Скачать epub pdf Январь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А. А. Спасского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —5— Предисловие Нижепредлагаемое толкование Святого Ефрема Сирина на Четвероевангелие заслуживает внимания благочестивого читателя не только потому, что оно есть подлинное творение Великого Отца и Учителя Церкви, но и по причине важных особенностей объясняемого в нём Евангельского текста. По свидетельствам древности и по тщательным изысканиям ученых оказывается, что в своем изложении Евангелия св. Отец следовал не одному какому-либо Евангелисту, а имел пред собой свод Евангельского текста, составленный по всем четырем Евангелистам, – и, притом, тот самый свод, который сделан был Тицианом, церковным писателем-апологетом II-ro века, и который в древней церкви, преимущественно в Сирии, пользовался распространенностью под именем «Диатессарона» т. е. Евангелия по четырем Евангелистам или Четвероевангелия. Посему, для лучшего уразумения нижеследующего толкования, считаем полезным дать предварительно несколько кратких сведений о самом Тациане и его Диатессароне, изъясняемом св. Ефремом Сирином . 1 . О жизни и деятельности Тациана древность оставила нам очень скудные сведения. В своем сочинении «Речь против эллинов (т. е. язычников)», 1 написанном в защиту христианской веры и стяжавшем ему имя апологета (т. е. защитника) церкви, Тациан сам называет себя «урожденцем ассирийской земли, первоначально раз- —6— делавшим языческое учение (гл. 42)». Время его рождения точно неизвестно; ученые полагают, что он увидел свет в конце первой или в начале второй четверти II-ro века по Рождестве Христове. С ранней молодости Тациан обнаружил широкую любознательность, много учился, усвоил себе всю языческую мудрость и, затем, по обычаям того времени, путешествовал по разным городам римской империи в качестве учителя красноречия. В эти странствования его влекли, однако, не суетные расчеты на приобретение славы, а желание достигнуть истинного знания о Боге, мире и человеке и добыть себе тот душевный мир, которого не могла дать ему языческая наука (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание    § I.    Насколько осуществила Церковь свою миссию в истории? Чего больше у нее: побед или поражений? На этот вопрос нельзя ответить арифметически точным, бухгалтерски обозримым итогом.    Как и евангельская история, история церкви скорее является внешнему глазу в образе трагической неудачи, поражения. Победы ее можно видеть скорее только очами веры и надежды в перспективах эсхатологического оптимизма. Не надо забывать об этой положительной, торжествующей стороне эсхатологии. Как евангельская, так и церковная история — существенно кенотичны, протекают в смиренном «рабьем зраке» (Филипп. 2, 7). Ища в них одних триумфов славы Божией, можно быть наказанным за такую наивность разочарованием неверия.    «Христианство не удалось!» — такова формула некоторых из русских интеллигентских искателей истины, наспех определивших успехи и неуспехи церкви в истории. Эта формула — грубая ошибка, если ее взять с тем позитивистическим смыслом, какой вложен в нее ее авторами. Но она свидетельствует о каком-то невыгодном внешнем впечатлении от истории церкви и звучит нам — сынам церкви — укором и предостережением против нашей самомнительной гордыни.    Есть две причины кенотического вида всей истории: и библейской и церковной. Есть кеносис, так сказать, законный и есть другой — беззаконный. Первый — от самой сущности «Божия снисхождения», от уничиженного вида, хране- ) Доклад, прочитанный на англо-русской конференции в Хай-Ли 24 июня 1934 г. ние божественного откровения в неведомых миру шатрах патриархов — кочевников, затем в жалком, маленьком народце, попираемом гордыми империями Древнего Востока, вплоть до уничиженного явления Сына Человеческого. Другой источник кеносиса, вносимый в историю откровения грешной человеческой волей. Это кенотика греха, не имеющая оправдания. В ней мы чувствуем себя виновными, как участники истории церкви. Поэтому неудачи церкви, ответственными за которые являемся мы, должны быть нелицеприятно сознаны. Исправления их должны быть поставлены на очередь дня, как боевые задачи воинствующей церкви.   Каковы же удачи и неудачи церкви в самых общих чертах?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2702...

