пристроен в 1840 г.; росписи сер. XIX в. не сохранились. Вост. стена украшена фресками, выполненными И. Христидисом в 1980 г. (Богородица «Дверь спасения», преподобные Симеон Столпник, Григорий Новый, Григорий Синаит, пророки, свт. Николай Чудотворец, прмц. Анастасия Римляныня, «Гостеприимство Авраама» и др.). Над центральным входом снаружи помещена мозаика «Иисус Христос Страна Живых» с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом (худож. К. Макрияннис, 1985). Парекклисион прп. Григория Нового небольшой однокупольный храм. Входы устроены в зап. (со стороны двора) и юж. (со стороны притвора) стенах. Сохранилась масляная живопись сер. XIX в., ориентированная на западно-европ. образцы (Пантократор в куполе и евангелисты в парусах). Примерно в одно время с росписями был выполнен и резной иконостас. Храмы, келлии и кафизмы, принадлежащие обители Северо-западнее кафоликона, во внутреннем дворе мон-ря, находится небольшая ц. во имя прмц. Анастасии Римляныни, воздвигнутая в 1768 г. одновременно с кафоликоном и расписанная неск. годами позже. Иконостас 1769-1770 гг. был сооружен на средства игум. Иосифа. В кон. ХХ в. нартекс был украшен фресками, выполненными братией мон-ря. Во внешнем дворе мон-ря, в зап. крыле, рядом с архондариком, располагаются одна над другой церкви св. Бессребреников (1-й этаж) и свт. Спиридона Тримифунтского (2-й), увенчанная куполом с высоким барабаном. Обе построены в 1892 г., при игум. Симеоне, и имеют в плане одинаковые размеры. Др. 2 церкви - Богородицы «Живоносный Источник» (1-й этаж) и вмч. Димитрия Солунского (2-й) расположены в вост. части юж. стены. Эти одинаковые в плане прямоугольные церкви имеют алтари с 3 полукруглыми апсидами, не выраженными снаружи; с запада - притворы. Судя по времени постройки этого крыла, храмы были закончены в 1780 г. Верхний храм увенчан куполом на высоком барабане с окнами в каждой из 8 граней. Резные одноярусные иконостасы выполнены во 2-й пол. XVIII - кон. XIX в. На 3-м этаже колокольни среднего крыла располагается небольшая ц. в честь Собора архангелов, имеющая внутри форму неправильной трапеции, построенная в 1775 г. на средства Кассандрийского митр. Григория, так же как и резной иконостас с иконами.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

«Царь, золотые шары и тень от облака». Картина. 1998 г. Худож. М. В. Копьёв После расстрела царской семьи в среде эмигрантов появились изображения их мученической кончины. Одной из первых стала акварель С. Сармат «Расстрел царской семьи и их слуг», известная по литографии 1922 г. Эта тема продолжала волновать художников и 2-й волны эмиграции: к ней обращался, напр., худож. Д. Невильв («Расстрел царской семьи», 1963, частное собрание). В советском искусстве к этой теме с т. зр. фиксации исторического события обращался худож. В. Н. Пчёлин («Передача семьи Романовых членам Уралсовета», 1927, Музей истории Екатеринбурга). В кон. ХХ в. вологодский худож. М. В. Копьёв (1947-2017) на основе фотографий Н. А. создавал оригинальные произведения. Его работы можно отнести к жанру психологического портрета: «Царь, золотые шары и тень от облака» (1998; то же в горизонтальном формате, акварель, 1999), «Имп. Николай II» (2000), «1918 год», «Николай II и цесаревич Алексей», «Молитва», «Последний император» (все 2000-х гг.). В творчестве П. В. Рыженко (1970-2014) судьба последней царской семьи и Н. А. занимает главное место: триптих «Царская Голгофа» («Прощание с конвоем», «Александровский дворец», «Ипатьевский дом. Расстрел») (2004); триптих «Русский век» («Царские погоны», «Фотография на память» - царская семья изображена на Бородинских торжествах, «Пасха в Париже») (2007); «Госпиталь» - Н. А. среди раненых солдат; «Рождение авиации, Николай II и Сикорский И. И.» (на основе фотографии 1913 г. в ж. «Нива»). К психологическому портрету Н. А. обращался также ногинский художник-монументалист и иконописец В. Р. Алексеев, изобразивший Н. А. накануне отречения: государь в казачьей военной форме стоит у окна в вагоне поезда (2005). В 2000-х гг. к образу Н. А. обращались петербургский худож. свящ. Рейпольский («Молитва за Россию», варианты: 2003-2004, ц. св. Царственных страстотерпцев в Сологубовке близ С.-Петербурга; 2014-2017, собрание художника), волгоградский худож. Ю. П. Карпенко («Гибель империи», ок. 2005), харьковский худож. Е. Н. Борисова (пастель, «Крест императора», 2010), И. Лебедева (лаковая миниатюра «Николай II», 2014). Иконы

