пристроен в 1840 г.; росписи сер. XIX в. не сохранились. Вост. стена украшена фресками, выполненными И. Христидисом в 1980 г. (Богородица «Дверь спасения», преподобные Симеон Столпник, Григорий Новый, Григорий Синаит, пророки, свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, «Гостеприимство Авраама» и др.). Над центральным входом снаружи помещена мозаика «Иисус Христос Страна Живых» с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом (худож. К. Макрияннис, 1985). Парекклисион прп. Григория Нового небольшой однокупольный храм. Входы устроены в зап. (со стороны двора) и юж. (со стороны притвора) стенах. Сохранилась масляная живопись сер. XIX в., ориентированная на западно-европ. образцы (Пантократор в куполе и евангелисты в парусах). Примерно в одно время с росписями был выполнен и резной иконостас. Храмы, келлии и кафизмы, принадлежащие обители Северо-западнее кафоликона, во внутреннем дворе мон-ря, находится небольшая ц. во имя прмц. Анастасии Римляныни, воздвигнутая в 1768 г. одновременно с кафоликоном и расписанная неск. годами позже. Иконостас 1769-1770 гг. был сооружен на средства игум. Иосифа. В кон. ХХ в. нартекс был украшен фресками, выполненными братией мон-ря. Во внешнем дворе мон-ря, в зап. крыле, рядом с архондариком, располагаются одна над другой церкви св. Бессребреников (1-й этаж) и свт. Спиридона Тримифунтского (2-й), увенчанная куполом с высоким барабаном. Обе построены в 1892 г., при игум. Симеоне, и имеют в плане одинаковые размеры. Др. 2 церкви - Богородицы «Живоносный Источник» (1-й этаж) и вмч. Димитрия Солунского (2-й) расположены в вост. части юж. стены. Эти одинаковые в плане прямоугольные церкви имеют алтари с 3 полукруглыми апсидами, не выраженными снаружи; с запада - притворы. Судя по времени постройки этого крыла, храмы были закончены в 1780 г. Верхний храм увенчан куполом на высоком барабане с окнами в каждой из 8 граней. Резные одноярусные иконостасы выполнены во 2-й пол. XVIII - кон. XIX в. На 3-м этаже колокольни среднего крыла располагается небольшая ц. в честь Собора архангелов, имеющая внутри форму неправильной трапеции, построенная в 1775 г. на средства Кассандрийского митр. Григория, так же как и резной иконостас с иконами.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКРИЯННИС И. Макрияннис. Портрет. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) И. Макрияннис. Портрет. XIX в. (Национальный исторический музей, Афины) [Греч. Μακρυγιννης] Иоаннис (1797, с. Аворити, близ совр. Крокилио, подобл. Фокида, Греция - 27.04.1864, Афины), один из лидеров Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., политик и писатель. Прозвище Макрияннис (греч.- «Длинный Яннис») со временем вытеснило его наст. фамилию Триандафиллу. С 1817 г. М. начал активно заниматься торговлей и вскоре стал состоятельным человеком. В 1820 г. он вошел в тайное «Дружеское общество» («Филики Этерия») и принял участие в подготовке антитурецкого восстания. М. активно сражался во время национально-освободительной революции и в 1824 г. получил звание генерала. В июне 1825 г. у мельниц г. Аргос М. возглавил героическую оборону греческих повстанцев от превосходящих сил турецко-египетского контингента Ибрагима-паши. В 1826 г. он участвовал в 10-месячной обороне Акрополя, 7 окт. 1826 г. получил 3 тяжелых ранения в голову и шею, но не оставил боевые позиции. Эти раны беспокоили генерала на протяжении всей жизни. После создания независимого Греческого государства М. продолжил активно участвовать в общественных делах. И. Каподистрия назначил его главным руководителем исполнительных органов Пелопоннеса и Спарты. В «Воспоминаниях» М. высоко оценил первые 2 года правления Каподистрии, но подверг