Муромцево. Церковь Александры Римской. Церковь мученицы царицы Александры Римской Карта и ближайшие объекты Храм святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево.  «Храм расположен на территории бывшей усадьбы полковника лейб-гвардии Его Величества Гусарского полка Владимира Семеновича Храповицкого. Храм был построен на его средства и имел один престол - во имя мч. царицы Александры. Храм строился в течении 4-х лет и был освящен в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля ст.ст.). Храм считался приписным к Судогодскому собору и обслуживался его причтом. Одновременно со строительством и благоустройством Муромцевского храма украшался Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном по заказу Нечаева-Мальцева. Отсюда много общего и в архитектуре и в иконописи этих двух храмов. Роспись и иконы Муромцевского храма были выполнены мастерами школы В.М. Васнецова. На сводах храма были изображены Евангелисты, а стены храма украшали орнаменты. В храме был 3-х ярусный иконостас, во втором ярусе справа - образы свт. Николая, св. блг. кн. Бориса, свв. Кирилла и Мефодия; слева - св. блг. кн. Георгия, св. блг. кн. Глеба, апп. Петра и Павла. В третьем ярусе были иконы св. кн. Владимира, св. кн. Ольги, св. Ксении, св. Елены, св. Елизаветы, вмц. Екатерины, вмц. Варвары, свт. Феодосия. Эти образы святых жен, по-видимому, были небесными покровительницами семьи Храповицких. Так, имя Екатерины носила бабушка Владимира Семеновича (урожденная Хоненева), а Елизаветой звали его супругу. У правого клироса был образ св. блг. кн. Александра Невского и Преображения Господня, а у левого клироса - образ царицы Александры и Богоявления Господня. На одноярусной колокольне было 9 колоколов, самый большой весом в 121 пуд. В.С. Храповицкий (внук известного Ивана Семеновича Храповицкого, тайного советника и кавалера при Александре Втором) был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени и орденом св. Станислава 3-ей степени; был предводителем Владимирского дворянского собрания. Судогодские земли с богатейшими запасами леса он получил в наследство от своей бабки Екатерины Хоненевой, род которой с 17 века владел этими землями. Будучи богатым лесопромышленником, а затем и владельцем заводов по выработке стеклянных изделий, Храповицкий занимался благотворительной и просветительной деятельностью в своем уезде. На его средства строились и содержались общеобразовательные школы в дер. Галанино, Ликино и Андреевском, столярная мастерская и музыкальная школа в Муромцево. В 1913 году в с. Ликино открылась больница со стационаром, построенная на средства В. Храповицкого, причем врачи этой больницы обслуживали фельдшерский пункт в Муромцево.

http://sobory.ru/article/?object=01451

Закрыть Образ святости Светлой памяти Государыни Александры Феодоровны Ирина Болдышева   22:41 08.06.2022 1136 Время на чтение 4 минуты Фото: Императрица Александра Феодоровна В эти насыщенные событиями июньские дни Санкт-Петербург и вся Россия отмечают не только День Русского языка и день рождения Александра  Сергеевича Пушкина, но и 150-летие со дня рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны, супруги Государя Императора Николая ll  Александровича.  Святодуховский центр Александро-Невской  Лавры пригласил  любящих прекрасное петербуржцев и гостей города на торжественный вечер по случаю этого события. Наш город, родной и горячо любимый для всей Царской Семьи, устроил этот юбилейный вечер как смиренное благодарное  приношение своим Небесным покровителям. Образ святости, который явила нам Государыня Александра Феодоровна, настолько многогранен, что трудно даже с кем-либо сравнить Ее. Духовная высота,  явленная в письмах Царицы-узницы из Тобольска Анне Александровне Вырубовой и графине Анастасии Васильевне Гендриковой, дышит преподобнической неотмирной глубиной. Духовный дневник Царицы, ее письма и дела   свидетельствуют, что  через совершаемую в евангельском духе непрестанную, безкомпромиссную,  целожизненную работу над собой  Александра Феодоровна обрела богатство мужества, мудрости и милости, согласно Антонию Великому, три главных христианских  добродетелей. Нет лучшего пособия для создания счастливой семьи, чем Ее письма и дневники. То, какую атмосферу взаимной чуткости,  поддержки, радости и любви Царица сумела  создать в своем доме, какой опорой была Она для Венценосного супруга, – не перестает восхищать нас.  Безценны Ее подходы к воспитанию собственных детей, достигших святости,  умение находить в исполнении долга  живую радость отклика души на любовь Христову, а в вере – полноту бытия.  Поражает Ее способность быть Матерью и чужим людям — впрочем, для нее не было чужих, все подданные были Ее дети. Сердце Государыни вмещало всех, а сострадание и забота о раненых побудили Ее к созданию множества госпиталей и к принятию на себя вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татианой обязанностей сестер милосердия и даже  участию в операциях.  Отношение к каждому раненому было в этих госпиталях как к близкому  родственнику, они вспоминали, что  чувствовали себя детьми, за которыми ухаживает любящая мама. Искренняя забота,  простота, доброта и молитва Царицы исцеляли.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/08/...