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

Его же кисти принадлежат акварели «Чтение митр. Палладием молитвы в Успенском соборе» и «Шествие из Успенского собора» (обе 1896, ГИМ). По заказу франц. правительства худож. Жерве написал картину «Коронация имп. Николая II» (1896-1898, Музей Орсе, Париж), на к-рой запечатлен момент возложения государем на себя короны. В 1900 г. художник послал это большое полотно во Францию на Всемирную Парижскую выставку; в 1901 г. картина Жерве экспонировалась в Конногвардейском манеже С.-Петербурга. В 1896 г. франц. художниками было написано много картин в связи с посещением имп. четой Франции. Присутствие императора и его супруги на офиц. мероприятиях отражено, напр., на акварели художника Ж. Б. Детай «Николай II, имп. Александра Феодоровна и президент Французской республики Феликс Фор на военном смотре в Шалоне 27 сент. 1896 г.», на картине маслом Беккера «Торжественная встреча Николая II в Париже» 1896-1897 гг. (обе в ГЭ). Рус. художник-акварелист Пясецкий, сопровождавший имп. чету в этой поездке, также выполнил неск. акварелей, среди них - «Королевский кортеж на дороге к бастиону Бетень» и «Визит императора Николая II во Францию» (обе в ГЭ). По случаю 2-го посещения Франции имп. четой в 1901 г. также были написаны картины, напр. «Визит русской императорской четы во Францию в 1901 г.» худож. А. П. Давана (ок. 1905, Музей Версаля), «Жены рыбаков дарят русскому имп. Николаю рыбу» художника Э. Б. Хиршфельда (1901, Музей изящных искусств в Дюнкерке, Франция). Среди изображений многочисленных торжественных церемоний с участием императора в России - «Вручение имп. Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку» (худож. Н. Н. Бруни, 1900, ГЭ), «Николай II среди гусар в конном строю» (худож. Детай, 1900, ГМЗ «Павловск»), акварели Н. С. Матвеева «Шествие императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь» (1902) и «Шествие императорской фамилии из Большого Кремлевского дворца в Успенский собор» (1903, обе в ГИМ), «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 дек. 1905 г.» (худож. Кустодиев, 1905), «Бал в Петербургском дворянском собрании 23 февр. 1913 г.» (худож. Д. Н. Кардовский, 1913, две последние в ГЭ).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д " Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. СПб., 1914. Вып. 1: Белозерский край; Редин Е. К. Христианская топография Козмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Корнилович К. З. Об окладе «Христофорова Евангелия»//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 173-183; Вздорнов Г. И. Книгописание и худож. оформление рукописей в московских и подмосковных мон-рях до кон. 1-й трети XV в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 119-143; он же. Искусство книги в Др. Руси. М., 1980; Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 146-150; Розов Н. Н. О генеалогии рус. лицевых Псалтирей XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 226-257; он же. Об одной современной частной коллекции рукописей, недавно приобретенной ГПБ//Там же. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 277-280; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 203-224; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1979; Лихачева Л. Д. Древнерус. шитье XV - нач. XVIII вв. в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1980; она же. О хоругви Евфросинии Старицкой 1566 г.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 225-231; она же. Шитые произведения из собр. Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных//Древнерус. худож. шитье. М., 1995. С. 103-114. (ГММК «Моск. Кремль»: Мат-лы и исслед.; 10); Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья кн. Старицких//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 443-454; она же. Древнерус. лицевое шитье XV-XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской обл.: АКД. М., 1982; Соловьева И. Д. Худож. оформление рукописей 1-й четв. XV ст. из Кирилло-Белозерского мон-ря в собр. Рус. музея//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 220-232; она же. Иконы столпников из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.//ИХМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) Портрет вел. кн. Александра Павловича. Нач. XIX в. Худож. Н. И. Катин (ВГИАХМЗ) В 1850 г. К. вошел в комиссию по приему и освидетельствованию качества поновления стенной живописи, осуществленного ярославским худож. А. М. Колчиным с артелью в Софийском соборе Вологды (Там же. Ф. 528. Оп. 1. Д. 68. Л. 82 об., 113; Петрова Т. Г. Вологодский Софийский собор: Путев./ВГИАХМЗ. Вологда, 2011. С. 38). По сведениям Н. Титова, в иконостасе Преображенской ц. Спасо-Каменного мон-ря отдельные образы были написаны К. ( Титов. 1847). С. П. Шевырёв упомянул плащаницу письма К. в вологодской ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Рощенье, сохраняемую прот. П. В. Васильевским как реликвия ( Шевырев. 1850). В наст. время иконы с подписью К. неизвестны. Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Портрет архиеп. Иринея (Нестеровича). Ок. 1848 г. Худож. Н. И. Катин. Вологда ВОКМ Сын К. Александр (1815-1874) с 10 лет обучался в АХ сначала на живописном, затем на архитектурном отд-нии, жил в С.-Петербурге. В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре работал родственник К. худож. П. С. Лопотов ( Даен М. Е. Живописная школа Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (в печати)). Дом К. находился в приходе ц. свт. Леонтия Ростовского на Иеремеевом ручью в Вологде. В именном списке владельцев недвижимой собственности Вологды за 1860-1865 гг. этот дом числится за титулярным советником К. (ГАВО. Ф. 476. Оп. 2. Д. 55. Л. 117 об.). Судя по низкой оценке стоимости дома (175 р.), в последние годы К. жил в бедности. После 1865 г. его имя не упоминается в исповедных ведомостях Леонтиевского храма (Там же. Ф. 1063. Оп. 20. Д. 24, 1866-1875 гг.). В метрических книгах церкви запись о смерти К. не обнаружена: вероятно, он умер не в Вологде. К. писал парадные царские портреты: в 1824 г.- имп. Александра I для Вологодской губ. гимназии (находился в вестибюле здания), в 1828 г.- имп.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.) В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки ( Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ). На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова)/Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992). Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

