Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) (ок. 1531/32 - 7.08.1560, с. Коломенское близ Москвы), рус. царица; дочь окольничего Р. Ю. Захарьина-Юрьева, тетка Ф. Н. Романова (с 1619 Патриарх Филарет ); первая жена царя Иоанна IV Васильевича Грозного (с 3 февр. 1547); мать царевича Ивана и царя Феодора Иоанновича (остальные дети умерли в младенчестве). По свидетельству современников, была добродетельна и благочестива, имела положительное влияние на мужа и пользовалась любовью народа. Кн. А. К. Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывш. советников свящ. Сильвестра и А. Ф. Адашева. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со свт. Макарием , митр. Московским, обвиняемые были осуждены. Известно, что царица «своими руками» вышивала церковные пелены и покровы. В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, к-рые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской А. Р. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской. Среди этих произведений - надгробные покровы свт. Ионы, митр. Московского (ГММК), преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ) и Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ); плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ); хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ), а также завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар».

http://pravenc.ru/text/123438.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (506) , (31) . в этом году (за прошлые годы с 2012-01-02) Происхождение изображения: Загружено 2012-01-02, анонимно. Описание: [По иконографии: Евтропьевская] Икона находится в Лукиановой пустыни Владимирской епархии. В 1922 году один из последних монахов, покидавших обитель после ее закрытия, укрыл от поругания и взял с собой одну из монастырских святынь – икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» . Уже в наши дни из монастырских документов 1718 года установлено, что она находилась в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы и висела вблизи правого клироса. Поселившись в квартире своего брата, священника Богоявленского храма Феодора Преображенского в городе Александрове, он недолго пробыл там. Вынужденный скрываться от начавшихся гонений, он вскоре удалился, оставивши святыню на сохранение хозяевам. По словам монаха, икона особо почиталась в монастыре. На ней изображена Божия Матерь с Богомладенцем на правом колене, руки Ее крепко сплетены вокруг Младенца Иисуса, в правой руке держащего цветок розы - знак грядущих Его страданий. На полях иконы, слева от средника, изображены преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский и святая царица Елена, справа – преподобный Иоанн Лествичник и святая мученица Акилина. Принесенный монахом образ пребывал в доме отца Феодора и сохранялся его потомками в течение последующих восьмидесяти лет. 12 (25) декабря 2000 года, в день памяти святого Спиридона епископа Тримифунтского, чудотворца, икона была возвращена в Свято-Лукианову пустынь дочерью о. Феодора, Маргаритой Федоровной (+ 2002) и с тех пор находится в Богоявленском храме монастыря. День возвращения иконы «Неувядаемый цвет» в Свято-Лукиановой пустыни отмечается особо. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Неувядаемый Цвет " .

http://pravicon.com/image-15760

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иустиниан Византийский, император, св. - житие Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора. Святой Иустиниан, выдающийся государственный деятель Византии, великий ревнитель Православия, строитель храмов и церковный писатель, был славянином, родом из Болгарии. В его царствование (527 - 565) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых решительно искоренялось язычество среди вандалов и вестготов. По распоряжению царя Иустиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Иустиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Царь приказал построить для новообращенных 90 церквей, щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе. При святом Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Иустиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие. Благоверный государь много внимания и сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь " Единородный Сыне и Слове Божий " и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению государя в 553 году был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора. Святой император Иустиниан заботился о порядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзором было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием " Кодекса Юстиниана " . " Новеллы " Иустнниана входят во все варианты русской Кормчей Книги. В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, много и усердно постился. Скончался святой царь Иустиннан в 565 году. Вместе с императором к лику святых причислена супруга его и единомышленница императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году. Она была сначала великой грешницей, сторонницей монофизитов, а потом раскаялась и вела добродетельную жизнь, соблюдая чистоту душевную и телесную. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иустиниан Византийский, император, св. " .

http://pravicon.com/info-2620

Календарь Материалы 11 июня 2001 г. [Поместные Православные Церкви/Польская/Персоналии/Современные церковные деятели] Хиротонисан во епископа Люблинского и Холмского 25 марта 1989 г. За годы служения епископ Авел сделал многое для восстановления церковной жизни в юго-восточных областях Польши, откуда православное население было практически полностью депортировано в первые послевоенные годы. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Каноническое устройство/Органы церковной власти] Отделы Грузинской Патриархии [Поместные Православные Церкви/Грузинская/История/Предстоятели] [Поместные Православные Церкви/Грузинская/История/Исторический экскурс] По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Святыни] Нам предстоит путь на остров, называемый по-гречески Керкира, но более известный в мире под латинским названием Корфу. Этот остров, самый северный из островов Ионического моря, – западные ворота Греции, самая близкая к Италии точка. Святитель Спиридон Тримифунтский и благоверная царица Феодора, мощи которых почивают на острове, пользуются здесь огромным почитанием. Их имена носит добрая половина небольших рыбацких катеров и лодок. [Поместные Православные Церкви/Польская/История/Исторический экскурс] В 966 польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко первоначально принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на саксонской принцессе, в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле. Новости 11 июня 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/010611