Церковь в ее историческом исполнении § I. Насколько осуществила Церковь свою миссию в истории? Чего больше у нее: побед или поражений? На этот вопрос нельзя ответить арифметически точным, бухгалтерски обозримым итогом. Как и евангельская история, история церкви скорее является внешнему глазу в образе трагической неудачи, поражения . Победы ее можно видеть скорее только очами веры и надежды в перспективах эсхатологического оптимизма. Не надо забывать об этой положительной, торжествующей стороне эсхатологии. Как евангельская, так и церковная история — существенно кенотичны , протекают в смиренном «рабьем зраке» (Филипп. 2, 7). Ища в них одних триумфов славы Божией, можно быть наказанным за такую наивность разочарованием неверия. «Христианство не удалось!» — такова формула некоторых из русских интеллигентских искателей истины, наспех определивших успехи и неуспехи церкви в истории. Эта формула — грубая ошибка, если ее взять с тем позитивистическим смыслом, какой вложен в нее ее авторами. Но она свидетельствует о каком-то невыгодном внешнем впечатлении от истории церкви и звучит нам — сынам церкви — укором и предостережением против нашей самомнительной гордыни. Есть две причины кенотического вида всей истории: и библейской и церковной. Есть кеносис , так сказать, законный и есть другой — беззаконный . Первый — от самой сущности «Божия снисхождения», от уничиженного вида, хране- ) Доклад, прочитанный на англо-русской конференции в Хай-Ли 24 июня 1934 г. ние божественного откровения в неведомых миру шатрах патриархов — кочевников, затем в жалком, маленьком народце, попираемом гордыми империями Древнего Востока, вплоть до уничиженного явления Сына Человеческого. Другой источник кеносиса, вносимый в историю откровения грешной человеческой волей. Это кенотика греха, не имеющая оправдания. В ней мы чувствуем себя виновными, как участники истории церкви. Поэтому неудачи церкви, ответственными за которые являемся мы, должны быть нелицеприятно сознаны. Исправления их должны быть поставлены на очередь дня, как боевые задачи воинствующей церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2702...

Время от мученической кончины св. архидиакона Стефана в Иерусалиме до обнародования приведеннаго указа Константина В. в истории Церкви известно под названием времени гонений на христиан, времени свв. мучеников. Язычники почти непрерывно в течение трех веков преследовали христиан, как людей, исповедующих новую веру, непохожую ни на одну из языческих религий, как людей, имеющих иные взгляды на жизнь личную, семейную и общественную. Язычники не могли понять религии христиан, у которых не было ни идолов, ни кровавых жертв, и которые поклонялись Богочеловеку Иисусу Христу, распятому на кресте за грехи людские. Им казалась странной и вся внешняя жизнь христиан – спокойных, скромных, услужливых, удалявшихся от всяких языческих удовольствий и всяких пороков, избегавших участия в общественной и государственной жизни империи и всему предпочитавших уединение и молитву. Не зная внутренняго настроения христиан, они готовы были видеть в них людей преступных, предающихся в своих религиозных собраниях тайным порокам, опасных заговорщиков против общества и государства. Поэтому-то христиане и подвергались столь продолжительным гонениям. Сначала гонения вызывались или языческой толпой, отличавшейся в греко-римском государстве своеволием, необузданностью и часто требовавшей – «христиан по львам», или же капризами, подозрительностью и вообще дурным характером отдельных императоров. Но с середины третьяго века против христиан вооружается уже силою государственных законов само правительство римское. Христианская вера объявлется вредной религией, а христиане – опасными людьми, подлежащими насильственному обращению к почитанию языческих богов. Церковь христианская признается преступною организацией, а имущество верующих – вне покровительства законов. Вследствие такого взгляда на христианство гонения становятся уже актом планомерной деятельности языческаго правительства. Христиан преследуют как бы на «законном» основании и гонения против них ведут государственные чиновники, обязанные давать отчет в том, как исполняются на местах правительственныя распоряжения относительно последователей запрещенной веры. Никогда еще христианство не подвергалось таким жестоким преследованиям, как в это время. Но эти преследования нисколько не поколебали положения христианской веры в греко-римском мире. Христиане с твердой верой в окончательное падение язычества выступили на защиту Креста Христова и веры евангельской против их хулителей и гонителей. Полилась обильно кровь свв. мучеников, которая воочию показала всем несокрушимую мощь христианства и полное безсилие язычества. Последнее, впрочем, не сдавалось. Оно готовило христианству самое ужасное из гонений – гонение императора Диоклитиана, в начале четвертаго века.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Vel...

