, иудеи, пронесшие Иегову сквозь долгие и тяжкие века, но распявшие Христа и поныне не сотворившие плод покаяния, уподобились засохшей, бесплодной смоковнице, запечатленной в Благой Вести. Увы, некогда богоизбранные, алча земных благ, пренебрегли Царствием Небесным, а посему святые апостолы обратились к язычникам, ибо в христианстве нет различия меж иудеем и эллином, а утверждается любовь и равенство всех перед Законом Божиим. Апостолы Павел и Варнава иудеям «с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам». (Деян.13:46) Вскоре пути иудаизма и христианства враждебно разошлись... Святой Лука, апостол от 70-ти, по преданию написавший иконы Царицы Небесной и первоверховных апостолов Петра и Павла, «...написал также книгу Деяния святых апостолов в 62-63 годах в Риме. (...) В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29)» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/16/...

На отказ благоразумной царицы явиться пред пьяной компанией сильно разгневался Агасверош: И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена, – ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права, – приближенным же к нему тогда были: Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан, семь князей персидских и мидийских, которые могли видеть лице царя и сидели первыми в царстве: как поступить с царицей Астин за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов ( Есф. 1, 18–15 )? По описанию свящ. историка, царя Агасвероша окружали мудрецы, знавшие историю и персидские законы и находившиеся в постоянных совещаниях с ним. О подобном обычае Ксеркса очень часто упоминает Геродот: Ксеркс постоянно окружен был разными советниками, занимавшими высокое общественное положение, и по их советам постоянно поступал, хотя бы вопреки своим собственным первоначальным планам. Геродот приписывает мысль о несчастном походе в Грецию настойчивым советам Мардония, пересилившим первоначальное нежелание самого Ксеркса 46 . Они пользовались от Ксеркса почетом, конечно за свое знание истории, законов и прав персидского царства. Сохраненные свящ. историком имена высших царских советников имеют персидское происхождение и объясняются из персидского языка 47 . Число их ограничивается священным персидским числом – семью. Таковое же число высших персидских сановников, следивших за исполнением «отечественных» древних законов персидского царства, определяется у Ксенофонта 48 . Вероятно, эти же семь высших сановников, как «стражей персидских законов и царства», изображены в рельефах построек Ксеркса в персепольском дворце 49 . Как высшим сановникам и царским советникам, этим семи лицам принадлежало право «видеть лице царя». Это замечание свящ. историка прямо переносит нас в строй жизни древних персидских царей, считавших себя богоподобными существами и полагавших свое величие в недоступности для народа. Введенный Дейоком обычай: безусловное уединение царя и строгое запрещение подданным видеть его лице 50 , привился и к персидским царям 51 . Только при строгом соблюдении этого обычая возможно было, по рассказам Геродота, осьмимесячное царствование никем не виданного Лжесмердиза 52 . Исключение из этого общего правила делалось только для особенно приближенных к персидским царям высших сановников, напр., для участников заговора, доставившего Дарию престол 53 , или для советников Ксеркса 54 и упомянутых свящ. историком высших сановников Агасвероша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Но страдал добровольно и не открывал уст своих». Здесь пророк Исаия впервые с такой определенностью говорит о добровольном характере искупительных страданий Мессии, в чем и заключалась их спасающая сила. Правда, намеки на это попадались у него и раньше, например, в том месте, где он, описывая кроткий образ Отрока Господня, говорит о нем, что «Он не возопиет и не возвысит голоса и не даст услышать Его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:2–3 ); или еще более прикровенно в другом месте: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился» ( Ис.50:5 ). Но не говоря уже о том, что смысл этих текстов довольно прикровенен, они больше говорят или об общем характере учения и жизни Мессии, или об Его полном послушании воле Небесного Отца. В рассматриваемом же нами месте ясно и определенно говорится, что страдания Мессии имели не один пассивный, но активный характер, были не только покорным подчинением чужой воле, но вместе с тем и живым