критике его авторитарный стиль и меры по свертыванию конституционных свобод. М. оставил свой пост и ушел в оппозицию. В годы «баварского регентства» и правления кор. Оттона I он стал защитником Православия и традиц. ценностей, выступая против насильственной европеизации греков, секуляризации, передачи образовательной системы в руки протестант. миссионеров. Вместе с 2 соратниками М. возглавил 3 сент. 1843 г. восстание, приведшее к принятию Грецией в 1844 г. 1-й Конституции. После завершения работы Учредительного собрания он ушел из политики. В 1852 г. М. был обвинен в подготовке убийства короля и свержения монархии. 16 марта 1853 г. на основании лжесвидетельств он был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В тюрьме М. провел 18 месяцев. Был амнистирован и 2 сент. 1854 г. выпущен на свободу. Период заключения подорвал здоровье М., и он больше не смог активно участвовать в общественной жизни. В ходе революции, 10 окт. 1862 г. (в результате которой был изгнан кор. Оттон), жители Афин пришли к дому опального генерала и торжественной процессией на руках пронесли его по улицам города. Незадолго до смерти М. был реабилитирован и даже повышен в звании. М. как мемуарист и писатель

http://pravenc.ru/text/2561536.html

Те, кто умирают геройски, не умирают. А если отсутствует героизм, то ничего хорошего не жди. Знайте также, что человек верующий будет и отважен! Макрияннис 7 , несчастный, что пережил он! И в какие годы! — Он как-то сказал, Геронда: «Закоптились глаза мои». — Да, его глаза закоптились. От напряжения и тревоги, которые он переживал, его глаза словно дымились. Живя в нелегкие времена, он от боли и любви постоянно жертвовал собой. О себе он не думал, никогда не брал себя в расчет. Борясь за Отечество, он не боялся смерти. Макрияннис переживал духовные состояния. Если бы он стал монахом, то, думаю, немногим бы отличался от Антония Великого . Несмотря на свои раны и увечья, он делал по три тысячи поклонов [в день]. Когда он делал поклоны, его раны открывались, внутренности вываливались наружу, и он сам вправлял их на место. Три поклона моих стоят одного поклона его. Пол перед ним был мокрым от слез. А если бы на его месте оказались мы? Да мы побежали бы в больницу, чтобы нам оказали медицинскую помощь! Мирские люди станут судить нас! Тот, кто не берет в расчет себя, приемлет божественную силу — А на войне, Геронда, приходилось ли вам подвергаться опасности? — О! Да разве только однажды или дважды? Это сейчас я размышляю о том, как помогал [мне] Бог, и сильно волнуюсь. А тогда я об этом не думал, особенно о смерти. О ней я не думал совсем. Когда ты решился на смерть, тебе ничего не страшно. Решимость на смерть равна по своей силе тысяче телохранителей. Смерть — это безопасность. На войне эмблемой отряда священных добровольцев является череп. Это значит, они решились умереть. Тот, кто ради блага другого человека или ради общего блага забывает о самом себе, приемлет божественную силу. И посмотрите, если человеком движет жертвенность, то Бог покрывает его. Помню, как однажды мы окопались за одним утесом. Я вырыл небольшой окопчик и маленько укрылся в нем. Ползет один: «Пусти и меня», ползет другой: «И меня тоже». Я дал им залезть в окоп, потому что они просили меня об этом, а сам остался снаружи. Ночью, когда начался сильный артобстрел, один осколок чиркнул меня по голове. Каски на мне не было, один капюшон. «Ребята, — кричу, — в меня осколок попал!» Щупаю рукой голову — крови не чувствую, снова щупаю — ничегошеньки! Осколок чуть-чуть чиркнул по голове и только сбрил волосы от лба до темени: оставил на моей голове чистую полоску в шесть сантиметров шириной.

http://azbyka.ru/zhertva-dostavljaet-che...