Коринфская церковь , в послании к которой содержатся сии слова, основана была апостолом Павлом. По отбытии его из Коринфа явились здесь учители не одинакового достоинства. Одни из них, например Аполлос, были достойными продолжателями дела Павлова: насаждённое Павлом семя истины Аполлос поливал и своими трудами, споспешествовал утверждению её в умах и сердцах. Он и ему подобные благоустрояли Коринфскую церковь на положенном проповедью Павла основании, которое есть Христос и Его Евангелие, – безукоризненно и правильно, в духе Павла. О других же учителях нельзя было сказать это. Не видно, чтобы они проповедовали еретическое учение, искажали догматы веры. Не видно также, чтобы они преподавали несогласные с евангельским учением правила нравственности. Ни в том, ни в другом не упрекает их Павел; но он даёт видеть, что в изложении христианского учения они давали слишком много места соображениям человеческой мудрости и пускались в изысканное красноречие. В их речах не было той простоты и прямоты веры, которою дышала проповедь Павла. Он боялся мудростью слова, отвлечённостью суждений, силою красноречия упразднить Крест Христов ( 1Кор. 1:17 ), т. е. ослабить учение о спасении мира Крестными страданиями и смертью Христа. Напротив, они изо всех сил бились блеснуть своею мудростью и красноречием и достигали того, что слушатели, увлекаемые их мудрованием и красноречием, о достоинстве предлагаемого им учения судили по личности учителей. Последние удовлетворяли свойственной греческому духу пытливости и пристрастию к красному слову. В их речах незаметно было отступления от евангельской истины, но вместе не было ничего такого, что могло бы укреплять и совершенствовать веру христиан. Речи их были благовидны, но легковесы и бесплодны. Это были сухие дрова, солома и сено, – вещества удобовозгораемые и быстро обращающиеся в пепел. Такими эти речи являлись пред судом строгой христианской истины; но ещё яснее должна обличиться их несостоятельность на суде Божием, в жизни загробной. Этот суд поистине есть огненное испытание и тогда откроется, кто из учителей веры на основании Христовом полагал золото, серебро и драгоценные камни, и кто дрова, сено и солому, т. е. чьё учение имело великую цену пред Богом, и чьё не имело никакой цены, хотя блеском своим увлекало слушателей. Сено и солома не выдержат огненного испытания правды Божией. На суде Божием не только окажутся несостоятельными человеческие мудрования и человеческое красноречие, их непригодность в деле веры, но вместе обнаружатся тайные сердечные побуждения, руководившие мудрователями и краснобаями. Люди, услаждавшиеся их речами, могли не замечать в них славолюбия и тщеславия, могли не догадываться, что они проповедуют о Христе не для славы Его имени, а собственно для прославления себя, для того, чтобы все говорили о их глубокомыслии и о силе их слова. Но на суде Божием все это будет обличено и посрамлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вторая редакция, исправленная и дополненная «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян.22:16 ) Преамбула Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает на Божий призыв через исповедание веры и покаяние, изменение образа жизни и соединение с Церковью в Таинстве Крещения. Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви отмечено, что традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) – оглашение – Крещение – научение (тайноводство) . В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Богу и Церкви, переосмыслению жизни. Подводя уверовавшего человека к духовным вратам Церкви – Таинству Крещения, миссионер передает его на попечение катехизаторов и пастырей Церкви. Катехизация (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить») – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви . На этом этапе уверовавший во Христа человек обретает уверенность, что Церковь является хранительницей Божиего Откровения и принимает решение стать христианином. После восприятия свидетельств о Христе и Церкви (впечатлений о церковной жизни, знакомства с христианами и учением Церкви) новообращенный в определенный момент принимает решение стать учеником Христа и сделать опыт Церкви своим. В настоящее время оглашением принято называть начальный этап катехизации – подготовку к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научение основным истинам веры, но и выявление искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Участников подготовительных бесед перед Крещением принято называть оглашаемыми, оглашенными.