изъявлением Его собственной воли, актом высочайшего личного самопожертвования. Вторая половина этого стиха – «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих» – является прекрасной иллюстрацией к только что высказанной мысли – о добровольном характере и безмолвном перенесении Мессией всех ужасных и совершено незаслуженных Им страданий. Самый образ взят пророком из обихода повседневной жизни; но и он, по-видимому, не лишен прообразовательного характера, так как и он намекает или на пасхального агнца, или на жертвенного агнца, которого перед закланием обыкновенно связывали, причем он все это переносил терпеливо и кротко. И та и другая жертва имела прообразовательное значение по отношению к великой Голгофской жертве ( 1Кор.5:7 ; Ин.1:29 ; Откр.5:6, 12 ). Данный образ почти буквально встречается еще раз у пророка Иеремии ( Иер.11:19 ): «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание». Относительно исполнения пророчеств этого стиха, почти все комментаторы согласны видеть в нем удивительно точную картину того поругания и глумления над Невинным Страдальцем, которое Он безропотно и терпеливо переносил во время пристрастного первосвященнического суда над Ним ( Мф.26:62–63, 67–68 ; Мф.27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10 ). Этот же трогательный момент отмечен и у Апостола Петра в следующих словах: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). У самого же пророка Исаии ближайшей параллелью к этому стиху является уже известное нам место: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». ( Ис.50:6 ). Наконец, нельзя умолчать и о том, что именно это место из пророка Исаии послужило благодарной темой для огласительной речи апостола Филиппа, обращенной им к вельможе эфиопской царицы – Кондакии и закончившейся крещением последнего ( Деян.8:28–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но у царедворца была вера. Он обращается ко Христу, не просто потому что уже обращаться не к кому, а потому что зерно веры было уже в его душе, что совершенно ясно видно из евангельского текста. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. Да, Христос не пошел к нему в дом, так, как царедворец этого просил, а просто сказал, что сын твой здоров. Проверить сразу истинность слов Христа было невозможно: дом царедворца был за тридцать километров от Каны, но он верит Христу и идет домой. По дороге его встречают слуги и говорят ему, что сын твой здоров. Он спросил у них, в котором часу ему стало легче, ему сказали, что вчера в седьмом часу. Седьмой час это античное время, по-нашему это будет первый час дня; разница шесть часов. И вот ему сказали, что в седьмом часу горячка оставила его. И из этого отец узнал, что это был как раз тот час, в который Христос ему сказал, что сын твой здоров, «и уверовал сам и весь дом его». У царедворца его укрепилась его вера в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, но не только его, но и всего его дома, то есть всей его семьи. В данном случае исцеление от физического недуга не просто демонстрация сверхъестественной силы, или решение исключительно земной проблемы, пускай даже важной, как сама жизнь человеческая. Но чудо привело к духовному исцелению многих людей. Оно открыло им глаза, не физические, а духовные очи на Христа и на то дело спасения, которое Он пришел совершить. И заканчивается сегодняшнее Евангелие следующим свидетельством: «Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею». Да, первое чудо, претворив воду в вино на свадебном пиршестве, Господь совершил по просьбе Матери Божией. И мы в прошлый раз говорили, сколь часто Господь оказывает нам милость по ходатайству Царицы Небесной, и как важно Ее заступничество для нас, и как велика Ее сила. А сегодняшнее чудо это свидетельство того, насколько важно, когда мы с вами молимся друг за друга, как царедворец молился за своего умирающего сына. Ведь его просьба ко Христу об исцелении это и была его молитва. Да, когда мы молимся за другого, то являем тем самым свою любовь к ближнему. А любовь, сопряженная с молитвой и верой поистине творит чудеса.