В своих записях М. органично сочетает описания чудес и политических событий. Для него рассказ о явлениях святых, об исцелениях и о молитвенном общении с Богом не менее важен, чем повествование о ходе военных действий и политических баталий. Более того, духовная жизнь, по мнению М., во многом предопределяет внешний ход событий. Именно поэтому он подробно и скрупулезно описывает каждое чудесное явление, приводит полный текст своих молитв. М.- сознательный воцерковленный человек, сочетающий аскезу в миру с общественной деятельностью и благотворительностью. Он имел духовного наставника, регулярно исповедовался и причащался. Каждую ночь генерал совершал земные поклоны, творил по четкам Иисусову молитву. Фактически он жил по монашескому уставу в миру и считал такую жизнь вполне естественной. В «Видениях и чудесах» М. не просто описывает свои духовные опыты и переживания, а знает их природу, происхождение и даже может дать этому самостоятельную богословскую интерпретацию. В целом, несмотря на невысокий уровень образования, генерал свободно оперирует богословской терминологией. Религиозность М. отразилась на его общественных взглядах. Он подчеркивал необходимость вести жизнь в соответствии с заветами Церкви для достижения социальной и общественной гармонии. Ключевым критерием принадлежности к нации для М. являлась вера, а достойный гражданин в его представлении - это человек верующий. М. с сожалением констатировал, что победа Греческой революции 1821-1829 гг. не принесла грекам свободы. Родина по-прежнему находилась в плачевном состоянии, повсюду процветала несправедливость. Для М. в одном ряду стояли «тирания султана» и «безумство, неблагодарность и вероломство» короля и его сторонников ( Μακρυγιννης. 1983. Σ. 160). М. был близок к др. греч. традиционалистам в своем неприятии зап. Просвещения. По мнению генерала, с помощью одного только рационализма судить о религ. вопросах недопустимо. В разговоре с одним из новогреч. просветителей М. указывал на то, куда приводят зап. Просвещение и знание, лишенное морально-ценностных ориентиров: «...сегодня видно, до чего нас довело твое просвещение… мы едим друг друга поедом», «а пока мы были сами по себе, нашей верой, этикой, добродетелью и просвещением прекрасно управлялись» (Ibid. Σ. 183).

http://pravenc.ru/text/2561536.html

Α. Ιστορα της μεζονος Μακεδονας: 1350-1950. Θεσ., 2005; Η νετερη και σγχρονη Μακεδονα: Η Μακεδονα κατ την Τουρκοκρατα/Επ. Ι. Σ. Κολιπουλος, Ι. Κ. Χασιτης. Θεσ., 2005; Kotzageorgis Ph. Ottoman Macedonia (Late 14th - Late 17th Cent.)//The History of Macedonia/Ed. I. Koliopoulos. Thessal., 2007. P. 129-147; Сафонов А. А. Внутренняя Македония в составе Османской империи: Социальная история локальных групп (кон. XIV - нач. XVII в.): Дис. М., 2011. Существовавшая в Османской империи система этноконфессиональных общин (миллетов) тормозила формирование национального самосознания христианского населения. В Ромейский миллет, возглавляемый К-польским патриархом, входили греки, болгары, сербы, правосл. албанцы, влахи (аромуны). Хотя М. была одной из самых пестрых в этническом отношении областей Балканского п-ова, в османское время национальная самоидентификация ее населения была вторичной по отношению к конфессиональной, а во мн. случаях и вовсе отсутствовала. Славяне, составлявшие большую часть населения М., долго не осознавали себя как отдельную нацию, именуясь просто христианами. «Греками» часто считали всех христиан правосл. вероисповедания, а слова, которые в наст. время воспринимаются как этнонимы, тогда могли использоваться для обозначения географической локализации, а не национальной принадлежности. Так, напр., один из полководцев Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. И. Макрияннис писал о некоем «сербском революционере, греке» ( Μακρυιννης Ι. Απομνημονεματα. Αθναι, 1909. Σ. 379): «сербский» в данном случае указывает на происхождение (скорее географическое, чем этническое), «грек» - на