Имея такое неполное, но правильное познание о Мессии, он смело начал проповедовать в синагоге Эфесской; но слушавшие его проповедь Акила и Прискилла, наставленные в пути Господнем более полно великим апостолом Павлом, сейчас же приметили, что он недостаточно наставлен в сем пути, взяли его к себе, может быть как пришельцу дали ему приют у себя, и точнее объяснили ему путь Господень (собственно – путь Божий, так как все дело Христово есть вместе и дело Божие): сообщили ему точнейшее и подробнейшее познание об учении и делах и лице Господа Иисуса Христа. Вероятно, он здесь же принял и крещение во имя Господа Иисуса и благодать Святого Духа (ср. Злат.), ибо в Ахаии он является уже облагодатствованным проповедником (ст. 27). Вознамерился идти в Ахаию (см. прим. к ст. 12): причиной сего были, вероятно, рассказы Акилы и Прискиллы о деятельности там апостола Павла и состоянии христианского общества в Коринфе, куда, главным образом, направлял путь свой Аполлос ( Деян.19:1 ). – Братия, т.е. эфесские христиане, тогда еще немногочисленные (ст. 19 и д.), писали к ученикам, т.е. христианам, бывшим в Ахаии, рекомендательное письмо, располагая их принять его приветливо, вероятно, как красноречивого, ученого, ревностного и опытного в писаниях учителя христианского. – Благодатью много содействовал уверовавшим: теперь природные богатые дарования его усилились еще благодатью, т.е. дарованиями особенными Святого Духа, и его деятельность в Ахаии была сильна и плодотворна в укреплении веры уже уверовавших по слову Павла. Особенно сильно он содействовал верующим тем, что сильно опровергал Иудеев всенародно, не только в синагогах, доказывая Писаниями, т.е. ветхозаветными, особенно, конечно, изъяснением пророчеств, что Иисус из Назарета, а не кто-либо другой, есть Христос, т.е. Мессия (ср. Деян.18:5 и прим.). Таким образом, насажденное Павлом Аполлос поливал ( 1Кор.3:6 ). «В том, что он опровергал всенародно, являлось его дерзновение; в том, что – твердо, открывалась сила; в том, что доказывал божественными писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Злат.). После Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) перед известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4). Глава 19 Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7) 1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошедши верхние страны, прибыл в Ефес, и, нашедши там некоторых учеников, 2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. 3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: в Иоанново крещение. 4. Павел сказал им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, то священство кончается, и восстает Священник иной. «Тех священников было много, потому что смерть не допускала быть одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Итак, тех было много, а Он – Один. А как же мы, христианские служители Алтаря? Уже встал Иной, Один. А нас опять, как в Ветхом завете, много. Кроме того, слово «священник» в нашем, христианском смысле, в новозаветных книгах не употребляется ни разу. Есть «епископы» и «пресвитеры», надзиратели и старейшины. И думается, что как Господь запретил называть кого-либо «учителями», «наставниками» и «отцами», так же Он запретил бы называть кого-либо и «священниками». Потому что Один у нас Священник – Христос, единожды принесший Самого Себя в жертву, достаточную для искупления всех людей. Но служители Христовы все-таки именуются и «учителями», и «наставниками», и «отцами» ( 1Кор.4:15; 12, 28 ), разумеется, помня, Кто есть единый истинный Учитель, Наставник и Отец. Так же и – «священники» христианские помнят, что, совершая Богослужение, они не новые жертвы приносят, но дают возможность всем людям, всегда и везде быть причастниками Его единой истинной и совершенной жертвы. Суббота. О широком пути Лк.13:18–29 Еф.2:11–13 Однажды Господь сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Так растение входит в жизнь тесным путем: оно пробивается сквозь толщу земли, а иногда – сквозь асфальт, или между вплотную лежащими камнями. У растения нет другого пути. Так же и в вечную жизнь другого пути нет. Все святые, как видим из истории, входили тесным путем. Причем, одни сами искали и выбирали этот путь. А для иных в конце жизни Сам Господь стеснял путь. Так было, например, со святым мучеником Вонифатием. Сначала он жил довольно легкомысленно. Но однажды, при виде казни христиан, был увлечен Господом на исповедание Его имени и на мученичество. Так было и с благоразумным разбойником, который всю жизнь провел непотребно. Но вот – путь его сузился, даже до креста. Он же просто принял этот крест, как должное и заслуженное, и пожалел другого, невинного Страдальца. Так он первым из всех услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? [ Мк. 8, 36–37 ]. Приобрети свою душу, то есть вечную жизнь, а не богатство. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [ Лк. 14, 33 ]. Увы, как сильна надежда на богатство! Все земное суета, скорбь и крушение духа. Доказательство тому – Соломон, обладавший всеми сокровищами ума и земли. (Олицетворение непостоянства земного.) Олицетворенная надежда – святые подвижники. Нет никого, кто оставил бы дом... и не получил бы ныне, во время сие... во сто крат более... а в веке грядущем жизни вечной [ Мк. 10, 29–30 ]. Надежда еще есть великодушное терпение всех искушений, всех гонений, скорбей, болезней, несчастий, всего неприятного, случающегося с нами, кроткое перенесение обид, бесславия – в чаянии, что все эти неприятности минутны и за ними последует вечная слава, вечный покой и радость. Аз есмь путь и истина и живот [ Ин. 14, 6 ]. Путь. Надежный руководитель мой – Христос: не надежна ли Самая Жизнь? Всякое слово Его живит меня, потому что всякое слово Его – истина, дело, бытие. Доверимся же Ему. Что такое грех ? Отчуждение сердца от Бога, от Его повелений и привязанность к земному, потому что всё, еже в мире, то есть все люди, грешат похотию плоти, очей и гордостию житейскою ( 1Ин. 2, 16 ). Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые [ Иер. 2, 13 ]. Упование на Бога, значит, есть противоположная греху добродетель. Да живут сердца ваши во веки [ Пс. 21, 27 ]. Замечательные слова! Надежда христианская есть умственное путешествие к небесному отечеству, преодолевающее все трудности, встречающиеся на этом умном 11 пути. Аз есмь путь [ Ин. 14, 6 ]. Странники и пришельцы [ Евр. 11, 13 ]. Надежда христианская должна быть основательна и благоразумна: начавши строить здание спасения, надо расчесть, будет ли чем совершить его, предварительно устранить зависящие от нас препятствия, или привязанности к земному. Всё сделано для твоей немощи в духовном отношении: тебя за руку ведут, только предайся сердечно и не спрашивай: как, почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или, какой выкуп даст человек за свою душу?» ( Мф. 16:26 ). Нет ничего на земле, с чем можно было бы сравнить христианскую добродетель в достоинстве, ибо что важнее достижения главной цели земной жизни – спасения? Но она достигается единственно христианской добродетелью. Что блаженнее (цели нашего бытия) – Богообщения? Но оно нераздельно связано с христианской добродетелью. Стяжавший добродетель, – стяжал нерасхищаемое вечное сокровище. Все другое может быть здесь расхищено и все непременно оставит человек в час смерти. А добродетель безопасно проходит чрез этот испытательный пункт и входит с человеком в небесное отечество, (еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, с. 142). Христианин, живущий истинно по-христиански, имеет Отцом Бога, от Которого получил бытие и Который особенно благоволит к нему; он получит усыновление по благодати чрез Господа Иисуса Христа и есть храм Духа Святого. Он получил неоцененную милость питаться телом Христовым, и чрез слово Божие и молитву беседует с Единым Истинные Богом; отечеством он имеет небо, а в нем наследие, которого человеческим языком нельзя описать. Чаще христианин приводи на память такое преимущество доброго христианского жития. Но и другое помни, что путь христианской добродетельной жизни на земле – путь тесный и прискорбный. Начинающий жить по-христиански с самого начала вступает в путь тесный и прискорбный, берет крест подвига и с ним идет вслед Христа. Сам Господь Иисус Христос был обесчещен, умален паче всех сынов человеческих и пригвожден ко кресту. Апостолам говорил Он: «в мире будете иметь скорбь; Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир, ибо вы не от мира» ( Ин. 16:33; 15:18–29 ). И апостолы о себе говорили: «до нынешнего часа держим голод, и жажду, и наготу, и побои. Мы как сор для мира, как прах всеми попираемый» ( 1Кор. 4:11–13 ). Вслед за ним и во всякое другое время «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» ( 2Тим. 3:12 ), ибо мир во зле лежит и князь мира сего сатана не терпит противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Мотивация миссионера Православный миссионер в своих трудах руководствуется твёрдой верой, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Святой Православной Церкви. Об этом и слова Христовы, сказанные о проповеди Евангелия, которой кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ), и предупреждение, что кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11–12 ). Поэтому мы видим в трудах миссионеров такую решимость к проповеди даже не смотря на различные тяготы и угрозу физической смерти – потому что они осознавали, что возвещают людям единственный путь к спасению от вечной погибели. В этом смысле миссия – естественное проявление христианской любви к тем, кто еще не знает об этом пути. Преподобный Макарий Алтайский писал: «Христианская вера, основанная на Слове Божием, есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь… то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное... Если господствующая в народе религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе сего народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как св. Апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающимся... [соединенное с] желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину, познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, и в сем познании обрели вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но