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Он царствовал семнадцать лет, умер 58 лет от роду и былпогребен в городе Давидовом. Его царствование описано было в записях пророка Самея и Адды прозорливца – в книге царских родословий. Ровоаму наследовал сын его Авия, на восемнадцатом году царствования Иеровоама 218 . Он попытался еще раз силою возвратить себе отпавшие колена, и в начатой войне ему удалось поразить Иеровоама и отнять несколько городов, в числе которых был и Вефиль. Победа эта была результатом сильного религиозного одушевления как самого царя, который укорял израильтян за введенное у них идолопоклонство, так и вообще иудеев, «которые уповали на Господа, Бога отцов своих». Но сам Авия не удержался на высоте этого доброго начала и скоро последовал дурному примеру своих предшественников: завел большой гарем из 14 жен, от которых у него родилось 22 сына и 16 дочерей, и вообще начал «ходить во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него», вследствие чего и царствование его было непродолжительным. Он царствовал около трех лет и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе. Аса, третий царь иудейский, взошел на престол на 20-м году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год 219 . Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением следовать во всем примеру великого своего прапрадеда Давида и с сердечною преданностью истинной религии приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, И даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты», который он, вместе с тем, изрубил и сжег у потока Кедронского, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом. Впрочем, и он не довел своего преобразования до конца, так что не уничтожил всех «высот» с их идолопоклонническими принадлежностями, предоставляя совершение этого дела своим преемникам. Но вообще Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благословение Божие и отличалось полным благоденствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он царствовали всего три года и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе. Аса, третий царь Иудейский, взошел на престол на 20 году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год. Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением следовать во всем примеру великого своего прапрадеда Давида и с сердечною преданностью истинной религии приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его. И даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты», который он вместе с тем изрубил и сжег у потока Кедронского, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом. Впрочем, и он не довел своего преобразования до конца, так как не уничтожил всех «высот» с их идолопоклонническими принадлежностями, предоставляя совершение этого дела своим преемникам. Но вообще Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благоволение Божие и отличалось полным благоденствием. Победа отца его над Иеровоамом обеспечила ему десятилетний мир, и он воспользовался им для того, чтобы поддержать выгодную торговлю с Аравией, востоком и богатыми серебром странами западной Европы, что дало ему возможность вновь скопить значительные сокровища как в храме, так и во дворце. Вместе с тем он вновь укрепил важнейшие города. Благоустроив внутренние дела государства, он собрал сильное войско в 580,000 человек с целью низвергнуть данническое иго египтян. Узнав об этом, египетский фараон Зарай Ефиплянин выступил против него с огромным «войском в тысячу тысяч и тремястами колесниц» и дошел до Мареши (близ позднейшего Елевферополя), в юго-западной части колена иудина. Здесь встретил его Аса и, сильный упованием на Бога, помощь которого он призвал в пламенной молитве пред битвой, разбил его на голову, захватив громадную добычу 208 . При победном возвращении его в Иерусалим его встретил пророк Азария, который своею боговдохновенною речью о благодеяниях Господа в случае упования на Него и о страшном гневе Его при отпадении от Него возбудил в царе и народе новый порыв ревности и истинной религии. «Мерзости языческие» были удалены из всех иудейских городов, и царь обновил осквернявшийся вероятно идолослужением «жертвенник Господень, который пред притвором Господним». Вместе с тем в третий месяц 14-го года своего царствования Аса созвал в Иерусалиме великое народное собрание, на котором участвовали не только жители его царства, но и народ из остальных колен, и на нем был заключен торжественный завет, «чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей», причем за идолопоклонство назначена была смертная казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Песн.6:6 .  зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бес­плодной нет между ними; Песн.6:7 .  