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Методика огласительной работы разработана миссионерским отделом Калининградской епархии. «Что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» ( Деян. 22:16 ) Введение Бог обращается к человеку через евангельскую проповедь, и человек отвечает через покаяние — изменение прежнего образа жизни через исповедание веры и принятие святого Крещения. Таким образом, оглашение и Крещение как вступительное Таинство в жизнь Церкви суть вопросы, наиболее важные, с одной стороны, для каждого верующего, но вместе с тем для жизни всей Церкви, так как вхождение в Церковь не есть только личное дело отдельного человека, но касается всей Ее полноты . Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Обучение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой. Важно правильно расставить акценты в поэтапном приобщении человека к Церковной Полноте. В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести покаяние и веру в Бога, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу и переосмыслению жизни. Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап самостоятельной церковной жизни человека) именуется собственно катехизацией (от греч. katecheo — «оглашать, устно наставлять, учить») . Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми (в случае подготовки к Крещению). Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

Скачать epub pdf Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и прославленный Чудотворец, пользующийся исключительным почитанием повсюду в христианском мире и даже среди нехристианских народов, восхваляется и ублажается Церковью не только за высокую святость и чистоту своей жизни, не только за неисчислимые благодеяния, полученные и получаемые доныне верующими ради его теплых ко Господу молитв, но и за особенную пламенную ревность, проявленную им в деле защиты и охранения чистоты Святого Православия. Великий ревнитель и защитник Православия, свт. Николай являет собой в истории Вселенской Церкви замечательный пример неутомимого поборника за общехристианский мир и единение на почве богопреданного учения. Его борьба против возмутителей этого мира – еретиков – носила возвышенно-христианский характер и осуществлялась средствами, сообразными с духом евангельского учения, то есть мечом веры и духовным оружием слова. Эту божественную ревность свт. Николай явил сначала в насаждении и утверждении истинной и благочестивой веры на пажитях, очищенных от терний язычества, а затем в напряженной борьбе с ересями, в особенности же с грозной стихией арианства, силившейся поколебать коренные устои христианской веры. Как бодрый и добрый пастырь врученного ему Богом словесного стада, он прежде всего направил свои заботы на то, чтобы предохранить от заблуждения верующих паствы Ликийской. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, более же всего «пленяющим в послушание Христово» (ср. 2Кор. 10, 5 ) примером собственной всецелой преданности Церкви он не только сохранил наиболее благоразумных из своих пасомых от увлечения пагубными внушениями лжеучителей, но, как свидетельствует св. Андрей Критский , спас от духовной гибели и целые сонмы уже «затопляемых волнами арианской ереси». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, свт. Николай был деятельным участником Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Здесь, соделавшись, по выражению Метафраста, «огнедохновенными устами противников Ария», он вступил в личное единоборство с самим ересиархом и своей безбоязненной обличительной речью (но отнюдь не каким-либо физическим действием) нанес смертельный удар арианской доктрине. Святая Церковь помнит об этой великой заслуге свт. Николая и в своих песнопениях и похвалах именует его «правилом веры» (тропарь), «великим столпом благочестия» (акафист, икос 2), «славной красотой отцев», «твердыней, оком и благозвучной трубой церкви» (Похв. слово св. Андрея