в Италии - изображения некоторых святых: Франциска Ассизского («Экстаз св. Франциска», Вилла Татти, Сеттиньяно. 1437-1444, худож. Сассетта), Бернардина («Вознесение св. Бернардина», рельеф оратория Сан-Бернардино в Перудже, 1457-1462, скульптор Агостино ди Дуччо). В ряде случаев М. приобретает сложную многолепестковую форму («Majesta Agni», Анжерский Апокалипсис, 1373-1382, Городской музей, Анжер). Вероятно, М. присутствовала в персонификациях Света и Тьмы в сцене первого дня Творения во фресках нефа Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Рим, 440-461). Росписи известны в копиях, сделанных после поновления фресок П. Каваллини. В них аллегорические фигуры помещены в миндалевидные М. Аналоги - миниатюра Палатинской Библии (Vat. Palat. lat. 3. Fol. 5, посл. четв. XI в.), в которой Свет и Тьма изображены также в миндалевидных просиявших М., что напоминает медальон на триумфальной арке той же церкви; Библия из Перуджи (Perugia. Bibioteca comunale Augusta. L. 59, Fol. 1r, XII в.), где те же персонификации представлены в просиявших медальонах. В средневизант. октатевхах, а также на фресках капеллы Фомы Бекета в Ананьи (Лацио) Свет и Тьма фигурируют без М. Подобный мотив встречается в медальоне, обрамляющем заставку таблицы канонов в Россанском кодексе. В дальнейшем животные апокалипсиса могут изображаться в медальонах и вне этой сцены, напр. в сцене «Поклонение Агнцу» (Суассонское Евангелие). В 1-й пол. XV в. М. может сопровождать изображения персонажей нецерковного характера (напр., «зодиакального человека» в Роскошном часослове герцога Беррийского, 1-я четв. XV в.- Chantilly. Musée Condé. Ms. 65. Fol. 14v; Венеры - Триумф Венеры. 1-я пол. XV в., мастер взятия Тарента. Лувр, Париж; Вергилия в иллюстрации к «Божественной комедии», сер. XIV в.- Lond. Brit. Lib. Add. 19587. Fol. 2r). Уже в сер. XII в. появляется заменяющее М. более натуралистичное изображение облака вознесения (левый тимпан Королевского портала Шартрского собора, 50-е гг. XII в.; «Вознесение Еноха» и «Вознесение Христово», Морализованная Библия, 50-е гг. XIII в.- Vindob. 2554. Fol. 3r). С XIV в. в итал. живописи в сцене «Преображение» или «Сошествие во ад» М. часто заменяется на золотые ассисты (Алтарный образ худож. Дуччо, 1308-1311, Музей собора, Сиена), а потом вовсе исчезает («Преображение» худож. Джованни Беллини, 1455, Музей Коррер, Венеция). В изображениях Бога Отца, Христа или Божией Матери М. разных форм сохраняется до рубежа XV и XVI вв. в Италии («Коронование Марии», фреска апсиды собора в Сполето, 1467, худож. Филиппо Липпи; «Коронование Марии», фреска апсиды ц. Сан-Симпличано в Милане, 1508, худож. Амброджо Бергоньоне). В рафаэлевских станцах М. сохраняется в виде медальона с лучами, окружающими Христа во фреске «Диспута» (LCI. Bd. 3. S. 149), но превращается в сияние вокруг фигуры ангела, освобождающего ап. Петра из темницы. К сер. XVI в. М. как геометрическая форма практически повсеместно сменяется натуралистично изображенным сиянием. В русском искусстве