как по­ловинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями тво­ими. Сн. Песн. 4:2–3 . Песн.6:8 .  Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, Песн.6:9 .  но един­ствен­ная – она, голубица моя, чистая моя; един­ствен­ная она у матери своей, отличен­ная у роди­тель­ницы своей. Увидели ее девицы, и – превоз­несли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Здесь заключается бесспорное указание на непосредственное отношение содержания книги Песнь Песней к истории царя Израильского Соломона: как здесь ст. 8, так и 3Цар.11:1 , имеем свидетельство о множестве жен у Соломона; меньшее же число его жен, показанное в книге Песнь Песней, по-видимому, говорит о сравнительно раннем написании Соломоном нашей священной книги, – когда многоженство у него еще не развилось до степени страсти и не сопровождалось еще теми гибельными последствиями, которые имели место в его старости ( 3Цар 11.4 ). Упоминание о многих женах Соломона сделано с целью отметить высокое превосходство Суламиты над всеми ими; превосходство это признается даже всеми соперницами ее (ст. 9). В этом отношении Суламита разделяет блаженную судьбу «добродетельной жены» Притч 31.28 . Песн.6:10 .  Кто эта, блиста­ю­щая, как заря, пре­красная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как по­лки со знаменами? Похвалу несравненным достоинствам невесты священный поэт заканчивает сравнением ее с величественнейшими явлениями природы – зарею, луною, даже солнцем, затем следует выше (ст. 4) употребленное сравнение с грозными полками. При этом сравнение это, подобно Песн 3.6 и Песн 8.5 , облечено в форму вопросительного восклицания: «кто это?» Песн.6:11 .  Я сошла в ореховый сад по­смотреть на зелень долины, по­глядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Песн.6:12 .  Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего. Небольшой отдел, обнимающий два эти стиха с присоединением 1-го стиха гл. VII-й, представляется особенно темным и трудным для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При вступлении ковчега в крепость Сионскую пелся псалом 23, в котором на самый момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!» В этом псалме Иегова прославляется как царь славы, который, наконец, завершил победу над языческими врагами Своего народа и водворился на Сионе, откуда Он покорит Себе весь мир. «Кто сей царь славы?» спрашивает в этом псалме один хор, и другой торжественно отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». «Кто сей царь славы? – Господь сил, Он царь славы! " Отпустив народ, ликующий царь возвратился в дом свой, чтобы поделиться своею религиозною восторженностью и со всеми своими домашними. Но там он был встречен обидным укором со стороны своей высокомерной жены Мелхолы, которой крайне не понравилось поведение царя пред ковчегом: «как отличился сегодня царь Израилев», с ядовитой иронией сказала она Давиду, «обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Такое высокомерие дочери Сауловой должно было понести должное наказание. Высказывая ей справедливый укор, Давид ответил ей, что ради Господа он готов еще более уничижиться и религиозную восторженность последних служанок предпочитает гордому высокомерию царицы. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее». После перенесения ковчега завета в Иерусалим Давид занялся делами внутреннего благоустройства, как религиозного, так и гражданского. Так он, прежде всего, учредил при скинии правильный порядок богослужения, назначил особых для этого лиц, чтобы «они славословили, благодарили и превозносили Господа Бога Израилева». Двое священников должны были постоянно трубить пред ковчегом завета Божия, а несколько левитов назначены были с целию возвышения торжественности богослужения присутствовать при нем с псалтирями, цитрами и кимвалами. Сам Давид составил боговдохновенный псалом, который пелся при богослужении в качестве особого славословия Богу и начинался словами: «Славьте Господа, превозносите имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

