Выставка «Реликвии святого Эчмиадзина» открывается в Москве 31 марта 2006 г. 11:27 В Москве в рамках празднования года Армении в России откроется выставка «Реликвии святого Эчмиадзина». Она будет проходить в Греческом дворике Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с 31 марта по 20 апреля, сообщили в пресс-службе музея. Эчмиадзин — резиденция Католикоса, главы Армянской Церкви. Город расположен в Араратской долине, в 18 километрах от столицы Армении Еревана. Христианство в Армении было принято в IV веке. Созданный в 405 году Месропом Маштоцем алфавит стал основой армянской письменности и бережно хранится народом. На выставке экспонируется Киликийское Четвероевангелие 1293 года, Четвероевангелие 1374 года, записанное Григором Татеваци на горе Сепух Дарангияц (иллюстрации к последнему выполнены художником Хачатуром Кесараци), а также Четвероевангелие, созданное Георгом Скевраци, музыковедом и каллиграфом (оклад рукописи — XVIII век). Значительное место в экспозиции занимают реликварии. В них хранились святыни Христианской Церкви - частицы Истинного Креста, фрагменты Ноева ковчега, Святого копья, мощи святых. В реликварии «Хотекарац Сурбншан» (изготовлен в 1300 году) находится частица Истинного Креста, на котором, по преданию, был распят Христос. В другом реликварии, согласно легенде, хранится фрагмент Ноева ковчега. Выставлены также два реликвария в форме длани: с мощами святого апостола Фаддея и Акопа Мцбинского. Интересна в художественном отношении и литургическая утварь: потиры, сосуды для мирры, кадила, ладаницы, рипиды, инкрустированные драгоценными камнями. Богато и многообразно представлено литургическое облачение. Экспонируются также предметы, принадлежащие высшему руководству Армянской Церкви (в том числе Патриарший двуглавый орел, инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью). Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина связан с культурой и искусством Армении давно. Еще в начале 50-х годов прошлого века была организована археологическая экспедиция на городище урартского города Эребуни (VIII век до н.э.), которая просуществовала свыше 20 лет. Раскопки выявили дворцовый и храмовый комплексы с парадными расписными залами, хозяйственные помещения и 23 надписи клинописью. Само название Эребуни (в другой транскрипции — Эревуни) сохранилось в имени столицы Армении — Ереван. Некоторые находки из раскопок, переданные на хранение в ГМИИ, экспонируются в зале Древних цивилизаций. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/101426.htm...

Дорога к Дарам В эти дни в Москве находятся Дары волхвов — христианская реликвия, которая обычно хранится на Афоне. Чтобы увидеть их, сотни тысяч людей готовы стоять в очереди по девять часов — и это вызывает разные отклики. 13 января, 2014 В эти дни в Москве находятся Дары волхвов — христианская реликвия, которая обычно хранится на Афоне. Чтобы увидеть их, сотни тысяч людей готовы стоять в очереди по девять часов — и это вызывает разные отклики. Некоторые носят вполне беззлобный, хотя и недоумевающий характер: «Надо стоять 9 часов, чтобы их увидеть, стоят с детьми, стоят больные, пожилые, все стоят, что они надеются получить? Объясните, я не понимаю… Нет, я понимаю чувства верующих и все такое, у меня в семье практически все верующие… но стоять 9 часов в ущерб здоровью…» Некоторые — настолько раздраженный, что, кажется, стоящие в очереди причинили пишущим какую-то тяжкую обиду. Это кажется странным: новогодние праздники — обычно время нанесения тяжелого ущерба здоровью, когда люди в огромных количествах поглощают крайне нездоровую еду и еще более нездоровые напитки, подвергают свою жизнь опасности, запуская фейерверки, и к тому же тратят огромное количество времени, средств и сил. На что мы вообще тратим свое время, силы и здоровье? Каких целей мы хотим достичь? Тошноты, головной боли и характерного металлического привкуса во рту? Зачем все это? Но это почему-то никого не раздражает и не удивляет. Иногда люди тратят время, силы и не такие уж и маленькие средства на что-то хотя бы менее вредное — психологические тренинги, которые должны помочь им выстроить отношения с ближними, преодолеть уныние и достичь каких-то целей. Иногда от этого есть какая-то польза, иногда — нет. Это значительно менее распространено, чем пьяное веселье, но тоже никого особенно не удивляет. А бывает, что люди строят свою жизнь так, как и полагается — с основания. У них есть желание разобраться, что на самом деле ст о ит наших трудов, а что — нет. Они начинают с осознания того, что является истиной о Боге, мире и человеке. С решимости привести свою жизнь в соответствие с этой истиной. С готовности приложить к этому усилия.