Вопрос: Разрешите мои сомнения: царица Александра Федоровна канонизирована наравне с великой княгиней Елисаветой Федоровной, которая и жизнью и смертью являет собой пример для всех нас. Прижизненные деяния Александры Федоровны имеют, мягко говоря, очень спорный характер: отношение к Распутину, вмешательство в управление страной, даже отношение к родной сестре. Неужели мученическая кончина ровняет их? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Мученичество как полнота жертвенного подражания Иисусу Христу, очищая и освящая человека, действительно, соединяет людей в едином сонме святых, хотя жизненный путь нередко бывает не одинаков. Св. мученик Трифон с самого юного возраста блистал внутренней чистотой. Вонифатий же до своего святого мученичество прошел через серьезные нравственные искушения. Можно привести немало и других примеров.   В конкретном случае надо решительно удержаться от духовно-нравственного противопоставления великой княгини Елизаветы и царицы Александры. При жизни Александра Федоровна всегда отличалась высоким личным благочестием.  Когда мы представляем в отрицательных чертах ее жизнь до начала мученичества, то значит, что еще находимся в плену ложных искаженных мнений, которые нам оставили в наследство люди, десятилетиями разрушавшие христианскую государственность в России. Сейчас, когда открыты архивные документы и опубликовано немало исследований, технология лжи и дискредитации хорошо известна. К сожалению, многие верующие (не имею ввиду автора письма) не взяли на себя труд очистить сознание от ложных штампов и фальшивых стереотипов. Трудно избавиться от чувства боли: так все залито ложью. Многим ли известно высокое благочестие Государыни, сострадательность, ее добрые дела? Императрица много сил и времени посвятила делам милосердия. В многочисленных публикациях, принадлежащих людям расцерковленным, чуждым христианских ценностей об этой важней стороне деятельности православно царицы хранится полное молчание. Она руководила Попечительством о Домах Трудолюбия и Работных Домах, Всероссийским  Попечительством по охране материнства и младенчества.