Критского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. (17-го апреля 1878 г.) Христос воскресе! С светлым пасхальным торжеством сливается для нас в нынешний день и светлое торжество о царе нашем. Оба эти торжества нисколько, однако же не мешают единству нашего ликующего чувства. Напротив, торжество веры и церкви глубоко объединяет с собою, и тем еще более возвышает и украшает торжество о царственном представителе Христовой веры и верховном покровителе православной церкви в нашем отечестве. Особенно же с именем нашего преблагословенного Александра и с историей его славного царствования тесно связуется мысль о возрастающем торжестве просветительных идей христианских над темными и злыми силами, гнетущими народы, о постепенном углублении животворных начал любви и свободы христианской собственно в нашей русско-народной почве. А какое торжество может быть чище, светлее и желаннее для самой церкви Господней, как не торжество образованности и просвещения христианского над тьмой и невежеством, торжество правосудия над произволом, любви и гуманности евангельской над грубостью и произволом, свободы над рабством, веры над неверием, евангелия над лжефилософией и стихийной мудростью, христианства над противниками Христа. А таково именно и есть, по основному характеру и по общему направлению своему, благочестивое царствование нашего возлюбленного монарха. Итак, радуясь и веселясь о воскресшем Спасителе в сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и о царе своем, столь высоко держащем знамя Христовой религии, на страх врагам ее и нашим ненавистникам! Однако же никакое торжество, как известно, не обходится без жертв и без борьбы: напротив после них только оно и наступает, и притом так, что чем выше и полнее бывает торжество, тем оно больших требует усилий и подвигов, и неразрывно связанных с ними жертв. Вот и нашей великой нации под державой царя православного, сколько пришлось и приходится еще приносить жертв, какую великую борьбу вести, – прежде чем настанет полное наше торжество над врагами нашей веры и нашей национальности, и осуществятся на деле все наши великие идеи и гуманные цели среди окружающей нас ненависти, торгашества и религиозного фанатизма в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (перевод и комментарии С. Федорова) Источник Скачать epub pdf Часть I. О вере. Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную? Ответ. Правильную веру и добрые дела. Ибо тот, кто обладает этими двумя, тот добрый христианин и имеет несомненную надежду на вечное спасение 1 , как говорит Писание: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» ( Иак. 2:24 ). И немного ниже: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26). То же самое говорит и Божественный Павел: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим. 1:19 ). И снова: «Хранящие таинство веры в чистой совести» ( 1Тим. 3:9 ). Вопрос 2. Почему христианин должен сначала веровать, а затем делать добрые дела? Ответ. Потому, что без веры никто не может угодить Богу, по слову святого Павла: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11:6 ). Поэтому, чтобы христианин был угоден Богу и, чтобы его дела были угодны Ему, необходимо, чтобы он, во-первых, имел веру в Бога, а во-вторых, чтобы он руководил своей жизнью этой верой. Вопрос 3. В чем состоят эти два [понятия]? Ответ. В трех богословских добродетелях – вере, надежде и любви. Мы намерены разделить это Исповедание на три части. А именно, в первой части мы будем говорить о вере. Во второй – о надежде, молитве Господней и Евангельских Блаженствах. И наконец, в третьей части – о Божественных заповедях, заключающих в себе любовь к Богу и ближнему. Вопрос 4. Что такое вера? Ответ. «Вера», – согласно блаженному Павлу, – «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние» ( Евр. 11:1–2 ). Или: православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим. 10:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010