вероисповедание. Кроме того, в эпоху османского владычества на Балканах пересекались этническая и социальная характеристики. Так, слова «серб» и «болгарин» были синонимичны понятию «крестьянин», но если эти крестьяне переселялись в город и со временем пополняли ряды среднего класса, то называли себя греками ( Roudometof V. From Rum Millet to Greek Nation: Enlightenment, Secularization and National Identity in Ottoman Balkan Society, 1453-1821//JMGS. 1998. Vol. 16. N 1. P. 13, 19). Это означало не только смену самоназвания: греч. язык был языком образования и богослужения, владение им повышало социальный статус. Так, в Белграде социальная верхушка говорила по-гречески вплоть до 1840 г. ( Stoianovich T. The Balkan Worlds: The First and the Last Europe. N. Y., 1994. P. 294). Слав. историография, напротив, подчеркивает, что этнические общности внутри миллета сохраняли свою культурно-историческую традицию, а болг. историки утверждают, что в османский период болгары жили под двойным игом - турецким и греческим.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Православие не есть что-то надуманное, плод нашего воображения. Оно живет в нашем народе, в непосредственной взаимосвязи с древним и средневековым нашим эллинством. Греко-православное Предание есть истинное Предание нашего народа. Его сохранил наш народ в эпоху турецкого владычества. Оно подняло народ на восстание против турок. Оно воспитало новомучеников, героев-борцов 1821 г., учителей греческого народа. В подсознании каждого грека, даже того, который отрицает веру, обретается Православие. Для грека не быть православным – это противоестественное состояние. Верно заметил современный исследователь: «Доказано, что православная духовность образует первенствующую формирующую силу для современной греческой души, а вовсе не идеологию. И она отвергается и попирается, когда мы переживаем кризис идентичности в тяжёлой форме и внутренний духовный разлад, естественное последствие которого – вырождение нации». 42 В нашей стране должно произойти изменение: мы вновь должны открыть наше утраченное «мы» – греко-православную жизнь. Всякое другое изменение имеет ценность только в том случае, если оно ориентирует нас на эту жизнь. Святая Гора Афон помогает нам чувствовать, что глубинное человеческое стремление к переменам исполняется в Православии. С этой точки зрения видно, сколь радикально Православие, и сколь отсталыми являются все современные гуманизмы. Мы все обязаны учиться у наших святых отцов, у таких святых личностей, как Косьма Этолийский , Никодим Святогорец , Макрияннис, Пападиамандис, Кондоглу, 43 которые жили в Греции и своей жизнью, своей кровью и своим возвещением создавали наше Предание. Есть много простых душ, которые составляют плоть Православия в наши дни. Стремление соотносить свою жизнь с подлинным православным Преданием должно охватить не только тех, кто пока, прямо или косвенно, противопоставляет себя Православию, но и полностью овладеть нами, служителями Церкви. Мы должны покаянно признать, что и мы могли стать причиной того, что Православие неверно отражается в современном богословии, в пастырстве, во внутрицерковных отношениях, в повседневной деятельности, и что это повергает в смятение умы, не ведающие глубины православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

М. последовательно выступал против приезда «ученых людей из Европы», которые своей деятельностью способствовали развалу Греческого гос-ва. По его мнению, в сложившейся ситуации во многом виноваты сами греки, забывающие о своих исторических корнях и великом прошлом страны: «Бедный Сократ, бедный Платон, до чего докатились ваши потомки, приглашающие для своего «просвещения» западных миссионеров» (Ibid. Σ. 186-188). Как и др. традиционалисты, М. полагал, что будущее Греции решается в области школьного образования, и высказывал недовольство властью, которая строит «западные монастыри, а также их школы и церкви, чтобы править нами