http://pravoslavie.ru/6545.html

268. Слово по освящении храма Святой мученицы Царицы Александры, во вновь открытом Александринском сиротском кадетском корпусе (Говорено дек. 6-го; напечатано в Твор. Св. От. 1851 г. и в собран. 1861 г.) 1851 год Да ополчаются сынове Израилевы пред Господем, окрест скинии свидения да ополчаются сынове Израилевы ( Чucл. II. 2 ). Ничто так не ознаменовано во времени чертами вечности, как Церковь Христова. Ее догматы о Боге вечном и неизменном по сему самому суть истины вечные и неизменные. Ее правила жизни, происходя от того же вечного источника, естественно имеют тоже достоинство неизменности. Имея целию возвести человека в жизнь вечно-блаженную, она и во временной жизни непрестанно направляет его к тому, в чем заключаются неразрушимые временем семена и начатки будущей вечно-блаженной жизни. Посему, Церковь Христова и в тех учреждениях своих, которыя неизбежно подвержены закону времени, как внешние и случайные проявления духа ее, не любит изменений, но требует всевозможного постоянства. «Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои» ( Npumч. XXII. 28 ). «Стойте, и держите предания, имже научистеся» ( 2Сол. 2:15 ). Кто с сими мыслями взирает на совершившееся здесь ныне дело, – на освящение храма Божия в доме, который можно назвать воинским станом (хотя это не цепь шатров, а громада зданий): тот, вероятно, расположен спросить: заключено ли сие дело в «пределах, яже положиша отцы»? Можно ли найти в нем черты от древности держимого предания? Чтобы дать на сие ответ, надобно несколько погрузиться в глубину Священных Писаний и священной древности. Апостол Павел открывает нам, что, когда народ еврейский, на пути в землю обетованную, при горе Синае, при «разгоревшемся огне, и облаке, и сумраке и буре, и трубном... звуке», принял от Бога закон, и вступил с ним в завет; тогда, в устроении сего завета, который мы теперь называем ветхим, владычественно действовал «Ходатай завета новаго Иисус...; егоже глас землю тогда поколеба» ( Ebp. XII. 18–26 ). Из сего надлежит заключить, что Господь наш Иисус Христос, под собственными повелениями и распоряжениями, чрез Моисея устроил тогда, между прочим, и, так названную, Скинию свидения , то есть, храм Божий, по применению к потребности странствующего народа, подвижный и переносный, по отношению к спасительным для всего человечества судьбам Божиим, исполненный таинственных прообразований Христа и Христовой Церкви, и сокровенных начатков благодати, под видимыми образами обрядового закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Царственные Мученики молите Бога о нас! В воскресенье Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии 15.07.2011 1275 Время на чтение 4 минуты В воскресенье, 17 июля, Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева от рук изуверов в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Расстрел Царской Семьи был осуществлён во исполнение постановления Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками, по распоряжению Свердлова и по согласованию с Ленины м. Напомним, что в 1917 году, сразу после государственного переворота (так называемой Февральской революции) Император Николай II и Его Семья по решению Временного правительства были арестованы, а в августе высланы в Тобольск. После прихода к власти большевиков в апреле 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о переводе Царской Семьи из Тобольска якобы в Москву для суда над ними. Однако на самом деле верхушка большевиков решила совершить злодеяние в Екатеринбурге, куда и была переправлена Царская Семья. Царскую Семью разместили в «Доме особого назначения» — реквизированном особняке горного и военного инженера-строителя Н.И.Ипатьева. Здесь вместе с Царской Семьёй проживали царские слуги: доктор Евгений Алексеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алоизий Егорович Трупп и горничная Анну Степановна Демидова. Царская Семья провела в этом доме 78 дней. 12 июля 1918 года Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на своем заседании принял постановление о расстреле Царской Семьи, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград — Г.Е.Зиновьеву. Главным организатором злодеяния стал личный друг Свердлова, большевик со стажем Шая Голощекин.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/15/sv...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " (www.wco.ru). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru) Духовный дневник святой Царицы-Мученицы Александры - это сокровище, пребывавшее долгое время под спудом. Он раскроет перед читателями правду о светлой ее душе, он станет открытием не столько историческим, сколько религиозным. Святая Александра - дважды, если можно так сказать, мученица, потому что после ее убиения в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге последовали десятилетия космополитической клеветы на ее имя. Эта клевета была сильно раздута страстными попытками богоборцев и христоубийц переписать человеческую историю. За прошедшие 80 лет мало сделано, чтобы искоренить эту ложь. Многие клеветали. Те же, кто пытался честно говорить о Русской Царской Семье, уничтожались силами зла. Одна за одной, эти капельки лжи наполнили и наполняют еще отвратительную чашу нечистот, которую и до сего дня льют на память Мученицы. Святая Александра была праведной женщиной еще до своего мученичества, и обстоятельства ее жизни, преодоление трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей. Оригинал дневника за 1917 год - это маленькая, переплетенная в ткань, книжечка в голубой обложке, сшитой самой Александрой Феодоровной, в углу которой вышит маленький крест. На внутренней стороне обложки рукой Государыни просто написано: " Alix, 1917 " . В этой книге Императрицы Александры Феодоровны содержатся отрывки из писаний, которые ее вдохновляли (в частности, она читала труды Дж.Р. Миллера). Они были записаны Государыней в дневнике (ГАРФ, ф. 640, оп. 1, д. 317) 1917 года. " От избытка сердца говорят уста " (Мф. 12, 34). Как не может не изливаться вода из источника, так сердце благочестивой Царицы не может не говорить о любви. Любовь составляла главное достояние этой высокой, многим и доныне непонятной души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1990...