чем поразительнее милость к нам Господа, открывшаяся в воплощении ради нас Сына Божия, тем достойнее сожаления, что мы не умеем пользоваться ею. С воплощением Сына Божия для всех земнородных открыт путь к небу, и Сын Божий простирает с высоты небес объятия Своего милосердия, призывая нас на небо, и Ангелы Божий посылаются с неба для всех хотящих наследовать спасение ( Евр.1:14 ) и всегда готовы облегчать нам восхождение на небеса. Но грех так крепко привязывает душу к земле, что ей не хочется даже думать о восхождении на небо. У нее недостает того, что нужно для безопасного восхождения на небо, – нет благочестия, того благоговейного настроения духа, которым проникнут был Иаков, когда сподобился видеть чудную лествицу. Он сподобился этого утешительного видения во время путешествия в дальнюю страну, которое совершал один, без слуг, пеший, с одним жезлом в руках и с дорожной сумой. Надобно было иметь немало самоотвержения, чтобы не испугаться трудностей такого путешествия. Что же поддерживало его в этом самоотвержении? Единственно упование на Бога. Он уповал, что Господь, избравший его в наследники Своих обетовании, не покинет его и проведет его благополучно через все трудности и препятствия на всех путях его жизни. Господь – Пастырь мой, – говорил он про себя, – я ни в чем не буду нуждаться. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня ( Пс.22:1–4 ). Видением лествицы еще больше было подкреплено его упование на Бога. Какой внушительный пример для твоего подражания, душа христианская! Путь к небесному Отечеству так же труден, как и путь Иакова в дальнюю страну. Но если Иаков утешался надеждой на помощь Божию и на получение обещанных ему благ, то и ты, душа христианская, ободряй себя к перенесению трудностей пути к спасению упованием на благость и любовь Господа – ибо если Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? ( Рим.8:32 ) – упованием на Его всемогущую силу, совершающуюся в немощах наших, на верность и непреложность Его обетовании вообще, особенно же относящихся к нашему вечному спасению ( Евр.10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Обозначив свою гражданскую позицию, Павел переходит к изложению того учения (букв. «пути»), которое его противники «называют ересью». Выражение «путь Господень» в качестве обозначения христианского учения встречалось нам в связи с рассказом об асийских иудеях, которые его злословили ( Деян. 19:9 ). Употребление слова «путь» в качестве антонима «ереси» знаменательно. Павел проповедует не просто какую-то ересь или направление мысли внутри иудейской традиции. Он проповедует путь, то есть образ жизни и образ мысли, основанный на учении Христа. При этом в своей апологетической речи Павел умалчивает о Христе. Если в других случаях он рассказывает о том, как встретил Христа на пути в Дамаск (вспомним его речи перед иудеями в Деян. 22:6–10 и перед царем Агриппой в Деян, 26:12 18), то здесь Павел об этом не упоминает. Напротив, он делает акцент на соответствии того пути, которому учит, вере своих отцов, и на том, что сам on, Павел, верует «всему, написанному в законе и пророках». Из конкретных пунктов своего вероучения он приводит один – тот самый, о котором говорил в синедрионе: воскресение мертвых. Как следует интерпретировать эту аргументацию – как уловку с целью избежать наказания или как искреннее исповедание веры? Думается, Павел был вполне искренен в том, что говорил, только он изложил свой « символ веры » не целиком, а тот его фрагмент, который имеет непосредственное отношение к проблематике, интересующей иудеев. Главным пунктом христианского вероучения было для него воскресение Христа. Суть этого вероучения он суммирует в словах, которые мы уже приводили: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор. 15:1:3–4 ). Но вера в воскресение Христа основывается у Павла на общей вере в воскресение мертвых: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христианская жизнь есть жизнь благодатная, и в этом ее коренное отличие от всякой, хотя бы и высоконравственной жизни вне Церкви. Потому-то Господь говорит: “Иго Мое благо и бремя Мое легко” ( Матф. 11,30 ). 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом Иго Христово действительно благо и бремя Его воистину легко. В них сокрыто блаженство всегда свободной любви, но, вследствие греховной испорченности человека, в Царство Божие ведет трудный, узкий путь. Нужно отречься не только от всего злого, от напрасных развлечений и забот, но иногда и от всего своего имущества: “если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах” ( Матф. 19,21 ). Господь говорит и о больших жертвах: “Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” ( Лук. 14,26 ). Как понять это, когда Господь Сам призывает к почитанию родителей ( Матф. 19,19 )? Слова эти означают, что любовь к близким не должна препятствовать любви к Богу, или иначе, она не должна быть корыстной. Надо любить людей самих по себе, а не ради пользы или удовольствия, которые они нам приносят, чтобы любимые не оказались лишь средством к самоублажению. Такая любовь не прочна и удаляет от Бога. Господь ждет наконец от человека полного отречения от всего и от самого себя, это и есть сораспятие Христу. “Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” ( Лук. 14,33 ), говорит Христос; и еще: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” ( Лук. 9,23 ; Марк. 8,34 ). Но все эти жертвы сами по себе цены не имеют; они только путь к высшему благу – к любви. Апостол Павел пишет: “Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” ( 1Кор. 13,3 ). Необходимость полного самоотречения проистекает оттого, что грех, удаливший нас от Бога, есть крайнее самоутверждение, самозамыкание и эгоизм. Чтобы вновь принять в себя Бога, надо до конца распахнуть двери своего сердца. 30. Бог принимает наши жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