как паписты, а не как православные христиане» (Ibid. Σ. 110). М. отнюдь не был фанатиком: он признавал самые разные культурные и религ. традиции («Каждый человек, творение Божие, какого бы вероисповедания он ни придерживался, должен славить Бога в соответствии со своей религией» (Ibid. Σ. 154)), но считал неприемлемым навязывание чужих религ. и культурной парадигм своей стране, что в условиях молодого Греческого гос-ва привело, по его мнению, к печальным и даже плачевным результатам. Ист.: Μακρυγιννης Ι. Απομνημονεματα. Αθναι, 1909; idem. Ορματα κα θματα. Αθνα, 1983. Лит.: Ξανθοπολου-Κυριακο Α. Μακρυγιννης//Παγκσμιο Βιογραφικ Λεξικ. Αθνα, 1991. Τ. 5. Σ. 391-393; Θεοτοκς Ν. Ατομικ μαρτυρα και συλλογικ συνεδηση: Τα κεμενα του Μακρυγιννη ως τεκμρια της ιστοριογραφας// Θεοτοκς Ν., Κοταρδης Ν. Η οικονομα της βας: Παραδοσιακς και νεωτερικς εξουσες στην Ελλδα του 19ου αινα. Αθνα, 2006. Σ. 349-385; idem. Ο βος του στρατηγο Μακρυγιννη: Απομνημονεματα και Ιστορα. Αθνα, 2012; Πρακτικ της Ημερδας για τον Ιωννη Μακρυγιννη (8.12.2007) οργανωμνη απ τη Σχολ Ανθρωπιστικν Επιστημν και Πολιτισμικν Σπουδν του Πανεπιστημου Πελοποννσου. Καλαμτα, 2007. А. Г. Зоитакис Рубрики: Ключевые слова: КАСОМУЛИС Николаос (1795-1871), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига

http://pravenc.ru/text/2561536.html

Широкий резонанс в средствах массовой информации вызвало отравление " спайсом " пяти жителей города Армавира, в том числе скончавшейся 16-тилетней беженки из Луганска . Молодежь употребляла курительную смесь в подъезде многоквартирного дома, после чего все были доставлены в больницу в бессознательном состоянии. Как отмечает руководитель отделения Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава России Алексей Надеждин, клиника, развивающаяся после приема этого вещества, отличается от типичного опьянения синтетическими каннабиноидами, которые, так же как и каннабис, влияют на так называемые CB-1 и CB-2 рецепторы, только обладают более сильным психотропным действием. В данном случае наблюдается клиника, которая характерна для отравления центральными холинолитиками. По его мнению, наркобизнес в стремлении выйти за пределы запрещенных списков быстро синтезирует новые вещества, и, естественно, не проверяет их. На рынок выкидываются все новые субстанции, одна из которых этой осенью оказалась смертельно опасной и токсичной. Известно, что большинство классических синтетических каннабиноидов, в обычной, ненаучной среде именуемых как " курительные смеси " или " спайсы " , синтезировано под руководством профессоров Дж. Хаффмана (J.W. Huffman) и А. Макриянниса (A. Makriyannis). Отсюда и соответствующие аббревиатуры: " JWH " и " AM " . Позже стали появляться новые модификации. По данным проведенного в 2013 году российскими учеными исследования, за период 2011-2013 гг. в мире в незаконном обороте впервые выявлены несколько десятков синтетических каннабиноидов. Они принадлежат как к уже известным химическим группам (нафтоилиндолам, бензоилиндолам, фенилацетилиндолам, нафтоилпирролам, адамантоилиндолам), так и к соединениям с иным строением (циклопропилиндолам, адамантилиндолкарбоксамидам, адамантилиндазолкарбоксамидам, индазолкарбоксамидам, индолкарбоксамидам, хинолининдолкарбоксилатам). Для большинства впервые выявленных агентов отсутствуют сведения об их сродстве к СВ1-каннабиноидным рецепторам, биологической активности и способности формировать синдром зависимости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Он сидел на скамейке у стены своей келлии, а вокруг, как в амфитеатре, сидели на пенечках жаждущие слова Божия, «духовные пеньки», как я осознавал себя в тот момент. Я сел рядом со старцем, чтобы не упустить ничего из его слов, и все время смотрел ему в глаза. Его слова были простыми, незатейливыми, может быть, неумелыми для нас, «образованных», однако духовно наполненными, звучавшими для нас как мелодия. Он рассказал нам о Макрияннисе 20 и о его видениях: «Вот