При дальнейшем изложении книги Есфирь мы укажем аналогии в истории Ксеркса и другим поступкам Агасвероша. Из истории Ксеркса, наконец, удобно изъясняются некоторые события книги Есфирь, напр. 180 дневное собрание в Сузах князей и сатрапов ( Есф. 1, 4 ), аналогичное описываемым у Геродота продолжительным совещаниям Ксеркса с сатрапами о походе в Грецию 9 ; четырехлетний промежуток времени с отвержения царицы Астини до избрания Есфири ( Есф. 1, 3 и 2, 16), соответствующий времени похода Ксеркса в Грецию 10 , и многое другое. На указанных основаниях и мы присоединяемся к общепринятому ныне мнению и будем отождествлять Агасвероша книги Есфирь с Ксерксом 11 . Агасверош, повествует писатель книги Есфирь, царствовалнад ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии (1, 1). Указанное историком разделение персидского царства на 127 провинций стоит в согласии со свидетельством пророка Даниила о введенном Дарием Мидянином разделении мидо-персидского царства на сто двадцать провинций или областей ( Дан. 6, 1 ). По рассказу Геродота, Дарий Гистасп разделил персидское царство на 20 сатрапий 12 . На стенах построек Ксеркса в Персепольском дворце изображены представители этих 20 сатрапий с дарами Ксерксу, причем от каждой сатрапии показаны шесть начальников и общее их количество, следовательно, определено в 120 человек 13 . Это число, как видно, соответствует свидетельствам Даниила и книги Есфирь. Так как сатрапии, по Геродоту, вмещали в себе много разных племен, то, вероятно, частнее по населению они разделялись на более мелкие округи, соответствовавшие показаниям библейских писателей и рисунков персепольского дворца. Определение общих границ персидского царства: от Индии до Эфиопии – ясно напоминает технический термин греческих историков в определении границ владений Дария и Ксеркса. Может быть в соответствие своему географическому положению в пределах персидского царства, как представители двух противоположных границ его, индийцы и эфиопы занимали соседственное положение в войсках Ксеркса 14 . Именами индийцев и эфиопов определяет и сам Дарий Гистасп границы своих владений в своей надгробной надписи в Накш-и-Рустэм 15 . В то время царь Артаксеркс сел на царский престол свой в Сузах, престольном городе ( Есф. 1, 2 ). Наименование города Суз престольным городом персидского царя Агасвероша соответствует свидетельству древних историков и других памятников о столичном городе Персии Сузах. Все главнейшие события царствования Ксеркса обдумывались в Сузах. До похода и после похода в Грецию, Ксеркс жил в Сузах. В Сузах Ксеркс вступил и на престол 16 . В третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского, и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего, в течение многих дней, ста восьмидесяти дней ( Есф. 1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Руководимый божественным внушением и голосом ангела, он направился на юг по пустынной дороге, ведущей из Елевферополя к Газе, и там встретил сви­ту богатого ефиопскаго евнуха, занимавшего высокое положение казначея Кандакии (царицы) сильной в то время Ефиопской монархии, столицей которого был город Мероэ. Есть основание думать, что эта страна до известной степени была обра­щена в иудейство иудеями, проникшими в нее из Египта во времена Псамметиха, потомки которого еще существуют под именем фалазиан. Евнух, точно исполняя обязанности пришельца врат, что в его положении было более чем возможно, ездил в Иерусалим на богомолье, чтобы присутствовать на одном из великих праздников, и теперь возвращался на родину, едучи в карете в сопровождении своей свиты, он, согласно с правилами раввинов, проводил время в чтении св. Писания и в этот самый момент громко читал по греческому переводу 70 пророчество Исаии: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст своих. В уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» ( Ис. 3:7–8 ). Филипп спросил его, понимает ли он, что читает? Евнух сознался, что все это было темно для него, и, пригласив Филиппа сесть к себе в карету, спросил его, кто же это такой, о ком говорит пророк? Филипп таким образом получил возможность раскрыть христианское толкование этого великого пророчества и настолько подействовал на своего слушателя, что, когда они доехали до источника водного, евнух попросил Филиппа, чтобы он крестил его. Филипп сказал ему: «если веруешь от всего сердца, можно». И когда евнух торжественно исповедал свою веру, говоря: «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий», то приказал остановить колесницу и Филипп тотчас же крестил его. «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуяся». По преданию, крещенный сановник сделался проповедником Христа в своей стране, а Филипп оказался в Азоте, откуда он и начал свою проповедь в различных приморских городах вплоть до Кесарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010