http://pravmir.ru/doroga-k-daram/

Разделы портала «Азбука веры» ( 21  голос:  4.0 из  5) Оглавление Посвящается светлой памяти моей матушки. От автора Православные святыни мира. Как дороги они каждому верующему, готовому преодолеть огромное расстояние, дабы только прикоснуться к драгоценной реликвии. Но не у всех есть возможность совершать паломничество к святыням даже на своей Родине, не говоря уже о дальних путешествиях в Грецию или на Святую Землю. Настоящее издание предоставляет читателю уникальную возможность познакомиться с великими православными святынями не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья. Мы посетим страну Православия, огромную и величественную, создававшую на протяжении веков свою историю. Ее культурное наследие по-прежнему питает нашу цивилизацию своими живительными соками, многими, к сожалению, неосознаваемыми. Эта книга поможет понять духовную красоту Православия, познакомиться с ее величайшими памятниками архитектуры и зодчества, впитавшими в себя возвышенные образы христианской духовности, и посетить уникальные святые места православного мира, имеющие величайшее историко-культурное значение. Православие – огромная страна. И невозможно уместить все ее вершины подвижничества, уникальные религиозно-художественные ценности и чудотворные реликвии в заданное число ста святынь. Надо сразу отметить, что не существует канонического списка святынь православного мира, лежащего на всех континентах земного шара. И это даже к лучшему. Потому что почитаемые религиозные святыни в каждой стране свои, они веками созидали и пестовали свой национальный дух и культуру. Мы покажем лишь маленькую частицу этого мира. Предисловие Прежде чем начать рассказ о великих святынях православного мира, надо немного сказать о географии самого Православия. Сегодня к православному вероисповеданию на планете принадлежит около 180 млн человек. Более 90 % православного населения проживает на территориях восточноевропейских стран, Балкан и территориях бывшего СССР. Из них, по социологическим данным, по убыванию, более трети проживает в Российской Федерации (65 млн), на Украине (40 млн) и в Румынии (20 млн).

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Святыни — настоящие и поддельные (+ фото) Откуда берутся реликвии? Как отличают настоящие от подделок? О настоящих и поддельных святынях — Михаил Артеев, магистр юриспруденции, кандидат богословия, директор центра изучения артефактов и реликвий ВГУ. 17 июля, 2012 Откуда берутся реликвии? Как отличают настоящие от подделок? О настоящих и поддельных святынях — Михаил Артеев, магистр юриспруденции, кандидат богословия, директор центра изучения артефактов и реликвий ВГУ. В Воронеже открыт первый в России Центр исследования артефактов и реликвий, прежде всего ориентированный на изучение христианского наследия. Помощь в анализе на подлинность реликвий, приходящих в православные храмы — одна из задач центра. На вопросы  о месте реликвий в Церкви, их происхождении, настоящих и поддельных святынях  отвечает Михаил Артеев, магистр юриспруденции, кандидат богословия, директор центра изучения артефактов и реликвий ВГУ. Михаил Владимирович, в церковной и светской прессе, на центральных каналах российского телевидения сообщалось о создании первого в России Центра изучения артефактов и реликвий, директором которого Вы были назначены. Первый вопрос, почему был создан центр и почему в Воронеже? Очевидно, что в нашем мире религия играет весьма важную роль как в быту конкретного социума, но и в глобальной геополитике. Очевидно, что многие аспекты истории, социологии, даже экономики невозможно понять без изучения богословской проблематики. Для ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого: «…вопрос присутствия теологии в университете это вопрос целостности, полноты научного знания». С этой мыслью я полностью согласен. Конечно же, речь идет о теологии по стандартам Министерства образования, для которого теология это, прежде всего, это изучение наследия религий, история, наука об артефактах. Кто-то спорит с таким определением, однако сейчас действует именно этот стандарт. Как первые шаги для набора опыта в русле программы Министерства образования был создан центр. Сегодня Центр это, прежде всего, место для практики студентов программы «История православия». Эта двухлетняя государственная магистерская программа впервые запускается в этом году на историческом факультете ВГУ под руководством известного историка доктора Аркадия Минакова. Мы предложим студентам практическую часть, не имеющую аналогов в России.

http://pravmir.ru/relikvii-nastoyashhie-...