http://pravenc.ru/text/2561826.html

А. Архит.-худож. ансамбль Соловецкого мон-ря. М., 1982; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 99-100; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Мальцев Н. В. Центры и мастерские деревянной скульптуры Рус. Севера XVII в.//Проблемы каталогизации произведений искусства в худож. музее: [Сб. науч. тр.]. Л., 1988. С. 69-83; он же. Раки Зосимы и Савватия в док-тах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв.//Рус. культура на пороге 3-го тыс.: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 303-304; Щенникова Л. А. Вопр. изучения Соловецких икон XVI - XVII вв.//Там же. С. 261-275; Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. Сб. ст. М., 1991. [Вып. 1]. С. 66-90; Вешнякова О. Н. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» 1711 (?) г. из собр. АМИИ//Чт. по исслед. и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти худож.-реставратора Н. В. Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 195-207; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. Ил. 16, 19, 30; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообр. пуст.: Кат. выст./ГИМ; авт.-сост.: Э. П. Винокурова и др. М., 1994. С. 36-57; Рус. деревянная скульптура/Сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 118-130; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 63-76, 140-158. Кат. 59-85; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 242-277, 398-399, 448-449, 618-619; Т. 2. С. 111-113, 209-210, 302-303, 320-321, 380-381; Мильчик М. И. 3 ранние иконы с изображением Соловецкого мон-ря//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев.

http://pravenc.ru/text/200051.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010