нашлись тут некоторые и осуждают его. А кто они такие? Те, что не верят? Сказали, что он сумасшедший, что пуля повредила ему мозги. Однако Макрияннис был верующий, он знал нашу традицию, делал три тысячи поклонов в день и орошал доски пола своими слезами. Сказали, что он находился в прелести. Вероятно, эти видения, которые кажутся прелестью, родились из его переживаний. Макрияннис думал, как ему отразить опасность, которой подвергались от баварцев Родина, Церковь , монастыри, и в этих своих переживаниях, как иногда у всех нас случается, он представлял некоторые вещи во сне и наяву. Но в прелести он не находился. Указывают на то, что он видел свет красного цвета, и, значит, это от беса. Но ведь и пророк Илия на огненно–красной колеснице и лошадях поднялся на небо и был осенен багряным сиянием. Разве это было от беса? Они спорят с Макрияннисом, потому что он говорит, будто видел Святую Троицу черной, в то время как нетварный свет – белый. Макрияннис хотел сказать, что он видел Святую Троицу, Бога, опечаленного из-за того, что происходит в мире. Те, кто не верят во Христа, в Богородицу, не понимают Макриянниса. Это был редкий человек, трудно найти подобного ему. В скором времени подошли другие посетители. Одному из них, наклонившись, чтобы его поприветствовать, старец сказал: «Все еще не образумился?» Этот человек был потрясен, поскольку виделся со старцем всего несколько минут давным-давно, в одном женском монастыре, и, естественно, старец не должен был бы его помнить. Когда они взяли угощение, то мы все отошли в тень, под дерево. Старец пошел в свою скромную келлию, сказав, что тех, кому нужно, он примет лично.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Это образование спасло, сохранило наш народ во времена турецкого ига и явило великих учителей. Апостолом такого образования был священномученик Косьма Этолийский : «Разве худо всем вам сделать взносы и поставить заведующего школой, поставить учителя, чтобы он учил детей – и бедных, и богатых, – чтобы они не платили? Потому что в школе мы узнаем, насколько это в наших силах, кто такие демоны, что такое рай, что есть ад, что такое грех и что – добродетель. В школе мы узнаем, что такое святое Причастие, что – Крещение, что такое святое Елеосвящение, честной Брак, что такое душа, что такое тело; все мы узнаем в школе, потому что без школы блуждаем во тьме. Лучше тебе в селе иметь школу, нежели источники и реки, потому что источник напояет тело, а школа наполет душу, школа открывает церкви, школа открывает монастыри. Если бы не было школ, где бы я вас учил?» 97 Такое образование желали иметь и за него боролись все приснопамятные отцы и герои нового эллинизма во главе с Макрияннисом 98 . Обличение Макрияннисом Оттона 99 и баварцев является одновременно обличением и всех тех политических лидеров, которые временами хотят изменить православный образ мыслей нашего народа. «Они (мужественные борцы за свободу Греции) хотели иметь свою веру и прославлять Бога по обычаям своей веры, а вы называетесь праведными царями и правителями Божиими тогда, когда даете им свободу в этом... Но не так, чтобы ты восседал как великий царь и занимался тем, что пытался бы переменить веру горстки людей, которые на протяжении стольких веков были словно потеряны и незаметны для общества. Господствовавший над ними сжигал их в печах, отрезал им языки, сажал на кол, чтобы они поменяли свою веру, и не преуспел ни в чем. Но теперь праведный и всесильный Бог, управляющий и тобою, воскресил этот маленький народ и желает, чтобы этот маленький православный народ прославлял Его по восточно-православному, как и твои подданные прославляют Его по западному... и царь пытается отвратить от их веры потомков древних эллинов, детей Одиссея, Ипсиланти 100 и столь многих, принесших свою жизнь и положение в жертву за эту православную веру и за эту их окровавленную маленькую родину» 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

  001     002    003