Правда, и с воззрениями Виклефа на почитание икон можно было примирить церковные обычаи, так как он не отрицал нравственно-педагогического значения почитания икон, но, вооружаясь против существовавших крайностей средневекового католицизма, он шаг за шагом дошёл до чисто реформаторского понятия об иконах и призывания святых, признав исключительно субъективное значение за этими обычаями, и решительно восставал против внешних благочестивых действий, как-то: хождений по святым местам, постов и поклонения реликвиям 596 . В противоположность Виклефу, Гус оставался в этом пункте добрым католиком. Он был ревностный исповедник общения со святыми, и уже в констанцском заключении писал: «Я ещё имею надежду, что Бог может избавить меня из рук их (моих врагов) ради заслуг святых» 597 . «Как каждый член здорового человеческого тела имеет нужду в другом, так и каждый член мистического тела Христа нуждается в помощи другого, и как члены человеческого тела пекутся один об другом, так это же должно быть и в мистическом теле Христа; наконец они, как и члены телесные, должны сострадать или сорадоваться, если один член страдает или радуется» 598 . Гус признавал также и почитание реликвий, и вооружаясь против злоупотреблений своего времени, хотел опираться на Иннокентия III, особенно же на Августина и Иеронима. Поэтому, нужно сказать вместе с Фридрихом: если Гусу и делали упрёк в том, что он отрицает почитание реликвий, то эти упреки относятся не к теоретическому учению, но к существовавшим на практике злоупотреблениям 599 . Учение о почитании святых, как известно, ближайшим образом связывается и непосредственно вытекает из учения об оправдании, но своё теоретическое основание находит в предании и практике Церкви. Вопрос о догматическом предании есть вопрос об источниках вероучения. Схоластики, раскрывая учение об источниках христианского знания, употребляли для обозначения различаемых им категорий два термина: ratio и auctoritas, понимая под первым разумные основания, а под вторым свидетельства Откровения в пользу одного и того же положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Но существуют следующие веские доводы против истинности чудес никейской и посленикейской эпох. Они не побуждают нас отвергнуть все такие чудеса, но заставляют, по меньшей мере, воспринимать их очень осторожно и с сомнением к деталям. 1 . Эти чудеса отличаются менее возвышенным моральным содержанием, чем библейские, хотя в некоторых случаях сильно превосходят последние внешней помпезностью и сильнее влияют на нашу способность верить. Многие монашеские чудеса не столько сверхъестественны и выше разума, сколько неестественны и противоречат разуму, – ведь у них даже дикие звери пустыни, пантеры и гиены, к которым отшельники–мизантропы относились по–дружески, испытывают моральные муки, каются и обращаются 917 , но такой поворот дела даже не предполагается в Новом Завете 918 . 2 . Они подтверждают ценность не столько христианского образа жизни в целом, сколько ценность аскетизма, магическую силу таинств, почитания святых и реликвий и других суеверных практик, которые явно возникли позже и были более или менее оскорбительными для здравого евангельского ума 919 . 3 . Чем дальше мы от апостольской эпохи, тем больше совершается чудес, и в одном только IV веке чудес было больше, чем во все три предыдущих века вместе взятые, тогда как причин для их совершения (ради противостояния языческому миру) было меньше. 4 . У отцов церкви, при всех их достоинствах, явно отсутствовало четко выраженное чувство истины, и они в какой-то мере оправдывали ложь ad majorem Dei gloriam или fraus pia, называя ее благоразумием или гибкостью 920 ; единственным исключением был Августин, который, опережая свою эпоху, справедливо осуждал ложь в любой форме. 5 . Некоторые отцы церкви, такие как Августин, Мартин Турский и Григорий I, сами признают, что в то время уже часто совершались обманы, связанные со святыми реликвиями; это подтверждается фактом существования множества копий одних и тех же реликвий, каждая из которых объявляется подлинной. 6 . Никейские чудеса вызывали сомнения и споры даже среди своих современников, и Сульпиций Север допускает, что чудеса святого Мартина больше известны и в них больше верят в других странах, чем в его собственной 921 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Работа была прервана в 1773 г., когда был упразднен орден иезуитов, потом еще раз – в 1794 г., после кратковременного возобновления трудов и публикации еще двух томов (пятьдесят второго и пятьдесят третьего), из-за Французской революции, вторжения в Нидерланды и частичного уничтожения литературного материала; но начиная с 1845 (или, точнее, 1837) года работа опять возобновилась в Брюсселе под надзором прежнего ордена, хотя и не с той же исторической ученостью и критической точностью, и упорно продвигается к завершению 869 . Этот колоссальный и поразительный труд, результат более чем двухвековых благочестивых стараний и монашеской учености, всегда останется богатейшим кладезем для изучения системы поклонения святым и мученикам и истории христианского образа жизни. §87. Поклонение реликвиям. Учение о воскресении. Чудотворные реликвии См. список литературы к §84. Также J. Mabillon (католик): Observationes de sanctorum reliquiis (Praef. ad Acta s. Bened. Ordinis). Par., 1669. Barrington and Kirk (католики): The Faith of Catholics, &с. Lond., 1846. Vol. iii, pp. 250–307. С протестантской стороны – J. H. Jung : Disquisitio antiquaria de reliqu. et profanis et sacris earumque culiu, ed. 4. Hannov., 1783. Поклонение мученикам и святым изначально было данью уважения их бессмертным душам на небесах, но со временем стало распространяться также на их земные останки, мощи или реликвии 870 . Под этим понимаются, прежде всего, их тела или, скорее, части тел, кости, кровь, прах; затем все предметы, тесно связанные с ними, – одежда, посох, предметы обстановки, особенно орудия мученичества. Во времена Амвросия говорили, что сам крест Христа вместе с надписью и гвоздями чудесным образом был найден императрицей Еленой в 326 г. 871 ; потом обнаружились также терновый венец и плащ Христа, которые, по преданию, хранились в Париже, а потом – в Трире 872 . Об останках Христа никто не говорил, потому что Он воскрес, не познав тления, и вознесся на небеса, где восседает на престоле по правую руку Отца, оставаясь выше идолопоклонства и суеверий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 610 г. персы вновь захватили Антиохию, в 613 г. — Дамаск, а в 614 г. Иерусалим, откуда в Иран были вывезены христианские реликвии — Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом император Ираклий смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. священные реликвии. Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон и мир оказался весьма зыбким. В 30-х г.г. VII b. все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией — исламом — на борьбу за мировое владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им Халкидонскую веру) — все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 г. пала Антиохия, в 639 г. — Эдесса, а к началу VIII b. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе — Горный Ливан. Все-это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага — Византии. Все же положение христиан в халифате первоначально было достаточно привилегированным. Они имели прочные позиции в торговле, фактически монополизировали занятия медициной, из них почти полностью комплектовалось низшее и среднее звено административного аппарата. Арабы охотно использовали бывших византийских чиновников на службе в налоговом ведомстве; делопроизводство в Сирии вплоть до начала VIII b. велось на греческом языке. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30-70-х г.г. VII b. монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII и первой половины VIII в.в. деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 г.) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет, в 742 г., халиф Хишам разрешил самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. Естественно, мусульмане, в первую очередь, были озабочены лояльностью мелькитских Патриархов, вмешиваясь в их избрание, добиваясь рукоположения своих ставленников. В свою очередь, сотрудничество Антиохийских Патриархов с мусульманскими властями, порой, превышало всякие пределы. Так, например, Патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 г.) и уговаривал сдаваться византийские крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти (Историко-богословское исследование). – М., 2000. – С. 64. Тираж 200 экз. В исследовании предпринята попытка рассмотреть сущность харизмы царской власти и место реликвий и символов Св. Креста и Страстей Христовых в ее формировании. Высшей точкой христианского оформления царского культа, выбрана деятельность патриарха Никона , что достаточно полемично. Общий недостаток работы – некоторая лапидарность. Сост. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI – начала XX века: Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Альбом-каталог. Авторы: С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова. Фотосъемка – С. И. Степин. Макет и художественное оформление – А. А. Вишталюк. – М.: Интербук-Бизнес, 2000. В начале XX в. один из краеведов так отозвался о произведениях медного художественнаго литья: «...и как обидно, и как жаль, что эти остатки старины не привлекают почти ничьего внимания. И как хотелось бы, что бы это внимание было, наконец, на них обращено...» Сбылось это пожелание, и меднолитые предметы, ставшие частью музейных и частных собраний не только России, но и Бельгии, Германии, Голландии, Польши, Финляндии и других стран, привлекли внимание специалистов – археологов, историков и искусствоведов. Событием для всех почитателей меднолитой мелкой пластики, независимо от уровня подготовленности, стал выход первого в России альбома-каталога «Кресты, иконы, складни». Этот значительный пласт прикладного искусства, самого распространенного и самого тиражированного, получил, наконец, во вступительной статье альбома оценку, как национальное явление. Правомерно замечание авторов альбома, что «в настоящем издании впервые сделана попытка обобщения и описания музейной коллекции», из которой выбраны 249 памятников XI – начала XX вв. Представленные памятники наглядно демонстрируют разнообразие типов, форм и декора меднолитой пластики.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В 610 г. персы вновь захватили Антиохию, в 613 г. – Дамаск, а в 614 г. Иерусалим, откуда в Иран были вывезены христианские реликвии - Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом имп. Ираклий смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. священные реликвии. Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон и мир оказался весьма зыбким. В 30-х гг. VII века все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией – исламом – на борьбу за мировой владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им Халкидонскую веру) – все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 года пала Антиохия, в 639 – Эдесса, а к началу VIII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе – Горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага – Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30 – 70 –х гг. VII монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII – го и первой половины VIII-ro столетий деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. Естественно, мусульмане, в первую очередь, были озабочены лояльностью мелькитских Патриархов, вмешивались в избрание Патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников. В свою очередь, сотрудничество Антиохийских Патриархов с мусульманскими властями, порой, превышало всякие приделы. Так, например, Патриарх Иов, сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838) и уговаривал сдаваться византийские крепости.

http://pravoslavie.ru/39846.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010