монах Гоброн Скачать epub pdf Житие и страдание святой славной великомученицы царицы Кахетинской Кетевани Память ее 13 сентября 111 Эта божественная отрасль вертограда Христова и светлое украшение Церкви и престола иверского происходила из царского рода Багратидов, была дочерью Ашотана, владетельного князя Багратион-Мухранского, и правнучкой карталинского царя Константина III. Святая и украшенная порфирой небесного царства Кетевань вскоре по рождении своем была крещена в святой купели. Детство и отроческие ее годы украшались изучением Божественных Писаний 112 , благочестивые родители ее наставляли свое чадо в добродетели и нравственной христианской жизни. Святая дева, возрастая телом, возрастала и духовно. Девственное целомудрие, скромность, мудрость и благоразумие украшали прекрасное лицо ее, нежные уста день и ночь воспевали и славословили Христа, Спасителя нашего. Сладкоименитая Кетевань была милостива к нищим, врачевала больных и в приключившихся бедах была скорой помощницей. Когда пришло время ей выходить замуж, родители отдали ее за наследника кахетинского престола Давида, происходившего также из рода Багратидов, сына царя Александра II. Юноша был прекрасен лицом, мужественен и украшен многими христианскими добродетелями. Но при всех своих добрых качествах он был человеком горячего характера, властолюбив, был даже отчасти жесток. Брак был отпразднован с великим торжеством, как подобает высоким царственным особам. По прошествии известного времени Бог благословил их супружеский союз сыном, который в святом крещении был наречен Теймуразом. Впоследствии царь Кахетинский Теймураз I стал сокрушителем ненавистного ига персидского, украсителем Церкви и устроителем быта своих подданных, он дал своему бедствовавшему народу мир и тишину и был известен также своей литературной деятельностью как хороший ритор и славный поэт 113 . Властолюбивый Давид желал занять престол своего отца преждевременно. Кроме того, грузинская знать ненавидела царя Александра II. Будучи недовольными его правлением, они свергли его и заключили в темницу, а на престол возвели сына его Давида, но последний положительно не умел править царством, и за него управляла славная Кетевань.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новогрудок. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Новогрудский р-н, г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 4 Координаты: 53.598665, 25.823552 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новогрудок, кафедральный собор имени Николая Чудотворца Построен в 1870 в году в стиле позднего барокко как костел при монастыре францисканцев. В 1842 году переосвящён в православную церковь. Капитально перестроен на средства прихожан в 1852 году, после чего получил черты русско-византийского зодчества. Имеет 2 престола: имени Святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы царицы Александры. Храм представляет собой 3-нефовую базилику с 5-гранной апсидой. Главный фасад поделен на 3 яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на 8-гранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на 2 уровнях. В толще стен главного фасада находятся 2 витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Литература: А.А. " " " храмы " Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в г. Новогрудке. Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля. В конце XVIII - начале XIX столетий храм принадлежал римо-католическому францисканскому монастырю. После упразднения монастыря в 1846 году храм был передан Православной Церкви и преобразован в соборную церковь. После пожара 1852 года храм сильно пострадал и был капитально перестроен на средства прихожан. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Свято-Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. После возрождения Новогрудской епархии в 1992 году храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Боковой – в честь святой мученицы царицы Александры. В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Царствование благочестивейшего царя и великого князя Бориса Феодоровича Годунова всея России   Весь синклит двора и собор архиереев и весь народ великой Москвы и всей России, согласно с мнением и волею царицы и великой княгини Ирины, провозгласили царем и великим князем всей великой России великого боярина Бориса Годунова в женском монастыре за Москвою, где находилась царица Ирина, сделавшаяся монахинею, переименовавшись в божественной и ангельской схиме в монахиню Александру. В лето от создания мира 7107, от Рождества же Христова 1598, в сентябре месяце, в день воскресный, великий патриарх Москвы и всей России избранного Бориса Годунова, брата Ирины, царицы всея России, короновал в царя московского и всея России в патриархии, в соборном храме Пречистой Богородицы, в присутствии всех архиереев и архимандритов, и бояр, и всего синклита, и всего народа Москвы. Находились [при этом] многие архиереи и архимандриты из Константинополя: епископ Ериссо и Святой Горы кир Игнатий, который спустя некоторое время сделался архиепископом рязанским и патриархом Москвы и всей России, и архиепископ ахридский кир Нектарий, и митрополит видинский Феофан, и великий архимандрит иерусалимский кир Дамаскин из Эллады, и великий старец великой лавры святого Саввы Освященного в Иерусалиме Дамаскин, и многие другие иеромонахи святой Афонской горы и из других различных монастырей. И как только был венчан царь и воссел на царский престол, то особенно почтил бояр и всех придворных, дав им многие подарки и учинив производства их из одного достоинства в другое. Итак, он явился подражателем блаженнейшего и освященного отца своего царя Феодора и раздавал каждый день великую милостыню. Имел он во многих местах назначенных людей, которые раздавали повседневно милостыню не только по Москве, но и по всей России. Он роздал милостыню по монастырям, священникам и всем нуждающимся.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

II. Царица Ирина и междуцарствие Когда не стало в живых царя Феодора Иоанновича и когда утихла первая скорбь о почившем, патриарх и бояре, предстоявшие у смертного одра его, тут же приговорили присягнуть единственному лицу царского семейства, самому близкому к почившему царю, носившему царский титул, царице Ирине Феодоровне, происходившей из рода бояр Годуновых. Все с ревностью исполнили этот священный обряд, целуя крест в руках патриарха. За патриархом и боярами Москва и все города присягнули царице Ирине Феодоровне. Всё государство признало её права на власть и вручило ей власть неограниченную, самодержавную. Управление государством стало совершаться именем царицы: от её имени отдавались приказания и указы, на её имя присылались бумаги, в церквах молились на ектениях за царицу. Но вскоре печальная столица узнала, что вместе с Ириной вдовствует и трон Мономахов, что венец и скипетр лежат на нём праздно, и что Россия, не имея царя, не имеет и царицы: „царица Ирина Феодоровна на великих своих государствах Российского царствия не изволила быть, а изволила, по своему обещанию, оставить превысочайшую честь и славу и высоту Великороссийского государства и восприяти иноческий ангельский образ». Царица отказалась принять самодержавную власть, не пожелала остаться на осиротевшем престоле и объявила бесповоротное решение своё уйти в монастырь и стать инокиней. Эта весть поразила Москву. Святители, дума, дворяне, воинство и „многочеловечный народ» собором, „с великим воплем и неутешным плачем» молили царицу, милости просили и били челом, чтобы не оставляла их в ужасном сиротстве, но государыня осталась непреклонна. Много раз приходили к ней и били челом, но она не согласилась остаться на престоле, и в девятый день по кончине царя Феодора Иоанновича царица Ирина выехала из Кремлёвского дворца в Новодевичий монастырь и там постриглась в инокини и приняла новое имя Александры. Россия осталась без главы. В Москве открылось междуцарствие и началось искание царя. Тревога и волнение охватили всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010