1) Христианская Библия есть единственное, чистое и полное откровение Бога, достойное премудрости, силы и благости Его, как Отца человеков, и достойное человека, предназначенного мыслить о Боге, познавать и любить Его, подражать, удивляться, поклоняться Ему, наслаждаться Им, и сообразное всем требованиям в великом деле возрождения человеков, зачинающихся в беззаконии и рождающихся в грехе, поврежденных в самом корне природы своей. 2) Христианская вера, основанная на слове Божьем, дарованном человечеству в боговдохновенных писаниях апостолов и пророков, есть единственный Богом открытый для человеков путь к настоящему блаженству. И как Спаситель говорит, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь, и св. апостол Павел провозглашает, что пред именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних, то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в Царство Небесное. 3) Христианская вера принесла и приносит народам бесчисленные благословения Божии и во временной жизни их на земле; но высшая между тем цель религии Иисуса Христа – образовать достойных граждан для Небесного Иерусалима; полная слава её откроется в блаженной вечности; и как всякого человека, так и целых народов настоящая жизнь, со всеми радостями и страданиями её, ничего не значит в сравнении с бесконечной вечностью жизни божественной. 4) Если уже в народе господствующая религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе этого народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как св. апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающимся, в котором исполненное человеколюбия и премудрости долготерпение соединяется с пламенным, исполненным человеколюбия и премудрости и всегда действующим желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину и чтобы истина освободила их от предрассудков, страстей и суеверий, чтобы они познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, и в этом познании обрели вечную жизнь, святую, блаженную жизнь, принадлежащую человекам, сотворенным по образу Божию, потерянную им в грехопадениях и заблуждениях, но возвращенную и даруемую грешникам благостью Бога Отца, посредством Единародного Сына Его Иисуса Христа, силой и действием Святого Духа в верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

11, 13). Вот мы и просим ныне Бога о вселении Святого Духа словами церковной молитвы: " Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины,.. прииди и вселися в ны… " . И Господь Бог Дух Святой приходит и вселяется в нас, если, конечно, видит, что мы достойны этого. Сила Божия, посредством которой совершается вселение в нас Святого Духа и которая ведет нас по пути духовного очищения, духовной свободы, духовного совершенства, называется Благодатью. Человек, который сподобился вселения Святого Духа, называется человеком духовным или облагодарствованным. А вся жизнь, которую проводит такой облагодарствованный человек, ставший храмом Святого Духа, называется духовной жизнью. Когда Дух Святой вселяется в человека, человек, ставший обителью Святого Духа, просвещается светом Христова учения, его сердце согревается любовью к Богу и ближним, его душа очищается от всякой греховной скверны, и такой человек еще здесь, на земле, становится, как говорят христианские подвижники, " гражданином Царства Божия " . Такого духовного человека Бог приобщает к Своей собственной Божественной жизни. С таким духовным человеком Бог соединяет Себя, осуществляя заветные евангельские обетования, данные верующим: " И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет… " (Ин. 14, 16, 17). Особенное же, наиболее тесное единение души человека с Духом Святым происходит при причащении верующего Святых Христовых Таин. Господь сказал в Евангелии: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… " (Ин. 6, 56). Духовному человеку Бог открывает сокровенные Тайны бытия: " Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… " (Ин. 14, 26). " …Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… " (Ин. 16, 13). Дух Святой, поселяющийся в душе человека, как яркий луч света среди окружающей темноты, освещает наш путь, дает познать наши прежние заблуждения и нашу неправду, указывает нам единственно верный путь к истинной жизни — Христу Спасителю, Который сказал: " Я есмь путь и истина и жизнь… " (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010