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-11-12 11:17:54 Владелец: fray2011 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Добрый день! Икону берегу с 1979 года, как память о моей бабушке. С ее слов, икону она привезла из деревни в Вологодской области в середине прошлого века. Знаю только, что перед ней она молилась о здоровье, так как сильно болела. Попытки опознаний [ 2011-11-12 13:06:34 ] tol : Скорее неправ, чем прав, но выскажу предположение, что по краям могут быть князья Борис и Глеб. Но их обычно в шапочках изображают, хотя есть иконы и без шапочек. Подобные сюжеты были очень распространены, например http://pravicon.com/images/sv/s0450/s0450024.jpg. В центре обычно изображался князь Владимир, но здесь монах... с виду очень похожий на Владимира, но Владимира принято изображать в княжеском одеянии, в монашеском же одеянии я его на иконах ни разу не видел. В общем, это не столько опознание, сколько повод подумать еще... [ 2011-11-13 00:35:59 ] Tasha : «Благоверные князья Феодор Черный, Смоленский и Ярославский с сыновьями Давидом и Константином " . Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Черный был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женившись в 1259 г. на ярославской княжне Марии, он стал править в Ярославле. Чтобы оградить Ярославль от набегов татар, неоднократно ездил в Орду. От второго брака с ханской дочерью (в крещении Анна) у него родились сыновья Давид и Константин. В 1299 г. князь скончался, перед смертью приняв схиму и был похоронен в Спасском монастыре в подклете церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной рядом со Спасо-Преображенским собором. После кончины сыновей князя их тела были положены рядом с Федором. В 1463 г. при перенесении останков в новую гробницу произошло несколько чудесных исцелений. Официально они были канонизированы на соборе 1547 года, который проводил митрополит Макарий с Иваном Грозным. В семье Ивана Грозного эти святые пользовались особой любовью, так как по молитвам князя Феодора была исцелена от смертной болезни царица Анастасия. [ 2011-11-13 06:38:52 ] tol : Благоверные князья Феодор Черный, Смоленский и Ярославский с сыновьями Давидом и Константином. Раздел на сайте: http://pravicon.com/sv-2078. Действительно, есть подобные изображения, хоть и с незначительными отличиями (опять же, шапочек нет, в руках появился свиток). Но согласен, что опознание выполнено верно. Если несогласных мнений не будет, надо бы добавить это изображение на сайт.

http://pravicon.com/unknown-6

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 739 (3264x2448, 4026 Kb) Добавлено на опознание: 2013-09-14 16:42:08 Владелец: tikhma Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Репродукция. Но какой иконы? Привезена из Израиля. Попытки опознаний [ 2013-09-16 18:25:41 ] Tasha : Положение Богоматери и Младенца как на " Страстной " иконе, но не хватает Ангелов с орудиями страстей. http://pravicon.com/icon-310 [ 2013-09-16 19:30:22 ] tikhma : " Страстная " известна с 16 века. Может более ранняя была без ангелов. Да и откуда грекам знать про Русскую икону? [ 2013-09-16 21:03:32 ] Tasha : Зря Вы так о греках думаете :) Обратите внимание на греческую икону этого же извода, ее название. На ней Ангел с орудиями страстей тоже присутствует: http://pravicon.com/image-15121 [ 2013-11-05 08:26:43 ] animaisa : Да, действительно, откуда знать грекам про русскую икону? Вообже-то давайте не забывать, откуда на Русь пришло православие и сами иконы. После времени иконоборчества и гонений на христиан именно греческая царица Феодора и восстановила почитание икон.И именно оттуда они и пришли на Русь.Что же до опознания иконы, то согласна, что она похожа на образ ,, Страстной,,. Но если учесть, что образ потому и назван ,, Страстным,, ,что на нём изображены орудия страстей Христовых, а здесь они отсутствуют, то чем она тогда соответствует названию? Хотя иногда на иконах название образа не всегда писали и пишут, тогда просто можно сказать, что это-образ Пр.Богородицы без особого названия образа. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-739

Письмо 247 Посылаю к Вам книгу св. Варсонуфия Великого; полагаю, что Вы тотчас разрежете оную. Благодарение Господу, труды старца Паисия, молитвами его, вышли в свет для пользы многих, при содействии в сем деле лиц, достойных уважения; все же Господь возвестил им о сем; также и св. Симеона Н. Б. 12 слов, старцева же перевода; да полагаю, у Вас есть книга – житие старца Паисия и писания его; также перевода его Восторгнутые Класы. Кажется, я Вам оные посылал в Тверь; книга же св. Симеона послана к Вам, на одной почте с письмом, 27 января, которую, думаю, Вы уже получили. Теперь еще печатается книга: Оглашения св. Феодора Студита . Но за все это: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу ( Пс.113:9 ). А нам, или паче мне, грешному, надобно опасаться дать ответ – пишущему, говорящему, а не творящему. Благодарю Вас за присланные образа Казанской Божией Матери, с изображением украшения, находящегося на оной; и о. игумен благодарит Вас за образ. И почтеннейший о. игумен Антоний уволен от должности и водворился в нашей обители, после тринадцатилетнего отсутствия от нас; они оба изъявляют Вам свои почтения. Люди не шашки, и не на машине, чтобы можно было действовать или по одному чьему-либо умственному предположению; но все самовластны и обложены немощью; а поддержать людей и порядок – требуется большой опытности и духовного разума. Итак, советую Вам, на счет этот, успокоиться, предоставив это дело воле Божией. О случившемся в Вашей обители чудесном явлении послушнице иконы Божией Матери Феодоровская я не смел сделать мои заключения, но считаю, что от Бога вся возможна, и чудеса Божией Матери, как древле, так и ныне, везде проливаются изобильно. Надобно ожидать последствий: не будет ли сведения о камне оном, был ли, или и есть такой на иконе Феодоровской Божией Матери в том монастыре. Ей, кажется, бы надобно и паки проситься в тот монастырь, куда её призывает Сама Царица Небесная. Прошу Вас не оставлять меня в молитвах Ваших, желающего Вам здравия и спасения со всею Вашею о Христе паствою, Вашего смолитвенника, многогрешного И. М. 28 Февраля 1853 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Церковное понятие анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) означает отлучение, отделение. В правилах Вселенских Соборов и Поместных соборов, а также святых отцов оно встречается 31 раз. На II Вселенском соборе (381 г., Константинополь) анафеме были предана  всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан  (правило 2е). В 842 г. после смерти последнего императора-иконоборца Феофила св. царица Феодора и Константинопольский патриарх св. Мефодий  окончательно восстановили почитание икон, подтвержденное еще на VII Вселенском Соборе (787 г.). На праздничном богослужении  в Соборе святой Софии в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 19 февраля 843 г. было торжественно восстановлено Православие. Тогда же были произнесены анафемы на все ереси и всех еретиков. Постепенно служба эта расширилась. В чине нынешнего богослужения недели Торжества Православия названы реально все ереси. Мир, который по слову св. апостола Иоанна Богослова  лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ), продолжает соблазнять людей различными «новыми» лжеучениями. Но все это – лишь старые ереси в новых личинах. Анафема имеет две стороны: формально-дисциплинарную (лишение права церковного общения) и духовно-таинственную (реальную потерю благодати, несмотря на формальное участие в церковной жизни). По слову С вятителя Иннокентия Херсонского :  Подвергшийся анафеме, уже перестаёт быть в союзе с таинственным телом Церкви . «Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем , вещает Спаситель, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему,  воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы  ( Ин. 8:31-32 ). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божиему…» (св. Игнатий Брянчанинов . Слово в неделю Торжества Православия). Путь к восстановлению благодатного единства с Церковью, как Телом Христовым, лежит только через таинство покаяния. Православие.ру Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-cerkovnom-ponyatii-an...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодора Греческая, царица, прав. (ок. 867) Описания иконы Феодора Греческая, царица, прав. (ок. 867) - житие Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829–842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события – Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию. Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой) мирно скончалась около 867 года. Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Корциры. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10747.jpg:   Размер: 281x1184, 0.33 MPix, 66 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (140) , (3) . Описание: Св.царица Феодора с иконой Одигитрии (фрагмент) Дерево, левкас, темпера, золото Россия, Мстера, автор: И.Кисляков, 1906-1910 гг., 31х26 см. Россия, частное собрание. Файл 16992.jpg:   Размер: 559x698, 0.39 MPix, 213 Kb. Дата: 2012-04-23, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (148) , (4) . Описание: Св.царица Феодора с иконой Одигитрии Дерево, левкас, темпера, золото Россия, Мстера, автор: И.Кисляков, 1906-1910 гг., 31х26 см. Россия, частное собрание. Файл 16993.jpg:   Размер: 579x680, 0.39 MPix, 139 Kb. Дата: 2012-04-23, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (170) , (6) . Описание: Праведная Феодора, царица греческая. XVIII в. Афон (?) Дерево, левкас, темпера. 19,9 х 15,1 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 31443.jpg:   Размер: 394x500, 0.2 MPix, 99 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (81) , (0) .

http://pravicon.com/icon-3080

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010